Что такое сравнение в былине

Былина как эпический фольклорный жанр

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает всеми признаками данного эпического жанра. Здесь имеется сюжет, события изображаются в развитии, персонажи – в действии.
Былины, как правило, имеют три части: запев (как подготовка к прослушиванию песни), зачин (в его пределах разворачивается действие) и концовка.

Русские былины имеют свою традиционную систему образов. Рассмотрим это на примере таких былин, как «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Микула Селянинович».

Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Источником каждой героической песни был какой-либо исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.

Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев.
В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.

В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья.

Основная тема былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» – защита отечества от набегов врагов, охрана покоя и благополучия жителей земли русской. Знаменитый богатырь Илья Муромец является олицетворением всего лучшего в народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней, со спокойствием духа, с добротой. Цель его служения родине связана не со стремлением убивать врагов, а с желанием защищать и охранять землю Русскую.
Главный герой былины равнодушен к почестям и наградам. Богатырь направляется в Киев прямоезжей дорогой. А дорога та «прямоезжая» пролегала в лесном краю, где находились разбойники, грабившие и убивавшие.

Автор подчёркивает дородность Ильи, его рост, силу, мощь. Богатырь вооружён копьём, луком со стрелами. В былине нет портрета Ильи, потому что главным было показать черты его характера, проявляющиеся во время освобождения Чернигова от неприятеля, в победе над Соловьём-разбойником. И мы отмечаем, что Илья смел, могуч, благороден, а народ благодарен своему герою.
Закономерно для былин и то, что богатырство героя преувеличено. Например, через описание движений коня Ильи: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спускал. ». Здесь используется важный художественный приём, необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.

В былине «Святогор и Микула Селянинович» создан наиболее загадочный образ богатыря. В одном из вариантов говорится, что Святогор ездит только по горам (или лежит на них), что его мать сыра земля не держит. Ему нет равных по силе, и в то же время эта сила не находит применения. Святогор не совершает воинских или каких-либо других подвигов. Не случайно сумка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несёт пахарь, губит богатыря, так как далёк он земледельческого труда, требующего немалой сноровки и физической силы. А своей силе он не находит применения, как это делали Илья Муромец или другие русские богатыри, охраняющие границы. Он далёк и от хозяйственно-производительного труда, как, например, Микула Селянинович. Святогор изолирован от других героев былинного эпоса. В отличие от них, он неподвижен, привязан к одному месту – Святые горы.

Встреча Святогора с Микулой Селяниновичем и эпизод с переметной сумой и тягой земной несут в себе смысл передачи силы от «старшего» богатыря к «младшему». И образ Микулы воспринимается как символ мирного времени, потому и прославляется богатырь-пахарь: он кормилец, на котором держится вся земля русская.

Таким образом, былины имеют огромное значение для понимания путей развития устного народного творчества, древней литературы, а также для изучения истории Руси.

Источник

Что такое сравнение в былине

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира.

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

То старина, то и дёянье,

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой.

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось. »

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

Источник

Сравнения в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник», приведите примеры?

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Сравнения в былине встречаются довольно часто. Автор использует их для того, чтобы помочь читателю с помощью ассоциативных связей представить незнакомую вещь или предмет более ясно.

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

В былинах сравнения всегда очень образные, интересные и необычные, например метафора, которой награждает Илья Муромец своего коня, споткнувшегося от соловьиного свиста:

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Но метафора не совсем то, что нам требуется. Найдем чистые сравнения в тексте былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»:

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Про поведение Соловья разбойника:

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Сборник назывался «Онежские былины».

План былины «Три поездки Ильи Муромца»

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

По плану пишем сочинение по шпаргалкам.

По первому пункту перечислите несколько особенностей, смотрите таблицу и привиедите пару примеров из текста. Для чего используются художественные приемы в былине

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Пункт два. былина состоит из зачина, основной части и концовки. Для чего нужен зачин в былине, о чем зачин предвещает.

Пункт три. Героический пафос. Напишите, что образ главного героя былины центральный, подвиги для чего совершает богатырь. Как обращение народа к былинным героям (Алешенька, Илюшенька) передает отношение народа к богатырям

Пункт четыре. Основные качества былинных героев. Перечислите эпитеты.

Пункт пять. сколько всего циклов былин, их отличия. О чем читатель узнает, читая новгородский цикл былин и киевский цикл былин.

Пункт шесть. Где происходит событие, как в былине описывается время эпитеты в былине. Вы как читатель, понимаете насколько сильным был русский богатырь с помощью художественных приемов, используемых в былинах.

И в конце завершаете сочинение, что авторами былин можно считать весь народ, используемая лексика передает быт древних русичей.

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Пункт семь. Ваше отношение к художественным приемам, для чего нужны гиперболы,

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Решает Илья Муромец испытать судьбу: по первой «дороженьке» поехал, повстречал разбойников, победил их всех, очистил путь.

Поехал по второй дороге и повстречалась ему красна девица. Только красота ее оказалась обманчивой, хотела девица сгубить нашего героя. Да не тут-то было. Илья хитрей оказался. И сам спасся и еще сорок добрых молодцев из плена коварной красавицы выручил. Вторую дороженьку очистил.

Вот такие удачные три поездочки сложились у нашего богатыря.

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Главным героем былины так называемого новгородского цикла под названием «Садко» оказывается этот самый Садко, которого в тексте былины часто называют Богатым гостем и купцом. Все остальные герои этой былины второстепенные.

Это морской царь, которому приглянулась игра тогда еще бедного гусляра Садко и он подсказал тому как разбогатеть.

Это Микола Можайский, святой угодник Николай, который помогает Садко добрым советом, когда тот оказывается во дворце морского царя.

Ну и это наверное девушка Чернава, которую Садко выбрал себе в жены.

Ну а главная мысль этой былины в том, что каждый из нас сам кузнец своего счастья. Если бы не научился Садко в свое время играть на гуслях. не стал бы он известным музыкантом и не приглянулся бы морскому царю. А не подскажи ему морской царь про золотых рыб, не стал бы Садко купцом. Не отправившись на морское дно, не нашел бы себе Садко невесту-красавицу.

Главную мысль этой былины можно выразить такими русскими пословицами как:

Что такое сравнение в былине. Смотреть фото Что такое сравнение в былине. Смотреть картинку Что такое сравнение в былине. Картинка про Что такое сравнение в былине. Фото Что такое сравнение в былине

Наконец, имеется в этой былине интересная мысль, что как бы ты не был богат, понимать можно как угодно: умен, красив, талантлив и прочее, ты не можешь быть богаче целого города, понимать следует народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *