Что такое средства развития

Средства обучения: понятие, функции и классификация

Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.

Понятие о средствах обучения и их сущность

Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.

Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.

С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:

Функции средств обучения

К числу основных функций можно отнести:

В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.

Принципы использования средств обучения

Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:

Классификация средств обучения

Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.

Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.

Подходы к использованию средств обучения

Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.

Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.

К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:

Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.

Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.

Источник

Консультация для педагогов «Средства речевого развития детей дошкольного возраста»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБОУ «СОШ №4 г. Белёва Тульской области»,

учитель-логопед Соколова А.А.

Консультация для педагогов

«Средства речевого развития детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день в дошкольном образовании проблема развития активной речи детей стоит наиболее остро. Это связано с многими факторами. Отдельно можно выделить следующие:

— период сензитивного развития речевых фунцкий;

— глобальное снижение уровня речевой и познавательной активности в обществе;

— активный рост количества детей, имеющих нарушения речи.

В связи с этим перед педагогами дошкольного образования встаёт важная и очень объемная задача: развитие всех компонентов речи ребёнка, посещающего детский сад.

В методике развития речи принято выделять следующие средства речевого развития детей:

· общение взрослых и детей;

· культурная языковая среда, речь воспитателя;

· обучение родной речи и языку на занятиях;

· чтение художественной литературы;

· различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Далее более подробно разберём каждое средство.

Общение взрослых и детей.

Общение является важнейшим средством развития речи ребёнка. Так сложилось, что речь не возникает у ребёнка самостоятельно. Речь формируется в процессе коммуникации с окружающими людьми.

Проведённые исследования показывают, что только присутствие взрослого стимулирует ребёнка употреблять речь, т.е. дети начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Именно по этой причине, все методические рекомендации по развитию речи детей транслируют основную мысль: как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Речь детей разного возраста, но находящихся на одном уровне ее развития, примерно одинакова по наполняемости словаря, грамматической оформленности и развернутости предложений. Это свидетельствует о связи между развитием речи и развитием коммуникативной деятельности. Важное значение имеет вывод, что для развития речи недостаточно предлагать ребенку разнообразный речевой материал – необходимо ставить перед ним новые задачи общения, требующие новых средств общения. Нужно, чтобы взаимодействие с окружающими обогащало содержание потребности ребенка в общении (См Общение и речь развитие речи у детей в общении со взрослым/Под ред М И Лисиной – М., 1985)

Следовательно, на первое место встаёт организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.

Общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому педагогу очень важно уметь использовать для развития речи все виды деятельности. Первостепенно развитие речи происходит в контексте ведущего вида деятельности. Относительно детей раннего возраста, ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.

Большое значение в развитии речи детей имеет игра. Для полноценного речевого развития используются все виды игровой деятельности.

Определённо, положительную роль на развитие детской речи детей влияет участие педагога в детских играх, совместное обсуждение правил и хода игры, привлечение детского внимания к слову, образец лаконичной, точной и эмоционально окрашенной речи.

Итак, подвижные игры оказывают влияние на обогащение лексического строя речи, воспитание звуковой культуры.

В свою очередь, игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, тренируют навыки словообразования и словоизменения, развивают связную речь.

Общение в быту и в процессе труда тоже имеет большое значение. Дети обогащают и развивают словарный запас, развиваю диалогическую речь, усваивают культуру речевого поведения.

Кроме того, большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками. В контактах между детьми возникает большое количество разнообразых коммуникативных задач. И, чтобы их решить, дети вынуждены активнее использовать свои речевые умения.

Таким образом, общение является ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей.

Однако, анализ практической деятельности педагогов показывает, что не все воспитатели умеют организовать и использовать общение в интересах развития речи детей.

К сожалению, так сложилось, что педагоги довольно широко используют авторитарный стиль общения, в котором преобладают указания и распоряжения. Такое общение носит формальный характер, лишено личностного смысла. Более половины высказываний воспитателя не вызывают ответной реакции детей.

Поэтому, можно сделать вывод, что основной целью педагога является овладение культурой речи, демократическим стилем общения.

Культурная языковая среда.

Следующим средством развития деткой речи является культурная языковая среда. Основной механизм овладения родным языком – подражание речи взрослых. Педагогу стоит помнить о том, что подражая, дети перенимают не только особенности произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослого. Следовательно, к речи педагога предъявляются высокие требования. А именно:

Речь педагога должна соответствовать принятым литературным нормам русского языка: орфоэпическим (произношение), акцентологическим (ударение), орфографическим и пунктуационным (нормы письменной речи); лексическим (словоупотребление), грамматическим.

Подразумевает умение педагога связно, интересно, в доступной форме донести до детей необходимую информацию. Сюда же относится умение воспитателя грамотно и ясно формулировать вопросы для детей.

Вопросы типа «Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?” затуманивают смысл для ребёнка, утомляют его. Вопросы с отрицательными частицами («Не знаешь, как называется это дерево?») косвенно внушают ребёнку отрицательный ответ и не мотивируют его на активную умственную работу.

То есть соответствие речи педагога законам логики. Воспитатель должен не только хорошо знать тему, но и умело излагать материал, не противоречить себе, последовательно переходить от одной мысли к другой.

Педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.

Богатство и выразительность речи.

Воспитатель должен передать детям не только свои мысли, но и чувства, а также вызвать у них ответные чувства.

Богатство речи – это умение человека пользоваться всеми средствами языка: словарём, синонимическими возможностями, многообразием синтаксических констукций.

Богатое лексическое наполнение речи воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Но к использованию новых слов необходимо подходить крайне осторожно. Следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания.

Выразительность – умение передать в речи оттенки чувств и мыслей. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Использование различных интонаций помогает маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Быстрая речь не воспринимается детьми: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без ускорений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного.

Отсутствие в речи педагога лишних слов, ненужных повторений. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.

Подразумевает отсутствие в речи педагога нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных слов.

Кроме того, в процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой.), связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика и фонация помогают уточнить значение слов (веселый, грустный, злой, ласковый.), связанных с эмоциональным восприятием; способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого); помогают приближению учебной обстановки на занятиях к обстановке естественного общения; являются образцами поведения для детей; выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую роль (И. Н. Горелов).

Обучение родной речи и языку.

Следующим средством речевого развития является обучение. Обучение родной речи – целенаправленный и систематический процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Специальные занятия по развитию всех компонентов речи целенаправленно решают поставленные воспитателем цели и задачи.

Во время занятия на речь детей воздействует не только воспитатель, но происходит и влияние речи детей друг на друга.

Как и все остальные занятия, по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать требованиям ФГОС ДОО и основной образовательной программы, в соответствии с которой работает учреждение. Ниже представлены некоторые из этих требований:

1. П редварительная подготовка к занятию.

Педагогу необходимо определить задачи занятия, его содержание и место в системе других занятий, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Необходимо также продумать структуру и ход занятия, подготовить план-конспект и соответствующий наглядный и литературный материал.

Материал занятия должен соответствовать возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

Большое значение имеет интерес детей к занятиям, который педагоги поддерживают и развивают путем игр и игровых приемов, образности и красочности материала. Кроме этого, положительный эмоциональный настрой на занятии обеспечивается доверительными отношениями между педагогами и детьми и их психологическим комфортом.

Детям, у которых речевые навыки развиты недостаточно, малообщительным, стеснительным или, наоборот, слишком активным, необходимо обеспечить индивидуальный подход.

2. Правильная организация занятий.

Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется организовывать занятия в непринуждённой форме, которая способствует созданию доверительной атмосферы в коллективе. Важно, чтобы педагог находился на одном уровне с детьми, обеспечивая зрительный контакт «глаза в глаза».

Чтение художественной литературы.

Художественная литература – важное средство развития всех сторон речи детей и уникальное средство воспитания. С помощью литературы ребёнок может почувствовать всю красоту родного языка. Но педагогам следует помнить, что воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития. Если текст не соответствует уровню развития речи ребёнка, если он слишком сложен для восприятия, то в этом случае, говорить о развивающем характере занятия не представляется возможным.

