Что такое специальная конфискация

Что такое специальная конфискация

КоАП РФ Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Ч. 4 статьи 3.7 признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 15.10.2020 N 41-П).

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

(часть 4 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 314-ФЗ)

Источник

Что такое специальная конфискация

УК РФ Статья 104.1. Конфискация имущества

1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества:

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 04.05.2011 N 97-ФЗ, от 20.07.2011 N 250-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 12.11.2012 N 190-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 150-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ, от 28.06.2014 N 179-ФЗ, от 21.07.2014 N 277-ФЗ, от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ, от 03.07.2016 N 324-ФЗ, от 06.07.2016 N 375-ФЗ, от 26.07.2017 N 203-ФЗ, от 29.12.2017 N 469-ФЗ, от 11.06.2021 N 215-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в пункте «а» настоящей части, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

2. Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.

3. Имущество, указанное в частях первой и второй настоящей статьи, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.

Источник

Конфискация: что, у кого и как

В рамках борьбы с коррупцией в России буквально каждый месяц возникают новые дела против крупных чиновников и правоохранителей.

Следствие находит имущество и деньги, нажитые незаконным путем, и конфискует их в пользу бюджета. Собственности лишаются не только сами обвиняемые, но и члены их семей, друзья и знакомые.

С 2014 по 2018 год, по данным Международной организации по противодействию легализации и отмыванию капитала (FATF), у российских госслужащих изъяли 318,5 млрд рублей.

Что и на каком основании могут конфисковать?

В российском законодательстве есть два блока оснований для конфискации (обращения в доход государства) имущества:

— в порядке, предусмотренном Уголовным кодексом (по обвинительному приговору суда);

— в порядке исполнения требований Федерального закона от 03.12.2012 № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (по решению суда, рассмотревшего обращение органов прокуратуры).

В первом случае конфискация имущества грозит за должностные преступления, преступления коррупционной направленности, экономические преступления и ряд других. Если доказано, что имущество получено в результате преступных действий, его изымут в пользу государства. Это могут быть деньги (наличные и на счетах в банках), ценные бумаги, доли в уставном капитале, ценности, недвижимое имущество, любое движимое имущество и т.д. Подтверждением получения имущества в результате совершения преступления может быть в том числе невозможность подтвердить законность доходов, достаточных для приобретения выявленного имущества.

По закону о контроле за расходами конфискации подлежит имущество, которое стоит больше дохода госслужащего и его супруги или супруга за три года. Изъять могут земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных капиталах организаций) или денежную сумму, эквивалентную стоимости подозрительного имущества.

Закон напрямую не предусматривает, что можно конфисковать деньги, но после решения Никулинского районного суда Москвы об обращении в доход государства изъятых у бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко 8,5 миллиардов рублей создан прецедент, который может быть использован в дальнейшем по другим делам. Так что можно уже сейчас утверждать, что активы на счетах государственного служащего, его родственников или друзей, которые не подтверждены их доходами, являются предметом для обращения в доход государства.

У кого могут конфисковать?

В случае применения уголовно-правового механизма конфискации, после обвинительного приговора суда конфисковать имущество могут не только у осужденного и его родственников, но и у любых лиц и организаций, фигурировавших в деле (??), у которых нашли имущество, добытое преступным путем.

Из буквального толкования закона о контроле за расходами следует, что изъятию в доход государства подлежит имущество государственного служащего, его супруга и несовершеннолетних детей, если их расходы не соответствуют их общему доходу.

Но по факту в зоне риска даже знакомые госслужащих. Конституционный Суд в своих определениях (по жалобам Захарченко Д.В., Семыниной Д.А.) указал, что при отсутствии у гражданина доказательств приобретения имущества на законно полученные доходы и наличии оснований полагать, что оно приобретено на незаконные доходы госслужащего, такое имущество правомерно изымается в доход государства.

Вот другие случаи изъятия в доход государства имущества у родственников и знакомых чиновников:

Позиция международных организаций

За тем, как Россия борется с коррупцией, следит Международная организация по противодействию легализации и отмыванию капитала (FATF), образованная в 1989 году по решению стран G7. В 2019 году группа провела четвертую проверку Российской Федерации и рекомендовала усилить применение института конфискации имущества в правоприменительной практике. Международные эксперты отмечают, что основная доля преступных доходов в России формируется за счет хищений из бюджета, ухода от налогов, коррупции, мошенничества в финансовом секторе и наркоторговли. 30% выявленных преступлений по легализации преступных доходов связаны с хищением бюджетных средств.

В своих рекомендациях (https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/mer4/Executive-Summary-Mutual-Evaluation-Russian-Federation-2019.pdf) FATF призывает усилить применение конфискационных механизмов в борьбе с коррупционными преступлениями, расширить перечень активов, подлежащих конфискации за счет виртуальных активов, расширить перечень преступлений, доход от которых подлежит конфискации. Банкам рекомендовано выявлять «политически значимых лиц», то есть лиц, которые могут использоваться в коррупционных целях (например, выступать номинальными владельцами средств или активов).

Куда дует ветер

Правоохранительные органы и судебная система отработали на практике различные механизмы конфискации имущества у государственных служащих, уличенных в коррупции и мошенничестве или не способных оправдать свои расходы законными доходами. Конфискации может подлежать любое имущество, находящееся как во владении госслужащего или его родственников, так и у его знакомых. А учитывая рекомендации FATF и позицию Конституционного Суда, можно предположить дополнительное усиление мер, направленных на конфискацию имущества.

Источник

Применение специальной конфискации предмета лизинга

В системе экономических прав и свобод центральную позицию, на наш взгляд, занимает право собственности, т.к. его реализация обеспечивает основу положения субъектов в экономической системе. При ограничении же данного права как следствие возникает наибольший конфликт частных и общественных интересов. Из возможных ограничений экономических прав наибольшие риски для правообладателя несет конфискация.

Рассмотрим перспективы развития законодательства, обеспечивающего механизм реализации ограничений права собственности, на примере проблемы применения конфискации транспортных средств, переданных лизингополучателю в качестве предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга).

Лизинг определен в качестве вида арендных правоотношений параграфом 6 гл. 34 ГК «Аренда». По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель), являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество, составляющее предмет договора финансовой аренды, за плату во временное владение и пользование.

Таким образом, действующее законодательство о лизинге основывается на правовой концепции признания лизинга видом договора аренды, при котором лизингодатель, являясь собственником предмета лизинга, передает его во временное владение и пользование лизингополучателю с возможным последующим выкупом этого имущества. Переход права собственности к лизингополучателю осуществляется только после уплаты всех предусмотренных договором лизинга лизинговых платежей (в том числе штрафов и пеней), а также уплаты выкупной стоимости предмета лизинга. До выкупа имущества лизингополучатель является его владельцем (арендатором), но не собственником.

Упомянутая ст. 317-1 УК предусматривает наказание за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Такое деяние признается преступлением. В случае совершения такого преступления применению подлежат нормы о специальной конфискации средства совершения данного преступления — транспортного средства.

В ситуации когда транспортное средство, при управлении которым совершено преступление, предусмотренное ст. 317-1 УК, принадлежит самому преступнику, ограничение права его собственности, безусловно, согласуется с нормами Конституции и гражданского законодательства. При таких обстоятельствах специальная конфискация представляет собой дополнительные негативные последствия для правонарушителя и является обоснованной с учетом нарушения им общественного порядка и создания реальной угрозы жизни и здоровью иных граждан.

Согласно действующему законодательству лизингополучателями могут выступать как юридические лица, так и физические лица (в том числе являющиеся индивидуальными предпринимателями). При этом лизингополучатели — юридические лица, как правило, используют переданное в лизинг транспортное средство для целей осуществления предпринимательской деятельности путем его передачи в управление своим работникам. Таким образом, в этой ситуации лизингодатели несут повышенные риски утраты права собственности на данное транспортное средство в связи с возможностью его конфискации в результате совершения правонарушений лизингополучателем или его работниками. При таких обстоятельствах, поскольку предмет лизинга, как правило, используется для осуществления предпринимательской деятельности и получения доходов, за счет которых уплачиваются лизинговые платежи, лизингодатель несет убытки не только от утраты принадлежащего ему имущества, но также в результате фактической невозможности выполнения лизингополучателем своих обязательств по договору лизинга.

Конституция устанавливает, что государство гарантирует каждому право собственности. Ограничение прав, в том числе права собственности, допускается только в случае, если осуществление права собственности противоречит общественной пользе и безопасности, наносит вред окружающей среде, здоровью населения, ущемляет права и законные интересы других лиц. В ситуации передачи транспортного средства по договору лизинга лизингодателем, как нам представляется, принимаются должные меры для обеспечения общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Это же можно сказать и о транспортном средстве, которое само по себе (или владение им) не представляют угрозу общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц.

Кроме этого, применение к лизингодателю специальной конфискации предмета лизинга, на наш взгляд, не соответствует принципам уголовной ответственности. Так, согласно принципу личной виновновной ответственности меры уголовной ответственности, в том числе конфискация, могут применяться исключительно к лицу, виновному в совершении преступления. Таким образом, не допускается уголовная ответственность за невиновное причинение вреда. Очевидно, что при совершении преступления (правонарушения) лицом, которое управляло переданным по договору лизинга транспортным средством, вина лизингодателя отсутствует.

Также, на наш взгляд, применение к лизингодателю специальной конфискации не соответствует принципу справедливости мер уголовной ответственности. Кроме этого, применение специальной конфискации по отношению к лизингодателю не соответствует целям уголовной ответственности, а именно: восстановление социальной справедливости.

Таким образом, с учетом изложенного полагаем, что применение рассматриваемой меры ответственности к лизингодателю не соответствует основным началам уголовного и административного законодательства. С учетом этого считаем в такой ситуации необходимым усиливать защиту права собственности добросовестного лизингодателя.

Следует отметить, что как раз на необходимость защиты прав собственников транспортных средств, которые подлежат конфискации либо могут быть конфискованы в результате совершения преступления иным лицом (управлявшим этим транспортным средством), указывается в решении Конституционного Суда N Р-836/2013, которым рекомендовано при дальнейшем совершенствовании правового регулирования общественных отношений в данной сфере учитывать указанную позицию Конституционного Суда.

Кроме того, Директивой Президента N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» установлено, что необходимо гарантировать добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользования этим имуществом. При этом также установлено, что следует исключить принятие правовых актов, предусматривающих возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества, а также необходимо запретить конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями.

Таким образом, на наш взгляд, учитывая приведенные выше доводы, можно говорить о том, что возможность конфискации транспортных средств у добросовестного лизингодателя не согласуется с требованиями указанных нормативных актов.

Анализ положений ст. 46-1 УК позволяет констатировать, что законодатель все же выделяет одно исключение из общего правила о специальной конфискации. Так, конфискации не подлежат транспортные средства, выбывшие из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц. Сущность данного исключения состоит в освобождении от возможных негативных последствий правообладателя, который не был осведомлен о возможной преступной деятельности лица, которому передается во владение транспортное средство. Данное исключение, бесспорно, является необходимым примечанием к ст. 46-1 УК и представляет собой средство правовой защиты добросовестного собственника. При этом интересы лизингодателя, являющегося таким же добросовестным собственником, в аналогичной ситуации не защищены. Отсутствие вины собственника и его объективной невозможности предвидеть или предотвратить возможность правонарушения (преступления) при этом не учитываются. Представляется нерациональным подобный подход законодателя.

Кроме того, можно сказать, что интересы лизингодателей существенно ущемлены реализацией подобных норм. Гарантированное Конституцией право собственности в данном случае подвергается незаконному ограничению.

Таким образом, с учетом изложенного предлагаем внесение следующих дополнений и изменений в действующее законодательство по вопросу применения специальной конфискации транспортных средств.

Статью 46-1 УК необходимо дополнить оговоркой о том, что не подлежит конфискации транспортное средство, если в соответствии с законодательством и (или) гражданско-правовым договором это имущество подлежит возврату его собственнику.

Полагаем, что подобные изменения обеспечат с одной стороны интересы государства по обеспечению общественной безопасности за счет стимулирования собственников надлежащим образом осуществлять контроль за благонадежностью лиц, в пользование и управление которых передаются транспортные средства, а также за целевым использованием этого имущества. С другой стороны в должной мере будут гарантированы предусмотренные Конституцией права добросовестных собственников имущества.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Что такое конфискация?

Опубликовано 10.06.2021 · Обновлено 12.06.2021

Что такое конфискация?

Конфискация – это потеря любого имущества без компенсации в результате невыполнения договорных обязательств или в качестве наказания за противоправное поведение. Конфискация, согласно условиям контракта, относится к требованию дефолтной стороны отказаться от владения активом или денежными потоками от актива в качестве компенсации причиненных убытков другой стороне.

Если это предусмотрено законом, в качестве наказания за незаконную или запрещенную деятельность производство по делу о конфискации может быть уголовным или гражданским. Процесс конфискации часто включает разбирательство в суде.

Объяснение конфискации

Когда имеет место невыполнение или нарушение обязательств по контракту, конфискация денег, активов или чего-либо другого, имеющего ценность, которая определена в контракте, приведет к компенсации пострадавшей стороне. Например, конфискация депозита за невыполнение сделки купли-продажи является обычным условием в договоре купли-продажи недвижимости.

При инвестировании от владельца могут потребовать отказаться от акций, которыми он владеет, если он не может удовлетворить требование по опциону. Денежные средства, полученные в результате неустойки, выплачиваются контрагенту. Владельцы также могут потерять акции, если попытаются продать их в течение ограниченного периода торговли. Конфискованные акции возвращаются эмитенту акций.

Часто, когда компания предлагает сотрудникам опционы на акции (ESO) или акции компании в качестве стимула, у них будут ограничения на то, когда и как эти пакеты акций могут быть проданы сотрудником. В некоторых случаях, если сотрудник увольняется из компании до истечения указанного срока, от него может потребоваться конфискация акций компании, которые ему были предоставлены.

Многие контракты на недвижимость также содержат пункт о конфискации. В этом пункте говорится, что, когда человек покупает недвижимость, договор является обязательством произвести рассрочку платежа по примечанию. Если заемщик не выполнит свою часть договора купли-продажи, продавец может расторгнуть договор и наложить арест на собственность. Конфискация недвижимости отличается от обращения взыскания на собственность.

Утрата доходов, полученных незаконным путем

Что касается незаконной деятельности, конфискация является синонимом изгнания в практических целях: преступник вынужден отказаться от незаконно полученных доходов. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) преследует инсайдерских трейдеров, которые получают прибыль от закрытой существенной информации. Ограниченная ресурсами, Комиссия по ценным бумагам и биржам может поймать только некоторых инсайдерских трейдеров, но когда она это делает и может успешно преследовать эти дела, она обеспечивает конфискацию любой торговой прибыли вместе с гражданскими штрафами и возможным тюремным заключением.

Министерство юстиции (DOJ) реализует комплексную программу конфискации активов, в которой участвуют крупные государственные учреждения. В число вовлеченных агентств входят Бюро по алкоголю, табаку, огнестрельному оружию и взрывчатым веществам, Управление по борьбе с наркотиками, Федеральное бюро расследований и прокуратуры США.

Агентства, не входящие в Министерство юстиции, также имеют право налагать штрафы в виде конфискации. Почтовая инспекционная служба США активно занимается делами, связанными с мошенничеством с использованием почты, отмыванием денег и незаконным оборотом наркотиков через почтовую систему. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов имеет Управление уголовных расследований, которое занимается арестом активов и денег, полученных в результате мошенничества в сфере здравоохранения, а также производства и продажи поддельных лекарств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *