Что такое стартап в бизнесе
Что такое стартап и как развить его в успешный бизнес
Стартап в привычном понимании — это новая компания или бизнес, который был создан недавно. Наиболее полное определение этого явления дал Стив Бланк, предприниматель и профессор Стэнфорда, Беркли и Имперского колледжа. По его словам, это «временная организация, созданная для поиска бизнес-модели, которая является повторяемой и масштабируемой».
Стартапы ищут привлекательную бизнес-модель, в то время как компании уже имеют ее и нацелены на ее успешное выполнение. Кстати, стартап не обязательно предусматривает внедрение технических инноваций или изобретений — он сосредоточен именно на новых бизнес-моделях.
Это различие между стартапом и компанией влияет на характер и потребности обоих типов организаций.
Другой предприниматель, Эрик Райс, в которого инвестировал тот же Стив Бланк, разработал «метод бережливого стартапа», который заключается в поиске бизнес-модели на основе проверяемых гипотез, их проверке и анализе результатов. У стартапов, которые быстро экспериментируют, больше шансов на успех, потому что они быстро получают понимание своей будущей бизнес-модели. Бланк отмечал, что наиболее важно сосредоточиться на «обнаружении клиентов» и их «проверке», то есть на «соответствии продукта/рынка».
Чем стартап отличается от малого бизнеса
Помимо того, что у стартапа нет готовой бизнес-модели, аналитики отрасли выделяют еще ряд особенностей такого проекта:
Этапы развития стартапов
Каждый стартап перед выходом на рынок проходит несколько ступеней. Однако в некоторых случаях автор идеи может сознательно пропустить несколько стадий, если позволяет ситуация. Главное — перед запуском определить, что будет со стартапом после того, как он привлечет инвестиции. Это может быть уход в традиционный бизнес, продажа или запуск на фондовом рынке. Такая информация особенно важна для потенциальных инвесторов, чтобы понимать риски и рентабельность вложений.
Существует несколько основных этапов, которые проходит стартап:
Как найти идею для стартапа?
Многие стартапы терпят неудачу из-за того, что представляют собой неудачно скопированную идею или не отвечают реальным потребностям рынка.
Есть несколько способов, которые помогут выбрать удачное решение для стартапа:
Инвестиции в стартап
Инвесторы обычно либо продают свои доли в успешном стартапе, либо сохраняют их для получения стабильного пассивного дохода. Стороны оговаривают разделение прибыли заранее. При этом доля инвестора иногда составляет большую часть дохода, а доля создателя не превышает 10%. В России 42% фаундеров сохраняют долю в компании от 76%, 29% — от 51% до 75%. Это объясняется тем, что большинство из них привлекают собственный капитал или берут кредиты.
Чтобы найти хороший проект для вложений, инвестору нужно провести серьезную работу. Она включает в себя не только поиск и получение информации о стартапах, но и формирование собственного имиджа в глазах авторов идей.
Пять шагов к построению правильной инвестиционной стратегии:
Как заинтересовать инвестора
Перед привлечением инвестиций нужно определить для себя конечную цель финансирования и в зависимости от нее рассчитать размер вложений, источники и сроки их получения.
После этого нужно определиться с инвесторами. Если привлечь деньги от ближнего круга не получается или не хочется, то необходимо составить список подходящих для целей проекта фондов или бизнес-ангелов. Фонды можно находить в деловых медиа или в профильных каналах мессенджеров. С инвесторами можно связаться в LinkedIn, предварительно подготовив теплые письма с необходимой информацией. Можно также задействовать знакомства, чтобы добиться личной встречи.
При личном общении с инвестором важно сразу его заинтересовать. Для этого необходимы привлекательный бизнес-план, а также лаконичная и наглядная презентация или питч. Преимущества перед конкурентами и уникальность своей идеи нужно обозначить вначале. Также нужно указать на явные материальные выгоды и ожидаемый результат. Для этого подойдет статистика по итогам теста прототипа или любая другая, которая обосновывает потребность в данном продукте или услуге.
Краткий план питча:
Чтобы презентация вышла успешной, нужно научиться говорить с инвестором на одном языке — кратко и емко. Необходимо подготовиться ко всем возможным возражениям с его стороны.
Где искать деньги и каким бывает финансирование
Авторы стартапов ищут средства на специализированных площадках, форумах, а также в инвестиционных конкурсах и корпоративных акселераторах. Некоторые из них запускают проекты, уже имея капитал, но бывают и стартапы без бюджета.
Стартапер может предложить инвесторам несколько типов участия. Все зависит от того, насколько самостоятельный стартап и каковы планы его организатора на будущее.
Стартап обычно проходит несколько этапов финансирования:
Проект существует на уровне идеи, а разработка первого прототипа только готовится. Как правило, на этом этапе стартапер привлекает средства своего близкого окружения — семьи и друзей (FFF-инвестирование). Либо автор идеи задействует собственные деньги, берет ссуды или кредиты (бустрэппинг).
Раунд считается самым сложным и может длиться более года. На этом этапе происходит тестирование бизнес-модели. Если она перспективная, то проект могут поддержать деньгами бизнес-ангелы и венчурные фонды ранних стадий.
Стартап становится компанией с рабочей бизнес-моделью, командой и клиентами. Компания привлекает прямых инвесторов.
Если компания еще не начала зарабатывать самостоятельно, то ей необходимо продолжить привлекать средства для масштабирования. На этом этапе ей понадобится несколько бизнес-ангелов или фондов-участников.
Финальная стадия развития стартапа. Компания выходит на фондовый рынок и начинает первичную продажу акций. Список возможных инвесторов резко расширяется, а бизнес получает статус, который позволяет ему расти и развиваться дальше.
Как создать удачный стартап
Около 90% стартапов терпят неудачу из-за плохой бизнес-модели, неэффективного распределения инвестиций, юридических ошибок или высокой конкуренции.
Чтобы минимизировать риски при организации стартапа, нужно следовать простым принципам, которые описывал бизнесмен Стив Бланк:
От стартапа — к успешной компании
Вот несколько примеров удачных стартапов, которые смогли развиться в компании мирового уровня:
Что такое стартап простыми словами – терминология, признаки и особенности
1 min
Что такое стартап и как работает. Отличительные черты стартап-проектов от классического бизнеса. Разбор 3 разновидностей стартапов + 6 стадий развития стартап-проекта + 4 совета по презентации идеи + 9 источников финансирования. Топ-5 примеров успешных стартапов + 7 перспективных ниш для инновационных бизнес-идей.
Терминология бизнеса расширяется для российских предпринимателей ежедневно. Пару лет назад о стартапах знали только за границей. Времена поменялись, и волна популярности термина пришла и в нашу страну.
Сегодня мы поговорим о том, что такое стартап. Простыми словами изъясним суть термина + предоставим примеры успешных проектов направления в рамках РФ и мира.
Что такое стартап: признаки + особенности презентации
Развитие понятия «стартап» началось со сферы инновационных технологий, где новоиспеченные организации пытались «выпендриться» перед конкурентами, и предложить рынку услугу/товар, которого ранее не существовало вообще. Бум роста количества подобных компаний приходится на десятилетие с 1990 по 2000 года.
После массового внедрения инноваций в различные сферы деятельности и даже повседневную жизнь, термин «стартап» приобрел общественное признание, и начал применяться ко всем проектам, которые отличались частичной/полной новизной на фоне альтернатив и схожих идей.
1) Отличительные черты стартапа + его стадии развития
Для начала, разберемся в сути понятия. Классическая трактовка термина предоставлена американским бизнесменом Стивеном Бланком. В предпринимательской деятельности, «стартап» — это структура временного характера, что необходима для воплощения масштабируемой бизнес модели. Если по-простому – новая идея, оборачиваемая в обертку предпринимательства.
Идеи для стартапов: ТОП-8 крутых идей
Достоинства стартапов | Недостатки направления |
---|---|
Отсутствие конкуренции. Идея новая, а потому, другим компаниям нечего противопоставить в ответ. Результат – монополия рынка, пусть и на временной основе. | Если идея слишком нестандартная, найти капитал на реализацию проекта нереально сложно. |
Возможности масштабирования. Даже один человек может развить дело до масштабов крупного бизнеса. Не за горами станет создание уникального бренда и выход в лидеры ниши. | Риски потери присущи для стартапов в большей мере, нежели для классического бизнеса. Новая концепция может попросту не прижиться, а результатом станет банкротство. |
Возможности массовых реализаций идеи. Хитрость, невыгодная для покупателей, но профитная с точки зрения владельца. Нюанс – в контракте на права пользования указывайте пункт в отношении себя. | Сбор команды. Воплотить в жизнь масштабную идею бывает сложно даже в группе, а о единоличной разработке не может быть и речи. Трудности – необходимость поиска не только ответственных, но и высококвалифицированных партнеров в узких специализациях, ориентированных на вашу стартап идею. |
Большинство идей стартапов несут пользу ограниченному количеству личностей, а потому, при желании быстро пробиться в топ, придется думать не только над инновацией, но и применимостью для широких масс.
Отличительные черты стартапа от классического бизнеса:
Помимо коммерческой направленности, стартап может быть реализован и в других нишах – гуманитарная, научно-техническая, либо инновационная. Несмотря на это, понятие нельзя путать с научными исследованиями, касающихся узких областей. Подобные проекты не представляют интереса для большинства граждан, а потому, не выполняется одно из базовых условий отношения к понятию.
Важно! Для успеха, стартап обязан иметь высокий уровень востребованности среди целевой аудитории. В ином случае, средств инвесторов команде разработки идеи не видать, а учитывая основную цель – заработать деньги, проделанная работа вылетит «в трубу».
Статистика известных стартап-площадок гласит, что процент успешных проектов направления не превышает 15%, остальные 85% — провальные идеи, не нашедшие поддержки среди инвесторов.
Группа инициативных личностей, берущие идеи с глубинки или Запада, а потом корректирующие их под национальный рынок нашего государства. Яркими примерами подобных проектов являются социальные сети.
Цель – уничтожение конкурентов за счет более привлекательной ценовой политики или совершенствования качества продукции.
Идея с туманными перспективами. Может либо выстрелить, либо кануть в небытие спустя пару месяцев после запуска. Является рискованным вкладом для инвестора, но в случае успеха окупаются с лихвой.
Помимо классификации, основанной на рынке сбыта и производственных особенностях, существует распределение по наукоёмкости – инновационные и традиционные стартапы. В основе первых лежат доступные идеи, трансформированные в что-то более интересное. Вторые – попытки преобразования науки в бизнес, что удается далеко не всегда.
По стадиям развития стартапа, давайте пройдемся пунктами таблицы ниже.
№ | Название стадии | Реализация | Нюансы |
---|---|---|---|
1. | ПредПосев (Pre-seed) | Разработчики понимают потребности целевой аудитории + имеют четкое представление будущей идеи проекта. | Стадия сопровождается отсутствием четкого плана по воплощению идеи в жизнь. |
2. | Посев (Seed) | Исследование рынка распространения, разработка этапов плана и подготовка к запуску. | Пора задумываться о потенциальных инвесторах. |
3. | Прототип (Growth Stage) | Разработка рабочей модели, предусматривающей дальнейшее развитие в нише и укрепление позиций на рынке. | Идет расчет на эталонные условия + подается лишь основной функционал продукта. |
4. | Альфа-тестирование | Продукт уже реализован, но пока не допускается на открытый рынок. Анализ недостатков проводится в закрытом формате, среди пару сотен-тысяч респондентов. | Корректировка + избавление от дефектов модели продукта. |
5. | Закрытое Бета-версия | Статус итогового продукта считается удовлетворительным. К покупкам начинает привлекаться целевая аудитория. | Завершен этап поиска капитала на развитие и коммерческих партнеров. |
6. | Открытая Бета-версия | Ведется активная рекламная кампания продукта и раскрутка за рамками целевой аудитории. | Первые коммерческие реализации, договора с постоянными клиентами и прочее. |
Завершение описанных 6 стадий приводит к Exit stage – этап, когда успешный проект покидается большинством партнеров, и бизнес остается на попечение стратегическим участникам. При неудаче проекта, доля покидающих составляет 100% и стартап считается закрытым.
2) Как правильно презентовать стартап + источники финансирования
Инвестиции в стартапы – основной источник перспективных и дешевых вариантов заработка для бизнесменов. Деловые личности задешево выкупают бизнес, и делают из него высокодоходную конфетку. Для увеличения привлекательности проекта в глазах инвестора, требуется придерживаться ряда условий.
Как презентовать стартап публике:
«Краткость – сестра таланта». Выражение соответствует презентации стартапа на 100%. Не исключен вариант и агрессивного продвижения идеи. Суть – отрицание альтернатив, и описание собственного проекта как единственно верного решения.
А теперь поговорим об источниках финансирования стартапов.
Источник | Описание | Плюсы | Минусы |
---|---|---|---|
FFF | Аббревиатура FFF дешифруется как family, friends, fools. То бишь, поиск денег у родственников, близких друзей и доверяющих вам личностей. | Отсутствие процентов и нет давления коллекторов в случае просрочки. | Краткие сроки займа + небольшой размер. При просрочке оплаты испортятся отношения. |
Банки-ритейлеры | Кредиты в банках на физические лица под залог движимого/недвижимого имущества. | Возможность получения больших сумм заемных средств. | Высокие процентные ставки, что при больших суммах слишком накладно. |
Бизнес-ангел | Деньги от профессиональных инвесторов на проекты, не доказавшие свою состоятельность. Вероятность вложений зависит напрямую от желания бизнесмена. | При успехе, есть шанс получить большую сумму со льготными условиями. | Придется делиться бизнесом. |
Краудфандинг классический | Размещение стартапа на специализированных площадках — Planeta.ru, Boomstarter.ru, Smipon.ru и прочие. | Один из перспективных методов финансирования в России. | Процентная комиссия от бизнеса за размещение проекта в рамках ресурса. |
Нестандартный краудфандинг | По-простому, «с миру по нитке». Поиск финансирования у представителей вне классических платформ. | Широкие возможности для поиска инвестиционных средств. | Для завлечения существенных денег, требуется использование раскрученной медийной площадки. |
ICO | Финансирование криптовалютой. Связанное с блокчейн. | Возможность искать инвестиции удаленно в других странах. | Узкая сегментация цифровых активов + работа с криптовалютой. |
Гранты | Участие в государственных конкурсах на финансирование. Источники – специализированные муниципалитеты. | Возможность получить льготные средства без лишних переплат. | Трудности в получении + отправка отчетности. |
Акселераторы | Целый сегмент поддержки, сочетающий менторство, обучение и финансовое/экспертное сопровождение. | Возможности по структурированию бизнеса и дополнительным финансовым вливаниям. | Малое финансирование, но большое долевое участие в доходной части. |
Венчурные фонды | Предпочитают сотрудничать по уже проверенным проектам бизнеса. | Недорогое и обильное финансирование. | Контроль над бизнесом с целью возврата заемных средств. |
Помимо оговоренного списка, существует и отдельная категория банков, которые рассчитаны на малый бизнес в сфере стартапов. Суммы заемных средств достигают десятков миллионов рублей. Минусы – жесткий контроль возраста + сложность в получении.
Как получить деньги на развитие бизнеса?
В России поддержкой стартапов занимается пара государственных организаций и множество коммерческих представителей. К первым относится Фонд посевных инвестиций и Агентство стратегических инициатив, а ко вторым Runa Capital, ru-Net Ventures, VC, Almaz Capital и Foresight ventures. У каждого представителя собственная платформа и процент доли в будущем бизнесе.
3) Примеры успешных стартапов + типичные ошибки
Ярчайшим примером успешного стартапа является социальная сеть Facebook. Изначально, компания не надеялась на столь ощутимый рост, ибо провести анализ рынка по нише, как таковой, было нельзя. Администрация проекта одна из первых углубилась в социальное пространство интернета. Результат вы видите и сейчас. Социалка является одной из самых посещаемых по всему миру уже на протяжении многих лет + имеет массу последователей.
Топ-5 успешных стартапов России и Запада:
Мессенджер с 2013 года, который зарекомендовал себя в качестве идеального средства связи внутри компаний. Широкое коммерческое использование продукта принесло создателю миллиарды долларов. При первом запуске проекта, Стюарт Баттерфилд (автор) сумел насобирать 350 000 000 долларов для реализации своей задумки в жизнь;
Uber сейчас – это офисы в 80 городах по всему миру, миллионы долларов суточного оборота и стремительный рост с 2009 года. Оценочная стоимость компании – 64 000 0000 000$. Идея возникла спонтанно – одному американцу надоело ждать такси, и тот решил сделать приложение, в котором могли бы общаться клиенты/пассажир напрямую. Проект произвел бум среди инвесторов –в Uber хотели вложиться все;
Начало развития стартапа приходится на 2008 год. По своей сути – это хранилище графической информации с публичным доступом. Проект интересен творческим личностям, ведь здесь можно найти даже самые экзотические картинки. Нынешнее положение компании – 150 000 000 зарегистрированных пользователей и 1 000 000 000$ в качестве инвестиционных средств;
А это уже российский стартап в образовательной нише. Суть – повышение навыков владения иностранными языками за счет интерактивных упражнений и специальных тестов. Информация подается в игровой форме, что идеально подходит детям. Стартовав в 2015 году, проект покорил не только веб-пространство в браузерах, но и получил огромное число мобильных установок, войдя в топ-3 скачиваемых ПО по версии Google;
Веб-приложение, помогающее работодателям находить специалистов в IT-сфере. Из-за особенностей ниши, сделать правильный выбор бывает крайне сложно, но AmazingHiring во главе с Виталием Обернихиным упрощает работу отделам кадров в разы. Структура сводит данные в единое целое из нескольких источников одновременно, компонуя информацию в единую анкету кандидата на должность.
К другим русским стартап-проектам, о которых нельзя забыть, отнесем также Cardberry, Dressformer, ImageAiry и MoneyMan. Детальнее о компаниях можно почитать в сети интернет, а мы предлагаем вам ознакомиться с перспективными направлениями для запуска стартапов на 2020-2021 год.
Сфера | Описание | Перспективность (из 5 ★) |
---|---|---|
Робототехника | Элементарный пример – робот-пылесос. Подобные агрегаты способны значительно упростить повседневный быт граждан нашей страны. Если есть что-то дельное на уме + навыки работы по направлению, вероятность успеха крайне велика. | ★★★★ |
Энергетика | Из-за постоянного снижения топливных запасов, поиск альтернативных источников энергии становится крайне важным вопросом. В приоритете – переработка отходов и подручного сырья. | ★★★★★ |
Медицина | Услуги по здравоохранению все еще недоступны для 90%+ граждан нашей страны. Разработка дешевых вариантов оборудования или новых методик лечения в приоритете. Особый интерес у профилактики и выявлении на ранних стадиях тяжелых болезней. | ★★★★ |
Виртуальная реальность | Раскрученная сфера имеющая громадный потенциал. Помимо индустрии развлечений, наработки могут помочь и в других областях жизни человека – симуляторы вождения, спасательные миссии и прочее. | ★★★ |
Финансы | Приумножение, сохранение средств и упрощение платежей. Придумать что-то новое в сфере тяжелее, но финансовая отдача куда выше. | ★★★★ |
Телекоммуникации | Мессенджеры будут в тренде всегда. Аналогичные проекты также могут иметь высокий спрос. Главное, найти целевую аудиторию, заинтересованную в идее. | ★★★★ |
Не теряют востребованность экологическая тематика и кибербезопасность. Помните, останавливаться исключительно на новых технологиях не стоит, ибо 80% стартапов формируются именно здесь. Найти что-то стоящее и по-настоящему инновационное крайне сложно.
Топ-7 ошибок начинающих стартаперов:
Существуют и другие ошибки, но 90% вины в таких неточностях лежит на самих стартаперах. Если хотите «быть на коне», а не ударить лицом в грязь, саморазвитие и обучение вам в помощь.
Описание понятие стартапа, его видов и особенностей использования в классическом бизнесе
Что такое стартап менеджер: суть профессии + ее особенности
Начнем с цифр. В 2020 году каждые 30 дней только по Москве выкладывается от 2 000 вакансий по специальностям стартап менеджера и смежных к ним (руководитель проекта или Project manager). Средняя заработная плата составляет 70 000 рублей. Минималка – от 45 000, а максимальное значение переваливает отметку в 320 000 рублей.
В качестве примера для объекта исследования возьмем нашу столицу. Разберемся с долевым распределением вакансий по каждому из типов стартап менеджеров.
В 2020 году получить специальность стартап менеджера можно в довольно большом количестве высших учебных заведений, да и стоить такое удовольствие будет недорого. Берут ли на место обычных менеджеров? Не исключено, но детали обсуждаются через собеседование и на собраниях отделов кадров.
Чем обязан располагать стартап менеджер:
Подобные проекты имеют большую нагрузку в отношении психики и физики личности, что требует от человека умение выдерживать даже экстремальные условия работы. Среди основных задач менеджера – вывод к рынку новых брендов/направлений, территориальное расширение проекта, рестарт идеи, укрепление позиций внутри рынка, реализация нетривиальных целей и так далее.