Что такое сторожевой контроль в полиции
Решение Воркутинского городского суда от 06.05.2015 № 2-1122 «О признании незаконными действия должностных лиц, обязательстве должностных лиц исключить истца из базы данных «Сторожевой контроль»
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Вдовиченко С.В.,
при секретаре судебного заседания З.,
с участием заявителя Л.,
представителя ОМВД России по г.Воркуте Д.,
должностного лица Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 6 мая 2015 года гражданское дело по заявлению Л. о признании незаконными действия должностных лиц, обязании должностных лиц исключить его из базы данных «Сторожевой контроль»,
Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия начальника полиции ОМВД России по г.Воркуте, инспектора ОМВД России по г. Воркуте Р., выразившиеся в сборе, хранении, использовании и распространении информации о частной жизни лица без его согласия, обязании их исключить его фамилию, имя, отчество из базы данных «Сторожевой контроль».
В обоснование требований указал, что инспектором ОМВД России по г. Воркуте Р. в отношении него было возбуждено дело об административном правонарушении. Начальник полиции ОМВД России по г.Воркуте, инспектор ОМВД России по г. Воркуте Р. незаконно поставили его на «Сторожевой контроль», чем превысили свои полномочия, нарушив его конституционные права, предусмотренные ст.24 Конституции РФ.
ОМВД России по г.Воркуте в представленном отзыве просили в удовлетворении требований заявителю отказать, поскольку имелась необходимость и законные основания для постановлении заявителя на «Сторожевой контроль». Целью постановки было установление местонахождение заявителя, которое было неизвестно. После установления местонахождения заявителя, инициатором запроса он был со сторожевого контроля снят.
Заявитель Л. в судебном заседании на требованиях настаивал по основаниям, указанным в заявлении. Пояснил, что каких-либо последствий от постановки его на «Сторожевой контроль» не было. О нарушенном праве узнал 25.02.2015, когда ознакомился с административным материалом, где увидел запрос от 19.11.2014.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по г.Воркуте в судебном заседании требования заявителя не признала, по основаниям приведенным в возражении.
Должностное лицо Р., чьи действия обжалуются, в судебном заседании требования заявителя не признала. Считала, что в рамках рассматриваемого административного дела были законные основания и полномочия для постановки на учет заявителя на «Сторожевой контроль». После того, как основания отпали, заявитель был снят со «Сторожевого контроля».
Должностное лицо начальник полиции ОМВД России по г.Воркуте, чьи действия обжалуются, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал.
В соответствии со ст. 257 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие должностного лица начальника полиции ОМВД России по г.Воркуте, поскольку его неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.
Выслушав заявителя, представителя ОМВД России по г. Воркуте, должностное лицо Р., исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).
Судом установлено, что в связи с рассмотрением материала проверки, зарегистрированного в КУСП за № … от 17.11.2014 инспектором ОМВД России по г. Воркуте Р. за подписью начальника полиции ОМВД России по г.Воркуте был направлен запрос на имя начальника отдела УТ МВД РФ по ЦЗФО от 19.11.2014 за №… с просьбой проверить по ж/д и авиа системе «Экспресс» с постановкой на сторожевой контроль, приобретались ли ж/д и авиа билеты за период с 01.11.2014 по настоящее время на Л.
Согласно ответу от 20.11.2014 за №… ЛУ МВД России на транспорте следует, что во исполнение запроса от 19.11.2014 Л. поставлен на сторожевой контроль, на него были направлены на имя начальника полиции ОМВД России по г. Воркуте истребуемые сведения.
Предъявляя требования в порядке гл. 25 ГПК РФ и настаивая на их удовлетворении, заявитель указал, что действиями должностных лиц были нарушены его конституционный права, соответственно их действия должны быть признаны незаконными.
Из доводов заявителя и представленной копии заключения по заявлению Л. от 24.02.2015 установлено, что о нарушенном праве заявителю стало известно 25.02.2015, когда он ознакомился с материалами дела об административном правонарушении №…. Данные обстоятельства заинтересованными лицами не оспаривались. Таким образом, требования заявителем предъявлены в установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, нарушение прав и свобод заявителя является необходимым основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным действий и решений судебного пристава-исполнителя. Отсутствие таких нарушений является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований и позволяет суду не давать оценку иным обстоятельствам дела.
Как установлено судом, 26.11.2014 инспектором ОМВД России по г.Воркуте Р. за подписью начальника полиции ОМВД России по г.Воркуте был направлен запрос №… на имя начальника отдела УТ МВД РФ по ЦЗФО с просьбой снять со сторожевого контроля Л.
По сведениям отдела УТ МВД РФ по ЦЗФО от 05.05.2015 следует, что Л. был поставлен на сторожевой контроль 20.11.2014 согласно п.п. 35, 36 Инструкции, утвержденной приказом УТ МВД России по Северо-Западному федеральному округу от … №…, приказа № … от … на основании запроса, поступившего из ОМВД России по г. Воркуте, подписанного уполномоченным лицом (начальником полиции ОМВД России по г.Воркуте, исполнитель Р.) по материалу, зарегистрированному в ОМВД России по г. Воркуте соответствующим порядком в КУСП №… от 17.11.2014. В настоящий момент Л. со сторожевого контроля снят согласно информации, поступившей из ОМВД России по г.Воркуте исх. №… от 26.11.2014.
Из чего следует, что уже на дату обращения с настоящим заявлением и на момент рассмотрения дела, права и законные интересы заявителя восстановлены, факт приведенного, по мнению заявителя, нарушения ею конкретного права, не требует его пресечения и восстановления.
При установленных обстоятельствах. требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 07.05.2015.
Розыск подозреваемых и обвиняемых в Российской Федерации, что это и как работает. Часть 3
Продолжим нашу беседу.
По территории проведения розыскных мероприятий розыск подозреваемых и обвиняемых может быть местным (в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральным (по всей территории РФ), межгосударственным (на территории стран-участников СНГ) и международным (за пределами России с использованием возможностей Интерпола или на основании двусторонних международных соглашений).
Как правило, при отсутствии сведений о выезде разыскиваемого лица за пределы региона вышеуказанные виды розыска последовательно сменяют друг друга по истечении определенного периода времени: если местный розыск не дал результатов, проводится розыск по всей территории России, далее розыск объявляется по территории стран – участников СНГ, и, наконец, объявляется международный розыск.
Обязательным условием объявления лица в международный розыск является принятие в отношении него судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Вопреки устоявшемуся мнению, любой из вышеуказанных видов розыска, включая международный, может быть объявлен сразу при наличии сведений о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы соответственно субъекта федерации, России, территорию стран СНГ, вылетело в конкретную зарубежную страну.
Следует знать, что обмен информацией в отношении представляющих для правоохранительных органов России лиц происходит между Россией и иностранными государствами не только в форме объявления лица в розыск, но и путём предоставления информации об указанных лицах путём направления запросов.
Если в отношении лиц, объявленных в международный розыск, выпускаются уведомления с красным углом, то в отношении лиц, не обладающих статусом обвиняемого или подозреваемого, не объявленных в розыск, но представляющих потенциальную угрозу для законности и правопорядка допускается выпуск уведомлений с зелёным углом, которые не предполагают задержания или применения иных принудительных мер, но дают основания для сбора информации о лице и предоставления этой информации государству-инициатору.
Зачастую сотрудникам правоохранительных органов при решении возложенных на них законом задач необходимо установить местонахождение лица, подозреваемым или обвиняемым не являющегося. С формальной точки зрения розыск таких лиц, в том числе свидетелей и потерпевших законом не допускается. Однако на практике довольно-таки распространёнными являются случаи розыска лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов, вне возбужденного уголовного дела или по возбужденному уголовному делу, но в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми.
Таким образом, при том, что в целом система розыска подозреваемых и обвиняемых в России прозрачна и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, в нашей стране действует параллельная и полностью закрытая от общественного контроля система сыска, позволяющая фактически объявить в розыск любое лицо, независимо от наличия у государства к этому лицу законных и обоснованных претензий уголовно-правового характера.
По сути, на основании рапорта оперативного сотрудника может быть установлен контроль за передвижениями любого лица. С одной стороны, устоявшийся порядок оправдан с точки зрения необходимости обеспечения безопасности и правопорядка, борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Однако одновременно данная сложившаяся система не защищена от субъективного усмотрения правоприменителей и возможных злоупотреблений с их стороны.
Уважаемые читатели, желаем Вам никогда не нарушать закон и соответственно никогда не попадать в категорию разыскиваемых правоохранительными органами лиц.
С уважением к Вам адвокат КГКА «Паритет» В.Н.Вагин
Что такое сторожевой контроль в полиции
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
15. Получение компьютерной информации.
(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Приказ МВД Росси от 19 июня 2012 года № 608 » О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России»
ПРИКАЗ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608
«О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности
в системе МВД России»
в ред. приказов МВД России от 04.08.2016 N 452,
от 29.09.2016 N 599, от 14.08.2018 N 522, от 01.07.2019 N 439)
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3707; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011; 2008, N 18, ст. 1941; N 52, ст. 6227, 6235; 2016, N 27, ст. 4238.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
2. Установить, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации к оперативно-розыскной деятельности допускаются по должности :
Подпункт 11 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1334).
(подпункт 2.1 в ред. приказа МВД России от 04.08.2016 N 452)
2.2. В территориальных органах МВД России :
За исключением Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.
(сноска в ред. приказа МВД России от 14.08.2018 N 522)
2.2.1. Начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе.
За исключением территориальных органов МВД России на районном уровне.
(подпункт 2.2.2 в ред. приказов МВД России от 04.08.2016 N 452, от 14.08.2018 N 522)
При наличии штатных должностей оперативных сотрудников.
2.2.4. Начальники линейных отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на межрегиональном и районном уровнях, при отсутствии в них штатных должностей оперативных сотрудников.
(подпункт 2.2.4 дополнен приказом МВД России от 29.09.2016 N 599)
3. Установить, что в системе МВД России к контролю за оперативно-розыскной деятельностью допускаются руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности (за исключением руководителей подразделений, указанных в подпункте 2.2.4), а также главные инспекторы МВД России и главные инспекторы инспекций территориальных органов МВД России на региональном уровне.
(пункт 3 в ред. приказа МВД России от 29.09.2016 N 599)
4. Разрешить руководителям органов внутренних дел, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в пределах своих полномочий расходование денежных средств, выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность оперативных подразделений.
Зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2011 года, регистрационный N 21746.
к приказу МВД России
ПЕРЕЧЕНЬ
оперативных подразделений системы МВД России, правомочных
осуществлять оперативно-розыскную деятельность
Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции
Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
2. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.
2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.
Статья 51. Судебный контроль и надзор
Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 52. Прокурорский надзор
Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.