Что такое средство общения 5 класс

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Язык – важнейшее средство общения»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по русскому языку в 5 «В» классе

«Язык – важнейшее средство общения»

Тип урока: урок формирование новых знаний

Тема : «Язык – важнейшее средство общения»

Цели урока: показать функции русского языка; выявить и пополнить

знания учащихся об истории русского языка;

развивать чувство любви и уважения к русскому языку;

создать положительный эмоциональный настрой на

изучение русского языка в пятом классе, учить бережно,

относиться к книге и к учебнику.

Оборудование: учебник, кроссворд, ноутбук,

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

Организационный момент. Знакомство с учениками, представление учителя. Объявление темы и цели урока.

для чего нужен язык? (разговаривать, общаться).

как мы можем общаться? (разговариваем, т.е. устное общение).

Объяснение нового материала.

1. Что возникло раньше: устная речь или письменность?

2. Разгадать кроссворд.

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей–ка!

Можешь и нарисовать …

По белому полю бегает,

За собой фиолетовые следы оставляет. (Ручка).

Спорят, кто быстрей, два братца

День и ночь по кругу мчатся.

Старший брат нетороплив,

Младший брат нетерпелив. (Часы).

Что быстрее всего на свете? (Мысль).

Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш).

Ты беседуй чаще с ней,

Будешь вчетверо умней. (Книга).

Сделать новую черту

Что-нибудь без меня,

Какое слово получилось в середине? Отгадайте (русский).

— Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык). Сколько и какое значение имеет слово «язык»?

Орган вкуса в полости рта, у человека- орган, участвующий в артикуляции.

В колоколе: металлический стержень, производящий звон.

Язык пламени, волны, ледника.

IV. Закрепление нового материала.

Что вы запомнили из сегодняшнего урока?

Для чего же служит язык?

Какие виды речи существуют?

Какой язык является государственным в нашей стране?

V.Подведение итогов урока.

Что узнали о языке?

Как нужно обращаться с учебником, любой книгой?

VI. Домашнее задание. Выписать несколько высказываний о языке и родной речи.

VII. Комментирование оценок.

Что такое средство общения 5 класс. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс. Картинка про Что такое средство общения 5 класс. Фото Что такое средство общения 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое средство общения 5 класс. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс. Картинка про Что такое средство общения 5 класс. Фото Что такое средство общения 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое средство общения 5 класс. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс. Картинка про Что такое средство общения 5 класс. Фото Что такое средство общения 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое средство общения 5 класс. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс. Картинка про Что такое средство общения 5 класс. Фото Что такое средство общения 5 класс

Номер материала: ДБ-394209

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое средство общения 5 класс. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс. Картинка про Что такое средство общения 5 класс. Фото Что такое средство общения 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое средство общения 5 класс. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс. Картинка про Что такое средство общения 5 класс. Фото Что такое средство общения 5 класс

Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах

Время чтения: 0 минут

Что такое средство общения 5 класс. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс. Картинка про Что такое средство общения 5 класс. Фото Что такое средство общения 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое средство общения 5 класс. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс. Картинка про Что такое средство общения 5 класс. Фото Что такое средство общения 5 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое средство общения 5 класс. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс. Картинка про Что такое средство общения 5 класс. Фото Что такое средство общения 5 класс

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Что такое средство общения 5 класс. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс. Картинка про Что такое средство общения 5 класс. Фото Что такое средство общения 5 класс

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Что такое средство общения 5 класс. Смотреть фото Что такое средство общения 5 класс. Смотреть картинку Что такое средство общения 5 класс. Картинка про Что такое средство общения 5 класс. Фото Что такое средство общения 5 класс

Названы главные риски для детей на зимних каникулах

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Введение. Язык – важнейшее средство общения и познания.

Цель урока : Формировать научные представления о языке, его роли в жизни человека и общества; повторить сведения о единицах языка, полученные в начальной школе. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Развивать логическое мышление, связную речь, умение владеть собой.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование: Магнитофонная запись пьесы П.Чайковского «Подснежник», карточки с ситуативными заданиями, плакаты с высказываниями о языке.

Беседа с учащимися о том, как они провели лето.

Постановка темы и задач урока.

Не будь языка, мы бы не узнали сейчас так много интересного о ваших летних каникулах. Наша задача – убедиться, что только с помощью языка люди могут обмениваться мыслями, информацией, выражать свои чувства, узнавать новое.

Актуализация опорных знаний учащихся

Записать предложение, определить, из каких звуков состоят слова любовь, наш; назвать слова, с помощью которых построено предложение; доказать, что перед нами предложение: Наш язык – наша любовь, наша гордость.

Формирование умений и навыков

Слово учителя. В начале урока вы делились впечатлениями о лете. Рассказывали, слушали и понимали друг друга. Одним словом, общались. С помощью чего мы это делали?

Правильно, с помощью слов, предложений, то есть с помощью языка. Следовательно, язык является средством общения и познания.

Запись предложения Язык – основное и главное орудие обмена мыслями, связи между людьми.

Обратите внимание на слова основное и главное орудие общения. Значит, существуют и второстепенные. Как вы думаете, как еще, кроме слов, можно передать информацию? (Если учащиеся затрудняются, подвести их к ответу с помощью наводящих вопросов) Итак, средствами общения могут быть условные знаки, звуковые и световые сигналы, музыка, живопись, жесты. Но именно язык является среди них главным. Выясним почему.

Прослушать пьесу П.Чайковского, продолжить записанные на доске предложения:

В этой пьесе композитор рассказал о… Под музыку я увидел(а)… Услышал(а)…

Только после прочтения нескольких работ объявляется название пьесы.

Учащиеся образуют 5 групп, каждая получает задание: с помощью жестов и мимики изобразить действия и состояния участников данной ситуации.

«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к музею. Вы объясняете, что музей находится за углом.

«Дома». Вы пришли домой в отличном настроении и сообщаете родителям, что получили 10 баллов по литературе.

«В походе». Вы сидите у костра. Один мальчик пошёл по воду к речке. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что его напугало.

«На рыбалке». Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит группа ребят. Как вы предупредите их, чтобы они не шумели?

«У бабушки». Бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы отказываетесь. Как это сделать, чтобы не обидеть бабушку?

Класс должен прокомментировать представленные ситуации. Вывод: В некоторых случаях мы можем обойтись без слов. Но только с помощью языка можно передать информацию любого содержания точно, понятно и быстро. Поэтому язык является важнейшим средством общения и познания.

Запись предложения Язык даёт возможность людям понять друг друга.

На доску вывешивается лист ватмана, на котором написано Язык – важнейшее средство общения и познания. Язык является важнейшим средством общения, так как с его помощью можно передать… Язык является важнейшим средством познания, так как новое мы узнаём из. от… Учащиеся продолжают фразы, учитель дописывает маркером.

Записать 5 пословиц о языке, устно объяснить смысл одной из них.

Индивидуальное задание: прочитать сказку Р.Киплинга «Как было написано первое письмо» и объяснить, почему герои не смогли понять друг друга.

Заключительное слово учителя.

Урок заканчивается песенкой «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».

Источник

Язык — важнейшее средство общения (вводный урок–путешествие в 5-м классе)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте? Все в порядке?
Учебник, дневник, ручка, тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

2. Знакомство с учениками, представление учителя.

II. Вступительная беседа.

Путешествие в историю языка, нашего родного русского языка.

III. Новый материал.

1. Что возникло раньше: устная речь или письменность?

Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.

2. Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне умели говорить, но не умели писать. Они могли только запоминать и рассказывать.

4. Вторая остановка.

(фрагмент видеофильма «История русской словесности»)

Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА.

— Для чего создали кириллицу?

Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу.

IV. Знакомство с Кириллицей (у каждого на парте ксерокопия).

3. Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари.

Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение «писать с красной строки».

Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.

Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.

Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение.

А что оставите ВЫ? У вас все впереди!

V. Обобщение.

1. Кто, когда создал Азбуку?

3. Как она называется?

4. Как она изменилась?

5. Что вы запомнили из сегодняшнего урока?

6. Почему важно «буквы знать»?

Оставим зарубки на память, запишем в тетради:

В девятом веке Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

Ее называют Кириллицей.

7. Для чего же служит язык?

Источник

Тема: «Твой учебник – дорога в мир знаний». Язык – важнейшее средство общения.

Тип урока: Вводный урок.

Цели деятельности учителя:

Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»; учить работать со словарём;

Развивать навыки анализа и обобщения;

Воспитывать бережное отношение к родному языку.

Цели деятельности учеников:

М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.).

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1ЛР: менять стратегию чтения в зависимости от вида чтения, находить главную мысль в текстах о языке и слове, интерпретировать содержание.

2ЛР: выявлять отличия языка от других средств общения, в том числе у животных.

7ЛР: осознавать язык как часть культуры и национального достояния.

Оборудование: учебники, толковые словари (раздаются), раздаточный материал (карточки с пословицами о языке).

Учебник не просто страницы, обложка,

В мир знаний протоптана книгой дорожка.

Но я приоткрою еще всем секрет:

Учебник, ребята, ваш личный портрет.

(Деятельность учителя и учеников)

Формирование УУД, технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация умений читательской деятельности на основе вступительной статьи «Как работать с учебником?» и содержания учебника.

1. Знакомство с учебником.

Объясните эпиграф. К чему призывает нас автор этого четверостишия?

– Кого бы вы назвали своим учителем русского языка? (Совсем не обязательно такой учитель для ребят – школьный педагог, важно вывести их на разговор о том, у кого они учатся русскому языку: у писателя, у бабушки, у родителей, у книг и пр.).

— Сегодня в мир знаний вас поведет книга – учебник русского языка. Чтобы уметь пользоваться этой книгой, надо знать, как она устроена.

Как работать с учебником?

Обсуждение содержания учебника.

Знакомство со справочным аппаратом учебника.

2. Оформление тетрадей.

Учитель сообщает детям единый орфографический минимум.

1. ориентироваться в учебнике: на развороте, в оглавлении, условных обозначениях;

2. извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Воспитание нравственного чувства, этического отношения к языку и его носителям.

III. Введение в тему урока. Словарная работа.

Чтение и обсуждение названия введения.

– Задумывались ли вы, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книги, газеты, журналы и тоже понимаете, что написано. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку. Что такое язык? Для выяснения точного значения этого слова обратимся к толковому словарю (работа со словарем).

— Что значит изучать русский язык?

– А зачем изучать родной язык и нужно ли вообще?

1. интерес к изучению языка и целенаправленной познавательной деятельности;

2. осознание ценности русского языка как явления культуры, основного средства выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

IV. Наблюдение над языком как средством общения. Закрепление.

Запишите П и П и определите значение слова «язык».

Язык до Киева доведет.

Язык мой – враг мой.

Язык голову кормит.

Без языка и колокол нем.

— Какие высказывания доказывают, что язык – это средство общения.

3. Контрольное списывание.

Тихо шелестят листья. Отсюда виден ближайший лес. Первый луч солнца пробежал по небу. На воде закачались отблески света.

а) Самостоятельное чтение текста.

б) Последующее обсуждение.

– Почему это текст? Докажите.

– Что вы представили после прочтения текста? Определите тему этого текста.

Важно обратить внимание ребят на то, что все читали один текст, а в результате каждый представил, увидел, нарисовал словами что ­то своё.

– Можете ли вы после выполнения работы сформулировать новый аргумент в защиту необходимости изучения русского языка?

– Прочитайте информацию о русском языке в учебнике стр. 4 – 5 упр. 1

– Сформулируйте общий вывод о важности изучения русского языка.

4. Анализ высказываний писателей о русском языке.

2) Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрел, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А. Н. Толстой)

3) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н. Карамзин)

— Докажите, что язык – это основное средство общения.

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. слушать и понимать других;

2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

3. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

1. преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, рисунок, задачу и т.д.);

2. делать обобщения, формулировать выводы.

V. Подведение итогов.

– Какое значение имеет язык в жизни человека?

-Русский язык (название-существительное)

-Богатый, выразительный (2 прилагательных)

-Учит, обогащает, просвещает (3 глагола)

-Требует бережного отношения и изучения (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме)

-Сокровище (синоним, который раскрывает суть темы)

VI. Домашнее задание.

— Выполнить упр. 3 стр. 5

— Написать развернутый ответ на вопрос: «Язык – основное средство общения»

— Записать 3 П и П о русском языке.

Определить по словарю значение слова «общение».

Источник

Урок русского языка 5 класс по теме «Язык и общение»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1) Предметные (образовательные): продолжить формировать понятие о языке как средстве общения, показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию (общение) ; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”

2) Развивающие (коррекционные): развивать мышление детей (учить анализировать,

сравнивать, обобщать), развитие связной устной речи, развитие письменной речи,

выявление нарушений устной и письменной речи.

3) Личностные (воспитательные): развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; прививать интерес к русскому языку, расширять словарный запас и кругозор учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

— по источнику знаний: словесный, наглядный;

— по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

— по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Межпредметные связи: литература; история.

Конспект урока по русскому языку

Язык и человек. Общение устное и письменное

1) образовательная: познакомить учащихся с учебником; показать значение языка как важнейшего средства общения; рассказать о видах общения;

2) развивающая: развивать мышление детей, способность мыслить и сопереживать;

3) воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать чуткость, отзывчивость.

Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2009.

2. Вступительное слово учителя.

– Ребята, возьмите в руки учебники. Наш учебник русского языка составили учителя Таиса Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов и Лидия Александровна Тростенцова. Давайте познакомимся с ним поближе.

Как у любой другой книжки, у него есть переплёт. А переплёт, если вы не знаете, – это обложка-крышка из картона, в которую вклеиваются все книжные листы. Переплёт у нас зелёного цвета.

Отогните переплёт. Вот он – форзац. Это плотный двойной лист, который склеивает картонный переплёт книги с другими страницами. Форзац защищает их от загрязнений. Здесь мы видим примеры тех правил, которые будем изучать с вами в течение всего года. На заднем форзаце уже другие примеров.

Перелистните. Теперь мы видим титульный, то есть главный, лист. На его оборотной стороне найдите оранжевую рамочку. В этой рамочке есть условные обозначения – значки и рисунки, а рядом с ними – пояснения к ним. Посмотрите внимательно. Если вдруг мы где-то в учебнике, рядом с упражнением, встретим, например, этого весёлого мальчика, значит это интересное упражнение, упражнение-игра.

— А если встретим кружок? Что это будет значить? (Дети отвечают, что это задание, которое предполагает повторение ранее изученного или дополнительное задание. Желательно пояснить детям все обозначения, так как при самостоятельном знакомстве со значками они могут понять не все слова. Так же поступить со звёздочкой и цифрами над словами.)

А теперь найдите алфавитный указатель и содержание. Они очень похожи друг на друга, но всё-таки различны. В содержании учебника темы указываются по порядку, так, как они идут в учебнике – одна за другой. А вот в алфавитном указателе темы расположены по алфавиту – от А до Я.

Очень хорошо. Знакомство с учебником русского языка прошло успешно. Зная, что и где в нём находится, мы не потеряемся в его страницах.

Сейчас отложите его в сторону. Продолжим разговор о языке.

Уроки русского языка могут быть очень интересными. И в этом вы очень скоро убедитесь сами.

Сегодня (но только сегодня!) мы писать не будем. Мы поговорим и порассуждаем о языке.

Язык… Вы когда-нибудь задумывались, что это такое? Язык – это не только то, что находится у нас во рту. Язык – это ещё и то, что помогает нам общаться и понимать друг друга. Лишь только мы родились, мы тут же слышим ласковую мамину речь. Мы растём – и учимся языку, учимся понимать слова, учимся говорить. Но не все дети становятся такими, как мы с вами. Есть на свете те, которые всё же не умеют разговаривать и не понимают никакого языка. Таких детей называют «детьми-маугли».

— Кто-нибудь из вас, ребята, смотрел мультфильм «Маугли» или читал о нём книгу? Кем он был? (Дети отвечают, что Маугли вырос в джунглях и воспитывали его волки и другие звери; он разговаривал на зверином языке и обладал звериными повадками.)

Правильно. А я расскажу вам две истории: одна из них произошла у нас в России, а другая – в Киргизии.

Первая история случилась в городе Чита. Там нашли пятилетнюю девочку, которую воспитывали не мама с папой, а кошки и собаки. Она никогда не была на улице и не умеет разговаривать с людьми. Эта девочка лает, как собачка, и лакает еду из миски. Несмотря на то, что девочка проживала дома вместе с отцом, бабушкой и дедушкой, она почти не разговаривает, хотя понимает человеческую речь.

Когда к ним пришли милиционеры, девочка стала кидаться на них, как собака.

А в Киргизии мальчик, родители которого уехали на заработки в Россию, восемь лет прожил в полузаброшенном сарае среди овец. Его нашли, когда мальчику исполнилось уже 14 лет.

Оказалось, что его родители уехали, оставив ребенка на попечение больной, немощной бабушки. С тех пор он жил в сарае высоко в горах и почти не общался с людьми. Конечно, сначала он пытался выходить из своего убежища и спускался в ближайший поселок, но дети дразнили и избивали его, и он совсем перестал выходить к людям.

О ребенке вспомнили только после смерти старушки. Мальчик почти забыл человеческую речь, ходил босиком, ел руками и давно не мылся. Врачи говорят, что он может так и не научиться читать и писать.

(Здесь уместно будет дать детям высказаться. Как показывает практика, эти рассказы производят на них огромное впечатление.)

3. Работа с учебником.

1. Чтение учеником теоретического материала на стр. 3.

Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?

(Язык – это средство передачи мыслей, знаний и чувств. С помощью языка люди общаются друг с другом, они обмениваются какой-то информацией, своими мыслями, впечатлениями, передают опыт следующим поколениям. Чтобы детям стало более понятно, учитель может привести пример такого содержания: «Я – учитель. Я учу вас. Учу тому, чему когда-то научили меня. То есть сейчас я передаю вам накопленный мной опыт».)

2. Выполнение упражнения 1. Оно читается вслух двумя-тремя учениками.

— Ответьте на вопрос, заданный к упражнению: что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Зачем человеку нужен язык? (Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.)

— Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом? (Выделенные слова – это всё, посредством чего человек общается с себе подобными. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял. Математические формулы, наука, техника, искусство и ремесло – это тоже своего рода язык.)

Рассмотрите рисунки на с. 4. На каком из них показано устное общение, а на каком – письменное?

(Дети отвечают. Здесь можно сказать детям, что письменность появилась значительно позднее устной речи. Первыми изобретателями письма были древние египтяне, которые писали свои тексты иероглифами, т. е. фигурными знаками, рисунками, а такое письмо ученые называют иероглифическим. Следы такого письма в наше время сохранились в математике. Это знаки +, –, = и некоторые другие.

А вообще самым первым видом письма было предметное письмо. И чтобы передать какое-либо сообщение на далекие расстояния, использовали различные предметы. Например, существовала легенда о персидском царе Дарии I , который получил послание от скифов. Послание включало в себя четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец сказал, что ничего больше сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Как же понять это послание скифов? Царь думал, что скифы отдают себя в его власть и в знак своей покорности принесли ему в дар землю, воду и небо, ведь мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрелы отказ скифов от сопротивления. Но один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание по-другому: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то погибните от наших стрел». Как потом оказалось, мудрец оказался прав.

Русский язык, как и все другие современные мировые языки, использует буквенное письмо, т. к. имеет алфавит. С помощью алфавитов устную речь мы переводим в письменную.)

4. Подведение итогов.

Подвести итоги урока можно чтением теоретического материала на стр. 5: «На уроках русского языка (как и на других предметах) вы учитесь не только говорить и писать, но также слушать и читать. Таким образом вы учитесь выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию». Это же можно передать своими словами.

Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия.

Давайте подведём итоги. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— в мире существуют “бессловесные” языки

— русский язык – национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира

— общение бывает письменное и устное

— язык – это чудо, загадка; даром слова обладает только человек

— для развития человека необходимо общение с другими людьми

Мы с вами поставили цель в начале урока. Всё у нас получилось?

Смайлики. Выбрать и нарисовать на полях.

В конце урока целесообразно сообщить ученикам о тетрадях для контрольных и речеведческих работ, а также о необходимости завести словарики для записи слов, не поддающихся правилам русского языка, то есть словам, которые нужно запоминать.

6. Домашнее задание.

Стр.6 упр.6 списать+задание (номера предложений не пишем).

Дополнительное задание по желанию (для составления характеристики класса и выявлению индивидуальных особенностей учащихся): стр.8 упр.10. Выполняется устно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *