Что такое стимулирующие и поддерживающие занятия
Стимулирующие и поддерживающие занятия
Основа нормативного правового регулирования в сфере образования
Конституция Республики Беларусь
15 марта 1994 года N 2875-XII
(с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1))
Статьи 49, 50 Конституции
Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.
Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.
Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)
Формы организации образовательного процесса
• основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам
• дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд
• факультативные занятия — занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования
• стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся
• поддерживающие занятия — занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования
Факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия
Каждый родитель, имеющий детей школьного возраста, заинтересован в положительных результатах учебной деятельности своего ребенка. Для успешной учебы в школе родителями предпринимаются разные меры — от приобретения всевозможных учебных пособий до найма дорогостоящих репетиторов. И чем ближе выпускной класс, тем больше тревожных мыслей о том, все ли сделано по максимуму для завершения обучения в школе и подготовки к поступлению в вуз или ссуз. А если на дорогие учебные пособия и репетиторские занятия нет лишних денег?
В соответствии со ст. 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании в учреждениях общего среднего образования кроме основных занятий — уроков — дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия.
Факультативные занятия направлены на углубленное изучение учебных предметов. Помогают подготовиться к самостоятельному жизненному выбору и продолжению образования. В младших классах эти занятия позволяют значительно повысить интерес к изучаемым предметам. На завершающем этапе получения среднего образования помогают учащемуся подготовке к централизованному тестированию и поступлению в высшее учебное заведение. Все факультативные занятия ведутся по программам, рекомендованным Министерством образования Республики Беларусь.
Для способных учащихся учителями проводятся стимулирующие занятия, которые направлены на развитие их творческих способностей. На таких занятиях предлагается учебный материал повышенной сложности для участия в олимпиадах, научно-исследовательских и творческих конкурсах.
С учащимися, испытывающими трудности в изучении учебных предметов или отдельных тем организуются поддерживающие занятия. Это позволяет преодолеть сложности при усвоении учебных программ.
Все вышеуказанные дополнительные занятия организуются на бесплатной основе по запросам учащихся и их законных представителей (родителей): факультативные — на основании письменных заявлений; стимулирующие или поддерживающие занятия — устного запроса. Однако количество занятий зависит от максимально допустимой нагрузки.
По конкретным вопросам организации дополнительных занятий и дополнительных платных образовательных услуг необходимо обращаться к администрации учреждения общего среднего образования, в котором обучается ребенок.
Подробнее об уроке см.: материалы к практическому занятию 4
Учебная экскурсия ― форма организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем наблюдают, исследуют окружающую действительность или её искусственное воссоздание (музей, оранжерея) в тесной связи с изучаемым программным материалом.
Для этой формы организации обучения характерны высокая степень самостоятельности учащихся, наглядность и предметность в обучении, связь обучения с жизнью. На экскурсиях школьники учатся целенаправленно наблюдать и анализировать под руководством учителя или специалиста факты, явления в их взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их, обобщать, делать выводы. Экскурсии во многом способствуют задачам развития у учащихся познавательного интереса, эстетических качеств.
По месту проведения выделяют экскурсии:
· музейные (в музеи, на выставки, в галереи);
· по историческим местам;
· производственные (на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в узлы транспорта и связи);
· комплексные (например, краеведческие).
Экскурсия должна быть хорошо подготовлена: учитель выбирает объект, тщательно изучает относящиеся к теме экскурсии материалы, намечает цели, составляет подробный план, разрабатывает маршрут, уточняет подлежащие выяснению в ходе экскурсии вопросы, заранее разрабатывает и распределяет между учащимися задания, определяет порядок подведения итогов экскурсии.
Руководитель экскурсии обязан также подготовить к ней учащихся. Характер подготовки может быть различен. Это предварительный рассказ или объяснение, указание объектов для наблюдений, зарисовок, составления схем, инструктаж о порядке следования и правилах поведения детей в период осмотра объекта и т.п.
Домашняя работа учащихся (см.: материалы к практическому занятию 5).
Самоподготовка ―организованное выполнение домашних заданий в школах-интернатах и группах продлённого под руководством учителя или воспитателя.
а) она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после отдыха или прогулки);
б) учащиеся могут обратиться за помощью к педагогу;
в) можно организовать взаимоконтроль, взаимопомощь.
Однако самоподготовка не лишена недостатков:
а) возможно списывание и подсказки, порождающие иждивенческие настроения отдельных учащихся;
б) выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении, что и другие (мешают, вызывают торопливость);
в) усложняется процесс подготовки устных заданий.
Факультативные занятия ―форма организации обучения во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний, навыков и умений учащихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, склонностями и способностями, удовлетворение повышенного интереса к предмету.
Факультативные занятия являются одной из основных форм дифференциации обучения в современной школе. В этом плане их значение возросло после Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», которым было отменено профильное обучение.
Группы для проведения факультативных занятий комплектуются из учащихся одного класса или параллельных классов в количестве не менее 5 учащихся в городских населённых пунктах и не менее 3 в сельских населённых пунктах. Учащиеся посещают факультативные занятия добровольно, на основании заявлений их законных представителей, но состав факультативных групп остаётся стабильным в течение года.
Факультативные занятия проводятся по учебным программам, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь (см.: www.adu.by), которые не дублируют программы по учебным предметам. Перечень программ факультативных занятий ежегодно пополняется. Издаются УМК для проведения факультативных занятий.
На факультативных занятиях широко используются различные виды самостоятельной работы учащихся (выполнение индивидуальных творческих заданий, обсуждение сообщений и докладов учащихся, подготовка и защита рефератов, проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок и др.). При этом отметки не выставляются, учебные достижения учащихся оцениваются словесно на содержательно-оценочной основе.
Стимулирующие занятия ― проводятся во внеурочное время с наиболее способными, хорошо успевающими учениками.
На стимулирующих занятиях решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, выходящие за рамки обязательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих вопросов, осуществляется подготовка школьников к участию в олимпиадах и конференциях.
Поддерживающие занятия ― проводятся во внеурочное время с целью восполнения у учащихся пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Более подробная информация об организации поддерживающих занятий в начальных классах содержится в лекции 9.
Стимулирующие и поддерживающие занятия проводятся по мере необходимости при наполняемости групп не менее 3 учащихся.
Консультации ― особый вид вспомогательных учебных занятий, строящийся на основе индивидуального подхода к учащимся и имеющий целью помочь отдельным учащимся лучше понять и усвоить то из ранее пройденного материала, что почему-то ими не было в достаточной степени понято и усвоено в своё время.
Консультации проводятся эпизодически, по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие консультации (последние организуются, например, при подготовке к экзаменам). Консультации в школе обычно групповые, но не исключаются и индивидуальные консультации. Иногда в школах практикуется выделение специального дня консультаций.
Олимпиада ― это товарищеское соревнование учащихся в выполнении учебных заданий творческого характера (повышенной сложности, занимательных) по тому или иному учебному предмету.
Олимпиада способствует проверке качества теоретической и практической подготовки учащихся, стимулирует их к более активной работе по усвоению знаний и умений, содействует выявлению одарённых учащихся.
Конференция учащихся ― это комплексная форма обобщения результатов, подведения итогов самостоятельной (под руководством учителя) исследовательской деятельности учащихся. Характерная черта конференции ― подготовка и чтение учащимися докладов, сообщений. Ученические конференции могут проводиться по различным учебным предметам и в то же время далеко выходить за рамки учебных программ.
Конференция имеет, как правило, тематический характер. Её задача ― привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема конференции должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства учащихся. В конференции могут принимать участие как учащиеся параллельных классов, так и разных параллелей. К работе конференции могут привлекаться учителя, представители науки, искусства и производства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Организация и контроль стимулирующих и поддерживающих занятий в учреждении образования
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ ГУО поддерж 1 полуг.doc
Сведения о количестве поддерживающих занятий
за І полугодие 2017/2018 уч. года
3.Протосовицкая Е. Ив.
Язубец Елена Васильевна
Ярошевич Людмила Ив ановна
Рокало Галина Андреевна
Цанда Валентина Николаевна
Комисова Татьяна Мих айловна
Вабищевич Екатерина Константиновна
Гуцко Валентина Геннадьевна
Лесько Александр Ф едорович
Комисова Ольга Александровна
Комисов Александр Николаевич
Осипчук Людмила Вас ильевна
Заместитель директора по учебной работе Ж.Я.Сущик
Выбранный для просмотра документ ГУО стимулир. 1 полуг.doc
Сведения о количестве стимулирующих занятий
за І полугодие 2017/2018 уч. года
3.Протосовицкая Е. И.
Язубец Елена Васильевна
Ярошевич Людмила Ив ановна
Рокало Галина Андреевна
Цанда Валентина Николаевна
Комисова Татьяна Мих айловна
Вабищевич Екатерина Константиновна
Гуцко Валентина Геннадьевна
Лесько Александр Ф едорович
Комисова Ольга Александровна
Комисов Александр Николаевич
Осипчук Людмила Вас ильевна
Заместитель директора по учебной работе Ж.Я.Сущик
Выбранный для просмотра документ Карта наведвання.docx
КАРТА НАВЕДВАННЯ СТЫМУЛЮЮЧАГА (ПАДТРЫМЛІВАЮЧАГА) ЗАНЯТКА
Дата Прадмет ___________________________________________
К олькасць вучняў па спісу ______________Колькасць прысутных на занятку __________________
Мэта наведвання _____________________________________________________________________
Мэта занятку _________________________________________________________________________
Афармленне, абсталяванне _____________________________________________________________
Змест работы _________________________________________________________________________
Заданні для самападрыхтоўкі ___________________________________________________________
Азнаёмлены. Згодны. Настаўнік: __________________
Выбранный для просмотра документ План-конспект проведения стим. и поддерж..docx
ПЛАН СТЫМУЛЮЮЧАГА (ПАДТРЫМЛІВАЮЧАГА) ЗАНЯТКА
Дата Прадмет _____________________Клас ________________
К олькасць вучняў па спісу ______________Колькасць прысутных на занятку __________________
Мэта занятку _________________________________________________________________________
Афармленне, абсталяванне _____________________________________________________________
Змест работы _________________________________________________________________________
Заданні для самападрыхтоўкі ___________________________________________________________
Выбранный для просмотра документ Справка по итогам контроля стимулирующих и поддерживающих занятий.docx
Информация по итогам контроля за эффективностью и качеством проведения стимулирующих и поддерживающих занятий
в ГУО «_____________ средняя школа»
(за период 01.09 – 01.12. 2018)
1.Количество часов по учебному плану
Количество часов в неделю
По два учебных часа выделено в выпускных классах (для подготовки к итоговой аттестации и сдаче ЦТ). В случае необходимости часы перераспределяются между классами в рамках учебной недели.
3. Форма учета: классный журнал
4. Темы стимулирующих, колич.часов
— Подготовка к олимпиадам- 27 (4 кл., 6-11 кл.)
— подготовка к ЦТ – 5 (бел.яз., матем., нем.яз., биология)
-подготовка к НПК- 3 (нем.яз.)
5. Темы поддерживающих
— «трудные» темы учебных программ
6. Стимулирующие и поддерживающие занятия проводятся
-в групповой форме (от 3 до 7 чел.)
— фронтально со всем классом
Педагогами пишутся планы занятий (имеется примерный шаблон по школе), где отражены следующие пункты:
Количество учащихся по списку
Количество учащихся на занятии
Задания для самоподготовки
— 2017/2018 уч.год – совещания при зам.директора по уч.работе – октябрь 2017 (адаптация 5 кл., анализ поддерж.), ноябрь 2017 (организ.работы с учащ. со слабой мотивацией), апрель 2018 (подготовка к итоговой аттестации, ЦТ).
Совещания при директоре- октябрь 2017(подготовка к олимпиаде), май 2018( использов. часов для подготовки к экзаменам).
зам. директора по УР
Выбранный для просмотра документ Справка слабые.docx
о работ е со слабоуспевающими учащимися
В нояб ре 201 7 г. заместителем директора по учебной работе Сущик Ж.Я.. по плану внутреннего контроля был проведен мониторинг работы педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися.
— собеседование с учителями-предметниками, классными руководителями,
-изучение документации (журналы, планы поддерживающих занятий),
— анализ посещенных уроков.
Результаты мониторинга следующие:
Среди причин низкой успеваемости учителя отмечали в первую очередь отсутствие привычки к организованному труду у 61,5 % (рус.яз), 81% (матем.), 50% (геогр.), отрицательное отношение к учению – у 64% (геогр.), 34% (рус.яз), 28% (матем.). Анкетирование учащихся «Что мешает учению» проводилось выборочно в 7, 8 и 10 классах и показало следующие результаты. 61% учащихся видит причины своей слабой успеваемости в самих себе, 22% считают, что им мешает лень, нежелание учиться и частые пропуски занятий по болезни, 11% мешают взаимоотношения с учителями и влияние окружающей среды. Среди других причин учащиеся указывали нехватку времени на выполнение домашнего задания, другие увлечения (спорт, музыка), непонимание. Слабоуспевающие учащиеся 8, 10 класса среди причин, мешающих учению, называли трудности учения, неспособность сосредоточиться во время урока, непонимание материала учебника.
На уроках основная форма работы со слабоуспевающими – индивидуальные задания пониженного уровня по карточкам. Многие учителя дают дифференцированное домашнее задание: Езубец В.П., Протосовицкая Е.И., Ярошевич Л.И., Язубец Е.В., Комисова О.А., Сущик Ж.Я., Комисова Т.М.
Анализ внеклассной деятельности по предметам показал, что в основном во всех мероприятиях и конкурсах участвуют хорошо успевающие учащиеся, хотя классные руководители всех классов стараются задействовать всех.
Достаточно большое количество учащихся можно отнести к различным категориям слабоуспевающих учеников. Работа, направленная на помощь данным учащимся, ведется как на уроках, так и вне уроков, однако формы и методы данной работы однообразны, сводятся в основном к дополнительным занятиям и карточкам с дифференцированными заданиями, не всегда достигают ожидаемого результата. Учащиеся не всегда посещают поддерживающие занятия. В работе со слабоуспевающими основной упор делается на организационные формы. Может быть, иногда бывает необходимо просто подойти к ученику на уроке и ещё раз ему что-то объяснить, показать. Не все учителя используют потенциал поддерживающих занятий в ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Изучить категории, типы и причины слабоуспевающих учащихся по своему предмету и в зависимости от результатов изучения определить формы и методы работы.
Шире привлекать слабоуспевающих учащихся к внеклассной работе по предметам (может быть, стоит иногда рискнуть качеством проведения мероприятия ради ребенка).
Создавать на уроках ситуации успеха отстающим школьникам.
Использовать на уроках элементы здоровьесберегающих технологий, чтобы облегчить трудности в обучении.
Продумывать работу с различными источниками информации как на уроках, так и дома, облегчая учащимся понимание материала.
Провести общие беседы с родителями на родительских собраниях о воспитании привычки к организованному труду.
В индивидуальном порядке провести беседы с родителями слабоуспевающих учеников, проанализировав причины неуспеваемости, дать им рекомендации.
Организовать постоянный контроль за учебной деятельностью отстающих учеников, посещением занятий, держать тесную связь с учителями-предметниками и родителями.
Заместитель директора по учебной работе Ж.Я.Сущик
Стимулирующие и поддерживающие занятия
Уважаемые учащиеся и родители!
В школе организованы стимулирующие и поддерживающие занятия
Кодекс Республики Беларусь об Образовании
Статья 158. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования
1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован:
1.1. в учреждениях образования;
1.3. в организациях здравоохранения;
1.4. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.
2. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.
Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
3. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.
Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее тридцати семи календарных дней.
Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов – не менее 10 календарных недель.
4. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.
5. Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом, повышенном уровнях.
Базовый уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое является обязательным при освоении учебной программы по этому учебному предмету.
Повышенный уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением его содержания.
6. В учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне. В гимназиях, гимназиях-интернатах, лицеях, специализированных лицеях, суворовских училищах (кроме специализированных по спорту классов) на II и III ступенях общего среднего образования, учреждениях высшего образования при обучении и воспитании на III ступени общего среднего образования отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне, в гимназиях – колледжах искусств на II и III ступенях общего среднего образования учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, изучаются на повышенном уровне.
7. Учащиеся с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленного типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.
8. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.
Факультативные занятия – занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Стимулирующие занятия – занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.
Поддерживающие занятия – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования.
Консультации – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в заочной форме получения образования.
Общественно полезный труд – занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.
9. Учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», как правило, проводятся раздельно для мальчиков (юношей) и девочек (девушек).
10. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.
Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в IX (X) – XI (XII) классах могут проводиться в шестой школьный день.
11. Получение общего среднего образования лицами, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в средних школах (филиалах государственных средних школ), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
12. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах, вечерних классах, или индивидуально.
Классы интегрированного обучения и воспитания – классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и образовательные программы специального образования.
Специализированные по спорту классы – классы, создаваемые на I, II и III ступенях общего среднего образования, в которых реализуются образовательные программы общего среднего образования и в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса для учащихся организуется учебно-тренировочный процесс. Положение о специализированных по спорту классах утверждается Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Министерством обороны Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь.
Вечерние классы – классы, создаваемые на III ступени общего среднего образования, образовательный процесс в которых организуется по типовому учебному плану вечерней школы.
13. Наполняемость классов не должна превышать:
13.1. в I–IV классах – 20 учащихся;
13.2. в V–XI классах – 25 учащихся;
13.3. в I–XI специализированных по спорту классах, классах средних школ – училищ олимпийского резерва – 20 учащихся;
13.4. в I–IX классах базовых школ – колледжей искусств – 20 учащихся;
13.5. в I–XI классах средних школ – колледжей искусств – 20 учащихся;
13.6. в V–XI классах гимназий, гимназий-интернатов, гимназий – колледжей искусств – 20 учащихся;
13.7. в Х–XI классах лицеев – 20 учащихся;
13.8. в VII–XI классах специализированных лицеев, суворовских училищ – 20 учащихся;
13.9. в VIII–XI классах кадетских училищ – 25 учащихся;
13.10. в Х–XII классах вечерних школ, классах учебно-консультационных пунктов – 20 учащихся;
13.11. в Х–XII вечерних классах – 20 учащихся;
13.12. в I–XI классах санаторных школ-интернатов – 20 учащихся;
13.13. в I–XI классах школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 20 учащихся;
13.14. в V–IX классах межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации – 25 учащихся;
13.15. в Х–XI классах межшкольных центров допризывной подготовки – 25 учащихся.
14. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
14.1. не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
14.2. не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
14.3. не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.
15. Открытие класса в учреждении образования, реализующем образовательные программы общего среднего образования, может осуществляться при наличии одного учащегося.
16. Классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
17. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых положением об учреждении общего среднего образования или его виде.