Что такое специальная образовательная технология
Технологии и методы специального образования. Специальные образовательные технологии.
Специальные образовательные технологии представляют собой способ реализации процесса специального образования с учетом необходимых материально-технических и человеческих ресурсов. Их разработка базируется на принципах специального образования. Условно специальные образовательные технологии можно разделить на:
К числу коррекционно-развивающих технологий можно отнести: использование сенсорной комнаты, арттерапию, иппотерапию, песочную терапию, коррекцию произносительной стороны устной речи и т.д. К коррекционно-образовательным технологиям относится: технологии уроков предметно-практической деятельности, технологии развития речевых и мыслительных процессов и т.д. Ярким примером комбинированных специальных образовательных технологий, сочетающих развивающий и обучающий потенциал, является технология обучения и воспитания в педагогических системах Монтессори.
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, ее стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.
2. Перцептивные методы
3. Логические методы
4. Гностические методы
Все они успешно реализуются в практике образования общего назначения, но в условиях специального образования это затруднительно. Отбор методов для специального образования определяется рядом факторов:
1. В связи с нарушением в развитии перцептивной сферы (слух, зрение) у детей сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной и иной информации.
2. При любых отклонениях в развитии нарушается речь. Это значит, особенно на начальных этапах, что речь учителя, словесные методы не могут использоваться как ведущие.
3. Разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняет формирование словесно-логического мышления, что приводит к ограничению возможности использовать логические и гностические методы.
Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями, можно выделить 3 основные группы, применяемые в разной степени:
— информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, примеры из окружающей жизни)
— побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание). Часто используется поощрение как словесное, так и материальное. Но степень материальной ценности постепенно уменьшается. Наказание эффективно лишь тогда, когда ребенок понимает, что совершил плохой поступок. Но при наказании нельзя унижать ребенка и причинять физической боли. При порицании педагог никогда не должен повышать голос.
В подростковом возрасте большое место занимают информационные и стимулирующие методы, которые опираются на интеллектуальные и речевые возможности ребенка.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Технологии и методы специального образования. Специальные образовательные технологии.
Технологии и методы специального образования. Специальные образовательные технологии.
Технологии и методы специального образования. Специальные образовательные технологии.
Специальные образовательные технологии
Устойчивые, научно обоснованные, высокоэффективные, отличающиеся своеобразием сочетания методов обучения, воспитания, диагностики и коррекции, органически включенные в процесс развития ребенка, могут быть определены как специальные образовательные технологии. И как правило, их создание и реализация в практике специального образования связаны с именами известных ученых и педагогов-дефектологов.
Данные технологии представляют собой системный способ создания и реализации процесса специального образования или отдельных его компонентов с учетом необходимых материально-технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, а также особых образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, направленных на оптимизацию форм обучения. Их разработка и организационные формы базируются на принципах специального образования, в их основе заложены теории и концепции специальной педагогики и психологии, они также опираются на материалы других отраслей научного знания, обосновывающие сущность построения и реализации той или иной образовательной технологии.
Условно специальные образовательные технологии можно разделить на коррекционно-развивающие и коррекционно-образовательные, хотя и в тех и в других присутствуют обучающая и развивающая направленности. Некоторые из них имеют комплексный характер, интегрируя в себе оба эти компонента.
Коррекционно-развивающие технологии предусматривают содействие развитию сенсорной и моторной сфер, психических процессов, общему развитию личности и оздоровлению ребенка. Коррекционно-образовательные — приоритетно ориентированы на формирование познавательной активности и деятельности ребенка с ограниченными возможностями, на его обучение и воспитание.
Перечислим здесь некоторые из специальных образовательных технологий, не останавливаясь на их характеристике, так как их содержание и способы реализации достаточно хорошо представлены в доступной литературе.
К числу коррекционно-развивающих технологий можно отнести: использование сенсорной комнаты; иппотерапию; песочную терапию; технологии раннего вмешательства; работу лекотеки; некоторые технологии формирования пространственной ориентировки у разных категорий детей с ограниченными возможностями; формирование и коррекцию произносительной стороны устной речи; технологии арттерапии, применяемые в специальном образовании, и др.
К коррекционно-образовательным относятся: технологии уроков предметно-практической деятельности; технологии развития речевых и мыслительных процессов у разных категорий детей с ограниченными возможностями; технологии совместно-разделенной деятельности применительно к детям с тяжелыми и множественными нарушениями и др.
Яркими примерами комбинированных специальных образовательных технологий, сочетающих в себе развивающий и обучающий потенциал, являются технологии обучения и учения в педагогических системах М. Монтессори и антропософской лечебной педагогики, технологии работы в системе кондуктивной педагогики А. Петё, а также специализированные информационные технологии, в разработке которых активное участие, наряду с зарубежными специалистами, принимают и отечественные ученые-дефектологи (О. И. Кукушкина и др.).
Формы организации обучения детей с нарушениями развития в специальном образовании (индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная) и их характеристика
Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное. История специального образования приводит многочисленные примеры попыток индивидуального обучения глухих и слепых детей, преимущественно в домашних условиях или в монастырях. Индивидуальным было ремесленное и художественное обучение.
В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:
• Когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии. Таким образом, организуется обучение детей с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями, слепоглухих детей на начальных стадиях их обучения.
• Когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. Так, применительно к детям с нарушенным слухом проводятся индивидуальные занятия по формированию и развитию у них произносительной стороны устной речи, развитию остаточного слуха. Речевые нарушения у различных категорий детей корригируются преимущественно на индивидуальных занятиях. В ряде случаев психологическая помощь, психокоррекционная и психотерапевтическая помощь оказываются также в условиях индивидуальной работы.
• Если ребенок обучается в домашних условиях, то коррекционно развивающая работа носит сугубо индивидуальный характер.
Продолжительность индивидуальных занятий обычно около 20–30 минут.
Индивидуально подгрупповая форма организации обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной. Например, коррекционные занятия по развитию речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др. особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность работы с детьми в малых группах. На более поздних этапах обучения, по мере достижения определенного коррекционно педагогического эффекта, индивидуально-групповая форма организации обучения применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Технологии и методы специального образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Технологии специального образования
Специальное образование – это ряд специальных образовательных программ и методов обучения, технических средств, медицинских, психологических, социальных и других услуг, помогающих лицам с ограниченными возможностями овладевать общеобразовательными и профессиональными образовательными программами.
Современному обществу характерно стремительное изменение темпов жизни, технологий, лавинообразный информационный рост, усложнение условий трудовой деятельности и социальной работы. Задача специального педагога – создать модель обучения детей с ОВЗ, при которой каждый обучающийся проявляет механизм компенсации имеющегося у него дефекта, на основании чего возможна его интеграция в жизнь современного общества.
Выделяют несколько современных технологий, элементы которых могут применяться на уроках в коррекционных классах и школах:
Разноуровневое обучение – это организация учебного процесса таким образом, что реализуются несколько уровней обучения, не ниже базового, на основании способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ученика. Цель данной технологии – помочь всем школьникам овладеть базовым уровнем знаний и умений и получили возможность дальнейшего развития.
Проблемное обучение предполагает выдвижение перед детьми проблемы, интересной и значимой каждому ребенку. Создание мотивации предполагает особый творческий подход к каждому ребенку, педагог должен просчитать и предвидеть его особенности.
Игровые технологии делают учебный процесс увлекательным для всех детей, помогают школьникам проявлять активный познавательный интерес. Игровые технологии могут использоваться и в проведении целого урока, и на этапе закрепления, повторения и обобщения материала. Игры на уроках помогают пополнить, углубить и расширить знания, представляя средство всестороннего развития детей, их умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывают положительные эмоции, наполняют жизнь класса интересным содержанием, способствует самоутверждению ребенка.
Готовые работы на аналогичную тему
Информационные технологии, самым распространенным видом которых выступают мультимедийные презентации. Подготовка презентация является серьезным, творческим процессом, каждый элемент которого должен быть подробно продуман и подстроен под восприятие учеником.
Нравственное воспитание – технология, способствующая становлению, развитию и воспитанию в детях благородного человека, через раскрытие его личностных качеств. Развитие самовоспитания и правильного отношения учениках к своим ровесникам.
Здоровьесберегающие технологии должны обеспечивать школьникам возможность сохранять свое здоровье. Важной составляющей данной технологии выступает рациональная организация урока учителем.
Методы коррекционного обучения
Выделено несколько типов классификаций методов обучения:
Классификация в соответствии с методами работы ученика и учителя:
Классификация Лернера И.Я. и Скаткина М.Н. базируется на внутренних характеристиках мыслительной деятельности учеников.
Классификация, основанная на характере познавательной деятельности, сегодня является самой распространенной, она включает:
Словесные методы изложения учебного материала – наиболее важные в преподавании в коррекционной школе. Словесные методы помогают установить контакт между педагогом и учениками, что оптимизирует процесс усвоения знаний. Слово учителя – образец устной речи для учеников, углубляют понимание речи окружающих, расширяет словарный запас детей.
Иными словами, в специальном образовании почти всегда применяют сложную структуру из нескольких методов и приемов работы, чтобы достичь максимальный коррекционно-педагогический эффект. Комбинация таких сочетаний с их соответствием определенной педагогической ситуации определяет специфику процесса специального образования. Можно сказать, что специальный образовательный процесс протекает с использованием специальных образовательных, коррекционно-педагогических технологий, а не просто основан на применении отдельных сочетаний методов и приемов работы.
Технологии и методы специального образования.
Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения и методы воспитания. Специальная педагогика реализует принципы специального образования при помощи определенных образовательных технологий. Педагогические образовательные технологии можно рассматривать как проектирование образовательного процесса при помощи специальных методов и приемов обучения и воспитания.
Рассмотрим основные группы методов обучения и воспитания, используемые в специальных образовательных технологиях.
Методы обучения включают в себя непосредственно методы обучения (т.е. направленные на взаимодействие педагога и учащегося) и методы учения (учебно-познавательная деятельность самих обучаемых) и подразделяются на:
1) методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (перцептивные, логические, гностические);
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля.
Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении методов обучения детей с отклонениями в развитии существует в группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Как известно, в эту группу входят следующие подгруппы методов:
перцептивные методы словесной передачи и слухового и (или) зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы];
логические(индуктивный и дедуктивный);
гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).
В учебно-познавательном процессе могут использоваться как общепедагогические приемы и методы, так и специфические для каждой категории нарушений. Выбор и сочетаемость этих методов определяются с учетом особых образовательных потребностей учащихся, методы взаимно дополняемы и подкрепляют друг друга.
Все эти методы могут реализоваться в практике образования общего назначения как под руководством учителя, так и самостоятельно обучающимися. В условиях специального образования возможности обучающихся далеко не всегда позволяют реализовать методы самостоятельной работы.
Отбор методов из указанных групп для коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов:
Во-первых, в связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности восприятия слуховой, зрительной информации, выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного восприятия учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т.е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей данного человека.
В подгруппе перцептивных методов на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии на первом месте находятся практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой действительности. Дополнением к этим методам являются методы словесной передачи учебной информации. Позднее словесные методы будут занимать одно из значимых мест в системе применяемых методов.
Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено развитие речи. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения речь учителя, его словесные объяснения, словесные методы в целом не могут использоваться как ведущие.
В-третьих, разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу, а также методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.
Рассмотрим возможности и особенности применения отдельных методов в системе специального образования на примере обучения детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии.
Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала.
Психологические особенности восприятия младших школьников с отклонениями в развитии, наиболее характерными из которых для всех категорий являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру, обусловили специфику в реализации наглядных методов обучения.
Так, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но и должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам такого изучения. В педагогическом процессе важно обеспечить достаточную практику таких наблюдений для накопления необходимого сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов наблюдения и изучения объектов, закрепления используемых при этом словесных средств.
Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими методами.
Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимулирования учения. Несмотря на то, что игра занимает значительное место в жизни младшего школьника и является творческой целенаправленной деятельностью, ее использование в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недоразвитие психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальная недостаточность вызывают сначала необходимость обучения таких детей игре и постепенному включению игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.
Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Можно говорить о том, что специальный образовательный процесс протекает с применением специальных образовательных (коррекционно-педагогических) технологий, а не просто отдельных сочетаний методов и приемов работы.
Процесс воспитания детей с нарушениями в развитии неразрывно связан с коррекционно-педагогическим процессом, строго индивидуален и зависит от особенностей развития самого ребенка — от характера и степени выраженности отклонения, от возраста ребенка, от наличия и специфики вторичных отклонений.
Методы воспитания применяются в разной степени в различных вариациях с методами обучения и подразделяются на три вида:
1) информационные методы;
2) практически-действенные методы;
3) побудительно-оценочные методы.
Под информационными методами подразумеваются беседы, экскурсии, примеры из жизни, СМИ, искусство и т.д. Восприятие информации зависит от уровня ее сложности и особенностей психических возможностей учащихся.
Практически-действенные методы наиболее понятны детям с нарушениями в развитии и включают в себя игру, ручной труд, рисование, приучение, упражнение, некоторые нетрадиционные методы.
К побудительно-оценочным методам относятся поощрение, осуждение, порицание и наказание. Наказание и порицание недопустимо высказывать в резкой форме, они не должны унижать личность ребенка, недопустимо физическое наказание или наказание трудом. Наказание действенно только в том случае, если ребенок осознает неправильность своих действий и поступков.
Как и методы обучения, методы воспитания детей с отклонениями в развитии, во-первых, имеют специфику в своей реализации, а во-вторых, используются в целесообразных сочетаниях как между собой, так и с методами обучения, будучи нередко встроенными в ту или иную специальную образовательную технологию.
Рассмотрим в качестве примера особенности реализации некоторых методов воспитания в системе специального образования.
Наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии практически-действенные методы воспитания. Особенно эффективны они в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также применительно к тем категориям детей, которые имеют нарушения интеллекта, задержку психического развития, недостатки в речевом и слуховом развитии. Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами. Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. На начальных этапах специального образования воспитательные возможности бесед, рассказов, разъяснений, чтения художественной литературы значительно ниже, чем в системе массового образования. Речевое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность, бедность житейского и социального опыта не позволяют большинству детей с отклонениями в развитии в полной мере осваивать нравственно-этический потенциал народных сказок, понимать прозаические и стихотворные тексты и извлекать из них поучительный смысл. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни, личного опыта педагога.
Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель всегда проявляют необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражают неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен(а)». В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные формы наказания: словесное порицание, выговор.
В любом случае применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему.
Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.
В подростковом и юношеском возрасте, с появлением реальных результатов коррекционно-педагогической помощи в развитии личности человека с ограниченными возможностями, все большее место занимают информационные и стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, порицание, осуждение и пр.).