Что такое стабильность обществознание 8 класс
1. Объясни значение следующих принципов и приведи примеры, иллюстрирующие их действие в обществе.
Изменчивость- когда человек меняет характер, мнение о себе, смысл жизни.
Примеры: смена курса валют.
Стабильность- когда в жизни человека все идет без изменений.
Примеры: стойкая стрессоустойчивость.
2. Выполни задания.
1) Заполни пропуски в схеме.
1) Реформы, 2) Революции
2) С опорой на текст учебника сформулируй два достоинства и два недостатка каждой из форм преобразования общества.
3) Что такое глобализация?
Это процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции.
4) Используя текст учебника, укажи проявления глобализации в различных сферах общества. Заполни таблицу.
5) Современное общество переживает информационную революцию. Что это за процесс? Укажи несколько его проявлений.
В 21 веке СМИ продвинулось в выдаче информации. Человек получает очень много информации, мозг перегружается.
6) Какие проблемы называют глобальными? Приведи три-четыре характерные черты глобальных проблем.
Глобальные проблемы затрагивают все человечество, несут тяжелые последствия.
Война, бедность, эпидемия.
7) Приведи примеры глобальных проблем. Заполни таблицу.
8) Во всем мире за последние 40 лет число детей, родившихся с генетическими отклонениями, возросло более чем в 2 раза и превышает 10% от числа всех рожденных. Какие реалии современного мира могли повлечь такие печальные последствия?
Очень много промышленных отходов, которыми дышат беременные в городе. Также, у некоторых людей, ну уж очень большая страсть (зависимость) к алкоголю и наркотикам. Ещё, отклонения могут быть вызваны на уровне генетики (то есть, от родителей), Пример: родители с отклонениями, имеют большую вероятность родить такого же ребёнка. Да и просто отношения к нормам питания и т. д. у родителей.
Учебник. Обществознание. 8 класс. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Н.И. Городецкая. § 4.Развитие общества. ТЕЗИСЫ.
§ 4.Развитие общества.
«Мы изменили своё окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении».Н. Винер (1894 —1964), американский учёный. |
Давайте вспомним.
Что такое социальные нормы?
Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, установленные либо самим обществом (обычаи, традиции, нормы морали),либо государством ( правовые нормы).
Чем социальные революции отличаются от реформ?
Революция – это скачкообразное изменение всех сфер общества, приводящее к изменениям его основ, строя.
Реформы – это преобразования в одной или нескольких сферах общества, проводимые сверху, то есть властями, и не затрагивающие основ общества.
Чем характеризуется постиндустриальное общество?
Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, на стремлении сохранить природу.
Подумаем.
Что общего между развитием общества и эволюцией в мире природы?
Биологическая эволюция — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.
Эволюция –, процесс постепенного непрерывного количественного изменения кого-чего-нибудь, подготавливающий качественные изменения.
Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.
Общее между развитием общества (эволюционным) и эволюцией в мире природы – это постепенность, естественность, протяжённость во времени, меленный переход количественных изменений в качественные.
Природа изменяется только эволюционно, а у общества эволюция – это один из путей его развития.
Можно ли считать революции «локомотивами истории»?
Локомотив – это главный вагон поезда, в котором находится двигатель, именно он приводит в движение весь поезд.
Да, революцию можно назвать «локомотивом» истории, т.к. она приводит в движение всё общество. Всё в нём изменяется, причём резко, быстро во всех сферах (словно локомотив набирает скорость), доходя до основ общества.
В чём состоят глобальные проблемы человечества?
Глобальные проблемы – это совокупность проблем, которые требуют для своего решения объединённых усилий всего человечества, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран; это проблемы, от которых зависит жизнь человечества и сохранение цивилизации.
Слово «глобальный» иноязычного происхождения, с фр. — «всеобщий», с лат. — «земной шар».
Изменчивость общества.
Общество постоянно изменяется.
Пути развития общества (то есть как оно изменяется).
Эволюционный путь – постепенные изменения, преемственность в развитии различных сторон общества. Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе.
Революционный путь – скачкообразное, резкое изменение всех основ общества.
Социальные революции К. Маркс называл «локомотивами истории».
Истоки революции лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков.
В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества.
Однако не всегда социальные революции отвечали интересам широких слоёв общества, а подчас расходились с представлениями самих «застрельщиков революции». Нередко революционные действия и политика новых властей усиливали трудности, уже существовавшие в обществе, утверждались диктатуры, превосходящие по своей жестокости прежние режимы.
Возрастание темпов социальных изменений за последние два- три века.
ЦИФРЫ.
Если представить себе историю человечества как одни сутки (т. е. 24 ч), то окажется, что земледелие было изобретено в 23 ч 36 мин, цивилизация появилась в 23 ч 57 мин, а современные общества — в 23 ч 59 мин 30 с.
Однако за эти 30 с произошло, возможно, столько же изменений, сколько за весь «день человечества».
Реформы и реформаторы.
Реформа – это изменения в какой-либо одной стороне жизни общества или разу в нескольких, проводимые властью при сохранении существующего строя
Реформа отличается от революции более мягким характером воздействия на общественные отношения, а также большей продуманностью и организованностью со стороны властей.
Если революции принято считать порывом широких масс, т. е. движением «снизу», то реформы проводятся «сверху», то есть властью
Представители власти определяют основные направления и характер реформ, средства и методы их проведения, анализируют возможные последствия преобразований.
Реформы могут приводить в улучшению жизни общества (прогрессивные) или к ухудшению (регрессивные).
Развитие человечества в XXI в.
Особенности современного общественного развития.
Глобализация в экономике.
ПЛЮСЫ глобализации:
МИНУСЫ глобализации:
Глобальные проблемы современности.
Глобальные проблемы – это проблемы, которые необходимо безотлагательно решать всем мировым сообществом.
Понятие «общемировые глобальные проблемы» появилось в середине XX в. и было связано с угрозой новой разрушительной мировой войны в условиях противостояния двух военных блоков — Варшавского договора и НАТО.
В конце 1960-х гг. человечество осознало ещё одну опасность — загрязнение и разрушение природной среды обитания человека. Список глобальных проблем пополнился новыми глобальными проблемами:
Наиболее острой является экологическая проблема (опасные изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, рост заболеваемости людей, связанный с деградацией естественной среды их обитания, истощение невозобновляемых природных ресурсов — нефти, угля, газа).
ФАКТЫ.
Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление: летняя температура бьёт все рекорды, всё чаще возникают тайфуны и штормы, растёт их разрушающая сила.
что такое изменчивость(и примеры)
стабильность(примеры)
Общество – саморазвивающаяся система
С течением времени меняются социальные институты, образ жизни людей, совершенствуются технологии, усложняются формы общественного устройства, что свидетельствует о развитии общества, источники которого находятся в нем самом.
1) идея эволюционного развития: постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества, обращали внимание на значение традиций, развитие считалось необратимым. Проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Обществу в полной мере не применимо положение о необратимости изменений: регресс, упадок, возврат к более примитивным формам организации; в отдельных случаях возврат к более простым структурам служит гарантией выживания.
2) идея социальных революций: непримиримый конфликт между социальными силами, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков приводят к свержению передовым классом реакционного. Передовой класс берет власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества.
Социальные революции – «локомотивами истории». К. Маркс.
Революции коренным образом меняют сложившийся порядок («великие»). Изменения не всегда отвечали интересам широких слоев общества, а то и расходятся с представлениями самих революционеров. Революционные действия и политика новых властей могут усугубить ряд трудностей, уже существовавших в обществе. Кульминацией революций возможно утверждение диктатур, превосходящих по своей жестокости прежние режимы.
«Бархатные революции» лишены элементов гражданской войны и диктаторских замашек лидеров.
Тенденции к ускорению социальных изменений в последние века. Изменения охватывают не только образ жизни, но и образ мыслей людей: их взгляды, предпочтения, представления о должном. Вместе с тем ряд ценностей (семья, религия) сохраняет свое значение и в современном мире.
Развитие общества
Что такое социальные нормы? Чем социальные революции отличаются от реформ? Чем характеризуется постиндустриальное общество?
Что общего между развитием общества и эволюцией в мире природы? Можно ли считать революции «локомотивами истории»? В чём состоят глобальные проблемы человечества?
Изменчивость и стабильность
На уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени усложняются формы общественного устройства, меняется образ жизни людей, совершенствуются технологии. Это свидетельствует о развитии общества. При этом источники развития находятся в самом обществе. Рассматривая на уроках истории крупные события, значимые социальные процессы, ведущие к преобразованию общественной жизни, вы всегда выявляли их причины, основные движущие силы.
Интенсивность, глубина общественных изменений оценивались по-разному. Многие философы, социологи, историки поддерживали идею эволюционного развития.
Сторонники эволюционизма подчёркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе.
Есть традиции, сложившиеся столетия назад, есть возникшие сравнительно недавно. К последним можно отнести, к примеру, ежегодное новогоднее обращение главы нашего государства к народу.
Отрицать постепенный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится. Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. История знает примеры регресса, упадка, возврата к более примитивным формам организации.
Вспомни такие факты из курса истории.
В отдельных случаях возврат к более простым структурам служил гарантией выживания: именно печка, колодец и собственный огород, а не городская квартира без тепла и света помогали выжить людям в годы военного лихолетья.
Иной взгляд на проблему отстаивали последователи марксизма. Согласно этому учению решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Именно их К. Маркс называл «локомотивами истории». Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берёт власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Таким образом происходит качественный скачок в развитии общества.
Теория выглядит достаточно абстрактной, но сами революции, как вы знаете из курса истории, вполне реальные события, которые имели место во многих странах и часто коренным образом меняли сложившийся порядок. Не случайно ряд революций назвали великими (вспомни какие). Однако, хотя революционные изменения были значительными, они не всегда отвечали интересам широких слоёв общества, а подчас расходились с представлениями самих «застрельщиков революции». Нередко революционные действия и политика новых властей усиливали трудности, уже существовавшие в обществе, утверждались диктатуры, превосходящие по своей жестокости прежние режимы. Эти черты социальных революций заставили историков и политологов отнестись более сдержанно к оценке позитивной роли революций в истории, а политиков если и призывать к революциям, то только к лишённым элементов гражданской войны и диктаторских замашек лидеров. В современной науке эволюционная теория развития общества и теория качественных скачков не взаимно противоречат, а дополняют друг друга.
Одной из очевидных закономерностей общественных изменений является возрастание их темпа за последние два- три века.
Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими расчётами: если представить себе историю человечества как одни сутки (т. е. 24 ч), то окажется, что земледелие было изобретено в 23 ч 36 мин, цивилизация появилась в 23 ч 57 мин, а современные общества — в 23 ч 59 мин 30 с. Однако за эти 30 с произошло, возможно, столько же изменений, сколько за весь «день человечества».
Оглянитесь вокруг себя — подавляющее большинство вещей, с которыми вы имеете дело в повседневной жизни, создано не ранее середины прошлого века.
Конспект для учащихся к уроку обществознания по теме «Развитие общества» 8 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
§ 4. Развитие общества
Изменчивость и стабильность
Направленность изменений, происходящих в обществе, отражают понятия прогресс и регресс.
Прогресс – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Регресс – переход от высоких форм к более низким, понижение уровня организации, упрощение способа организации, уменьшение внутренних связей.
Способы общественных изменений:
Эволюция – постепенные, медленные изменения в обществе через реформы – преобразования одной или нескольких сторон общественной жизни, проводимые правящими кругами и не меняющие основ
существующего устройства общества.
Революция – (от лат. revolution – поворот, переворот, превращение) – радикальное, коренное, глубокое изменение, скачок в развитии общества природы или познания, сопряжённое с необратимым качественным изменением предыдущего состояния.
Развитие человечества в XXI веке. Глобализация
Глобализация – процесс усиления связей и взаимозависимости людей, народов, государств.
Взаимосвязи формируются и развиваются во всех сферах жизни общества.
Причины и способы глобализации :
· развитие средств связи и информационно-коммуникационных технологий;
· создание единого информационного пространства
Глобальные проблемы современности угрожают устойчивому развитию и даже самому существованию
всего человечества и требуют для разрешения усилий всех стран.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Раздаточный материал для объяснения новой темы.
Общая информация
Похожие материалы
Конспект для учащихся к уроку обществознания по теме «Общество как форма жизнедеятельности людей» 8 класс
Конспект для учащихся к уроку обществознания по теме «Человек, общество, природа» 8 класс
Конспект для учащихся к уроку обществознания по теме «Что делает человека человеком» 10 класс
Элективный курс Практикум по обществознанию для 9 классов
Презентация по обществознанию на тему «На пути к жизненному успеху» (6 класс)
КТП по обществознанию 8 класс с элементами программы воспитания
Презентация «Конституция Республики Казахстан»
Презентация «Основы правовой грамотности»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5431975 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.