Что такое стартовая работа по русскому языку
Стартовая контрольная работа по русскому языку (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Стартовая контрольная работа по русскому языку. 6 класс
В каком слове не совпадает количество букв и звуков?
1) щётка 2) яркий 3) бумага 4) шалаш
В каком слове ударение падает на второй слог?
1) звонишь 2) алфавит 3) километр 4) документ
Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания?
1) спутник 2) удивить 3) надумал 4) расстилается
Укажите суффикс глагола прошедшего времени
Найдите верный ответ в определении грамматических признаков.
1) прочитать – глагол несовершенного вида
2) море – нарицательное существительное
3) глубока (река) – прилагательное в полной форме
4) дышать – глагол первого спряжения
Укажите слово, в котором после шипящего пишется Ь
1) сжеч.. 2) колюч… 3) груш… 4) пляж…
В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующимися гласными в корне?
1) р..сли, заст..лать, б..рюзовый
2) зам..реть, прол..жили, проб..ваю
3) заб..рать, р..сток, зам..рзать
4) бл..стеть, зап..реть, р..стение
Укажите слово, в корне которого после шипящей пишется буква О
1) уч..ба 2) щ..точка 3) ш..рохи 4) пш..нка
В каком слове на конце приставки пишется буква З?
1) Ра..шумелся 2) в..бесился 3) бе..страшный 4) и..пуганный
В каком случае дано неправильное объяснение выбора орфограммы?
1) ш..пот –в корне пишется Ё, т.к. можно проверить шепчет
2) ц..ркач – в корне слова пишется буква И
4) водор..сли – в корне с чередование перед С пишется буква О
Найдите ошибку в характеристике предложения.
Лес зазеленеет, когда пригреет весеннее солнышко.
4) грамматическая основа первого П. – лес зазеленеет; второго – пригреет солнышко
В каком П. союз И связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены)
1) Вода журчит под толщей снега и набирает она силу для победы весны.
2) Снег усилился и снежинки лупили по шлему.
3) Подул сильный ветер и с деревьев посыпались листья.
4) Апрельский дождь прошёл и освежил всё вокруг
В каком П. допущена пунктуационная ошибка?
1) В нашем лесу обитают разные звери, зайцы, лисы и даже волки.
2) Уважаемые родители, собрание состоится в субботу в три часа.
3) Она проснулась окончательно, когда её лица коснулся луч солнца.
4) Дорожка выбежала на берег и пошла вдоль него.
Укажите сложное предложение (Знаки препинания не расставлены)
Исчезают последние клочки снега и появляется трава.
Ещё зелёный стоит старый развесистый дуб и роняет жёлуди.
Медленно кружатся падают с берёз лёгкие жёлтые листья.
В лесу водилось множество разных птиц иволги кукушки дятлы поползни.
Прочитайте текст и выполните данные ниже задания.
(1)… (2) Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начать.
(3) Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. (4) В народе говорят, что туча не прошла, а свалилась. (5) Молнии то бьют в землю прямым ударом, то полыхают в чёрных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья. (6) Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю…
(7) Рядом с зарницей стоит слово заря – одно из прекраснейших слов русского языка. (8)Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. (9) Она разливает по небу множество красок и медленно переходит в сумерки и ночь…
(10) Я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только общение с народом, но и с природой.
1) Какое предложение должно быть первым в этом тексте?
1. Русский язык богат синонимами.
2. Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!
3. Меня всегда интересовала история происхождения слов.
2) Определи тип речи данного текста
1. повествование 2. описание 3.рассуждение
3) Определи стиль речи данного текста
1. научный 2.разговорный 3. художественный
4) Какое высказывание полнее раскрывает главную мысль текста?
1. В русском языке множество слов для обозначения небесных явлений.
2. Грозы, молнии, зарницы – небесные явления.
3. Для полного овладения русским языком достаточно общения с природой.
5) В каком варианте указана грамматическая основа третьего предложения?
1. летние грозы проходят и заваливаются
2. грозы проходят и заваливаются
6) В каком предложении автор использует сравнение?
Инструкция к контрольной работе
Входящая контрольная работа на 6 класс состоит из 2 частей:
1 часть состоит из 14 заданий и проводится в тестовой форме и проверяет знания учащихся по основным разделам русского языка (орфоэпии, фонетике, морфемике и т.д.)
2 часть – работа с текстом. (6 заданий)
За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.
Стартовая работа по русскому языку 2 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
СТАРТОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ф. И. _________________________________________________________________
Школа МБОУ «СОШ №6 г. Шебекино»
Дата проведения _______________________
Необходимый уровень (базовый)
1.Отметь слово, в котором букв больше, чем звуков.
1) ночь 2) ёж 3) малина
2. Отметь слово, в котором все согласные звуки мягкие.
1) чаща 2) страница 3) конь
3. Отметь слово, в котором ударение падает на второй слог.
1) садик 2) линейка 3) обезьяна
4. Отметь слово, которое можно разделить для переноса.
орех 2) майка 3) слон
5. Отметь группу слов, где все слова следует писать с заглавной буквы.
(Вв)олгоград, (Нн)адя, (Жж)ук
(Вв)оронеж, (Сс)вета, (Сс)ергеев
(Рр)ябина, (Дд)непр, (Сс)иница
6. Отметь, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква «и».
1) малыш____, ж__раф 2) ш__на, д__рка 3)р__ба, пуш__нка
Повышенный уровень (программный)
7. Отметь слово, в котором допущена ошибка.
1) сарока 2) мороз 3) ворона
8. Укажи цифрами порядок предложений, чтобы получился связный текст.
Кружат над болотом журавли.
В лесу стало скучно и холодно.
Они прощаются на всю зиму с милой родиной.
Пришла запоздалая осень.
Перелётные птицы уже улетели в тёплые страны.
Количество баллов ___________ (__________%)
Максимальный уровень (необязательный)
9. Запиши слово во множественном числе.
10. Объясни выражение «спустя рукава».
Уровень сформированности предметных умений и УУД___________________________
СТАРТОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ф. И. _________________________________________________________________
Школа МБОУ «СОШ №6 г. Шебекино»
Дата проведения _______________________
Необходимый уровень (базовый)
1.Отметь слово, в котором букв меньше, чем звуков.
1) кросс 2) юла 3) коньки
2. Отметь слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
1) мачта 2) плоды 3) платье
3. Отметь слово, в котором ударение падает на третий слог.
1) машина 2) дерево 3) земляника
4. Отметь слово, которое можно разделить для переноса.
Аня 2) морковь 3) пень
5. Отметь группу слов, где все слова следует писать с заглавной буквы.
(Вв)олга, (Бб)орис, (Рр)оссия
(Тт)етерев, (Мм)ария, (Сс)осна
6. Отметь, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква «у».
1) ч__лки, т__ча, л__бить 2) ч__до, кол__чий, ч__деса 3) ч__чело, щ__ка, ч__гун
Повышенный уровень (программный)
7. Отметь слово, в котором допущена ошибка.
1) собака 2) варобей 3) медведь
8. Укажи цифрами порядок предложений, чтобы получился связный текст.
Бурундук любит ягоды и плоды шиповника.
Он может разорить гнездо.
Зимой бурундуки крепко спят в норе.
Бурундуки- это лесные зверьки.
Они едят почки разных деревьев.
Количество баллов ___________ (__________%)
Максимальный уровень (необязательный)
9. Запиши слово во множественном числе.
10. Объясни выражение «считать ворон».
Уровень сформированности предметных умений и УУД___________________________
РУБЕЖНАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ф. И. _________________________________________________________________
Школа МБОУ «СОШ №6 г. Шебекино»
Дата проведения _______________________
Необходимый уровень (базовый)
1. Отметь, в каком ряду все слова начинаются с гласного звука.
1) ива, яблоко, карандаш, Елена
2) свет, акация, ягода, указка
3) осы, акула, игрушка, этаж
2. Отметь ряд однокоренных слов.
1) пёс, песочный, песок 2) вода, водитель, водит 3) трава, травинка, травяной
3. Отметь предложения.
1) С ветерком. 2) Быстро пролетело лето. 3) осенним утром.
4. Отметь ряд, где указаны слова- предметы.
голубь, зелёный, карандаш
пенал, белка, девочка
белый, рисует, альбом
5. Отметь повествовательное предложение.
1) Ударили по листьям первые капли дождя
2) Ах, как я люблю сказки
3) Какая погода будет завтра
6. Отметь пару, где первое слово- проверочное, а второе- проверяемое.
1) сады- сад 2) посадка- сад 3) сад- сады
Повышенный уровень (программный)
7. Исправь ошибки и запиши предложение правильно.
Рибятишки играют в снешки и котают комья снега.
8. Распредели слова в две группы: сад, дом, тон, друзья, яхта.
Со звуком [ д ] ________________________________________________________________
Со звуком [ т ] _______________________________________________________________
Количество баллов ___________ (__________%)
Максимальный уровень (необязательный)
9. Подбери слова с указанными орфограммами и запиши по одному слову в таблицу.
10. Запиши мини- сочинение (3- 5 предложений) на тему «Мой класс».
Уровень сформированности предметных умений и УУД___________________________
РУБЕЖНАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ф. И. _________________________________________________________________
Школа МБОУ «СОШ №6 г. Шебекино»
Да проведения _______________________
Необходимый уровень (базовый)
1. Отметь, в каком ряду все слова начинаются с мягкого согласного звука.
1) листья, учитель, ёжик, лётчик
2) медведь, яхта, лимон, Егор
3) песня, зима, цирк, жизнь
2. Отметь ряд однокоренных слов.
1) горка, горный, городок 2) лес, лесной, лесник 3) лист, лиса, лисёнок
3. Отметь предложения.
1) осень, весна, лето, зима 2) На берегу построили домик. 3) Под деревом.
4. Отметь ряд, где указаны слова- предметы.
бумажный, бежит, вода
дерево, медведь, врач
весёлый, ручка, портфель
5. Отметь вопросительное предложение.
1) Ах, как хорошо в парке
2) Поляну утром освещает яркое солнце
3) Сколько страниц в твоей книге
6. Отметь пару, где первое слово- проверочное, а второе- проверяемое.
1) зубы- зуб 2) зубчик- зуб 3) зуб- зубы
Повышенный уровень (программный)
7. Исправь ошибки и запиши предложение правильно.
Рибятишки играют в снешки и котают комья снега.
8. Распредели слова в две группы: гриб, кнопка, снег, корзина, гуси.
Со звуком [ г ] ________________________________________________________________
Со звуком [ к ] _______________________________________________________________
Количество баллов ___________ (__________%)
Максимальный уровень (необязательный)
9. Подбери слова с указанными орфограммами и запиши по одному слову в таблицу.
10. Запиши мини- сочинение (3- 5 предложений) на тему «Зима».
Уровень сформированности предметных умений и УУД___________________________
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ф. И. _________________________________________________________________
Школа МБОУ «СОШ №6 г. Шебекино»
Дата проведения _______________________
Необходимый уровень (базовый)
1. Отметь, в каком ряду все слова начинаются со звонкого согласного звука.
1) речка, яблоко, кувшинка, трава
2) Емеля, цветок, мальчик, доктор
3) воробей, Юля, маяк, дрозд
2. Отметь ряд, в котором правильно указаны части слова посадка.
3. Отметь предложение, в котором неправильно поставлен знак препинания в конце.
1) В густой траве ежиха устроила гнездо.
2) Какой чудесный праздник!
3) Где находится музей космонавтики!
4. Отметь ряд, где слова записаны в следующем порядке: слово- предмет, слово- действие, слово- признак.
мороз, дует, пушистый
снеговик, снежный, лепит
морозный, каток, пишет
5. Отметь правильный ответ. Предложение «Ученик выучил стихотворение А. С. Пушкина» по цели высказывания….
1) повествовательное 2) вопросительное 3) восклицательное
6. Отметь группу слов, в которых пропущена безударная гласная буква «е».
1) с_сна, з_рно, цв_ты 2) б_льчата, зв_рьки, стр_ла 3) сн_га, д_ревья, з_ма
Повышенный уровень (программный)
7. Вставь пропущенные буквы в слова.
Ч__йка, б__льё, ол__ниха, наря__, д__брота, л__тел, к__пуста.
8. Запиши слова, раскрыв скобки.
(Из)города, (по)шёл, (по)дороге, (из)морозь, (на)рисовал
Количество баллов ___________ (__________%)
Максимальный уровень (необязательный)
9. Подбери и запиши два слова к схеме.
10. Запиши мини- сочинение (3- 5 предложений) на тему «Приход весны».
Уровень сформированности предметных умений и УУД___________________________
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ф. И. _________________________________________________________________
Школа МБОУ «СОШ №6 г. Шебекино»
Дата проведения _______________________
Необходимый уровень (базовый)
1. Отметь, в каком ряду все слова начинаются с глухого согласного звука.
1) сосна, завод, ладонь, шарф
2) цыплёнок, хлеб, шимпанзе, сторож
3) шоссе, гвоздь, комната, беседа
2. Отметь ряд, в котором правильно указаны части слова походка.
3. Отметь предложение, в котором неправильно поставлен знак препинания в конце.
1) Как я люблю гулять в зимнем лесу!
2) Настало доброе летнее утро.
3) Вы поедете со мной в зоопарк.
4. Отметь ряд, где слова записаны в следующем порядке: слово- действие, слово- признак, слово- предмет.
танцует, высокий, праздник
яблоко, висит, спелое
вышивает, костюм, синий
5. Отметь правильный ответ. Предложение «Какой сегодня день недели» по цели высказывания….
1) повествовательное 2) вопросительное 3) восклицательное
6. Отметь группу слов, в которых пропущена безударная гласная буква «о».
1) к_рмление, в_лна, ст_лы
2) пок_тился, х_лодный,мол_дость
3) тр_пинка, охр_нять, с-сна
Повышенный уровень (программный)
7. Вставь пропущенные буквы в слова.
Заво__, п__нал, д__ма, р__ка, ж__дкий, ст__кло, с__бака.
8. Запиши слова, раскрыв скобки.
(На)летел, (под)писал, (на)улице, (под)землёй, (за)крыл.
Количество баллов ___________ (__________%)
Максимальный уровень (необязательный)
9. Подбери и запиши два слова к схеме.
10. Запиши мини- сочинение (3- 5 предложений) на тему «Моя любимая игрушка».
Уровень сформированности предметных умений и УУД___________________________
Качественное оценивание входной, рубежной, итоговой работ
Не достигнут необходимый уровень
Не решена типовая задача
Ниже нормы, неудовлетворительно
Необходимый базовый уровень
Решение типовой задачи
Норма, зачёт, удовлетворительно.
Повышенный (программный уровень)
Максимальный (необязательный) уровень
Контрольная работа (урок №56)
Форма проведения: Проверочный диктант
Хороши наши рощи. Красивы там берёзы. Сколько в рощах птиц! Стучат пёстрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц.
Контрольная работа (урок №74)
Форма проведения: Проверочный диктант
Пришла зима в лесную чащу. Одела она деревья в пушистый наряд. Хлопья снега падают на деревья. Под елью лежат шишки. Это работа белки. На снегу лисьи и волчьи следы. Вот мелькнула белая шубка зайца. Стучат по стволу дятлы. Хорошо в лесу зимой!
Из четвертого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.
2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.
Контрольная работа (урок № 92)
Форма проведения: Проверочный диктант
Вот и весна. Солнышко рушит снежные горы. Шумит быстрый ручей. С крыш звонко падает капель. Лопнули душистые клейкие почки. Алёша и Юра ждут прилёта птиц. Они смастерили для птиц скворечники. Мальчики идут в парк.
1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Подчеркнуть слова, начинающиеся с гласного звука.
Контрольная работа (урок № 154)
Форма проведения: Контрольный диктант
Теплые лучи солнца согрели пруд. Тихо качались камыши. Выплыла утка с утятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плот. В кустах спрятался уж. Пруд ожил. На лугу у пруда растут пестрые цветы. Мы любим играть у пруда.
2. Найти и подчеркнуть в последнем предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие
Проверочная работа (урок №36)- текст на с. 75-76
Проверочная работа ( урок № 41)- текст на с. 88
Проверочная работа (урок №96)- текст на с. 38
Проверочная работа (урок № 119)- текст на с. 67
Проверочная работа (урок №130)- текст на с. 85
Проверочная работа (урок №141)- текст на с. 99
Проверочная работа (урок № 148)- текст на с. 107
Проверочная работа (урок №152)- текст на с. 113
Оценка достижения предметных результатов
Низкий уровень (менее 50%)- более 5 ошибок.
Учёт ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку.
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой. Отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик не влияют на оценку, за исключением контрольного списывания. Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивание работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивание работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Высокий уровень – правильно выполнено 100-99% заданий
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Диктанты
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;
* единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
* повторение ошибок в одном и том же слове.
Грамматические задания
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка «4» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка»3″ ставится, если ученик правильно выполнил не менее заданий1/ 2 заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Проверочная работа(урок № 41)
Форма проведения: Тест
Текст контрольной работы в учебнике стр.75-76.
Стартовый контроль по русскому языку 5 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Административная контрольная работа по русскому языку (стартовый контроль)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение данной работы отводится 45 минут. Ответами к заданиям являются слово, словосочетание или последовательность слов При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов Желаем успеха!
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
Мы идём по у…кой доро..к. (Под)яркими луч…ми со…нца горит сверка…т голубое озеро. (За) ним ш…рокой п..лосой пролега..т болото. По нему шагать опас…но.
Мы вход…м (в)л…сную ч…щу. Ровными р..дами ст..ят высокие сосны. Ре…кий луч со…нца льё(т,ть)ся через густую зелень. Тиш… и прохлада в лесу.
Посмотр…ш.. вверх и увид..ш.. пуш…стую белку. Вот зверёк прыгнул с ветк… на ветку ур…нил сосновую ш…шку.
Мы возвращались к деревн… (по) крутому под…ёму. Инт…ресн… путешествие закончил…сь но мы вернёмся сюда ещё.
Фонетический разбор – шагать
Морфемный разбор – сосновую
Морфологический разбор – (по) дорожке
3. Выписать из предложения главные члены и подчеркнуть их.
1 вариант 2 вариант
Мы вход…м (в)л…сную ч…щу. Ровными р..дами ст..ят высокие сосны.
4. Найти и выписать прилагательные:
1 вариант 2 вариант
Прохладный, прохлада, голубизна, голубой
охладить, прохладительный голубенький, голубеть
5. Указать род, склонение, падеж существительного:
1 вариант 2 вариант
6. Подобрать слова с противоположным значением:
1 вариант 2 вариант
Узкий, входить большой, уронить
7. Выписать местоимение:
1 вариант 2 вариант
Из 3-го предложения из 4-го предложения
Мы идём по узкой дорожке. Под яркими лучами солнца горит, сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой пролегает болото. По нему шагать опасно.
Мы входим в лесную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Тишь и прохлада в лесу.
Посмотришь вверх и увидишь пушистую белку. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки, и пошли к деревне по крутому подъёму. Здесь конец нашего интересного путешествия, но мы вернёмся сюда ещё.
1) В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. 2) Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
3) Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. 4) Ничто не нарушает тишины.
5) Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами.6) Это вышагивает дымчато-серый лось. 7) Преспокойно пробирается к осинке и пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
8) Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. 9) Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. 10) Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. 11) Аппетитная веточка притягивает его. 12) Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
13) Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. 14) Горечь осинки косому слаще сахара.