Помимо художественной литературы на развитие детской речи влияют и другие виды искусства: изобразительная деятельность, музыка, театральная деятельность. Эмоциональное воздействие, которое оказывает то или иное произведение искусства, стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Ребёнок может словесно интерпретировать смысл предъявленного произведения, а воспитатель дать словесные пояснения детям для развития образности и выразительности детской речи.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для развития речи детей дошкольного возраста используются разнообразные средства, а их правильный выбор напрямую связан с эффективностью воздействия речь ребёнка. При этом, первичную роль играет учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и степени близости детскому опыту.

Список используемой литературы.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия»;

Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: Сб.ст/ Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В.. – М.: Международный Образовательный и психологический колледж, 1995;

Источник

Средства воспитания и развития личности

Что такое средства развития. Смотреть фото Что такое средства развития. Смотреть картинку Что такое средства развития. Картинка про Что такое средства развития. Фото Что такое средства развития Сачкова Екатерина
Средства воспитания и развития личности

«Средства воспитания и развития личности»

1.1. Средства воспитания.

В последние годы наметилась тенденция относить к средствам воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. Поэтому ниже будут рассмотрены виды деятельности, в которые включается формирующаяся личность в ходе воспитательного процесса: учение, общение, труд, игру.

Общение как средство воспитания

Роль общения, как воспитательного средства, проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, ребенок получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени.

Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих склонностях.

Учение как средство воспитания

Учение, как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

Учение далеко не всегда является воспитательным средством воздействия на формирующуюся личность школьника. В учебной практике нередки случаи, когда ребенок учится (и получает хорошие оценки) из чувства долга или даже страха перед наказанием за невыполнение заданий. Чтобы учение оказывало воспитательное влияние, оно должно быть соответствующим образом организовано.

Труд как средство воспитания

Труд выступает воспитательным средством, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В этой деятельности совершенствуется и сам ребенок – в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и других отношениях. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Они могут быть заложены в самом труде, его результатах или в том, что может этот результат дать ребенку.

Все созданные в XX в. воспитательные системы, прославившиеся своими результатами, были основаны на использовании физического труда в качестве одного из важнейших средств воспитания. Чем разнообразнее и совершеннее по своей организации были разновидности трудовой деятельности, тем устойчивее и результативнее были воспитательные системы. Физический труд по сравнению с другими видами трудовой деятельности становится понятным и доступным ребенку уже в раннем возрасте

Игра как средство воспитания

Важным средством воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой.

Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. [2]

1.2. Развитие личности

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей. [10]

К. Д. Ушинский. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. [5]

Полезные идеи по данной проблеме содержатся в трудах П. П. Блонского, Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других ученых. Крупская подчеркивала, что, если не знать особенностей детей и того, что интересует их в том или ином возрасте, нельзя хорошо осуществлять воспитание.

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

Процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, входе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформированные человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка реализуется в его деятельности при посредстве взрослых, поэтому процесс воспитания — ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности.

Принципы развития личностных черт в психологии, оказывающие влияние на формирование личности: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта.

Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.

1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека.

Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства.

Уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имели сходный групповой опыт? Потому, что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть один, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых.

Психоаналитики утверждают, что определенные инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

Биологическая наследственность. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т. д., а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповторимое, уникальное создание.

Подводя итоги изложения данной темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я»-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Что такое средства развития. Смотреть фото Что такое средства развития. Смотреть картинку Что такое средства развития. Картинка про Что такое средства развития. Фото Что такое средства развитияТеатрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого».

Что такое средства развития. Смотреть фото Что такое средства развития. Смотреть картинку Что такое средства развития. Картинка про Что такое средства развития. Фото Что такое средства развития«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Что такое средства развития. Смотреть фото Что такое средства развития. Смотреть картинку Что такое средства развития. Картинка про Что такое средства развития. Фото Что такое средства развитияНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Что такое средства развития. Смотреть фото Что такое средства развития. Смотреть картинку Что такое средства развития. Картинка про Что такое средства развития. Фото Что такое средства развитияРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *