Что такое стилизация в танце
Что такое стилизация, фьюжн, комбинированный номер
Кроме типичных для своего направления танцев, часто исполняются разнообразные гибридные формы — когда одни стили смешиваются с другими. Для этого применяются разные понятия: стилизация, фьюжн, комбинированный номер и т. п. На концертах Диваданс показывались танцевальные номера всех этих вариантов. Граница между ними не всегда сразу очевидна, поэтому нередко их считают синонимами. Давайте разберемся в нюансах.
Стилизация
Приведем несколько примеров. В «Лебедином озере» есть и испанский, и неаполитанский танцы. Но можно ли назвать их испанскими, неаполитанскими? Конечно, нет. Это всё равно классический танец, стилизованный под-испань и под неаполитанский танец. То есть типичный случай, когда можно сказать «стилизованный испанский танец».
В обучении танцу живота часто делаются стилизованные восточные танго, а также стилизованные индийские номера. Их можно всегда отличить от танго и от индийских танцев не только по выбору музыке, но и по нюансам техники, выдающей техническую базу восточных танцев — мягкие запястья, мягкие пальцы со средним пальцем, притянутым в большому, чуть полусогнутые локти.
Мне довелось даже увидеть выступление хип-хоп коллектива с фрагментом стилизованного русского танца. И, наоборот, много примеров, когда воспитанные на классике и народных танцах коллективы, выдавали стилизацию хип-хопа.
В самом факте стилизации ничего дурного нет. Искусство — это не мёртвая субстанция, а живая, меняющаяся среда. Эксперименты по смешению стилей обогащают её, создаются почву для поиска новых направлений и подстилей. Зрители тоже часто получают удовольствие от таких номеров. Исполнители получают разнообразие в программе, не выходя за рамки изучаемого направления.
Единственное, от чего стоит предостеречь, это от иллюзий, что, танцуя стилизацию, танцуешь действительно в озвученном направлении («дополнительном»). Необходимо отдавать отчёт в том, что, не вникая в технику танца, настоящего исполнения в «дополнительном» стиле не выдать. Но, когда мы про такой номер сразу честно и открыто говорим «стилизованный. танец», то всегда может держать голову гордо поднятой и не получать упреков о техническом несоответствии. Разве что от людей, которые совсем «не в теме» и не понимают вообще, что такое стилизация, но таких, поверьте, очень мало.
Фьюжн — отличие от стилизации
Фьюжн — это осмысленное, технически выверенное смешение элементов разных стилей. То есть все движения смешиваемых стилей должны быть изучены и без «отсебятины». Более того, часто те или иные фьюжены «устаканиваются» и становятся фактически стилем со своим набором техники вплоть до нюансов. Например, «трайбл фьюжн». Когда-то, элементы разных этнических стилей по-разному соединяли, пересоединяли, пока не возник такой жизнеспособный сплав. В индийских танцах в Бенгалии возникла интересная интерпретация движений бхаратанатьяма + катхака + бенгальских танцев, при которых эти движения претерпевали некоторые ограниченные изменения, чтобы стать стилистически единым целым. Но это именно определенные изменения, а не «как получится». Некоторые нюансы движения остаются из практики этих движений, а некоторые видоизменяются, но в этом есть закономерность. И таких примеров много в разных направлениях танцев. Особенно много их в современных танцах, где множество новых стилей возникло из наиболее удачных сплавов («fusion» и есть в переводе «сплав») других стилей. И эти новые стили, соответственно, обзаводятся своей техникой исполнения.
Фьюжн — это продуманный сплав с точной техникой, где движения разных стилей или разных подстилей часто переслаивают друг друга, даже смешиваются внутри одного элемента, но не исполняются «от балды», «со своей колокольни» (как это запросто может быть в случае стилизации). Именно выверенная техника отличает фьюжн от стилизации. Движения могут вообще остаться в кристальной технической чистоте либо немного видоизменяться, но продуманным образом, а не потому, что исполнитель в этом стилей не танцевал и ими не владеет, а берет технику из более родного направления.
Так фьюжен требует знания техники смешиваемых движений.
Комбинированный номер
Обратим внимание, как на протяжении номера смешиваются стили танца. В случае стилизации и фьюжена стили соединяются «всю дорогу». Но можно ведь поступить и по-другому. Первая часть номера — один стиль, вторая часть — другой. Ну, может, еще третья часть номера — третий стиль или снова первый. Такой номер логично просто назвать «комбинированным».
В таком разе эти части могут быть танцами, выдержанными в своих стилях. Например, сначала хип-хоп, потом хастл, а в конце снова хип-хоп и т.п.
Или же в одной части «чистый стиль», а в другой — стилизация. Например, одно время были в моде номера, где танец живота ближе к середине переключался на восточную стилизацию танго, а потом снова был финал в виде танца живота.
Многообразие форм хореографического искусства дает нам большой простор для творчества. Приведенные здесь разновидности танцевальных номеров не должны вызвать у Вас ощущение, что Вы на приёме у бюрократа или на экзамене по техническому соответствию. Цель другая- показать разнообразие построений танца через смешение, слияние, стилизацию разных стилей танца, чтобы расширить свой творческий потенциал. Творческих успехов Вам!
Стилизация в хореографии
Что такое стилизованная хореография? При выборе номинации для участия в конкурсе, часто возникает этот вопрос. Попробуем на него ответить.
Для начала необходимо разобраться, что такое стилизация?
Стилизация — частичное, но явное выделение в композиции узнаваемых черт одного стиля или направления в другом.
Часто на конкурсах можно увидеть такие примеры: народный танец с использованием элементов современного или современный с использованием элементов народного; классический танец с современными элементами; историко-бытовой танец с современными хореографическими элементами и т.д.
Необходимо помнить, что при создании стилизованного танца, музыка должна соответствовать (например, народная музыкальная композиция с современными электронными звуками или битами). Но бывают исключения. На сегодняшний день очень много музыкального материала для стилизации. Так как ди-джеи, группы, певцы, композиторы, даже оркестры используют сочетание современных ритмов с классическими или народными мелодиями. Из ярких представителей можно отметить: группы Иван Купала, Пелагея, Мельница, Кукуруза; оркестры: The String Quartet, BanYa и др.
Точно определить стилизацию крайне сложно, потому что со временем появляется множество жанров из синтеза 2-х и более направлений. Например, в свое время, появился характерный из соединения классического и народного танца.
Эстрадный танец не ограничен ни какими рамками и может включать в себя все виды хореографии, в том числе и стилизацию. Следовательно, многие стилизованные номера можно отнести в номинацию — эстрадный танец.
Изучая репертуары детских коллективов, можно выделить 3 разновидности номеров: «очевидная стилизация», «очевидная не стилизация» и «сомнительная стилизация». «Сомнительная стилизация» является главной проблемой многих педагогов при выборе номинации в конкурсе. Под «сомнительной стилизацией» подразумевается танцевальная композиция, не имеющая явных черт второго направления или имеет черты более двух хореографических направлений. Если постановка попадает под раздел «сомнительной стилизации», то лучше представить этот номер в другой номинации, более подходящей.
Многие современные хореографы предпочитают не использовать термин «стилизация», из-за его размытых рамок. Но, тем не менее, стилизованный танец — одна из самых популярных номинаций конкурсов. Поэтому, всем хореографам следует иметь представление о стилизованном танце.
«Cтиль», «стилизация» в хореографическом искусстве
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зайцев Роман Владимирович,
педагог дополнительного образования
« C тиль», «стилизация» в хореографическом искусстве
Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо свободно апеллировать такими понятиями, как «Стиль», «Стилизация».
Стиль в искусстве – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития искусства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Понятием «стиль» пользуются в различных областях науки и искусства: в литературе и искусствоведении, в живописи, музыке, хореографии и т. д.
Понятие «стиль» многозначно: можно говорить об индивидуальном стиле художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном стиле той или иной художественной культуры, об историческом стиле, охватывающем совокупность произведений определенной эпохи.
Сначала термин «стиль» возник в области литературы ( XVII в.), где он выражал своеобразие художественной речи. С XVIII в. понятие «стиль» применялось в области пластических искусств (И. Винкельман и др.). В XIX веке понятие «стиль» получило распространение во всех видах художественного творчества. В балете оно применяется по аналогии с другими видами искусства.
О своеобразии стиля можно говорить уже по отношению к бытовым танцам. Так, различаются по стилю танцы разных исторических эпох: старинные и современные; танцы больших национальных регионов (европейские, восточные, латиноамериканские, африканские и др.) и отдельных национальных культур, внутри которых, в свою очередь, существуют стилевые различия (например, в индийском классическом танце).
В балете стили складывались и сменяли друг друга внутри исторических направлений (Возрождение, Барокко, К лассицизм, Просвещение, С ентиментализм, Р омантизм и др.), каждое из которых отличается своеобразием содержания, совокупностью определенных танцевально-пластических средств и характером их применения.
Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти такое понятие, как стилизация танца.
Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры. Явления стилизации в истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными национальными культурами.
Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу исторической и национальной среды, добиться многоплановости художественного образа. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произведениях искусства.
Стилизация русского танца связана со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит, в первую очередь, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, и конечно, чувство стиля – все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.
На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс авторских коллективов не обходится без номинации «Стилизация народного танца».
Стремясь познать, в какой-то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать последующим поколениям народные черты.
Балетмейстеры, сочиняя современную лексику, часто забывают о национальном характере движений, нарушают то, что делает танец
красивым, а самих исполнителей изящными и привлекательными. Нелепо смотрятся со сцены серебряные сапожки, пестро раскрашенные
мини-юбки, причудливые головные уборы, совершенно не отвечающие
эстетическим требованиям русского танцевального творчества.
Перед тем как ставить танец, балетмейстеру нужно очень хорошо изучить первоисточник. И не важно, народный ли это танец, эстрадный или классика. Стилизация – это когда мы придаем одному стилю звучание какого-то другого стиля. Чтобы придать русскому или украинскому народному танцу характер, например, хип-хопа. На самом деле, когда мы стилизуем народный танец, мы, в первую очередь, должны видеть именно народный танец, в некоторых местах мы можем изменить положение рук, уйти от дотянутости стопы, где-то добавить акробатические трюки, но все должно быть оправданно музыкально и композиционно.
Таким образом приём стилизации, используемый балетмейстерами хореографических коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как явления не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.
Презентация по хореографии «Стилизация народного танца»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Стилизация как художественный прием сценической обработки фольклорного танца.
Современные условия общественного развития определяют необходимость обращения к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохранения и возрождения национальной культуры, составной частью которой является хореографическое искусство.
Народный танец тесно связан с народным бытом и обрядами, он отражает в себе различные периоды истории. По танцу мы можем судить о характере, быте, традициях того или иного народа.
Одной из наиболее значимых форм сохранения и передачи накопленного опыта от одного поколения к другому, является способность народного танца к рождению и развитию новых сценических форм. Так, например, два направления в искусстве: европейское и негритянское – оказали влияние на становление джазового танца. Негритянский фольклор стал также источником проявления таких новых сценических направлений, как «рэп», «регги», а возникновению современных бальных танцев способствовали латиноамериканские и европейские направления танцевальной культуры.
Современная молодежь наравне с современными танцами продолжает любить и народный танец. В последнее время на сценической площадке часто исполняются стилизованные хореографические постановки, являющиеся своеобразным сплавом народного танца с танцем современным. Но порой исполнение этих танцев говорит о неграмотной переработке первоисточника (фольклорного танца). Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала, постановщикам необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, а также, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации.
Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо знать характерные черты народного танца того или иного народа, а также, свободно апеллировать такими понятиями, как «Стиль», «Стилизация».
Перед нами стоит задача: создание самых разнообразных сценических форм народного танца и в тоже время, обрабатывая фольклорный материал, создавать новые произведения, созвучные нашему времени.
«Стиль (от лат. Stilus – остроконечная палочка для письма; манера, способ изложения) – устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов, характеризующих произведение или совокупность произведений искусства.
Стиль в искусстве – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития искусства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Понятием «стиль» пользуются в различных областях науки и искусства: в литературе и искусствоведении, в живописи, музыке, хореографии и т. д.
В процессе создания художественного образа, в т. ч. в танце или в балете, происходит сплав всех изобразительно-выразительных и технико-композиционных элементов в единую целостную форму, обусловленную содержанием» [2, с. 491].
Понятие «стиль» многозначно: можно говорить об индивидуальном стиле художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном стиле той или иной художественной культуры, об историческом стиле, охватывающем совокупность произведений определенной эпохи.
Сначала термин «стиль» возник в области литературы ( XVII в.), где он выражал своеобразие художественной речи. С XVIII в. понятие «стиль» применялось в области пластических искусств (И. Винкельман и др.). В XIX веке понятие «стиль» получило распространение во всех видах художественного творчества. В балете оно применяется по аналогии с другими видами искусства.
В XIX – XX вв. самобытность стиля можно усмотреть у всех крупных балетмейстеров. Так, для М. И. Петипа характерны крупные сюжетные спектакли на легендарную и сказочную тематику, с чередованием сцен действенных, с единым устремлением к апофеозу в финале, с развитыми хореографическими формами, основанными на широком применении классического танца, его полифонической и симфонической структур.
Для М. М. Фокина – одноактные балеты с лирико-драматическим содержанием, нередко тяготеющим к трагедийности, с применением, наряду с классическим танцем, иных пластических систем (в т. ч. заимствованных из прошлых эпох), со стремлением к скульптурности и живописности хореографического зрелища.
Реальная действительность, пропущенная через художественную призму, преобразуется в творчестве балетмейстера и становится самобытным авторским стилем. Так, в авторском стиле балетмейстера Бориса Эйфмана сочетаются ведущие тенденции русского балетного искусства: стремление к выразительному танцу, характерное для М. И. Петипа, и акцентирование изобразительного начала, воплотившееся в постановках М. М. Фокина. Таким образом, вобрав в себя лучшие традиции предшественников, Б. Эйфман пришел к созданию собственного творческого стиля [3, с. 53].
Стиль – это характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого. Стиль танца – один из самых важных моментов и должен быть в различных танцах разным. К сожалению, об этом мало думают хореографы-постановщики, а поэтому движения и рисунки разных по стилям танцев становятся одинаковыми.
Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти такое понятие, как стилизация танца.
Стилизация – использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных эстетических целей.
Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры. Явления стилизации в истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными национальными культурами.
Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу исторической и национальной среды, добиться многоплановости художественного образа. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произведениях искусства.
Несомненно, одним из проявлений стилизации в хореографическом искусстве является характерный танец. Стремясь найти истоки характерного танца в прямом соотношении его с различными танцевальными видами, можно найти не только единство, но и противоречия, приближенность друг к другу или удаленность в различные периоды развития хореографического искусства.
Вобрав в себя образное начало, суть характера, «народный мотив», характерный танец не представляет собой точного подобия народной пляски, не копирует фольклорный танец. Он поэтично и художественно правдиво выражает народный дух, укрупняя и углубляя черты народного характера, заложенные в первоисточнике. Вместе с тем характерный танец определяет не только образность, выразительность и эмоциональность танца народного, но и вмещает в себя сплав различных видов сценического танца.
«О значении стилизации народного танца говорил великий Ж.-Ж. Новерр в ХIIIV веке. Балетмейстер имел в виду не только перспективы обогащения балета лишним видом танца. Он выдвигал принцип переосмысления хореографии в качестве средства, способного внести свежую струю в застывшее каноническое искусство. Поэтому он призывал продолжать пополнение танца народными элементами (Ю. Слонимский. Путь характерного танца)» [1, с. 8].
Движения характерного танца стилизовались в принципах танца классического. В основе своей, происходя от того или иного народного танца, они смягчались, округлялись, обретали большую плавность.
Реформатором балета был М. М. Фокин, который стремился очистить характерный танец от штампов.
Фокин выступает поборником активизации работы рук и корпуса, ратует за такие положения тела в танце, которые имели до него малое и лишь весьма однообразное применение.
Характерный танец М. М. Фокина заметно отличается от танцев его предшественников. Движения ног стилизованны. « Ноги обращены коленями и ступнями внутрь ( en dedans ) тогда, когда это требуется, или выворотны, если это нужно… сам не замечая этого, Фокин так же, как все предшествующие реформаторы, начинает со смешанных жанров » [1, с. 21].
Поиски стилистических различий и характеров, эмоциональная яркость танца – вот основные факторы композиционной работы Фокина.
В истории сценического танца народный танец является одним из источников возникновения бесконечного разнообразия движений. Под воздействием народного танца происходило формирование движений классического танца, расширялась палитра его выразительных средств, обновлялись его формы.
Проявлением принципа стилизации является обогащение классического танца элементами народного. В этом случае элементы народного танца вплетаются в качестве деталей в рисунок классического танца. Такое проникновение коренится в глубоком внутреннем родстве этих двух танцевальных систем. Народный танец в свое время сыграл большую роль в формировании классического танца. Классический танец, обогащаясь в процессе своего развития языком народного танца, привносил в него некоторые свои особенности.
Фольклор – это коллективность творческого процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению, вариативность. Он возник, как предыскусство и тесно связан с бытом и обычаями народа. Сама жизнь утвердила решение, когда фольклор становится не только этнографической ценностью, а живим языком в создании новых сценических форм. Стилизация является одной из таких форм работы с фольклорным произведением [3, с. 57].
Для создания стилизованного танцевального номера берется фольклорно-этнографический материал. Переработав фольклорно-этнографический материал, его образцы, получают стилизованную современную сценическую обработку. Цель в том, чтобы прочувствовать и перенести на сценическую площадку не традиционный образ героя, который существует в фольклоре, а посредством ассоциаций – в целом героя, передать глубинное ощущение о том, какой это был герой или человек, т. е. воссоздать абстрактный, бессознательный образ.
Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит, в первую очередь, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, и конечно, чувство стиля – все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.
На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс аматорских коллективов не обходится без номинации «Стилизация народного танца».
Прием стилизации, используемый балетмейстерами хореографических коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как явления не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.
Стремясь познать, в какой-то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать последующим поколениям народные черты.
3. Бухвостова Л. Мастерство хореографа / С. Щекочихина. – Орел : ОГИК, 2004. – 144 с.