Что такое страсти в православии

Что такое страсти

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

С церковнославянского языка слово страсть переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения). И действительно, ничто так не мучает людей — ни болезни, ни что другое, — как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34).

Конечно, в каждой страсти есть момент греховного удовольствия для человека, но тем не менее страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самый яркий пример страстной зависимости — это алкоголизм, наркомания и табакокурение. Алкоголь, наркотики не только становятся частью души человека, но и входят в обмен его веществ, становятся частью биохимических процессов в его организме, он физически плохо чувствует себя, когда в его крови отсутствуют эти вещества. То есть это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко — и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя и наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром большинство убийств совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но в данном случае это еще усиливается телесной зависимостью.

Грех наносит вред в первую очередь самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо он становится постоянным, приобретает характер хронической болезни.

Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». То есть страсть — это уже нечто большее, чем грех, это — греховная зависимость, рабство определенному виду порока.

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях: 1) чревообъядение (чревоугодие); 2) любодеяние; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.

Некоторые богословы, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что первые шесть страстей происходят как бы одна из другой; «излишество предыдущей дает начало последующей».

Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть; от блуда — сребролюбие; от сребролюбия — гнев; от гнева — печаль; от печали — уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие; чтобы победить печаль, нужно справиться с гневом и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно победив тщеславие. Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. Тело, как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает, и невозможность удовлетворить свои страсти — вот что будет мучить и жечь человека после смерти.

Святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, без сна и отдыха, палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, такие, как блуд или пьянство. Но и душевные: гордость, тщеславие, гнев, — ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, бороться со страстями человек тоже не сможет, это возможно только на земле, ведь земная жизнь и дается для покаяния и исправления. Чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад — это бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика — вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

Как врачуются страсти? Бороться со страстями гораздо труднее, чем с обычными грехами. Хроническую, запущенную болезнь победить сложнее.

Первое, что нужно сделать одержимому страстью, — это осознать, что он тяжело болен, зависим. Не он властвует над своими пороками и дурными привычками, а они над ним. Зависимый от страсти должен сам осознать, что нуждается в лечении духовном. Второе, что нужно сделать, — это, как говорит святитель Феофан Затворник, возненавидеть страсть, принять твердое решение бороться с ней. Третье — борьбу нужно начинать с молитвы к Богу. Без Его помощи, без постоянного участия в Таинствах исповеди и причастия, только своими силами со страстью не совладаешь. И четвертое, что нужно помнить: всякая страсть лечится насаждением в душе противоположных ей добродетелей. Например, чревоугодие побеждается воздержанием, постом; страсть сребролюбия — воспитанием в себе милосердия к бедным, нуждающимся, умеренным образом жизни. Гнев лечится уклонением от раздражения, терпением, воспитанием в душе кротости, любви, прощения. И так каждой страсти противостоят противоположные ей добродетели.

Источник

Страсть

Страсть – гре­хов­ная зави­си­мость, про­яв­ля­ю­ща­яся в силь­ном вле­че­нии чело­века к опре­де­лен­ному виду греха.

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

С цер­ков­но­сла­вян­ского слово стра­сти пере­во­дится как «стра­да­ния». В этом смысле мы гово­рим о «крест­ных стра­стях Иисуса Христа». Однако в совре­мен­ном сло­во­упо­треб­ле­нии оно чаще исполь­зу­ется для обо­зна­че­ния гре­хов­ных состо­я­ний чело­века, гре­хов­ных рас­по­ло­же­ний и навы­ков, вле­ку­щих его к нару­ше­нию запо­ве­дей Божиих, нередко даже против его воли.

Глав­ных стра­стей восемь

Вза­и­мо­связь стра­стей

Эти восемь стра­стей, хотя имеют разное про­ис­хож­де­ние и разные дей­ствия, однако шесть первых (чре­во­уго­дие, блуд, среб­ро­лю­бие, гнев, печаль, уныние) соеди­нены между собой таким обра­зом, что изли­ше­ство преды­ду­щей дает начало после­ду­ю­щей.

Тще­сла­вие и гор­дость таким же спо­со­бом соеди­ня­ются между собой; уси­ле­ние первой из них дает начало другой, но рож­да­ются они не от шести преды­ду­щих, а по истреб­ле­нии их. В эти две стра­сти мы впа­даем осо­бенно после победы над про­чими стра­стями.

Страсть, как болезнь души

«Страсть достойна пори­ца­ния, как не есте­ствен­ное дви­же­ние души», – учит св. Максим Испо­вед­ник. По словам свя­того Кли­мента Алек­сан­дрий­ского, страсть есть воз­му­ще­ние против при­роды. Св. Исаак Сирин назы­вает страсть неду­гом души, а св. Исайя Нит­рий­ский болез­нен­ным состо­я­нием душев­ных сил. Св. Иоанн Дамас­кин назы­вает страсть дви­же­нием энер­гии против при­роды.

Про­ти­во­есте­ствен­ность стра­сти заклю­ча­ется в том, что в ней чело­век отка­зы­ва­ется от есте­ствен­ного для своей при­роды соеди­не­ния с Твор­цом, дающим чело­веку высшее духов­ное бла­жен­ство. Вместо насла­жде­ния обще­нием с вечным Богом чело­век ищет насла­жде­ния в своем вре­мен­ном земном бытии, среди пре­хо­дя­щего и непо­сто­ян­ного мира. Такими насла­жде­ни­ями могут являться еда (страсть чре­во­уго­дия), неза­кон­ные поло­вые увле­че­ния (блуд), деньги (страсть среб­ро­лю­бия), уни­же­ние других людей, утвер­жде­ние своего пре­вос­ход­ства над ними (гнев, гор­дость, тще­сла­вие), чрез­мер­ные огор­че­ния по поводу недо­статка или лише­ния мате­ри­аль­ных благ, неосу­ществ­ле­ния страст­ных поже­ла­ний. (уныние, печаль).

Выде­ляя восемь основ­ных стра­стей, хри­сти­ан­ские подвиж­ники наста­и­вают, что стра­стями явля­ются именно душев­ные состо­я­ния, а не потреб­но­сти тела. Даже раз­де­ляя телес­ные (чре­во­уго­дие, блуд) и душев­ные стра­сти, они видят при­чину каждой стра­сти не в жизни тела, а только в уда­ле­нии чело­ве­че­ской души от Бога.

Источ­ник стра­стей

Осно­ва­нием стра­стей явля­ется само­лю­бие, все­цело про­ти­во­по­лож­ное любви к Богу и ближ­нему. В сущ­но­сти все стра­сти зарож­да­ются от извра­щен­ной и чрез­мер­ной любви к себе. Глав­ными и наи­бо­лее опас­ными стра­стями явля­ются гор­дость и тще­сла­вие. Эти стра­сти пре­вра­тили часть анге­лов в падших духов, поэтому зара­же­ние ими делает чело­века врагом Богу, откры­вает в его ум и сердце путь всем прочим стра­стям. Через стра­сти падшие духи воз­дей­ствуют на пове­де­ние чело­века, стре­мясь сде­лать его рабом гре­хов­ных навы­ков. Под­чи­ня­ясь гре­хов­ным стра­стям, чело­век сам упо­доб­ля­ется падшим духам, дела­ется врагом Богу.

Воз­ник­но­ве­нию стра­сти пред­ше­ствует иску­ше­ние чело­века помыс­лом, содер­жа­щим гре­хов­ный образ. Если во время иску­ше­ния чело­век начи­нает услаж­даться гре­хов­ным обра­зом, то это первый при­знак воз­ник­но­ве­ния стра­сти. Посе­ля­ясь в душе, при­стра­стие к гре­хов­ному образу пре­вра­ща­ется во внут­рен­ний гре­хов­ный навык, кото­рый ведет к внеш­ним гре­хов­ным дей­ствиям.

Иско­ре­не­ние стра­сти

Для иско­ре­не­ния стра­сти чело­век должен искать помощи у Бога, Кото­рый дает чело­веку силы пре­одо­леть страсть. Боже­ствен­ной помо­щью явля­ется бла­го­дать Свя­того Духа, при­но­ся­щая чело­веку духов­ное насла­жде­ние, в срав­не­нии c кото­рым мерк­нут дей­ствия стра­сти. Для при­об­ре­те­ния бла­го­дати чело­веку необ­хо­дим молит­вен­ный подвиг борьбы и про­ти­во­сто­я­ния гре­хов­ным помыс­лам. В ответ на молит­вен­ный подвиг чело­века посе­щает бла­го­дать, пода­ю­щая подвиж­нику опыт­ное позна­ние Боже­ствен­ной любви.

Наи­бо­лее совер­шенно стра­сти побеж­да­ются очи­ще­нием сердца путем уси­лен­ных молитв и подви­гов. Надо раз­ви­вать про­ти­во­по­лож­ные стра­стям доб­ро­де­тели. Напри­мер, если раз­вить сми­ре­ние, угас­нет гор­дость, если будет гос­под­ство­вать радость, то не будет места печали.

Исце­ле­ние от стра­стей тре­бует зача­стую мно­го­лет­ней борьбы. Один из вели­ких подвиж­ни­ков гово­рит: «Мне потре­бо­ва­лось пят­на­дцать лет, чтобы побе­дить гнев».

Что такое непо­роч­ные (неуко­риз­нен­ные) стра­сти?

Это не гре­хов­ные зави­си­мо­сти, а есте­ствен­ные стра­да­ния чело­века после гре­хо­па­де­ния.

Поня­тие «страст­ность» часто при­ла­гают оди­на­ково как к пороч­ным (уко­риз­нен­ным), так и к непо­роч­ным (неуко­риз­нен­ным) стра­стям. Однако между этими двумя поня­ти­ями есть раз­ница, и нема­лая. Уко­риз­нен­ные стра­сти фор­ми­ру­ются в чело­веке в резуль­тате его лич­ного укло­не­ния ко злу. По мере посте­пен­ного пле­не­ния чело­века теми или иными видами греха в нём фор­ми­ру­ются гре­хов­ные навыки, затем гре­хов­ные при­вычки, кото­рые со вре­ме­нем пере­рас­тают в стой­кую зави­си­мость от этих видов грехов.

«Есте­ствен­ные же и бес­по­роч­ные стра­сти, — по сви­де­тель­ству прп. Иоанна Дамас­кина, — суть не нахо­дя­щи­еся в нашей власти, кото­рые вошли в чело­ве­че­скую жизнь вслед­ствие осуж­де­ния, про­ис­шед­шего из-за пре­ступ­ле­ния, как напри­мер, голод, жажда, утом­ле­ние, труд, слеза, тление, укло­не­ние от смерти, боязнь, пред­смерт­ная мука, от кото­рой про­ис­хо­дят пот, капли крови… и подоб­ное, что по при­роде при­суще всем людям».

Таким обра­зом, нали­чие неуко­риз­нен­ных стра­стей не зави­сит от воли чело­века. Хочет чело­век или нет, он не может не алкать, не жаж­дать, не может стать в прин­ципе недо­ступ­ным для болез­ней, не может не пре­даться тлению. В какой-то мере он в состо­я­нии влиять на интен­сив­ность внут­рен­него про­яв­ле­ния этих стра­стей (напри­мер, при­учив себя к пост­ни­че­скому образу жизни, зака­лив свой орга­низм и т. п.), но только в какой-то мере. Есте­ствен­ная страст­ность не была харак­терна лишь для пер­во­здан­ных людей, пока они пре­бы­вали в союзе с Богом.

Кто видит в себе какую-нибудь гос­под­ству­ю­щую страсть, тому должно прежде всего про­тиву ней воору­жаться … ибо если мы не побе­дим сей стра­сти, то от победы над про­чими не будет нам ника­кой пользы..
прп. Иоанн Лествич­ник

Страсть – это порок от дол­гого вре­мени вгнез­див­шийся в душе и через навык (посто­ян­ное повто­ре­ние) сде­лав­шийся как бы при­род­ным ее свой­ством, так что душа уже про­из­вольно и сама собою к нему стре­мится.
епи­скоп Вар­нава (Беляев)

Иное суть стра­сти, и иное – грехи. Стра­сти суть: гнев, тще­сла­вие, сла­сто­лю­бие, нена­висть, злая похоть и тому подоб­ное. Грехи же суть самые дей­ствия стра­стей, когда кто-то при­во­дит их в испол­не­ние на деле, т.е. совер­шает телом те дела, к кото­рым побуж­дают его стра­сти; ибо можно иметь стра­сти, но не дей­ство­вать по ним.
преп. авва Доро­фей

Надо знать, какая страсть бес­по­коит более всего, с ней и нужно бороться осо­бенно. Для этого надо еже­дневно про­ве­рять свою совесть…
Надо все дурное, также и стра­сти, борю­щие нас, счи­тать не своими, а от врага – диа­вола. Это очень важно. Тогда только и можно побе­дить страсть, когда не будешь счи­тать ее своей.
преп. Никон Оптин­ский

Суще­ствует очень боль­шая раз­ница между любо­вью и при­вя­зан­но­стью, между голо­дом и жад­но­стью, между живым инте­ре­сом и любо­пыт­ством – и т.д. У каждой из наших есте­ствен­ных наклон­но­стей есть зара­жен­ный злом двой­ник; он-то и есть один из путей к нашему пора­бо­ще­нию. Если не ска­зали «нет» вовремя – не мино­вать борьбы. Но тогда будьте бес­по­щадны, потому что ясность ума и неза­ви­си­мость более дра­го­ценны, чем то удо­вле­тво­ре­ние, кото­рое вы полу­ча­ете через пора­бо­ще­ние. Кто такой греш­ник? Это чело­век раз­де­лен­ный в самом себе, раз­де­лен­ный от ближ­него, уда­лен­ный от Бога. Греш­ник поте­рял связь с Богом, со своей сове­стью, со своей соб­ствен­ной жизнью, с жизнью ближ­него.
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний

Источник

Страсти

Те, которые Христовы, распяли плоть
со страстьми и похотьми.

Гал 5, 24

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

Душа человеческая постоянно подвергается воздействию прилогов, навязываемых ей темной силой, — греховных мыслей и пожеланий. Борьба с «прилогами» не так трудна: здесь как бы смахнул комара, и нет его. Но если появилось уже «сочетание» и если комар успел впустить свое жало и задел самое сердце, то от человека требуется уже некоторое духовное усилие при противодействии искушению. Еще опаснее «пленение». Последнее, по определению святых отцов, является насильственным отведением сердца в плен, удержанием в нем и слиянием будто в одну жизнь с предметом пленившим. В том случае, если «пленение» становится долговременным или часто повторяющимся, хроническим, душа будет в состоянии страсти. Отсюда существуют следующие ступени, по которым грех входит в нас: образ — прилог; интерес — сочетание; влечение — пленение, страсть.

Источник происхождения страстей — темная сила. Страсти суть демоны. Страсть горяча, смутна, необдуманна, зла, стремительна. Подпадая демоническому влечению, человек претерпевает поражение своей богоподобной свободы и отпадает от божественной жизни. Когда какой-либо страстный помысл или образ утвердится в душе, тогда человек становится в той или иной мере одержим (различной степени, напряжения и силы).

Итак, страсти суть болезни, язвы души демонического происхождения, которые, при сильном развитии их, ведут душу к духовной смерти. В состоянии страсти человек находится как бы в состоянии душевного опьянения. Святые отцы называют восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, печаль, уныние, гнев, тщеславие, гордость и сребролюбие.

Гнев — это пожар души, по выражению святых отцов. Душа не сознает во время приступа гнева, что во всем происшедшем надо видеть волю Господню, всегда благую и совершенную. В борьбе с гневом хорошо: первое — молчание, второе — удаляться от возбуждающего гнев, третье — просить прощения, четвертое — внут-ренне взывать ко Господу о умиротворении сердца. На того имеешь право гневаться, кто хочет отлучить тебя от Бога. Начальная стадия гнева — это раздражение, на которое так мало обращаем внимания. Однако оно непростительно, так как в это время мы находимся во власти темной силы.

Самой губительной и ненавистной для Бога страстью является гордость — возведение самого себя в кумиры, почитание себя выше других, обольщение собою, своими достоинствами, способностями, умом и т. п. Гордость, коль скоро овладевает бедной душой, то как свирепый тиран весь город до основания разоряет. С гордостью связана страсть тщеславия.

Как лечить страсти? Каждое сопротивление страсти ослабевает ее, увлечение страстью усиливает ее. Наиболее совершенно страсти побеждаются очищением сердца путем усиленных молитв и подвигов. Надо развивать противоположные страстям добродетели. Например, если развить смирение, угаснет гордость, если будет господствовать радость, то не будет месту печали.

Исцеление от страстей требует многолетней борьбы. Один из великих подвижников говорит: «Мне потребовалось пятнадцать лет, чтобы победить гнев».

Итак, всем начинающим свой путь ко спасению надо помнить не только о его «узости», но и о том, что годы могут пройти, пока будут замечены признаки искоренения страстей. Игумения Арсения говорит: «Чистоту помыслов и чистоту чувств нетрудно приобрести уединением, чтением духовным и упражнением в молитве». Но чистота сердца многими страданиями приобретается, она есть совлечение страстей. Там, в груди, есть тяжесть непонятная, которая давит и давит, которая, как стена, стоит между душой и Господом. Эту стену может разрушить благодать Божия при нашей решительной борьбе со страстями по заповедям Божиим.

Надо различать чистоту ума и чистоту сердца. Даже мирная молитва еще не служит показателем победы над гнездящимися в сердце страстями. Бесстрастие же не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя.

Страсти мучают душу. Они дурны больше потому, что не дают душе приобщиться блаженства, которое есть единение души со Христом. И самое добро — не предел стремлений души: покой души — один Бог.

Источник

Греховные страсти: развитие и классификация

Устроение человеческой души по отношению к страсти (греховному навыку) 1

Дей­ствие по страстиСопро­тив­ле­ние страстиИско­ре­не­ние страсти
Сила воз­дей­ствия страстиЗло обра­ти­лось в навык, так­же заме­ще­ние одних стра­стей другими.Борь­ба со страстью.Путь не про­сто сопро­тив­ле­ния, а путь побе­ды – истреб­ле­ния стра­стей, очи­ще­ния души для ино­го – для бла­го­да­ти, и стя­жа­ние её.
Отно­ше­ние к страстиРаб­ство страсти.
Тот, кото­рый, будучи пора­жа­ем от вра­га сво­е­го стре­ла­ми, берет их и соб­ствен­ны­ми рука­ми вон­за­ет в свое сердце.
Кто не дей­ству­ет по ней и не отсе­ка­ет ее, но борясь, как бы мину­ет страсть, одна­ко име­ет ее в себе.
Ста­ра­ю­щи­е­ся оста­но­вить страсть, но по вну­ше­нию дру­гой страсти.
Он подо­бен осы­па­е­мо­му стре­ла­ми вра­га сво­е­го, но обле­чен­но­му в бро­ню и пото­му не полу­ча­ю­ще­му ран.
Что­бы иско­ре­нить страсть, недо­ста­точ­но толь­ко не делать зла, а долж­но делать и доб­ро.
Он, будучи осы­па­ем стре­ла­ми вра­га сво­е­го, сокру­ша­ет их, или воз­вра­ща­ет в серд­ца врагов.

Схема развития греха 2

При­лог
(помысл)
Соче­та­ние
(вни­ма­ние)
Сосло­же­ние
(услаж­де­ние)
Пле­не­ние
(жела­ние)
Реше­ниеДело
Рож­де­ние обра­за в уме.Вни­ма­ние к обра­зу (ум).При­ло­же­ние серд­ца (чув­ства).При­ло­же­ние воли.Реше­ние реа­ли­зо­вать помысл.При­лог при­ве­дён в исполнение.
Гре­хом не является.Нача­ло греха
(ум дол­жен был про­гнать гре­хов­ный помысл).
В исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях (у подвиж­ни­ков) может носить харак­тер без­греш­но­го собе­се­до­ва­ния с помыс­лом с целью избав­ле­ния от него.
Раз­ви­тие греха.Раз­ви­тие греха.Раз­ви­тие греха.Испол­не­ние.
При­мер: При­хо­дит мысль, что вре­мя позд­нее, уже нет сил молиться.Согла­сие с тем, что ниче­го страш­но­го не про­изой­дёт, если все­го один раз не помолиться.Пред­вку­ше­ние слад­ко­го снаЖела­ние оста­вить молит­ву, что­бы отдох­нуть после тяжё­ло­го дня лиш­ние полчаса.Окон­ча­тель­ное реше­ние не молить­ся в этот вечер и пой­ти хоро­шень­ко выспаться.Оста­вил молит­ву. (Пошёл спать. По доро­ге при­сел у теле­ви­зо­ра. До 3‑х ночи смот­рел бое­вик. Утром не было сил на молит­ву)… ☹

2 Схе­ма раз­ви­тия стра­сти была раз­ра­бо­та­на прак­ти­че­ски одно­вре­мен­но (IV) век на Восто­ке Ева­гри­ем Пон­тий­ским и на Запа­де Иоан­ном Кас­си­а­ном Римлянином

Коренные страсти (стволы от корня страстей – самолюбия) 3

3 Сле­ду­ет учи­ты­вать, что меж­ду стра­стя­ми не суще­ству­ет непро­ни­ца­е­мых пере­го­ро­док, одна страсть тес­ней­шим обра­зом свя­за­на с другими.
4 Добр Т.5. С.267–269

Подразделение страстей по генезису (происхождению и развитию)

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

Что такое страсти в православии. Смотреть фото Что такое страсти в православии. Смотреть картинку Что такое страсти в православии. Картинка про Что такое страсти в православии. Фото Что такое страсти в православии

Цепоч­ка зависимостиКорень после­ду­ю­щих страстей.Отец среб­ро­лю­бия.Мать гне­ва и печали.Отец печа­ли.Мать уны­ния.Порож­де­ние печа­ли и тщеславия.От чрез­мер­но­го тще­сла­вия рож­да­ет­ся гордость.Пре­дел и источ­ник стра­стей, корень зла.Опре­де­ле­ниеПри­стра­стие к вкус­ной и обиль­ной пище.При­стра­стие к плот­ско­му, гре­хов­но­му жела­нию помыс­лом или самим делом.Стрем­ле­ние нажи­вать богатство.Поте­ря душев­но­го равновесия.Гре­хов­ная скорбь
(от внеш­не­го источника).Чув­ство внут­рен­ней неудо­вле­тво­рён­но­сти и опустошения
(от внут­рен­не­го состояния).При­стра­стие к тщет­ной (напрас­ной) сла­ве чело­ве­че­ской, любовь к почестям.Чрез­мер­но высо­кое мне­ние о себе и пре­не­бре­же­ние к дру­гим; занос­чи­вость, высо­ко­ме­рие, зазнайство.Виды

3) Поло­вые извращения.

1) Жад­ность – страсть к обладанию.

2) Ску­пость – страсть к сохранению
Жад­ность хочет захва­тить чужое, ску­пость боит­ся отдать свое.

1) Внут­рен­ний (сму­ще­ние, раздражение).

3) Зло­па­мят­ство (мсти­тель­ность, обида).

1) Печаль от убыт­ка, потерь и неисполнения.

2) От опа­се­ния, стра­ха и забот.

3) От пред­ше­ству­ю­ще­го гнева.

2) Уны­ние (ску­ка), гоня­щее из дому в поис­ках обще­ния и развлечения.

1) Пре­воз­но­ше­ние плот­ски­ми пре­иму­ще­ства­ми, талан­та­ми и види­мы­ми вещами.

2) Пре­воз­но­ше­ние духов­ны­ми подвигами.

1) Само­воз­но­ше­ние над людьми.

2) При­пи­сы­ва­ние всех доб­рых дел себе.

Осо­бен­но­сти проявленияК про­яв­ле­ни­ям стра­сти чре­во­уго­дия отно­сят­ся пьян­ство, нар­ко­ма­ния, курение.Стра­сти блу­да под­вер­же­ны люди любо­го возраста.Жад­ность может при­ни­мать фор­му пред­при­ни­ма­тель­ства, кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния, хищения.

Внешне м.б.похожа на бережливость.

Гнев обыч­но име­ет при­чи­ной неудо­вле­тво­рён­ность каких-либо страстей.1) Чув­ство гру­сти, душев­ной горечи.

Пле­ня­ет чело­ве­ка, име­ю­ще­го глу­бо­кую при­вя­зан­ность к земному.

Край­няя сте­пень уны­ния – отча­я­ние и само­убий­ство.

Жаж­да при­зна­ния, похвал.

Тще­сла­вие сопут­ству­ет всем доб­ро­де­те­лям.

Оби­да, само­лю­бие, неуступ­чи­вость, прав­до­ис­ка­тель­ство, само­оправ­да­ние, ропот, потре­би­тель­ское отно­ше­ние к Богу, Церк­ви и людям, свое­во­лие, эго­изм, отсут­ствие великодушия.Бла­го­дат­ное при­зва­ние (замы­сел)Пита­ние от Дре­ва Жиз­ни ( Ин.6:48 ).Любовь и еди­но­мыс­лие в Боге ( Быт.2:18 ).Забо­та ( Быт.1:28 ).Рев­ность по Богу, выте­ка­ю­щая из забо­ты о мире ( Ин.2:17 ).Твор­че­ская дея­тель­ность чело­ве­ка ( 1Кор.3:9 ).Пло­ды чело­ве­че­ско­го тру­да ( Ин.15:5 ).Освя­ще­ние пло­дов тру­да, про­слав­ле­ние Бога в сво­их делах ( Мф.6:9 ).Стя­жа­ние Бого­за­по­ве­дан­но­го досто­ин­ства, обо­же­ния ( Ин.17:21 ).Есте­ствен­ная потреб­ность чело­ве­ка после грехопаденияПита­ние.Раз­мно­же­ние.Выжи­ва­ние в пад­шем мире.Пра­вед­ный гнев.Необ­хо­ди­мость труда.Постро­е­ние цивилизации.Какую запо­ведь нару­ша­ет страстьСмот­ри­те же за собою, что­бы серд­ца ваши не отяг­ча­лись объ­яде­ни­ем и пьян­ством… ( Лк.21:34 )Бегай­те блу­да; вся­кий грех, какой дела­ет чело­век, есть вне тела, а блуд­ник гре­шит про­тив соб­ствен­но­го тела ( 1Кор.6:18 ).Имей­те нрав несреб­ро­лю­би­вый, доволь­ству­ясь тем, что есть ( Евр.13:5 ).…вся­кий, гне­ва­ю­щий­ся на бра­та сво­е­го напрас­но, под­ле­жит суду… ( Мф.5:22 ).Иисус, видя, что он опе­ча­лил­ся, ска­зал: как труд­но име­ю­щим богат­ство вой­ти в Цар­ствие Божие! ( Лк.18:24 )…долж­но все­гда молить­ся и не уны­вать… ( Лк.18:1 )…не будь, как лице­ме­ры… ( Мф.6:5 )Поги­бе­ли пред­ше­ству­ет гор­дость, и паде­нию – над­мен­ность ( Прит­чи 16:18 ).Св.Писание о страстиСир.37:30–34Мф.5:28,31–32 ; 1Кор.6:9–10Лк.12:15–22 ; Мк.10:23–24 ; 1Тим.6:6–10, 17–19Мф.5:21–22 ; Еккл.7:9 ; Иак.1:20 ; Еф.4:262Кор.7:9–10Пс.41:6Мф.6:1,5,16Иак.4:6 ; 1Кор.13:4 ; Дан.4:34 ; Иер.50:31–33Сред­ства борьбы

2) Еда толь­ко в уста­нов­лен­ное время.

3) Окон­ча­ние тра­пезы до сытости.

5) Воз­дер­жа­ние от алкоголя.

6) Питать­ся, а не лакомиться.

1) Воз­дер­жа­ние от излиш­них пищи, вина, сна. Воз­дер­жа­ние языка.

3) Физи­че­ская работа.

1) Воз­дер­жа­ние в пище.

2) Мол­ча­ние уст при сму­ще­нии сердца.

3) Прось­ба о про­ще­нии обид перед теми, кого обидел.

4) Молит­ва об оскорбившем.

4) Раз­мыш­ле­ние о буду­щих бла­гах и бла­жен­стве в раю.

5) При­ня­тие все­го про­ис­хо­дя­ще­го как дара Божьего.

6) Сла­во­сло­вие Бога.

2) Усер­дие в молит­ве и ко вся­ко­му доб­ро­му делу. Вос­пи­та­ние самопринуждения.

6) Избе­гать лиш­ней информации.

7) Уда­лять­ся тунеядцев.

1) Неза­ме­ча­ние похвал.

2) Недо­ве­рие сво­им добродетелям.

3) Стрем­ле­ние не выде­лять­ся при других.

4) Скром­ность в речи, одежде.

5) Само­по­срам­ле­ние, сокру­ше­ние о грехах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *