Что такое спинакер на яхте

Спинакер

Попутный ветер легко надувает яркий треугольный кусок парусины, и яхта несется по воде, навстречу приключениям. Спинакер! Этим романтичным английским словом назвали большой и красивый парус, использующийся в яхтинге. А на жаргоне яхтсменов он называется «спинч».

Это дополнительный парус, имеющий выпуклую форму. Принцип его работы схож с раскрытым парашютом, все это благодаря большой площади и высокой парусности. Он используется, когда яхта идет полным курсом (от галфвинда до фордевинда). Его главная задача – ускорить движение судна.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Чтобы успешно управлять спинакером – нужна хорошая морская практика. Этот парус отличается «строптивым» характером, и не каждому яхтсмену дано с ним совладать.

Парус из девятнадцатого века

Сколько существует человечество – столько времени изобретаются новые виды парусов. История спинакера начинается во второй половине девятнадцатого века, а точнее – в 1865 году. Изначально он создавался как дополнительный парус, поднимающийся на судне при попутном ветре. Быстро стал популярным у мореходов как очень эффективный в использовании.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

В 1936 году парус получил симметричную форму, 1950 год ознаменовался горизонтальной формой раскроя ткани (автор идеи Тэд Худ), парус 1969 года получил «звёздный» крой изобретённый Брюсом Бэнксом. В конце двадцатого века развивался парусный спорт и производилось много экспериментов, призванных улучшить аэродинамические качества паруса.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

За полтора века крой и форма существенно изменялись, но в наше время спинакер опять делают асимметричным.

Современная жизнь большого паруса

Основная особенность спинакера – большая площадь и глубокий профиль. Парус бывает симметричным или асимметричным.

Парус имеет такие виды покроя:

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Асимметричный спинакер отличается геометрией покроя. Он имеет шкаторины разного размера (переднюю и заднюю) и обозначенный галсовый угол. У асимметричных парусов много подвидов. Всех их объединяет геометрия кроя, а различаются они формами поперечных сечений, аэродинамическими качествами, величиной.

Особенности управления спинакером

Управлять спинакером трудно, но очень интересно. Советы яхтсменам включают в себя подробные инструкции по поднятию, спуску и управлению парусом, а люди, овладевшие мастерством управления спинакером, считаются опытными спортсменами.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Все начинается с правильной укладки паруса. Для этого используют особый мешок – кису. Если нет мешка, то можно аккуратно сложить все в обычное пластиковое ведро или в большую коробку на баке яхты. Главное – правильно сложить парус и не перепутать концы, на «свободе» должны остаться нижние углы и верхний фаловый угол. Потом все три конца аккуратно укладываются сверху, к ним крепятся фал, шкот и брас. Правильно сложенный спинакер ставится очень быстро, а если перепутать концы парус просто скрутится.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Установка паруса начинается после команды рулевого «Ставь спинакер». Ответственный за установку резко выбирает и закрепляет фал, пропуская руками парусину. Тут главное не дать ему быстро наполниться ветром и «нырнуть» в море. Параллельно необходимо аккуратно расправлять боковые шкаторины. После того как выбран фал нужно подобрать спинакер-гика-топенант, закрепить наветренный угол при помощи спинакер-гика в вертикальном положении и закрепить оттяжку. Последний этап – нужно выбрать шкот и брас. После этой процедуры спинакер заполняет ветер, и яхта мчится на приличной скорости.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Устанавливая спинакер и управляя им с бака судна, необходимо строго соблюдать технику безопасности. Требуется наличие спасательного жилета и страховочного конца. Управлять парусом надо так, чтобы его не покидал ветер. Это достигается при помощи регулировки спинакер-реи и браса. Нижние углы паруса должны находиться на одном уровне. Ошибки в управлении спинакером могут привести к потере управляемости и крену яхты.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Процесс сворачивания паруса не менее ответственный, чем его установка. Особенно нелегко свернуть спинакер во время сильного ветра. Первая задача – обезветрить парус, закрыв его гротом. Обвисший спинакер быстро сворачивают, убирают в кису или в другое место хранения.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Иногда спинакер заменяют парусом, называющимся «геннакер». Он является симбиозом спинакера и генуи. Отличается способом крепления (галсовый угол крепится к бушприту) и настраивается как генуя. Но при попутном ветре работает как спинакер.

Спинакер вдохновляет архитекторов

Красивый парус вдохновил архитекторов на создание строений, напоминающих его форму. Например, в 1999 году в Арабских Эмиратах воплотили смелый проект построив прямо в море пятизвездочный отель Бурдж аль-Араб. Огромное здание спроектировано в виде закрепленного на мачте развернутого спинакера.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Еще одно подобное строение является символом Портсмута (Великобритания). Башню, высотой в 170 метров, хорошо видно со стороны моря. Небоскреб, именуемый Spinnaker Tower, весьма условно похож на парус, но в нем можно разглядеть контуры спинакера.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Спинакер – это самый большой, привлекающий внимание парус. Иногда яхтсмены делают из него большую рекламную площадку. Кстати, эта услуга пользуется популярностью у рекламодателей.

Может пришло время развернуть яркий спинакер и отправиться в захватывающее дух путешествие под парусами?

Источник

Спинакер – 11 сакральных ремарок!

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Подписаться на рассылку наших новостей можно: здесь. Если вам интересно, расскажите друзьям.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Как сделать так, что бы так не произошло 🙂

Ремарка #0. Про что эта статья

Это не пособие на тему ‘Как поставить спинакер’. Учиться этому лучше на практике, когда вам руками покажут, что куда крепить и почему. Эта статья, скорее, траблшутинг пособие для продвинутого юзера, а именно человека, который в принципе знает как поставить спинакер, но не совсем уверен в конечном результате 🙂 Enjoy!

Если вы хотите попробовать все это на практике, в спокойной обучающей обстановке, ждем вас на наши супер-популярные курсы ‘Гоночный Ликбез (с)‘.

Глоссарий:

Ремарка #1. Увал перед постановкой.

Начнем с простого. Перед постановкой и уборкой вам следует увалиться. Все об этом знают, но почему-то половина новичков об этом забывают в самый важный момент, а именно, когда спинакер надо поставить или убрать 🙂

Зачем это делать? Во первых, чем глубже курс тем менее эффективен спинакер и более контролируема яхта. Совсем не интересно улететь в брочинг в тот самый момент когда вы хотите спинакер наконец убрать. Поэтому уваливайтесь, уважаемые, и будет вам счастье. Второе – ветровая тень, если вы увалитесь, то спинакер будет в ветровой тени стаксель и грота. И не будет тянуть как очумелый паровоз. Особенно при сильном ветре.

Исключение. Иногда можно убирать спинакер ‘на ветер’, не увалившись, но только если вы планируете отстрелить спинакер из карабина у реи. Тогда уваливаться не обязательно. Но вас все равно брочнет, рано или поздно и баковый улетит в воду 🙂

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

На самом деле, очень легко сделать так, что бы это не произошло.

Ремарка #2. Вынос спинакера к рее, а рею подальше от штага. Или ‘на ушко’, в простонародье

После того, как спинакер пристегнут и брас проведен через клюв реи, не спешите сразу выбирать фал. Вы себе сэкономите массу нервных клеток, если немного поможете спинакеру. И самому себе, ведь это ваши нервные клетки!

После того как рея поднята и зафиксирована топенантом реи, вам надо подвести к рее наветренный угол спинакера. ПЕРЕД тем как выбирать фал.

Для этого, выберите наветренный брас, это тот, который проходит через клюв реи. Одновременно, баковый поможет углу спинакера выйти из сумки и дойти до клюва. А после того, как угол паруса дошел до клюва, продолжайте добирать, еще метр, полтора – отведите рею на метр/полтора от форштага. И закрепите брас на лебедку.

Зачем это нужно? Что бы, когда спинакер начнет работать, рея не ушла на форштаг и не сломалась пополам. Что часто происходит, если не закрепить брас, в сильный ветер. Особенно если подветренный шкотовый тоже ошибся и добрал шкот раньше времени, тем самым заставив спинакер работать.

Ремарка #3. Наветренный шкот всегда сверху реи.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Наветренный шкот всегда СВЕРХУ реи. Клик для большой фотографии.

Перед постановкой, во время Ремарки #2, добирайте наветренный шкот по мере добора наветренного браса, Если у вас двойная проводка, то есть, с каждого борта у вас пара: брас и шкот, тогда во время добора наветренного браса, так же добирайте наветренный шкот. Зачем? Что бы шкот не упал с верха клюва реи. Если шкот упадет под рею/брас, то вам будет сложно сделать поворот фордевинд под спинакером. Наветренный брас должен лежать на клюве реи а не болтаться под ней. Иначе брас не выскочит из реи, когда вы возьмете давление на шкоты, перед поворотом. Все просто 🙂

Так же, после поворота, когда давление несется на шкотах, доберите наветренный брас и только после этого плавно растравливайте наветренный шкот. Тогда шкот снова окажется сверху реи и браса. Чудеса!

Ремарка #4. Растяните спинакер по нижней шкаторине.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Если растянуть спинакер по нижней шкаторине перед подъемом, то вероятность ‘лифчика’ уменьшается..

Растяните спинакер по нижней шкаторине перед постановкой, используя подветренный шкот. Это уменьшит вероятность ‘лифчика’ и позволит спинакеру подняться немного быстрее. Но не закладывайте на лебедку и не добирайте шкот до того момента, пока спинакер не поднят до самого верха. Только после того, как топовый угол дошел до блока, доберите шкот и спинакер встанет.

Преждевременный добор шкота заставит спинакер начать работать и поднять его до топа будет сложно. Или во всяком случае меееедлееееннноооооо, пока заложите на лебедку, пока будете ее мучительно крутить, пока мачтовый вам сообщит, что уже все, пройдет еще как минимум минута. Так что не добирайте шкот раньше времени.

Ремарка #5. Заполаскивание наветренной шкаторины.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Трим спинакера. Наветренная шкаторина.

Если наветренная шкаторина не заполаскивает, спинакер работает не эффективно. Не думайте, что когда дело доходит до спинакера, то принцип крыла перестает работать. Новички часто думают, что спинакер это парус для фордака, и ветер просто толкает спинакер вперед. Это абсолютно неправильно, принцип крыла/тяги работает так же замечательно на спинакере, как и на стакселе/гроте.

Соответственно, худшее что мы можем сделать это ‘передушить’ спинакер, так же как мы можем это сделать с гротом или стакселем. Вы отлично знаете, что если перебрать стаксель или грот, то яхта встанет. Эффект катастрофический, и со спинакером все то же самое.

Растравливайте подветренный шкот пока наветренная шкаторина не начнет заполаскиваться и ‘играть’. Это ваш оптимальный угол атаки. Если наветренная шкаторина не двигается, угол атаки не оптимален.

Ремарка #6. Двойная проводка.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Двойная проводка шкотов и брасов очень хорошая идея. На маленьких яхтах, где нет лебедок, например, это не особо актуально, в большинстве случаев все можно вынести на руках, а если нельзя, то лучше пить чай дома, чем быть на воде, но на больших яхтах это крайне актуально, так как делает поворот гораздо легче и позволяет менять один спинакер на другой без потери скорости.

Как это устроено. С каждого борта у нас не одна веревка, а две. Брас и шкот. Они, обычно, разного цвета. Соответственно, все вместе у нас 4 конца, брас и шкот слева и брас и шкот справа. На конце всех 4 концов, карабины. И карабин шкота прицеплен к кольцу (не к самому карабину) браса. А на самом брасе, перед карабином, вплетена шайба.

Со стороны реи (с наветренной стороны, то есть) всегда рабочий брас и нерабочий шкот. А с подветренной стороны, рабочий шкот и нерабочий брас.

Во время поворота мы берем давления на шкоты, с обеих сторон, тем самым сняв давление с браса. Если на брасах нет давления, их легко поменять местами, тем самым сделав эту часть поворота фордевинд предельно простой.

Ремарка #7. Мачтовый

Перед поворотом, если у вас не хватает рук и на вашей яхте рея переносится на другой борт через нос (dip pole gybe), а именно, поднимается вверх по мачте одним концом и опускается вниз топенантом другим концом, то тогда вы можете заранее поднять рею по мачте, тем самым сэкономив на ‘мачтовом’ матросе. Это может сделать баковый, перед поворотом, а потом опустить, после поворота. Во всяком случае, если ветер умеренный. В сильный ветер давление на рею не позволит это сделать эффективно, вам все-таки понадобится мачтовый.

Но если ветер адекватный, то тогда все что вам надо сделать это потравить топенант, баковый переносит рею на другой борт, крепит новый брас и топенант доберется в исходное положение, рея ‘в горизонте’. Ну а затем можно опустить рею по мачте, в исходное положение.

Отстреливает брас, в этом случае, баковый, у мачты, а потом уже перемещается на бак, но это относительно быстро.

Ремарка #8. Правило большого пальца

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Большой палец – ваш друг!

Перед поворотом, если баковый берет новый брас всегда той рукой, на каком борту находится брас, то большой палец руки всегда показывает как брас должен входить в клюв реи. Стандартная ошибка бакового это продеть новый брас не тем концом через клюв реи. Да и опытные баковые тоже любят так накосячить. Но есть один трюк, если всегда брать новый брас нужной рукой, то тогда большой палец будет показывать в нужную сторону. И баковый не ошибется.

Например. Мы идем правым галсом. Рея с правой стороны. С правой стороны работает брас. Мы планируем поворот фордевинд. Баковый с ЛЕВОГО борта берет ЛЕВОЙ рукой подветренный брас и идет на бак. Этот ЛЕВЫЙ брас баковый вложит в клюв ЛЕВОЙ рукой. Большой палец ЛЕВОЙ руки будет показывать вперед, в сторону паруса. Ошибиться сложно!

И наоборот, если новый брас справа, то берем правой рукой и идем на бак. И так далее.

Ремарка #9. Разбейте поворот на 3 четкие команды

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Слаженная работа экипажа, путь к хорошей карме!

Команды на борту должны быть четкие 🙂

И нас счет ‘Три’ поворот будет блестяще выполнен, гарантируем. Ну а кто и что делает на ‘Раз’, на ‘Два’ и на ‘Три’, это тема целой отдельной, следующей статьи. Читайте в ближайшем будущем на страницах Кабестана. Лучший способ научиться – приехать на недельный буткамп, где мы с утра до вечера делаем именно это. См. Гоночный Ликбез (с)

Ремарка #10. Почтовый ящик.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Почтовый ящик. Немного дольше, но более результативно и предсказуемо!

Это не то, что вы подумали, писать письма на Шаболовка, 37, не обязательно. Это так метод уборки спинакера называется, он работает в любой ветер и прощает ошибки неопытного или нерасторопного экипажа.

Основная проблема с уборкой в том, что если быстро не убрать спинакер, то он может опять надуться, вырваться из рук экипажа, улететь в воду, яхта на него может наехать, намотать на винт и так далее, да и вообще, лучше конечно до этого не доводить. Это часто происходит, если экипаж а) не уваливается перед уборкой, б) не ставит сначала стаксель г) не использует способ ‘Почтовый ящик’.

Кстати название это калька с английского ‘Letterbox’.

Что нужно сделать? Провести с подветренной стороны брас (он не работает, в двойной проводке, с подветренной стороны, у нас работает шкот), так вот, провести этот брас между гиком и нижней шкаториной грота. И при уборке, тянуть за этот брас, тем самым втягивая спинакер между гиком и гротом, в щель. Тем самым, схлопывая его раз и на всегда. Вероятность, что вы упустите спинакер – минимальна.

Ремарка #11. Требуйте добора после отстрела

При повороте фордевинд, если после отстрела браса, шкотовый быстро выберет несколько метров наветренного шкота и немного потравит подветренный, то тогда после поворота спинакер окажется на правильной стороне яхты, на подветренной, и соответственно никогда не намотается на штаг. как часто случается, когда спинакер вдувается между форштагом и мачтой.

С двойной проводкой, во время поворота, спинакер несется на шкотах. Если после отстрела сильно добрать наветренный шкот, то спинакер растянется на наветренной стороне. А так как, в это время, происходит непосредственно сам поворот, то он тут же окажется на подветренной и начнет работать. И не намотается. Метра полтора-два добора шкота должно хватить на 40-футовой яхте.

Простой способ добавить порядка в хаос поворота и деморализовать соперника!

Заключение

Мы надеемся, что наши советы помогут вам достичь дзена. Если вы хотите максимально быстро и максимально качественно научиться гоняться, ждем вас на наш мега-курс ‘Гоночный Ликбез (с)‘. Удачи!

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Награждение команды Кабестан, Rolex Middle Sea Race 2015, Coastal Race

Источник

Гид по типам парусного вооружения

Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?

Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.

Что входит в понятие «парусное вооружение»

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.

Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.

Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:

Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?

Как рассчитать оптимальную площадь парусов

В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.

Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.

При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:

Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.

Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2

Точное же вычисление общей площади парусности для каждой лодки производится индивидуально и по полученным данным формируются рекомендации для подбора соответствующего «гардероба» (типа, формы, размеров/степени зарифленности) для ее плавания в различных погодных условиях.

Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота

Человек всегда стремился максимально упростить управление парусами, сведя к минимуму размеры необходимого для этого рангоута и количество снастей. В результате, мощный рей, необходимый для постановки прямого паруса, был заменен сравнительно небольшим наклонным рейком, нижний конец которого фиксировался галсовой оттяжкой. Сам же парус несколько уменьшился в размерах и приобрел трапециевидную форму. Затем эволюция разделила рей-реёк на две части – верхнюю (гафель и его разновидности) и нижнюю (гик), а парус – на больший задний и меньший передний. Промежуточным звеном оказался вариант, при котором нижний конец заднего паруса крепился к наклонному штоку – шпринтову. На сегодняшний день рейковый парус для яхтинга ушел в прошлое, а шпринтовый можно встретить разве что на швертботах типа «Оптимист».

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.

Парус не нуждается в гафеле, поскольку его верхний (фаловый) угол крепится на топе мачты, а нижняя кромка (шкаторина) растягивается на поворотном рангоутном дереве (гике). Поскольку своей специфической формой эти паруса напоминают антенны первых радиопередатчиков, их иногда называют также «парусами Маркони».

Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.

Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.

Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.

Виды парусов и их особенности

Стаксель – также треугольный парус, передняя кромка которого крепится на наклонно закрепленном тросе (штаге). При варианте бермудского вооружения это основной передний парус, площадь которого может составлять от 30%-40% (на круизных) до 60% (на гоночных) общей парусности лодки. В последнем случае он работает как основное рабочее «крыло», сообщающее лодке наиболее значимое тяговое усилие. В зависимости от размеров и формы, стаксели подразделяются на несколько типов, предназначенных для использования в различных погодных условиях. Важной дополнительной характеристикой является процентное соотношение площади паруса к площади треугольника, образованного мачтой, грота-штагом и отрезком палубы до места крепления последнего. Так, термины «40%-й» или «75%-й стаксель» означает, что парус перекрывает соответственно чуть меньше половины или 2/3 пространства между штагом и мачтой. В соответствии с размерами, все они обозначаются еще и номерами, причем №1 присваивается парусу самой большой площади.

Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.

Наряду со стакселями-автоматами, мореплаватели-одиночки часто используют при лавировке и вариант со стаксель-гиком. В частности, подобное решение выбрал Виктор Языков для своей «Дочери Ветра».

