Что такое стратегия анаконды мэхэна

«Стратегия анаконды»

Что такое стратегия анаконды мэхэна. Смотреть фото Что такое стратегия анаконды мэхэна. Смотреть картинку Что такое стратегия анаконды мэхэна. Картинка про Что такое стратегия анаконды мэхэна. Фото Что такое стратегия анаконды мэхэна

«Стратегия анаконды» впервые была сформулирована в ходе Гражданской войны (1861-1865) в США генералом Уинфильдом Скоттом, командующим армией северян. Суть стратегии состоит в том, чтобы блокировать с моря и по береговым линиям вражеские территории, отрезая от доступа к портам и добиться, в результате этого, стратегического истощения противника.

Подобно анаконде, сжимающей добычу, армия и флот северян должны были пресечь связь Восточной и Западной частей Конфедерации, захватив Миссисиппи и задушив торговую активность южных штатов, зависевших от поставок промышленных товаров по морю. Пассивный характер данной стратегии не устраивал сторонников быстрого наступления, но впоследствии этот план был признан единственно верным, был реализован полководцами северян и привёл их к победе.

Через несколько десятилетий «стратегия анаконды» вновь оказалась востребованной в условиях нарастающего соперничества субъектов мировой геополитики. Американский адмирал Альфред Мэхэн (1840-1914) распространил данную стратегию на планетарный уровень, выстроив концепцию «континентальной стратегии анаконды», призванной оторвать Россию (а впоследствии – СССР) от выхода к тёплым морям. Мэхэн считал, что мощь государства определяется его возможностями овладеть «морской силой», а поэтому евразийские державы следует удушать в «кольцах анаконды», выводя из-под их контроля береговые территории и не допуская интеграции в границах континента.

Следование этой стратегии определяло степень и формы поддержки Западом белого движения в ходе Гражданской войны в России. Если посмотреть на карту расположения основных территорий, контролируемых противостоящими сторонами, то видно, что красные контролировали внутриконтинентальные зоны, пространство Heartland’а, в то время как белые располагались по периферии России и опирались на береговые территории, откуда поступала помощь от талассократических, морских держав.

Один из ведущих западных геополитиков англичанин Хэлфорд Дж. Макиндер (1861-1947) в 1919 году был назначен британским Верховным комиссаром на юге России и послан через Восточную Европу для поддержки армии, возглавляемых А.И.Деникиным и консультировал вождей Белого движения. Также показательно, что все военные действия до самого окончания гражданской войны развёртывались по схеме «красный центр» против «белой периферии», прилегающей к морским границам и остатки разгромленных белых войск покидали Россию морским путём.

В эпоху «холодной войны» «стратегия анаконды» получила новое развитие; американский стратег и теоретик Генри Кисснджер (р. 1923) называл эту стратегию «звенья цепи». Была поставлена цель распространить влияние НАТО на всё береговое пространство евразийского материка – от Западной Европы через Ближний Восток до дальнего Востока. Этим предопределялась геостратегия «холодной войны». СССР стремился прорвать блокаду, разорвать «кольцо анаконды», США и Англия – сделать своё влияние необратимым и максимально распространить его вглубь материка. С этой целью с береговой зоне Евразии были созданы военные блоки НАТО (Организация Североатлантического договора, крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду, основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния»), СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии, или Манильский пакт, военно-политический блок стран Азиатско-Тихоокеанского региона,1955—1977г.г.) и СЕНТО (Организация центрального договора, в 1955–1958 годах также часто использовалось название Багдадский пакт, военно-политическая группировка на Ближнем и Среднем Востоке, созданная по инициативе Великобритании, США, а также Турции, существовавшая в 1955–1979 годах) и многочисленные военно-морские базы.

Соответствует этому противоборству и география наиболее жёстких конфликтов: Вьетнамская война, война в Корее с её последующим разделом на Южную (атлантистскую) и Северную (континентальную), война в Афганистане, советско-иранские и советско-турецкие отношения, ведение боевых действий силами спецконтингентов в Африке, Азии и Латинской Америке. Это было столкновение атлантистской стратегии «звенья цепи» и стратегии евразийской.

Результаты «холодной войны» подтвердили эффективность стратегии. Значительные территории были выведены из-под влияния СССР (России), границы атлантистского влияния были, соответственно, сдвинуты далеко вглубь материка. Избежать полного поражения в геополитическом противостоянии Россия смогла избежать благодаря сохранившемуся советскому ядерному арсеналу. События последних лет показывают, что атлантистская цивилизация продолжает проведение в жизнь прежней стратегии – размещает военные базы и системы противоракетной обороны всё ближе к границам России, пытается взять под свой контроль территории по периметру российских границ, сжимая «кольцо анаконды». Тем важнее для России укреплять отношения с теми странами, которые не позволяют замкнуть кольцо – Иран, Индия, Китай, Сирия, Вьетнам, а также усиливать геополитическое влияние в Средней Азии и Закавказье, одновременно вытесняя оттуда англосаксонскую, атлантистскую цивилизацию.

Только последовательное, рассчитанное на долгосрочную перспективу проведение стратегии, направленной на интеграцию евразийского пространства позволит сорвать планы геополитического противника и окончательно разорвать «кольцо анаконды».

Источник

Геостратегия «Анаконда» и Евразия

Что такое стратегия анаконды мэхэна. Смотреть фото Что такое стратегия анаконды мэхэна. Смотреть картинку Что такое стратегия анаконды мэхэна. Картинка про Что такое стратегия анаконды мэхэна. Фото Что такое стратегия анаконды мэхэна

Геополитический анализ

Проанализируем дискуссию об интеграции постсоветского пространства, которую начали на страницах газеты «Известия» российский премьер-министр Владимир Путин, президент Беларуси Александр Лукашенко и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Александр Лукашенко, в своих размышлениях говорит о том, что положено начало реализации решений, которые принято называть судьбоносными. Подчеркивая общность судьбы и многовековые традиции совместного проживания в границах одного государства, президент Белоруссии поддерживает предложенную Владимиром Путиным конструкцию продвинутой интеграции, настаивая на надежности и долговечности нового наднационального механизма. Так же Александр Лукашенко говорит о том, что развал Советского Союза, который он считает глубочайшей и трагической ошибкой XX столетия, не привел к смене биполярного мира на многополярный, сбалансированный с множественностью центров влияния. Напротив, в мире, меняющемся от одной формации к другой, царит хаос, в котором молодым государствам приходится испытывать на себе давление более сильных международных акторов. Одним из «противовесов» сложившейся ситуации президент Белоруссии видит в формировании емкого общего рынка, основанного на балансе интересов, т.е. без интеграции «никак нельзя». При этом Александр Лукашенко в своей статье не только говорит об интеграции постсоветского пространства, но и поддерживает идею о создании общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, указывая также на необходимость тесной интеграции с государствами и экономическими объединениями Азиатско-Тихоокеанского региона и, прежде всего, с Китаем.

Возможно, высказывания высокопоставленных чиновников на страницах «Известий» о том, что создаваемый союз государств не планирует закрываться в собственных границах и носит открытый характер, в будущем выльется в некую доктрину, схожую по своему смыслу с теорией Фредерика Тернера о «подвижных границах», что реализовалась в политике «открытых дверей» США. Вопрос чисто риторический, однако, разноформатная и разноскоростная интеграция в границах бывшего СССР, есть не что иное, как восстановление «Большого пространства», которое в своих границах строго тождественно heartland’у в геополитической модели Хэлфорда Макиндера.

Анаконда

Балто-Черноморско-Каспийский регион

Аналитик Семен Залевский в своем исследовании утверждает, что в Балтийском регионе разворачивается стратегическая группировка войск, и под видом военных учений отрабатывается сценарий крупномасштабной войны, где главным противником выступает некое «придуманное государство», которое владеет огромными природными ресурсами в условиях проблем с доставкой этих ресурсов в западные страны. История НАТО свидетельствует о том, что за время существования Альянс не вел оборонительных войн, а действовал всегда превентивно, что так же отложило свой отпечаток и на характер учений.

В этом же контексте стоит упомянуть американскую систему ПРО, которую США активно разворачивают в Европе. Констатируя данный факт, МИД РФ выражает озабоченность быстротой и планомерностью осуществления этого проекта. При этом наше министерство иностранных дел ждет гарантий ненаправленности ПРО США в Европе против стратегических ядерных сил России. Стоит отметить, что подобных гарантий МИД РФ ожидал и после подписания договоренностей США с Польшей, с Румынией, а также после заявления Турции о готовности принять у себя американскую РЛС. К этому добавим дважды высказанную озабоченность МИД РФ заходом в Черное Море крейсера ВМФ США «Монтерей», оборудованного противоракетной системой «Иджис». Как заявили российские дипломаты, «Монтерей» был направлен в европейские воды в рамках реализации «поэтапного адаптивного подхода» администрации США к формированию европейского сегмента глобальной ПРО. «Первый этап этой программы предусматривает размещение в Адриатическом, Эгейском и Средиземном морях группы американских кораблей, призванных осуществлять защиту стран Южной Европы от гипотетических ракетных угроз. По официальной американской версии, они могут также выдвигаться в Черное море в случае необходимости, например, при обострении ситуации в регионе», — пояснили в МИД РФ. Какого рода угрозы и ситуации могут возникнуть для США в Восточной Европе?

Рассматривая западные границы России, стоит упомянуть и о старом геополитическом проекте, который подразумевает конструирование пространства в виде буферных зон в районе Балто-Черноморской дуги.

К 2003 г., несмотря на выбранный курс на сближение с Западом, в чем активно содействуют США и их союзники по НАТО, пытаясь укрепить свое влияние на постсоветском пространстве, ГУАМ начинает буксовать и фактически прекращает свое существование.

В наши дни на пространстве Балтийско-Черноморско-Каспийского региона получил реализацию проект Восточного партнерства, представленный в 2008 г. на заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешним связям Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции, рассчитанный на шесть постсоветских государств – Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию. Основная цель проекта – это интеграция этих государств в евроатлантические структуры, но так как перспектива принятия перечисленных стран в ЕС и НАТО весьма туманна, то речь идет об укреплении стратегического сотрудничества. В экспертной среде бытует мнение, что этот проект есть не что иное, как попытки «старой» Европы перехватить у США инициативу в «освоении» постсоветского пространства путём отрыва от России восточноевропейских стран СНГ. Однако, не стоит полагать, что сам проект идет в разрез с интересами США, тем более, что основные инициативы по продвижению «Восточного партнерства» принадлежат Польше, которая на сегодняшний день является основным проводником американских интересов в регионе.

Можно отметить, что политика ЕС не сильно отличается от политики НАТО, так как практически все государства входящие в Евросоюз являются членами Североатлантического Альянса. При этом существует некоторое разделение: ЕС сосредоточено на экономическом сотрудничестве, а НАТО сконцентрировано на военно-политическом и военно-техническом. Обозначим, что все геополитические и военно-стратегические интересы США и НАТО в регионе стоит рассматривать в контексте соперничества с Россией.

Центральная Азия

Для более полного понимания действий США в азиатском районе постсоветского пространства приведем высказывание помощника государственного секретаря США по делам Средней Азии Роберта О. Блейка, который в своей речи «Приоритеты администрации Обамы в Южной и Центральной Азии», произнесенной 11 января 2011 г., подчеркнул, что Средняя Азия лежит на стратегически важном перекрестке дорог, граничащих с Афганистаном, Китаем, Россией, Индией и Ираном. Это объясняет, почему Соединенные Штаты намерены расширять свое присутствие в этом критическом регионе и сотрудничать с находящимися в нём странами. Именно поэтому США, используя как предлог борьбу с «международным терроризмом», а так же раздавая различного рода финансовые и экономические обещания, небезуспешно склоняют страны региона – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан к созданию на их территориях американских военных баз и опорных пунктов. Заняв ключевые позиции в Центральной Азии, США замыкают кольцо своего господства вокруг Ближнего, Среднего Востока и Центральной Азии, получая при этом доступ к энергоресурсам региона. Заявляя о выводе войск из Афганистана, США и НАТО, скорее всего, будут реализовывать план по переброске военных в страны Центральной Азии.

Азиатско-Тихоокеанский регион

Россия в данном регионе граничит с Китаем на юге, КНДР на крайнем юге, Японией на юго-востоке и США.

Стратегии США в регионе в основном направленны против возрастающего потенциала Китая. Напряженность в отношениях приобрела более жесткий характер после того, как в 2010 г. на встрече глав МИД стран АСЕАН во Вьетнаме госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Вашингтон выступает за свободную навигацию в Южно-Китайском море, которое Китай считает зоной своих ключевых интересов. После этих событий можно было наблюдать рост военной активности Соединенных Штатов, в частности проведение военно-морских маневров Pacific Reach с участием США, Японии, Южной Кореи, Австралии и Сингапура, а так же первые совместные военно-морские учения США и Вьетнама. При наличии у Китая споров с соседними странами о морских территориях, обстановка в регионе заметно накаляется.

Так же в своем недавнем турне по тихоокеанскому региону Барак Обама заявил: «Поскольку мы закончили все войны, в качестве приоритетной задачи я поручил своей команде национальной безопасности обеспечить присутствие и миссию в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Добавив, что США усилят свое влияние на регион, несмотря на сокращения бюджета. На практике эти заявления выльются в создание военных баз морской пехоты в Австралии и в Сингапуре, а так же в укреплении военных связей с Филиппинами.

Еще одним немаловажным событием стало заявление президента США на саммите Ассоциации Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) на острове Бали о том, что с двухдневным визитом Бирму посетит Хиллари Клинтон. Цель визита заявлена как дальнейшее давление на правящую хунту, уже объявившую о реформах, которые должны повести страну по пути политической и экономической открытости, к ослаблению политического контроля и расширению свободы СМИ, что позволит США открыть путь во власть бирманским оппозиционным силам. Происходящие события говорят о том, что получит реализацию концепция «углублённой демократии». Вот ее основные пять компонентов: честные и свободные выборы; свобода собраний, выражения мнений в СМИ; верховенство закона, которое осуществляет независимое правосудие, право на честный суд; борьба с коррупцией; реформирование спецслужб и правоохранительных органов (включая полицию) и обеспечение демократического контроля над ними. Воплощаются эти реформы следующим образом: глобальные неправительственные организации выделяют гранты широкому кругу НПО и НКО на выявление нарушений со стороны властей в вышеперечисленных сегментах общественной жизни. Последние в свою очередь публикуют отчеты и привлекают внимание мировой общественности к попранию демократических ценностей и ущемлению прав человека. Оппозиционные силы внутри страны начинают устраивать акции протеста, на которых, как правило, провоцируются силовые структуры на жесткие меры, создавая в информационной среде авторитарный антидемократический образ власти. Для выведения людей на улицы используются сетевые технологии, в частности Socket puppet revolution, и ненасильственные методы сопротивления, описанные Джином Шарпом в своей работе «От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения». О противостоянии «гражданского общества» и власти подхватывают транснациональные СМИ, лидеры западных стран начинают оказывать давление и требовать не только реформирования системы власти, но и смены последней.

Реализацию данной концепции на практике можно отследить на примере событий происходящих не только в Ираке и Афганистане, но и в феномене в странах Магриба, названном прессой «арабской весной». Можно с уверенностью говорить о том, что в скором времени будут запущены деструктивные процессы по созданию пояса нестабильности в Южно-Азиатском регионе на границах Китая, возможно также, что в очередной раз будет разыграна карта радикального исламизма. Также стоит ожидать вспышек сепаратизма в самом Китае, тем более, что предпосылок для этого более чем предостаточно.

Отметим, что в отношениях России и США есть комплекс территориальных противоречий. Москва не ратифицировала Вашингтонское соглашение 1990 г. о передаче Соединенным Штатам спорного сектора в Беринговом море. США так же оспаривает эксклюзивные права российской стороны на ряд участков Северного морского пути. Акватория Северного Ледовитого океана не до конца разграничена, обе стороны имеют разные позиции по этому вопросу, но об этом чуть ниже. Что же касается американского военного потенциала в регионе, то, прежде всего, нужно отметить военные базы на Аляске, где дислоцированы две бригады сухопутных войск, два авиакрыла ВВС, а так же 176-е авиакрыло ВВС Национальной гвардии США с транспортными самолетами С-130Н. При этом в Форт-Грили находится самый крупный позиционный район глобальной системы ПРО США, оснащенной ракетами GBI, количество которых планируется довести до 30-40 штук. Так же на Аляске дислоцируются корабли и катера береговой охраны, которые относятся к 14 району Тихоокеанской зоны береговой охраны. Принято решение о строительстве двух новых передовых баз береговой охраны на Аляске в Барроу и Номе.

Северные моря России

В связи с начавшимся интенсивным таянием арктических льдов исчезновение ледового покрова создает условия для круглогодичного плавания торговых судов и боевых кораблей по Северному морскому пути и сезонного в высоких широтах. Северный морской путь из Европы в Азию почти на 5 тыс. км короче пути через Суэцкий канал. Смягчение климата на планете прогнозируется не однозначно, но американские стратеги не сидят, сложа руки, и уже готовятся к открывающимся новым вызовам. «Изменения климата открывают водные пространства Арктики не только для разработки новых ресурсов, но также для новых судоходных маршрутов, которые могут изменить глобальную транспортную систему», – говорится в американской «Стратегии сотрудничества по военно-морским силам XXI века». В международной политике руководства США одно из центральных мест занимает признание растущего значения региона не только для экономики страны, но и для военных целей. Что нашло свое отражение в американской стратегии национальной безопасности. Ежегодные масштабные военные учения, проходящие в Арктике, наглядный тому пример. США планируют закончить развертывание, в рамках новой архитектуры системы ПРО, боевых кораблей не только в Средиземном, Черном, Балтийском, но и в Баренцевом и Северном морях. Генсек НАТО так же выразил мнение, что Альянсу будет необходимо расширять военное присутствие в Арктическом регионе по мере того, как глобальное потепление будет растапливать северные льды. Арктика имеет важное военно-стратегическое значение. Здесь находятся удобные позиции для старта баллистических ракет, для систем противоракетной обороны и для других элементов систем стратегического сдерживания.

С международно-правовой точки зрения в современных условиях Арктика остается «ничейной землей». Однако в последнее время зазвучали призывы к пересмотру этого статуса, поскольку в Арктике открыли широкий ряд полезных ископаемых и залежи некоторых из них подходят для промышленного освоения. При этом действия России по юридическому закреплению за РФ территорий арктического шельфа рассматривается в США как угроза американским национальным интересам, где России отводится место главного соперника США в борьбе за преобладание в Арктике.

Заключение

Евразийские интеграционные процессы в данном контексте стоит рассматривать как геополитический ответ на глобальные вызовы и создание одного из полюсов многополярного мира.

Источник

Что такое стратегия анаконды мэхэна

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Что такое стратегия анаконды мэхэна. Смотреть фото Что такое стратегия анаконды мэхэна. Смотреть картинку Что такое стратегия анаконды мэхэна. Картинка про Что такое стратегия анаконды мэхэна. Фото Что такое стратегия анаконды мэхэна

Выдающийся американский политический деятель Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска» писал: «Европейская эра в мировой политике пришла к окончательному завершению в ходе второй мировой войны». В то же время Соединенные Штаты Америки, прочно укрепив свои позиции на мировой арене после Второй мировой Войны, с распадом СССР продолжают перманентное навязывание своих национальных интересов, превалирующих как во внутренней, так и во внешней политике, всем мировым державам.

Тот факт, что Россия стремительно восстанавливает свое мировое влияние (лидерство в военном, энергетическом секторе) вызывает особое беспокойство у коллективного Запада во главе с США. В связи с этим, западные фабрики мысли сосредоточились на создании стратегии, которая позволить Россию сдержать и снова сделать ее «такой же дружелюбной и демократической, какой она была в 90-е годы»[1].

Актуальность данного исследования заключается в том, что отношения между Западом и Россией, по оценкам экспертов как с нашей, так и с противоположной стороны, даже во времена СССР не были столь напряженными. Этот тезис также подтверждается выступлением В.В, Путина на Валдайском форуме. Мир стоит на грани войны, которая может кончиться очень плохо для всех и ее нельзя допустить.

Цель данного исследования – проанализировать планы коллективного Запада в отношении России с точки зрения стратегии «Анаконда».

Исходя из цели исследования перед нами стоят три основные задачи:

В марте 2017 года Атлантический совет и Центр международного управления инновационной деятельностью (CIGI) (Канада) при участии D-10 стратегического форума при финансовой поддержке Фонда Смита Ричардсона был подготовлен и презентован доклад «Стратегия сдерживания России».

Доклад был посвящен необходимости разработки мер, реализация которых позволит сдержать Россию, которая с приходом к власти В. В. Путина бросила вызов глобальному демократическому миропорядку, основанного на демократических ценностях, правах человека, открытой экономике и либерально-демократическом политическом режиме.

При детальном анализе данного доклада складывается впечатление, что это современная версия легендарной «стратегии анаконды», согласно которой противника блокировали со всех выходов к морям и душили его торговые возможности, что приводило к изоляции и гибели.

Стратегия «Анаконда» впервые была сформулирована главнокомандующим союзными войсками северян генералом Уинфильдом Скоттом во время Гражданкой войны (1861-1865) в США. Суть стратегии состоит в полной блокаде Юга с моря и по береговым линиям, отрезая его от доступа к портам. Результатом этого должно было стать стратегическое истощение противника. Подобно анаконде, сжимающей добычу, армия и флот северян должны были пресечь связь Восточной и Западной частей Конфедерации, захватив Миссисипи и задушив торговую активность южных штатов, зависевших от поставок промышленных товаров по морю.

Пассивная стратегия ведения войны не устраивала многих сторонников быстрого наступления, однако, впоследствии этот план был признан единственно верным. Он был реализован полководцами северян, и в результате привёл их к победе.

Кроме того, можно утверждать, что именно эта стратегия определяла как степень, так и формы поддержки Западом белого движения в ходе Гражданской войны в России. При рассмотрении карты расположения контролируемых противостоящими сторонами территорий, можно чётко проследить, что красные контролировали внутриконтинентальные зоны, так называемый Heartland, в то время как белые находились на периферии России и опирались на лишь на береговые территории, откуда им поступала помощь от талассократических, морских держав.

Один из ведущих англо-саксонских геополитиков Хэлфорд Дж. Макиндер (1861-1947) в 1919 году был назначен на должность британского Верховного комиссара на юге России. Его задача заключалась в поддержке армий, возглавляемых А.И.Деникиным, и консультировании лидеров Белого движения. Также важно отметить, что все военные действия вплоть до окончания гражданской войны развёртывались по схеме «красный центр» против «белой периферии», которая в свою очередь прилегала к морским границам. В итоге, остатки разгромленных белых войск покидали Россию именно морским путём.

В эпоху «холодной войны» «стратегия анаконды» получила новый виток развития. Американский стратег и теоретик Генри Кисснджер (р. 1923) дал новую жизнь данной стратегии, назвав её «звенья цепи». Им была поставлена цель распространить влияние НАТО на всё береговое пространство евразийского материка – от Западной Европы через Ближний Восток до Дальнего Востока. Именно этим положением и предопределялась вся геостратегия «холодной войны». СССР, в свою очередь, пытался прорвать блокаду, разорвать «кольцо анаконды», а США и Англия – сделать своё влияние необратимым и максимально распространить его вглубь материка.

Согласно поставленной цели, в береговой зоне Евразии стали возникать различные военные организации. Например, были созданы военные блоки НАТО (Организация Североатлантического договора, крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Был основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния»), СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии, или Манильский пакт, военно-политический блок стран Азиатско-Тихоокеанского региона,1955—1977г.г.) и СЕНТО (Организация центрального договора, в 1955–1958 годах часто использовалось название Багдадский пакт, военно-политическая группировка на Ближнем и Среднем Востоке, созданная по инициативе Великобритании, США, а также Турции, существовавшая в 1955–1979 годах) и многочисленные военно-морские базы.

Соответствует этому противоборству и география наиболее жёстких конфликтов: Вьетнамская война, война в Корее с её последующим разделом на Южную (атлантистскую) и Северную (континентальную), война в Афганистане, советско-иранские и советско-турецкие отношения, ведение боевых действий силами спецконтингентов в Африке, Азии и Латинской Америке. Эти события являлись прямыми последствиями столкновения атлантистской стратегии «звенья цепи» и евразийской.

Итоги «холодной войны» подтвердили высокую эффективность западной стратегии. Значительные территории были выведены из-под влияния СССР (России), и границы атлантистского влияния, соответственно, сдвинулись далеко вглубь материка. Избежать полного поражения в геополитическом противостоянии Россия смогла избежать благодаря сохранившемуся советскому ядерному арсеналу.

Сегодня реализацию данной стратегии можно видеть в представленном Атлантическим советом докладе.

Учитывая ошибки СССР, нам не стоит рассматривать «стратегию Анаконды» только с военной точки зрения. Сегодня у нее есть три основных измерения: экономическое(санкции), военное(Сирия, Украина, Северная Корея), информационное (деятельность западных СМИ, а также финансируемых Западом НКО и СМИ внутри России).

По-мнению авторов, в период после распада СССР Россия начала встраиваться в расширяющийся либеральный миропорядок, встала на путь демократических реформ, приверженности демократическому порядку, правам человека, рыночной экономике, открытой международной торговле и инвестициям. Именно в этот период Россия и Запад выстраивали доверительные дружеские отношения, основанные на признание единых либерально-демократических ценностей, поддерживающих демократический мировой порядок.

Красной чертой в докладе проходит идея о том, что угрозой демократическому режиму является не Россия, наоборот она нужна и без нее не возможно решение ряда международных проблем. Угрозой, по их мнению, является «режим Путина», именно он бросил вызов либерально-демократическому миропорядку и дискредитирует их ценности. Поэтому главной задачей в сдерживании России является демонтаж «Путинского режима» и установление либерально-демократического режима в постпутинской России, как в 90-е годы.

В докладе выделено 5 основных направлений по сдерживанию России:

В докладе можно условно выделить 3 различных «кольца Анаконды».

Первое «кольцо Анаконды» содержит военно-политический аспект. Согласно представленному докладу Запад должен предпринять шаги для укрепления безопасности союзников по НАТО и партнеров, особенно государств вдоль границы России. Также, необходимо расширить возможности для защиты от потенциальных российских угроз, поддерживая союзников и партнеров по НАТО в Европе, укрепляя кибероборону, сдерживая иностранное вмешательство на выборах и снижая энергетическую зависимость Европы от России.

САР, в связи со своим географическим положением, является связующим звеном в транспортировке нефти на всём Ближнем Востоке. С геополитической точки зрения Сирия для США — важная и желанная цель. Это возможность «прорубить окно в Европу», т.е. сухопутную трансконтинентальную нефтегазовую магистраль, чтобы контролировать все энергопотоки в Европе и вывести Россию из европейского рынка. Кроме того, это создание грандиозного полигона и лагеря подготовки террористов.

Второе «кольцо Анаконды» – финансово-экономическое. К нему можно отнести экономические и политические санкции против России, прямые и латентные угрозы изъять и заморозить банковские активы как отдельных лиц, так и частных организаций. В 2016 году президент Польши Анджей Дуда выдвинул инициативу о создании энергоплана Трёх морей, которая призвана способствовать преодолению раздела Европы на восток и запад. В этом проекте принимают участие Австрия, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония, Албания, Косово, Черногория, а также представители США и Китая. Одной из Основная озвученных целей проекта является создание «энергетической альтернативы» российским проектам в Балтийском, Черном и Адриатическом морях. Значительное внимание инициативы будет уделено именно противодействию строительству «Северного потока —2» и увеличению поставок американского сжиженного природного газа в регион.

Третье «кольцо Анаконды» имеет информационную направленность. Здесь можно отметить различные НКО с частными пожертвованиями извне (Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал», Московская школа гражданского просвещения, «Открытая Россия»). Это и программы школьного, студенческого международного обмена.

Подводя итоги, можно сделать несколько выводов. Элиты Западных стран действуют в рамках доклада «Стратегия сдерживания России»: санкции всё ещё не сняты, Россию продолжают обвинять в пропаганде и хакерских атаках, в поддержке авторитарного режима Башара аль-Асада. Кроме того, именно сейчас, перед президентскими выборами 2018 года, увеличивается активность иностранных агентов по работе с населением. Но несмотря на эти факторы, поддержка выбранного В.В.Путиным политического курса крайне высока. По данным Росстата 83% населения РФ одобряют деятельность президента.

Важно, что «военное» «кольцо Анаконды» не достигло успеха. Оборонно-промышленный комплекс РФ один из лучших в мире. Военная операция в Сирии этому прямым доказательством.

«Экономическое» «кольцо» также потерпело неудачу. Россия не находится в финансовом кризисе, а даже наоборот. В 2017 году Россия собрала рекордный урожай зерна. Это свидетельствует о том, что промышленность и сельское хозяйство развиваются.

РФ активно борется с последствиями «информационного» «кольцо Анаконды».

Список используемой литературы

[1] цитата из доклада атлантического совета

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *