Что такое стилизация в дизайне
Стиль и стилизация в дизайне
Стиль является одним из основных понятий, связанных с эволюцией костюма во времени и в человеческом обществе. Можно выделить так называемый иль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера, фирменный стиль.
Стиль — наиболее общая категория художественного мышления, характеризующая определенный этап его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в остальном произведении; художественно-пластическая однородность предметной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художевенной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, в которых заложено определенное содержание. В нем выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение каждой эпохи. Поэтому стиль можно
…итать общим художественным выражением эпохи, художественным переживанием человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху.
Стиль — это конкретное воплощение эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой Инородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие гили называют «большими художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех видах искусства — в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Традиционно историю искусства трактуют как последователь-
историзм, модерн (ар нуво сецессион, либерти рис формообразован характерные каждого …pe, …тял… особе ости формообразования истс ….ec
костюма каждого периода, что дает основание сравнивать формы и пропорциональные членения костюме арлтсмурным формами явинши времени так, риторики костюма часта сравнивают драп ированные хитонь древних феков
….жив множество разнообразных «мод» и модных стилей: универсальности
многофункциональностью, целостностью и простотой форм, соответвием потребностям человека и долговременным тенденциям образа жизни. К …сическим относятся такие стили, как английский (английская классика — юм, классические виды верхней одежды), Шанель, джинсовый, вестерн, ри, морской и т.д.
омимо «больших художественных стилей» и «микростилей» существует та-понятие, как «авторский стиль», или «индивидуальный стиль мастера», — совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества масте-фоявляющаяся в типичных для него темах, идеях, в своеобразии изобразительно-выразительных средств и художественных приемов. Авторским стилем …чалось творчество таких крупнейших кутюрье и дизайнеров одежды, как Шанель, К. Диор, К. Баленсиага, А.Курреж, Дж.Версаче, К.Лакруа и др. Художественно-пластическая однородность современной предметной среди …юлучила определение «дизайн-стиль». Дизайн-стиль отражает результаты …тического освоения технического прогресса, достижения промышленного щения материалом. Он связан с новейшими материалами и технологиями, …рые способны не только изменять облик вещей, но и придавать новые …ства жизни человека, влияя на процесс взаимодействия вещи и человека…дизайне существует понятие «фирменный стиль» — стилевое единство с элементов промышленной фирмы (от оформления среды до продукции), оектированных для создания определенного запоминающегося образа все-что связано с деятельностью и продукцией предприятия. Фирменный стиль ведется конкретным автором, существует, как правило, вне территориальность границ и носит субъективный характер понятием «стиль» тесно связано понятие «стилизация». Стилизация является
художественным приемом при создании новых произведений искусства. стилизация — намеренное использование формальных признаков и образной темы того или иного стиля (характерного для определенной эпохи, направления, автора) в новом, необычном для него художественном контексте. а предполагает свободное обращение с прототипами, в частности транс-рмацию форм, сохраняя при этом связь с исходным стилем. В этом случае исторческий источник всегда узнаваем. В отдельные эпохи подражание стилям юсического искусства (античного искусства) было господствующим прин-пом. Так, прием стилизации использовался в классицизме, неоклассицизме
Стилизация как художественный прием служила источником появления вых форм и образов в искусстве модерна. В современном дизайне она сохраняет свое значение, особенно если речь идет о так называемом коммерческом зайне… («корпоративном» дизайне), ориентированном на создание продукции для массового потребителя.
Стилизация в дизайне — это, во-первых, сознательное употребление при-аков того или иного стиля при проектировании изделий (чаще употребляет-в этом значении термин «стайлинг»); во-вторых, прямой перенос наиболее ных визуальных признаков культурного образца на проектируемую вещь, Ще всего в область ее декора; в-третьих, создание условной декоративной Фмы путем подражания внешним формам природы или характерных для первой половины XVI в. Кроме того, в рамках «большого стиля» могут развиваться «микростили». Так, в пределах стиля рококо в 1730—1750-х гг. существо! «микростили»: шинуазри (китайщина) и тюркери (турецкий стиль); bhе стиля модерн (1890—1900-е гг.) можно выделить неоготику, неорусский геометрический стиль и т.п.; в стиле ар деко (1920-е гг.) — египетский, ….ский, африканский, геометрический стили и т.д.
Однако со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена «боль художественных стилей»: ускорение темпов жизни человека и общества, витие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образ Уже в XIX в. появились стили, ориентированные на использованиепрошлого и их смешение (историзм, эклектика). Эклектика стала одной важнейших характеристик культуры XX в., особенно его последней трети культуры постмодернизма (эклектика — смешение различных стилей, … одновременно нескольких стилей), что оказало влияние и на m(j и на костюм. Последним «большим художественным стилем» можно считать наверное, стиль модерн. В XX в. на смену «большим стилям» пришли hoi концепции в искусстве, связанные прежде всего с инновационной сущность искусства авангарда: абстракционизм, функционализм, сюрреализм, поп и т.д., отражавшие мировоззрение человека XX в. Сегодня речь может идти о «большом стиле», а скорее о «модном стиле», когда стиль приобретает местные значения, теряя при этом устойчивость в течение достаточно длительного времени, которой обладали «большие стили эпохи». Так, в моде XX в. в каждое десятилетие существовали свои «микростили» в костюме, последовательно си нявшие друг друга: в 1910-х гг. — восточный стиль и нео-грек; в 1920-х гг| русский, египетский, латиноамериканский, африканский; в 1930-х гг. — н| классицизм, историзм, латиноамериканский, сюрреализм; в 1940-х гг. — к^ три и вестерн; в 1950-х гг. — нью лук, Шанель; в 1960-х гг. — космический 1970-х гг. — романтический, ретро, фольклорный, этнический, спортивна джинсовый, диффузный, милитари, бельевой, диско, сафари, панк-стиль) 1980-х гг. — экологический, новые пираты, неоклассика, необарокко, сек корсетный; в 1990-х гг. — гранж, этнический, экологический, гламур, историзм, нео-панк, киберпанк, нео-хиппи, минимализм, деконструктивизм т.д. Каждый сезон модные издания пропагандируют новые стили, каждый дизайнер одежды стремится создать свой стиль. Но впечатляющее многообраз стилей в современной моде вовсе не означает того, что они появляются порой вольно. Актуальным становится стиль, в котором находят отклик политиче кие события, социальные проблемы, волнующие людей, их увлечения и це ности. В модных стилях отражаются изменения образа жизни и образа челов ка, представления о его месте и роли в современном мире. На появление hobых стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов их обработки.
Среди множества стилей можно выделить те, которые называют «класс ческими»: стили, которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение длительного времени. Классическими становятся стили, обладающие o…
метов. Стилизация широко применяется в моделировании одежды для создания новых форм и выразительных образов. Блестящими примерами стилизации являются коллекции И.Сен-Лорана I960— 1980-х гг.: «Африканки», «Русские балеты/оперы», «Китаянки», «Испанки», «Памяти Пикассо» и т.п.
Стиль является более устойчивым социальным феноменом, чем мода (можно в связи с этим вспомнить знаменитое высказывание К. Шанель: «Мода меняется, а настоящий стиль — никогда»).
При всем многообразии стилей, которые каждый сезон предлагают модельеры и рекламируют модные журналы, телевидение и Интернет, можно выявить общие тенденции, определяющие направления развития современного дизайна одежды. Одна из этих тенденций — продолжающаяся демократизация моды, своеобразное «освобождение от ига моды», которое проявляется в отсутствии единого и обязательного для всех модного образца, в стирании границ между одеждой разного назначения, в необязательности законов «хорошего вкуса» и правил сочетания различных вещей, цветов и материалов. Другая тенденция — индивидуализация предметной среды, создание условий для свободного самовыражения каждого человека. Усиливается гуманитарная роль дизайна, способного помочь в решении проблем, стоящих перед современным обществом, так как он может влиять на формирование образа жизни, определять структуру потребностей человека, способствуя утверждению экологических ценностей в обществе. Таким образом, определяющей можно считать экологическую ориентацию в современном дизайне и в дизайне одежды в том числе.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
4. Граф.дизайн. Стилизация предметов.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить методы стилизации и применить знания на практике, выполнив два упражнения.
Стилизация
Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.
Далее переход от зарисовки к условной форме.Это второй этап — перевоплощения, трансформации, стилизации мотива. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.
Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так
Обобщение формы живописными средствами: а)реалистическое изображение, б)декоративное изображение,в)абстрактное изображение
Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.
Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.
Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта. Знак можно назвать абстрактным символом.
В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).
а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца
для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);
б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).
Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.
Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.
Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.
При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.
Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.
С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.
Упражнение №1.
Стилизация простого растения (лист, дерево) на формате А4 4-5 разными способами, используя черную ручку.
Этапы выполнения задания:
Стилизация объекта
Использование стилизованных природных образов имеет широкое распространение не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в других областях, например, в разработке фирменного стиля. При создании логотипа используются запоминающиеся стилизованные образы природных форм.
Художники выполняют стилизацию рисунка традиционно – «от руки».
Дизайнеры используют различные компьютерные редакторы, преобразующие изображения с помощью инструментов трансформации, которые позволяют делать любой масштаб, вращать, зеркально отражать и искажать рисунок.
В дизайне и декоративноприкладном искусстве под стилизацией принято понимать процесс декоративного обобщения изображения на основе изменения формы, графической проработки, модификации цвета и объема.
В зависимости от степени изменения первоначальной формы стилизация подразделяется на три вида:
– внешняя поверхностная стилизация предполагает незначительные изменения и упрощения готового образца;
– декоративная стилизация подразумевает упрощение или трансформацию формы с сознательным отказом от несущественных элементов объекта изображения и его подробной деталировки;
Для проработки объекта стилизации необходимо его изучить и выявить характерные особенности. Процесс стилизации должен осуществляться не только на основе внешне воспринимаемого признака, но и по внутреннему свойству, который может даже не наблюдаться визуально. Основной целью стилизации считается достижение выразительности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.
Первый прием стилизации – упрощение цветовых отношений. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета, упрощение тональных и цветовых отношений и др.
Следующий прием стилизации – это ритмическая организация целого, которая подразумевает приведение формы или конструкции изображаемого предмета к определенной геометрической, орнаментальной или пластической конфигурации. В символических изображениях линии и пятна могут переходить в более сложные комбинации [1].
Использование одного и того же образа позволяет художнику прибегать к различным приемам и средствам стилизации, прорабатывая множество различных образов, тем самым позволяя воплощать свой творческий потенциал.
Как сделать надпись красивой и понятной: стилизация текста в дизайне
Стилизация текста похожа на добавление соли в кулинарии. Немного, аккуратно — получается вкусно. Переусердствуем — становится несъедобно.
Когда разрабатываете дизайн логотипа или креатив для рекламы, хочется сделать надписи красивыми и уникальными. Чтобы они выделялись на фоне других, привлекали внимание, радовали глаз. Но если переборщить — слова станет сложно читать, значит, текст станет хуже выполнять свою главную задачу — доносить информацию.
Поэтому важно знать основы стилизации в дизайне и уметь работать с ней.
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Что такое стилизация и зачем она нужна
Читатель быстро воспринимает текст, напечатанный классическим шрифтом, и легко улавливает его смысл. Но глаз за такие надписи не цепляется.
В борьбе за внимание приходится искажать форму, чтобы создать художественный образ — это и называется стилизацией. Её приёмы лежат в основе многих логотипов и рекламных креативов.
Стилизация — про поиск баланса между креативом и читабельностью.
Стилизация надписей в логотипе позволяет с первого взгляда понять, что за бренд перед нами. Визуальный образ может соответствовать названию или указывать на сферу деятельности компании.
Изменение формы букв хорошо работает в рекламных баннерах для привлечения дополнительного внимания.
Тренд на деформацию букв укрепился в диджитале с ростом популярности анимации. Чтобы печатные знаки в движении были нескучными, их собирают из кусочков, вертят в разных направлениях или меняют им форму.
Новичку может показаться, что это довольно лёгкая задача, но хорошая стилизация — настоящее искусство. Если вы напечатаете слово в графическом редакторе и начнёте двигать векторные кривые в буквах, то быстро обнаружите, как осмысленная надпись превратилась в симпатичную кракозябру.
Что делает буквы и слова узнаваемыми
Если не вдаваться в исключения из правил, всё самое важное у буквы расположено чуть выше её середины. Именно по этой области проще понять, что перед нами не просто картинка, а знак алфавита. А вот нижняя половина букв менее ценная, чем верхняя. Смотрите:
В верхней части букв больше всяких переломов формы, которые влияют на узнаваемость. Буквы «Г», «Т», «П» и многие другие в своей нижней половине напоминают одинаковые палки, а отличаются только верхушкой.
К тому же человеческий глаз ошибочно определяет середину чуть выше, чем она расположена на самом деле. Буквы в большинстве шрифтов построены с учётом этой особенности, и центральные элементы в них тяготеют к верхней половине.
Поэтому без особой необходимости её лучше не трогать. А вот искажать нижние части букв любят даже во многих декоративных шрифтах, это универсальный приём:
Второй популярный способ покреативить с типографикой — продлить концы букв в разных направлениях. Этим создают визуальный образ при минимальной деформации самого буквенного знака. Такое решение вы регулярно видите — в логотипе Subway:
Наконец, важнее всего — общая форма буквы, а не детали внутри неё. При взгляде на «М» мы ожидаем увидеть два треугольника, на букву «Е» — подобие широкой вилки. Штрихи могут быть толще и тоньше, короче или длиннее, выше или ниже — мы всё равно узнаём букву, благодаря этому и существует огромное многообразие шрифтов. И если один штрих из «Е» вообще убрать, никто сильно не огорчится:
Те части букв, которые не слишком важны для понимания формы, можно заменить на что-нибудь другое.
Но слова мы не читаем по отдельным буквам, а воспринимаем целиком как визуальную форму. Помните заезженный мем, где в словах перепутаны буквы, а читается всё равно без проблем? Это связано с тем, что глаза при чтении делают скачкообразные движения, и точек фиксации взгляда гораздо меньше, чем букв.
Давайте посмотрим на запись движений глаз с айтрекера :
Прибор для фиксации движений глаз.
Как видите, иногда из фокуса внимания выпадают не то что буквы, а целые короткие словечки. Их мы воспринимаем периферическим зрением и легко можем даже не заметить отсутствие, перестановку или искажение отдельных букв. А если и заметим, то без труда угадаем знакомое слово.
Это используется в дизайне — букву в слове можно изменить так, чтобы общее цветовое пятно не изменилось:
C каждым словом мы ассоциируем обобщённый, а не конкретный визуальный образ — именно эта способность позволяет нам без труда читать разные шрифты. Мы знаем, что в слове «ANIMAL» в начале будет что-то треугольное, потом много зигзагов, а затем — вертикальная палка с горизонталью внизу. Если общую форму не нарушать, с текстом можно всячески креативить.
Основные способы стилизации
Для хорошей стилизации важно не только продумать визуальные образы, но и учесть особенности восприятия букв и слов. Рассмотрим самые популярные приёмы, которые можно использовать в логотипах, вывесках и рекламе.
Поворот и перемещение букв
Это простой способ оживить надпись без ущерба узнаваемости слова. Мы уже рассмотрели поворот одной буквы в логотипе «Animal Planet». Но наклон надписей встречается очень часто, и иногда отдельные буквы вылезают за пределы строки. Например, как «La» в этом логотипе свешивается вниз:
Поворот слова — ещё один приём, который можно взять на вооружение. Часто и в наружной рекламе, и в интернете слово поворачивают на 90 градусов целиком:
Российскому жителю привычно и понятно, когда начало перевёрнутого слова внизу, потому что мы привыкли к такому написанию на торцах книг (в европейских книжках всё наоборот, начало вверху; впрочем, в дизайне используют оба направления).
Замена буквы
Узнаваемость каждой буквы особенно важна, если надпись коротенькая и незаезженная, например аббревиатура. Если слово длинное или просто у всех на слуху, можно убрать из него целую букву, заменив на что-то более интересное:
Слово-картинка
Иногда визуальный образ представляет собой не отдельные буквы, а целое слово. Это реже встречается, потому что читабельность в таком случае обеспечить трудно. Приём подходит для изображения простых предметов, в которых не придётся сильно ломать форму букв:
Если буквы нужно вписать в более сложные формы, для лучшей читаемости попробуйте добавить детализации и показать объём в пространстве. Было время, когда типографика с перспективными искажениями была моветоном и казалась устаревшей в рекламе и логотипах. Но уже несколько лет она держится в тренде:
Соединение букв
Ещё один популярный способ разнообразить типографику — это лигатуры, соединения между несколькими печатными знаками.
Негативное пространство
Другой относительно безопасный вариант креатива — это использование негативного пространства, когда фон становится буквой. Такой дизайн отличается от привычных надписей чёрным по белому, но не мешает восприятию смысла:
С помощью пустот между буквами даже можно создавать простые картинки. Возможно, вы не замечали, что в логотипе FedEx последние две буквы образуют белую стрелку:
Негативное пространство можно интересно обыграть и в фирменном стиле, и в рекламе. Оно позволяет креативить с надписями без ущерба лаконичности.
P. S. Универсальных рецептов нет
Существует бесконечное множество букв в алфавите, шрифтов, начертаний и способов стилизации. Поэтому нет единых инструкций на все случаи жизни.
Типографика — одна из самых сложных областей дизайна. Мы рассмотрели хорошие примеры, но зачастую надписи на вывесках, упаковках и логотипах всё же трудно прочесть. Даже если все буквы в наличии и на своих местах.
Несмотря на единые правила восприятия, в каждом отдельном случае на лёгкость чтения могут влиять разные факторы: специфика шрифта, длина и частота употребления слова, интервалы, цвет, размер букв. А читаемость названий — это главное, что важно сохранять, особенно в фирменном стиле.
Кстати, даже простые надписи в дизайне очень отличаются. Прежде всего это обусловлено разницей гарнитур и начертаний.
Бывают группы гарнитур с обычными засечками, с рублеными засечками, без засечек, а также декоративные шрифты, не подходящие ни под одно из описаний. В большинстве гарнитур есть разные варианты начертаний. Курсивные, жирные, жирные курсивные… Полужирные, полужирные курсивные… Тонкие, тонкие курсивные… В результате в нашем арсенале — бесконечное множество вариантов.
На восприятие текста также влияют пустоты между буквами. Их изменяют, варьируя интерлиньяж (расстояние между строчками), кернинг (расстояние между конкретной парой знаков) и трекинг (расстояние между всеми знаками).
Иногда этих незатейливых средств вполне хватает для выразительной надписи: