Что такое стесненная городская застройка
Подскажите, как обосновать стесненность условий строительства
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 08.08.2000 N 603 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ПРОКЛАДКИ И ПЕРЕУСТРОЙСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ И КОММУНИКАЦИЙ В Г. МОСКВЕ
2.47. Стесненные условия существующей городской застройки предполагают наличие пространственных препятствий на строительной площадке и прилегающей к ней территории, ограничение по ширине, протяженности, высоте и глубине размеров рабочей зоны и подземного пространства, мест размещения строительных машин и проездов транспортных средств, повышенную степень строительного, экологического, материального риска и соответственно усиленные меры безопасности для работающих на строительном производстве и проживающего населения. |
Думаю определение во всех документах похоже.
Вот как хотите, так и понимайте)) Цепляться за разные геометрические факты надо.
Например, если автокран поставить вооон там (а ему там самое место), что бы он переносил плиты оттуда вон туда, то он не сможет поворачивать стрелу вон туда, так как снесёт угол вон того дома.
Из МДС 12-19.2004 МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАШЕННЫХ КРАНОВ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ
«. 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Зона работы крана — наибольшее пространство, определяемое техническими параметрами башенного крана (длина стрелы, вылет крюковой подвески и т.п.), в котором может находиться крюковая подвеска (крюк) и (или) стрела.
Стесненные условия — условия строительного производства, отличающиеся тем, что в зоне работы башенного крана находятся действующие здания и сооружения, дороги, тротуары, пешеходные переходы и (или) другие башенные краны. «
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
10.2 Стесненные условия производства работ
Во многих мегаполисах практически отсутствуют свободные площадки для жилищного строительства. Неповторимое своеобразие, историческая и архитектурная ценность застройю1 немалого числа городов требует её сохранения наряду с необходимостью проведения комплекса мероприятий по повышению долговечности зданий, повышению комфортабельности проживания.
Стесненные условия характеризуются наличием следующих факторов:
— интенсивное движение транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ, обуславливающих необходимость строительства короткими захватками с полным завершением всех работ по захватке, включая восстановление разрушенных покрытий и посадку зелени;
— разветвленная сеть существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке, выполняемой в основной период строительства;
— здания жилищно-гражданского и производственного назначения, а также сохраняемые зеленые насаждения в непосредственной близости от места работ;
— стесненные условия складирования материалов или невозможность их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест;
— при строительстве объектов, когда, в соответствии с требованиями правил техники безопасности проектом организации строительства предусмотрено ограничение поворота высотных положений стрелы башенного крана или одновременная работа двух и более монтажных кранов.
Стесненные условия существующей городской застройки предполагают наличие пространственных препятствий на строительной площадке и прилегающей к ней территории, ограничение по ширине, протяженности, высоте и глубине размеров рабочей зоны и подземного пространства, мест размещения строительных :машин и проездов транспортных средств, повышенную степень строительного, экологического, материального риска и, соответственно, усиленные меры безопасности работающих на строительном производстве и проживающего населения.
Анализ практики возведения и реконструкции жилых зданий позволил классифицировать стесненность площадки следующ11м образом:
Внутренняя стесненность площадки обуславливается недостаточными площадями в границах, определенных утвержденным стройrенпланом, для рациональной организации работ. Она может быть вызвана:
— малым расстоянием между строящимся объектом и определенными границами площадки;
— малым расстоянием между объектом и эксплуатируемыми зданиями и сооружениями, находящимися в границах площадки;
— прохождением в границах площадки на малом расстоянии от объекта действующих подземных и надземных инженерных коммуникаций.
Внешняя стесненность площадки обуславливается:
— малым расстоянием от объекта до эксплуатируемых зданий и сооружений, находящихся за границей площадки, но попадающих в зону действия механизмов;
— недостаточной шириной дорог, проездов, магистралей, находящихся за пределами площадки, но используемых для нужд строительства (доставка на объект средств механизации и материально-технических ресурсов);
— санитарно-гигиеническими условиями в эксплуатируемых зданиях, находящихся за пределами площадки (шум, вибрация и др.).
Как внутренняя, так и внешняя стесненность определяется препятствиями, которые подразделяются на устранимые и неустранимые.
К устранимым препятствиям относятся:
— действующие надземные и подземные инженерные коммуникации, перекладка которых предусмотрена проектом;
— эксплуатируемые здания и сооружения, снос которых предусмотрен проектом.
Для содержательного описания параметров, характеризующих стесненность площадки строительства и реконструкции и решающим образом влияющих на проектирование стройгенплана, введены понятия индекса внутренней стесненности площадки qв и индекса внешней стесненности площадки qн
Для нахождения количественной характеристики q» необходимо определение планиметрической характеристики стройгенплана Wсгп с которой нужно сравнивать значение q» Планиметрическая характеристика стройгенплана определяется из выражения
Индекс внешней стесненности определяется из выражения
В тех случаях, когда внутренняя стесненность площадки велика, а внешне площадка не стеснена, часть элементов стройгенплана выносится за границы площадки, что находит свое отражение в формировании рационального варианта стройгенплана.
Выбор рациональных вариантов механизации производится исходя из:
— условий внешней и внутренней стесненности площадки;
— технической возможности использования тех или иных средств механизации, исходя из принятой технологии производства ремонтно-строительных работ и конструктивных особенностей возводимых объектов.
— высота подъема крюка при демонтаже и монтаже конструкций через верх коробки здания;
— высота подъема крюка при монтаже конструкций через проемы зданий;
— минимально необходимая высота проема при подаче конструкций, материалов и изделий в рабочие зоны через проемы.
При реконструкции зданий затруднена поточная организация ремонтно-строительных работ из-за разноразмерности и разнохарактерности захваток и выполняемых на них технологических процессов.
Стесненность площадок предопределяет необходимость перевалки материалов, издеm1й, конструкций, полуфабрикатов, оборудования, создание промежуточных складов, поставку на объекты реконструкции материально-технических ресурсов малыми партиями.
Близость к площадкам реконструкции эксплуатируемых зданий ограничивает возможность ведения ремонтно-строительных работ в две или три смены из-за создания неудобства для людей, проживающих в непосредственной близости от площадок реконструкции.
Поточная организация ремонтно-строительных работ при реконструкции жилых зданий затруднена целым: рядом специфических особенностей, свойственных реконструкции, среди которых основной является разнообразие объемно-планировочных и архитектурно-конструктивных характеристик реконструируемых объектов.
При реконструкции зданий основным методом организации ремонтно-строительных работ должен быть специализированный поток, продукцией которого являются однотипные конструктивные элементы либо одинаковые виды работ. При этом чем большее число зданий одновременно находится в реконструкции, тем эффективнее и долговременнее будут частные потоки.
Наиболее распространена при реконструкции жилых зданий организация специализированных неритмичных частных потоков по монтажу конструкций.
Строительно-монтажные работы в стесненных условиях производятся часто с применением башенных кранов.
Эксплуатация башенных кранов в таких случаях требует выполнения особых мер безопасности (выселение из зданий, находящихся в зоне действия башенного крана, сооружение дополнительных защитных устройств и т. п.). Однако эти меры требуют значительных затрат. Одним из эффективных и экономичных решений является применение системы ограничения зоны работы башенного крана. Система обеспечивает безопасность эксплуатации крана в стесненных условиях. Применение такой системы предусмотрено СНиП 12-03-01 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требованию, и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, (ПБ 10-382-00) Госгортехнадзора России.
Система ограничения зоны работы крана уменьшает зону его работы до размеров, необходимых для выполнения СМР на данной строительной площадке. При этом, соответственно, сокращается опасная зона крана.
Один из вариантов стесненных условий и ограничения зоны работы башенного крана приведен на рис. 10.1. В зоне действия крана, обслуживающего строительство объекта 1, находятся жилой ДО!\.! 2, ясли 3 и школа 4. Система уменьшает зону работы крана путем ограничения поворота стрелы (зона запрета А), вылета крюковой подвески и высоты подъема груза (зона запрета Б). Зоны работы крана и предупреждения показаны, соответственно, пунктирной и утолщенной пунктирной линиями.
Рис. 10.1 Ограничение зоны работы башенного крана:
В зависимости от стесненности условий эксплуатации крана система должна ограничивать от одного до четырех движений крана в любых сочетаниях:
— перемещение крана по крановому пути;
— вылет крюковой подвески;
— подъем и спуск крюковой подвески.
При вхождении в зону запрета груза или стрелы, либо крюковой подвески, либо ходовой тележки система выдает запрещающий сигнал (например, загорается красная лампочка) и автоматически отключает соответствующие приводы крана.
Организационно-технологические правила строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки вне зависимости от их назначения и принадлежности устанавливаются проектом организации строительства, в котором предусматриваются мероприятия по обеспечению сохранности существующих объектов и снижению строительного, экологического и материального риска.
На строительном генеральном плане при размещении участков работ, рабочих мест, проездов строительных машин и транспортных средств, проходов для людей определяются опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы.
В целях обеспечения сохранности существующих зданий и сооружений предусматриваются мероприятия по инженерной защите площадки строительства и окружающих зданий и сооружений, согласованные с владельцами указанных объектов, базирующиеся на результатах инженерно-геологических изысканий, обследования зданий и сооружений, проектной документации по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям строящегося объекта и учитывающие результаты геотехнической экспертизы.
Система инженерного мониторинга строящегося здания или сооружения, прилегающего к нему подземного пространства, а также окружающих строительную площадку зданий и сооружений состоит из нескольких локальных подсистем, частично контролирующих и дублирующих друг друга, которые разрабатываются с целью наблюдений за деформациями подземного пространства, за деформациями окружающих зданий и сооружений, геодезических наблюдений за тоннельными конструкциями (при необходимости), за деформациями самого строящегося сооружения, за состоянием окружающей среды, за гидрогеологическим режимом. Для каждой локальной подсистемы назначается исполнитель, составляющий рабочую программу, в которой отражается состав работ и обосновывается перечень измеряемых параметров. О результатах исполнения рабочих программ информируются владельцы зданий.
Мобильные (инвентарные) здания на строительном генеральном плане размещаются с учетом:
— минимального состава зданий, включающих гардеробные с умывальниками, душевыми и сушильными; помещения для обогрева, отдыха и приема пищи; прорабскую, кладовую и туалет; навес для отдыха и место для курения рабочих; устройство для мытья обуви, щиты со средствами пожаротушения;
— применения блок-контейнеров и контейнеров с несъемной ходовой частью.
При использовании грузоподъемных кранов в случаях, когда в опасные зоны попадают соседние здания и сооружения, в которых находятся люди, транспортные или пешеходные дороги, в проекте предусматриваются решения (мероприятия) по обеспечению безопасности людей, в том числе:
— перенесение транспортных и пешеходных дорог, а также входов и выходов в эксплуатируемое здание за пределы опасных зон;
— защита оконных и дверных проемов, попадающих в опасную зону, специально предназначенными для этого предохранительными ограждениями;
— выселение (удаление) людей из зданий и сооружений, конструкции которых не обеспечивают безопасность людей при случайном падении на эти конструкции перемещаемых грузов, или выполнение мероприятий, предусматривающих отсутствие людей в определяемых проектом опасных зонах указанных зданий и сооружений во время производства СМР.
Допускается проведение работ без выселения (удаления) людей из указанных зданий и сооружений (кроме детских, лечебных и учебных заведений, театров, кинотеатров, клубов, стадионов, магазинов и других мест, где возможно одновременно массовое нахождение людей), при условии применения техничесю1х решений, исключающих возникновение опасных факторов в местах нахождения людей и ознакомление проживающих с правилами их поведения в зонах, прилегающих к строительной площадке.
Особенности проведения работ в условиях стесненной городской застройки
Объект капитального строительства находится в черте города. Проведем анализ наличия стесненных условий при строительстве. Согласно прил. 1 к МДС81-35.2004 наличие стесненных условий должно характеризоваться наличием не менее трех из указанных ниже факторов:
— интенсивного движения городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ, обусловливающих необходимость строительства короткими захватками с полным завершением всех работ на захватке, включая восстановление разрушенных покрытий и посадку зелени;
— жилых или производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости от места работ;
— стесненных условий складирования материалов или невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест;
— при строительстве объектов, когда плотность застройки объектов превышает нормативную на 20% и более;
— при строительстве объектов, когда в соответствии с требованиями правил техники безопасности, проектом организации строительства предусмотрено ограничение поворота стрелы башенного крана.
Расчет опасной зоны при возведении надземной части здания (подача фрагмента опалубки стены):
3,0+0,9+9,0 (мах. размер +1/2 мин. размера+расстояние отлета )=12,9м
Расчет опасной зоны при падении груза со здания:
Присутствует одновременное наличие трех вышеуказанных факторов, следовательно, работы будут производиться в условиях стесненной городской застройки.
Исходя из выше перечисленного принимаем коэффициент 1,16.
Опасные зоны попадают на места прохода пешеходов и проезда автотранспорта. В стесненных условиях строительства величина опасной зоны может быть сокращена за счет применения организационных и технических решений.
В данных условиях необходимо проводить следующие мероприятия:
1. Ограничение зоны обслуживания по вылету крюка крана в монтажной зоне – вылет ограничен контуром возводимого здания, а зона разгрузки и складирования – линией ограничения зоны обслуживания крана;
2. Ограничение высоты подъема грузов. В зоне разгрузки автотранспорта и складирования высота подъема грузов от уровня земли не должна превышать 3,5м. В монтажной зоне высота подъема грузов должна быть не более чем на 2,3 метра выше уровня монтажного горизонта или встречающихся на пути препятствий;
3. Ограничение скорости поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны и скорости перемещения грузов в монтажной зоне до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7м;
4. Рекомендуется оборудовать башенный кран современным прибором безопасности (ОНК-160);
5. Подъем груза должен осуществляться только над местом, обозначенным на стройгенплане, как «Место подъема груза на монтажную высоту»;
6. Перемещение грузов в монтажную зону должно осуществляться с применением дополнительных страховочных стропов и защитных футляров для мелкоштучных изделий, предотвращающих их падения;
7. Работы при перемещении грузов кранами должны производиться с применением оттяжек;
8. Установка двойных переставных защитных козырьков или сеток улавливателей по периметру строящегося здания, в местах, указанных на стройгенплане основного периода;
9. Установка защитного ограждения на монтажном горизонте по периметру здания при бетонировании перекрытий, установке опалубки и бетонированию колонн наружных рядов;
10. Установка защитного ограждения на этажах при отсутствии наружных стен;
11. Установка сетчатого ограждения при возведении кирпичной кладки наружных стен.
12. Назначение сигнальщиков, отвечающих за предотвращение доступа посторонних лиц в опасную зону при перемещении грузов, из числа наиболее опытных и ответственных рабочих.
13. Выполнение освещения стройплощадки, путём установки прожекторов типа ПСЗ-35 на опорах в количество 22 шт. согласно стройгенплану (лист 10). Включение освещения должно производиться отдельным рубильником.
14. Постоянный мониторинг состояния зданий и сооружений, находящихся в непосредственной близости от строящегося объекта.
Основные методы производства работ
Организационно-технологическая схема последовательности возведения зданий и сооружений
Организационно-технологическая схема строительства устанавливает очередность строительства основных объектов, объектов подсобного и обслуживающего назначения, энергетического и транспортного хозяйства и связи, наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения, а также благоустройства территории в зависимости особенностей строительных решений его генерального плана и объемно-планировочных решений основных зданий и сооружений, а также принятого метода организации строительства.
Исходя из вышесказанного, выделены следующие узлы в составе комплекса сооружений:
Все вышеперечисленные узлы относятся к работам основного периода. К ним приступают только после полного завершения работ подготовительного периода (см. п. 2.2. «Подготовительный период») По их окончании выполняются работы заключительного этапа: рекультивация нарушенных земель; демонтаж временных зданий, сооружений и сетей; вывоз строительного мусора.
По каждому из вышеперечисленных периодов в ПОС разработаны меры, предусматривающие конкретные проектные решения по безопасности труда, определяющие средства и методы работ, обеспечивающие выполнение нормативных требований безопасности труда.
Подготовительный период
Ограждение территории строительной площадки забором высотой 2м, с козырьком, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 23407-78 «Ограждения инвентарных строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ». Ограждение территории стройплощадки запроектировано в границах необходимых для выполнения всего комплекса работ.
В ограждении с северо-восточной и юго-восточной сторон предусмотреть устройство распашных ворот шириной 5 м для въезда и выезда на строительную площадку автотранспорта.
Бытовые помещения контейнерного типа установить на территории строительной площадки. Количество бытовых помещений составляет 4 шт. согласно расчету п.5.3.
Для обеспечения пожарной безопасности, рядом с бытовыми помещениями и строительной площадки установить пожарный щит с минимальным набором пожарного инструмента.
Выполнить временное энергоснабжение стройплощадки согласно техническим условиям на временное энергоснабжение через узлы учеты. На строительной площадке установить силовой шкаф со щитом учета. Потребное количество электроэнергии определено расчетом (см. п. 5.3), которое составляет 55кВт.
Выполнить временное водоснабжение стройплощадки согласно техническим условиям через узлы учеты.
Выполнить освещение стройплощадки, установив прожектора типа ПСЗ-35 на опорах согласно стройгенплану (лист 10). Включение освещения должно производиться отдельным рубильником.
В месте въезда автотранспорта со стройплощадки установить соответствующие дорожные знаки.
Подготовить к работе необходимый инвентарь, приспособления и механизмы, а также временные площадки складирования материалов. Потребное количество машин и механизмов приведено в п. 5.3.
При въезде на территорию стройплощадки установить информационный щит, а также строительные знаки безопасности: «Опасная зона. Проход запрещен!» или «Опасная зона. Работает кран».
Перед началом выполнения строительно-монтажных работ на территории организации генеральный подрядчик и администрация организации, эксплуатирующая объект, обязаны оформить акт-допуск по форме приложения В СНиП 12-03-2001.
Для внешней связи строительная площадка должна быть оборудована телефоном от городской телефонной сети.
Организовать круглосуточную охрану строительной площадки.
Возведение здания
Процесс возведения здания состоит из следующих этапов:
СТЕСНЕННЫЕ УСЛОВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Особенности строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки, отражаются на стадии подготовки предпроектной документации:
— при разработке градостроительной документации (если для размещения объектов требуется комплексное градостроительное решение);
— на стадии выбора архитектурно-планировочного решения (архитектурной концепции), для определения оптимального варианта размещения объекта, его объемно-пространственного решения, уточнения границ территории, взаимосвязи с окружающей застройкой (конкурсные проекты, размещение объектов в зонах особого регулирования застройки).
Правила строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки устанавливаются проектом организации строительства, в котором предусматриваются мероприятия по обеспечению сохранности существующих объектов и снижению строительного, экологического и материального риска.
При необходимости разработки выемок в непосредственной близости и ниже подошвы фундаментов существующих зданий и сооружений, обозначаются границы подземных сооружений и коммуникаций и перечисляются меры по обеспечению их сохранности. При принятии решений по устройству оснований и фундаментов исключается разуплотнение грунтов под существующими фундаментами и обеспечивается сохранение свойств грунтов оснований.
В составе проектной документации в виде самостоятельного раздела, учитывая особенности стесненных условий, разрабатываются технические, организационные и технологические решения по производству опережающих археологических изысканий, сохранению имеющихся объектов культурного наследия, сносу зданий и сооружений, а также рекультивации земель, извлечению из грунта ликвидируемых подземных коммуникаций и сооружений.
При проектировании зданий, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, рекомендуется применить однотипные фундаменты с одинаковым заглублением. Если конструкции фундаментов разные, то требуется тщательная проверка напряженно-деформированного состояния в основаниях обоих зданий.
Так, если существующее здание построено на свайном фундаменте, а новое на фундаментной плите, то в зоне примыкания зданий под ростверком старого здания может возникнуть зона разуплотнения грунта, уменьшающая первоначальную несущую способность свай. Дополнительные напряжения, возникающие в основании от массы нового здания, приводят к дополнительной нагрузке на крайние ряды свай. Вследствие этого возможно разрушение части старого здания (в месте примыкания нового здания).
При возведении здания вплотную к существующему, при одинаковой глубине заложения фундамента и при одинаковой конструкции фундамента, запрещается разрабатывать котлованы вплоть до стенки существующего фундамента без проведения защитных мероприятий, так как возможно выдавливание грунта из-под подошвы существующего фундамента в котлован. Отрывку котлована вдоль существующего здания следует производить отдельными захватками по три-четыре метра по длине примыкания к существующему углу здания. Переходить к соседним захваткам можно только после устройства фундаментов нового здания на предыдущей захватке.
Если глубина фундаментов нового здания больше существующего, то необходимо устройство разделительной шпунтовой стенки в месте примыкания. Требуется проверка устойчивости шпунта после отрывки котлована для возведения фундаментов нового здания.
Шпунтовый ряд является самостоятельной отдельно стоящей конструкцией. Опирание на шпунтовый ряд каких либо сооружений или конструкций категорически запрещается.
Между шпунтовым рядом и конструкциями зданий необходимо предусматривать разрыв шириной не менее 100 мм. При проектировании зданий в стесненных условиях архитектору необходимо учитывать уменьшение внешних размеров здания в плане за счет толщины шпунта.
Примыкание к существующим фундаментам свайных фундаментов зданий
а, г, д—с продольными несущими стенами, б, в — с поперечными несущими стенами, / — существующий фундамент; 2 — ограждающая стена, 3 —- фундаментная балка, 4 — ростверк; 5 — свая; 6 — несущая или ограждающая стена; 7 — технологический (теряемый) шпунт, 8 — железобетонная консоль; 9 — зазор, 10 — буро-набивная свая (фундамент)
Пристройки к зданиям и встройкиосуществляют, используя три метода. Чаще новый объем пристраивают в торец или сбоку.Встройки применяют, когда необходимо закрыть разрывы между зданиями. Иногда за счет пристройки увеличивают ширину корпуса.
Пристройки конструктивно решают как дома нового строительства. Однако в наиболее ответственных местах — узлах примыкания к существующим стенам — предусматривают специальные мероприятия. Это связано с потенциальной возможностью появления деформаций в местах стыков.
Такое явление объясняется тем, что в основаниях старых зданий, простоявших много лет, грунт уплотнился. В результате осадки стабилизировались. Основание же под новыми фундаментами будет обжиматься по мере его подгрузки во время строительства. Процесс завершится только через несколько лет эксплуатации, поэтому примыкания новой и старой кладки делают скользящими, предусматривают осадочные швы.
Существующие низкие здания отделены от высоких вновь возводимых осадочными швами. Если величина раскрытия осадочных швов недостаточна (что связано с ошибками в проектах или низким качеством строительства), встречные крены зданий (блоков) разной этажности приводят к заклиниванию швов, а строительные конструкции получают опасные повреждения.
При назначении ширины осадочного шва между стенами нового и существующего зданий в расчет принимается только наклон конструкций существующего здания с учетом его высоты. В зависимости от характера перемещений около осадочного шва, типа фундамента и конструкции здания могут применяться следующие способы устройства деформационного шва:
удвоение торцевых стен; удвоение колонн и балок (в каркасных конструкциях) ;
удвоение прогонов — при одностороннем подвижном их опирании;
метод «вложенного пролета»;
одностороннее или двустороннее вынесение конструкций покрытия.
На рисунке приведены возможные варианты примыкания к существующим зданиям новых фундаментов на естественном основании, а на рис. 4.7 — свайных.
Форма и характер деформационных швов в вертикальных кирпичных стенах обусловлены направлением и величиной предполагаемого перемещения расчлененных швами частей здания, типом несущей конструкции, жесткостью здания, особенностями производства работ п рядом других факторов. При неправильном размещении деформационных швов жесткость здания может быть значительно снижена.