Что такое стилистика в русском языке определение кратко

Стилистика в русском языке

Стилистика — раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль (от греч. stylos — палочка для письма) — способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

Функциональный стиль — это подсистема (разновидность) литературного языка, имеющая определённую сферу функционирования и обладающая стилистически значимыми (маркированными) языковыми средствами.

Выделяют следующие функциональные стили:

— стиль художественной литературы.

Научный стиль

Научный стиль — это язык науки. Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения. Научный текст отличается подчёркнутой, строгой логичностью: все части в нём жёстко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.

Отвлечённость и обобщённость непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлечённым значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Научный стиль имеет преимущественно письменную форму, но возможны и устные формы (доклад, сообщение, лекция). Основными жанрами научного стиля являются монография, статья, тезисы, лекция и др.

Публицистический стиль

Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нём широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Основные стилевые черты официально-делового стиля — это:

а) точность, не допускающая иного толкования;
б) неличный характер;
в) стандартизованность, стереотипность построения текста;
г) долженствующе-предписывающий характер.

Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи — ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов.

Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоиме­ния 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределённо-личном значении.

В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание.

Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдём изобразительных средств языка.

Разговорный стиль

В основе разговорного стиля лежит разговорная речь. Основной функцией разговорного стиля является общение (коммуникация), а основная его форма — устная.

В составе разговорного стиля выде­ляются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка, и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности.

Письменная форма разговорного стиля реализуется в эпистолярном жанре (частные письма, личная переписка, а также дневниковые записи).

Художественный стиль

Художественный стиль является инструментом художественного творчества и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи. Однако в художественном стиле эти изобразительные средства выступают в особой роли: целью их использования становится эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя.

Художественная литература допускает употребление просторечных, диалектных слов и выражений и даже вульгаризмов. В языке художественной литературы используется всё многообразие изобразительно-выразительных средств (метафора, эпитет, антитеза, гипербола и т. д.).

Отбор языковых средств зависит от индивидуальности автора, темы, идеи произведения, жанра. Слово в художественном тексте может приобретать новые оттенки значения.

Большую роль в художественном тексте играет многозначность.

Основная цель художественного стиля — создать средствами языка художественные образы, поэтому в художественной литературе широко используются живописующие, эмоционально окрашенные обороты речи.

Стремление к яркой образности заставляет авторов избегать речевых трафаретов, шаблонов, искать для выражения мысли новые варианты и формы.

Для художественного стиля характерно многообразие жанров, стилистических средств и приёмов.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Источник

Стилистика

Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Смотреть фото Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Смотреть картинку Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Картинка про Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Фото Что такое стилистика в русском языке определение кратко

Стили́стика — филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

До сих пор предмет и задачи стилистики остаются спорным вопросом.

Существует, но не является полностью общепринятым разделение стилистики на литературоведческую и языковедческую (см. ниже). Языковедческая рассматривает функциональные стили речи, литературоведческая изучает систему образов, сюжет, фабулу и т. д. в отдельном произведении.

Б. В. Томашевский писал: «Стилистика является связующей дисциплиной между языкознанием и литературоведением». [1]

Содержание

Основные категории

Разделы стилистики

Языковедческая стилистика

Языковедческая стилистика — наука о стилях речи, изучающая различные выразительные возможности языка — экспрессивные, оценочные, функциональные (коммуникативные, познавательные, эмоциональные).

Учение о трёх «штилях» М. В. Ломоносова

Первый составляется из речений словенороссийских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из словенских (древнеславянских), россиянам вразуметельных, но весьма обветшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях…

Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском употребительных… Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуются обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги (идиллии, пасторали — стихи о пастушеской жизни) сего штиля больше должны держаться.

Низкий штиль принимает реченья, которых нет в словенском диалекте… Каковы суть — комедии, увесилительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению.

— М. В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке, 1758

Современные функциональные стили речи

Современный русский язык состоит из 5 стилей:

К каждому из этих стилей присущи свои особенности, отличающие его от других стилей, так, например, для официально-делового стиля характерна стандартизация, включение в текст аббревиатур, сокращений, для научного — насыщенность терминологией (15—25 % текста, «сухость» языка изложения и т. д.)

В стиле художественной литературы используются языковые средства, обладающие наравне с логическим смыслом ещё и экспрессивно-эмоциональным оттенком.

К таким средствам относятся, например, тро́пы, помимо которых используются и другие конструкции: обращения, вводные и вставные конструкции, прямая речь, несобственно-прямая речь, многие односоставные и неполные предложения. Сильными средствами эмфатической интонации являются стилистические фигуры.

Поэзия практически невозможна без стилистических фигур, которые позволяют оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы, словом — все оттенки звучащей фразы.

Человек, в процессе чтения игнорирующий стилистические фигуры и ориентирующийся лишь по знакам препинания, лишает себя всех тонкостей поэзии и, следовательно, не понимает глубины произведения.

Стилистические фигуры

Стилистические фигуры (риторические фигуры) представляют собой особые синтаксические построения, служащие для усиления образно-выразительной функции речи.

Стилистические фигуры изучались такими филологами, как А. М. Веселовским, Б. В. Томашевским и др.

Эти синтаксические построения можно разделить на 2 группы:

Из общей массы стилистических фигур рассмотрим 13 основных:

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Смотреть фото Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Смотреть картинку Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Картинка про Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Фото Что такое стилистика в русском языке определение кратко

Полезное

Смотреть что такое «Стилистика» в других словарях:

Стилистика — СТИЛИСТИКА наука о стиле и стилях (см. это слово). По составу входящего в нее материала стилистика в большой мере совпадает с языковедением, так как носителем стиля является язык. Но в части своей она, несомненно, выходит за пределы языка,… … Словарь литературных терминов

СТИЛИСТИКА — (ново лат., от stilus стиль). Наука о слоге или о стиле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТИЛИСТИКА новолатинск. от stilus, стиль. Наука о слоге. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА, стилистики, мн. нет, жен. (линг., лит.). 1. Учение о выразительных средствах языка. Стилистика разговорной речи. 2. Отдел теории словесности о средствах и приемах художественной речи. 3. Совокупность художественных средств языка… … Толковый словарь Ушакова

стилистика — и, ж. stylistique f. <, нем. Stilistik. 1. Учение о стилях речи. БАС 1. Стилистика разговорной речи. Уш. 1940. 2. Отдел теории литературы, изучающий стили литературно художественных произведений. БАС 1. Грамматисты и риторы, занимавшиеся… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА, 1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности. 2) В литературоведении раздел теоретической … Современная энциклопедия

СТИЛИСТИКА — 1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.2) В… … Большой Энциклопедический словарь

СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА, и, жен. Наука о стиле или стилях языка и художественной речи. С. русского литературного языка. | прил. стилистический, ая, ое. С. анализ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

стилистика — сущ., кол во синонимов: 5 • лингвостилистика (1) • словесность (12) • стилостатистика … Словарь синонимов

Стилистика Л. — Стилистика Л. СТИЛИСТИКА Л. как соотношение и взаимосвязь различных видов «малой образности» тропов и стилистич. фигур с особенностями индивидуального лермонт. стиля до сих пор не была предметом целенаправленного литературоведч. анализа, хотя как … Лермонтовская энциклопедия

СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА. Раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования средств языка в процессе коммуникации. В практическом курсе языка занятия по С. сводятся к ознакомлению учащихся с функциональными стилями и особенностями… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Стилистика — СТИЛИСТИКА, 1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности. 2) В литературоведении раздел теоретической … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Значение слова «стилистика»

Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Смотреть фото Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Смотреть картинку Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Картинка про Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Фото Что такое стилистика в русском языке определение кратко

1. Учение о стиле (стилях) речи. Стилистика романтизма. Латинская стилистика.

2. Свойства и выразительные средства языка художественного произведения. Как и всякому великому художнику слова, форма его стихов была подсказана ему их содержанием. Стилистика у него всецело подчинялась тематике. К. Чуковский, Мастерство Некрасова.

3. Раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, описывающий нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

По учебнику русского языка (А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев), Стилистика — учение о средствах языковой выразительности и условиях их использования в речи — и культура речи.

До сих пор предмет и задачи стилистики остаются спорным вопросом.

Существует, но не является полностью общепринятым разделение стилистики на литературоведческую и языковедческую (см. ниже). Языковедческая рассматривает функциональные стили речи, литературоведческая изучает систему образов, сюжет, фабулу и т. д. в отдельном произведении.

Б. В. Томашевский писал: «Стилистика является связующей дисциплиной между языкознанием и литературоведением».

