Что такое спецкурс в школе
Что такое спецкурсы?
Как это происходит? Начало четверти. Собираются ученики 4 классов – 50 человек. Пять учителей (например, математики, литературы, английского языка, истории, русского языка) предлагают темы – и каждый может записаться на один из курсов.
По математике – это, как правило, решение «нестандартных» или олимпиадных задач. По литературе – чтение и обсуждение книги. Английский язык – переписка с английскими школьниками или инсценировки на языке. История – подготовка доклада на любую тему, интересную для ученика. Русский язык – собственное литературное творчество: стихи, рассказы, романы.
Вот поэтому и нужны спецкурсы. Как открытое окно в жаркий день – чтоб легко дышалось и чувствовалось дуновение ветра. Ведь каждый – и взрослый, и ребенок – работает с полной отдачей при одном условии. Когда работа ему интересна и он понимает смысл того, что делает.
Но спецкурс – не просто урок.
Главным образом, это самостоятельная исследовательская работа. Ученики читают книги (у нас прекрасная библиотека!), работают с компьютерными программами, смотрят видеофильмы по своей теме, делают опыты по физике и химии. Готовят доклады, с которыми в конце четверти выступают перед родителями и учениками начальной школы. Пишут стихи и романы, которые публикуются в журнале «Сады Лицея».
Проектно-исследовательская работа – не выдумка Лицея КОВЧЕГ. Так работают и другие школы в Москве, России, в Европе. Считается, что такая работа и такие школы – для одаренных (талантливых) детей. Мы уверены, что эта работа хороша для всех детей. Для сильных – это возможность выйти за рамки программы и раскрыть свой талант. Для остальных – пробудиться от зимней школьной спячки.
Ограничение. Если у Вашего ребенка по математике и русскому «три», мы рекомендуем вместо одного спецкурса в неделю (2 часа) дополнительно заниматься этими предметами.
Спецкурсы в 5 и 11 классах проходят по-разному.
Главная задача спецкурсов в 5-7 классе – привить вкус к творческой, исследовательской работе. Поддержать интерес. Или даже – реанимировать его. И это у нас получается!
Спецкурсы в 8-10 классах становятся более серьезными и научными. Ученики, выполнившие серьезные исследовательские работы, принимают участие в конференциях и конкурсах для старшеклассников.
По естественным наукам – Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ имени ВИ Вернадского. По истории – Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия –XX век». По математике – Международный математический конкурс «Кенгуру».
В какой-то степени, спецкурсы в нашей школе – занятия более «важные», чем уроки. Ведь чего мы ждем от школы? Чтобы ученик САМ ХОТЕЛ работать и чтобы он научился ДУМАТЬ. Вот эти две задачи и решаются на занятиях, которые называются спецкурсами.
Последнее. Выбор спецкурсов происходит при участии родителей. Родители имеют право голоса.
Выбирайте!
Что такое спецкурс в школе
Психолого-педагогические основы
организации спецкурсов в общеобразовательной школе
Роль и место спецкурса по математике
в средней школе
В настоящее время в связи с появлением большого количества специализированных школ и профильных классов назрела необходимость проведения спецкурсов по профильным предметам, которые способствуют углублению знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развитию разносторонних интересов и способностей учащихся.
Включение в учебный план спецкурсов представляет собой дальнейшее развитие основополагающих идей общеобразовательной школы. Не нарушая принципа единства школы, введение спецкурсов по отдельным предметам способствует повышению уровня ее работы.
Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования, наиболее полного удовлетворения и развития духовных потребностей, интересов и способностей каждого школьника в отдельности.
Назначение спецкурсов многообразно. Они углубляют и расширяют знание учащихся, приобщая их к подлинной науке, формируют устойчивый познавательный интерес к тому или иному предмету, способствуют сознательной профориентации, психологической и практической подготовке к выработанной профессии.
Проводимый по специальным программам спецкурсы значительно углубляют отдельные теоретические разделы школьных курсов.
Успешное решение задач, стоящих перед школой в современных условиях, невозможно лишь на уроках. К лучшим результатам приводит использование различных форм учебной и воспитательной работы, в том числе и спецкурсы, которые позволяют решать отдельные задачи общеобразовательной средней школы, не нарушая единства:
1. Обеспечение всестороннего развития личности с учетом индивидуальных особенностей;
2. Удовлетворение и развитие индивидуальных интересов и склонностей школьников;
3. Достижение значительного, более высокого уровня подготовки по отдельным предметам, учитывая современные достижения науки и техники;
4. Подготовка учащихся к сознательному и обоснованному выбору профессии.
Формы и методы проведения спецкурсов
В какой бы форме и какими бы методами не проводили спецкурс по математике, он должен строиться так, чтобы быть для учащихся интересным и увлекательным.
Основными формами проведения спецкурса по математике являются изложение узловых вопросов данного спецкурса учителем (лекционный метод семинары, собеседования (дискуссии), решение задач и т.д.
Однако, учителю не следует отдавать предпочтение какой-либо одной форме или одному методу изложения. Следует помнить, что ведущее место на занятиях спецкурса по математике должна занять самостоятельная работа учащихся. Поэтому чаще необходимо применять такие формы работы, как решение задач, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий.
Одной из возможных форм ведения занятий спецкурса по математике является разделение каждого учебного занятия на 2 части. Первая часть посвящена изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического и практического характера. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач и обсуждению решений особо трудных и интересных задач. Эта форма проведения занятий спецкурса может способствовать успешному переходу от форм и методов обучения в школе к формам и методам обучения в высших учебных заведениях.
Усиление научного содержания спецкурсов требует также систематического использования исследовательского метода в обучении, его следует рассматривать как такую организацию занятий, при которой учащиеся осознают огромную значимость изучаемой проблемы, пользуются методами, понятиями для решения поставленной проблемы. В процессе решения проблемы используют абстрагирование, анализ, синтез.
При выборе методов и приемов обучения необходимо учитывать содержание спецкурса, уровень развития и подготовленности учащиеся.
Педагогические требования к проведению
спецкурса по математике
Спецкурсы являются учебными занятиями. Поэтому при их организации учитель должен постоянно помнить о принципах дидактики и следит за тем, чтобы они выполнялись в процессе проведения спецкурсов.
Прежде всего спецкурс должен соответствовать профилю класса, интересам и возможностям учащихся. На спецкурсе должны заниматься все учащиеся данного профильного класса. Являясь учащимися ориентированного класса, они уже имеют твердо и устойчиво сформированные профессиональные интересы и интерес к данному предмету.
В процессе проведения всех занятий необходимо систематически использовать различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Усиление научного содержание требует также систематического использования исследовательского метода в обучении. Применение этого метода способствует формированию у старшеклассников целого ряда качеств исследователя (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, активность и др.), которые затем пригодятся в любом виде деятельности.
Организация и методика проведения спецкурсов должны, естественно, строиться на основе общих принципов дидактики, но отличаться от обычных уроков тем, что они затрагивают глубинные проблемы научно-технического и социального процесса.
К числу ведущих принципов относятся:
1. Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными, основными на проверенных наукой и практикой положения).
2. Принцип систематичности и последовательности (учащиеся должны овладевать научными умениями и навыками в строго определенном порядке. Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими).
3. Принципы сознательности и активности (сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла, усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значений учебной деятельности. Активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся).
4. Принцип наглядности (этот принцип исходит из единства чувственного и логического. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступность обучения и т.д.).
5. Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и общественного значения изучаемого материала).
Таким образом, организация спецкурсов в школе теснейшим образом связана с удовлетворением и развитием познавательных интересов учащихся.
Что такое электив в школе? Элективный курс. Отличие электива от факультатива
Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.
Историческая справка
В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.
Нормативная база
Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:
В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:
Структура обучения
Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:
Особенности элективов
Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:
Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.
В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.
Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.
Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.
Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?
Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.
Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.
Требования к курсам
Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.
Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:
Разновидности курсов
Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:
Первая группа предполагает авторские программы, которые можно считать аналогами факультативов. Их основной целью является подготовка к сдаче экзаменов, углубление знаний по предмету.
Пример электива «За рамками учебниками химии»
Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.
Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.
Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.
Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.
Предназначение электива
В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.
При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.
Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
Содержание программы
Заключение
После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.
Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.
Что такое спецкурсы?
Как это происходит? Начало четверти. Собираются ученики 4 классов – 50 человек. Пять учителей (например, математики, литературы, английского языка, истории, русского языка) предлагают темы – и каждый может записаться на один из курсов.
По математике – это, как правило, решение «нестандартных» или олимпиадных задач. По литературе – чтение и обсуждение книги. Английский язык – переписка с английскими школьниками или инсценировки на языке. История – подготовка доклада на любую тему, интересную для ученика. Русский язык – собственное литературное творчество: стихи, рассказы, романы.
Вот поэтому и нужны спецкурсы. Как открытое окно в жаркий день – чтоб легко дышалось и чувствовалось дуновение ветра. Ведь каждый – и взрослый, и ребенок – работает с полной отдачей при одном условии. Когда работа ему интересна и он понимает смысл того, что делает.
Но спецкурс – не просто урок.
Главным образом, это самостоятельная исследовательская работа. Ученики читают книги (у нас прекрасная библиотека!), работают с компьютерными программами, смотрят видеофильмы по своей теме, делают опыты по физике и химии. Готовят доклады, с которыми в конце четверти выступают перед родителями и учениками начальной школы. Пишут стихи и романы, которые публикуются в журнале «Сады Лицея».
Проектно-исследовательская работа – не выдумка Лицея КОВЧЕГ. Так работают и другие школы в Москве, России, в Европе. Считается, что такая работа и такие школы – для одаренных (талантливых) детей. Мы уверены, что эта работа хороша для всех детей. Для сильных – это возможность выйти за рамки программы и раскрыть свой талант. Для остальных – пробудиться от зимней школьной спячки.
Ограничение. Если у Вашего ребенка по математике и русскому «три», мы рекомендуем вместо одного спецкурса в неделю (2 часа) дополнительно заниматься этими предметами.
Спецкурсы в 5 и 11 классах проходят по-разному.
Главная задача спецкурсов в 5-7 классе – привить вкус к творческой, исследовательской работе. Поддержать интерес. Или даже – реанимировать его. И это у нас получается!
Спецкурсы в 8-10 классах становятся более серьезными и научными. Ученики, выполнившие серьезные исследовательские работы, принимают участие в конференциях и конкурсах для старшеклассников.
По естественным наукам – Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ имени ВИ Вернадского. По истории – Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия –XX век». По математике – Международный математический конкурс «Кенгуру».
В какой-то степени, спецкурсы в нашей школе – занятия более «важные», чем уроки. Ведь чего мы ждем от школы? Чтобы ученик САМ ХОТЕЛ работать и чтобы он научился ДУМАТЬ. Вот эти две задачи и решаются на занятиях, которые называются спецкурсами.
Последнее. Выбор спецкурсов происходит при участии родителей. Родители имеют право голоса.
Выбирайте!
Чем тличаются факультативные и элективные курсы?
В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.
Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.
Что такое электив?
Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.
Для элективных курсов характерны следующие особенности:
Что такое факультатив
Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:
Предпосылки для появления элективов и факультативов
Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения. Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.
Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением. В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.
Факультативы, элективы и нагрузка на учеников
Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.
Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:
В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.