Что такое страховой запас товара
Расчет страхового запаса
Страховой запас – запас товара, сформированный на случай непредвиденных обстоятельств: будь то внезапно выросший спрос, задержка товара в пути или проблемы на производстве. Страховой запас необходим для обеспечения бесперебойной работы.
Содержание
Для понимания сути страхового запаса давайте рассмотрим простую аналогию: если расход вашего автомобиля 10 л / 100 км, то для поездки на 200 км вы заправитесь немного больше 20 литров на случай непредвиденных обстоятельств – это и будет страховой запас.
Облачный сервис КОРУС | Управление запасами предлагает три варианта расчета страхового запаса:
Страховой запас на время
Например, на три дня. Согласно алгоритму расчета, на этот срок увеличивается и горизонт прогноза. При среднедневной продаже в 10 штук страховой запас на три дня будет равняться 30 штукам. Рекомендуется при ожидании сбоев сроков поставки товаров от поставщика.
POTOC (ProfitOriented Theory of Constraints)
POTOC (ProfitOriented Theory of Constraints) – динамический страховой запас. Рассчитывается как среднее суммы среднеквадратичных отклонений на период анализа. Подсчет страхового запаса таким методом означает, что запас зависит от фактических отклонений, которые происходили в прошлом и вычисляется динамически на момент формирования рекомендации. Данный метод позволяет поддерживать определенный % страхового запаса с учетом динамики спроса.
Этот вариант наиболее точно отражает реальное положение вещей и рекомендуется к применению на участках, где нет необходимости поддерживать фиксированное количество на складе, а требуемое количество может быть изменено в зависимости от динамики спроса.
Использование этого метода позволяет решать проблему затоваривания или недостачи товара на складе, когда разброс ряда продаж во времени непостоянный.
Метод вычисления страхового запаса POTOC можно подвергнуть корректировке с помощью указания «Корректировка страхового запаса», которое указывается в процентах.
Используя в комплексе метод BRT и метод вычисления страхового запаса по методу POTOC, вы получите оптимально сформированную оценку необходимости пополнения товарных запасов и их объем.
Страховой запас по методу Mакс
Страховой запас по методу Mакс – страховой запас рассчитывается автоматически, при каждом формировании рекомендаций. Размер страхового запаса равен максимальному отклонению от рассчитанных средних продаж (не акционных) за анализируемый период.
Метод вычисления страхового запаса Макс можно подвергнуть корректировке с помощью указания «Корректировка страхового запаса», которое указывается в процентах.
Коэффициент корректировки для варианта «РОТОС» и «Макс»
На этот коэффициент будет производиться корректировка рассчитанного страхового запаса. Его необходимо использовать в том случае, когда страховой запас считается динамически, но полный объем страхового запаса не нужен. Актуально для продаж товара с нерегулярным и скачкообразным спросом.
Если вы уже используете сервис КОРУС | Управление запасами, но у вас остались вопросы по настройке интерфейса и отчетов, напишите нам на wms@korusconsuting.ru.
Вы можете ознакомиться с функциональностью решения на примере собственных данных. Запросите бесплатный тестовый доступ к сервису и начните оптимизацию запасов прямо сейчас!
Задайте вопрос эксперту на нашем сайте или по телефону: +7 495 130 01 87.
Методы определения размера резервного запаса
Теоретически, определить, когда пора заказывать допоставку товара, должно быть легко. Если вы знаете, что каждый день покупатели будут заказывать десять единиц товара, и знаете, что следующая партия будет доставлена через 17 дней после подачи заявки, вам нужно заказать следующую партию, когда на полке останется 170 единиц товара.
Это количество принято называть «точкой заказа». Однако в формуле точки заказа есть еще один элемент – страховой запас (точка заказа = страховой запас + ожидаемое потребление за время поставки). Резервный запас защищает вас от возникновения дефицита товара в период, необходимый для пополнения запасов. Зачем нужна такая защита?
Следует отметить, что для разного товара выгоднее задавать различный уровень сервиса. Это напрямую зависит от того, в какую категорию попадает товар при проведении АВС-XУZ анализа. Этот анализ предполагает разделение ассортимента на группы в соответствии с весом каждого товара в суммарном результате (например, обороте или прибыли), а также по стабильности потребления. Кроме того, есть зависимые товары, потребляемые покупателем только совместно. Если иметь в наличии только один из этих товаров – покупатель все равно останется недоволен.
Эта диаграмма показывает, как используется резервный запас:
Пунктирная линия показывает доступное количество товара (В наличии – На отгрузку). Заказ на пополнение оформляется в первое число месяца, когда доступное количество наличного товара достигает точки заказа (точка А на графике). В нашем примере не заказано пополнение ни одного товара. Следовательно, в точке А наличное количество товара равно уровню пополнения.
Реальное потребление восьми единиц товара за время выполнения заказа на допоставку соответствует прогнозируемому спросу. Партия товара получена девятого числа месяца. После приемки входящей партии товара, наличное количество товара на полке равно объему резервного запаса. Защита, которую обеспечивает резервный запас, не понадобилась.
Одиннадцатого числа следующего месяца товар вновь оказывается в точке заказа (точка В на следующем графике):
Сделан еще один заказ на допоставку. Однако у поставщика временные производственные проблемы, и следующая партия поступает с опозданием на два дня (точка С на графике). Если бы не было резервного запаса, у нас бы закончился товар.
Через некоторое время после получения партии покупатель приобретает десять единиц товара. За один день вы продаете больше, чем обычно за неделю. Наличное количество товара падает до точки D на следующем графике. Заказ на пополнение делается в тот же день, однако, наличное количество товара уже ниже точки заказа.
Резервный запас позволяет вам выполнить требования покупателя до получения партии пополнения 29 числа месяца (точка Е на графике). Снова резервный запас уберег вас от возникновения дефицита.
Какой объем страхового запаса нужен
Взгляните на этот график:
Когда поступает партия пополнения, наличное количество товара обычно приходится на закрашенную область графика. Обратите внимание, что объем резервного запаса находится в середине закрашенной области. В половине случаев вам придется использовать резервный запас до получения пополнения запаса. В других 50% случаев пополнение будет получен до того, как вы начнете расходовать резервный запас. В среднем, весь объем резервного запаса будет на полке в момент получения пополнения. В среднем, это «недвижимые» запасы.
Торговое предприятие держит товар на складе, чтобы продавать его покупателям. Прибыль от продажи товара необходима, чтобы покрывать затраты и получать прибыль с инвестиций. Учитывая все это, представляется нецелесообразным намеренно держать на складе недвижимые запасы.
С другой стороны, не забудьте, в чем состоит цель эффективного управления запасами:
«Рациональное управление цепочками поставок дает предприятию возможность оправдывать и превосходить ожидания покупателей, предлагая им такое количество каждого товара, которое позволяет максимизировать чистую прибыль или минимизировать затраты.»
Резервный запас, на самом деле, — это затраты на ведение бизнеса. Однако они необходимы для предоставления покупателям высокого уровня сервиса. Чтобы максимизировать прибыли, нужно внимательно следить за всеми затратами, включая и резервный запас. Следовательно, мы хотим обеспечить желаемый уровень сервиса при минимальном объеме резервного запаса.
Традиционные методы определения размера резервного запаса
Существует два традиционных метода определения размера резервного запаса товара:
Говоря о методах определения размера резервного запаса, мы будем упоминать две переменные: прогнозируемый спрос и потребление. Прогнозируемый спрос – это предположение о том, сколько товара будет продано или использовано за определенный месяц, а потребление – это количество реально проданного или использованного товара.
Процент спроса в период выполнения заказа
Отошедший от дел консультант Гордон Грэм утверждал, что для многих товаров достаточно резервного запаса в размере 50% от спроса в период выполнения заказа. Давайте рассмотрим пример:
Тринадцать единиц в день умножаем на прогнозируемое время заказа, восемь дней, и получаем спрос в период выполнения заказа, 104 единицы. Резервный запас составляет половину от этого количества, или 52 единицы. Это количество представляет собой запасы на четыре дня (4 дня x 13 единиц/день).
Этот метод понятен, но он определяет или слишком большой, или слишком маленький резервный запас для многих товаров. Например:
Товары с долгим, но надежным временем выполнения заказа и относительно постоянным спросом. Если мы применим этот метод к товару, время выполнения заказа на который равно 12 неделям, мы будем держать резервный запас, которого хватит на шесть недель. Если мы обычно получаем пополнение вовремя, а спрос не меняется каждый месяц, резервный запас окажется слишком большим, иными словами, слишком много денег будет вложено в неприбыльный товар.
Товары с очень коротким временем выполнения заказа и существенными вариациями спроса каждый месяц. Если время выполнения заказа на товар равно одной неделе, по этому методу мы будем держать трехдневный резервный запас товара. Если спрос существенно изменяется каждый месяц, нам, скорее всего, не хватит резервного запаса, чтобы удовлетворить спрос покупателей.
Количество дней, на которые имеется запас
Этот метод позволяет закупщику вручную определить число дней, на которые необходим резервный запас товара. Так как у закупщика, как правило, нет времени на пересмотр параметров резервного запаса каждый месяц, он, скорее всего, установит такое количество дней, чтобы резервного запаса было больше, чем достаточно. В конечном итоге, в глазах большинства закупщиков создание излишних запасов лучше, чем дефицит. В результате, такой метод часто приводит к накоплению неприбыльного запаса.
Хороший способ определения размера резервного запаса
Помните, что цель резервного запаса – защитить уровень сервиса от необычного повышения спроса в период выполнения заказа или задержек поставок. Почему бы не основывать решения об объеме резервного запаса каждого товара на изменениях спроса и времени выполнения заказа? Чем больше варьируется спрос и/или время заказа, тем больше будет резервный запас товара. Это называют «методом среднего отклонения».
Давайте рассмотрим пример. Будем считать вариацией или отклонением спроса разницу между прогнозируемым спросом на товар на месяц и реальным потреблением товара в последние три месяца (чаще всего используется история продаж за три месяца). Рассмотрим товар с такой историей прогнозирования спроса и продаж:
январе прогнозировался спрос на 50 единиц товара, а реально было продано 60 единиц. Отклонение, или разница при этом составляет 10 единиц. В феврале прогнозировался спрос на 76 единиц, а продано было 80 единиц, что дало отклонение, равное четырем единицам. Среднее отклонение таково:
Обратите внимание на то, что отклонение в марте, когда прогнозируемый спрос превысил реальные продажи, не включается в расчет размера резервного запаса. Почему? Потому что, если наш прогноз относительно того, чего хочет покупатель, превысил реальные продажи, мы точно не хотим увеличивать размер резервного запаса. У нас на складе товара и так, скорее всего, больше, чем достаточно.
Затем нам нужно определить среднее отклонение времени выполнения заказа на товар. Вычисляя эту цифру, мы просто смотрим на три последние поставки от основного поставщика. Почему так мало? Что ж, за долгий срок может многое случиться и повлиять на время выполнения заказа. Например:
Вот данные о трех последних поставках товара, а также ожидаемое время выполнения заказа на товар в момент оформления заказа:
Как и при анализе прогнозируемого и реального спроса, мы не учитываем поставки, когда реальное время выполнения заказа было меньше ожидаемого, иными словами, поставки, когда мы получили товар раньше. Среднее отклонение времени выполнения заказ оставшихся двух поставок составляет шесть дней:
Умножаем шесть дней на текущий прогнозируемый спрос в день и получаем ожидаемое потребление товара в течение шести дней. Спрос в день определяется путем деления текущего ежемесячного спроса на число рабочих дней в месяце. Например, текущий месячный спрос составляет 90 единиц, а в текущем месяце 18 рабочих дней. Спрос в день составляет 5 единиц. Умножаем эту цифру на отклонение, равное 6 дням, и получаем 30 единиц. К 30 единицам прибавляем отклонение спроса и получаем общий объем резервного запаса товара:
На заключительном этапе определения объема резервного запаса мы умножим среднее отклонение на коэффициент отклонения. Коэффициент отклонения зависит от уровня сервиса, который мы хотим предоставить покупателям. Уровень сервиса определяется как процент товара, доставленного покупателям к оговоренной дате. Чем выше коэффициент, тем больше резервный запас и выше уровень сервиса. Обсуждение уровня сервиса приводится в других наших статьях.
Мы обнаружили, что, как правило, следующие коэффициенты соответствуют следующим уровням сервиса:
Если мы стремимся достичь уровня сервиса 95%, мы умножим среднее отклонение на коэффициент, равный двум (37 x 2 = 74 единиц). Будьте внимательны! Чем больше коэффициент отклонения, тем больше на полках недвижимого товара. В нашем примере при использовании коэффициентов 2 и 3 разница в объеме резервного запаса будет составлять 37 единиц!
Да, этот метод определения объема резервного запаса сложнее, чем традиционные методы, описанные нами выше. Однако он отражает изменения на рынке, а следовательно, лучше прогнозирует, больше или меньше резервного запаса определенного товара вам понадобится. К тому же, если ваша компьютерная программа рассчитывает параметры пополнения, вам не придется самим выполнять вычисления.
Вы постоянно должны иметь в наличии тот товар, который хочет и ожидает увидеть покупатель. Если этого товара не окажется в наличии – вы разочаруете своего покупателя, и он уйдет искать товар к вашему конкуренту. Как думаете, вернется ли этот покупатель к вам?
Однако есть такие товары, которых среднестатистический покупатель не ожидает увидеть у вас в наличии всегда. Он готов подождать какое-то время. Вы можете позволить себе иметь меньший запас по таким товарам, а некоторые из них вообще поставлять с распределительного склада или под заказ. Таким образом, вы увеличите оборачиваемость запасов, а, следовательно, и прибыльность денег, вложенных в них. Кроме того, вы можете предложить вашему покупателю более интересную цену, чем ваши конкуренты. Покупатель будет вам благодарен!
Управление товарными запасами. Часть 4. Товары сезонного спроса. Страховой запас и точка заказа
Сегодня мы рассмотрим, что такое страховой запас и точка заказа товара. Эта статья является продолжением предыдущих четырех моих статей.
Вступительная статья была посвящена основам управления товарными запасами. Без чего не будет результата. Мы рассматривали стратегические ошибки. Настоятельно рекомендую начать читать именно с этого.
В первой части разобрали темы АВС анализа, критерии оценки эффективности управления товарными запасами и другое.
Во второй части рассмотрели аналитику ввода нового товара, рентабельности товарных запасов, работу с мертвым запасом. Также, что еще влияет на оптимальные остатки и прибыль предприятия.
В третьей части подошли к прогнозу спроса, XYZ анализа, другим видам анализа, напрямую влияющие на эффективное управление запасами.
Что такое страховой запас товаров
Страховой запас, это товарный запас, который призван защищать от товарного дефицита в период ожидания пополнения запаса.
Страховой запас предотвращает возникновение дефицита, когда пополнение запасов требует большего времени, чем рассчитывалось. Спрос — это прогноз, основанный на показателях прошлого периода и тенденциях. По факту, продажи товара могут быть меньше или больше. Страховой запас требуется, когда фактическое потребление превышает наш прогноз.
Задача менеджера по управлению товарными запасами не просто забить склад и держать все на всякий случай, а держать страховой запас по заданному коэффициенту страховки оптимизируя товарные остатки.
Есть разные методы расчета страхового запаса
На основе дневного потребления. Самый простой метод, когда мы расчетному периоду основанному на средних продажах за прошлый период прибавляем заданное количество дней. К примеру, временной период от поставки к поставке равен 14 дням. В среднем продажи — 5 штук в день. Страховой запас задан на 4 дня. Тогда:
5*4 =20 штук страхового запаса.
(30*6)*25% = 45 штук нужно держать, как страховой запас.
Такие методы подойдут для товаров регулярного спроса и стабильных поставках.
Задание страхового запаса вручную. По сути, это метод схожий с предыдущими, но отличие в том, что на новые товары с потенциально большим спросом или товары особого назначения, товары почти не требующие страхового запаса, менеджер устанавливает планку страхового запаса вручную.
На основе среднего отклонения. Этот метод используется, когда нам нужно учесть колебания спроса. В этой таблице мы видим, что факт от прогноза в апреле составил минус 100 штук. Однако, в мае и июне 180+120 = 300 штук.
Простой пример
Для прогноза по среднему отклонению не будем брать апрель, поскольку речь идет о страховом запасе. Мы и так запаслись большим, чем требуется. Исходя из этого, в наш расчет попадет только май и июнь.
(180+120)/2 — 150 штук в месяц.
Коэффициент страхового запаса
И это не все. Есть такое понимание, как SL (service level) — уровень обслуживания покупателей. Чем выше задана эта планка 95-96-97- 98%, тем больший коэффициент мы должны закладывать в страховой запас. Например, для 95% — коэффициент составит — 2. Для 96% — 2,5. Для 98% — 3. Исходя из этого, если наша цель 98%, то среднее отклонение в 150 штук мы умножаем на коэффициент 3.
150*3 = 450 штук страхового запаса.
К этой модели нужно подходить очень внимательно и аккуратно. Кроме автоматической программы, в которую мы можем заложить этот алгоритм, всегда нужна голова по месту, времени и обстоятельствам.
Кроме того:
Мы можем данный коэффициент, или количество дней на основе дневного потребления, уменьшать или увеличивать в зависимости от расширенного АВС анализа по каждому товару. В предыдущей стать е, мы подробно разбирали этот вопрос. Здесь будет уместно продублировать эту таблицу, но в свете страхового запаса.
Расширенный АВС анализ
Для товаров, которые имеют рейтинг «ААА», можно закладывать больший страховой запас. Ведь есть товары, которые должны быть всегда, как: хлеб, молоко, важные и ходовые запчасти. Для товаров с рейтингом «ССС» или близко к этому, страховой запас держать по самой нижней границе.
Страховой запас и точка заказа
Точка заказа, или планируемое время выполнения заказа — это время в днях, которое, требуется на пополнение товарного запаса, с учетом всех этапов готовности товара, до его поступления конечному потребителю или клиенту.
Точка заказа = (дневной спрос * планируемое время заказа)+ страховой запас.
К примеру, от оплаты поставщику, до поступления на наш склад, требуется календарных 14 дней. Если свой страховой запас рассчитываем на 14 дней, то мы можем ошибаться, особенно если, поступивший товар требует доукомплектации в комплект. Или же с нашего склада развозим товар по филиалам.
Кроме этого с момента формирования счета и его платы, также проходит время.
Рассмотрим немного подробней, когда наше дневное потребление составляет в 10 штук, и мы заложили страховой запас в 140 штук, соответственно.
Пример
В пятницу менеджер формирует заказ поставщику. Часто день в день оплаты не происходит, или поставщик должен увидеть деньги на своем счете. Поэтому, по факту, поставщик начинает свою работу только в понедельник. Это уже 3 дня плюсом.
По договору, с момента оплаты, до выполнения заказа 10 дней + 4 дня в пути. Получаем 14 дней цикличности поставки.
Хватает ли нам пары часов, что бы принять и разместить товар. Чем крупнее бизнес или партия, тем, сложнее. Поэтому, часто выходит еще 1 день на приемку и размещение товара. Мы опустим момент, что склад может не работать в выходные.
До самого дальнего нашего филиала 3 дня в пути. Плюс тот же 1 день на приемку и размещение. В итоге, у нас получается:
3+14+1+3+1 = 22 дня, что при продажах 10 штук в день, уже не 140 штук, а 220 штук.
Если наш страховой запас составлял 5 дней (5*10) = 50 штук, то он исчез из-за некорректно спланированного цикла. Мы еще попали в товарный дефицит.
Страховой запас и точка заказа имеют свою специфику и нюансы в разных организациях, но далеко не везде учитывают именно этот важный аспект.
Страховой запас и точка заказа в работе с сезонными товарами
Товары сезонного спроса должны быть выделены в отдельную категорию в плане прогноза закупок с учетом страхового запаса.
Прогноз по сезонным товарам строится по отдельному алгоритму.
Вместе с тем, если продажи стабильны и вы продавали эти товары в прошлый сезон, то динамика их роста или падения будет служить полезным инструментом для составления прогноза на текущий период.
Для закладывания в алгоритм расчета применяется средневзвешенный показатель, где каждому колебанию придается вес, выраженный в коэффициенте.
Например, компания продает резиновые сапоги.
Средневзвешенный коэффициент по сезонным товарам
Здесь видим колебания продаж, где есть средние продажи (выделены зеленым цветом), и колебания от почти нулевых продаж до максимальных значений. Продажам в стабильный период присвоен коэффициент 1. Март — 2, поскольку продажи составили 200 штук, и 0,05 в январе.
Если товар продается не 30 дней в месяц, то также следует учесть количество дней в месяце, когда продается товар. Здесь это разбирать не будем, поскольку все просто.
Конечно, основываясь на прошлых периодах, мы должны учитывать рост или падение продаж в текущем периоде. Одно дело, когда мы прикидываем «на пальцах», другое — когда наши прогнозы строятся логичных на моделях прогноза с учетом специфики бизнеса. Цифры и расчеты не редко идут в разрез ощущениям.
Здесь сделаю дополнительный акцент на то, что всегда нужно анализировать прогноз с фактом.
Это также инструмент для более точного планирования запасов на следующий период.
Что касается точки заказа по сезонным товарам, то здесь могут быть коррективы, например, связанные с условием объемов поставки или ранней закупкой с сезону. В части страхового запаса, также может быть применим коэффициент по средневзвешенному показателю.
Заключение по теме страховой запас и точка заказа
В этой части также будет уместно упомянуть минимальный и максимальный цикл заказов. У каждого есть свои плюсы и минусы. У минимального цикла, например, в 1-2 дня, все проще с прогнозом, но с точки зрения работы склада, это лишняя нагрузка на сам склад. Особенно если вы платите за совершенную операцию склада.
Нет возможности или не целесообразно оптимизировать цикл? Как вариант, рассмотреть прямые поставки от поставщика в магазины. Это сокращает время и затраты на перевозку товара.
На заметку
Как понимаем, чем больше цикл заказа, тем сложнее прогноз и бОльший риск излишков, особенно если это сезонный товар. А мы считали затраты на поставщика с чуть более дешевой продукцией, но с циклом 30 дней и поставщика с более дорогой, но с циклом 10 дней?
Несомненно, мы не сравниваем Китай с его дешевым товаром и местных производителей. Китай, с учетом перевозки, часто гораздо дешевле. Однако Китай, это не правило. Это, как предмет для размышления, кому это может быть актуально. Ведь неверный прогноз замораживает наши деньги, не говоря о том, что специфика товара может подразумевать срок годности.
Все реки складываются из ручейков.
Надеюсь, статья страховой запас и точка заказа, была полезной для Вас. В следующей статье разберем, как можно построить аналитику в excel с учетом всех методов, описанных в этой и предыдущих статьях. Или на основе этого, сформировать техническое задание, например, для внедрения в 1С.