Что такое средневековье 6 класс история
Доклад Средневековье 6 класс сообщение
Средние века, или Средневековье – это исторический термин, который отображает период истории в Европе и Ближнего Востока. Начался он после периода Античности, а за ним последовал период Нового времени.
Так как разные станы мира развивались относительно разными темпами, то историки различают два вида культурного развития мира – «средиземноморский» и «варварский».
Эпоху средневековья принято делить на 4 условно временные периоды:
Во времена «Тёмных Веков» происходит ослабление, и в некоторых регионах полностью утрачивается влияния римских Пап. Из-за частых нашествий варваров часть Запада, а именно западно-балтийский регион и Британия возвращаются к язычеству. В Ирландии успешно развивается византийское христианство, при этом ирландская церковь сохраняет свою независимость.
Раннее средневековье.
Историческое время этого периода почти пятьсот столетий. Это эра Великого переселения народов.
Массовая миграция произошла по причинам розыска хлебородных угодий и выгодных условий проживания. В этот период прослеживается резкое похолодание, это тоже послужило одной из причин. Движение не было спокойным, оно сопровождалось кровопролитием и искоренением целых племён. Существование двух огромных империй Византийской и Франкской, связано с эпохой раннего Средневековья.
Зрелое или классическое средневековье.
Временная протяжённость данного периода составила от 1000 до 1500 веком.
На мировой арене расцветает Европа, в Скандинавию приходит христианство, империя Каролингов распадается на две части, где в будущем образуются Франция и Германия.
В течение 400 лет организовываются христианские крестовые походы, направленные против мусульман, язычников в Прибалтике. Организовывались по приказу католической церкви, якобы для защиты гроба Господня. Но это был ещё один шаг по захвату новых земель. Рыцари со всей Европы участвовали в походах и сражениях, а для юных воинов походы были обязательными. Так они могли проявить свою отвагу и доказать тем самым своё рыцарское звание. Рыцарями назывались конные воины-феодалы, которые соблюдали определённый кодекс чести, были верны Господу и прекрасной даме сердца.
Для Восточной Европы время классического Средневековья ознаменовалась распадом Киевской Руси. Из-за натиска крестоносцев и монголов, которые грабили и порабощали многие государства, был нанесён огромный ущерб в развитии этой территории.
Нужно также отметить образование в этот период иерархической (феодальной) лестницы и появление институтов вассалов и сеньоров.
В Европе расцветает и становится высшей силой управления католическая церковь. Её проявление можно было проследить во все жизненных ситуациях человека. Она была богатой и могущественной, строго следила, за своим престижем, пресекая вольнодумные мысли. В те времена от рук церковников пострадало множество учёных. Но, несмотря на жёсткий контроль церкви, при монастырях существовали школы. В их стенах происходило обучение языкам, пению псалмов, грамоте, молитвам. Кроме того было переписано немало античных научных трудов.
В местах торговли образуются первые города. Так на территории Италии и Франции города появляются в IX веке.
Позднее средневековье.
Период истории Средневековья, который имеет два отличительных этапа: трагический и культурного процветания. В XIV веке большую часть мира охватили эпидемии чумы, «Чёрной смерти». Только на территории Европы она уничтожила 1/2 всего населения. Время масштабных и страшных восстаний крестьян на территории Англии и Франции и длительной войны за всю историю человечества – Столетней. А второй этап – это время Великих географических открытий и эпохи Возрождения. Благодаря развитию науки, техники и изучение мира открыты неизведанные земли, созданы мировые шедевры в культуре, литературе, живописи и не только.
Средние века – это длительный период в истории человечества, удивительное время, где тесно переплелась вера и реальный быт. То, что казалось сказочным и несуществующим на тот момент выглядело реально и правдоподобно. Благодаря эпохе Средневековья сформировался путь развития мира в Новое время.
Доклад №2
Эпоха средневековья начинается в V веке. Варвары захватили Римскую империю. Она распалась на части. Были уничтожены города, памятники архитектуры и искусства.
Церковь препятствовала развитию науки. Большая часть античных знаний была утеряна. А главную роль в науке стала занимать теология – учение о Боге.
Основная направленность в искусстве и архитектуре была связана с религией. Строились поражающие своим величием храмы и соборы в стиле готики. Искусство того времени отличалось своей мрачностью.
Существовала феодальная система землевладения – землевладельцы (феодалы) и полузависимые крестьяне (вассалы).
Жизнь и быт людей.
Болезни, голод и войны влияли на продолжительность жизни людей в период средневековья. В среднем она составляла 30 лет.
Сфера деятельности людей зависела от ландшафта проживания и климата. В горной местности занимались скотоводством, в равнинной – земледелием.
Лес являлся основным источников жизни людей. Крестьяне занимались собирательством, заготавливали дрова, охотились, собирали лекарственные травы.
Города в средневековье.
Города были не многочисленными – 5-10 тысяч человек. Высокие стены защищали от врагов. На башнях несли свою службу часовые. Жители всегда были готовы к осаде: делались запасы еды и воды. В городе находились небольшие двухэтажные домики, изготовленные из камня. В них жили и работали ремесленники.
Улицы были узкими и зловонными. Вывоз мусора стал осуществляться только в 14 веке. До этого времени помои выливали на улицу или в реки. Грязь и мусор способствовали развитию болезней. В средневековой Европе эпидемия чумы унесла жизни большой части населения городов.
Период средневековья условно делят на 3 части:
Этот период начинается с изменения климата – похолодания. Люди вынуждены покинуть свои земли для поиска лучших условий существования. Происходит Великое переселение народов. Смешиваются культуры. На смену язычества в Европу приходит христианская вера.
Огромное влияние получает католическая церковь. Совершаются крестовые походы на мусульманские страны, цель которых вернуть христианские святыни и земли.
Это период расцвета культуры в Европе. Развиваются наука и искусство, открываются образовательные учреждения. Совершаются великие географические открытия – находят новые пути в Китай и Индию, открывают Америку и Австралию.
Нет единого мнение о том, какое событие послужило окончанием эпохи средневековья. Ученые предлагают разные версии: падение Константинополя в 1453 году; открытие Нового Света в 1492 году; английская буржуазная революция в XVII веке.
Средневековье
Популярные темы сообщений
Сэр Томас Мор, был лорд-канцлером Англии, юристом, философом. В историю же он вошёл как автор самой знаменитой утопии по государственному устройству. Сэр Томас родился в семье лондонского судьи, 7 февраля 1478 года,
убань – хлебный край! Край виноградников, фруктовых садов, кукурузы, риса и многих других озимых. В этом жарком краю когда-то давно людям пришлось приложить титанические усилия для того чтобы не пересохли реки,
Повесть временных лет задумана летописцем Нестером в начале XII века. Он служил монахом в Киево-Печерской Лавре, и является первым летописцем на Руси. Был наделен скромностью, святостью и особым Божьим даром.
Что такое средние века: вводный урок 6 класс
Мы начинаем изучение нового раздела мировой истории средних веков. Нам предстоит понять, что же это за период времени, как говорится, с чем его едят. Надо сказать, что многочисленные историки до сих пор не пришли к единому мнению касательно хронологических рамок средних веков. То есть стартовую точку более-менее еще определили, это время начинается приблизительно с V века, а вот когда закончились средние века, тут уже единого мнения и вовсе не наблюдается. Кто то говорит, что закончились средние века в период, когда открылось книгопечатание. Другие историки говорят об эпохе великих географических открытий, то есть о XV веке. Кто-то называет точную цифру 1353 год — дата падения Константинополя. Наконец, кто-то говорит про эпоху возрождения, о периодизации которой тоже до сих пор есть вопросы. И, наконец, часть исследователей склонны видеть конец средних веков в эпохе реформации — XVI — XVII века.
Откуда появился термин «средние века»
Давайте все таки по порядку. Собственно, сам термин «средние века» появляется в Италии времен эпохи возрождения. И автором этого термина будет гуманист, ученый Флавио Бьондо. Бьондо говорит о том, что достойны упоминания два исторических периода. Периода, когда главенствующим культурном направлением является искусство античности. Собственно, эпоха античности и эпоха возрождения. И появляется вопрос, а что же было между этими двумя прекрасными эпохами? Флавио Бьондо говорит, что между двумя эпохами были средние века. Средние между двумя античными периодами.
Более того, ряд деятелей эпохи возрождения склонно называть это время даже более сурово — темными веками, потому что, что же в них было? Были варварские королевства, были войны, убийства, кошмары всякие. Дикость и варварство. В прочем, войны, убийства и прочие кошмары будут в европейской истории вплоть до XXI века. Однако, термин закрепился. И отныне, мы называем средними веками, длительный отрезок времени начиная, приблизительно с V века до, приблизительно, века XVI.
Если рассматривать это время подробнее, то ученые склонны выделять три периода средних веков:
В узком смысле термин «средние века» обычно применяют к региону европейскому. Подразумевая под этим необычные традиции, сложившиеся в Европе того периода, а именно, важнейшую доминантную роль церкви в жизни людей, специфические вассально — ленные отношения, традиции аскетизма, рыцарства и многое другое. Однако, термин «средние века» употребляется и по отношению к другим частям света.
Европа и другие страны в средние века
В Китае средние века хронологически совпадают с Европой, однако, абсолютно не совпадают по содержанию эпохи. В Японии же, наоборот, есть сходные вассальные отношения, которые, однако, абсолютно не совпадают хронологически. Таким образом, и сохраняется употребление термина «средние века» относительно к не Европе, либо по сходному хронологическому принципу, либо по принципу сходности в содержании эпохи.
Как возник интерес к изучению средних веков
В целом же, уважение и интерес к этому периоду стали возникать в Европе только уже в период романтизма, в конце XVIII, начале XIV веков. Человеком, который реабилитировал во многом средние века, был известный писатель Вальтер Скотт. Его легенды о благородных рыцарях, прекрасных дамах, величественных замках обрели огромную популярность в тогдашней Европе. И мало-помалу, возбудили интерес к тому, а что же на самом деле было в средние века. Так в XIV веке был открыт огромный пласт богатейшей европейской истории и культуры, до этого незаслуженно задвинутый на задние планы.
Выделяемые периоды
Краткое сообщение о Средних веках следует начать с периодизации эпохи. В исторической науке принято выделять 3 периода:
Каждый из периодов значим, принес свои достижения. Раннее Средневековье подарило огромное количество народных легенд, в классику развивается наука, медицина. Влияние церкви сильно, но это не мешало лучшим умам своего времени высказывать прогрессивные идеи. Наконец, поздние Средние века знаменательны освобождением класса крестьян.
Особенности и черты
Определение «Средние века «в истории появился в 17-м веке в Новое Время, тогда же была сделана первая попытка обозначить основные черты этой эпохи. Прежде всего, это феодализм, разделение общества на сословия. Во главе государства — монарх, ему подчинялись феодалы, одновременно составлявшие основную силу страны. Они владели земельными наделами и могли отдавать их во временное пользование вассалам.
Экономика этого периода носила аграрный характер, велика была роль сельского хозяйства. Вот какие специфические черты эпохи выделяют:
Однако Средние века часто именовали «темными». На смену им пришла эпоха Просвещения, вновь открывшая миру забытое античное наследие.
Ключевые события
Эпоха продлилась более тысячи лет, поэтому событий очень много. Рассматривая тему, следует отметить основные из них. Начинаются Средние века с великого переселения народов. Многочисленные этнические группы в поисках более благоприятных условий проживания начинают заселять территории Римской империи. Возникает большое количество конфликтов, племена варваров влияют друг на друга, происходит обмен достижениями.
Образуется Франкское государство, позднее расширившееся до империи. В 1054 году христианская церковь перестает быть единой и распадается на 2 ветви — православие и христианство.
Огромное значение имеют Крестовые походы, основными причинами которых являются желание церкви расширить свое влияние, а монархов — увеличить площадь владений. В походах принимали участие не только крупные и мелкие феодалы, но и крестьяне, купцы. Крестоносцам удалось захватить Константинополь, который был варварски разграблен. Однако большая часть походов завершилась поражением. Другие важнейшие события:
В Средние века произошли Великие географические открытия, существенно расширившие представления людей о мире. Появляются крупные города, университеты.
Медицина и наука
Рассказ о Средневековье будет неполным без информации о науке того времени. Эпоха очень противоречива. С одной стороны, велико было влияние церкви и вера, что «лучшее лечение — это молитва». С другой — не сдавали позиции и магические верования, позднее на смену языческим культам пришла алхимия и поиски «философского камня». На фоне развития астрологии смелыми выглядят попытки ученых заниматься подлинным изучением небесных тел — астрономией.
Популярным способом «лечения» стали паломничества, поклонения святым мощам. Чудеса «исцелений», о которых рассказывали из уст в уста, заставляли наивных жителей тех времен не обращаться к медикам, а уповать на божью волю. Это и стало основной причиной высокой смертности.
Кроме того, факторами являлись бедное питание простых людей, отсутствие лекарств и гигиены. Даже от банальной простуды можно было умереть. Средняя продолжительность жизни в ту эпоху составляла 25−35 лет.
Распространенными заболеваниями были: чесотка, оспа, туберкулез, малярия. Но самая страшная болезнь, которая уничтожила 80% населения Европы — бубонная чума.
Наука развивается, хотя и сильно зависит от церкви. Появляется книгопечатание, развиваются география, ботаника, оптика. Открываются первые госпитали, приюты для бездомных, медицинские учебные заведения. Пишутся первые трактаты о ядах, лекарственных растениях. Занимаются и хирургией, но пока очень неэффективно. Хотя известно описание случаев успешной ампутации и даже трансплантации.
Одежда и мода
В период расцвета рыцарства появились и новые костюмы, существенно отличавшиеся по сословной принадлежности. Представители знати имели возможность одеваться красиво, в то время как бедняки и крестьяне были вынуждены носить обноски. Одежда, в соответствии с религиозными канонами, была максимально скромной и закрытой, демонстрировать свое тело считалось недопустимым, поэтому вырезы и прилегающие силуэты находились под запретом.
Особенности костюма тех лет:
После военных походов на восток появились шелковые ткани, яркие цвета, необычные варианты отделки.
В моде были светлые волосы, отсутствие ресниц и бровей. А веснушки, напротив, воспринимались как признак греха, от них всеми силами старались избавиться.
Значение в истории человечества
В содержание краткого сообщения про Средние века необходимо включить и значение этого периода для человечества. Несмотря на нелестный эпитет «темная», эпоха очень важна для цивилизации. Прежде всего сформировались многие современные государства Европы и их крупнейшие города. Географические открытия помогли миру познакомиться с Индией, Америкой, островами Тихого океана. Знания людей об окружающем мире расширяются.
Именно в период Средневековья зародились предпосылки демократии, появились суды присяжных, парламенты. На новый уровень выходит наука, несмотря на то что она подчиняется церкви, многие открытия все же были сделаны. Процветает искусство и культура, появляются новые формы, жанры, специфические особенности. Развиваются города, люди постепенно уходят от сельской жизни, осваивают ремесла. Открываются школы, библиотеки, университеты. Конечно, говорить об общедоступном образовании пока рано, но определенные предпосылки для этого уже были созданы.
Таковы основные особенности эпохи Средневековья, очень важного периода для поступательного развития человеческой цивилизации.
Презентация по всеобщей истории по теме: «Что такое Средние века?» 6 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. Точка зрения просветителей Средние века – это время тотального упадка, период варварства, жестокости и мракобесия, беззакония (уничтожение инакомыслящих, инквизиция, преследование еретиков).
2. Точка зрения романтиков Средние века – это период наивысшего прогресса человечества, в котором человек был движим только возвышенными мотивами и стремлениями.
План урока: Средневековье как часть всемирной истории. Основные этапы эпохи Средневековья. Исторические источники, их типы и виды.
Термин «Средние века» был введен итальянским гуманистом – Флавио Бьондо.
Второе название Средних веков – «Темные века»
Основные этапы эпохи Средневековья
Исторический источник – это всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
Письменные источники – летописи, хроники, грамоты, указы, дневники, воспоминания, надписи на камне и т.д. Письменные источники – летописи, хроники, грамоты, указы, дневники, воспоминания, надписи на камне и т.д.
Устные источники – предания, сказания, легенды, былины эпосы, баллады. Устные источники – предания, сказания, легенды, былины эпосы, баллады.
Источники: пословицы, храм, монеты, саги, предметы быта, хозяйственные записи, притчи, письма, ювелирные изделия, договоры, мебель, сказания.
Подведение итогов Что обозначает понятие «Средние века»? Назовите основные этапы эпохи Средних веков. Какие источники помогают в изучении истории Средних веков?
Домашнее задание! Используя метод «РЕКЛАМЫ» придумайте рекламу и слоган предмета «Средние века». + 2. Стр. 7-11 прочитать
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-701501
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по теме «Что такое Средние века?» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: Всеобщая история. История Средних веков.
Учитель: Бабухина Любовь Леонидовна
Тема: Что такое Средние века
Цел ь: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.
Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.
Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к истории Средних веков.
История, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник.
Более 5 тыс. лет назад было изобретено письмо.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
овладение знаниями о понятии «Средневековье»
Регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Средства обучения: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук.
Мотивация к учебной деятельности.
— Начнём наш урок со знакомства. Сначала представлюсь я. Меня зовут Любовь Леонидовна, и с этого года я буду преподавать у вас историю.
— Прочитайте высказывание и объясните его смысл:
«Не знать истории — значит всегда быть ребенком».
— Надеюсь, в этом учебном году вы приложите все усилия для того, чтобы стать ещё взрослее.
Читают высказывание, объясняют смысл
2. Актуализация знаний.
— В прошлом году вы изучали историю Древнего мира. Эта эпоха – самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением Западной Римской империи она подходит к концу.Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима, началась новая эпоха всемирной истории. Её принято называть средними веками или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.
— Ребята, что вы знаете о Средневековье?
— Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».
— Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества ( стр. 6 учебника.)
История Средних веков делится на три периода:
— Раннее средневековье V-XII вв.
— Развитое средневековье XI-XIV вв.
— Позднее или Зрелое средневековье XIV-XVI вв.
— Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?
— Как вы думаете, что изучает история средних веков?
Слушают речь учителя
Смотрят на линию времени, отвечают: эпоха Средневековья занимала период с 479 – 1400 века н.э.
Записывают в тетради
— Из исторических источников (книг, рукописей и т.д.)
— Средневековые страны, полководцев, обычаи, традиции.
3. Открытие нового знания
— Понятие «Средние века» появилось у тех ученых, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можем ли мы применять это понятие по отношению к истории Азии, Африки, Америки? Ученые спорят и об этом. История народов Азии (в том числе Средней Азии), африканцев, американских индейцев во многом отличается от истории народов Европы. История каждого континента неповторима и своеобразна. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах разных народов и считают, что свое Средневековье было не только у народов Запада, но и у народов Востока. При этом надо помнить, что каждый народ переживал свое Средневековье в свое время.
— В древности Европы как единого исторического целого не было. Огромная Римская империя, которая сложилась вокруг Средиземного моря, была могучим государством. В ее состав входили многие народы Южной Европы, а также Ближнего Востока и Северной Африки. В Римской империи существовало неравенство между людьми. Ее обслуживало неисчислимое множество рабов. Империя вела непрерывные захватнические, грабительские войны, в конце концов ее и погубившие. Исходя из вышеперечисленного, что можно назвать основными причинами распада Римской империи?
— Верно. Запишите это в свои тетради.
— Народы, населявшие земли севернее и восточнее Римской империи, жили иначе. У германцев, славян, скандинавов, жителей Британии и Прибалтики был родоплеменной строй. Что такое родоплеменной строй? Предположите.
— Каждое племя верило в своих богов. Большинство этих народов не имело своей письменности. Это были как бы два разных мира, хотя их жители немало знали друг о друге.
— Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», а европейцы ощутили себя жителями единого христианского мира с общей религией и сходными формами жизни. Именно в Средние века появились те языки и государства, которые и сегодня существуют в Европе. Каждая европейская страна внесла свой вклад в построение средневекового мира. Но изучить все из них не представляется возможным. Мы сосредоточим внимание на некоторых самых крупных народах и государствах Западной и Центральной Европы, особенно тех, где эта эпоха получила наиболее законченное выражение.
— Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники: инструменты, которыми в Средние века пользовались крестьяне и ремесленники, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда. Сохранились остатки кораблей, портреты и картины.
Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.
— Но вещественные исторические источники не могут всего рассказать о жизни людей. Неоценимую помощь ученым оказывают многочисленные письменные исторические источники, которые сохраняются в хранилищах документов — архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчеты управляющих имениями, брачные и другие контракты. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения. От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (т. е. летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события располагались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались сгруппировать, объяснить, оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. (и долго после этого) документы были рукописными.