Что такое статические методы класса
Статические классы и члены статических классов (Руководство по программированию в C#)
Создание нестатического класса, который допускает создание только одного экземпляра самого себя, см. в документе Реализация Singleton в C#.
Ниже приведены основные возможности статического класса.
Содержит только статические члены.
Создавать его экземпляры нельзя.
По сути, создание статического класса аналогично созданию класса, содержащего только статические члены и закрытый конструктор. Закрытый конструктор не допускает создания экземпляров класса. Преимущество применения статических классов заключается в том, что компилятор может проверить отсутствие случайно добавленных членов экземпляров. Таким образом, компилятор гарантирует невозможность создания экземпляров таких классов.
Статические классы запечатаны, поэтому их нельзя наследовать. Они не могут наследовать ни от каких классов, кроме Object. Статические классы не могут содержать конструктор экземпляров. Однако они могут содержать статический конструктор. Нестатические классы также должен определять статический конструктор, если класс содержит статические члены, для которых нужна нетривиальная инициализация. Дополнительные сведения см. в разделе Статические конструкторы.
Пример
Ниже приведен пример статического класса, содержащего два метода, преобразующих температуру по Цельсию в температуру по Фаренгейту и наоборот.
Статический члены
Нестатический класс может содержать статические методы, поля, свойства или события. Статический член вызывается для класса даже в том случае, если не создан экземпляр класса. Доступ к статическому члены всегда выполняется по имени класса, а не экземпляра. Существует только одна копия статического члена, независимо от того, сколько создано экземпляров класса. Статические методы и свойства не могут обращаться к нестатическим полям и событиям в их содержащем типе, и они не могут обращаться к переменной экземпляра объекта, если он не передается явно в параметре метода.
Более привычно объявление нестатического класса с несколькими статическими членами, чем объявление всего класса как статического. Статические поля обычно используются для следующих двух целей: хранение счетчика числа созданных объектов или хранение значения, которое должно совместно использоваться всеми экземплярами.
Статические методы могут быть перегружены, но не переопределены, поскольку они относятся к классу, а не к экземпляру класса.
C# не поддерживает статические локальные переменные (то есть переменные, объявленные в области действия метода).
Для объявления статических методов класса используется ключевое слово static перед возвращаемым типом члена, как показано в следующем примере:
Статические члены инициализируются перед первым доступом к статическому члену и перед вызовом статического конструктора, если таковой имеется. Для доступа к члену статического класса следует использовать имя класса, а не имя переменной, указывая расположение члена, как показано в следующем примере:
Если класс содержит статические поля, должен быть указан статический конструктор, который инициализирует эти поля при загрузке класса.
Спецификация языка C#
Дополнительные сведения см. в разделах Статические классы и Члены экземпляра и статические члены в документации Предварительная спецификация C# 6.0. Спецификация языка является предписывающим источником информации о синтаксисе и использовании языка C#.
NEWOBJ.ru → Введение в ООП с примерами на C# →
2.5. Статические методы и поля
2.5. Статические методы и поля
§ 24. Статические методы. Иногда методу класса не требуется доступ к состоянию объекта. Так, в рассмотренном в главе 2.1 примере расчета площади треугольника, метод расчета SquareGeron не использует поля класса и, соответственно, доступ к переменной this ему не нужен. То есть метод имеет доступ к заведомо не нужным для его работы данным. Чтобы ограничить доступ такого рода методов к полям объекта используют статические методы.
Для объявления статического метода используется ключевое слово static :
Статический метод может быть вызван как через экземпляр класса, так и через имя класса. Например, из методов класса Triangle мы можем обратиться к статическому методу SquareGeron следующими способами:
Аналогично, извне класса, при условии, что мы сделаем метод SquareGeron открытым:
Слово «статический» используется в том смысле, что статические методы не относятся к динамике объекта, не используют и не меняют его состояния.
§ 25. Статические поля. Аналогично тому, как статический метод не привязан к объекту, мы можем объявить статическое поле, не являющееся частью никакого объекта, которое будет создаваться в одном экземпляре и будет доступно из любого объекта класса или через имя класса.
Экземпляр статической переменной создается автоматически до первого ее использования (когда именно – не регламентируется), а при создании экземпляров класса память для статических переменных не выделяется. Таким образом, в приведенном примере в некоторый момент времени после запуска приложения и до вызова команды увеличения значения newCount будет создан ровно один экземпляр этой переменной, а каждый создаваемый объект Point будет увеличивать ее значение в своем конструкторе.
Применительно к статическим полям также можно сформулировать правило: в первом приближении следует избегать использовать статические полей.
Причин тут много, в частности, создаются неявные связи между объектами одного класса. Также статические переменные не обрабатываются сборщиком мусора и существуют до закрытия программы, поэтому в крупных приложениях статические поля могут «связать» ощутимый объем памяти, освобождаемый только при закрытии программы.
Тем не менее, статические поля, как и статические методы, используются достаточно широко. Рассмотрим следующий типичный пример.
Положим, мы хотим реализовать авторизацию пользователей, то есть управлять доступностью функциональных возможностей приложения в зависимости от роли текущего пользователя. Для этого в приложении фиксируется перечень возможностей ( features ) и при вызове соответствующих методов, выполняется проверка, разрешен ли текущему пользователю доступ к запрашиваемой функциональной возможности. В первом приближении мы могли бы задать уникальное название для каждой функциональной возможности и привязывать к текущему пользователю перечень строк – список разрешенных возможностей. Тогда авторизация могла бы выглядеть следующим образом:
Проблема этого решения в том, что легко допустить ошибку в написании названия функциональной возможности. Однако мы можем перечислить допустимые названия как открытые неизменяемые статические поля некоторого класса:
Мы можем пойти еще дальше, сохраняя в классе ACL не массив строк, а массив объектов Features :
В заключение, повторимся, что хотя механизм статических полей и методов широко применяется в современной практике объектно-ориентированного программирования, использовать эти возможности следует крайне осмотрительно. Дополнительные аргументы против статических методов и полей мы рассмотрим в последующих главах.
Вопросы и задания
Что такое статические методы, статические поля?
Верно ли говорить о статических классах или статических объектов? В чем их отличие (если верно) от неизменяемых классов и объектов?
Статический метод не имеет доступ к полям объекта, но имеет ли он доступ к полям объекта того же класса, переданного в параметрах этого метода?
Сравните следующие поля класса:
Когда происходит выделение памяти, создаются ли экземпляры полей для каждого экземпляра объекта, возможно ли изменение значений полей? Какие еще есть отличия между ними?
* Изучите механизм перечислений в C# ( enum ).
35. Отметим попутно, что шаблон «одиночка» в современной практике часто стремятся заменять на шаблон «инверсии управления».↩︎
Python: статические методы, методы класса и экземпляра класса
Согласно модели данных Python, язык предлагает три вида методов: статические, класса и экземпляра класса. Давайте посмотрим, что же происходит за кулисами каждого из видов методов. Понимание принципов их работы поможет в создании красивого и эффективного кода. Начнём с самого простого примера, в котором демонстрируются все три вида методов.
Методы экземпляра класса
Это наиболее часто используемый вид методов. Методы экземпляра класса принимают объект класса как первый аргумент, который принято называть self и который указывает на сам экземпляр. Количество параметров метода не ограничено.
Встроенный пример метода экземпляра — str.upper() :
Методы класса
Методы класса привязаны к самому классу, а не его экземпляру. Они могут менять состояние класса, что отразится на всех объектах этого класса, но не могут менять конкретный объект.
Встроенный пример метода класса — dict.fromkeys() — возвращает новый словарь с переданными элементами в качестве ключей.
Статические методы
Их можно воспринимать как методы, которые “не знают, к какому классу относятся”.
Таким образом, статические методы прикреплены к классу лишь для удобства и не могут менять состояние ни класса, ни его экземпляра.
С теорией достаточно. Давайте разберёмся с работой методов, создав объект нашего класса и вызвав поочерёдно каждый из методов: instancemethod, classmethod and staticmethod.
Теперь давайте вызовем метод класса:
Мы видим, что метод класса classmethod() имеет доступ к самому классу ToyClass, но не к его конкретному экземпляру объекта. Запомните, в Python всё является объектом. Класс тоже объект, который мы можем передать функции в качестве аргумента.
Заметьте, что self и cls — не обязательные названия и эти параметры можно называть иначе.
Это лишь общепринятые обозначения, которым следуют все. Тем не менее они должны находиться первыми в списке параметров.
Вызовем статический метод:
Да, это может вас удивить, но статические методы можно вызывать через объект класса. Вызов через точку нужен лишь для удобства. На самом же деле в случае статического метода никакие аргументы ( self или cls ) методу не передаются.
То есть статические методы не могут получить доступ к параметрам класса или объекта. Они работают только с теми данными, которые им передаются в качестве аргументов.
Теперь давайте вызовем те же самые методы, но на самом классе.
Метод класса и статический метод работают, как нужно. Однако вызов метода экземпляра класса выдаёт TypeError, так как метод не может получить на вход экземпляр класса.
Теперь, когда вы знаете разницу между тремя видами методов, давайте рассмотрим реальный пример для понимания того, когда и какой метод стоит использовать. Пример взят отсюда.
Когда использовать каждый из методов?
Выбор того, какой из методов использовать, может показаться достаточно сложным. Тем не менее с опытом этот выбор делать гораздо проще.
Чаще всего метод класса используется тогда, когда нужен генерирующий метод, возвращающий объект класса. Как видим, метод класса from_birth_year используется для создания объекта класса Person по году рождения, а не возрасту.
Статические методы в основном используются как вспомогательные функции и работают с данными, которые им передаются.
10 заметок о модификаторе Static в Java
Статические поля
Статический блок
Статический метод
Статический класс в Java
Что должен знать каждый программист о модификаторе Static в Java
Вы НЕ можете получить доступ к НЕ статическим членам класса, внутри статического контекста, как вариант, метода или блока. Результатом компиляции приведенного ниже кода будет ошибка:
В отличие от локальных переменных, статические поля и методы НЕ потокобезопасны (Thread-safe) в Java. На практике это одна из наиболее частых причин возникновения проблем связанных с безопасностью мультипоточного программирования. Учитывая что каждый экземпляр класса имеет одну и ту же копию статической переменной, то такая переменная нуждается в защите — «залочивании» классом. Поэтому при использовании статических переменных, убедитесь, что они должным образом синхронизированы (synchronized), во избежание проблем, например таких как «состояние гонки» (race condition).
Статические методы имеют преимущество в применении, т.к. отсутствует необходимость каждый раз создавать новый объект для доступа к таким методам. Статический метод можно вызвать, используя тип класса, в котором эти методы описаны. Именно поэтому, подобные методы как нельзя лучше подходят в качестве методов-фабрик ( factory ), и методов-утилит ( utility ). Класс java.lang.Math — замечательный пример, в котором почти все методы статичны, по этой же причине классы-утилиты в Java финализированы ( final ).
Другим важным моментом является то, что вы НЕ можете переопределять ( Override ) статические методы. Если вы объявите такой же метод в классе-наследнике ( subclass ), т.е. метод с таким же именем и сигнатурой, вы лишь «спрячете» метод суперкласса ( superclass ) вместо переопределения. Это явление известно как сокрытие методов ( hiding methods ). Это означает, что при обращении к статическому методу, который объявлен как в родительском, так и в дочернем классе, во время компиляции всегда будет вызван метод исходя из типа переменной. В отличие от переопределения, такие методы не будут выполнены во время работы программы. Рассмотрим пример:
Внутри родительского класса/статического метода
Модификатор static также может быть объявлен в статичном блоке, более известным как «Статический блок инициализации» ( Static initializer block ), который будет выполнен во время загрузки класса. Если вы не объявите такой блок, то Java соберёт все статические поля в один список и выполнит его во время загрузки класса. Однако, статичный блок НЕ может пробросить перехваченные исключения, но может выбросить не перехваченные. В таком случае возникнет «Exception Initializer Error». На практике, любое исключение возникшее во время выполнения и инициализации статических полей, будет завёрнуто Java в эту ошибку. Это также самая частая причина ошибки «No Class Def Found Error», т.к. класс не находился в памяти во время обращения к нему.
Полезно знать, что статические методы связываются во время компиляции, в отличие от связывания виртуальных или не статических методов, которые связываются во время исполнения на реальном объекте. Следовательно, статические методы не могут быть переопределены в Java, т.к. полиморфизм во время выполнения не распространяется на них. Это важное ограничение, которое необходимо учитывать, объявляя метод статическим. В этом есть смысл, только тогда, когда нет возможности или необходимости переопределения такого метода классами-наследниками. Методы-фабрики и методы-утилиты хорошие образцы применения модификатора static. Джошуа Блох выделил несколько преимуществ использования статичного метода-фабрики перед конструктором, в книге «Effective Java», которая является обязательной для прочтения каждым программистом данного языка.
На этом всё. Все вышеперечисленные пункты о модификаторе static в Java обязан знать каждый программист. В данной статье была рассмотрена базовая информация о статических переменных, полях, методах, блоках инициализации и импорте. В том числе некоторые важные свойства, знание которых является критичным при написании и понимании программ на Java. Я надеюсь, что каждый разработчик доведёт свои навыки использования статических концептов до совершенства, т.к. это очень важно для серьёзного программирования.»
Урок №125. Статические методы класса
Обновл. 13 Сен 2021 |
На предыдущем уроке мы узнали, что статические переменные-члены — это члены, которые принадлежат классу, а не его объектам.
Статические методы
Если статические переменные-члены являются открытыми, то мы можем получить к ним доступ напрямую через имя класса и оператор разрешения области видимости. Но что, если статические переменные-члены являются закрытыми? Рассмотрим следующий код:
Подобно статическим переменным-членам, статические методы не привязаны к какому-либо одному объекту класса. Вот вышеприведенный пример, но уже со статическим методом:
Поскольку статические методы не привязаны к определенному объекту, то их можно вызывать напрямую через имя класса и оператор разрешения области видимости, а также через объекты класса (но это не рекомендуется).
Статические методы не имеют указателя *this
У статических методов есть две интересные особенности.
Во-первых, поскольку статические методы не привязаны к объекту, то они не имеют скрытого указателя *this! Здесь есть смысл, так как указатель *this всегда указывает на объект, с которым работает метод. Статические методы могут не работать через объект, поэтому и указатель *this не нужен.
Во-вторых, статические методы могут напрямую обращаться к другим статическим членам (переменным или функциям), но не могут напрямую обращаться к нестатическим членам. Это связано с тем, что нестатические члены принадлежат объекту класса, а статические методы — нет!
Еще один пример
Статические методы можно определять вне тела класса. Это работает так же, как и с обычными методами. Например:
Результат выполнения программы:
The next ID is: 1
The next ID is: 2
The next ID is: 3
The next ID is: 4
Обратите внимание, поскольку все переменные и функции этого класса являются статическими, то нам не нужно создавать объект этого класса для работы с ним! Статическая переменная-член используется для хранения значения следующего идентификатора, который должен быть ей присвоен, а статический метод — для возврата идентификатора и его увеличения.
Предупреждение о классах со всеми статическими членами
Будьте осторожны при написании классов со всеми статическими членами. Хотя такие «чисто статические классы» могут быть полезны, но они также имеют свои недостатки.
Во-первых, поскольку все статические члены создаются только один раз, то несколько копий «чисто статического класса» быть не может (без клонирования класса и его дальнейшего переименования). Например, если нам нужны два независимых объекта класса IDGenerator, то это будет невозможно через «чисто статический» класс.
Во-вторых, из урока о глобальных переменных мы знаем, что глобальные переменные опасны, поскольку любая часть кода может изменить их значения и, в конечном итоге, изменит другие фрагменты, казалось бы, не связанного с этими переменными кода (детально см. здесь). То же самое справедливо и для «чисто статических» классов. Поскольку все члены принадлежат классу (а не его объектам), а классы имеют глобальную область видимости, то в «чисто статическом классе» мы объявляем глобальные функции и переменные со всеми минусами, которые они имеют.
C++ не поддерживает статические конструкторы
Если вы можете инициализировать обычную переменную-член через конструктор, то по логике вещей вы должны иметь возможность инициализировать статические переменные-члены через статический конструктор. И, хотя некоторые современные языки программирования действительно поддерживают использование статических конструкторов именно для этой цели, язык C++, к сожалению, не является одним из таковых.