Что такое стимулирование обучения

Метод стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

Роль мотивации в обучении.

Разнообразные исследования структуры деятельности человека неизменно подчеркивают необходимость наличия в ней компонента мотивации. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Стимулирующая роль всех методов обучения

Таким образом, каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Методы формирования познавательного интереса.

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции;

3) Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Многие преподаватели используют для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов.

В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии. Например, весьма положительный отклик вызывают у обучаемых аналогии в курсе физики, опирающиеся на принципы бионики. При изучении явлений локации проводятся аналогии со способами ориентировки летучих мышей. При рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

Эмоциональность переживания вызывают путем применения приема удивления, например, парадокс Паскаля, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у обучаемых.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, обучаемым предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, законов падения, законов плавания.

Во всех приведенных выше примерах показано, как входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны, которая проявляется в радости познания.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние). Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания учения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.

Познавательные игры. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей. Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей.

Учебные дискуссии. К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые преподаватели умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, умело используют исторические факты борьбы научных точек зрения по той или иной проблеме. Однако ситуацию спора преподаватель может создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос “А кто думает иначе?”. И если такой прием вызывает спор, то обучаемые сами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так учебный спор выступает в роли метода стимулирования интереса к учению. Больших результатов в этой области добиваются с помощью электронных дискуссий.

Стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций

В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний.

Создание ситуации успеха в учении

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных трудностей. Поэтому преподавателям следует так подбирать некоторым обучаемым, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, что придало бы им уверенности в себе, и они могли продолжить свою учебную деятельность в более благоприятном темпе. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Источник

Система стимулирования учебной и педагогической деятельности

Автор: Лошакова Тамара Федоровна
Loshakova.com

В соответствии с концепцией развития, миссией общеобразовательной гимназии № 4 современных подходов к понятию «образование личности», новой парадигмы образования мотивационно-стимулирующая функция управления требует иных более творческих подходов на всех уровнях взаимодействия.Что такое стимулирование обучения. Смотреть фото Что такое стимулирование обучения. Смотреть картинку Что такое стимулирование обучения. Картинка про Что такое стимулирование обучения. Фото Что такое стимулирование обучения

Наравне с классическими формами стимулирования: денежной премией, благодарностью, помещение фотографии в Галерею славы и др. в гимназии разработана, адаптированы, и заняли достойное место такие формы как чествование на итогов педагогическом совете, рефлексивный лист благодарности, перевод на самоконтроль (работа на доверии), делегирование полномочий, включение учащихся в состав в аттестационных комиссий на экзамены весенней сессии и др.

Давно известно мудрое изречение о том, что учащийся – это не сосуд, который надо наполнять, а факел, который следует зажечь. Стимул для человеческого организма – это как энергия его действия. Педагог сам должен быть личностью, умеющий стимулировать, создавать устойчивый мотив и желание учиться.

На I уровне решения этой проблемы (стимулирование учебной деятельности учащихся) возможны два варианта взаимодействия администрация гимназии – учитель – учащийся:

Не менее важно организовывать стимуляцию педагогической деятельности учителя — совокупность педагогических побуждений, которая вызывает повышенный интерес, а затем потребность в педагогическом труде учителя (II уровень стимулирования).

Анализ динамики качества обучения, сформированности чувства должного в учении показывает, на сколько тонко, искусно учитель должен плести ткань урока особенно в работе с учащимися среднего звена (5-9 класс). Только в этом случае урок будет нести центр тяжести обучения.

Напрашивается вывод: на сегодня арсенал стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроке в полной мере не затребованном. Решение этой проблемы в гимназии № 4 проводилось в несколько этапов:

Сбор и анализ стимульного материала проводился через посещение уроков, опрос и анкетирование через учащихся и учителей.

Стимулы 1 порядка составили:

Стимулы II порядка:

Стимулы III порядка составили:

Реализация полученной карты стимульных компонентов проводилась через:

2. Стимулирование учащихся во внеурочной деятельности

По своей направленности система стимулирования должна поощрять как хорошую текущую деятельность, так и развитие, причем не только развитие классных коллективов, но и саморазвитие учащихся, как членов коллектива. Система стимулирования учащихся гимназии № 4 построена с учетом психологических механизмов с учетом структуры контингента учащихся (по доминирующим мотивам, возрасту и т.д.).

Основные формы поощрения включают:

Поощрение премией в системе используется для награждения учащихся отлично успевающих по всем предметам, по итогам каждого учебного цикла. Такая форма поощрения отличников оправданна что создает мотив высоких учебных результатов для других. Не менее значима роль денежного поощрения за интеллектуальный труд и успешный результат (предметные олимпиады городского, окружного уровня, симпозиумы молодых исследователей и пр.)

Периодически премируются учащиеся, добившиеся высоких результатов в спортивных соревнованиях, музыкальных фестивалях и выполнение общественных поручений.

Одним из мощных рычагов стимулирующих активную деятельность учащихся является смотр — конкурсов «Лучший 99/2000».

Критерии смотр – конкурсов:

Смотр-конкурс – это динамичная акция. Активность учащихся поддерживается на всем протяжении учебного года посредством:

Гимназия имеет свои традиции. Соблюдение лучших традиций является значимым психологическим фактором, связывающим ее с учащимися и положительно их мотивирующими. Таким мощным мотивирующим элементом выступает чествование лучших жителей гимназии на итоговом педагогическом совете. Через триумфальную арку в актовом зале проходят и награждаются учащиеся, заслужившие по итогам учебного года быть лучшими в номинациях:

Эффективным стимулом является включение учащихся, добившихся успехов в изучении того или иного предмета в состав аттестационных комиссий на экзамены весенней сессии. Такая форма поощрения — общественное признание достижения учащегося, мотивирует его к активной познавательной деятельности, служит определенным толчком для достижения более высоких результатов. Важным весомым элементом системы стимулирования учащихся является подведение итогов каждого учебного цикла. Подведение итогов и поощрения осуществляются на линейке классов по параллелям. Это существенно увеличивает положительную мотивацию и психологически значимо для каждого ребенка. Диапазон поощрения здесь достаточно широк:

Не потеряла начала галерея славы гимназии. Галерею славы формируют стенды: «Гордость гимназии», «Победители симпозиумов», «Шаг в будущее» «Наши стрелки», «Мастера на все руки».

Следует отметить, что поощрения получаемые ребенком на протяжении всего учебного ода и периода обучения в гимназии заносятся в «Книгу достижений гимназиста». Это своего рода зеркало учащегося, где отражено насколько реализован его потенциал, это и своеобразное средство общественного признания успеха ребенка. При грамотном использовании «Книжки достижений гимназиста» она может стать своеобразным мониторингом развития личности.

Мониторинг стимулирования учащихся позволяет увидеть классы с недостаточным уровнем положительной мотивации, провести своевременный анализ и внести необходимые коррективы.

3. Стимулирование педагогической деятельности учителя

Для действительного стимулирования труда и поддержания нормальных отношений в педагогическом коллективе потребна продуманная система премирования. В соответствии с Положением «О премировании работников гимназии № 4» разработаны следующие критерии согласны которым определяется размер премии:

Критерии премирования позволяют провести самоанализ работнику, а кафедре и администрации проанализировать деятельность данного работника за полугодие либо за истекший учебный год. Другая положительная сторона данная набора критериев — информированность педагогического коллектива, что позволяет реализовать принцип справедливости за счет прозрачности объема и качества проделанной работы членам коллектива за данный временной период.

Денежной премией поощряются и педагоги имеющий значимый результат своей деятельности в масштабах города, округа, республики (подготовили учащегося победителя олимпиады, симпозиума, лауреата фестиваля и пр.). Безусловно, материальное стимулирование – лидер по распространенности (в том числе и денежное). Однако далеко не всегда деньги являются главным стимулом качественной работы.

В гимназии апробированы и нашли себе прописку поощрения, которые стремятся задействовать мотивы высшего порядка. Действенными являются одобрение и похвала. Почти все люди положительно относятся к этому способу «вознаграждения». Одобрения и похвала – это признание успеха работника, как в своей повседневности, так и за определенный период. Наиболее эффективно такие стимулы реализуются на еженедельных планерках педагогов, служб (при проведении анализа дежурства по гимназии, выполнении правил трудового распорядка и пр.), производственных совещаниях (при анализе учебной деятельности, прошедших проверок и пр.) и собраниях педагогического коллектива.

Перспективное планирование, распределение часов в учебном плане, тарификация учителей определяется по звеньям цепи: учитель – руководитель предметной лаборатории – заведующий кафедрой – директор гимназии. Ведь общеизвестно: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра».

Помимо указанных методов вознаграждения применяется продвижение по служебной лестнице. Принято в гимназии на педагогическом совете коллективным обсуждением и голосованием выдвигать лучших педагогов с вручением удостоверения к работе на доверии. Это вполне согласуется с принятыми в психологии теориями трудовой мотивации. Не менее важным мотивом является назначение педагога в резерв руководства. При чем этот орган является действенным и постоянно работающим. Это дает возможность реализовать потребности признания и самоутверждения большой группе учителей.

Делегирование полномочий нами рассматривается как инструмент более широкого использования человеческой энергии. А чем более высокий потенциал таковой задействован, тем успешнее функционирует система. Это прием используется во всех звеньях управления образовательным учреждениям.

Мощным мотивирующим воздействием на работника обладает традиционное чествование на итоговом педагогическом совете с вручением диплома «Лауреат года». Чествование проводится по следующим номинациям:

Возможность переживать успех существует у каждого работника гимназии. Поощряются не только результаты, но и само включение, движение в нужном направлении. Организуется не менее интересная форма «вознаграждения». В конце каждого учебного года проводится опрос всех работников гимназии «Хочу сказать спасибо». Всем раздаются опросные листы:

Хочу сказать спасибо

Ф.И.О. _______________

Кому (Ф.И.О.)За что
Коллегам
Учащимся
Родителям

Диапазон «спасибо» очень широк. Это и за:

Следует отметить, что охват таким вознаграждением коллектива гимназии практически стопроцентный. По результатам опроса составляется рейтинг работников по степени их значимости и полезности для членов коллектива (по большей сумме Ф.И.О. работника в опросниках).

Важно отметить, что итог опроса – достояние каждого работника и каждый в нем услышит себя.

Поощряемым результатом может быть также не достижение какого-либо конечного результата, а само участие в деятельности в той или иной форме. Такими формами на начальном этапе развития учебного заведения стали семинары городского, окружного и республиканского уровня. Следующим этапом явился День открытых дверей для родителей, учащихся гимназии и гостей города. В традициях гимназии нашел прописку «Мастер — класс» предметных объединений, где каждый педагог представил свой опыт, идеи на своем уровне. Следует отметить, что участие каждого конкретного учителя анализируется, обсуждается на кафедре и фиксируется в свободной таблице:

Занятость учителей кафедры ……. в ….. ( «мастер — классе», семинаре, Дне открытых дверей и т.д.).

Ф.И.О.Оформление кабинетовКонцертВидеофильмЭкскурсия по гимназииВыставка творческих работВыступление на секцияхДежурствоОткрытый урокСценарий
1Иванова О.Ю.++++

Это дает возможность учителю проявить себя, дает чувство удовлетворенности и является тем стимулом, который дает возможность реализовать высшие мотивы – саморазвитие и самореализацию.

Источник

Средства стимулирования обучения

Что такое стимулирование обучения. Смотреть фото Что такое стимулирование обучения. Смотреть картинку Что такое стимулирование обучения. Картинка про Что такое стимулирование обучения. Фото Что такое стимулирование обучения Что такое стимулирование обучения. Смотреть фото Что такое стимулирование обучения. Смотреть картинку Что такое стимулирование обучения. Картинка про Что такое стимулирование обучения. Фото Что такое стимулирование обучения Что такое стимулирование обучения. Смотреть фото Что такое стимулирование обучения. Смотреть картинку Что такое стимулирование обучения. Картинка про Что такое стимулирование обучения. Фото Что такое стимулирование обучения Что такое стимулирование обучения. Смотреть фото Что такое стимулирование обучения. Смотреть картинку Что такое стимулирование обучения. Картинка про Что такое стимулирование обучения. Фото Что такое стимулирование обучения

ТЕМА 5: ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

Вопросы для изучения:

1. Средства стимулирования обучения.

2. Условия эффективности педагогической оценки.

3. Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка.

Средства стимулирования обучения

Одним из главных аспектов взаимодействия педагога с учениками является стимулирование им их учебной деятельности. Как бы ни оценивал учитель учебные успехи учащихся, все его оценки в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психики, а наказания предотвращают возникновение отрицательных.

Усилия учеников в учебной деятельности оцениваются педагогом прежде всего с помощью выставляемых отметок. Отметка сочетает в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием.

В условиях российской системы образования используется пятибалльная система отметок: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»), 1 («очень плохо»). На деле эта система давно превратилась в четырехбалльную, поскольку единицу за учебные неуспехи уже не выставляют, она используется только в качестве наказания за плохое поведение.

Таким образом, в отметочной системе остались три формально положительные оценки и одна отрицательная. Но и среди положительных отметок каждая имеет свои психологические особенности. Негативная сторона столь узкого диапазона отметок состоит в том, что у него сокращаются возможности служить средством поощрения. В самом деле, полностью безошибочно и качественно выполненную работу можно оценить только оценкой «отлично». Если же ученик получает «хорошо», для него это сигнал о том, что какие-то ошибки и недочеты в его работе все-таки имеются, т. е. четверка уже несет в себе некую отрицательную для ученика информацию. Другое дело, если ранее он чаще получал тройки: тогда четверка будет означать, что работа выполнена лучше его обычного уровня, и это может заставить ученика поверить в свои силы и простимулировать его к дальнейшей работе по предмету.

Надо отметить, что большей стимулирующей силой обладают именно средние значения отметок, а не крайние: троечника больше простимулирует четверка, а не пятерка, отличника, скорее, заставит приложить больше усилий тройка, а не двойка. Троечник, получив пятерку, может утратить смысл дальнейшего самосовершенствования, так как отметки выше все равно нет, четверка же дает понять, что ему еще есть «куда расти» и он имеет возможность добиться большего. Двойка же уничтожает стремление ребенка к улучшению своих результатов, так как ее трудно исправить на привычную высокую оценку, а тройка субъективно воспринимается как отметка, после которой вполне можно добиться отличной успеваемости, если постараться.

Кроме отметок самих по себе, стимулирование учебной деятельности детей осуществляется и другими способами. Побудители должны быть разнообразными и использоваться в зависимости от того, могут ли они удовлетворить актуальные на данный момент потребности ребенка.

Стимулы могут быть следующих видов:

органические – связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (вкусное, сладкое, приятное физически);

материальные – приобретение в собственное пользование желанных, интересных и привлекательных для ребенка вещей;

моральные – удовольствие от сознания выполненного долга, от оказания помощи людям, от соответствия своих поступков высоким нравственным ценностям;

социально-психологические повышение внимания, уважение, отведение престижной и значимой роли;

индивидуальные – что-то личное, существенное для ребенка, имеющее для него особое значение.

Действие различных стимулов на ребенка ситуационно и личностно опосредовано: восприятие и оценка им тех или иных стимулов как значимых обусловлены тем, в какой ситуации это происходит. Один и тот же стимул может по-разному повлиять на дальнейшую деятельность и успехи в ней в зависимости от того, был ли он значим для данного ученика в данный момент или нет. Если от получения высокой отметки зависят какие-либо другие важные события в его жизни, она может стать сильным стимулом к достижению успеха. Если же от нее мало что зависит в жизни и деятельности ребенка, она скорее всего не станет существенным стимулом к деятельности. Под личностной опосредованностью воздействия стимулов понимается зависимость результатов этого воздействия от индивидуальных особенностей учащегося, его психического состояния в данный момент времени. На него будут сильнее действовать стимулы, касающиеся удовлетворения наиболее актуальных на тот момент потребностей. Эмоционально возбужденный человек может воспринимать значимость стимулов несколько иначе, чем спокойный. Эти особенности восприятия стимулов касаются и педагогических оценок.

Что такое стимулирование обучения. Смотреть фото Что такое стимулирование обучения. Смотреть картинку Что такое стимулирование обучения. Картинка про Что такое стимулирование обучения. Фото Что такое стимулирование обучения

2. Условия эффективности педагогической оценки

Педагогическая оценка играет важную стимулирующую роль в мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и личностном развитии. Эта оценка должна обеспечить максимум мотивированности ребенка в учебной деятельности с учетом следующих обстоятельств:

1) знания учителем необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребенка к успехам в учении и воспитании;

2) знания подлинных мотивов участия детей в данных видах деятельности;

3) знания индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания;

4) знания ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств личности у детей.

Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения и наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны активизировать развитие у ребенка положительных свойств, с другой – препятствовать возникновению у него отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, ситуации и ряда других факторов соотношение и характер педагогических оценок, используемых в качестве поощрений и наказаний, должны меняться, чтобы не снижалась их эффективность.

Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, приобретению знаний, умений и навыков, выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.

Мотивация ребенка к интеллектуальному и личностно-поведенческому развитию может быть внешней и внутренней. Внутренняя мотивация учебно-воспитательной деятельности считается более сильной, чем внешняя, поэтому и более эффективной педагогической оценкой будет та, которая создает и поддерживает у ребенка внутреннюю мотивацию учения и воспитания. Эффективность педагогической оценки напрямую зависит и от индивидуальных особенностей ребенка: действенной будет та оценка, которая соотносится с тем, что больше всего его интересует, и для соблюдения этого условия необходимо хорошо знать систему интересов и потребностей ребенка, их ситуативную иерархию, динамику изменения со временем.

Когда говорят о социально-специфическом характере педагогической оценки, имеют в виду два обстоятельства. Во-первых, в условиях различных культур в системе обучения и воспитания предпочтение отдается разным видам педагогических оценок: в обществе западноевропейского и североамериканского типов наиболее действенны материальные стимулы, в традиционных исламских обществах – морально-религиозные, в Японии – социально-психологические. Во-вторых, социально-специфический характер педагогической оценки проявляется в том, что она может быть различна по своей эффективности в зависимости от социальной ситуации, в которой дается.

Наиболее действенными способами повышения персональной значимости педагогической оценки являются:

1) систематическое изучение и учет индивидуальных интересов и потребностей ребенка;

2) актуализация тех потребностей и интересов, которые соответствуют имеющимся в распоряжении педагога стимулам;

3) варьирование характера педагогических оценок с целью избегания привыкания к ним ребенка;

4) применение педагогических оценок значимыми для ребенка людьми, которых он уважает и кому доверяет.

Выделяется несколько видов педагогических оценок, образующих разные классификации: оценки могут быть предметными и персональными, материальными и моральными, результативными и процессуальными, количественными и качественными.

Предметные оценки касаются того, что делает или уже сделал ребенок, – содержания, предмета, процесса и результата деятельности, но не самого ребенка.

Персональные оценки, напротив, относятся к личности, отмечают индивидуальные качества, старания, умения, прилежание и т. п.

Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в деятельности: деньгами, привлекательными вещами и др.

Моральные педагогические оценки содержат в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не беря в расчет способы достижения этого результата и другие особенности деятельности.

Процессуальные оценки, напротив, относятся к процессу деятельности, подчеркивают, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.

Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы, числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.

Качественные оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства.

3. Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка

Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.

Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогической оценки заключаются в следующем. С возрастом, во-первых, растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков. Во-вторых, в детстве из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности. В-третьих, по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов. Наконец, в-четвертых, намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние к учету внутренних стимулов. Рассмотрим оптимальные условия и способы педагогического оценивания детей разного возраста.

В младенческом и раннем возрасте вплоть до того времени, когда ребенок усвоит вербальную речь, начинает ее понимать и пользоваться ею, наиболее действенной формой педагогической оценки является эмоционально-экспрессивная, передаваемая через жесты, мимику и пантомимику. С помощью реакций, вызывающих у ребенка положительные эмоции, взрослый дает ему понять, что та или иная форма поведения им одобряется. Посредством реакций, порождающих у ребенка отрицательные эмоции, взрослый информирует его о том, что предпринимаемые ребенком действия им не одобряются. Начиная примерно с полуторагодовалого возраста, когда ребенок понимает речь и, в частности, смысл таких оценочных слов, как «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», а также смысл ряда производных от них определений, становится возможным вводить прямые оценки действий. Здесь эмоционально-экспрессивные реакции взрослого на поведение ребенка дополняются и уточняются словесными оценками. В результате ребенок получает возможность более точно дифференцировать оценки, соотносить их с конкретными действиями и формами поведения. Появляется возможность через педагогические оценки вырабатывать более сложные формы поведения, подкрепляя одни и устраняя другие.

Стимулирование деятельности и общения детей в младшем и старшем дошкольном возрасте может быть дополнено социально-психологическими факторами, так как у детей в это время возникают самооценка, уровень притязаний, мотивация достижения успехов, групповые формы деятельности. Действенными становятся стимулы, связанные со стремлением выиграть соревнование с другими детьми, получить публичное одобрение, привлечь к себе внимание. Всем этим с успехом может воспользоваться педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей данного возраста. Вместе с тем не следует забывать об эмоциональных и оценочных стимулах, которые использовались при работе с детьми раннего возраста. В эти годы они сохраняют свое положительное значение и даже превосходят по действенности социально-психологические оценки.

В старшем дошкольном возрасте к тем способам стимулирования, которые применялись на предыдущих возрастных этапах. Добавляются педагогические оценки, связанные с соблюдением правил поведения, а также с демонстрацией знаний, умений и навыков. Благоприятные возможности для этого открывает появление в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевых игр с правилами наряду с элементарными формами сознательного обучения. Реагирование детей на похвалы подобного рода является одним из психологических признаков их готовности к обучению в школе. Однако в этом возрасте различные виды педагогического стимулирования детей еще равноценны. Дети-дошкольники одинаковым образом реагируют и на эмоционально-экспрессивные выражения одобрения или неодобрения со стороны взрослых, и на их оценки, предлагаемые в категориях «хорошо» и «плохо», и на социально-психологические стимулы, и на поощрения, относящиеся к демонстрируемым ими знаниям, умениям и навыкам. Сознательные предпочтения одних видов педагогических стимулов перед другими еще не наблюдаются.

Иначе обстоит дело в младшем школьном возрасте. Здесь на первый план выходят и приобретают в глазах детей особенную ценность стимулы, связанные с имеющимися у них знаниями, умениями и навыками, с соблюдением дисциплинарных требований, а также социально-психологические стимулы. Доминирование этих форм оценочной мотивации является одним из свидетельств личностной возрастной зрелости ребенка. Характерной чертой данного возраста в стимулировании обучения и воспитания детей становится то, что наиболее эффективными являются педагогические оценки, даваемые не всеми, а значимыми взрослыми людьми, учителями и родителями.

В подростковом возрасте ситуация меняется. Прежние способы стимулирования, появившиеся в более ранние годы, сохраняют свою роль, за исключением того, что социально-психологические оценки занимают одно из первых мест в иерархии педагогических стимулов. Но главное, что происходит в этом возрасте, состоит в том, что дети начинают больше реагировать на оценки, даваемые их сверстниками и друзьями, чем на оценки, получаемые от родителей и учителей.

В старшем школьном возрасте значимость педагогических оценок, предлагаемых взрослыми людьми, вновь возрастает, и наряду с этим меняется и иерархия. Более существенными становятся оценки личностного плана, чем оценки, касающиеся знаний, умений и навыков, а также внешних форм поведения. Педагогические оценки, получаемые от взрослых людей, в данном возрасте, как правило, преломляются через самооценку, и собственное восприятие себя становится более существенным, чем оценки, получаемые со стороны. Это является признаком перехода на высший уровень личностной зрелости, соответствующий постконвенциональной морали по Л. Колбергу и самоактуализации личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *