Что такое списки русской правды
Русская правда: происхождение, списки, редакции, структура. Вещное, обязательственное и наследственное право по РП
В литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении РП. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают РП официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.
Русская Правда включает в себя:
§ Нормы из договоров Руси и Византии (виды наказаний).
§ Нормы из княжеского законодательства (уставы князей).
§ Нормы из судебной практики.
§ Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права).
Русская Правда касалась всех сфер жизни, регламентировала:
В РП отсутствовала нумерация (она сделана современными исследователями), деление на разделы и статьи (при разном подходе разные ученые выделяют 115 или 121 статью). Большинство статей посвящены уголовному праву, поэтому иногда РП оценивается как памятник уголовного права. РП имеет большое значение с точки зрения развития законодательства: на ее основе, по мере развития, создавались другие сборники.
1. Краткая редакция— древний сборник, который не структурирован, не систематизирован, в нем встречаются нормы обычного права (кровная месть), нормы процессуального (формального), уголовного права, формы установления санкций за правонарушения.
Краткая Правда состоит из 43 статей:
Ø Правда Ярослава (статьи 1-18);
Ø Правда Ярославичей (статьи 19-41);
Ø Покон вирный (статья 42);
Ø Урок Мостников (статья 43);
Древнейших кратких списков дошло два: Академический и Археографический. Академический помещён в составе Новгородской летописи младшего извода под 1016 год, после рассказа о даровании Ярославом грамоты новгородцам. Рукопись этой летописи относится к середине XV века. В настоящее время она хранится в библиотеке Академии Наук. Археографический список находится в другом списке той же Новгородской летописи. Рукопись относится к середине XV века, хранится в архиве Института истории Академии Наук, в составе собрания рукописей большой Археографической Комиссии.
В статье о кровавом человеке (ст.2) чтение Академического «то ли приидет видок» передано в Археографическом списке искажённо: «аще ли приведеть видок». Чтение Академического списка «а в смерде и холопе 5 гривен», в Археографическом тоже искажено: «а в смердьи холопе 5 гривенъ». Тем не менее, некоторые немногие чтения Археографического списка лучше передают протограф. В списках КП текст написан сплошь без разделения на статьи. Однако вторая часть Правды выделена начальной буквой П («Правда уставлена» и т. д.), написанной красной киноварью
Кроме этих двух списков КП, известно ещё 14 списков, которые являются копиями, снятыми в XVIII векес того же Академического списка. В.Н. Татищеву был известен ещё один древний список КП, который он открыл в составе летописи Авраамия Ростовского.
2. Пространная редакция – систематизированный сборник правовых норм КП, но с изменениями и дополнениями. Пространная редакция создавалась в XΙΙ-XΙΙΙ веках, она включает в себя:
Ø Суд Ярослава (ст.1-52);
Это более полная и распространенная редакция, в ней уже оформляется феодальное право-привилегия; подробнее регламентируется гражданское, уголовное право и судопроизводство; появляются статьи об охране боярской вотчины, отношениях феодалов, закупов и смердах.
Большое количество статей ПП, относящихся к торговле и ростовщичеству, типичны для такого памятника, который мог возникнуть в крупном городе. С необыкновенной яркостью ПП рисует перед нами жизнь боярского и купеческого дома, связанного с торговлей. Являясь памятником классового господства феодалов, в ней можно увидеть беспощадное угнетение челядинов и смердов.
Списки ПП сохранились в наибольшем количестве (свыше 100); кроме того, текст разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами. Все списки ПП можно разделить на 3 вида.
Первый, наиболее многочисленный вид входит в состав «Кормчих» и «Мерил Праведных».
Кормчая (Номоканон) представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов, древнейший список Кормчей с текстом РП написан в 1282 году в Новгороде.
«Мерило Праведное» известен как сборник, возникший на русской почве, вероятнее всего в начале XII века, в известном нам составе сборник возник в Суздальской Руси как руководство для судей. Синодальные и Троицкие списки восходят к общему протографу, возникшему в конце XII века, Синодальный список имеет яркие черты новгородского говора. Некоторые новгородские особенности заметны и в Троицком списке, поэтому, можно думать, что их общий протограф возник в Новгороде.
Ко второму виду ПП принадлежат списки, входящие в состав особых юридических сборников. Наиболее древний список этой группы, Пушкинский (принадлежал А.И. Мусину-Пушкину) написан на 60 листах (или 120 страниц) пергамента. Весь сборник носит заголовок «Суд Ярослава князя. Устав о всяцих пошлинах и о уроцех». В состав сборника входят статьи: Увещание к судьям; Русская Правда; Закон судный людем; Избрание из законов Моисеевых; Договор Смоленска с Ригою в 1229 году; Устав Ярослава о мостех.
Состав Пушкинского сборника в настоящем его виде мог возникнуть не ранее конца XIII века,. Известный нам состав Пушкинского сборника не был первоначальным. В этом нас убеждает существование Археографического списка ПП, который относится к XV веку.
Происхождение этих памятников было различно, различна была их судьба, и по-разному они повлияли на другие юридические памятники. Большинство историков согласны с тем, что КП по времени своего происхождения предшествует ПП, не говоря уже о СП, которую большинство исследователей относят к позднему времени. Однако в науке существует несколько иное мнение, разделяемое главным образом лингвистами (А.И. Соболевским, Е.Ф. Карским). Останавливаясь на языковых особенностях КП. Они указывают, что этот памятник возник сравнительно поздно: исследованные списки Новгородской летописи (в которых содержится текст КП) содержат большое количество церковнославянизмов, которые в меньшей мере заметны в ПП. Но этот взгляд на КП не может быть принят, потому что лингвистические наблюдения не всегда имеют характер решительных доказательств. КП дошла до нас в списках XV века, которые могли подвергнуться изменениям именно языкового характера.
Два списка СП помещены в Кормчей особого состава, сохранившейся в списках XVII века. Однако Кормчая подобного состава возникла значительно раньше, вероятнее всего в XV веке, на Пермской земле после ее присоединения к Московскому княжеству. Списки СП близки по тексту к ПП, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся напоминают выдержки из Правды. Но помимо других особенностей текста, СП имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во всех списках ПП. СП должна быть признана третьей особой редакцией Русской Правды.
Большинство исследователей считают СП памятником очень поздним, и притом простым сокращением одного из текстов ПП. Однако есть мнение, что СП в современном виде относится к XIV-XV векам, но в своей основе имеет памятник более раннего происхождения, повлиявший на создание ПП. Так, СП имеет ряд особенностей, которые не могут быть объяснены предположением, что она является простой выдержкой из ПП. Например, в ней имеется статья «О муже кроваве». Большей древностью отличаются некоторые статьи СП. В статье о борти в СП читаем: «А кто украдет бобръ или съесть, или разломает борть, или кто посечет древо на мъже, то по верви искати татя в себъ, а платити 12 гривен продажи». В ПП этот текст говорит только о краже бобра, причем вместо бобра стоит слово «борть». Замечательна еще одна особенность СП: в ее тексте пропущены почти все статьи ПП, заимствованные из КП. Статьи из КП, имеющиеся в СП, ближе к КП, чем статьи ПП. В статье 36 (о татьбе) ПП читаем: «Аже оубиють кого оу клъти, или оу котороъ таьбы, то оубиють во пса место». В СП здесь стоит: «то убит во пса место». В КП также: «то оубити въ пса место». Невозможно предположить, чтобы сокращенный памятник лучше сохранил текст первоначального источника.
Значит, СП составлялась на основании памятника, который имел текст, излагающий отдельные статьи РПв более древнем виде,ПП. В заключение следует добавить, что СП имеет денежный счет, который, как указывал еще Ключевский, отличался большей древностью, чем счет ПП. Ключевский относит денежный счет СП к XII веку. К сожалению, в известном нам виде СП является памятником поздним. Примечательно, что в КП и СП совершенно отсутствуют статьи о закупах.
По сей грамоте ходите…
Текст и рукописная традиция Русской Правды
По летописной легенде возникновение Русской Правды связано с драматическими событиями 1016 г., когда будущий киевский князь Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым, пытался заручиться поддержкой новгородцев в борьбе за великое княжение. Реальные обстоятельства возникновения этого важнейшего памятника остаются дискуссионными. Однако огромное значение Русской Правды в истории древнерусской культуры очевидно, поскольку сохранилось большое количество рукописных копий – более сотни списков.
Все дошедшие до нас списки Русской правды подразделяются на три основные редакции – Краткую, Сокращенную и Пространную. В подавляющем большинстве списков содержится Пространная Правда. Именно ее текст будет представлен в рамках электронного ресурса. В рукописях Пространная правда разделена на две части. Первая часть начинается заголовком «Суд Ярославль Володимеричь. Правда Русьская» и содержит законодательство Ярослава Мудрого и его сыновей. Вторая озаглавлена «Устав Володимерь Всеволодича» и содержит законодательство Владимира Мономаха. В древнерусской письменности текст Русской Правды существует не сам по себе, а в составе более крупных памятников письменности – летописных сводов и правовых сборников (Кормчих книг и пр.).
В основание настоящей электронной публикации Русской Правды положен текст, содержащийся в Толстовском списке Софийской 1 летописи Младшей редакции (ОР РНБ, F.IV.211). В состав публикации списка входят фотографическое воспроизведение списка, транслитерация древнерусского текста с комментариями и перевод, в основу которого положен перевод А.А. Зимина, опубликованный в первом томе серии «Памятники Русского права». Статьи, отсутствующие в переводе А.А. Зимина, переведены М.А. Шибаевым. При транслитерации все вышедшие из употребления буквы заменены современными.
В качестве дополнительных материалов публикуются также текст Русской Правды из Кормчей книги (ОР РНБ, Соф. № 1173), отражающий традицию воспроизведения Русской Правды в правовых сборниках. Также приводится изготовленный известным фальсификатором русских древностей А.А. Бардиным список XIX в., который является свидетельством высокого общественного интереса к памятнику (ОР РНБ, Погод. № 75б).
Русская правда – история изучения
Русская Правда привлекала пристальное внимание исследователей с самых первых моментов научного осмысления отечественной истории. Уже В.Н. Татищев, обнаруживший «Русскую Правду» (ее Краткую редакцию), описал данный памятник как древнейший русский правовой кодекс и подготовил его к изданию. Обращался к Русской Правде и Н.М. Карамзин. Основной движущей силой в изучении Русской Правды в науке XIX в. стали представители историко-юридического направления дореволюционной науки (И.Ф. Г. Эверс, Л.К. Гетц, Н. В. Калачов, В. И. Сергеевич, М. Ф. Владимирский-Буданов и др.). Как издания, так и исследования, и комментарии к законодательным памятникам, выполненные ими, характеризуются, прежде всего, вниманием к внутренним связям и отношениям между правовыми нормами.
Уже во второй половине XIX в. обозначается тенденция к все более органичному рассмотрению правовых норм в общеисторическом контексте, благодаря чему история права становилась средством изучения истории общественных отношений. Одной из характерных черт развития исторической науки становится обращение к проблематике истории государственных институтов в связи с развитием общественных отношений. Данная тенденция ярко проявилась, в частности, в творчестве В.О. Ключевского, посвятившего отдельный курс лекций рассмотрению социальных реалий Русской Правды. Тем не менее, в дореволюционной науке так и не были осуществлены полноценные критические издания основных правовых памятников.
Описание списков Русской Правды, привлеченных для проекта
Толстовский список Софийской 1 летописи Младшей редакции (ОР РНБ. ОСРК. F.IV.211)
Сам кодекс был парадно оформлен, украшен полихромной заставкой, выполненной в балканском стиле. Текст летописи, включая и список Русской Правды, переписан одной манерой. Писец Толстовского списка может быть установлен благодаря пометам на другой переписанной им рукописи, содержащей Постнические слова Василия Великого (РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № 68/193 – 40-е–50-е гг. XV в.), которые можно трактовать как указание на имя писца – иеромонах Иона.
В Софийской 1 летописи текст Русской Правды помещен под 1019 г. в отличие от списков Новгородской 1 летописи Младшего извода, где этот юридический документ помещен в статье1016 г. Особенностью летописного варианта Русской Правды, дошедшего в составе списков Софийской 1 летописи, является наличие в нем Устава князя Ярослава о мостех, о сиротеем вырядке и математических расчетов о приплоде скота, об урожае хлеба и др. Эти статьи вкраплены в традиционный текст Пространной редакции Русской Правды и не имеют присвоенной историографической традицией нумерации глав.
Кормчая книга Новгородско-Софийской группы (ОР РНБ. Софийское собр., № 1173)
Данный список Кормчей, хотя и дал название, закрепившееся в историографии целой группе списков Русской Правды, названной Новгородско-Софийской, сейчас может быть уверенно отнесен к библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря. Весь кодекс целиком выполнен писцом Герасимом, переписавшим мартовскую служебную Минею в 1467 г. (ОР РНБ. Кирилло-Белозерское собр., № 296/553).
Список А.А. Бардина (ОР РНБ. Собрание М.П. Погодина, № 75б)
Данный список выполнен на пергамене, который, по всей видимости, не подвергался искусственному состариванию. Письмо (выполненное характерными для А.И. Бардина светло-коричневыми чернилами) может быть охарактеризовано как небрежный устав, напоминающий, например, уставное письмо начальной части Лаврентьевской летописи. На л. 1 помещена заставка в «балканском» стиле. Текст имеет некоторые особенности в компоновке текста: видоизменена последовательность статей, некоторые статьи разделены.
Списки Русской Правды в Отделе рукописей РНБ
Исполнители проекта
Общее руководство проектом:
А.И. Алексеев, заведующий Отделом рукописей Российской национальной библиотеки
Оперативное руководство реализацией проекта:
М.А. Шибаев, зав. Сектором информационно-библиографического обслуживания ОР РНБ
Разработка концепции проекта:
М.А. Шибаев, Е.А. Ляховицкий, зав. ЛКИиНТЭД ОР РНБ
Подготовка текстов и комментариев:
М.А. Шибаев
Техническая подготовка материалов проекта для веб-представления:
Б.Л. Исаев, н.с. ЛКИиНТЭД ОР РНБ, Е.А. Ляховицкий
Оцифровка рукописей:
Е.А. Ляховицкий
Координация технических работ:
С.В. Горбунов, заведующий Отделом информатизации;
А.Л. Пашкова, заведующая Отделом интегрированых библиотечных систем;
А. А. Варгузов, заведующий группой интернет технологий;
П.А. Дременков, заведующий группой администраторов
Web-мастер:
В.А. Черноусова, ведущий программист группы интернет технологий Отдела информатизации РНБ.
Web-дизайн:
И.В. Подопригора, ведущий программист группы интернет технологий Отдела информатизации РНБ
Контактная информация
тел.: (812) 312-28-63
e-mail: manuscripts@nlr.ru
Евгений Ляховицкий
Адрес:
Российская национальная библиотека
г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.18
Отдел рукописей
© Российская национальная библиотека, 2016-2021
СПИСКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕДАКЦИЙ РУССКОЙ ПРАВДЫ
Русская Правда сохранилась в большом количестве (свыше 110) спис- ов X111—XVIII вв. Bce тексты Правды находятся в составе каких-либо борников или летописей. По своим особенностям списки Правды могут ыть разделены на три основных памятника: 1) Краткую, 2) Пространную и ) Сокращенную Правду.
Списки первой, или краткой, редакции немногочисленны, известно олько два древних списка, относящихся к половине XV в. Краткая Русская Правда находится в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, где она помещена под 1016 г. Оба списка Краткой Правды Академический и Археографический)[13] по своему тексту чрезвычайно близки друг к другу и, повидимому, произошли от общего источника или протографа. Сохранилось и несколько списков Краткой Правды, переписанных в XVIII в., которые, впрочем, восходят к тексту, приготовленному к печати
В. H. Татищевым в 1738 г., и дают мало дополнительных сведений о древнем тексте Правды. B списках Краткой Правды текст написан сплошь без разделения на статьи. Однако вторая часть Правды выделена начальной буквой П («Правда оуставлена» и т. д.), написанной красной киноварью.
Списки Пространной.Правды сохранились в наибольшем количестве (свыше 100). Пространные списки в четыре или пять раз по тексту длиннее кратких и заключают больщое количество новых статей. Кроме того, текст Пространной Правды разбит в них киноварными заголовками и заглавными буквами. Впрочем, заголовки не покрывают содержания всех статей, следующих за ними.
По своему тексту списки Пространной Правды могут быть разделены на три _вида.
Первый, наиболее многочисленный вид входит в состав юридических сборников, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, или Номоканон, представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов. Самое слово «кормчая» значит руководящая или направляющая. Слово «Номоканон» происходит от греческого «номос» (закои) и «канон» (правило).
Древнейший список Кормчей с текстом Русской Правды написан около 1282 г. в Новгороде «повелением Новгородского князя Дмитрия Александровича и стяжанием новгородского архиепископа Климента». Эта громадная книга, написанная в два столбца на 348 листах пергамена, принадлежала «ссфийской», или архиепископской, казне и при падении Новгорода была взята Иваном III как драгоценность в Москву. Кормчая была возвращена обратновНовгородтолько при Василии III по особой просьбе архиепископа Макария. B настоящее время Кормчая хранится в Историческом музее в Москве в составе б. Синодального или Патриаршего собрания рукописей и в науке известна под названием Синодальной или Новгородской. Синодальный список РусСкой Правды отличается от всех других списков Пространной Правды расположением статей во второй его части. Можно думать, что зта особенность расположения статей зависит от того, что в одном из предшествующих списков, которые послужили источником для Синодального, листы были перепутаны.
Текст Синодального списка имеет близкое сходство с другим древним списком—Троицким, находящимся в составе Мерила Праведного второй иоловины XIVв. Подназванием «Мерила Праведного» известенюридический сборник, возникший на русской почве, вероятнее всего, в начале XII в., переработанный и дополненный в конце ХІІІ в. B известном нам составе сборник возник в Суздальской Руси как руководство для судей. Мерило Праведное состоит из двух частей. B состав первой части входят поѵчения на тему о праведных судах. Вторая часть Мерила Праведного основана главным образом на материале Кормчей и включает 30 глав, состоящих из различных юридических памятников, заимствованных из Кормчей, а также из Русской Правды (см. описание на стр. 28). Экземпляр рукописи, несмотря на небольшой фэрмат.—роскошный.
Синодальный и Троицкий списки восходят к общему протографу, возникшему уже ранее последней четверти XIII в. Синодальный список имеет яркие черты новгородского говора. Некоторые новгородские особенности заметны и в тексте Троицкого списка. Поэтому можно думать, что их общий протограф возник в Новгороде.
Остальные списки Пространной Правды, помещенные в составе Кормчих и Мерил Праведных, относятся к ХѴ—ХѴІІІ вв. По своему тексту они делятся на несколько видов, или изводов. Каждому изводу соответствует определенный состав Кормчей или Мерила Праведного. Эти поздние списки Пространной Правды имеют большой интерес для истории права в Северо- Восточной Руси в ХІѴ—ХѴ вв. и дают некоторый материал для восстановления первоиачальчого текста Правды.
Ko второму виду Пространной Правды принадлежат списки, входящие в состав особых юридических сборников. Наиболее древний список этой группы, Пушкинский (принадлежал А. И. Мусину-Пушкину), написан в 4° на 60 листах щли 120 страницах) пергамена. Весь сборник носит заголовок: «Суд Ярослава князя. Устав о всяцих пошлинах и о уроцех». B состав сборника входят статьи: 1) Увещание к сѵдьям; 2!) Русская Правда; 3) Закон судный людем; 4) Избрание из законов Моисеевых; 5) Договор Смоленска с Ригою в 1229 году;6)Устав Ярослава о мостех. Увещание к судьям представляет собой выдержку из Слова о судьях и клеветах, встречающегося в более полном виде в различных сборниках. Закон судный людем, или Судебник царя Константина, является юридической компиляцией, возникшей, повидимому, в Болгарии в Х. в. на основеболгарского права и византийских юридических памятников.
Известный нам состав Пушкинского сборника не был первоначальным B этом нас убеждает существование Археографического списка Пространной Правды, который относится к XV в. и помещен в виде приложения к тексту Новгородской 1-й летописи (о ней говорилось выше) в составе особого юридического сборника. Сличение Пушкинского и Археографического сборников позволяет думать, что первоначальный юридический сборник состоял только из четырех статей: 1) Увещания к судьям; 2) Русской Правды; 3) Закона судного людем и 4) Устава Ярослава о мостех. Пушкинский и Археогргфический списки восходят к общему протогргфу с новгородскими особенностями, априсутствие в этом протогргфг УставаЯрославао мостех такжеговоритоновгородском его происхождении. Вероятнее всего, первоначальный оригинал (протограф) Пушкинского и Археографического списков возник уже в первой половине XIII века.
B начале XV в., повидимому, уже в Москонской Руси, появился новый, третий вид Пространной Правды. Он представлен несколькими списками ХѴ—ХѴТ вв.; один из них принадлежал князю Оболенскому, другой- Карамзину. Этот вид списков Пространной Правды можно назвать Карам- зинским, так как он впервые был открытТБ М. «Карамзиным. B его основу положен текст какого-то списка Пушкинско-Археографической ветви, дополненный по спискам Троицко-Синодальной.
Следует отметить, что C В. Юшков выделяет Пушкинско-Археографический и Карамзинский виды в особые редакции Русской Правды, так как в^ниХ включены дополнительные статьи. Однако основной материал Пространной Правды очень близок во всех трех названных видах. Поэтому при изучении Русской Правды удобнее сохранять деление на три основных памятника, которые имеют большие отличия друг от друга.
K третьей редакции Русской Правды относятся два списка так называе* мой Сокращенной Правда. Оба они помещены в Кормчей особого состава, сохранившейся в списках XVII в. Однако Кормчая подобного состава возникла значительно раньше, вероятнее всего в XV в., и, повидимому, в Пермской земле. Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся статьи большей частью короче и иногда напоминают как бы выдержки из Пространной. Почти все исследователи на этом основании считают Сокращенную Правду простой выдержкой из какого-то списка Пространной. Однако такое заключение преждевременно, так как текст Сокращенной Правды не может быть целиком выведен из какого-либо списка Пространной. Так, помимо других особенностей текста, Сокращенная Правда имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во всех списках Пространной Правды. Сокращенная Правда должна быть признана третьей особой редакцией Русской Правды.
Как видим, под названием «Русская Правда» понимаются три различных памятника, которые могут быть названы «Краткой», «Пространной» и «Сокращенной» Правдой. Происхождение этих памятников было различно, различна была их судьба, и по-разному они повлияли на другие юридические памятники древней Руси.
Большинство историков согласно с тем, что Краткая Правда по времени своего происхождения предшествует Пространной, не говоря уже о Сокращенной, которую большинство исследователей относит к позднему времени. Однако в науке существует и несколько иное мнение, разделяемое главным образом лингвистами (А. И. Соболевскнм, E. Ф. Карским и
С. П. Обнорским). Останавливаясь на языковых особенностях Краткой Правды, они указывают, что этот памятник возник сравнительно поздно. B частности, их поражает большое количество церковно-славянизмоЬ, которые в гораздо меньшей мере заметны в Пространной Правде. Ho этот взгляд на Краткую Правду не может быть принят, потому что лингвистические наблюдения не всегда имеют характер решительных доказательств. Краткая Правда дошла до нас в поздних списках XV в., которые могли подвергнуться правке и изменениям именно языкового характера. Самое же содержание Краткой Правды с несомненностью говорит о ее раннем происхождении.
Выше уже указывалось, что Краткая Правда сохранилась в составе Новгородской первой летописи младшего извода—так нйзывают Новгородскую летопись, возникшую на основе более древних материалов в первой половине XV в. B ней мы находим под 1016 г. известие о том, что Ярослав, вернувшись после победы над Святополком в Новгород, одарил новгородцев деньгами «и отпусти их всѣх домовъ, и давъ имъ правду, и уставъ списавъ, тако рекши имъ: по сей грамотѣ ходите; яко же списах вамъ,’ такоже держите. A с e e с т ь пр а в д а p у с к а я»[14]. После этих слов помещен текст Русской Правда. Однакошзвестие Новгородской летописи давно заподозрено в достоверности, прежде всего потому, что оно отсутствует в древнейшем Синодальном пергаментном списке Новгородской 1-й летописи, написанном не позднее XIV в. Поэтому нам приходится допускать возможность того, чтовНовгородскойІ-йлетописимладшегоизводав данном месте имеется какое-то новообразование. Бросается в глаза и другая несообразность. Слова летописи о «Правде Русской», данной Ярославом, не совпадают с текстом самой Краткой Правды, в которой упоминается не только о Ярославе, но и о его сыновьдх. Предположение о позднейшем происхождении известия о Ярославовой грамоте, помещенного под 1016 г., находит подтверждение в следующем. B Софийской первой летописи имеются два известия об Ярославовых грамотах. Первое из них помещено под 1019 г. и имеет полное сходство с таким же известием, находящимся в Новгородской первой летописи младшего извода под 1016 г.
Рядом с этим в Софийской первой летописи встречается другое известие, относящееся к 1035 г. B нем говбрится о том, что Ярослав, посадив князем в Новгороде своего сына Владимира и вместе с ним епископа Жидяту, дал новгородцам грамоту.
По своему составу Краткая Правда явно делится по крайней мере на две части: первая может быть названа Правдой Ярослрва, вторая—Правдой Ярославичей. При разборе терминологических особенностей обеих частай Краткой Правды между терминологией Правды Ярослава и Правды Ярославичей обнаруживается большое различие. Это является прямым указанием на то, что обе части Краткой Правды были составлены в разное Время и в разных местах.
B Правду Ярослава входят первые статьи Краткой Правды,.от начала памятника до слов: «Правда оуставлена Роуськои земли».
B исторической науке шел длнтельный спор по вопросу о том, когда возникла Правда Ярослава. Л. К. Гетц, вбзвращаясь к мнению В. H. Татищева, считал, что Правда Ярослава является памятником дохристианской эпохи, возникшим еще до Владимира Святославича и относящимся по крайней мере к X в. Против такого взгляда можно выставить немало возражений. Так, прежде всего нам бросается в глаза значительная разница между юридическими нормами договоров Руси с греками и Правды Ярослава. Русская Правда знает нормы, несомненно, более поздние, чем договор 945 г. Договоры знают кровную месть без всякого ограничения: за убитого мстят его ближайшие родичи. B Правде месть уже рассматривается альтернативно с выкупом: «аше не^оудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за головоу». Следовательно, надо считать, что Правда Ярослава возникла позднее договоров Руси с греками. По своей терминологии Правда Ярослава близко подходит к договору Новгорода с немцами конца XII в. (около 1195 г.). B нем мы найдем такие безличные термины, как «муж», отсутствие ссылок на княжескую юрисдикцию, кроме введения и заключения, и т. д. Наконец, в том же договоре имеется целая статья, совершенно напоминающая нам подобную же статью Русской Правды: «Оже емати скотъ варягу на русинѣ или русину на варязѣ, а ся егозаприть, то 12 мужь послухы, идеть ротѣ, възметь свое». B Правде Ярослава сказано почти теми же словами: «Аже где възыщеть на дроузѣ проче, а он ся запирати почнеть, то ити ему на изводъ пред 12 человека» (ст. 14).
Возможно, что Правда Ярослава была основана на более раннем памятнике. Таковы первые 10 статей, кончающиеся двумя статьями о варягах и колбягах. Статья о челядине, скрывшемся у варяга или колбяга, уже ограничивает права варягов и колбягов, которыми они могли пользоваться* в более раннее время. Эта часть Краткой Правды может быть названа «Древнейшей Правдой».
Вторая часть Краткой Правды представляет собой особый памятник, чоторый принято называть «Правдой Ярославичей». B действительности
Правда Ярославичей не представляетсобой єдиного памятника. B ней можно различать по крайней мере три части: собственно Правду Ярославичей, дополнительные статьи к ней, покон вирный.
Любопытный материал дает анализ имен, упомянутыХ в заголовке Правды Ярославичей. Упомянутый йервым Коснячко был в 1068 г. киевским воеводой при Изяславе. Двор Коснячки был разграблен восставшими киевлянами. Микыфор Кыянин (т. e. киевлянин) упоминается в летописи вместе с двором Чудина под 945 г., но в такой фразе, которая ясно говорит о более позднем времени, вероятнее всего,—о 70-х годах XI в. Летописец замечает, что раньше двор княжий существовал на другом месте, чем в его время—«бѣ бо тогда вода текущи въздсжѣ горы Киевськия, и на подольи не сѣдяху людье, но на горѣ. Градъ ж»ѣ Киевъ, идеже есть нынѣ дворъ Гордятинъ и Никифоровъ, а дворъ княжь бяше в городѣ, идеже есть ньгнѣ дворъ Воротиславль и Чюдин» (ПВЛ, стр. 40). O Чудине летопись упомЙ- нает как о лице, державшем Вышгород от имени князя в 1072 г. при съезде Ярославичей («и бѣ тогда держа Вышегородъ Чюдинъ», см. ПВЛ; стр. 121). Наконец, некий Микула упомянут в сказании о перенесении мощей Бориса и Глеба в Вышгород как- старейшина «огородников» Таким образом, в Правде Ярославичей перечислены действительные участники событий второй поливцны Xl в, Поэтому попыткй признать заголовок Правды Ярославичей позднейшей вставкой не обоснована. Позднейший составитель не мог знать о Микуле и Ннккфэре Киевлянине, для него эти имена ничего не обозначали. Возникновение Правды Ярославичей, повнди- мому, следует отнести к 1072 г. ина была составлена в Вышгороде, на чш указывает участие в ее составлении Чудиня и Микулы, связанных с Выш- ігородом.
Какие же причины вызвали появление Правды Ярославичей? А. E. Пресняков и Б. Д. Греков считают, что Правда Ярославичей представляет собой устав княжеского домена, устанавливающий пени за убийство княжеских людей или нанесение вреДа княжескому имуществу. Можно согласиться с теМ, что Правда Ярославичей была написана для защиты людей в княжеских доменах, но возникла Правда Ярославичей в особых условиях