Что такое спортивная форма определение
спортивная форма
Смотреть что такое «спортивная форма» в других словарях:
спортивная форма — uniforma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Tokios pat formos (vienodo kirpimo), skiriamaisiais ženklais pažymėti drabužiai sportininkams, treneriams, teisėjams, oficialiems asmenims. Uniforma vilkima per sporto pratybas,… … Sporto terminų žodynas
спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Laikui bėgant kintanti, griežtai individualizuota sportininko adaptyvumo būsena – dėsningas sportinio rengimo ir su juo susijusių prisitaikymo vyksmų organizme rezultatas.… … Sporto terminų žodynas
спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sportininko optimalaus parengtumo siekti geriausio, galimo konkrečiame makrocikle sportinio rezultato būsena, kurios kaita yra dėsninga, fazinio pobūdžio: šios būsenos tapsmo… … Sporto terminų žodynas
спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sportininko pajėgumas tam tikru metu. atitikmenys: angl. sporting condition; sporting form; top form vok. sportliche Form, f rus. спортивная форма … Sporto terminų žodynas
спортивная форма — sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sportininko specialiojo darbingumo būsena – visų sportinį laimėjimą lemiančių veiksnių (sportinės formos dėmenų) reikšmės yra optimalios, leidžia iki galo atskleisti judėjimo… … Sporto terminų žodynas
спортивная форма команды — komandos sportinė forma statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žaidėjų parengtumo ir gebėjimų panaudojimo komandos interesams lygis sportinių žaidimų varžybose. atitikmenys: angl. sporting form of the team vok. sportliche Form der… … Sporto terminų žodynas
форма — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? формы, чему? форме, (вижу) что? форму, чем? формой, о чём? о форме; мн. что? формы, (нет) чего? формы, чему? формам, (вижу) что? формы, чем? формами, чём? о формах 1. Формой называются внешние… … Толковый словарь Дмитриева
Спортивная (станция метро — Спортивная (станция метро, Минск) У этого термина существуют и другие значения, см. Спортивная (станция метро). Станция «Спортивная» Автозаводская линия Минский метрополитен … Википедия
Спортивная журналистика — (sports journalism) (англ.) одна из форм (типов) журналистики, чьей предметной областью является сбор, обработка, хранение и передача информации о спортивных темах и событиях. Несмотря на «несерьезное» отношение к спортивным отделам в… … Википедия
Что такое спортивная форма определение
В статье сделана попытка раскрыть содержание терминов «тренированность» и «спортивная форма». Представлены различные трактовки этих терминов. Предложено современное смысловое содержание данных терминов. Указано на ошибочность представлений о закономерностях развития, сохранения и утраты спортивной формы атлетов. Заявлено о различиях в динамике спортивной формы, которая объясняется индивидуальными особенностями атлетов. Критикуется периодизационный способ построения тренировочного процесса. Перечислены различные способы построения тренировочного процесса. Указаны основные принципы выбора способа построения тренировочного процесса.
Термины «тренированность» и «спортивная форма» давно стали расхожими понятиями, чаще всего используемыми в обиходе для абстрактного объяснения спортивных достижений или неудач атлетов. Тем не менее, эти термины вполне конкретны и имеют физиологическое и спортивно-педагогическое обоснование. Расхожесть и множественное разночтение данных терминов — в том числе, в среде спортивных педагогов — обусловлены незнанием или неприятием ими реально действующих законов адаптации.
Согласно мнению Л. П. Матвеева (1965), понятия «тренированность» и «спортивная форма» не тождественны, а термин «тренированность» освещает только биологическую составляющую, не учитывая взаимосвязи между биологическим и педагогическим процессами.
С. П. Летунов, Р. Е. Мотылянская (1952) под «спортивной формой» имели в виду такое «состояние спортсмена на том этапе развития тренированности, когда он подготовлен к показу наиболее высоких спортивных результатов в определенном (тренируемом) виде спорта». «Спортивная форма» по Г. В. Васильеву, Н. Г. Озолину (1953) это «состояние тренированности, позволяющее спортсмену успешно участвовать в соревнованиях». А. Н. Крестовников (1954) считал, что «спортивная форма, это такое состояние спортсмена, которое характеризуется способностью к высоким спортивным достижениям, устойчивым сохранением своих достижений в течение длительного времени при участии в состязаниях». По Л. П. Матвееву (1997) «спортивная форма – состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям, которое приобретается спортсменом в результате соответствующей подготовки на каждой новой ступени спортивного совершенствования». А. П. Бондарчук (2005) дает следующее определение данному состоянию атлета: «Спортивная форма – это состояние оптимальной физической, технической, психологической и тактической подготовки, выражающееся в уровне спортивных результатов, показанных как в тренировочных занятиях, так и в условиях соревнований». Введение в определение термина «спортивная форма» условия «в тренировочных занятиях» объясняется тем, что проблемы развития физической, технической, психологической и тактической подготовки решаются и реализуются, прежде всего, в тренировочных занятиях, и только затем — в соревнованиях.
В развитие понятийного аппарата теории и методики спорта предлагаются следующие определения термина «спортивная форма»: «Спортивная форма — состояние функциональной готовности спортсмена к совершению соревновательной деятельности на основе достигнутого на данный момент уровня тренированности»; «Спортивная форма — динамически меняющееся состояние, отражающее характер взаимосодействия различных сторон подготовленности спортсмена в демонстрации им спортивного результата». При этом термин «тренированность» предлагается понимать как состояние специфической структурно-функциональной готовности атлета к совершению им соревновательной деятельности, а сама тренированность должна рассматриваться в качестве «количественной» составляющей состояния «спортивная форма».
С. П. Летунов, P. E. Мотылянская (1952) и L. Prokop (1959) одними из первых начали писать о состояниях тренированности и спортивной формы и закономерностях их развития. Они уже в те годы пытались объяснять процесс развития спортивной формы закономерностями протекания адаптационных перестроек в системах организма на протяжении годичных циклов тренировки. Согласно их представлениям: в подготовительном периоде совершается процесс адаптационных перестроек — этап нарастания тренированности, (собственно приспособительная фаза); за этим в соревновательном периоде следует этап приобретения спортивной формы (фаза высшего приспособления); а далее — в переходном периоде — этап снижения тренированности (фаза деадаптации). Данные этапы, фазы были изначально искусственно подстроены под одноцикловую, а потом и под двухцикловую структуры годичной тренировки. При этом, по мнению Л. П. Матвеева (1965), на протяжении первой части подготовительного периода одновременно происходит процесс утраты спортивной формы и приобретения новой спортивной формы.
Однако при изучении закономерностей развития спортивной формы практически все исследователи не учитывали:
1. Исходного состояния спортивной формы после переходного периода и после первого, второго или третьего соревновательных периодов. Подавляющее число исследователей утверждали, что на протяжении переходных периодов происходит утрата спортивной формы, а на протяжении соревновательных – ее сохранение. Во втором случае речь идет о том, что на протяжении второго и третьего подготовительных периодов повторный процесс развития спортивной формы начинается с ее максимального или субмаксимального уровня.
2. Абсолютным большинством исследователей не учитывалась и не учитывается сегодня специфика систем упражнений, применяемых на протяжении подготовительных периодов и способы построения последних.
3. Фактически отрицались и отрицаются индивидуальные особенности течения адаптационных процессов в организме каждого конкретного спортсмена, которые являются материальной базой вхождения спортсмена в состояние спортивной формы. Данное утверждение является основополагающим в теории и методике спорта.
Закономерности развития спортивной формы на протяжении последних 30 лет изучаются одним их авторов настоящей публикации. Исследования А. П. Бондарчука (1981, 1986, 1987, 1989, 1990, 1991, 1992, 1997, 2000, 2005, 2007, 2010 и др.) показали, что данные закономерности коренным образом отличаются от тех, что представлены в преподаваемой в физкультурных ВУЗах теории и методике физического воспитания. Эти закономерности предопределяют следующий характер динамики спортивной формы: у спортсменов условной первой группы процесс начинается с фазы приобретения спортивной формы, за которой следует фаза ее сохранения; у спортсменов второй условной группы — перед фазой приобретения спортивной формы реализуется фаза ее утраты; у спортсменов третьей условной группы эти фазы чередуется в следующей последовательности — сохранение, утрата, приобретение и сохранение спортивной формы. Для спортсменов этих групп есть одно общее: если после фазы сохранения, которой предшествует фаза приобретения спортивной формы, спортсмен не производит смену используемых в тренировке упражнений, то спортивные результаты снижаются примерно на 7-10% – т. е. спортсмен входит в фазу утраты спортивной формы. Подобная вариативность в чередовании фаз, по мнению А. П. Бондарчука (2010), может быть объяснена исключительно индивидуальной реакцией организма на тренировочные нагрузки. Различия индивидуальных реакций спортсменов на тренировочную нагрузку влияет и на продолжительность процесса вхождения в спортивную форму. По этому показателю А. П. Бондарчуком (2000, 2005, 2007, 2010) было выявлено 8 групп спортсменов. Первая группа спортсменов входит в состояние спортивной формы по истечению 36 тренировочных занятий, вторая — 50, третья — 75, четвертая — 100, пятая — 125 и т. д. Однако большинство квалифицированных спортсменов входят в данное состояние после 50-75 тренировочных занятий.
Следует сказать, что в теории спорта в редакции Л. П. Матвеева (1965, 1991, 1997 и др.) основным «рычагом» воздействия на развитие спортивной формы является не специфичность систем применяемых в подготовке спортсменов упражнений, а исключительно — динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок. При этом Л. П. Матвеев (1965, 1991, 1997 и др.) рекомендует использовать «волнообразный» способ распределения объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Основная идея применения данного способа построения тренировочного процесса состоит в том, что на протяжении всего подготовительного периода объем тренировочных нагрузок противопоставляется интенсивности — сначала идет волна роста объема тренировочных нагрузок, за которой следует волна повышения интенсивности (при этом интенсивность тренировочных нагрузок повышается только тогда, когда происходит снижение объемов тренировочных нагрузок). В основе волнообразного изменения объемов и интенсивности тренировочных нагрузок лежит представление о том, что рост спортивных результатов происходит только в тех случаях, когда происходит снижение объемов тренировочных нагрузок и повышение их интенсивности. Здесь налицо – ошибочные представления о закономерностях протекания адаптационных процессов в организме спортсмена и закономерностях развития спортивной формы в ответ на воздействие той или иной системы тренировочных воздействий. Более того, волнообразная динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок рекомендуется для использования во всех видах спорта – без элементарной оценки практической возможности воплотить идею волнообразности в спортивную практику. При этом, когда говорится о повышении интенсивности тренировочных нагрузок, никогда не объясняется, что конкретно понимается под данным словосочетанием. Дело в том, что само по себе данное словосочетание абсолютно неконкретно: интенсивность тренировочных нагрузок может регулироваться как использованием определенных зон интенсивности тренировочной работы, так и применением тех или иных средств тренировки, а также увеличением интенсивности тренировочных нагрузок за счет сокращения сроков пассивного отдыха между упражнениями.
На ошибочность вышеуказанных представлений о динамике объема и интенсивности тренировочных нагрузок в построении тренировочного процесса специалисты указывали еще в 60-70 годы прошедшего столетия. Так, по мнению М. Шолиха (1966) и А. Нику, А. Врабие, К. Флореску (1976), нельзя компенсировать максимальные или очень высокие по мощности усилия большим объемом тренировочных нагрузок. А. Н. Воробьев (1976) логично отмечал, что на протяжении подготовительного периода необходимо готовить спортсменов к той мышечной деятельности, которая необходима на соревнованиях. И в середине тех же семидесятых годов, М. Я. Набатникова, В. В. Ивочкин (1976) писали, что нельзя противопоставлять объем и интенсивность тренировочных нагрузок — оба эти показателя определяют силу тренировочных воздействий. На примере подготовки метателей молота А. П. Бондарчук еще в 1972 году доказал, что на протяжении всего годичного цикла тренировки (в том числе и подготовительного периода) целесообразно использовать оптимальное соотношение нагрузок различной интенсивности (при этом на долю тренировочных нагрузок максимальной интенсивности должно отводиться от 5 до 10% от общего объема нагрузок). Согласно полученным им практическим результатам, по мере развития спортивной формы увеличивается стоимость всех зон интенсивности тренировочной работы.
Различными авторами предлагаются разные способы построения тренировочного процесса. Известны: периодизационный способ построения тренировочного процесса Л. П. Матвеева; блоковый (блочный) способ построения тренировочного процесса Ю. В. Верхошанского; блочно-периодизационный способ построения тренировочного процесса В. Б. Иссурина. А. П. Бондарчуком (2000, 2005) предложена классификация способов построения спортивной тренировки: этапно-комплексный способ; этапный комплексно-вариативный способ; этапно-вариативный способ; этапный вариативно-комплексный способ; этапный комплексно-комбинированный способ; этапный вариативно-комбинированный способ; блочно-комплексный способ; блочно-вариативный способ; блочный комплексно-вариативный способ; блочный вариативно-комплексный способ; блочный комплексно-комбинированный способ; блочный вариативно-комбинированный способ; вариативный способ; комплексный способ; комбинированный способ; комплексно-вариативный способ. Выбор способа построения тренировочного процесса должен осуществляться по основному критерию – по степени его эффективности для каждого конкретного вида спорта (уточним, что эффективность тренировочного процесса в спорте определяется степенью повышения спортивной результативности, оцениваемой без использования медико-биологических средств и методов повышения тренированности). При этом тренировочный процесс должен быть направлен на достижение спортсменом более высокого уровня тренированности и состояния спортивной формы к наиболее ответственным соревнованиям. Только в этом случае можно гарантировать спортсменам полноценную реализацию их потенциальных возможностей в избранном виде спорта.
Бондарчук Анатолий Павлович, доктор педагогических наук, Олимпийский чемпион и бронзовый призер Олимпийских игр, чемпион Европы, многократный чемпион СССР, Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР, Kamloops Track and Field Club.
Блеер Александр Николаевич, ректор РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), член-корреспондент Российской академии образования (РАО), профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный тренер России.
Павлов Сергей Евгеньевич, РГУФКСМиТ, кандидат медицинских наук
Бондарчук А. П., Блеер А. Н., Павлов С. Е. Тренированность и спортивная форма / В сб. II Международной научно-практической конференции «Физиологические и биохимические основы и педагогические основы адаптации к разным по величине физическим нагрузкам», Казань, 27-28 ноября 2014. – С. 193-195
19,082 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
Спортивная форма
В последние годы ведутся серьезные дискуссии, касающиеся спортивной формы, в которых встречаются весьма формальные, подчас чисто интуитивные, суждения и мотивы, лишенные доказательного материала. Существуют, однако, и принципиальные вопросы, которые неизбежно возникают с развитием теории и практики спорта и которые ждут своего углубленного толкования и объяснения. Следует отметить, что большая часть вопросов, связанных со спортивной формой, не оспариваются специалистами, а именно:
— эти изменения имеют фазовый характер, со своими количественными и качественными параметрами;
— спортивная форма может возникнуть только при устойчивом состоянии общей и специальной работоспособности, определенном как тренированность организма;
При выяснении и систематизации этих вопросов не оспариваются также и приоритетные вклады Л.П. Матвеева, получившие всемирное признание. Но, как он и сам подчеркивает, «логика бесконечного познания» ставит новые вопросы и ищет на них ответы.
Рассмотрим только некоторые из дискуссионных вопросов, связанные с основной дефиницией Л.П. Матвеева, например, что становление, сохранение и временная утрата спортивной формы возможны лишь в рамках большого тренировочного цикла (макроцикла). Оппоненты приводят немало примеров очень частого приобретения и утраты спортивной формы в зависимости от спортивного календаря. Эти примеры, однако, не имеют прочной основы, ибо недостаточно аналитически прослеживается, насколько в соответствующем соревновании реализованный спортивный результат близок к их максимальному достижению. Следовательно, ставится вопрос о том, может ли спортивное достижение быть критерием спортивной формы, и если ответ положителен, то при каких условиях.
Связи между компонентами спортивной формы мультиколинеарны, т.е. множественны и сложно (прямо и косвенно) увязаны между собой. Известно, что некоторые из них отличаются своими положительными коррелятивными зависимостями. Между другими, например между аэробными и анаэробными процессами и т.д., существуют конкурентные отношения.
Отношения между компонентами спортивной формы имеют специфический характер в зависимости от особенностей двигательной деятельности. Это определяет особенности факторной структуры спортивной формы для отдельных видов спорта и дисциплин и объективные границы для ее переустройства на различных этапах спортивной подготовки.
Специфичное заключается в том, что независимо от их общей природы они представляют собой два качественно различных состояния организма в отношении степени его оптимальной готовности к достижению высоких спортивных результатов.
Эта постановка не стыкуется с утверждением Л.П. Матвеева, что первая фаза в развитии спортивной формы включает два этапа: «Формирование и развитие предпосылок спортивной формы» (что является признанием того, что она здесь отсутствует; «непосредственное формирование спортивной формы», при котором изменения приобретают более специализированный и синхронный характер. По-видимому, речь идет о первой фазе в развитии общей и специальной тренированности как предпосылке к вступлению в спортивную форму на последующих этапах подготовки.
Следовательно, утверждение Л.П. Матвеева о трех фазах в развитии спортивной формы условно можно принять только в отношении ее базисных, относительно устойчивых компонентов, которые действительно формируются длительное время в больших циклах подготовки и в то же время являются имманентными характеристиками тренированности как устойчивого состояния высокой специфической работоспособности организма. Это, однако, не исчерпывает вопроса о спортивной форме в ее целости. Отсутствуют еще два исключительно важных компонента, которые в наибольшей мере придают ей соответствующую специфику и качественно отличают от высокой тренированности. В первую очередь это ее оперативные компоненты, отражающие (как подчеркивает и Л.П. Матвеев, 1991) текущее состояние оперативной работоспособности, актуальной мотивации и интуитивной настройки для конкретного соревнования или спортивного результата, связанных преимущественно с биосоциальной природой спортсмена. Именно эти компоненты гораздо более динамичны и ни в коем случае не могут иметь ту же фазовую структуру, типичную для стабильных, преимущественно морфофункциональных компонентов.
Вторым и наиболее существенным критерием спортивной формы, который дает интегральную характеристику ее сущности как качественно новому состоянию тренированности, является так называемая конкордантность (оптимальная согласованность) всех ее компонентов на системном уровне. В сущности, это факторы спортивного достижения, которые, кроме того что достигли высокой степени развития (что характерно и для тренированности), здесь находятся в своих оптимальных количественных и качественных отношениях. Это придает всей системе качественно новые свойства (так называемую эмерджентность), которые отсутствуют у отдельно взятых ее компонентов. При этом положении можем определить спортивную форму кактакое состояние специфической работоспособности спортсмена, при котором все факторыспортивного достижения находятся в своих оптимальных значениях и соотношениях (так называемой конкордантности), обеспечивающих максимальную реализацию его моторного потенциала в соответствующей двигательной деятельности (спортивный результат).
Состояние «спортивной формы» отличается относительной устойчивостью во времени и зависит от ряда факторов:
Опыт лучших специалистов и их воспитанников показывает, что чем выше квалификация спортсмена, тем меньше времени ему необходимо для перехода из состояния высокой тренированности в состояние спортивной формы. Объективные границы, в рамках которых возможно достижение спортивной формы и ее сохранение, определяются спецификой соревновательной дисциплины, величиной и характером вложенного усилия, степенью усталости, а также динамикой процессов восстановления и сверхвосстановления организма. По-видимому, речь идет не столько о емкостных возможностях устойчивых (базисных) компонентов спортивной формы, сколько об оперативных. Нет никакого сомнения, что объективные условия и предпосылки для большей динамики спортивной формы будут существовать в кратковременных по усилию видах спорта: прыжках, метаниях, спринте и других, тогда как в видах спорта, связанных с огромными расходами вещества, энергии и информации, периоды достижения спортивной формы и ее сохранения будут более продолжительными.
Независимо от специфики тренировочных программ стоит отметить возрастающее значение оперативных компонентов для управления спортивной формой в большом спорте. Его престижные функции и усилившееся проникновение коммерциализации подвергают испытанию не только биоэнергетический потенциал больших спортсменов, но и их интеллектуальные, нравственные и особенно волевые и эмоциональные качества. Чаще всего «срывы» спортивной формы возникают из-за стрессового влияния среды на эти оперативные компоненты, тогда как этого почти не происходит с ее стабильными компонентами. Они могут только временно (в данный момент) поддаться влиянию лабильных компонентов спортивной формы на психорегулятивной основе. Именно этим объясняется тот факт, что только на протяжении 3-4 дней или максимум недели данный спортсмен показывает исключительно высокие или же весьма скромные результаты. Это выводит на передний план значение положительных эмоций, осознанной мотивации и предстартовой настройки спортсменов и умения тренера (достаточно часто его интуиции) направлять их самым правильным образом. Только при этих условиях можно принять установку, что главным критерием спортивной формы являются высокие и стабильные спортивные результаты, достигнутые в ответственных соревнованиях; Вот почему прав Л.П. Матвеев (1991), утверждающий, что для оценки спортивной формы по результатам спортивных соревнований необходим не только углубленный статистический, но и содержательно-логический анализ. Только в таком случае индивидуальная динамика спортивных результатов превращается в основной интегральный показатель динамики спортивной формы.
3.1. Список использованной литературы:
1. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Физиология активности Н.А.Бернштейна как основа теории технической подготовки в спорте // ТиПФК. № 11,1996.-С.58-62.
2. Малиновский С.В. Тактическая подготовка в спортивных играх.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 167 с.
3. Родионов А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры.- 1993.- N 2.- с. 7-9
4. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. – М.: ФиС, 1969.
5. Биологические и педагогические аспекты выносливости //Матер, всесоюзн. симп. //Теория и практика физической культуры, 1972, № 8, с. 29-33.
11. Желязков Ц.О. сущности спортивной формы. //Теория и практика физической культуры, 1997, № 7.
12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1977.
13. Новикова А.Д., Теория и методы физического воспитания.
14. Кукольский Г.М., Врачебное наблюдение за спортсменами.