Что такое стиль эпохи в музыке
История музыкальных стилей: старинная музыка, галантный стиль, барокко, классицизм
Кузнецова Оксана
История музыкальных стилей: старинная музыка, галантный стиль, барокко, классицизм
Старинная музыка.
С момента зарождения музыки процесс её создания никогда не прерывался, но в силу определённых исторических причин этот огромный пласт музыки в наши дни практически не звучит. Одно из исключений – средневековое католическое песнопение «Диес ира», использовавшееся как тема в произведениях Берлиоза, Сен-Санса, Листа, поэтому область старинной музыки хронологически начинается сегодня для нас с эпохи Возрождения. Верхний предел – 1750 год, год смерти И. С. Баха, когда закончился период господства полифонии.
Барокко (итал. причудливый) – художественный стиль в европейском искусстве 16-18 веков, для которого характерно сочетание значительности содержания с монументальностью формы, сложности, порой перенасыщенности музыкального языка. В этом стиле написаны многие произведения, относящиеся к старинной музыке. Наиболее явно черты барокко проявились в тех жанрах, где музыка переплеталась с другими видами искусства – опера, оратория, пассионы, кантаты.
Эпоха барокко охватывает 1600-1750 гг, хотя, согласно некоторым историкам музыки, она началась в Италии в 1570 г, а закончилась в Англии и Испании во второй половине 18 века.
Виднейшие композиторы барокко:
Раннее барокко
Клаудио Монтеверди (Италия, 1567-1643)
Джованни Габриели (Италия, 1553/5-1612)
Генрих Шютц (Германия, 1585-1672)
Среднее барокко
Алессандро Скарлатти (Италия, 1660-1725)
Жан-Батист Люлли (Франция, уроженец Италии, 1632-1687)
Генри Перселл (Англия, 1659-1695)
Позднее барокко
Иоганн Себастьян Бах (Германия, 1685-1750)
Георг Фридрих Гендель (Германия/Англия, 1685-1759)
Антонио Вивальди (Италия, 1678-1741)
Доменико Скарлатти (Италия, сын А. Скарлатти, 1685-1757)
Луи Куперен (Франция, 1626-1661)
Галантный стиль (франц. учтивый, изысканный, французское название этого стиля – рококо, от раковинообразного орнамента, который был характерной деталью отделки мебели, одежды, а в музыке – это мелизмы) – стиль начала и середины 18 века, которому присущи изящество, лёгкость и выразительность музыкальной речи, где музыка должна доставлять слушателям приятное наслаждение. Для стиля характерен отказ от больших тем, от передачи в музыке сложных жизненных проблем.
Яркий представитель этого стиля – Жан-Филипп Рамо (Франция, 1683-1764)
Классицизм (лат. образцовый) – стиль 17-первой половины 18 века, в котором есть стремление передать актуальные проблемы современной жизни, в качестве образцов использовались шедевры античного искусства, его образы и сюжеты. Наиболее ярким проявлением раннего музыкального классицизма были лирические трагедии Ж. Б. Люлли (представитель барокко, который организовал оркестр «16 скрипок короля», оперы-сериа.
Поздняя разновидность – венская классическая школа второй половины 18 века и 19 век. В это время сформировались и достигли совершенства такие жанры, как соната, симфония, квартет, концерт.
Йозеф Гайдн (Австрия,1732-1809, сочинил 104 симфонии, 36 концертов, 24 оперы
Вольфанг Амадей Моцарт (Австрия, 1756-1791, очень много сочинений, опер, известное, которое используем для оркестровки в детском саду «Турецкое рондо»
Людвиг ван Бетховен (Австрия,1770-1827, все знают «Героическую» симфонию, «Лунную сонату», «К Элизе».
Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребёнка Обобщение и распространение собственного педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ д/с-о/в № 25 станицы Кавказской муниципального.
Мастерская стилей взаимодействия воспитателя ДОУ с детьми Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пушкинского.
Занятие в средней группе «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении игре на музыкальных инструментах» «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный руководитель Воронина Светлана.
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Ход мероприятия: Муз. рук. : Прошу внимания.
Мастер-класс по рисованию в африканском стиле «Стиль Тингатинга» Тингатинга. Мастер-класс. Рисуем в африканском стиле Стиль Тингатинга. Цель: познакомить родителей и взрослых с направлением в искусстве.
Проект «Музыка и здоровье. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» Шерстякова Ольга Проект «Музыка и здоровье. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» Вид проекта: творческий Участники проекта:.
Разработка цикла музыкальных комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста «П. И. Чайковкий и его музыка» Ноктюрн Дети входят в зал под пение соловья (фонограмма, слушают его. М. р; Приходилось ли вам наблюдать как наступает вечер? Усталое солнышко.
Спортивное мероприятие для начальных классов «Стиль жизни — здоровье!» МБОУ Дальненская СОШ Пролетарского района Ростовской области Сценарий спортивного праздника «Стиль жизни – здоровье!» для.
Всероссийская студенческая олимпиада по логопедии «Логопедия: стиль и совершенство профессионального триумфа» Не так давно ко мне обращались со словами: «Уважаемые студенты!», а теперь «Уважаемые коллеги!». Будучи студенткой, активисткой, отличницей.
Какие бывают стили музыки?
Какие бывают стили музыки? Музыкальный стиль – понятие ёмкое и многогранное. Его можно определить как образное единство, совокупность средств выражения художественного и идейного содержания с помощью языка музыки.
Понятие стиля музыки настолько широко, что сама самой напрашивается его конкретизация: этот термин относят как к различным эпохам, жанрам, направлениям и школам, так и к отдельным композиторам и даже исполнителям. Попробуем разобраться в том, какие бывают стили музыки.
Стиль эпохи
Понятие стиля эпохи акцентирует внимание на историческом аспекте. Существует много классификаций, одни из которых выделяют наиболее крупные исторические эпохи в развитии музыки (Возрождение, барокко, классицизм, современность и т. д.), а другие, наоборот, дробят историю музыки на относительно небольшие периоды, выделенные ранее другими искусствоведческими дисциплинами (романтизм, импрессионизм, модернизм и др.).
Классическим примером стиля эпохи является музыка барокко, характерные черты которой – интерес к внутреннему миру личности, драматизм, контрастное изображение сил природы, развитие оперы и инструментальной музыки (К. Монтеверди, А. Вивальди, Г.Ф. Гендель).
Жанровый стиль
Стиль жанра отражает специфику содержания, музыкальных приёмов и особенностей тех или иных музыкальных жанров, которые, в свою очередь, могут классифицироваться по разным основаниям.
Поэтому понятие стиля наиболее приемлемо для тех жанров, в которых ярко выражены наиболее общие черты. Сюда можно отнести жанры, в основе которых лежит народная музыка (различные обрядовые песни, народные танцы), церковные песнопения, романсы.
Если же брать произведения крупных форм (опера, оратория, симфония и т. п.), то и здесь стиль жанра всегда явно прочитывается, несмотря на то, что на него накладываются стили эпохи, направления и авторский стиль.
А вот если композитор придумывает какой-нибудь новый жанр, то в этом случае черты жанрового стиля сразу установить сложно – для этого должно пройти время, в течение которого появятся и другие произведения в таком же жанре. Так было, к примеру, с «песнями без слов» Мендельсона. Согласитесь, странная песня без слов, однако после его 48 образцов пьес в этом жанре и другие композиторы стали смело называть свои пьесы таким же именем.
Стиль музыкального направления
Стиль музыкального направления во многом перекликается со стилем эпохи: ведь некоторые направления рассматриваются музыковедами как целые эпохи в музыке.
Но есть и такие направления, для которых можно выделить свойственные только им стилистические нюансы. К таким относится венская классическая школа (Л. ван Бетховен, Й. Гайдн, В.А. Моцарт). Классическое направление характеризуется простотой, выразительностью, богатым гармоническим языком, детальным развитием темы.
Говоря о том, какими бывают стили музыки, нельзя пройти мимо национальных особенностей.
Национальный стиль
Основой национального музыкального стиля является фольклорное начало. Многие великие композиторы вдохновлялись народными мелодиями, вплетая их в свои творения. Некоторые произведения даже имеют соответствующие названия (например, венгерские рапсодии Ф. Листа, «Венгерские танцы» И. Брамса, «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано» Э. Грига, «Арагонская хота» М.И. Глинки). В других народные мотивы становятся ведущими темами (например, «Во поле берёза стояла» в финале Четвертой симфонии П. И. Чайковского).
Если подойти к вопросу о том, какие бывают стили музыки, с точки зрения композиторских школ, отдельных композиторов и музыкантов, то можно выделить ещё несколько музыкальных стилей.
Стиль объединения композиторов
Если композиторской школе свойственна высокая степень общности художественных приёмов, то логично выделить и стиль, присущий этой школе.
Можно говорить о стилях полифонических школ эпохи Ренессанса, о стилях различных итальянских оперных школ XVII века или стилях инструментальных школ XVII–XVIII веков.
В русской музыке XIX века тоже существовало творческое объединение композиторов – знаменитая «Могучая кучка». Стилевая общность у входящих в эту группу композиторов проявлялась в единой линии развития, выборе сюжетов, опоре на русский музыкальный фольклор.
Стиль отдельного композитора
Композиторский стиль – понятие, которое гораздо проще конкретизировать, ведь творчество любого композитора ограничено сравнительно небольшим временным периодом и определёнными тенденциями музыкальной эпохи. Так, буквально по первым тактам можно узнать, например, музыку Моцарта или Россини.
Естественно, что композитор, как и любой человек, в течение жизни меняется, и это накладывает отпечаток на стиль его творчества. Но какие-то стилевые черты всё равно остаются неизменными, присущими только ему, являются своеобразной «визитной карточкой» автора.
Исполнительский стиль
Исполнительское искусство основано на индивидуальной манере исполнения музыканта, который по-своему интерпретирует замысел композитора. Исполнительский стиль проявляется в эмоциональной окрашенности исполнения произведений того или иного автора.
Яркими примерами здесь являются те композиторы, которые были вдобавок и музыкантами-виртуозами. Это и Никколо Паганини, который изумлял слушателей безупречной техникой и необычными приёмами игры на скрипке, и блестящий пианист Сергей Рахманинов, истинный рыцарь музыки, который подчинял мелодическую канву строгому ритмическому рисунку.
Вот какие бывают стили музыки. Этот список, конечно, можно дополнить классификацией и по другим основаниям, так как мировое музыкальное наследие велико и разнообразно.
Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы
Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте. «Жемчужина неправильной (причудливой) формы» – таково одно из значений термина «барокко». Ещё бы новая культура была неправильной с точки зрения идеалов Возрождения: на смену гармонии, простоте и ясности пришли дисгармония, сложные образы и формы.
Эстетика барокко
Музыкальная культура барокко сводила прекрасное и безобразное, трагедию и комедию. «В тренде» были «неправильные красоты», сменившие естественность Ренессанса. Мир уже не представлялся целостным, но воспринимался как мир контрастов и противоречий, как мир, полный трагедии и драматизма. Впрочем, этому есть историческое объяснение.
Эпоха барокко охватывает около 150 лет: с 1600-го по 1750-е годы. Это время великих географических открытий (вспомним открытие Америки Колумбом и кругосветное плавание Магеллана), время гениальных научных открытий Галилея, Коперника и Ньютона, время ужасных войн в Европе. Гармония мира рушилась на глазах, равно как и менялась сама картина Вселенной, менялись понятия времени и пространства.
Жанры барокко
Почти как опера, только без декораций и костюмов, с религиозным сюжетом, оратория заняла важное место в иерархии жанров барокко. Такой высокий духовный жанр как оратория также передавал глубину человеческих эмоций. Самые известные барочные оратории написаны Г.Ф. Генделем («Мессия»).
Из жанров духовной музыки популярными были также духовные кантаты и пассионы (пассионы – это «страсти»; возможно не к слову, но на всякий случай всё помянем один однокоренной музыкальный термин – аппассионато, что в переводе на русский значит «страстно»). Здесь пальма первенства принадлежит И. С. Баху («Страсти по Матфею»).
Контрастный принцип чередования разнохарактерных частей получил развитие не только в жанре концерта. Он лёг в основу сонаты (Д. Скарлатти), сюиты и партиты (И. С. Бах). Нужно заметить, что этот принцип существовал и раннее, но только в эпоху барокко он перестал быть случайным и обрёл упорядоченность формы.
Как следует из нашего обзора, контрастность барокко проявилась даже в масштабности жанров. Наряду с объёмными композициями создавались и лаконичные опусы.
Музыкальный язык барокко
Эпоха барокко внесла свою лепту в развитие нового стиля письма. На музыкальную арену выходит гомофония с её разделением на главный голос и сопровождающие.
В частности, популярность гомофонии связана и с тем, что церковь предъявляла особые требования к написанию духовных композиций: все слова должны быть разборчивы. Так вокал выходил на первый план, обрастая к тому же многочисленными музыкальными украшениями. Барочная склонность к вычурности проявилась и здесь.
Богатой на украшения была и инструментальная музыка. В связи с этим распространена была импровизация : открытый эрой барокко остинатный (то есть повторяющийся, неизменный) бас давал простор для фантазии на заданный гармонический ряд. В вокальной же музыке длинные каденции и цепочки форшлагов и трелей часто украшали оперные арии.
Важным шагом в развитии музыкального языка стало принятие темперированного строя и становление тональности. Чётко определились два главных лада – мажор и минор.
Теория аффектов
Поскольку музыка эпохи барокко служила выражению страстей человеческих, цели композиции пересматривались. Теперь каждое сочинение связывалось с аффектом, то есть с определённым состоянием души. Теория аффектов не нова, она восходит истоками к античности. Но в эру барокко она получила широкое распространение.
Гнев, печаль, ликование, любовь, смирение – эти аффекты связывались с музыкальным языком композиций. Так, совершенный аффект радости и веселья выражался использованием в письме терций, кварт и квинт, беглого темпа и трёхдольного размера. Напротив, аффект печали достигался включением диссонансов, хроматики и медленного темпа.
Существовала даже аффектная характеристика тональностей, в которой суровый ми-бемоль мажор на пару со сварливым ми-мажором противостоял жалобному ля-минору и нежному соль-мажору.
Вместо заключения…
Музыкальная культура барокко оказала огромное влияние на развитие последующей эпохи классицизма. И не только этой эпохи. Даже сейчас слышны отголоски барокко в жанрах оперы и концерта, популярных по сей день. Цитаты баховской музыки появляются в соло тяжёлого рока, эстрадные песни в большинстве своём строятся на барочной «золотой секвенции», а джаз в какой-то мере перенял искусство импровизации.
И уже никто не считает барокко «странным» стилем, но восхищается его поистине драгоценными жемчужинами. Пусть и причудливой формы.
Урок-лекция «Путешествие по музыкальным эпохам»
Презентация к уроку
В настоящее время все детские музыкальные школы и школы искусств России переходят на новые стандарты обучения. Образовательные программы стали разделяться на предпрофессиональные и общеразвивающие. И если дети, которые учатся по предпрофессиональным программам, получают углубленные знания по всем предметам, то знания детей, осваивающих общеразвивающие программы, очень поверхностные. Особенно по теоретическим предметам, т.к. согласно учебным планам вместо полноценных уроков “сольфеджио”, “музыкальной литературы”, “теории музыки”, “анализа музыкальных формы” учащиеся проходят предмет “Музыка и окружающий мир” (1 ч. в неделю).
Играя произведения по специальности, учащиеся должны иметь хотя бы элементарные знания о музыкальных эпохах, стилях, т.к. эти знания очень важны для расширения кругозора, воспитания познавательной активности учащихся, для поддержания интереса к обучению. Уроки в музыкальной школе должны быть интересными, красочными, информативными, а главное – запоминающимся.
Отсюда проистекает главная цель урока-лекции: способствовать формированию у учащихся представления об эстетических ценностях посредством знакомства с музыкальными эпохами.
Слайд 1. Музыка сопровождает человека с первых дней и на протяжении всей его жизни. Мы слушаем ее с момента пробуждения, в течение дня и засыпаем под звуки музыки. Мы слышим ее всегда: в дороге, на отдыхе, на работе… Музыка способна поднять настроение, вдохновить, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Музыка, как один из видов искусства, направлена, прежде всего, на душу человека.
Музыка развивалась параллельно с другими видами искусства, поэтому в ней много общего с живописью, архитектурой, скульптурой, литературой и театром.
Искусство, и прежде всего музыка разных эпох, отражало своё время и выражалось определённым художественным стилем.
Музыка не всегда была такой, какой мы знаем ее сейчас. Сегодня мы предлагаем Вам совершить музыкальное путешествие во времени и познакомиться с некоторыми стилями классической музыки.
Эпоха барокко (от ит. barocco – “странный”, “причудливый”), возникшая на рубеже XVI – XVII вв. – одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно в это время зарождаются новые стили и направления в искусстве: литературе, музыке, живописи, архитектуре. Эпоха барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью.
Слайд 3. Например, в то время женщина должна быть неестественно бледной, в вычурном парике, в тугом корсете и в огромной юбке.
Слайд 4. Мужчина в парике без усов и бороды, напудрен и надушен духами.
Этому стилю присущи выразительность, драматизм, зрелищность, торжественность, парадность, стремление к соединению разных видов искусств. Данные черты в полной мере проявились в опере, где соединились музыка, поэзия, драматургия и театральная живопись.
Опера стала быстро развиваться, возникали различные оперные школы. Например, в Неапольской оперной школе сложился вокальный стиль бельканто (ит. bel canto – “прекрасное пение”), который славился необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством.
В эпоху барокко изменилось представление о церковной музыке. Появились произведения, написанные на тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. К ним относятся кантата, оратория.
Слайд 6. Мастером монументальной оратории того времени является Георг Фридрих Гендель (1685-1759), немецкий композитор и органист. Он создал новый тип оратории, грандиозный по масштабам, демократический по музыкальному языку. Оратории Генделя оказали значительное влияние на творчество европейских композиторов.
Приложение 1. А. Вивальди “Времена года”: “Зима” 1ч.
Приложение 2. И.С. Бах Токката и фуга d-moll
Будучи последним (наряду с Г.Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму.
Слайд 9. Следующая остановка – эпоха классицизма.
Художественный стиль классицизм от лат. Classicus – “образцовый”, “совершенный” возник в XVII столетии во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к идеалу, ясным и строгим формам, гармоничным образам. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью. Как и сам человек, искусство классицизма было жизнеутверждающим и светлым. Именно в это время в западноевропейской музыке складываются «образцовые» для всей последующей истории структуры сонаты и симфонии.
Слайд 11. Симфония – наиболее сложная форма инструментальной музыки. Исполняется симфоническим оркестром. Композиторы венской классической школы (Гайдн, Моцарт, Бетховен) разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы.
Слайд 12. В опере XVII в. классицизм представлен произведениями Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787), создавшего новую трактовку этого вида музыкально-драматического искусства. Врожденный инстинкт драматурга и ощущение неудовлетворенности оперой-сериа, с ее культом певцов-виртуозов влекут композитора в сторону музыкальной драмы, к античному образцу.
Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л. Бетховена, работавших, преимущественно, в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре – венскую классическую школу.
Слайд 13. С творчеством Йозефа Гайдна (1732-1809) связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него 104), струнный квартет, клавирная соната. Большое внимание композитор уделял концертам для различных инструментов, камерным ансамблям, духовной музыке. Композиторам венской классической школы, и, прежде всего, Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава оркестра. Звучание музыкальных инструментов приводилось в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки, основанных на знании возможностей инструментов.
Слайд 14. Творчество Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классическая строгость и ясность форм соединились с глубокой эмоциональностью.
Особое внимание Моцарт уделял опере, но не стремился по примеру Глюка к созданию новой оперной формы – новаторской была сама его музыка. В зрелых произведениях композитор отказался от строгого разграничения оперы на серьёзную и комическую – появился музыкально-драматический спектакль, в котором эти элементы переплетены (“Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”).
Приложение 3. В.А. Моцарт Ария Царицы Ночи из оперы “Волшебная флейта”, написанная в стиле bel canto.
Большое внимание Моцарт уделял симфонии, особенно популярны три последние – №39, №40 и №41 “Юпитер”. В произведениях этого жанра окончательно закрепились 4-х частный цикл и правила сонатной формы.
Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта. Фортепианное творчество включает 19 сонат, а также сочинения в жанре фантазии. Им созданы и духовные произведения: мессы, кантаты, оратории, реквием.
Слайд 15. Последним представителем Венской классической школы был Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и Французской революции. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой – содержит в себе черты нового, романтического искусства (смелое экспериментаторство в симфониях и сонатах, интерес к вокальной и инструментальной миниатюре и программность). За свою жизнь композитор написал девять симфоний, тридцать две сонаты для фортепиано, а также для скрипки и виолончели, шестнадцать струнных квартетов, оперу “Фиделио”, пять концертов для фортепиано. Вершиной симфонического творчества по праву считают Девятую симфонию. Симфония грандиозна по масштабам, особенно необычен финал, представляющий собой нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, написанной на текст орды к радости И.Ф. Шиллера.
Слайд 16. Следующая остановка – эпоха романтизма.
На рубеже XVIII-XIX столетий в европейском искусстве сложилось новое направление – романтизм (фр. romantisme), в формировании которого огромную роль сыграла Французская революция 1789 года. Она принесла людям разочарование и безнадёжность, т.к. за что боролись революционеры, не сбылось. Реальность была мрачна, поэтому романтики искали утешение в мире мечты. Основными темами становятся одиночество, далёкое прошлое, мечта, сказка. Романтиков интересует человеческая душа, её страсти и переживания.
Общество мещан, торговцев, простых обывателей диктовало музыкальному искусству свои вкусы, что привело к созданию “лёгких” жанров. Получили широкое развитие песня и романс.
Ведущим жанром становится миниатюра, часто имеющая конкретное название. В небольшом инструментальном сочинении-миниатюре можно было запечатлеть и мимолётные чувства, и глубокое душевное потрясение, и мгновенное настроение, и зарисовку с натуры.
Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи. Порой композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки и излагал его в специальном пояснении к партитуре.
Композиторы-романтики часто обращались к фольклору, используя интонации, ритмы, мотивы народных танцев и песен.
Композиторы-романтики были убеждены, что через музыкальное просвещение можно изменить мир и человека, поэтому немало сил отдавали публицистике и просветительской деятельности. Они стремились лично воздействовать на большую аудиторию и становились исполнителями или дирижёрами. Именно романтики создали в Европе систему общедоступных концертов.
Приложение 4. Ф. Шуберт “Пчёлка”.
Слайд 18. Еще один представитель романтизма композитор Роберт Шуман (1810-1856). В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Один за другим были написаны знаменитые фортепианные циклы “Вариации” (1830г.), “Бабочки” (1831г.), “Карнавал” (1835г.), “Фантастические пьесы” (1837г.), а так же “Детские сцены”, “Крейслериана”, “Новелетты”. Композитор писал психологическую музыку, которая далека была от фольклорных мотивов. Произведения Шумана – это нечто “личное”. Гармоничный язык его произведений более сложный, нежели у его современников. Ритм творений Шумана достаточно прихотлив и капризен.
Композитор обращался и к вокальной музыке. Центральное место в вокальном наследии Шумана занимают два цикла “Любовь и жизнь женщины” и “Любовь поэта”.
Приложение 5. Р. Шуман “Я не сержусь” из цикла “Любовь поэта”.
Приложение 6. Ф. Шопен Ноктюрн Es-dur.
Слайд 20. Опера в эпоху романтизма развивалась двумя путями – путем развития и обновления традиций (Джузеппе Верди (1813-1901) в Италии, Жорж Бизе (1838-1875) во Франции) и путем реформы (Рихард Вагнер (1813-1883) в Германии).
Оперы Верди и Бизе обобщили лучшие достижения итальянской и французской оперы, существенно обновив их содержание. Главное – новые герои. Это не мифологические персонажи и исторические деятели, а простые люди, нередко – “униженные и оскорбленные”. Шут в “Риголетто”, куртизанка в “Травиате” Верди, работница табачной фабрики и солдат в “Кармен” Бизе. Но именно их жизненные истории становятся основой сюжета, именно их чувствам и страстям сопереживает слушатель. При этом характеры героев раскрываются в условиях драматических, даже трагедийных.
Оперы Верди и Бизе являются образцами психологической лирики в музыке, и объединяют черты романтического и реалистического искусства.
Слайд 21. Р. Вагнер – крупнейшая фигура в истории музыки XIX в. Его личность и творчество вызвало бурные дискуссии, которые продолжаются едва ли не до сих пор. Вся его жизнь была сосредоточена на одном деле – создании того, что сам он называл “Произведение искусства будущего”.
Принципы оперной реформы Р. Вагнера (сформулированы им самим в многочисленных теоретических трудах, например, “Опера и драма”):
1) Процесс сочинения начинается с формулирования художественной идеи.
2) Композитор и драматург – одно лицо. Ему принадлежит идея, он сам пишет и текст, и музыку своей оперы. Это полностью его сочинение.
3) В основе сюжета – мифы и легенды. Именно в них можно найти вечные, прошедшие многовековую проверку временем, а значит, всегда актуальные идеи.
4) Композитор вырабатывает музыкальный язык, который стал бы “чувственным выражением мысли”.
Интересно, что каждая из реформаторских опер Вагнера, при всей обобщенности мифологического содержания и значимости философских идей, вызвана к жизни глубоко личными переживаниями, т.е. основана на автобиографических мотивах. И это выдает в нем типичного художника-романтика.
Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие. Мы кратко ознакомились с некоторыми важнейшими для развития искусства эпохами. Небольшая викторина поможет нам подвести итоги нашего путешествия.
Слайды 22, 23. Вопросы и ответы:
С какими эпохами мы сегодня познакомились? (Барокко, классицизм, романтизм)
Как называется оперной вокальный стиль, который славился необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством? (bel canto – “прекрасное пение”)