СТИЛИ’СТИКА, и, мн. нет, ж. (лингв., лит.). 1. Учение о выразительных средствах языка. С. разговорной речи. 2. Отдел теории словесности о средствах и приемах художественной речи. 3. Совокупность художественных средств языка какого-н. литературного произведения, писателя, литературной школы, эпохи. С. Гоголя. С. романтиков первой четверти 19 века.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стили́стика

1. филол. научная дисциплина, занимающаяся изучением особенностей языка и стиля произведений художественной литературы

2. лингв. раздел языкознания, занимающийся изучением выразительных средств языка

3. совокупность выразительных средств и приемов их использования, характерная для какого-либо художественного произведения, писателя, актёра и т. п. ◆ Поскольку данная работа посвящена вопросам стихосложения, стилистика и эйдология специально исследованы не будут. М. Д. Эльзон, ‎Н.А. Грознова, «Николай Гумилев», 1994 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Смотреть фото Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Смотреть картинку Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Картинка про Что такое стилистика в русском языке определение кратко. Фото Что такое стилистика в русском языке определение краткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова плантатор (существительное):

Источник

Основные понятия стилистики (статья)

«Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуется функционирования (или способы исследования) языковых единиц (и категорий) в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях языкового общения, а также функционально-стилевая система, или «система стилей», литературного языка в его современном состоянии и в диахронии.» (Русский язык. Энциклопедия. М..; 1979, с.334).

Большой вклад в развитие теории и практики стилистики внесли известные просветители, лингвисты, методисты. Конечно, главная роль здесь принадлежит М.В. Ломоносову, который считается основоположником стилистики русского языка. Его теория трех стилей – это основной труд по истории стилистики. Учение о трех стилях было известно еще античным писателям. Своеобразие труда М.В. Ломоносова состояло в том, что он осмыслил эту теорию применительно к соотношению русского и церковнославянского языков. Ломоносов предлагает три штиля: высокий, средний, низкий. Различие между штилями зависело от степени употребления в них старославянизмов.

Изучение любого языка обязательно связано со стилистическим аспектом, т.к. каждая лингвистическая единица /фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение/ функционирует в реальной речевой ситуации, говорящий имеет возможность выбора тех или иных единиц, наиболее подходящих к данной ситуации. Изучение языковых единиц в их стилевом разнообразии, в отношениях синонимики в широком смысле свидетельствует о практической направленности усвоения речевых навыков. На начальной стадии изучения русского языка следует исходить из конкретных коммуникативных потребностей, следует учитывать форму речи /устная или письменная/, речевую ситуацию /бытовое общение или публичное выступление/ и т.д.

Функциональным аспектом языковой системы занимается наука стилистика. «Стилистика – наука о богатстве и разнообразии системно связанных между собою маркированных и немаркированных средств литературного языка и об умении их использовать наряду с нелитературными языковыми средствами, в зависимости от жанра, содержания, целей высказывания, а также ситуации и характера аудитории» (Панфилов А.К. Стилистика русского языка. М.; 198, с. 6).

Понятие стиль является центральным в стилистике.

Однозначного и общепризнанного определения понятия стиль нет. Стиль тесным образом связан с формой речи. Форма речи – это внешнее выражение нашего сообщения с помощью. Языковых средств, способ передать содержание независимо от того, к какому стилю оно относится. В этом плане форма относится с объективной действительностью. А «объективное» не зависит от субъекта, от человека. Таково и соотношение говорящего и формы речи, которой он пользуется. Хотя каждый говорящий использует соответствующую форму по-своему, тем не менее форма речи, во-первых, существует не только в сознании данного человека /ею пользуется все общество/, а во-вторых, это определенная система, которая существовала и до него и сохранится впредь. Она объективна.

Стиль речи – это манера выражения и передачи мысли, выборочное использование единиц языка в определённой сфере общения. Это не какая-либо «структура» языка, а отбор необходимых средств для выражения экспрессивности, эмоциональности. Форма речи – внешняя, объективная сторона, стиль – внутреннее качество речи, проявление её содержательной, субъективной стороны.

Целостное представление о стилистических ресурсах современного русского языка формируется на основе обобщения и систематизации их знаний о синонимах /лексических, фразеологических, грамматических/, о дифференциации лексики на книжную и разговорную, об эмоционально окрашенной лексике, об оценочных и функциональных значениях словообразовательных средств, грамматических форм и конструкций.

Ведущими принципами отбора дидактического языкового материала по стилистике являются принцип оценки выразительности речи и принцип развития чувства языка.

Способность чувствовать выразительные элементы /коннотации/ фонетики, лексики, грамматики данного текста зависит от развития эмоциональной сферы психики обучающегося, от их способности откликаться определенными эмоциональными состояниями на соответствующие языковые средства выразительности речи».

Стилистика – наука, устанавливающая правила уместного употребления синонимических средств языка в речи. Стилистика делится на 3 класса понятий: стилистика языка, стилистика речи, или функциональная стилистика и стилистика художественной литературы.

Стилистика изучает языковые единицы и средства всех уровней языка, но со своей, стилистической точки зрения. Стилистический подход к морфеме, фонеме, слову, словосочетанию, предложению проявляется в дополнительных значениях, по которым определяется: 1).сфера жизни, в которой происходит общение /функционально-стилистическое значение/; 2).тип ситуации, в которой эти единицы, как правило, употребляются /экспрессивно-стилистическое значение/, 3).общественная оценка явлений, обозначенных данными единицами языка /оценочно-стилистическое значение./. Эти стилистические значения в каждую эпоху закреплены за единицами языка как след, как отпечаток их преимущественного определения в определенных ситуациях и контекстах. Хотя в общественно-речевой практике людей слова обогащаются новыми стилистическими оттенками, в каждую данную эпоху в языке существуют стилистические нормы, определяющие употребление языка. Эти нормы, хотя и менее жесткие и строгие, чем нормы в грамматике, существуют объективно и ощущаются говорящими, особенно в тех случаях, когда они нарушаются. Понятие «нормы» является принципиально важным для языка. В АГ-80 даётся следующее определение: «Норма – социально обусловленная и общественно осознанная система правил, кот. представляет собою обязательную реализацию языковых законов. Норма – свидетельство развитости и зрелости языка. Норма регламентируется обществом». (Русская грамматика. Т.1, М.: 1980, с. 10).

Стилистическую систему языка можно изучать в её состоянии в тот или иной момент истории и в её развитии /синхрония и диахрония/, т.е. существует стил. описательная и историческая, а при изучении стил. явлений в разных языках – то и сопоставительная /компаративная/.

Норма как языковой феномен – это определённое свойство языка, действующий в нем механизм регулирования избыточности. Избыточность как условие надёжности работы систем и условие её развития проявляется в языковой вариантности. Разные виды вариантности соответствуют разным видам норм. Функциональная норма регулирует выбор позиционных вариантов фонем, материальных и семантических вариантов морфем, грамматических вариантов слов, синтагм и т.д. «Наличие функциональной нормы создает проблему правильности как соответствия структуры речи создавшей её системе. Литературная норма – это складывающийся в языке в определённый период его развития механизм социальной оценки и выбора вариантных средств речевого выражения, отвечающий социальным потребностям этноколлектива в едином средстве общения». /Сиротинина О.Б. Функционирование русского языка в устной и письменной форме. в кн.: Норма и функционирование языковых единиц. с. 16./.

Понятия «стилистическая окраска» и «эмоционально-экспрессивная окраска (или оттенки)» связаны, но не тождественны. И стилистическая окраска, и эмоционально-экспрессивные оттенки входят в стилистические показатели слова, т.е. являются значимыми. Стилистическая окраска – это такое качество слова, связанное с типичными для него сферами употребления, которое прежде всего известным способом характеризует речь, а через нее и участников общения. Эмоционально-экспрессивные. оттенки – это дополнительные компоненты значения слова, которые прежде всего характеризуют обозначаемый словом объект, явление, выражая к нему отношение говорящего.

Уже в школьной практике содержание функциональной стилистики раскрывается в следующих понятиях:

1. Функциональный стиль – система признаков текста, которые отличают один стиль от другого /научную речь в целом от художественной и официальную речь от непринужденной, разговорной и т.д.)

2. Стилеобразующие факторы – внелингвистическая сфера общения, (условия общения, цель и задачи общения, содержание высказывания) и лингвистические (устная или письменная форма общения, жанр, способ изложения – повествование, описание, рассуждение);

4. Языковые особенности стиля – лексико-фразеологические, морфемно-словообразовательные, морфологические и синтаксические единицы, воплощающие специфику конкретного функционального стиля, его стилевые черты.

5. Функциональные стили и жанры. Разговорный, официально-деловой, газетно-публицистический, научный. Стиль художественного произведения.

6. Стилистический анализ как вершина лингвистического анализа. При стилистическом анализе следует опираться на выявление функций единиц всех уровней, это синтез отдельных видов филологического анализа. Любой текст реализуется в традиционной или новаторской стилевой манере, представляет интерес в отборе речевых средств, а художественный текст имеет эстетическую ценность. Стилистический анализ позволяет глубже раскрыть идейно-тематический замысел писателя, показать неисчерпаемые возможности языковой системы в ее реальном функционировании. Навыки стилистического анализа приобретаются постепенно при изучении отдельных видов лингвистического анализа, при изучении художественной литературы, при развитии устной и письменной речи.

Филологическое образование углубляет эти знания и воспитывает сознательное отношение к избирательному употреблению в речи языковых средств, формирует стилистические навыки.

При формировании стилистических понятий используются следующие методы и приемы:

1. Исследовательские методы: метод сопоставления и противопоставления в выявлении отдельных компонентов речевого стиля на разных условиях изучения лексических, морфологических и синтаксических категорий.

3. Стилистический анализ текста. Метод эксперимента (замены, исключения из текста компонентов стиля, подстановки, т.е. трансформация текста в соответствии с коммуникативной установкой), в формировании понятий полярных стилевых черт.

4. Творческие методы. Моделирование устных и письменных сочинений разных жанров и стилей по ассоциации с представлениями, в соответствии с опытом, ситуацией общения и ролевой деятельностью.

5. Метод запланированной речевой деятельности: редактирование, рецензирование, оппонирование; доклады, выступления…

6. Метод импровизации – составление спонтанных текстов.

7. Приемы выработки рефлекса на плохо звучащее слово: выразительное чтение в процессе работы над сочинением; перевод устной разговорной речи в письменную с сохранением особенностей разговорной речи и наоборот письменной речи в устную с последующим критическим разбором.

8. Межпредметные связи – планирование материала по стилистике на других уроках (отчеты, доклады, критический анализ, реферат, аннотация).

Изучение основ курса стилистики как раздела науки о современном русском языке конкретизирует, обогащает и развивает знания и умения, приобретенные обучающимися при овладении основами культуры речи. Усвоение теоретических сведений по стилистике должно способствовать повышению лингвостилистической культуры носителей языка, научить их оценивать языковые факты, отбирать и сочетать языковые средства, учитывая содержание и ситуацию общения, должно развивать специально- речевые умения и навыки / редактирование своего и чужого текста, рецензирование, тезирование, творческие работы и др./.

Классификация речевых и собственно стилистических недочетов в тексте и их исправление – задача словесника. В книге «Практическая стилистика» Д.Э. Розенталя представлена следующая классификация стилистических ошибок:

Дворянство воспитывалось за границей.

Все лето занималась консервацией.

Черты характера, характерные для Чацкого.

II. Ошибки, отражающие неправильную связь слов в предложении.

1. Трудные случаи согласования

Студенчество заполняют аудитории высших учебных заведений.

При решении задач допущено ряд ошибок.

Рой мух так и кишат в воздухе. Часть журавлей полетели дальше.

2. Употребление в одном ряду полных и кратких прилагательных.

Воздух был свеж, душистый и прозрачен.

Олег был храбрый и честен.

3. Ошибки в выборе времени глагола

Лисицы на щиты, орлы клекочут, созывая зверей и птиц.

III. Ошибки в построении предложений.

1. Нарушение порядка слов в предложении

Ильи Ильича мать говорила: «Учение не уйдет, а здоровья не купишь».

Обитателей ночлежки показал в пьесе «На дне» Горький.

2.Ошибки в употреблении местоимений.

Как изображали Пугачева Пушкин и его враги.

Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.

Я увидел морское животное. Он был похож на мешок с головой.

IV. Неправильное употребление деепричастного оборота

Наполеон думал, что, перейдя границу, ему преподнесут ключи со столицы.

Вот такие пришли мне в голову мысли, читая рассказ М.Горького «Челкаш».

V. Удвоение подлежащего (дублирование)

Пушкин он написал стихотворение «Анчар».

Рыбаки они совсем перестали надеяться на свое спасение.

VI. Употребление лишних слов в предложении

В романе главным героем этой книги является Андрей Соколов.

Шолохов до тонкости изучил пейзажи донской природы.

VII. Пропуск необходимых слов

Каждый день Евгений посещает то балы, то рестораны, то театры, то различные прогулки. (Пропущен глагол совершает перед словами различные прогулки.)

Особенно Павел поднялся в глазах людей после истории с «болотной копейкой». (Нужно было сказать: авторитет Павла, а не Павел).

Поэма заставляет нас задуматься о роли вождя в революции.

(Нужно: задуматься над вопросом о роли …)

VIII. Неправильное использование предлогов

Лаэрт узнает причины смерти отца.

На полях, дорогах и лесах лежали опавшие листья.

IX. Неправильное употребление союза и

Плюшкин ходил по деревне, и собирал всякие тряпки и говорил, что когда-нибудь все это ему пригодится.

Люба и Сережа подошли к бирже, и пробрались внутрь помещения, и подожгли здание.

Х. Неоправданное повторение или неверное употребление подчинительных союзов и союзных слов

Болконский сравнивает свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал.

Манилов мечтает, чтобы ему выстроили мост, чтобы на нем были лавки, чтобы в них торговали различными товарами.

XI. Неправильное преобразование прямой речи в косвенную

Павел ответил, что я хочу знать правду.

Долохов спросил, кто поедет со мной в разведку.

ЛИТЕРАТУРА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *