Что такое стиль как явление словесности
Стиль. Виды стиля
Содержание:
Каждому автору свойственна неповторимая манера письма, включающая принципы построения фраз, способы передачи эмоций и выразительности. Это то, что отличает один текст от другого. Если бы все использовали один и тот же стиль, ни один писатель или произведение не смогли бы по-настоящему выделиться.
Определение стиля
Стиль — это способы передачи образов и использование средств выразительности, присущие автору. Стиль также определяет настроение текста, передает отличительные особенности исторической эпохи и жанра произведения.
Понятие «стиль» тесно связано с другими понятиями:
Виды стиля
Стиль характеризует художественное направление (стиль художественного жанра), а также историческую эпоху (стиль эпохи) или авторскую манеру (стиль писателя).
Рассмотрим эти понятия подробнее:
Стиль художественного произведения
Стиль писателя
Стиль литературного направления или литературной эпохи
Произведения одного автора, написанные в разных жанрах, могут сильно различаться по стилю.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин»;
Л.Н. Толстой роман «Война и мир» и рассказ для детей «Филиппок».
У каждого автора есть стилистические особенности, отличающие его произведение от других.
Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой
Каждой эпохе присущи свои элементы стиля, которые используются авторами осознанно или неосознанно.
Важность стиля
Вместо того, чтобы сухо передавать информацию, стиль помогает автору делиться мыслями так, как он хочет.
Пример:
Как видите, есть много способов обмена одной и той же информацией. Автор может написать короткое предложение, передающее смысл или использовать образы, чтобы нарисовать картину для аудитории и добавить чувство предложению.
Стиль играет центральную роль в литературном произведении — как в прозе, так и в поэзии. Если бы не разнообразие стилей и жанров, то мир литературы был бы скучным и однообразным.
Контрольно-измерительные материалы для 7 класса по родному (русский) языку
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по теме «Разновидности употребления языка»
1. В каких разновидностях употребляется разговорный язык?
В) в разговорной и книжной.
2. Функцией (назначением) языка является:
3. Перечислите свойства разговорного языка:
А) официальная обстановка.
Б) неофициальная обстановка.
Г) подготовленный письменный диалог.
Д) неподготовленный устный диалог.
З) жесты, мимика, интонация.
К) простой синтаксис.
4. Какие разновидности разговорного языка вы знаете?
А) «общий» разговорный язык.
5. Каков основной признак литературного языка?
6. Что такое стиль как явление словесности?
А) исторически сложившаяся разновидность употребления языка.
Б) разновидность литературного языка.
7. Перечислите стили литературного языка:
8. Какова цель официально-делового стиля?
А) передача важной для общества информации, воздействие на читателя и слушателя.
Б) организация государственной и общественной жизни.
В) точная передача научной информации.
9. Какова сфера употребления публицистического стиля?
А) законы, указы, заявления, документы.
Б) учебники, научно-популярные книги и передачи ТВ, школьные устные и письменные ответы.
В) статьи, заметки в газетах и журналах, репортажи, очерки, письма, сочинения, рецензии.
10. Языковыми приметами научного стиля являются:
А) точность словоупотребления; специальные термины; большое количество уточняющих конструкций; использование слов, обозначающих социальные явления.
Б) точность словаря; обобщённая и отвлечённая лексика; обилие слов-терминов, обозначающих понятия.
В) употребление общественно-политической лексики, фразеологизмов, слов в переносном значении; допустимость слов разговорной и книжной лексики.
Русская словесность. 7 класс. Контрольная работа № 2.
Устная народная словесность, её виды и жанры.
Духовная литература, её виды и жанры.
1. Основные виды эпической народной словесности – это:
а) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма;
б) сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка;
в) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;
г) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.
2. Какая группа сказок в этом перечне лишняя:
г) сказки о животных?
3. Выберите наиболее точное и правильное определение пословицы:
а) пословица – это придуманное народом изречение;
б) пословица – это краткое изречение, отражающее разные случаи в жизни и содержащее самостоятельное суждение;
в) пословица – это краткое изречение, содержащее часть суждения;
г) пословица – это совет, бытовое правило.
4. Какое из этих высказываний является поговоркой:
а) лягушки кричат – спать пора;
б) заяц дорогу перебежит – к несчастью;
в) без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
г) после дождичка в четверг?
5. «Чужими руками жар загребать» – это:
а) краткие исторические рассказы о реальных событиях;
б) вид эпической устной народной словесности, героическая песня, в которой отражена реальная историческая основа и изображаются герои и события, созданные народной фантазией;
в) особый вид сказок;
г) жанр устного народного творчества, меткие образные выражения.
7. Какой жанр народных песен в этом перечне лишний:
а) эпическое произведение, состоящее, как правило, из четырёх строк;
б) двустишие или четверостишие, исполняемое во время народных гуляний;
в) вид лирической устной народной словесности: двустишия или четверостишия, возникающие как импровизация, выражение различных чувств;
г) вид устной народной поэзии, предназначенный для исполнения под балалайку или гармонь.
9. Основные драматические виды устной народной словесности – это:
а) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль;
б) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;
в) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма;
г) театр Петрушки, народная драма, раёк, представление скоморохов.
10. В переводе с греческого «Библия» означает:
11. Что не является чертой библейского стиля:
а) ритмичность, деление на отрезки – стихи;
12. Из каких частей состоит Библия:
а) из Книги Бытия и Псалтири;
б) из Книги Чисел и Книги Царств;
в) из Ветхого Завета и Нового Завета;
г) из книг пророка Моисея и книг Иисуса Навина.
13. Какие эпические жанры есть в Библии?
а) повесть, притча, проповедь, родословие, жизнеописание;
б) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма;
в) молитва, пророчество, плач, афоризм;
г) псалом, гимн, обличение, пророчество.
а) нравоучительное ораторское произведение, содержащее моральные требования и призывающее слушателя к их выполнению;
б) просьба, обращённая к Богу или святым;
в) нравоучительное аллегорическое произведение, содержащее религиозно-моральное поучение;
а) нравоучительное ораторское произведение, содержащее моральные требования и призывающее слушателя к их выполнению;
б) просьба, обращённая к Богу или святым;
в) нравоучительное аллегорическое произведение, содержащее религиозно-моральное поучение;
Контрольная работа 3. «Стилистическая окраска слова. Стиль».
1. Что такое лексическое значение слова?
А) Это его эмоциональная окраска;
Б) Это его стилистическая принадлежность;
В) Это его смысловое значение.
2. Что такое смысл слова?
А) Это его лексическое значение.
Б) Это его лексическое значение, стилистическая принадлежность и эмоционально-экспрессивная окраска.
В) Это его эмоциональная окраска.
3. Как называются слова, употребляющиеся и в разговорном, и в книжном языках и не несущие дополнительной окраски, зависящей от сферы употребления или от эмоции?
А) Стилистически нейтральными.
Б) Стилистически окрашенными.
4. Как называются слова, в которых ярко проявляется положительные или отрицательные эмоции?
Б) Стилистически окрашенными.
5. Как называются слова, которые принадлежат к одной из разновидностей или одному из стилей языка?
А) Стилистически нейтральными.
Б) Стилистически окрашенными.
6. Какими средствами можно придать речи определённую стилистическую окраску?
А) Средствами лексики, фразеологии и грамматики.
Б) Посредством использования синонимов.
В) Посредством использования стилистически нейтральной лексики.
7. Стиль в художественной литературе – это:
А) исторически сложившаяся разновидность употребления языка.
Б) единство всех элементов художественной формы произведения, выраженной средствами языка.
В) своеобразие творческой манеры писателя.
А) использование черт чужого стиля с целью подражания.
Б) воспроизведение черт чужого стиля с художественной целью, образ чужого стиля.
В) искажение черт чужого стиля с целью осмеяния.
А) воспроизведение черт чужого стиля с целью изображения предмета и выражения отношения к нему.
Б) воспроизведение черт чужого стиля с целью осмеяния.
В) форма словесного выражения, содержащая насмешку.
10. Найдите третьего лишнего в следующих группах слов:
А) Душистый, ароматный, благовонный.
Б) Лопать, есть, кушать.
В) Животное, зверь, зверюшка.
Г) Гоготать, смеяться, хохотать.
Д) Испугаться, сдрейфить, струсить.
Ж) Недостаток, дефицит, нехватка.
11. Письменная работа.
Сравните два отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Как меняется речь Тараса в зависимости от того, с кем он говорит и о чём говорит? Укажите слова и выражения, которые вам кажутся характерными для первого и второго вида высказывания (бытовой речи и торжественной, приподнятой речи). Какова стилистическая окраска приведённых ниже отрывков? Какие лексические и грамматические средства языка помогают придать высказыванию эту окраску?
1) – А поворотись-ка сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?
2) – Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя! Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
Контрольная работа № 4
Эпические, лирические, драматические, лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды
1. Важнейшие виды эпической словесности – это:
а) роман, повесть, рассказ, очерк, басня, мемуары;
б) народная сказка, легенда, народная песня, пословица, загадка;
в) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;
г) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.
2. Главная форма словесного выражения в эпическом произведении – это:
г) описание с элементами рассуждения.
3. Выберите наиболее точное и правильное определение сюжета:
а) частица картины жизни, нарисованная в художественном произведении, имеющая значение для понимания целого;
б) фрагмент художественного произведения, обладающий относительной законченностью;
в) система событий, изображённых в произведении, их последовательное развёртывание;
г) совокупность событий в произведении.
4. Композиция эпического произведения – это:
а) части эпического произведения, не входящие в цепь событий, составляющих сюжет, но важные для понимания смысла произведения;
б) событие, с которого начинается действие;
в) самый напряжённый момент в развитии сюжета эпического произведения;
г) построение произведения.
5. Укажите признаки эпического произведения:
а) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;
б) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;
в) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;
г) монолог повествователя сочетается с диалогами и монологами героев.
6. Укажите признаки лирического произведения:
а) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;
б) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;
в) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;
г) монолог, в котором выражается состояние личности.
7. Важнейшие виды лирической словесности – это:
а) роман, повесть, рассказ, очерк;
б) сказка, легенда, песня, пословица, загадка;
в) ода, элегия, стихотворение;
г) трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль.
8. Композиция лирического стихотворения состоит из:
9. Основные виды драматических произведений – это:
а) трагедия, комедия, драма;
б) ода, элегия, песня, сатира, послание, эпиграмма, идиллия;
в) роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, притча, поэма;
г) театр Петрушки, народная драма, раёк, представление скоморохов.
10. Укажите признаки драматического произведения:
а) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;
б) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;
в) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;
г) автор выражает свою точку зрения через диалоги и монологи героев и изображение событий.
а) вид драматического рода словесности: произведение, в котором герои представлены в смешном виде;
б ) вид драматической устной народной словесности: юмористическое кукольное представление, в котором главное лицо – Петрушка.
в) вид драматических произведений, в которых изображается обыкновенная жизнь обыкновенных людей;
г) вид драматического рода словесности: произведение, в котором изображаются люди с сильными страстями, столкновение героя с непреодолимыми препятствиями, в результате чего герой гибнет или переживает крушение.
12. Акты, явления, сцены, картины, сценические эпизоды, реплики – это единицы композиции:
б) лирического стихотворения;
13. Укажите признаки лиро-эпического произведения:
а) объективность: автор видит героев со стороны; субъективность: герои непосредственно выражают своё состояние;
б) изображение субъективно: непосредственно выражается состояние личности;
в) изображение объективно: автор как бы со стороны видит события и героев;
г) объективно изображённые герои, события, непосредственное выражение мыслей и чувств автора.
14. Основные виды лиро-эпических произведений – это:
15. Стихотворный рассказ о событии с лаконичным, напряжённым сюжетом и открытой эмоциональной оценкой изображаемого – это:
16. Определите жанр произведения Дмитрия Шеварова. Это:
а) стихотворение в прозе;
в) лирическая миниатюра;
Контрольная работа № 4
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-119215
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
СТИЛЬ В ЛИТЕРАТУРЕ
В античности слово «С.» означало слог, склад речи, стилистические нормы, приличествующие каждому виду риторической словесности (учение о «трех С.», модифицированное классицизмом). В XVII в. учение о поэтическом С. оформляется в особую филологическую дисциплину, а в XVIII в. термин «С.» усваивается философской эстетикой; И. В. Гёте и Г. Гегель связывают понятие С. с художественным воплощением, «опредмечиванием» сущностных начал бытия (« стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и осязаемых образах» Гёте И. В., Собр. соч., т. 10, М., 1937, с. 401). В конце XIX начале XX вв. С. становится центральной эстетической категорией (Г. Вёльфлин, О. Вальцель) и нередко толкуется весьма расширительно как художественная «физиономия» культурной эпохи; вместе с тем в литературоведении 20‑х гг. имеет место тенденция свести С. к речевому составу произведения, изучаемому средствами лингвистической стилистики.
Советское литературоведение испытало влияние обеих тенденций, однако современным концепциям С. здесь предшествовала разработка понятия «творческий метод» (см. Метод художественный). К 70‑м гг. наиболее широкое признание завоевала следующая точка зрения:
1) хотя материал литературы слово уже имеет стилистическую окраску, принадлежа к какому-либо общеязыковому пласту (см. Язык художественной литературы), С. как явление языка следует отграничивать от С. как явления искусства; соответственно у лингвистической стилистики и поэтики разные предметы изучения; см. Теория литературы;
2) С. это эстетическая целостность содержательной формы, системное единство общеэстетических принципов и формальных компонентов или носителей С.;
3) взаимосвязь С. и художественного метода, «материализацией» которого является С., неоднозначна; если одни методы тяготеют к стилевой определенности, даже нормативности, то другие, прежде всего реализм, характеризуются стилевым многообразием.
При историческом изучении литературных С. едва ли не главную проблему составляют сложные и изменчивые связи между длительной судьбой какого-либо С. и некогда породившим его содержанием. Очевидно, в процессе развития любого С. эти связи опосредуются и ослабляются. Так, «просветительский классицизм» воспользовался стилистическими принципами идеологически уже чуждого ему классицизма XVII в. С определённой точки зрения мировой литературный процесс можно рассматривать как нарастание стилевой разомкнутости художественных методов (хотя и непоследовательное, с «качаниями» в обратную сторону).
«Большие С.» органических художественных эпох прошлого являют согласованность общезначимых принципов миропознания и канонического, нормативного творчества (знаковый ритуализм древнего культового искусства).
В древнегреческой античности, создавшей собственно художественную литературу в ее отдельности от культовой, дидактической и ученой словесности, нормативная поэтика выступает как соотносительное с каноном, но не тождественное ему понятие. Общезначимые стилистические нормы придавали античной литературе черты «большого С.», но вместе с тем наличие индивидуальных С. само стало осознаваться как одна из таких неизбежных норм. Типологически это явление, промежуточное между каноном и индивидуальными С. в современном смысле слова. В процессе обмирщения европейской литературы, по прошествии эпохи Возрождения, в которую обращение к народно-низовой стилистической традиции препятствовало кристаллизации норм, средневековые канонические стили оказались вытеснены именно «нормативно-индивидуальными» стилями. Сильный элемент нормативности сохраняется и в С. романтизма, про который с некоторым огрублением можно сказать, что он боролся с классицистическими нормативами фактически за установление собственных норм. (Говоря об этом, конечно, следует учитывать историческую аберрацию зрения: для современников каждой эпохи очевиднее индивидуальные различия стилей, чем их нормативное единство, для потомков наоборот.)
В реалистическом искусстве, в отличие от романтического, С. выступает вовне едва приметной канвой, которая пробивается из глубины жизнеподобных форм, через разнообразие подробностей, непосредственно довлеющих предмету изображения. Этот «уход» С. внутрь, его непрямая явленность в реализме были связаны с необычайной экстенсивностью реалистического искусства, с энтузиазмом охвата и познания все новых сфер и «углов жизни»; легко узнаваемое жизнеподобие становится в ряд эстетических ценностей. Поскольку пафос неограниченного познания был неотделим от пафоса личного, релятивного спорного и оспаривающего суждения о мире, личная внеканоническая инициатива художника впервые стала важным, не только духовно-творческим, как в романтизме, но и собственно стилеобразующим фактором, и стили реализма осуществились как индивидуальные по преимуществу.
Развитие реалистического романа произвело переворот в системе С. художественной литературы. Могучие центробежные силы в структуре романа (разноголосые сознания персонажей, требующие своего слова и «слога», не поддающиеся полной объективизации и ускользающие от диктата авторского С.; см. Автора образ) потребовали для своего «обуздания» невиданно разнообразных словесно-стилистических конструкций; романное высказывание становится, по определению М. М. Бахтина, точкой приложения диалогически противоречивых стилеобразующих начал. Стили других повествовательных жанров, драматургии и отчасти даже лирики испытали решительное влияние многоголосия и многоязычия романной прозы.
Со 2‑й половины и особенно ближе к концу XIX в. происходит известное «отвердение» индивидуальных С., возникает впечатление их исчерпывающей завершенности, иллюзия полного совпадения жизненного материала и личного угла зрения художника (поздние Л. Н. Толстой и А. П. Чехов, в особенности Г. Флобер, И. А. Бунин).
В дальнейшем, в условиях развитого индустриально-капиталистического общества, когда личность стала подвергаться все более яростным атакам стандартизации и «отчуждения», когда появился массовый рынок для ремесленной литературной продукции (см. Массовая литература), обладание собственным С. явилось своеобразной гарантией целостности личности, ее свободного и человечного, не раздробленного на технологические функции подхода к миру. Вместе с тем на почве кризисных явлений в искусстве конца XIX начала XX вв. возникают противостоящие классическому реализму течения натурализма, декадентства и модернизма. Великие индивидуальные С. вытесняются субъективными манерами (в гегелевском смысле слова), которые, будучи лишены интереса и доверия к жизни и озабочены собственной оригинальностью, вместе с тем претендуют на то, чтобы от имени своей группы или школы предложить «безъязыкой» эпохе единственно подходящий надындивидуальный С. Возрождается (в доктринах символизма, а затем футуризма) архаическая идея особого поэтического языка, который стал бы языком всенародных торжеств и «действ»; однако на деле каждое течение оказывается плодотворным лишь постольку, поскольку ему случается способствовать завязи одного-двух значительных личных С.
Революционная эпоха с ее атмосферой стилистического брожения, переливающегося за грань личных экспериментов, порождает импульс к мобильности, скрещиванию и непрерывной полемике С. Этот процесс ярко демонстрирует советская литература 20‑х гг., когда, например, стилистический принцип монтажа как бы мгновенно выхваченных из океана необъятной действительности «фрагментов», используется не только «авангардистами» (Б. А. Пильняк), но и осваивается большими художниками (очерки М. Горького, «Двенадцать» А. А. Блока), а стремление литературы охватить еще экзотические для нее языковые точки зрения сдвинувшихся со своих мест огромных социальных пластов приводит к расцвету такой периферийной повествовательной формы, как сказ. Постепенно в советской литературе (см. Социалистический реализм) на новом социальном материале создается эпическое повествование классического типа, включающее в сферу авторского голоса новое бытовое, этнографическое, публицистическое разноязычие (М. А. Шолохов). В западной литературе некоторые условные принципы модернистских школ избирательно усваивают реалистический С. (интеллектуалистическая стилизация у Т. Манна, «поток сознания» у Э. Хемингуэя и У. Фолкнера, новые формы повествования от первого лица и пр.).
Для современного модернизма характерен не синкретизм, а крайняя поляризация стилистических тенденций: предельно завершенные конструкции, «снимающие» неисчерпаемость жизни в отвлеченном построении, противостоят принципиально недоконченным, стремящимся пассивно отразить стихийность и хаотичную фрагментарность бытия. Инерция и ответная ломка С. действуют в нынешней разностильной западной литературе с небывалой прежде силой. Резко своеобразные, но мировоззренчески суженные С. болезненно беззащитны перед их вульгаризацией, модой и пародированием. Попытки преодолеть инерцию, страх перед застоем сопутствуют новым С. с момента их возникновения, возбуждая вокруг них атмосферу беспокойной неустойчивости и временности.
В обстановке ускоренных жизненных перемен современная литература стремится найти и стилистически закрепить новые соотношения между индивидуальным и общезначимым в художественном познании.
«Демократичность» или «элитарность» повествователя, укорененность его в коллективных представлениях или отстраненность от них, его личная причастность к событиям или объективная позиция «над» происходящим, степень согласия или расхождения с ведущими героями все это определяет и лексическую окраску прозы, и ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы.
В русской литературе в послереволюционную эпоху, когда автор-повествователь, отказываясь от аналитических пояснений, «приглушает» собственный голос, стилизует его либо передоверяет рассказ другим лицам (ср. Сказ, Стилизация), в сфере лексико-синтаксических проявлений С. возникает несравненно большая, чем прежде, пестрота, сложность и причудливость. Прежде всего на «карте» современной прозы обозначается контраст между «неподготовленным» словом (термин В. Е. Ветловской применительно к Достоевскому), которое как бы неуверенно и не сразу нащупывает свой предмет, и словом стилистически проверенным, закрепленным за предметом или впечатлением. На этот контраст накладывается противоположность между ориентацией на устную, разговорную и, с другой стороны, письменную речь. В связи с общей демократизацией и повышенной «публичностью» литературы, в 20‑х начале 30‑х гг. и затем, в конце 5060‑х гг., вследствие очередного выдвижения на 1‑й план автора-рассказчика (особенно в «молодежной повести») резко расширилось место разговорного, даже «улично»-просторечного слова, короткой, усеченной фразы, броской метафоричности, ускоренных темпов изложения. Однако для последующего времени более характерно сочетание «неподготовленного», лексически «всеядного», близкого к устному слова с нарочито удлиненными синтаксическими периодами, как бы с видимым напряжением пробивающимися к сути жизни, вбирающими диалоги «внутрь» косвенной речи, непрерывно самоуточняющимися. Характерной чертой одного из заметных стилевых направлений в советской прозе 6070‑х гг. стало расширение прав диалога, в котором зазвучали «новые» слова, и в первую очередь живой народно-разговорный язык (например, у В. М. Шукшина, В. И. Белова). Современный повествователь, нередко отождествляющий свой кругозор с традиционным коллективным сознанием, может вносить в С. черты романтизированной архаики, которые вступают в неожиданное сочетание с натуральным, бытовым материалом («мифологическая струя», представленная Ч. Айтматовым и другими). В целом в многообразии стилей современной советской прозы можно заметить два процесса, идущие параллельно: нарастание аналитической замедленности, вдумчивости и дальнейшее (начатое еще Шолоховым и А. П. Платоновым) мировоззренчески-языковое сближение голоса автора с голосами ведущих персонажей и голосом народной памяти.