Что такое средства профессионального обучения

Средства обучения: понятие, функции и классификация

Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.

Понятие о средствах обучения и их сущность

Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.

Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.

С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:

Функции средств обучения

К числу основных функций можно отнести:

В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.

Принципы использования средств обучения

Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:

Классификация средств обучения

Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.

Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.

Подходы к использованию средств обучения

Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.

Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.

К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:

Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.

Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.

Источник

Средства профессионального обучения, их классификация

Средства – материальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления какой-либо деятельности.

Педагогические средства – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся, а также разнообразия деятельности: труд, игра, учение, общение, познание.

Средства обучения как компонент педагогического процесса оказывают непосредственное влияние на все остальные компоненты системы. Выбор того или иного средства обучения зависит от цели обучения, от содержания и методов его реализации. Появление новых средств повлечет изменение цели, содержания и т.д. Поэтому педагогические средства имеют самостоятельный статус наряду с целями, содержанием, методами, формами обучения, его результатом и рефлексией.

В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В связи с этим выделяют следующие категории средств:

1) учебники, учебные пособия и другие печатные текстовые средства;

6) средства, автоматизирующие процессы обучения, — тренажеры, компьютеры, лингафонное оборудование.

. Учебник как текстовое средство обучения.

Визуальные средства обучения.

В качестве простых визуальных средств обучения выступают оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты, традиционно называемые наглядными пособиями.

Наглядные средства обычно классифицируются как:

1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);

2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. п.).

Учебная коллекция — это набор предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам. Могут быть коллекции тканей, солей, минералов, полезных ископаемых, красок, пород деревьев и др.

Модели являются учебно-наглядными пособиями, искусственно воспроизводящими натуральные объекты и передающие их структуру, существенные свойства, связи и отношения, при этом допускается условность в передаче свойств оригинала уменьшение или увеличение размера, схематизация в передаче строения объектов, условность окраски и т.д. (резец, оборудование, инструменты, макет, модель двигателя).

Муляжами называются пособия, в которых натуральные объекты воспроизводятся с высокой степенью сходства.

Учебная таблица (плакат, схема, диаграмма, график и др.) — плоскостное материальное средство обучения, содержащее в наглядной и лаконичной форме информацию об изучаемых объектах и явлениях, их строении, свойствах.

Технические средства обучения.

Технические средства обучения (ТСО) — это носители учебной информации, для восприятия которой требуются специальные технические устройства (диа-, кино- и видеофильмы, компьютерные программы и т. д.). ТСО очень эффективны т.к. они воздействуют сразу на слуховой и зрительные каналы.

К ним относятся: механические визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства; различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны) и средства, автоматизирующие процесс обучения (тренажеры, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника).

Электронные и электронно-звуковые средства обучения в настоящее время являются наиболее распространенными. Исходные требования проектирования подобных средств обучения обусловлены спецификой предмета, дисциплины и своеобразием аудиовизуального пособия, проявляющимися в определенных учебных ситуациях.

Диапозитивы (слайды) способны охватывать широкий круг вопросов в зависимости от специфики изучаемого предмета. Изображения на диапозитиве хорошо воспринимаются, поскольку этому способствует яркое освещение и большие размеры экрана. Диапозитивы достаточно гибки в использовании, дают возможность изменять последовательность демонстрации или производить неполный показ.

Диафильмы — статические экранные средства обучения, предусматривающие определенную последовательность кадров. Дидактические свойства диафильмов реализуются при создании различных вариантов диафильмов: доминантной, иллюстративной, проблемной, инструктивной функций; путем фрагментарного построения либо целостно.

Тренажеры представляют особую группу технических средств. Они позволяют повысить эффективность формирования у учащихся производственных навыков: управления технологическими процессами, определения причин неисправности в технических объектах, выполнения и отработки сложных движений и т. д.

Функции применения ТСО

Первая функция ТCO-информационная

Вторая функция ТСО-организация познавательной деятельности учащихся и управление ею-реализуется в таких направлениях как: а)управление познавательной деятельностью; 2) организация контроля; в)организация корректировки учебного процесса;

Третья функция ТСО-воспитательная

Принципы применения ТСО

•мотивированность использования ТСО

•целенаправленность и функциональная определенность применения ТСО

•органичность ТСО как составной части урока

•тщательность проработки учебного материала после применения ТСО

Источник

Средства обучения, используемые в профессиональном образовании

В профессиональном обучении используются все вышеперечисленные средства обучения, но ведущими являются:

· инженерные средства обучения (станки, тренажеры и имитаторы и т.п.);

Учебные (учебно-производственные) мастерские являются структурными подразделениями профессионального учебного заведения, предназначенными для производственного обучения учащихся по соответствующим профессиям и осуществляющим производственную деятельность на началах хозрасчета.

В учебных мастерских осуществляется формирование профессиональных навыков и умений учащихся в процессе изготовления продукции, выполнения производственных заказов, заданий по обслуживанию населения при непременном соответствии этих работ, заказов и заданий требованиям программ производственного обучения. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации рабочего места; знакомятся с механизмами, инструментами, приспособлениями, необходимыми для выполнения работ; овладевают начальными навыками и умениями выполнения трудовых приемов, операций, способами выполнения работ комплексного характера; приучаются к производственной культуре, рациональному использованию учебного времени, соблюдению требований безопасности труда, производственной и технологической дисциплины.

Эффективность производственного обучения учащихся в учебных мастерских зависит от создания в них комфортной учебно-производственной среды, включающей компоненты-условия:

· материально-технические: достаточная площадь; наличие, размещение и исправное состояние оборудования, инструментов, оснастки; нормальное обеспечение сырьем и материалами; качественное и своевременное техническое обслуживание оборудования; соответствие требованиям безопасности труда и пожарной безопасности;

· санитарно-гигиенические: нормальное естественное и искусственное освещение; соответствие помещения учебной мастерской, его состояния и содержания санитарно-гигиеническим требованиям; оптимальный температурный режим, воздухообмен и вентиляция; минимально допустимый уровень запыленности, загазованности, шума; оснащенность санитарно-гигиеническими устройствами и средствами для оказания первой медицинской помощи;

· эстетические: цветовая гамма окраски помещения и оборудования в соответствии с требованиями дизайна; озеленение; стиль и содержание оформления;

· технико-педагогические: взаимосвязь учетных мастерских при выполнении учебно-производственных работ (заказов); поддержание оптимального трудового режима учащихся; обеспечение каждого учащегося нормально оснащенным индивидуальным рабочим местом; обеспечение условий для бригадной организации учебно-производственного труда учащихся; соответствие требованиям научной организации труда.

Производственное обучение в учебных мастерских учащиеся проходят на специально организованных рабочих местах.

Рабочее место учащегося, независимо от профиля и профессии, должно соответствовать следующим общим требованиям:

· техническая исправность оборудования, наличие ограждений, заземлений, самовыключателей, защитных устройств, предохранителей и других средств безопасности работы учащихся;

· достаточная освещенность рабочей зоны; обеспечение условий для наименее утомительной рабочей позы учащегося и наиболее экономных движений; оснащение в случае необходимости устройствами для работы сидя;

· оснащение в случае необходимости аварийной сигнализацией или устройствами для дистанционной связи с мастером производственного обучения;

· удобство для текущего обслуживания оборудования, очистки и уборки.

В учебной мастерской оборудуется рабочее место мастера производственного обучения, рациональная организация и оснащение которого необходимыми средствами обучения во многом определяют качество его педагогической деятельности. Рабочее место мастера должно обеспечивать удобство, скорость и эффективность выполнения его функций по управлению учебно-производственным процессом; быть образцом научной организации, оснащения, оформления и содержания; обеспечивать нормальные условия для проведения коллективного инструктирования учащихся.

Метод(гр. methodos) – исследование, способ, путь к достижению цели

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения.

Методический прием –составной элемент метода (например, составление плана при начале работы с текстом, при выполнении коллективного творческого дела). По отношению к методу приемы носят частный характер.

Классификация:

1. На основе выделения источников передачи содержания (Перовский Е.Я., Голант Е.Я):

— словесные (рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой др.)

— наглядные (иллюстрация, демонстрация)

-практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия)

2. По степени познавательной активности учащихся (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.):

— объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.)

Что такое средства профессионального обучения. Смотреть фото Что такое средства профессионального обучения. Смотреть картинку Что такое средства профессионального обучения. Картинка про Что такое средства профессионального обучения. Фото Что такое средства профессионального обучения

— репродуктивный (воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование)

— проблемное изложение изучаемого материала (прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи)

— частично-поисковый, или эвристический метод (организация активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний)

— исследовательский метод (после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера)

3. Методы как способы организации упорядочной деятельности уч-ся по достижению дидактических целей (Данилов М.А., Есипов Б.П.):

— методы приобретения новых знаний (беседа, эвристическая беседа, наблюдение, работа с книгой, игра);

— методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике (упражнение, лабораторная работа, практическая работа, проект);

— методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, проверка д/з).

4. Классификация по Харламову И.Ф.:

— методы устного изложений знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся (рассказ объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала)

— методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником)

— методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, лабораторные работы)

— методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (упражнения, лабораторные занятия)

— методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий, и пр)

5. Классификация по Бабанскому Ю.К.:

— методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной информацииПо логике передачи и восприятия учебной информацииПо степени самостоятельности мышления обучающихсяПо характеру управления учебной работой
­ словесные (рассказ, беседа, лекция объяснение конференция дискуссия) ­ наглядные (иллюстрации демонстрации) ­ практические (опыты упражнения учебно-производительный труд)­ индуктивные ­ дедуктивные­ репродуктивные ­ продуктивные (проблемные проблемно-поисковые эвристические и т.д.)­ учебная работа под руководством учителя ­ самостоятельная работа учеников (работа с книгой, выполнение письменных заданий, лабораторная работа, художественно-творческая работа, работа в учебно-производственных мастерских и т.д)

— методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Методы стимулирования интереса к учениюМетоды стимулирования долга и ответственности
­ познавательные игры ­ учебные дискуссии ­ создание ситуаций занимательности ­ создание ситуаций успеха, реализация воспитательного потенциала ситуации неуспеха, эмоциональных переживаний­ формирование убеждения в социальной и личностной значимости учения ­ предъявление требований ­ упражнения в выполнении требований ­ состязательность, поощрения, наказания

— методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы устного контроля и самоконтроляМетоды письменного контроля и самоконтроляМетоды лабораторно-практического контроля и самоконтроля
­ индивидуальный опрос ­ фронтальный опрос ­ устные зачеты ­ устные экзамены ­ программированный опрос ­ устный самоконтроль­ контрольные письменные работы ­ письменные зачеты ­ письменные экзамены ­ программированные письменные работы ­ письменный самоконтроль­ контрольно-лабораторные работы ­ машинный контроль ­ лабораторно-практический самоконтроль

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 20 ; Нарушение авторских прав

Источник

Современные средства обучения в профессиональной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание
Содержание

Введение
Глава 1: Применение средств обучения в профессиональной школе
Глава 2: Современные средства обучения: классификация, функции и задачи
Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе
2.1. Печатные средства обучения
2.2. Экранные средства обучения
2.3. Звуковые и объемные средства обучения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из 1 файл

Министерство образования и науки

Пензенский государственный университет

Факультет машиностроения, транспорта и энергетики

Кафедра профессиональной педагогики и психологии

по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика

Современные средства обучения в профессиональной школе

Выполнил: Студент гр.09 МУ1

Глава 1: Применение средств обучения в профессиональной школе

Глава 2: Современные средства обучения: классификация, функции и задачи

Глава 3: Характеристика средств обучения в профессиональной школе

2.1. Печатные средства обучения

2.2. Экранные средства обучения

2.3. Звуковые и объемные средства обучения

Молодежь, осваивающая сегодня профессиональное мастерство, будет трудиться в условиях более высокого уровня развития техники и технологии. Все это потребует постоянного роста профессионального мастерства.

Жизнь предъявляет все более жесткие требования к профессиональному, образовательному и культурному уровню всех тружеников общества. Поэтому необходимо уделять первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей учащихся, расширять дифференцированное обучение в соответствии их запросами и склонностями. В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования профессионального интереса.

Практика, однако, показывает, что еще у многих обучающихся отсутствует интерес к избранной профессии, что приводит к неудовлетворенности, разочарованию, поверхностному отношению к общеобразовательной и профессиональной подготовке и в результате к отсеву учащихся. Причины названных недостатков различные.

В условиях реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы развернулись активные поиски совершенствования учебно- воспитательного процесса.

Одним из путей является широкое внедрение в учебный процесс средств обучения. Все эти вышеперечисленные факты и составляют актуальность выбранной нами темы курсовой работы «Современные средства обучения в профессиональной школе».

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании современных средств обучения в профессиональной школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были выдвинуты на рассмотрение следующие задачи:

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1: Применение средств обучения в профессиональной школе

Формирование умений и навыков обучающихся происходит, прежде всего, в процессе их учебно – производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально – технические средства производственного обучения в профессиональной школе.

Другая составная часть средств производственного обучения – учебно – методическое оснащение производственного обучения. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно – воспитательного процесса учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения учебно – методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т.п.

К средствам обучения относят такие предметы, которые используются в учебно-воспитательном процессе для передачи информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью на различных этапах урока.

Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью.

Особенно большое значение они имеют при ознакомлении обучающихся с новой техникой, прогрессивной технологией, передовыми методами труда новаторов производства. Никакие технологии не в состоянии «сами собой» обучить или научить кого-либо. Подобное создается только подобным: знания, нравственные черты, особенности психологического и интеллектуального восприятия вольно или невольно передаются от учителя учащимся.

Таким образом, средства обучения [18; 568]:

К средствам обучения относятся материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагогов и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [21; 177].

По утверждению Лихачева.Б. педагогический процесс реально существует, как научно обоснованная, развивающая и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов динамику возрастного изменения детей [10; 102]. Структура педагогического процесса образуется из органически связанных элементов: системообразующим звеном педагогического процесса является; целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель педагог, он определяет цели; полноправным элементом педагогического процесса является ребенок.

Эти элементы инвариантны показаны И. И. Ильясовым в своей книге «Структура процесса обучения» [15; 34]:

Содержание обучения раскрывается через учебный план, программу и систему средств обучения, которая служит основой для организации и управления учебно-воспитательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя (мастера).

Поэтому обеспечение учебных заведений средствами обучения имеет немаловажное значение в подготовке квалифицированных кадров.

Под комплексным методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса понимается разработка и создание оптимальной системы учебно- методической документации и средств обучения, необходимой для полного и качественного изучения предмета (профессии) в рамках отведенного времени.

Применение средств обучения коренным образом изменят структуру урока, помогает с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение, сократить время на передачу информации и контроль за ее усвоением, увеличив одновременно продолжительность самостоятельной работы обучающихся на уроке.

Средства обучения расширяют границы опыта и наблюдений обучающихся, открывают возможности для более глубокого понимания основных законов развития природы и общества, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью, для организации разнообразной самостоятельной работы на уроке. Они лучше доносят до учащихся сущность изучаемых явлений, помогают выделить основные понятия и показать взаимосвязь между ними.

Одно время считалось, что применение технических средств обучения может радикально изменить всю систему обучения. Однако, мнение о том, что ТСО могут заменить преподавателя и мастера производственного обучения не оправдались.

Как показала практика, средства обучения являются специфическими средствами педагогического труда, умножающими возможности преподавателя и мастера в организации учебно- познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *