Что такое справедливость в понимании хаммурапи
Хаммурапи, справедливый государь
Хаммурапи, справедливый государь
Хаммурапи считал достигнутое им объединение страны началом принципиально новой страницы месопотамской истории. До сих пор полагали, что власть в Двуречье переходит от города к городу по произволу богов; в «Плаче о гибели Ура» сам верховный бог Энлиль объясняет, что его ниспровергли не за какую-либо вину, а просто потому, что таков уж порядок мира: «Уру в самом деле даровали царственность, но вечный срок ему не был дарован. С незапамятных дней, когда страна впервые возникла, и до нынешних дней видел ли кто-нибудь, чтобы божественное служение досталось какому-либо городу навсегда?».
Хаммурапи, напротив, провозгласил, что отныне боги «установили в Вавилоне вечную царственность, чьи основания прочны, как земля и небо». Соответственно, он, в отличие от многих других, не собирался подражать царям III династии Ура и избегал даже намека на самообожествление (хотя пышно величал себя в переносном смысле «богом для местных царей» — своим положением царя над царями он очень гордился).
Сохранился вавилонский гимн, прославляющий Хаммурапи за его победы:
Горы и равнины поверстал в службу,
Великую силу свою под конец прославил! Хаммурапи-царь, могучий воин,
На противника — наводненье,
Повергающее вражью землю,
Разнимающий лоно гор неприступных…
Царь Хаммурапи, хорошо тебя славить!
В то же время Хаммурапи был достаточно доступен и прост в обращении, как ярко показывает служащая вступлением к тому же гимну солдатская песенка — ее, видимо, распевали его воины в ту пору, когда он воздерживался от войн, поддразнивая его по этому поводу и поощряя к завоеваниям:
Хаммурапи, царь могучий, —
Что ж, чего ты ждешь?
Элл иль дал тебе величье —
Что ж, чего ты ждешь?
Син тебе дал превосходство —
Что ж, чего ты ждешь?
Нинурта дал оружье славы —
Что ж, чего ты ждешь?
Иштар дала силу битвы —
Что ж, чего ты ждешь?
Шамаш и Адад твоя заступа —
Что ж, чего ты ждешь?
Свою концепцию правления Хаммурапи красноречиво изложил во введении к своим Законам: он, «заботливый правитель, боящийся богов», по их благоволению взошел на престол, чтобы «ублажить плоть народа» (!), «чтобы справедливость воссияла в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… чтобы с сиротой и вдовой обходились по справедливости, чтобы притесненному оказать справедливость». Здесь же он хвалится не столько завоеваниями, сколько украшением храмов, проведением каналов, милосердием к былым врагам.
В заключении к Законам Хаммурапи подытоживает свои дела и заслуги так: «Врагов на севере и на юге я истребил, уничтожил раздоры, ублажил плоть страны… Пусть обиженный, который обретет в суде решение своего дела, успокоит свое сердце и с силой скажет: „Хаммурапи-владыка для людей словно родной отец, он склонился перед велением бога Мардука, своего владыки, и одержал победы Мардука на севере и на юге, он устроил людям удовольствие навеки, а страну управил по справедливости!“».
Это были не пустые слова: Хаммурапи действительно был ответственным и справедливым правителем, стремившимся защитить людей от насилий и разорения, Известна его обширнейшая переписка с чиновниками: царь вникал во множество дел, стараясь разрешать их по справедливости и здравому смыслу. Частные лица не боялись обращаться к нему с многочисленными просьбами и жалобами, и он разбирал их так же добросовестно.
Все это с особенной силой сказалось во внутренней политике и Законах Хаммурапи.
Читайте также
Аристид Справедливый
Аристид Справедливый Фемистокл и Павсаний погибли, потому что нарушили закон и меру греческой жизни. О них вспоминали с уважением, но и с тревогой. А рядом с ними в числе основателей греческого могущества стоял третий — живое воплощение и закона, и меры. Это был афинянин
«Справедливый курс» президента Трумэна
«Справедливый курс» президента Трумэна Гарри С. Трумэн являлся сторонником прогресса. Он стремился – отчасти по принципиальным соображениям, отчасти из политического расчета – распространить «новый курс» на все области американской жизни. Трумэн был убежден, что для
Гудеа — справедливый пастырь
Гудеа — справедливый пастырь Как мы уже говорили, не все города Месопотамии в равной мере страдали от гнёта завоевателей. Так, трагической участи Урука и Ура избежал Лагаш. Притом избежал дважды. В первый раз его пощадили аккадцы — может быть, потому, что после нашествия
СПРАВЕДЛИВЫЙ УПРЕК
СПРАВЕДЛИВЫЙ УПРЕК Рокоссовский был освобожден из тюрьмы. Осенью 1941 года он получил дивизию. Эта дивизия дралась очень успешно. Вскоре Сталин отозвал Рокоссовского с фронта, чтобы дать ему более крупное назначение.— Хорошо ли вы знакомы с германской военной доктриной?—
ГУДЕА – СПРАВЕДЛИВЫЙ ПАСТЫРЬ
ГУДЕА – СПРАВЕДЛИВЫЙ ПАСТЫРЬ Как мы уже говорили, не все города Месопотамии в равной мере страдали от гнета завоевателей. Так, трагической участи Урука и Ура избежал Лагаш. Притом избежал дважды. В первый раз его пощадили аккадцы – может быть, потому, что после нашествия
Людовик XIII Справедливый
Людовик XIII Справедливый Таково… было постоянство Людовика XIII, неутомимого в своих обязанностях и всегда стремившегося делать все во благо своему государству, своему народу и ничего для себя; не сознававшего своих подвигов, своих военных способностей, вспоминавшего о
Дон Педро I – Жестокий или справедливый?
Хосров Справедливый
Хосров Справедливый Хосров Аноширван, вступивший на престол в 531 г. н.э. и царствовавший почти пятьдесят лет, – самый известный из сасанидских царей. Это объясняется разными причинами. Он был могущественным правителем, и его правление, относящееся к концу сасанидского
Самый справедливый суд в мире
Самый справедливый суд в мире Со следствием не мешкали. Уже 11 апреля 1799 года начался суд, и вступительная речь председателя — Джеймса Иределла, одного из лучших юристов США, — изумила всех. Многословно и цветисто восхвалив «настоящую свободу», царящую в Штатах, златоуст
2.3.1. Аристид по прозвищу Справедливый
2.3.1. Аристид по прозвищу Справедливый Хотя бы из уважения к столь редкому у государственных деятелей прозвищу нельзя не сказать несколько слов о сыне Лисимаха Аристиде, родившемся в 540 г. до н. э. в Афинах. Он принадлежал к древнегреческой аристократии, но вместе с
Хаммурапи
Хаммурапи правил в 1793 до н. э. — 1750 до н. э.Царь Вавилона, создатель свода законов — Кодекса Хаммурапи.Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон — это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного
Русский самосуд – справедливый и беспощадный
Русский самосуд – справедливый и беспощадный Русский человек известен своим неуважением к писаным законам, полагая для себя возможным ими пренебрегать: «Не всякий прут по закону гнут». У русских не только «дураку закон не писан», но и всякому – по потребности: «Нужда
Справедливый меч
Справедливый меч На территории нашей страны мечи появляются в погребениях древних славян с конца IХ века. Первые научно зафиксированные находки их были сделаны в 70-х годах XIX столетия, когда археологи успели уже хорошо изучить мечи, открытые в Скандинавии, в основном – в
Как вавилоняне понимали справедливость?
«Концепция общества, основанного на письменном своде законов, применяемых в публичных судах, стала величайшим вкладом вавилонян в представления людей о цивилизованной жизни. Впрочем, некоторые из моральных принципов, на которых основано вавилонское правосудие, сформулировали в чем-то более гуманные шумерские правители. В качестве примера мы уже приводили Ур-Намму, основателя Третьей династии Ура, который запрещал обижать вдов и сирот. Но что касается общественных отношений, благочестивые призывы – одно, а должным образом исполняемые законы – другое. Именно Хаммурапи первым систематизировал и кодифицировал существовавшие до него нечеткие принципы правосудия.
Но свод законов Хаммурапи уникален не только тем, что является древнейшим памятником правосудия в истории; еще более интересны предоставляемые им свидетельства о повседневной жизни простых людей того времени. Очевидно, нам особенно недостает именно этих фактов, так как большинство дошедших до нас сведений касается царей с их экзотическими и труднопроизносимыми именами, их бесконечных войн на уничтожение соседей, а также возвышения и упадка многочисленных городов-государств. Кроме того, почти все артефакты, обнаруженные в сотнях холмов, оживляющих унылый ландшафт Междуречья, были найдены в гробницах правителей или высокопоставленных лиц, и письменные документы в основном повествуют о государственных делах или коммерческих сделках.
В сравнении с ними свод законов Хаммурапи и судебные документы часто позволяют нам хотя бы краем глаза взглянуть на повседневную жизнь простых горожан – подобно тому, как улицы Помпеи и Геркуланума неожиданно оживили римскую историю и явили ее истинное лицо тем, кто знал о ней только по хрестоматийным «Запискам о галльской войне» Цезаря. Оказалось, что шумеры, вавилоняне и ассирийцы очень тщательно и усердно вели судебные записи. Судебный чиновник фиксировал суть всякого дела на глиняной табличке, помещал ее в глиняный конверт и оставлял на хранение. За сотню лет раскопок были найдены десятки тысяч подобных табличек. По этим документам можно представить себе общую картину государств, процветавших три – пять тысяч лет тому назад, – приблизительно такую же, как о нашем обществе на примере судебных отчетов.
Можно ли считать законы Хаммурапи справедливыми.
Свод законов царя Хаммурапи является одним из древнейших источников правовой культуры. Законы эти были созданы предположительно в XVIII в. до н. э. в Вавилоне, и многие десятилетия регулировали правовую жизнь шумерского общества.
Обнаружены они были в далеком 1901 году французскими археологами, и по сей день находятся в Лувре. Сохранились законы почти полностью благодаря тому, что были высечены на большом базальтовом столбе.
Условно законы Хаммурапи можно разделить на три категории:
Для удобства анализа ученые выделили в своде 282 статьи. С точки зрения современного правоведения законы эти несовершенны, т.к. не имеют общих принципов и системы изложения, а также не отражают всей полноты возможных правонарушений. Но, несомненно, кодекс Хаммурапи явился огромным достижением в сфере правового регулирования жизни и укрепления государственности.
Рассуждать на тему справедливости законов Хаммурапи достаточно проблематично. По меркам современного европейца были они очень жесткими и во многом несправедливыми. Но с точки зрения жителей древнего Вавилона соблюдение их было абсолютно естественным.
Хаммурапи законодательно закрепил разделение общества на три основные группы:
1. Авилум – полноправные граждане.
2. Мушкенум – свободные люди, ограниченные в правах.
3. Вардум – рабы, являвшиеся движимым имуществом своих хозяев.
Сословия эти были не равны перед законом. Так за причинение телесного вреда авилуму преступник обычно приговаривался к смертной казни, а за подобное же правонарушение в отношении мушкенума мог отделаться штрафом. Убийство раба и вовсе считалось лишь порчей имущества, соответственно необходимо было просто возместить его стоимость хозяину.
Вообще же, смертная казнь в различных вариантах согласно кодексу Хаммурапи была основным видом наказания. Судопроизводство определялось принципом талиона (око за око). Такие законы достаточно кровавы, но зато действенны:
• За укрывательство беглого раба – смерть
• За мародерство – смерть
• Прелюбодеяние карается смертью
• За лжесвидетельство в суде – смерть
Можно сказать, что они справедливы и несправедливы одновременно. Одно ясно наверняка: законы Хаммурапи дали мощный толчок для развития мировой судебной системы.
Свод законов царя Хаммурапи: основы правоведения и социальной жизни государства Междуречья
Законы Хаммурапи
Самым важным источником исследования Старовавилонского периода в жизни государства Месопотамия является свод законов «Законы Хаммурапи», признанный самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли и юриспруденции (рисунок 1). Люди занимались их переписью и изучением в Месопотамии более тысячи лет; этим обусловлено оказанное ими ощутимое влияние на формирование правового мировоззрения жителей не только Древнего Востока, но и всего мира Античности.
Главной целью появления «Законов» считается распространение единых норм права на все присоединённые к Вавилону посредством военных действий территорий Месопотамии.
Следовательно, «Законы» были эффективным инструментом унификации экономического уклада и социальных отношений в Вавилонии, а также мощным и надёжным средством, укрепляющим монархическую власть.
Текст «Законов Хаммурапи» состоял из трёх основных частей:
Во введении либо «Прологе» перечислены все заслуги Хаммурапи перед каждым самым важным городом Месопотамии и их богами-покровителями: беспрекословный и непоколебимый авторитет царя должны были покорно признать все находящиеся под его властью жители страны, для которых версия божественного происхождения правителя и религиозные санкции его власти становились весомыми гарантиями провозглашенных в «Законах» порядка и справедливости.
В заключении либо «Эпилоге» написаны проклятия тем, кто осмелится отступить от установлений, описанных в своде законов, а также подтверждаются благородные цели политической линии царя, описаны взывания к благосклонности богов к судебно-правовой работе правителя.
Законы Хаммурапи предоставляют возможность восстановить картину жизни граждан государства Месопотамия Старовавилонского периода: их хозяйственный уклад, общественную структуру и иерархию, мировоззрение и религиозные догмы населения Междуречья, форму государственной власти в первой трети второго тысячелетия до нашей эры – вовсе не случайно поэтому данный перечень законов считается полноценным историческим источником. Если же данный труд изучать со стороны развития правовой мысли Древнего мира, то невозможно не признать, что при всей их подробности, всём стремлении государя описать максимально возможное число юридических случаев они все еще оставались довольно «сырыми» и несовершенными.
Законы Хаммурапи есть не кодекс в современном понятии данного слова, а сборник прецедентов, казусов, которые имели место в юридической практике Междуречья того времени.
Юристы Вавилона ещё имели трудности при создании общих принципов и понятий права, в связи с чем выражали их в форме казусов: произошло какое-либо правонарушение, за которое следует такая мера ответственности.
Правовые ситуации разделены на группы согласно предмету регулирования, например, параграфы 42-50 посвящены операциям с недвижимостью, 127-195 регулируют семейные отношения, и переход от одной группы статей к другой происходит по принципу ассоциации.
Один и тот же правовой случай может рассматриваться в смежных нормах и в различных правовых аспектах, так как деление на уголовное, государственное, семейное, процессуальное и тому подобное право вавилонская юридическая мысль не подразумевала. В каждом параграфе в одно и то же время было описано и правило, и ответственность в случае его нарушения.
Ситуации, считаемые очевидными и не вызывающими сомнений, в своде законов и вовсе не упоминаются, например, мера ответственности за преднамеренное убийство либо колдовство. Законы не всегда подразумевают следствие и судебное разбирательство. Например, поджигателя, которого изловили на месте совершения преступления, не судят, а тут же бросают в огонь пожара, совершенного им.
Убеждённость Хаммурапи (рисунок 2) в том, что справедливость является вечной и неизменной, что она единожды и навек определяет порядок вещей и не зависит от повестки дня, побудила его включить в «Законы» даже тарифы цен и заработной платы, хоть, в современном мире мы и понимаем, что под влиянием актуальной экономической конъюнктуры они могли значительно колебаться.
В своде законов Хаммурапи оказались зафиксированы нормы обычного права:
Нормы обыденного права, то есть из уст в уста транслируемые правила поведения, превращались в неписаный закон, который свято чтил традиции и зародился ещё в первобытнообщинном строе, в связи с этим обжалование обычая, патриархальной старины в «Законах» может трактоваться в плане их несовершенства, отображая отличия от правовых институтов современности.
С другой стороны, именно те пункты Законов Хаммурапи, которые по современным меркам считаются странными и вызывают недоумение, больше всего подтверждают факт особого мышления человека Древнего Междуречья. Данный тип мышления, как нам уже известно, получил название мифологического либо архаического. Главным отличием от современного (логического) типа мышления являлось то, что мифологическое мышление обладало предметным, образным, чувственным характером со слабо развитым аппаратом абстрактных понятий.
Стремление царя создать перечень максимально возможных правонарушений при неопытном их обобщении и подведении под общие принципы трансформирует перечень законов в достаточно большой по объёму труд с описанием преступлений против личности, частной собственности, страны. Однако посредством словоохотливости Хаммурапи и его серьёзного подхода к организации судебной деятельности в Междуречье, мы в наше время имеем возможность увидеть картину жизни старовавилонского социума.
Картина жизни вавилонского общества
Превалирующее количество параграфов свода законов посвящалось:
Важнейшее условие организации земледельческих работ в Междуречье отводилось созданию и поддержанию в рабочем состоянии ирригационной системы в масштабах всего государства.
Главная роль в трансформации земледелия в отрасль хозяйственной деятельности страны, приносящую высокий доход, отводится самому царю Хаммурапи, построившему через все Междуречье внушительный для тех лет магистральный канал, именуемый «Рекой Хаммурапи».
Данный канал стал центральным местом всей ирригационной системы Месопотамии и, кроме решения ключевых организационных вопросов, которые были связаны с водоснабжением населения страны, он помогал расширять пахотные территории, что было обусловлено высокими показателями засолённости почв. Новые для занятия земледелием районы, где прежде были целинные либо залежные земли, можно было осваивать на льготных условиях, в первые годы, не платя за их аренду.
С формированием масштабной ирригационной сети Хаммурапи стал фактическим хозяином всех орошаемых земель страны, и, хотя он не обладал верховной собственностью на весь земельный фонд государства, он имел право распоряжаться большей частью земельных угодий Месопотамии и осуществлять контроль за пользованием землей.
Именно поэтому о всех преградах в работе ирригационной системы, о засорении каналов, о спорах вокруг выданных за службу земельных участков надо было без промедления сообщать правителю, который с огромным вниманием относился к письмам частных лиц и, ознакомившись с содержанием корреспонденции, направлял её градоначальникам, под управлением которых находились крупные участки ирригационной системы; те, в свою очередь, обладая личной ответственностью за вверенный им участок оросительной сети, с помощью старосты поселения, на земле которого случилось происшествие, в самые короткие сроки добивались исправления проблемной ситуации в работе каналов либо дамб и об исполнении царского распоряжения напрямую докладывали царю.
Не только государева администрация, но и каждое поселение обладало ответственностью перед царём за состояние предоставленных им частей местной системы орошения. Все население Междуречья обладало ирригационной повинностью, за уклонение от которой либо за недобросовестное отношение к ней предполагались суровые наказания и штрафы.
Мягкие, достаточно плодородные земли Междуречья не нуждались в постоянном совершенствовании сельскохозяйственных орудий труда. Любая потребность осуществить улучшение имеющихся средств труда сталкивалась с непреодолимым препятствием: отсутствием металла и дерева, которые было возможно доставить из соседних государств, имеющих богатые сырьевые ресурсы. Но внешняя торговля была монополией правителя, в связи с чем импортируемые товары хранились на государственных складах и земледельческим общинам не доставались.
Главной сельскохозяйственной культурой был ячмень, а популярную в наших краях пшеницу сеяли редко, так как она не могла расти в условиях засоления почв. В сельских поселениях отмечалось большое количество финиковых рощ, часть которых была собственностью жителей близ расположенных городов. Площадь садов зачастую составляла не более одного гектара.
Городские жители, главным занятием которых было несение службы в дворцовом хозяйстве, зачастую самостоятельно не занимались сельскохозяйственными работами, а сдавали свои земли в аренду. Давалась предварительная оценка будущего урожая, затем составлялся письменный договор, по которому арендатор должен был предоставлять хозяину земли некое количество урожая, как правило, 2/3 от всего.
В Междуречье высокого уровня развития достигло и скотоводство, утратившее свой независимый характер и адаптирующееся к нуждам земледельческого труда. Крупный и мелкий скот находился у пастухов (из наёмных либо царских людей), несших ответственность за потраву, а также за любой вид ущерба стаду, который произошел по вине пастуха.
Стоит также заметить, что ремесленная деятельность горожан также занимала важное место в структуре хозяйственной жизни Месопотамии. Их весомая часть занималась обслуживанием царских ремесленных мастерских, обладая чётко фиксированной заработной платой за каждый рабочий день, другие люди занимались частной предпринимательской деятельностью, выполняли обязанности, которые требовали не только применения физического труда, например, ткачи, кирпичники, плотники, но и специальных навыков, которые было возможно приобрести в учебных центрах, например, для работы в сферах медицины и ветеринарии.
Свод законов Хаммурапи гарантировал ремесленникам оплату труда в серебряном эквиваленте и достойное вознаграждение за высококвалифицированный труд.
Но стоило помнить, что ремесленники облагались высокой материальной ответственностью за причинённые заказчику убытки. А врачи, которые не оправдали доверия пациента либо нанесли ему и его здоровью тяжелый вред, и вовсе наказывались отсечением рабочей руки, не обладающие квалификацией ремесленники могли поплатиться жизнью своих близких, если результатом допущенного ими производственного брака (например, при строительстве дома) стала гибель кого-либо из семьи заказчика.
Царь Хаммурапи хотел помогать крупным ремесленным центрам по причине того, чтобы секреты производства не были утрачены, а профессиональные тайны передавались из поколения в поколение; он обеспечивал ремесленников хорошей заработной платой, а лиц, занятых в государственных ремесленных мастерских, как и всем служащих, земельными участками, сдача которых в аренду позволяла безбедно существовать труженикам долгие годы; в интересах заказчиков он выступал гарантом высокого качества ремесленных услуг, а также разделял физический и умственный труд, предоставляя более высокую оплату тем людям, которые оказывали гражданам жизненно необходимые услуги.
Но превалирующая роль натурального хозяйства, при котором всё требуемое для жизнедеятельности создавалось с помощью усилий членов семьи вместе с довольно бедными природными ресурсами Междуречья оказывали сдерживающий эффект на развитие ремесленного производства. Высокая стоимость товаров и услуг ремесленников в условиях низкой покупательской способности большей части населения, жестокие меры ответственности ремесленников за неквалифицированный труд, уравнительный заработок лиц, занятых в царских ремесленных мастерских, отрицательно отражались на темпе развития ремесленного производства.
В связи с этим, большая часть населения Междуречья имела связь не с городским, а с сельским образом жизни, тем самым обеспечивая своей семье и продукцию земледельческого труда, и кустарные, грубо сделанные предметы быта.
Рис. 3 – Территория Междуречья при правлении царя Хаммурапи
Товарообмен между странами стал актуальной потребностью для Вавилона и в период правления Хаммурапи стал одним из самых значимых звеньев в работе государственного аппарата. Объявив монополию на внешнюю торговлю, Хаммурапи с помощью свода «Законов» смог осуществлять контроль за деятельностью лиц, которые участвовали во внешнеторговых сделках:
Объем вывозимых из государства зерна, фиников, масла, шерсти строго фиксировался в договоре, который заключался между тамкаром и шамаллумом, а весь доход от торговой деятельности доставался государству, исключая лишь жалованья, которые полагались тамкару и шамаллуму за их работу. Странствующий купец не нес ответственность за гибель каравана и потерю прибыли от торговли лишь тогда, когда он подвергся разграблению по пути следования врагами и клятвенно в этом признался.
Естественным результатом низкой товарности хозяйства стало развитие кредитных отношений, твёрдой гарантией возвращения которого служила имеющеюся недвижимость должника. Но в случае утраты заложенных земельных владений либо недвижимости должники должны были продавать в долговую кабалу к кредитору, либо себя лично, либо членов своей семьи.
Увеличение числа крестьян без земли было крайне невыгодно государству, так как оно теряло налогоплательщиков и потенциальных солдат, именно из-за этого Хаммурапи с целями заботы о социальном благополучии, хотел пресечь злоупотребления кредиторов (ростовщиков). С этой целью царь сделал легальными ростовщические сделки, а также запретил мошенничество, зачастую сопровождавшее операции, которые были связаны с выдачей кредитов населению.
Вводился запрет на возвращение долга в неурожайный год, обмеры и обвесы при выдаче кредита и возвращении долга, повышение установленных государством процентных ставок ростовщиков. Согласно своду законов государя, долговое рабство стало не более трех лет, а нечеловеческое и жестокое отношение к должникам наказывалось по принципам «око за око».
Указанными выше мерами, а также издававшимися раз в пять-семь лет «указами о справедливости» Хаммурапи смог сдержать процессы расслоения общества на богатых и бедных и остановить увеличение числа обанкротившихся крестьян.
Минует более тысячи лет, прежде чем настоящее положение мелких землевладельцев станет взаправду неприемлемым. Но при Хаммурапи, который оставался верным объявленному принципу: «Чтобы сильный не притеснял слабого», были защищены низшие и частично средние слои социума от природных катастроф и нарастания общественного напряжения.
Распределение земли в Месопотамии эпохи правления Хаммурапи
Для перехода к более подробному рассмотрению социума Междуречья Старовавилонского периода, стоит совершить анализ распределения земельных богатств страны, так как земля в качестве наиболее устойчивой материальной ценности определяла не только образ жизни жителя, а также размеры земельных угодий являлись показателями общественного статуса подданных царя.
Согласно своду законов Хаммурапи, в Междуречье в изучаемую нами эпоху можно обозначить два фонда земельной собственности:
Правительственный земельный фонд, который составлял около трети всех осваиваемых земель державы, по типу своего использования делился на две части:
Собственные царские земли обрабатывались подневольными людьми, которые в своде законов Хаммурапи упоминались как «приносящие доход». Данные работники не относились к числу рабов, в отличие от гурушей третьей династии Ура, они становились обладателями не паска, а надела земли на всю общину.
Владельцами уступленных земель становились царские бюрократы, правительственная армия, царские ремесленники и торговые агенты.
Размеры пожалованных за службу земельных наделов отличались и были обусловлены должностью, близостью расположения к правящей династии. Как правило, размер служебного надела равнялся двум-четырем гектарам, но крупные военачальники, жрецы, тамкары могли обладать участками в десятки гектаров. Служебный участок предоставлялся за выполненные обязанности перед страной, причём свод законов требовал от всех подданных правителя, в том числе и высокопоставленных лиц, добросовестного и самоотверженного отношения к своей службе. Так, солдат, который уклонился от государственного военного призыва и предоставил вместо себя замену, должен быть казнен.
Обладание служебным наделом являлось весьма условным: помимо беспрекословного и неукоснительного подчинения правителю, добросовестности в выполнении профессиональных компетенций, хозяин служебного надела обязался вернуть государю его собственность, в связи с этим он не имел права передать его по наследству, оплатить им свои долги, преподнести в качестве подарка кому-либо. Данный вид земель принадлежал лишь правителю, поэтому уменьшение его размеров либо потеря государственной собственности категорически возбранялась и жёстко наказывалась.
Однако согласно своду законов Хаммурапи, сыну солдата разрешалось получить земли своего отца в случае его старости, захвата в плен либо гибели на поле боя. Жрецы, тамкары и ремесленники могли продать свои служебные земли, но лишь в том случае, когда покупатель был в состоянии нести повинность продавца, верой и правдой много лет служившего царю.
Таким образом, даже в данном случае объем царской земли не сокращался, так как служебный надел переходил во владение нового царского подданного, заменяющего предшественника на том же участке системы государственного регулирования.
Владельцы уступленных земель имели, кроме служебных, наделы земли в сельских общинах на правах членства в них. Эти земли были их собственностью, поэтому по своду законов царя их можно было продать, преподнести в качестве подарка жене и дочери, разделить между сонаследниками-сыновьями.
Структура общества при Хаммурапи
Деление на сословия при царе Хаммурапи отметило лишь начало своего формирования, в связи с этим сословия не стали закрытыми общественными группами: перемещения из одного сословия в другое было возможно, заключение браков между представителями разных сословий также не запрещалось.
Роль семьи в Месопотамии
Хаммурали создавал общинные организации, и поэтому устранял возможность бегства мужского населения с их территории.
Глава семьи, который рвал связи с общиной, терял права и на семью, и на нажитое семьей имущество.
И авилумы, и мушкенумы обладали правом создания семьи для того, чтобы обзаводиться потомством, которое в будущем унаследует все имущество семьи, будет заниматься поддержанием культа предков, хранить память о своих усопших родственниках, не давая им уйти в забвение, а, значит, подарить им вечное существование.
Семье в Междуречье отводилась роль одного из божественных установлений, которое считалось благом, жизненной ценностью, именно поэтому к формированию семьи стремились все свободнорождённые граждане Месопотамии, и мужчины, и женщины. Но брачные союзы заключались отнюдь не на небесах, так как для родителей жениха и невесты брак был выгодным экономическим мероприятием: за невесту просили солидный выкуп, а жениху предоставляли ее приданое, которое было адресовано будущим потомкам.
Семья в Междуречье обладала ярко выраженным патриархальным характером: наследование имени и всего имущества шло по линии отца, законными родственниками считались лишь люди по отцовской линии, отец также обладал правом жизни и смерти над членами своей семьи.
Главой семьи могло быть лишь единственное лицо, которое отвечало за имущество семьи. Любые сделки с семейным имуществом, которые совершались младшими членами семьи без отцовского согласия, признавались недействительными. Отец распределял размеры долей семейного достояния, которые после его смерти достанутся его сыновьям, оформлял завещание и дарственные, а также имел право включить в число наследников незаконнорожденных детей. Ради интересов семьи он мог отдать в долговую яму (на срок не более трех лет) свою жену либо детей. Более того, отец вершил судьбы своих детей, выбирал для них пару для вступления в брак либо профессиональную деятельность, а за серьёзные преступления и вовсе мог лишить своих потомков наследства. На тех же правах, супруг распоряжался жизнью своей супруги, обладая правом лишения её платы за развод, вдовьей доли и даже обращения в рабство, убийства за прелюбодеяние.
Для того, чтобы ограничить всевластие мужчины в семье и запретить произвол отца и мужа относительно детей и жены,
Хаммурапи хотел предоставить правовой статус всем членам патриархальной семьи:
Таким образом, Хаммурапи, как ни раз говорилось в данной статье, был верен своему обещанию предоставлять защиту слабым от своеволия сильных, брать под своё покровительство членов патриархальной семьи, смягчать суровое семейное право и предупреждать выражение мужского своеволия и жестокости относительно супруги и детей.
Количество рабов, имевшихся в дворцовом хозяйстве и в имениях частных лиц, определить невозможно. Но если принять во внимание огромные цены на рабов, то все предположения об их широком использовании исчезают. Кроме того, рабы не использовались в производственных процессах – они приносили пользу в домашнем хозяйстве, привлекали к выполнению обязанностей слуг и наложниц. За рабами также сохранялись остатки человеческих прав: они могли оспорить свой статус, выступать в юридических ситуациях в качестве субъектов права.
Дворцовые рабы имели право создать семью, приобрести имущество: их дети, так же как и дети, рождённые от сожительства свободного и рабыни, обретали свободу. Однако в законах Хаммурапи есть информация и другого рода: к рабам, купленным за полную цену, могли относиться как к собственности, в том числе расплачиваться ими за долги хозяина, их могли калечить, избивать, клеймить; в случае убийства раба его господину возмещали имущественный ущерб, равный стоимости раба.
Представления о правомерности и естественности рабства уже превращались в норму.
Противопоставляя рабов свободнорождённым, свод законов Хаммурапи провозглашал свободу одной из важнейших жизненных ценностей.
Свобода, здоровье, многочисленное потомство, материальный достаток наполняли жизнь обитателя Междуречья смыслом; эти универсальные ценности составляли «удел человека» (то есть в течение жизни органично становились его судьбой), для которого интересы дома, семьи, соседей были первоочередными, причём значительно более предпочительными, чем профессиональные или общественные обязанности, которые приходилось выполнять нередко только под страхом наказания.
Таким образом, изучение законов царя Хаммурапи дает нам возможность понять мировоззрение гражданина и общества Старовавилонского периода. С помощью многочисленных правовых ситуаций, которые составляли содержание судебной практики Междуречья начала второго тысячелетия до нашей эры, мы знаем не только об организации хозяйственной деятельности, но и о правовом статусе основных профессиональных и социальных слоёв месопотамского социума, а также о круге повседневных забот и ценностных стимулах населения этой страны.
Обстоятельность и тщательная проработка правовых норм, поставивших под контроль правителя и профессиональную деятельность, и личную жизнь подданных, производили большое впечатление на современников. Свод законов Хаммурапи считается образцом законодательства на протяжении всей последующей истории Месопотамии; их переписывали и исследовали вплоть до эллинистического периода истории Междуречья.