Что такое специальные методы

Методы специальные

Смотреть что такое «Методы специальные» в других словарях:

Методы общей теории судебной экспертизы — способы познания теорией судебной экспертизы своего предмета, раскрытия закономерностей формирования и функционирования различных классов, родов и видов судебных экспертиз. Как и в отношении методов криминалистики, различают М.о.т.с.э. и… … Криминалистическая энциклопедия

МЕТОДЫ ВРАЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — І. Общие принципы врачебного исследования. Рост и углубление наших знаний, все большее, и большее техническое оснащение клиники, основанное на использовании новейших достижений физики, химии и техники, связанное с этим усложнение методов… … Большая медицинская энциклопедия

Специальные функции — встречающиеся в различных приложениях математики (чаще всего в различных задачах математической физики) функции, которые не выражаются через элементарные функции. Специальные функции представляются в виде рядов или интегралов. Специальные функции … Википедия

Методы массового культивирования микроскопических водорослей — Массовая культура под открытым небом. Различного типа установки под открытым небом были испытаны и описаны уже в начале 50 х годов Институтом Карнеги (США), в Японии и некоторых других странах. В настоящее время существует много… … Биологическая энциклопедия

методы — методы: Методы косвенного измерения влажности газов, основанные на зависимости их оптических свойств от влажности. Источник: РМГ 75 2004: Государственная система обеспечения единства измерений. Измерен … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методы домарксистского литературоведения — I. Метод и мировоззрение. II. Проблемы историографии домарксистского литературоведения. III. Краткий обзор основных течений домарксистского литературоведения. 1. Филологическое изучение памятников слова. 2. Эстетический догматизм (Буало, Готтшед … Литературная энциклопедия

МЕТОДЫ ЭМАНАЦИОННЫЕ — радиометрические методы разведки, основанные на изучении концентраций радиоактивных эманации (радона, торона и актинона) в подпочвенном воздухе (поверхностная и глубинная эманационная съемка), в скважинах (эманационный каротаж), в горных… … Геологическая энциклопедия

Специальные условия для получения образования — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых … Официальная терминология

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ — концепции, объясняющие функционирование и развитие частных социальных процессов. В марксистской социологии С. с. т. строятся на методологич. основе материалистич. диалектики, историко материалистич. понимания общества. Вместе с… … Философская энциклопедия

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ — военные мероприятия, проводимые специально назначенными, организованными, подготовленными и оснащенными силами, применяющими методы и способы боевых действий, не характерные для обычных сил. Такие мероприятия проводятся с применением всех видов… … Юридическая энциклопедия

Источник

Методы социологии: классификация, виды, описание

Что такое специальные методы. Смотреть фото Что такое специальные методы. Смотреть картинку Что такое специальные методы. Картинка про Что такое специальные методы. Фото Что такое специальные методы

Социология – это наука об обществе, входящие в него системы, а также закономерности функционирования и развития общества, социальных институтов, формирующихся отношениях и группах.

Таким образом, объектом изучения социологии является общество, а именно, его внутренние механизмы функционирования и строения, принципы развития структурных элементов. Отдельного внимания заслуживают особенности взаимоотношений между обществом и личностью. Одним из неотъемлемых элементов социологии, как и любой другой науки, являются методы.

Что такое методы социологии?

С точки зрения научной литературы метод — способ достижения определенной цели, конкретный алгоритм, позволяющий решить определенную проблему. По сути, это достаточно полно характеризует этот термин, который действительно на практике подразумевает использование определенного набора инструментов и подходов для решения задач. Слово «метод» пошло из греческого языка, и при дословном переводе означает «путь к чему-либо».

Методы в социологии – основной способ получения информации, а также последующей систематизации научного знания об особенностях социальной реальности. В эту категорию входят также все тонкости организации познавательной деятельности, регулятивные нормы и правила, а также общий набор инструментов и алгоритмов действия. Таким образом, можно сделать вывод, что методы в социологии позволяют провести изучение конкретного объекта, поскольку они являются набором знаний и инструментов для осуществления подобной деятельности.

Основные методы социологии

В самом общем смысле все основные методы социологии могут быть объединены в две основные категории – общенаучные и частные научные. Рассмотрим каждую из этих групп несколько подробнее.

1. Общенаучные методы

В категорию общенаучных относятся методы, которые являются инструментом для многих наук. Из числа общенаучных социология использует следующие методы:

1.1. Метод сравнительного анализа

Определение имеющихся схожих черт и различий между двумя изучаемыми объектами. Сравнение – инструмент, позволяющий лучше понять конкретную ситуацию, а также способствует формированию понимания причин использования конкретного образования. В данном подходе основой является предпосылка о наличии общих закономерностей проявления социального поведения. Она основывается на том, что достаточно много компонентов культуры, социальной и политической жизни различных народов обладают множеством схожих черт. Сравнительный анализ подразумевает сравнение двух однотипных явлений, чтобы можно было выделить конкретные пункты и характеристики для сравнения. Сравнительный метод позволяет серьезно расширить кругозор исследователя, а также в собственных наработках учитывать опыт других стран и народов.

1.2. Исторический метод

Подход, заключающийся в изучении динамики развития конкретного объекта.

1.3. Количественный анализ

При использовании данного метода происходит отказ от изучения содержания, а все внимание уделяется изучению явления по его форме проявление. Создание математического описания позволяет завершить научный анализ, ведь вершиной проявления научного знания является возможность использования математического аппарата. В социологии также используются математические подходы, в основном – методы качественного анализа. Использование математического аппарата позволяет лучше сориентироваться в общем нагромождении фактов, а также смоделировать имеющиеся социальные процессы.

Однако на практике моделирование социальных процессов является крайне слабой задачей из-за слабости имеющегося математического аппарата. Здесь потребуется использование качественно нового математического аппарата, который значительно отличается от того, что используется в несоциальных науках.

1.4. Системный подход

Изучение конкретного объекта во всем наборе его взаимосвязей с другими категориями объектов, формирование понимания имеющихся структурных образований и зависимостей.

1.5. Абстрагирование

Абстрагирование – особый метод социального познания, который подразумевает выделение определенных свойств, качеств и взаимосвязей в социальных фактах. Впоследствии производится их обобщение от изучаемого социального факта, на основе чего формируются конкретные понятия. Эти понятия позволяют проводить различные мыслительные действия над объектами, например, формировать следственно-причинную связь.

2. Специальные методы

Эта категория включает в себя методики, которые были разработаны для дальнейшего использования в рамках конкретной науки. В социологии можно выделить следующие специальные методы:

Заключение

Стоит отметить, что в социологии отсутствует идеальный метод, который мог бы предоставить на 100% верную информацию, и лишь комплексное исследование с использованием множества методик позволяет достичь наиболее прогрессивных и качественных результатов.

Источник

Специальные методы научного исследования

Что такое специальные методы. Смотреть фото Что такое специальные методы. Смотреть картинку Что такое специальные методы. Картинка про Что такое специальные методы. Фото Что такое специальные методы Что такое специальные методы. Смотреть фото Что такое специальные методы. Смотреть картинку Что такое специальные методы. Картинка про Что такое специальные методы. Фото Что такое специальные методы Что такое специальные методы. Смотреть фото Что такое специальные методы. Смотреть картинку Что такое специальные методы. Картинка про Что такое специальные методы. Фото Что такое специальные методы Что такое специальные методы. Смотреть фото Что такое специальные методы. Смотреть картинку Что такое специальные методы. Картинка про Что такое специальные методы. Фото Что такое специальные методы

Что такое специальные методы. Смотреть фото Что такое специальные методы. Смотреть картинку Что такое специальные методы. Картинка про Что такое специальные методы. Фото Что такое специальные методы

Что такое специальные методы. Смотреть фото Что такое специальные методы. Смотреть картинку Что такое специальные методы. Картинка про Что такое специальные методы. Фото Что такое специальные методы

В социально-гуманитарных науках, помимо общенаучных методов применяются специальные методы исследования явлений и законо­мерностей. Специальные методы исследования используются только в какой-нибудь одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания. Например, к специальным методам относятся конкретно-социологические методы, которые основаны на приме­нении методов конкретной социологии для изучения социальных явлений.

Конкретно-социологические исследования – это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относя­щихся к различным сферам жизни общества.

К методам такого рода исследований относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и проч.

Важное значение имеют не только методы получения сведений о соци­альных явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки.

К таким мето­дам можно отнести:

– регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение доку­ментов и проч.);

– сбора данных (сплошное, выборочное или монографическое обследо­вание);

– обработки и анализа данных (описание и классификация, типологиза­ция, системный анализ, статистический анализ и проч.).

К наиболее распространённым методам конкретно-социологи­ческих исследований государственно-правововых явлений, частным случаем которых и является таможенная деятельность, относятся: изучение документов; контент-анализ; опрос.

Изучение документов (документальный метод).

Документ – это объект исследования, содержащий информацию на лю­бом материальном носителе (бумаге, диске и проч.) при помощи какой-либо знаковой системы.

Существует различная классификация документов. По общей значимо­сти их можно разделить:

а) официальные, которые имеют «служебный» характер, поскольку они составлены государственными и муниципальными органами и учрежде­ниями, коммерческими и некоммерческими организациями;

б) неофициальные, к которым относятся в основном личные доку­менты, касающиеся жизни и деятельности лица или группы лиц (письма, мемуары, дневники, выступления и проч.).

По характеру знаковых средств фиксации информации документы де­лятся на текстовые и нетекстовые. В текстовых документах информация за­креплена посредством письменных знаков (букв), в нетекстовых – нерече­выми знаками.

Документы, какими бы достоверными они на первый взгляд ни каза­лись, требуют к себе критического отношения, поскольку содержащиеся в них сведения могут оказаться неверными, неполными. Поэтому документ следует проанализировать, ответив на следующие вопросы: что он представляет собой по виду и форме; какова подлинность текста; кто его автор; время, место и обстоятельства возникновения документа; какова достоверность содержащихся в нём сведений; насколько полна закреплённая в документе информация; каковы цели создания документа.

При изучении документов может быть использован коли­чественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определён­ных признаков (единиц анализа), подсчёте их количества и оп­ределении частоты употребления таких признаков в общем объёме имеющейся информации или в общем количестве изу­ченных документов. Индикаторами, т.е. конкретными указате­лями на присутствие единиц анализа в документе, могут быть: употребленные в тексте понятия, события, наименова­ния, имена собственные, устойчивые словосочетания; предложения (утверждения, вопросы, оценки и т. п.); совокупность высказываний на определённую тему.

Для количественного анализа составляют вопросник, содер­жащий набор вопросов на определённую тему, ответы на кото­рые могут быть получены из документов.

Большое значение в сборе первичной информации со слов опрашиваемого имеет метод опроса. Метод опроса может про­водиться заочно путём распространения, сбора и обработки ан­кет (анкетирования) либо очно, в форме беседы с опрашивае­мым лицом.

Первый метод опроса требует разработки анкеты. Обычно она состоит из следующих частей:

Что такое специальные методы. Смотреть фото Что такое специальные методы. Смотреть картинку Что такое специальные методы. Картинка про Что такое специальные методы. Фото Что такое специальные методы

1) преамбулы (вводной части), в которой указывается, кто проводит опрос, с какой целью, даётся инструкция по заполне­нию анкеты и её возврату, гарантия анонимности и высказыва­ется благодарность за ответы;

2) паспортички (демографической части), содержащей воп­росы по социально-демографической характеристике респон­дентов. Иногда эти вопросы помещают в конце анкеты;

3) контактных вопросов, позволяющих заинтересовать рес­пондента и ввести его в изучаемую проблему;

4) основных вопросов, с помощью которых собирают ту ин­формацию, ради которой проводят исследование;

5) заключительных вопросов, предоставляющих возмож­ность опрашиваемому свободно высказаться по теме исследо­вания.

Помимо перечисленных в анкету могут быть включены кон­трольные вопросы и вопросы-фильтры. Первые применяются для проверки правдиво­сти ответов, а также для уточнения и дополнения сведений, получаемых из ответов на основные воп­росы. Вторые предназначены для проверки того, относится ли респондент к группе людей, подлежащих опросу, компетентен ли он.

Имеет значение порядок расположения вопросов. Они дол­жны располагаться в логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые вопросы, в се­редине – сложные, трудные, деликатные. Затем сложность воп­росов убывает. В анкете не должно быть ненужных или наводя­щих вопросов.

Следует продумать содержание, форму и порядок не толь­ко вопросов, но и ответов на них. В зависимости от формы отве­тов различают вопросы закрытые, открытые и полузакрытые.

Закрытые вопросы бывают:

а) с альтернативными ответами типа «да – нет» (иногда с добавлением «не знаю»);

б) со шкальными ответами, например, для оценки интен­сивности какого-либо явления в баллах;

в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или несколько ответов.

Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент мо­жет дать любой, какой пожелает.

Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опрашиваемый может ответить на них в строке «другое (иное)».

Для проверки правильности составления анкеты проводит­ся пробный (пилотажный) опрос. Он состоит в том, что анкета размножается в небольшом количестве и распространяется сре­ди специально подобранных, типичных респондентов. Если ока­жется, что, например, многие отказались ответить на вопросы анкеты либо среди опрошенных большой процент ответивших «не знаю (затрудняюсь ответить)» или вообще отсутствуют от­веты на вопросы, то придется пересмотреть формулировки этих вопросов и ответов либо исключить их.

После пробного можно приступить к массовому опросу. Анкеты могут быть разосланы по почте (количество возвратив­шихся анкет около 30%) или непосредственно розданы респон­дентам (возвращается около 90%).

Опрос может быть сплошным или выборочным. Выбороч­ный метод применяют тогда, когда обследуемый контингент превышает 500 человек. Его суть состоит в том, что вместо всей массы людей, называемой генеральной совокупностью, обсле­дуют только выделенную по определён­ным правилам её часть, составляющую выборочную совокупность. Полученные резуль­таты распространяют на генеральную совокупность.

При вероятностной выборке каждый элемент генераль­ной совокупности должен иметь равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Такая выборка может быть простой случайной, механической, серийной, гнездовой и др. Примера­ми простой случайной выборки являются жеребьевка, лотерей­ный метод. Механическая выборка состоит в том, что все эле­менты генеральной совокупности сводят в единый список, из которого через равные интервалы отбирают нужное число рес­пондентов.

При серийной выборке генеральная совокупность разбивается на однородные части (серии) по определенному признаку. Из каждой серии отбирается количество элементов пропорционально общему числу элементов в ней. Особенность гнездовой выборки заключается в том, что отбираются группы опрашиваемых с последующим их сплошным опросом.

При целенаправленной выборке не применяются правила теории вероятности. Имеются следующие её виды: стихийная (например, почтовый опрос), основного массива (опрашивают 60-70% от генеральной совокупности), квотная (в качестве квот могут быть данные о признаках элементов генеральной совокуп­ности, например образование, возраст).

Выборка должна быть характерной, т. е. выборочная сово­купность должна воспроизводить характеристики генеральной совокупности, достаточно верно отражать содержание и зако­номерности изучаемого явления. Разность между данными ге­неральной и выборочной совокупности называется ошибкой выборки. По мнению социологов, повышенная надёжность ис­следования допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная – от 3 до 10%, приближенная – от 10 до 20%, ориентировочная – от 20 до 40%.

Интервью – это беседа исследователя с респондентом по определённому плану. Интервью может проводить сам иссле­дователь или его помощники. Исследователь, пользуясь вопрос­ником, планом, бланком или карточкой, задаёт вопросы, направ­ляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых.

Стандартизированное интервью осуществляется по зак­рытым вопросам, и исследователю остается лишь пометить от­вет подчеркиванием, крестиком либо записать его в балльной системе (1, 2, 3 и т. д.).

Свободное интервью – это беседа с респондентом по опре­делённому кругу вопросов, по которым ему предоставляется свобода ответов.

По процедуре проведения различают интервью:

– панельное, т. е. многократное с одними и теми же лицами по одним и тем же вопросам через определённые промежутки времени;

– клиническое, т. е. длительное, глубокое;

– фокусированное, т. е. кратковременное по какому-либо конкретному вопросу.

Метод экспертных оценок заключается в изучении мне­ния специалистов, обладающих глубокими знаниями и практи­ческим опытом в определённой сфере. В качестве экспертов от­бираются как научные, так и практические работники (не более 20-30 человек).

Для определения их компетентности приме­няются следующие способы:

1) эвристический (интуитивные оценки, даваемые самими экспертами друг другу);

2) статистический (оценки, полученные путём анализа суж­дений экспертов по изучаемому вопросу);

3) тестовый (оценки, полученные путём тестовых испыта­ний экспертов);

4) документальный (оценки, полученные путём изучения материалов, характеризующих экспертов);

5) комбинированный (оценки, полученные с использовани­ем нескольких из перечисленных способов).

Опрос экспертов может быть индивидуальным или груп­повым, очным или заочным. Индивидуальный опрос проводит­ся путём анкетирования или интервью. Групповой опрос возмо­жен в форме «круглого стола», в ходе которого происходит об­мен мнениями между специалистами.

В экономических науках этот метод используется при раз­работке и реализации прогнозов деятельности предприятия, оценке внутреннего состояния предприятия, сильных и слабых его сторон, выявлении тенденций, позволяющих максимально использовать имеющие возможности, избегать негативных си­туаций, возможных угроз в будущем.

При проведении конкретно-социологических исследований государственно-правовых явлений используются и другие ме­тоды: социометрии, тестов, биографические, психологические и логико-математические.

Собранный с помощью рассмотренных способов эмпиричес­кий материал требуется обобщить и проанализировать. Для это­го применяются методы сводки, группировки и статистическо­го анализа.

Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения система­тизируются, сводятся в статистические совокупности и обозна­чаются обобщающими показателями (абсолютными числами, процентами и т. д.).

Группировка заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существен­ным признакам.

В зависимости от целей выделяют следующие группировки:

1) типологическая (например, деление всех участников внешнеэкономической деятельности по их организационно правовой форме, характе­ру и степени их общественной значимости);

2) структурная (например, динамическая группировка доли ввозных таможенных пошлин в общем объёме таможенных платежей за 5 лет);

3) аналитическая (например, группировка данных, показы­вающих зависимость таможенных платежей от множества факторов, в том числе таможенной стоимости, страны происхождения товаров, льгот, преференций и проч.).

Для измерения статистических связей между признака­ми изучаемого явления применяется корреляционный анализ.

Корреляционной связью называется такая форма причин­ной связи, при которой причина порождает следствие не одно­значно, а лишь с определённой долей вероятности.

Различают корреляционные связи: простые и множествен­ные (по количеству признаков связи), положительные и отри­цательные (по направленности), прямолинейные и криволиней­ные (по аналитическому выражению).

Простая корреляция отображает связи между двумя при­знаками (например, количество участников внешнеэкономической деятельности и уровень таможенных правонарушений). При множественной корреляции экономическое явление рассматривается как совокупность влияния многих фак­торов (таможенная стоимость и факторы, её определяющие).

Положительная корреляция отражает изменение призна­ков в прямой пропорциональности. Когда уве­личение (уменьшение) одного признака, сопровождается умень­шением (увеличением) другого признака, корреляция называ­ется отрицательной. Прямолинейной называют связь, которая может быть вы­ражена уравнением прямой линии. Для криволинейного вида связи, выражаемого уравнением кривой линии, характерно то, что с увеличением одного признака второй сначала увеличива­ется, а затем, после достижения определённого уровня разви­тия, уменьшается.

Глубокое изучение явлений, процессов требует использо­вания приёмов корреляционного анализа, который обеспечива­ет возможность выражения тесноты связи между количествен­ными и качественными показателями, и использования их для построения теоретических моделей зависимости показателей от различных факторов.

Общие закономерности развития науки

Было бы упрощением и вульгаризацией сводить все стимулы ее развития только к обслуживанию потребностей производства, экономики и других внешних явлений. Такой экстерналистский, или внешний, взгляд на развитие науки, настойчиво защищавшийся сторонниками экономического детерминизма, уходит уже в прошлое. Теперь все признают, что в эволюции науки огромную роль играет преемственность идей, проявляющаяся в сохранении и дальнейшем развитии всего твердо обоснованного и проверенного научного знания, унаследованного от предшественников.

Не пора ли вообще выделять внешнее и внутреннее развитие любой системы и рассматривать специфику того и другого видов развития? Отрицание взаимосвязи между ними при этом было бы лишь одной крайностью. Другая же, в которую впадают многие постмарксистские ученые, заключается в постулировании приоритета внешних факторов развития, а тем более в подмене внутренних факторов внешними. Такая преемственность наиболее отчетливо видна в абстрактных, теоретических науках, например в чистой математике, которые не имеют непосредственного контакта с эмпирическим материалом.

На первый взгляд может даже показаться, что они развиваются чисто логически путем обобщения, спецификации и построения умозаключений, основанных на прежнем материале. По мере возрастания теоретического уровня эмпирических наук и проникновения в них математических методов исследования и в этих отраслях науки нередко возникает иллюзия о независимом от внешнего мира, автономном их развитии. Такой чисто интерналистский подход (изнутри) сводит развитие науки к чистой филиации идей, который в лучшем случае допускает возможность возникновения исходных ее понятий и идей из внешнего мира.

Однако в дальнейшем подобный подход, как правило, приходит к отрицанию какой-либо связи теории с реальным миром, считая, что все последующее развитие науки осуществляется путем чисто теоретической и логической разработки ее идей. Эти две крайние точки зрения односторонне преувеличивают роль и значение одних действительно важных факторов перед другими, не видят всей сложности и противоречивости развития такой сложноорганизованной системы, какой является наука.

Значительную роль в этом деле сыграла дискуссия, развернувшаяся в западной, а позднее и в нашей философской литературе вокруг книги американского историка и философа науки Т. Куна «Структура научных революций». В ней он обращает внимание на то, что представления об истории науки, встречающиеся в современных учебниках, по которым обучаются будущие специалисты, искажают реальную картину научных открытий, возникновения новых идей и теорий.

Соответственно этим установкам Кун и строит свою модель развития науки, в которой он различает прежде всего период нормальной науки, когда ученые работают в рамках единой парадигмы. Хотя понятие парадигмы остается у него точно не определенным и допускает множество разных интерпретаций, тем не менее из приведенных в книге примеров становится ясным, что под ней он подразумевает фундаментальную теорию или концепцию, которой ученые руководствуются в своей деятельности, применяя ее к конкретным явлениям и случаям. Типичными парадигмами являются, например, классическая механика или волновая теория света.

Наиболее поучительной в этом отношении является история с птолемеевской системой мира, согласно которой центром мироздания признавалась Земля, вокруг которой вращаются другие планеты и Солнце. Несмотря на то что наблюдения за движением планет и других небесных тел все больше расходились с предсказаниями геоцентрической системы, Птолемей и его сторонники придумывали различные эпициклы к основной орбите, чтобы таким путем согласовать свои предсказания с действительными наблюдениями.

В подчеркивании качественных различий в развитии науки, в существовании в ней наряду с периодами относительно спокойного развития коренных фундаментальных сдвигов, сопровождающихся революционными изменениями, переходом к новым парадигмам исследования, состоит одна из важных заслуг концепции развития науки Куна. Эта концепция не сводит развитие науки к простому количественному росту знания, к накоплению все новых фактов и истин, как считали сторонники кумулятивного взгляда, а рассматривает его именно как развитие, как процесс возникновения качественно нового, прогрессивного в науке.

Такой подход вполне понятен с общефилософской точки зрения на развитие, но его необходимо было подтвердить и обосновать исследованием фактической истории науки, в которой преобладала, начиная с П. Дюгема, кумулятивистская точка зрения. Неопозитивистская концепция науки, господствовавшая в западной философии, обращала внимание лишь на рост, а не на развитие научного знания, что создавало неверное представление о природе науки в целом.

Второе достоинство концепции Куна состоит в том, что он попытался взглянуть на развитие науки с точки зрения тех профессиональных групп, которые создают эту науку и составляют научное сообщество. Такой подход означал выход за рамки чисто интерналистской концепции, в которой все внимание сосредоточивается на исследовании чисто внутренних, логико-методологических проблем развития науки. Изучение деятельности научного сообщества как социологического коллектива открывает возможность исследования более широкого круга вопросов взаимодействия науки с культурой и обществом в целом. Но Кун сознательно ограничил рамки своего исследования научным сообществом.

Несмотря на эти и некоторые другие достоинства, его концепция подверглась основательной критике со стороны не только западных философов науки, но и целого ряда ученых как за рубежом, так и в нашей стране. Большинство возражений встретило понятие нормальной науки, в период которой вся деятельность ученых сводится к применению существующей парадигмы к решению частных и второстепенных проблем, которые Кун сравнивает с решением головоломок.

Многие критики хотя и не отрицают возможности таких периодов в развитии науки, но считают их застойным, догматическим и консервативным, а отнюдь не нормальным явлением в науке. Дух критики, творчества и поиска присущи науке на всех этапах ее развития. Ученые не всегда работают в рамках единой парадигмы, и это означает, что в науке одновременно может существовать несколько парадигм. Ведь даже сам Кун признает, что аномалии, которые встречаются в нормальной науке, заставляют ученых сомневаться в принятой парадигме, не говоря уже о том, что именно увеличивающееся число аномалий в конце концов приводит к отказу от старой и принятию новой парадигмы.

Второй недостаток его концепции заключается в отсутствии четкого представления о переходе от нормальной науки к революционной стадии, сопровождающейся сменой парадигм. Переход от старой парадигмы к новой Кун нередко объясняет субъективными и волевыми факторами, такими, например, как изменение индивидуальной точки зрения субъекта, его ценностных установок, убеждений и даже сравнивает такой переход с обращением в другую веру. Поэтому многие авторы критиковали его за то, что он отказывается здесь от рационального объяснения причин возникновения новых парадигм и приводящих к ним научных революций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *