Что такое средства физической культуры

Средства физической культуры

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

К средствам физической культуры относятся: гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения.

Гигиенические факторы включают режим занятий, отдыха, питания, сна, одежды и обуви, физкультурного оборудования, помещений, площадок, где проводятся занятия физическими упражнениями. Учет гигиенических факторов является обязательным условием для решения задач физического воспитания, повышает эффективность воздействия физических упражнений на организм человека, оказывает содействие нормальной работе всех органов и систем.

Спортивная одежда должна отвечать следующим основным требованиям:

а) соответствовать внешним условиям среды;

б) весить не более 10% веса человека;

в) иметь покрой, не затрудняющий кровообращение, не стесняющий дыхания и движений и не вызывающий смещения внутренних органов;

г) легко очищаться от пыли и загрязнений, быть прочной.

Ткани должны обладать необходимой теплопроводностью соответственно климатическим условиям, известной воздухопроницаемостью, определенной гигроскопичностью и водоемкостью, малой газопоглощаемостью, отсутствием раздражающих свойств. Ткани должны быть мягкими, эластичными и вместестем прочными, не изменяющими своих гигиенических свойств в процессе носки.

Гигиенические требования к обуви заключаются в следующем. Обувь должна защищать ноги от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания, быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствующей погоде и условиям труда. Она не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, нарушать их нормальные функции, стеснять свободу движений. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы.

Естественными силами природы являются солнце, воздух и вода. Они оказывают закаливающее воздействие на организм. Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов. Закаливание оказывает на организм специфический и неспецифический эффект.

Специфический эффект закаливания проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур.

Неспецифический эффект заключается в оздоравливающем влиянии на организм, повышении физической и умственной работоспособности, снижении заболеваемости.

Физические упражнения являются основным специфическим средством физической культуры, оказывающими многостороннее воздействие на человека. Физические упражнения используются для решения задач физического воспитания — оздоровительных, образовательных, воспитательных; содействуют умственному, эстетическому, нравственному, трудовому воспитанию; являются средством лечения при многих заболеваниях.

Физические упражнения подразделяются на две большие группы.

1. Стандартные физические упражнения:

– движения циклического характера (повторение одного и того же цикла движений). Физиологической основой этих движений является ритмический двигательный рефлекс. Передвижение осуществляется посредством ног (ходьба, бег) и рук (плавание, гребля);

2. Нестандартные физические упражнения:

Выполнение физической и умственной работы приводит к утомлению организма или какого-либо органа.

Источник

Средства физической культуры

В качестве средств физической культуры используются:

•естественные силы природы;

•факторы личной и общественной гигиены.

Их комплексное воздействие обеспечивает наибольший эффект занятий физической культурой.

Физические упражненияявляются основным специфическим средством. В процессе выполнения специально подобранных упражнений можно не только воздействовать на физическое развитие растущего организма, укрепление здоровья, на развитие функциональных и двигательных способностей человека, но и совершенствовать его психические способности, активизировать восстановление при утомлении. Весь процесс занятий физическими упражнениями строится на единстве физической к психической деятельности человека.

В современных условиях жизни физические упражнения применяются также в борьбе с недостаточностью двигательной активности, т.е. восполняют у многих категорий людей необходимый для нормального функционирования организма объем движений.

Специально подобранные физические упражнения являются действенным средством профилактики, а иногда и лечения различных, в том числе наследственных и профессиональных, заболеваний. Об этом знали еще с древних времен. О профилактической значимости физических упражнений писал Авиценна: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств».

В России еще в 1705 г. в ученом собрании Российской академии академик А.П. Протасов выступил с докладом «О необходимости движения для здоровья».

В настоящее время в физкультурной практике физические упражнения применяются в виде многообразных упражнений, гимнастики, различных видов спорта, игр и туризма. Подбор физических упражнений на каждом конкретном занятии определяется его задачами, особенностями контингента занимающихся, наличием специального инвентаря и др.

Естественные силы природы используются как условия оптимальной организации и проведения занятий физическими упражнениями (при одновременном дозированном закаливающем воздействии солнца, воздуха и воды). В отдельных случаях естественные силы природы могут выступать и как вполне самостоятельные средства повышения функциональных возможностей человека.

Так, например, дозированное применение физических упражнении в условиях среднегорья (пониженное парциальное давление кислорода в горном воздухе) достаточно давно используется представителями целого ряда видов спорта. Занятия физическими упражнениями, спортивная тренировка в этих условиях способствуют выработке организмом дополнительного резерва красных кровяных телец, улучшают транспортабельность кислорода в организме человека и тем самым способствуют повышению его общей и специальной выносливости.

6.2. Основные составляющие (компоненты)
физической культуры[2]

В настоящее время различают следующие типологические составляющие физической культуры:

• базовая физическая культура;

•спорт и туризм (их активные двигательные виды);

•профессионально-прикладная физическая подготовка:

•оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

•«фоновые виды» физической культуры.

Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая обеспечивает базовый уровень физической подготовленности человека. Именно она характеризует наличие основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Базовая физическая культура служит фундаментом для специализированных видов подготовки (профессионально-прикладной, спортивной и т.п.).

На базовой физической культуре, т.е. на общей физической подготовке, основывается и процесс физического воспитания во всех образовательных учебных заведениях.

Спорт и туризм. Следует обратить особое внимание на составляющие физической культуры, которые при определенных условиях выступают и как самостоятельные заметные общественные явления культурной жизни, и как самостоятельные сферы человеческой деятельности. Это прежде всего спорт и туризм.

Следует отметить, что в настоящее время принято подразделять общее понятие «спорт» на массовый спорт и спорт высших достижений («большой спорт»). Массовый спорт — занятия отдельными видами спорта или физическими упражнениями в разнообразных соревновательных формах с целью активного отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности и достижения физического совершенства. Эти задачи совпадают как с общей целевой направленностью физической культуры, так и с рядом положений базовой физической культуры.

Вместе с тем существует так называемый «большой спорт», который по своей направленности и все дальше уходит от задач физической культуры. Спорт высших достижений уже сейчас может рассматриваться как самостоятельная сфера человеческой деятельности, где спорт проявляется и как профессиональный труд спортсменов, и как зрелище, и как крупный бизнес и т.д. (более подробно этот вопрос будет рассматриваться в лекции 7).

Туризм — существенная составляющая физической культуры. Активные виды туризма (пеший, вело-, водный и др.) являются действенными физическими упражнениями, очень часто имеющими не только оздоровительный, спортивный, но и профессионально-прикладной характер. В то же время существуют и коммерческие виды туризма, которые в большей мepe решают задачи познавательного характера и в меньшей степени связаны (или вообще не связаны) с физическими упражнениями и нагрузками оздоровительного характера.

Профессионально-прикладная физическая подготовка связана с процессом профилированного (направленного) использования средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии. К этому компоненту физической культуры условно можно отнести и производственную физическую культуру, связанную с оптимизацией трудовых процессов в различных профессиональных сферах труда (повышение и восстановление профессиональной работоспособности, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма). В эту же составляющую физической культуры можно включить и специальную физическую подготовку военнослужащих, которая профилируется в соответствии с особенностями службы в различных родах войск.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура представляет собой специально направленное использование средств физической культуры для лечения заболеваний, восстановления отельных функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

К этому разделу относится лечебная физическая культура и кинезиотерапия (лечение болезней движениями). Оба этих направления находятся на стыке двух наук: теории физической культуры и медицины.

В последние десятилетия сложилась система мер спортивно-реа-билитанного характера, которая пригодна для применения и в сфере различных видов трудовой деятельности.

«Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным названием объединены два подраздела физической культуры:

• гигиеническая физическая культура;

• рекреативная (восстановительная) физическая культура.

Гигиеническая — осуществляется в рамках повседневного быта: утренняя гигиеническая гимнастика («зарядка»), пешие оздоровительные прогулки и другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками.

6.3 Физическое воспитание как неотъемлемая
часть физической культуры.

Известно, что в цивилизованном обществе человек живет как бы внутри культуры этого общества. Культура, в том числе и культура физическая, окружает его и на протяжении всей жизни, начиная с дошкольного возраста. И то, как он «вписывается» в эту культуру на протяжении всей своей жизни, во многом зависит от целостного процесса его воспитания.

Сам процесс физического воспитания всегда относился к области педагогики, поэтому ему можно дать следующее определение:

Реализация каждого компонента физической культуры тесно связана с процессом физического воспитания. Эта связь проявляется в необходимости приобретения тех или иных специфических знаний, формирования определенных двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств.

Поэтому и само физическое воспитание имеет свои составляющие:

• физическая, вернее психофизическая, подготовка.

Физическое воспитание это приобщение человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний, ценностей, позволяющих ему осознанно и творчески развивать физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.

Физическая подготовка процесс формирования определенных физических и психических качеств, учений, навыков человека посредством направленных занятий с применением средств физической культуры для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

Физическое воспитание человека всегда связано с его физическим развитием(см. лекцию 3).

Практическая реализации физического воспитания всегда имеет целевую установку на больший или меньший период жизни человека, что предполагает разработку программно-нормативных основ физического воспитания на каждый период. Выполнение целевой установки контролируется нормативами и требованиями, которые должны быть выполнены занимающимися в процессе физического воспитания. Таким образом, сам процесс физическою воспитания характеризуется упорядоченностью его теоретических, методических, практических и контрольных разделов, что и составляет определенную систему физического воспитания.

Контрольные вопросы

1. Физическая культура – часть человеческой культуры.

2. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе.

3. Формирование физической культуры личности.

4. Средства физической культуры.

5. Основные составляющие (компоненты) физической культуры.

6. Физическое воспитание как неотъемлемая составляющая физической культуры.

Литература:

1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – М., Альфа-М., 2006. – С. 331-341.

3. Евсеев Ю. И. Физическая культура.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 5-78.

5. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 2007 г.

6. Массовая физическая культура в вузе. – М.: Высшая школа, 1991. – 240 с.

7. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура. – М.: Академия,2002. С. 4-11.

8. Физическая культура студента / Под ред. профессора В.И. Виленского. – М.: Гардарики, 2001. – С. 5-33.

9. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. – М.: Академия, 2004. С. 10-18; 266-278.

10. Шевцов В.В. Прикладная физическая подготовка учащейся молодежи: Монография. – Тюмень: ИПК-ПК, 1995. – 190 с.

11. Шевцов В.В. Основные формы и функции физической культуры: учебное пособие. – Тюмень: ТюмГУ, 1996. – 50 с.

ЛЕКЦИЯ 3 Биологические и социально- биологические основы физической культуры

Студент должен знать:

— анатомо-морфологическое строение организма;

— влияние природно-климатических и экологических, и социальных факторов на организм человека;

— роль занятий физическими упражнениями в совершенствовании социальной и биологической природы человека.

Студент должен уметь:

Обосновать влияние физкультурно-спортивной активности на формирование социально значимых качеств личности и функциональное состояние основных жизнеобеспечивающих систем организма человека.

1. Организм человека как саморегулируемая биологическая система.

2. Влияние природно-климатических, экологических и социальных факторов на человека.

3. Роль физкультурно-спортивной деятельности в совершенствовании социальной и биологической природы человека.

Ключевые слова: организм, система, функциональное состояние, жизнедеятельность, наследственность, экология, природно-климатические факторы, функциональные реакции, функциональные резервы организма.

Физическая культура в своей основе имеет биологические корни: закономерности становления, развития и функционирования организма человека. Поэтому, рассматривая вопросы взаимосвязи биологического развития человека с его двигательной активностью, со всеми составляющими физической культуры, следует обратиться к обидим основам биологии. Это позволит лучше понять естественную необходимость дополнительных физических нагрузок, роль самой физической культуры в жизни современного человека.

Кроме того, на развитие и повседневную жизнедеятельность человека всегда оказывала и оказывает влияние окружающая среда: природно-климатические, экологические, социальные факторы. Влияние этих факторов должно изучаться и всегда учитываться при напраазенном использовании средств физической культуры, при непосредственной организации учебно-тренировочных занятий и массовых физкультурно-спортивных мероприятий.

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Основные средства физической культуры.

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

Средствами физической культурыназывают совокупность предметов, условий, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства.

В настоящее время выделяют следующие группы средств физической культуры:

– естественные силы природы;

– специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;

– идеомоторные, психогенные и аутогенные средства.

Ряд физических упражнений имеет внешнее сходство с определенными формами трудовых, боевых и бытовых действий, их нельзя отождествлять и тем более подменять друг другом.

Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные акты (движения, операции) и те основные процессы, которые развертываются в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы сложны, многообразны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, биомеханическом и др.

В процессе совершенствования форм физических упражнений изыскивают рациональные способы выполнения двигательных действий. Важной предпосылкой этого является познание закономерностей, которым подчиняется так называемая техника физических упражнений.

К деталям техники движений обычно относят ее отдельные составляющие, в которых проявляются индивидуальные вариации техники непринципиального характера. Часто у разных индивидов они так или иначе различаются, поскольку обусловлены морфологическими и функциональными особенностями.

Что такое средства физической культуры. Смотреть фото Что такое средства физической культуры. Смотреть картинку Что такое средства физической культуры. Картинка про Что такое средства физической культуры. Фото Что такое средства физической культуры

Для целостной характеристики техники физических упражнений ключевое значение имеет понятие структурной основы системы движений. Под этим подразумевается закономерный, относительно устойчивый порядок объединения отдельных моментов, сторон и комплексных черт системы движений в составе целостного двигательного акта.

Правильное исходное положение служит одной из важных предпосылок эффективного выполнения последующих движений. Не менее важна рациональная оперативная поза в процессе выполнения упражнения. Она помогает поддерживать статическое и динамическое равновесие тела, целесообразно координировать движения, эффективно проявлять силовые и другие физические качества.

В траектории движений различают направление, форму и амплитуду. Технику физических упражнений характеризует не сама по себе траектория перемещения тела, а оптимальное сочетание траекторий движений его различных звеньев, рациональное регулирование этих движений по направлению, амплитуде и форме траектории.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений.

В результате систематических упражнений устанавливаются оптимальная степень нарастания и спада усилий, а также рациональное соотношение длительности фаз напряжения и расслабления, что позволяет оптимизировать режим мышечной деятельности и целесообразно использовать как внутренние, так и внешние силы движения.

Некоторые качественные характеристики.Обычно они отвечают на вопрос, «как» выполняется двигательное действие, и отражают не один какой-либо физический признак движений, а комплекс частных признаков, взятых в единстве. Качественные характеристики многообразны.

Стабильность и вариативность прочно сформированной техники движений. Стабильность выражается в том, что при повторном выполнении двигательного действия ряд его параметров воспроизводится единообразно, практически в одном и том же виде, причем не только в стандартных, но при необходимости и в меняющихся условиях.

Вариативность же характеризуется внесением целесообразных изменений в детали действия, а при необходимости и в общую его структуру применительно к необычным условиям его выполнения.

Источник

Основные средства физической культуры

[1]Средство — это то, что используется человеком для достижения определенных целей.

Средствамифизической культурыназывают совокупность предметов, условий, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства.

В настоящее время выделяют следующие группы средств физической культуры:

– естественные силы природы;

– специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;

– идеомоторные, психогенные и аутогенные средства.

К специальным средствам физической культуры относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения являются основным средством, так как они позволяют решать в основном все задачи физического воспитания. Естественные силы природы и гигиенические факторы такими возможностями не обладают. Поэтому их относят к дополнительным средствам.

Понятие «Физическое упражнение» связано с представлениями о движениях и двигательных действиях человека.

Движение, как моторная функция организма, есть изменение положения тела или его частей по отношению к внешним предметам или друг к другу.

Движения могут быть произвольными и непроизвольными. Первые подчинены воли человека, вторые являются врожденными и не управляются человеком. Для физического воспитания основное значение имеют произвольные движения. Произвольное движениеимеет специальные признаки:

1) оно всегда является функцией сознания.

2) оно приобретается человеком в результате жизнедеятельности.

3) обучение движениям повышает степень подчиненности их воли учащихся.

Отдельное движение является элементом действия. Действие осуществляется посредством связанных между собой движений.

Двигательное действиеэто определенная система движений направленных на решение конкретной двигательной задачи.

[2] Физические упражнения являются основным специфическим средством физической культуры, оказывающими многостороннее воздействие на человека. Физические упражнения – это движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков. Физические упражнения – это двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность.

Подобно всем явлениям, физические упражнения имеют свои содержание и форму. В общее содержание физического упражнения входит совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся. Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения – это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений. Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой.

Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражненийпонимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют 3 фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия, например: стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия, например: стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.

Заключительная фаза завершает действие, например: пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метании и т.п.

[3] Эффект физических упражнений существенно зависит от характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные, силовые, ритмические и качественныехарактеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, напрмер: сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насолько она будет рациональна, зависит и конечный результат. Например: при неправильной посадки конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использовать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет.

Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Например: отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направление полета снаряда. Поэтому, осуществляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.

Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Амплитуда движения – это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Амплитуда движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.

Существенное значение для эффективности физических упражнений имеет траектория движения. Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью тела в пространстве. По форме она может быть криволинейной и прямолинейной.

Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп движений.

Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных частей (в плавании, например, это старт, плавание по дистанции, поворот, финиширование), фаз (замаха и удара в подаче мяча в волейболе), периодов, циклов (двух скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений или движений отдельных частей тела.

Темп движения – это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например: шагов в беге, гребков в гребле и т.д. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп естественно не наблюдается.

Пространственно-временные характеристики – это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки, а процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др).

Внутренними силами являются:

— активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц;

— пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вязкость мышц и др;

— реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии эвеньев тела в процессе движения.

Внешние силы складываются из:

— силы тяжести собственного тела;

— силы реакции опоры;

— силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел.

Ритмическая характеристика. Ритм – одно из условий жизни, он проявляется во всем, формируя цикличность. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления является показателем правильности выполнения физического упражнения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.

Качественные характеристики. При выполнении двигательного действия качественные характеристики отражают не один какой-либо признак, а их комплекс. Качественные характеристики многообразны, тем не менее, некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.

Точность движения – это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.

Экономные движения – движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Энергичные движения – движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.

Плавные движения – движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.

Выразительность движения – выражение психического состояния человека через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

[4.1] Классификация физических упражнений

Каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Рассмотрим основные наиболее распространенные классификации.

1.Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например: спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения – это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием, как по форме, так и по характеру проявления способностей. Общеподготовительные упражнения – это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде всего средствами общей подготовки спортсмена.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно различают акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

движения циклического характера (повторение одного и того же цикла движений). К циклическим движениям относятся такие, где все элементы составляющие один цикл, обязательно присутствуют в одной и той же последовательности во всех циклах. Каждый цикл движений тесно связан с предыдущим и последующим. Физиологической основой этих движений является ритмический двигательный рефлекс. В группу циклических упражнений входят: ходьба, бег, плавание, гребля, передвижение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др.

упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения).

К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и горных лыжах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их выполнения. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений (например, повторное пробегание отрезков с различной скоростью).

Ациклические движения представляют собой целостные, законченные двигательные акты, не связанные между собой, имеющие самостоятельное значение. Ациклические движения отличаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Между отдельными ациклическими движениями нет органической связи, даже если они выполняются в определенной последовательности. Повторение ациклического движения не изменяет его сущности, не превращает его в циклическое.

— упражнения смешанного характера – это такие упражнения, в которых сочетаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят: прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

[4.2] 5. Классификация упражнений построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, на какие мышечные группы они воздействуют, например: для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется прежде всего при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и в других видах спорта.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения: аэробные, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода (быстрая ходьба, бег в медленном и среднем темпе, езда на велосипеде, катание на коньках, плавание, аэробика и танцы); анаэробные, выполнение которых происходит в безкислородных условиях (силовые упражнения, тренировки на тренажёрах, бодибилдинг и пауэрлифтинг, спринтерский бег, скоростная езда на велосипеде, а также любая другая активность, сопряжённая с быстрыми или тяжёлыми физическими нагрузками.); аэробно-анаэробные, т.е упражнения смешанного характера (прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега кикбоксинг).

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры могут происходить по-разному. Как правило, они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной интенсивности (мощности).

Работа в зоне максимальной мощностив среднем продолжатся в течение 15-20 секунд. Примером физических упражнений, выполняемых в зоне максимальной мощности, является бег на короткие дистанции, прыжки в длину и высоту, некоторые гимнастические упражнения, подъём штанги.

Работа в зоне субмаксимальной мощности имеет продолжительность до 5 минут. Примером физических нагрузок в этой зоне мощности является бег на средние дистанции, плавание на короткие дистанции, велосипедные гонки на треке, в скалолазании.

Работа в зоне большой мощности имеет предельную продолжительность 30 минут. Примером упражнений в этой зоне мощности является бег на 5000 м, бег на коньках на стайерские дистанции, лыжные гонки по пересеченной местности, плавание на средние и длинные дистанции.

Работа в зоне умеренной мощности продолжается свыше 30 мин. Примером работы такой мощности является марафонский бег, легкоатлетический кросс, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки на длинные дистанции, турпоходы.

По мимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д); по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д), по предметным формам применения (гимнастика, спортивные игры, туризм); по числу занимающихся выполняющих упражнения (без партнера, с партнером).

Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом «от простого к сложному». Разделы и основные группы его классификации упражнений следующие:

1 раздел – простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, с места, упражнение в метании);

2 раздел – сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряжением (упражнения с отягощением, осложненные, продолжительные, упражнения в метании с увеличением напряжения, упражнения в лазании, упражнения в прыгании, упражнения в борьбе);

3 раздел – упражнения в виде сложных действий (игры, плавание, бег на коньках, фехтование).

[5] Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности отечественной системы физической культуры. Их задача — сделать занятия физическими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека. С другой стороны, эффективность самих физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходимых гигиенических норм. Будучи дополнительными средствами, гигиенические факторы приобретают большое значение для полноценного решения задач физического воспитания. Как бы хорошо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима питания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных условиях.

Гигиенические факторы включают режим занятий, отдыха, питания, сна, одежды и обуви, физкультурного оборудования, помещений, площадок, где проводятся занятия физическими упражнениями. Спортивная одежда должна отвечать следующим основным требованиям: а) соответствовать внешним условиям среды; б) весить не более 10% веса человека; в) иметь покрой, не затрудняющий кровообращение, не стесняющий дыхания и движений и не вызывающий смещения внутренних органов; г) легко очищаться от пыли и загрязнений, быть прочной. Ткани должны обладать необходимой теплопроводностью соответственно климатическим условиям, известной воздухопроницаемостью, определенной гигроскопичностью и водоемкостью, малой газопоглощаемостью, отсутствием раздражающих свойств. Ткани должны быть мягкими, эластичными и вместе с тем прочными, не изменяющими своих гигиенических свойств в процессе носки.

Гигиенические требования к обуви заключаются в следующем. Обувь должна защищать ноги от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания, быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствующей погоде и условиям труда. Она не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, нарушать их нормальные функции, стеснять свободу движений. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы.

Гигиенические требования спортивного заладолжно соответствовать действующим СанПин 2010. (лекции прошлого года)

Естественными силами природы являются солнце, воздух и вода, они являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания – формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а так же практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни.

В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п), а так же в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в 2-ух направлениях:

— для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями;

— для закаливания организма занимающихся.

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Необходимо отметить, что в высокогорных районах, т.е в особых условиях внешней среды, естественные силы природы оказывают особенно большое воздействие на организм. Как показывает опыт, во время тренировок спортсменов различных специализаций (легкоатлетов, конькобежцев, лыжников) в этих условиях, включая период акклиматизации, повышаются функциональные возможности организма. При переходе к обычным равнинным условиям спортсмены в течение определенного времени могут выполнять большую по объему и интенсивности работу, что способствует улучшению спортивных результатов. Таким образом, высокогорные условия приобретают специфическое «тренирующее» значение.

Большое значение в процессе физического воспитания, физической рекреации, занятий спортом имеет закаливание. Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов. Закаливание оказывает на организм специфический и неспецифический эффект.

Специфический эффект закаливания проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур.

Неспецифический эффект заключается в оздоравливающем влиянии на организм, повышении физической и умственной работоспособности, снижении заболеваемости.

1. Дайте определение и раскройте понятия «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».

2. Почему физические упражнения являются основным средством физической культуры?

3. Чем характеризуется содержание и форма физических упражнений?

4. Классификации физических упражнений, приведите примеры.

5. Что понимается под техникой физических упражнений?

6. Что понимается под пространственными, временными, пространственно-временными, силовыми, ритмическими и качественными характеристиками техники физических упражнений?

7. Какие средства физической культуры являются дополнительными, охарактеризуйте их.

8. При каких условиях природные и гигиенические факторы становятся средством физического воспитания?

9. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – быстрота.

10. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – выносливость.

11. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – сила.

12. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – гибкость.

13. Какие средства физической культуры используются при развитии физического качества – ловкость.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *