Что такое спрос простыми словами
Спрос и предложение
Спрос – это намерение приобрести товар (услугу или другой актив) обеспеченное способностью уплатить за него установленную цену. Потребность, превышающая платежеспособность спросом, не является.
Предложение – готовность предоставить в собственность (пользование) объект спроса за определенную плату.
Оба понятия могут совпадать между собой по объему и цене, что приводит к заключению сделки купли-продажи или остаться неудовлетворенными.
Что такое спрос и предложение интуитивно понятно любому взрослому человеку. В то же время для экономиста эти термины представляются сложной системой множества элементов со своими взаимосвязями и зависимостями.
Спрос как обозначение единичной потребности на товар или услугу обычно интересен только потенциальным участникам сделки, но сумма отдельных случаев представляет собой уже совокупный спрос – одну из важнейших характеристик экономической системы.
Рассматривая взаимосвязь спроса и предложения, следует признать первичность именно спроса. Случаи, когда вновь появившееся предложение чего-то приводит к появлению нового вида спроса можно объяснить тем, что новинка оказывается способной удовлетворить уже существующую, хотя, возможно, еще не заявленную потребность (так называемый скрытый спрос). На понимании первичности спроса основывается рыночная экономика. Непонимание – приводит к затовариванию складов.
Отдельные составляющие совокупного спроса можно классифицировать исходя из разных критериев в зависимости от целей исследования. В повседневном же обиходе часто используются такие понятия как:
Суть перечисленных понятий довольно точно определена в их названиях. Кроме того, можно выделить еще негативный спрос – такое определение применяют к товарам отвергаемым большинством потребителей при любом уровне цены и качества этих продуктов (пример – иголки для патефонов)
Весь объем спроса можно разделить на три большие категории исходя из характеристик покупателя:
Две последние категории проще для прогноза и моделирования т.к. более основываются на экономических факторах. В потребительском спросе сравнительно большую роль играют спонтанные, эмоциональные мотивы.
Поскольку главной функцией предложения является удовлетворение спроса, классификация этих понятий во многом совпадает. Разумеется, при сходстве названий предложение имеет собственные внутренние закономерности. Главным правилом формирования предложения можно назвать способность удовлетворять спрос по цене превышающей затраты продавца на производство и реализацию товара/услуги.
Закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения – это существующая на практике и теоретически обоснованная зависимость величины совокупного спроса и совокупного предложения от уровня цен на соответствующий продукт установившихся на рынке. Если не принимать во внимание прочие факторы то: снижение цены вызывает рост объема спроса и уменьшение соответствующего предложения; повышение цены становится причиной обратных процессов. Такое утверждение принято называть эластичностью спроса/предложения по цене.
Очевидно, что интересы покупателя и продавца (потребителя и производителя) в отношении уровня цен прямо противоположны. Это можно наглядно показать на графике, где изменения спроса и предложения изображены в виде разнонаправленных кривых. Любая из точек каждой кривой обозначает определенный уровень продаж при соответствующем уровне цен. Место, где кривые пересекаются, является точкой равновесия, т.е. означает равенство спроса и предложения при определенном уровне цен.
Кроме описанной закономерности на изменение величины спроса и предложения оказывает влияние множество других факторов, в том числе неценовых, действие которых может быть прямо не связано с деньгами, но иметь последствия поддающиеся учету в денежных единицах.
Что такое спрос: определение, виды
Узнайте больше о законе спроса и предложения, а также о факторах, которые влияют на спрос
Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое потребители могут и хотят купить по строго определенной стоимости в конкретный промежуток времени.
Чтобы узнать, как спрос зависит от стоимости товаров и что влияет на его рост, посмотрите это видео.
Разделы
Закон спроса и предложения
Прежде чем установить цену на товар или услугу, сначала рассчитывают себестоимость и делают наценку. Однако, слишком высокая стоимость будет отпугивать потенциальных клиентов. Поэтому, цену чаще всего устанавливают в точке равновесия спроса и предложения.
Отсюда и выплывает закон спроса и предложения. Он гласит, чем ниже цена, тем выше спрос и наоборот. Исключение составляет товар Гиффена. Для него при повышении цены растет и спрос. К товарам Гиффена можно отнести хлеб, гречку, рис, чай и некоторые другие продукты. Это малоценные товары, которые в потребительском бюджете занимают значительное место, при этом их практически невозможно заменить.
Далее вы узнаете, какие факторы влияют на спрос и как им можно управлять.
Факторы спроса
На спрос в первую очередь влияет цена. Однако, есть и неценовые факторы. Ниже мы разберем именно их.
Конечно, каждый фактор может в одной нише оказывать более сильное влияние, чем в другой. Поэтому, важно тщательно изучать свою целевую аудиторию, привлекать новых покупателей, вести базу данных в CRM-системе и регулярно анализировать эффективность своих маркетинговых действий. Читайте дальше, чтобы больше узнать о спросе.
Виды спроса в маркетинге
Существует несколько видов спроса. Давайте познакомимся с ними ближе.
Как видите, спрос бывает разным и зависит от множества факторов. Однако, им можно управлять с помощью разных маркетинговых подходов и инструментов. Например, вы можете повышать продажи с помощью email рассылок, чат-ботов в мессенджерах, BTL-рекламы и так далее. Зарегистрируйтесь в SendPulse, чтобы начать использовать эти и другие инструменты уже сегодня.
Закон спроса и предложения
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое спрос
Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.
Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.
Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.
Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.
Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.
Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.
Факторы, влияющие на спрос:
полезность и необходимость товара;
ожидания изменения цены;
уровень доходов населения;
наличие товара на рынке;
предложение альтернативных товаров и их цены;
Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.
Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:
Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:
Теперь покажем изменение величины спроса на графике.
Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.
Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.
Что такое предложение
Предложение — это товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства. |
Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.
Цена предложения — это минимальная цена продавцов.
Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:
ожидания по будущей цене и потребности товара;
цены на аналогичные товары;
Рассмотрим график изменения величины предложения.
Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Что такое закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.
Закон спроса
Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.
Закон предложения
Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения
Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.
Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.
Функции спроса и предложения:
пропорциональное развитие производства;
рыночное регулирование цен;
отражение общественных отношений;
Что значит эластичность спроса и эластичность предложения
Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар. |
Виды эластичности спроса:
Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.
Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.
Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.
Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.
Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен. |
Виды эластичности предложения:
Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.
Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.
Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.
Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.
Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.
Формула эластичности
Q1 — спрос в начале;
Q2 — спрос в следующий момент времени;
P1 — цена в начале;
P2 — цена в следующий момент времени.
Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:
Что такое рыночное равновесие спроса и предложения
Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.
Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.
Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.
Типы рыночного равновесия:
Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.
Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.
Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.
Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:
Снизить налог на прибыль.
Уменьшить ставки по кредиту.
Ввести льготы, субсидии.
Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.
Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.
Что такое спрос и предложение в экономике?
Спрос и предложение составляют основу рыночной экономики. Эти фундаментальные понятия оказывают прямое влияние на формирование цен и выступают важными рычагами потребительского рынка.
По сути, сам рынок можно назвать соотношением предложения и спроса либо механизмом взаимодействия между продавцом и покупателем. Что же такое предложение и спрос? И как данные инструменты воздействуют на ценообразование?
Что такое спрос?
Спрос – это потребность человека в продукции или услуге. Другими словами данное понятие можно охарактеризовать как объем товаров, которые хочет или готов купить потребитель. С одной стороны, спрос показывает нужду человека в той или иной продукции в конкретных количествах, а с другой – демонстрирует возможности потребителя оплатить свои покупки по доступным ценам.
Различают несколько видов спроса. Индивидуальный спрос отражает желание и возможности одного человека, рыночный – аналогичные потребности всех потенциальных покупателей. В большинстве случаев его величина зависит от ожиданий и доходов людей, стоимости товаров или услуг.
Иногда на этот показатель могут влиять неценовые факторы, такие как предпочтения человека, модные веяния или возможность заменить конкретный вид продукции аналогами.
Что такое закон спроса?
Закон спроса – взаимоотношение между количеством продукции, которую человек хочет купить, и ее стоимостью.
Простыми словами, при наличии на руках определенной денежной суммы покупатель сможет получить тем больше продукции, чем ниже ее стоимость. И наоборот, с ростом цен объемы покупок будут меньше.
В макроэкономике закон спроса рассматривают с точки зрения изменения стоимости продукции и доходов людей. Если растет доходность, значит возрастает спрос, если же повышается цена, соответственно, уменьшается возможность покупки.
Что называют предложением в экономике?
Понимание предложения определяется согласно пожеланиям и возможностям продавца. По сути, это товары либо услуги, которые сейчас присутствуют на рынке и отражают потребности продавца в их реализации.
Размеры и стоимость предложения устанавливаются согласно возможностям производства. В большинстве случаем объемы предложения изменяются с изменением стоимости продукции и услуг. Если цена слишком низкая, продавец предлагает мало продукции, оставляя ее часть на складах.
Если же высокая – напротив, старается увеличить объем производства и предложить покупателям все имеющиеся в наличии товары, включая бракованные.
На величину предложения влияет множество факторов – наличие товаров-аналогов, размеры налогов, уровень технологий, задействованных на производстве, а также социальные или инфляционные ожидания продавца.
Предложение может существенно изменяться, если меняется себестоимость товаров или индивидуальные вкусы покупателей. Часто на размер предложения оказывает воздействие число конкурентов на рынке. Чем больше поставщиков аналогичного товара, тем меньший объем продукции предлагает один конкретный производитель.
Что такое закон предложения?
Закон предложения прямо противоположен закону спроса. Если у покупателя потребности увеличиваются по мере снижения стоимости, то у продавца – с ее ростом.
Повышение предложения обусловлено тем, что при неизменяемых расходах на изготовление продукции повышаются доходы изготовителя и, соответственно, ему выгодно продавать как можно больше продукции.
Как взаимосвязаны спрос и предложение в экономике?
Закон спроса и предложения предполагает, что при одинаковых условиях, чем меньше стоимость, тем выше спрос и ниже предложение. Это взаимоотношение было установлено много веков назад.
Еще в XIV столетии мусульманин Ибн Хальдун высказал мысль, что ценообразование зависит от спроса и предложения. Если продукция достаточно редкая и имеет спрос, значит ее стоимость будет высокой. Если товаров в изобилии, а спрос небольшой, цена будет невысокой.
Пытаясь получить высокую прибыль, продавец будет приобретать продукцию в тех местах, где она стоит меньше, и, подняв стоимость, предлагать там, где на нее есть большой спрос.
Спрос в экономике и на рынке — что это простыми словами
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В сегодняшней статье мы поговорим о спросе. Вы узнаете что такое спрос и в чем его основная суть в экономике и на рынке простыми словами. Также поговорим о кривых спроса и предложения, о рыночном равновесии, а также о некоторых других типах и особенностях спроса. Обо всем этом читайте далее в сегодняшней статье.
Содержание статьи:
Что такое спрос?
Спрос — это экономический принцип, означающий желание потребителя покупать товары и услуги и готовность платить цену за конкретный товар или услугу. При неизменных всех остальных факторах увеличение цены на товар или услугу приведет к уменьшению объема спроса, и наоборот. Рыночный спрос — это общий объем спроса на данный товар среди всех потребителей на рынке. Совокупный спрос — это общий спрос на все товары и услуги в экономике. Чтобы удовлетворить спрос, часто требуется несколько стратегий хранения и складирования.
Суть спроса
Компании часто тратят значительные суммы денег на определение степени спроса населения на их продукты и услуги. Сколько своих товаров они действительно смогут продать по той или иной цене? Неправильные оценки либо приводят к тому, что деньги остаются на столе, если спрос недооценен, либо к убыткам, если спрос переоценивается. Спрос — это то, что поддерживает экономику, и без него предприятия ничего не производили бы.
Спрос тесно связан с предложением. В то время как потребители стараются платить за товары и услуги по самым низким ценам, поставщики стараются максимизировать прибыль. Если поставщики взимают слишком высокую плату, объем спроса падает, и поставщики не продают достаточно продукции, чтобы получить достаточную прибыль. Если поставщики взимают слишком низкую плату, объем спроса увеличивается, но более низкие цены могут не покрыть затраты поставщиков или не позволить получить прибыль. Некоторые факторы, влияющие на спрос, включают привлекательность товара или услуги, доступность конкурирующих товаров, доступность финансирования и предполагаемую доступность товара или услуги.
Кривые спроса и предложения
Факторы спроса и предложения уникальны для данного продукта или услуги. Эти факторы часто суммируются в профилях спроса и предложения, которые отображаются в виде наклонов на графике. На таком графике вертикальная ось обозначает цену, а горизонтальная ось обозначает количество требуемого или поставляемое. Кривая спроса наклоняется вниз слева направо. По мере роста цен потребители требуют меньше товаров или услуг. Кривая предложения наклонена вверх. По мере роста цен поставщики предлагают больше товаров или услуг.
Рыночное равновесие
Точка пересечения кривых спроса и предложения представляет собой рыночную цену клиринга или рыночную равновесную цену. Увеличение спроса сдвигает кривую спроса вправо. Кривые пересекаются при более высокой цене, и потребители платят больше за продукт. Равновесные цены на большинство товаров и услуг обычно остаются в постоянном движении, поскольку факторы, влияющие на спрос и предложение, постоянно меняются. Свободные конкурентные рынки, как правило, подталкивают цены к рыночному равновесию.
Рыночный спрос и совокупный спрос
Рынок каждого товара в экономике сталкивается с различным набором обстоятельств, которые различаются по типу и степени. В макроэкономике мы также можем посмотреть на совокупный спрос в экономике. Под совокупным спросом понимается совокупный спрос всех потребителей на все товары и услуги в экономике на всех рынках отдельных товаров. Поскольку совокупность включает в себя все товары в экономике, она нечувствительна к конкуренции или замене между разными товарами или изменениям в предпочтениях потребителей между различными товарами, как это может быть спрос на отдельных рынках товаров.
Макроэкономическая политика и спрос
Фискальные и денежно-кредитные органы, такие как ЦБ РФ или Федеральная резервная система США, уделяют большую часть своей макроэкономической политики управлению совокупным спросом. Если центральный банк хочет снизить спрос, он поднимет цены, ограничив рост денежной массы и кредита и повысив процентные ставки. И наоборот, центральный банк может снизить процентные ставки и увеличить предложение денег в системе, тем самым увеличивая спрос. В этом случае потребители и предприятия могут тратить больше денег. Но в некоторых случаях даже центральный банк не может удовлетворить спрос. Когда безработица растет, люди все еще могут быть не в состоянии позволить себе потратить или взять более дешевый долг даже при низких процентных ставках.
Резюме
А на этом сегодня все про спрос в экономике и на рынке. Надеюсь статья была для вас полезной и интересной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!