Штормовой стаксель – самый маленький (до 20%, а вообще чем меньше, тем лучше) по размерам, с высоким шкотовым углом, именуемый также «носовым платком». Он предназначен к установке на продолжительное время при сильных ветрах и обеспечивает лодке необходимую управляемость при минимальной нагрузке на мачту и руль. Как правило, это единственный парус, который целесообразно нести при скорости ветра свыше 7 баллов. Он может ставиться как на основном носовом, так и на дополнительном (т.н. бэби-) штаге.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Спинакер – парус большой площади, выполненный из легкой ткани и имеющий полукруглый профиль. Обычно используется при слабых и умеренных попутных ветрах, на курсах от фордевинда до галфвинда. Популяризации спинакера способствовал опыт Эрика Табарли: в «гардеробе» его Реn Duick V, победившей в гонках через Тихий океан в 1969г. было сразу три таких паруса – 60, 88 и 120 м2. Спинакер ставится на грота-шкоте (при этом стаксель обычно спускают). Парус поднимается за верхний (фаловый) угол, при этом его наветренный конец дополнительно поддерживается спинакер-гиком. Управление осуществляется при помощи брасов и специальных оттяжек. Спинакер весьма красочен и достаточно эффективно выжимает ветер, однако его постановка/уборка, а также маневрирование при плавании под этим парусом требуют значительного опыта. В одиночку выполнить все необходимые для этого операции под силу только профессионалу – недаром чартерные компании предпочитают не включать спинакер в комплект парусов на сдаваемых в аренду лодках.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Генакер (он же ассиметричный спинакер) – как следует из названия, парус представляет собой попытку совмещения удобства управляемости генуи и расширенных возможностей спинакера. По своим размерам он превышает первую и уступает второму. В отличие от спинакера, генакер может храниться в закрутке на отдельном штаге, что существенно облегчает его постановку. Галсовый угол фиксируется на носу лодки или крепится к бушприту (в т.ч. и выдвижному), а управление осуществляется шкотами, проведенными в третий (шкотовый) угол. Дополнительный рангоут для этого не требуется, однако для повышения эффективности при очень уж слабом ветре, генакер при помощи спинакер-гика выносится на борт, противоположный гроту (постановка «бабочкой»). Этот парус применим в большем диапазоне курсов, чем спинакер. Так, под относительно «плоским» генакером можно идти даже в полный бейдевинд (вместо кливера). Он проще и в обслуживании, однако для успешной работы с этим парусом также требуется предварительная практика. При всех плюсах, есть и важный минус: генакер весьма сложно нести на фордевинде, так что даже при попутном ветре приходится выбирать курсы бакштаг.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Code Zero – ассиметричный спинакер, специально разработанный для плавания в бейдевинд при слабом ветре (до 25% к 8-узловому ветру). Он получил свое название от маркировки А0, данной парусу его создателями, и по принципу действия напоминает большую геную со свободной передней шкаториной. Позволяя эффективно выжимать ветер на острых курсовых углах, Code Zero обладает и недостатками: существенно увеличивает нагрузку на мачту и вызывает трудности при уборке и укладке, поскольку выполнен из высокопрочных композитных тканей. Кстати, последнее обстоятельство существенно отразилась на цене паруса, поэтому его, в основном, приобретают гонщики-профессионалы.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?

Что лучше — одна мачта или две?

Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).

Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.

Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.

Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:

Заметим, что предпочтение дробной оснастке обычно оказывают спорстмены-профессионалы, поскольку она позволяет гибко реагировать на изменения силы и направления ветра, более точно «настраивая» паруса при соревнованиях. Но нет правил без исключений: например, «малышка «Лена», на которой в одиночку совершил кругосветное плавание наш славный соотечественник Евгений Гвоздев, имела оснастку шлюпа 7/8, а 3,6-метровая Acrohc Australis австралийца Сержа Теста была топовым шлюпом.

К преимуществам шлюпов в целом относят:

В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:

В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.

По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.

Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:

Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.

Что такое спинакер на яхте. Смотреть фото Что такое спинакер на яхте. Смотреть картинку Что такое спинакер на яхте. Картинка про Что такое спинакер на яхте. Фото Что такое спинакер на яхте

Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.

Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.

Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).

К основным преимуществам кечей относятся:

К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.

Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *