Что такое стратегия и тактика в бизнесе
Чем стратегия отличается от тактики и плана. Разбираемся в путанице.
Стратегические просчеты не могут быть компенсированы тактическими средствами.
Компания без стратегии и тактики маркетинга похожа на корабль, который отправился в плавание с опытным капитаном и бывалой командой на борту, полным трюмом запасов и снастей, навигационными приборами, но без знания пункта назначения и карты. Стратегия маркетинга касается не только продвижения и коммуникаций, а прежде всего таких значимых вещей как бизнес модель, рынок, потребители, ценообразование. Стратегия отражает выбор компанией рынка и той ценности (value), которую компания собирается на этот рынок привнести, и составляет значимую часть общей бизнес стратегии компании. Тактика же в свою очередь говорит о том, какие именно подходы компания будет использовать, чтобы создать ценность (value) и отражает подходы и пути, которые позволят компании претворить свою стратегию в жизнь, реализовать ее.
Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением.
Сложные вещи лучше всего объяснять используя максимально упрощение и метафоры. Мне пришла в голову вот такая модель:
В данной ситуации целеполагание, а именно выбор вариантов, пройти через вход в заборе или перелезть через забор, будет стратегией.
Это конечно же упрощение, но оно помогает понять базовые отличия одного от другого. Целью этой статьи является четкое разграничение различий между стратегией и тактикой и демонстрация того, как они могут работать в тандеме для вашей организации. При изучении онлайн словарей для определения стратегии и тактики часто используют одни и те же характеристики, что затрудняет их дифференциацию. Вместо того, чтобы обсуждать греческую военную этимологию, философию Сунь Цзи или последние публикации Harvard Business Review, вот простой способ взглянуть на стратегию и тактику относительно своей деятельности:
Разница между тактикой и стратегией в бизнесе на примере фильма “Выход Дракона”
В фильме Брюса Ли “Выход дракона” есть два эпизода, отлично показывающих разницу между стратегией и тактикой. И на основе этих фрагментов я приведу примеры из истории российского бизнеса.
Сюжет фильма коротко: мастера рукопашного боя плывут на корабле на остров, где им предстоит сразиться друг против друга в поединках. У героя Брюса Ли есть две задачи: победить европейского бородача из второго эпизода и захватить владельца острова.
Стратегия
Давайте посмотрим первую сцену, тут всего 2 минуты, а потом я расскажу, что в ней нашел. Фрагмент называется “Искусство борьбы без борьбы”.
Еще раз, герой Брюса не вступает в борьбу и показывает стратегическую эффективность. Он показывает “искусство боя без боя”.
Пример из истории российского бизнеса — это выход банка «Тинькофф». Он не стал ввязываться в затратные неэффективные бои с остальными банками. Он открыл банк без банка.
Сегодня, после ликвидации многочисленных банков-конкурентов, банк «Тинькофф» все еще на рынке и прекрасно себя чувствует, все так же не имея банка.
До создания банка, судя по деловой прессе, у Олега Тинькова был капитал в 20-30млн. долларов, сегодня Олег — долларовый миллиардер.
Похожий путь выбрали для себя банки «Точка» и «Модульбанк», которые предлагают комплексные и модульные решения для малого бизнеса соответственно, единственное, с моей точки зрения, их позиционирование недостаточно сфокусировано. Я бы рекомендовал новым банковским проектам для малого бизнеса позиционироваться на сегменте для ИП на УСН 6%, четко увязывая в голове связку “название банка” = ИП 6%. Это самый многочисленный сегмент малого бизнеса, самый низкорисковый, с ограниченным количеством задач в обслуживании.
Тактика
Давайте рассмотрим второй эпизод. “Доска безответна”. 4 минуты.
Здесь герой Брюса Ли показывает подавляющее тактическое преимущество над противником. Он бьет быстрее. Он более подвижен. Он всегда настороже.
Тактическая эффективность — это быть быстрее, выше, сильнее противника. Говоря языком бизнеса, это операционная эффективность бизнеса.
К примеру, на мой взгляд, у компании «Озон» нет стратегической эффективности. Все, что они пытаются делать, — это увеличивать ассортимент и продавать его дешевле. Это тупиковый путь.
Тупиковый потому, что в бизнесе существует такая модель, как бенчмаркинг. Т.е. повторение.
Любую операционную эффективность можно повторить.
Если после вашего тактического шага противник остался жить, рано или поздно он догонит вас. Он будет тренироваться, набирать ресурсы или воспользуется моментом. А вы ограничены тем, что не сможете прыгать еще выше, у всякой физической или тактической эффективности есть предел.
Стратегия против тактики
Мы можем восхищаться подвигами Д’Артаньяна, но он тактик. Истинный стратег — это Ришелье. А за ним Мазарини. Именно труд этих двух кардиналов делает Францию к приходу Людовика XIV сильнейшей страной Европы. Людовик же как истинный тактик развязывает несколько войн, но ему не везет, и он теряет все наработанные преимущества. Кардиналы делали Францию богаче без боя. Бои, развязанные Людовиком, погружали Францию в нищету и, в конце концов, привели к революции.
Наполеон был великим тактиком, а не стратегом. Наполеону принадлежит фраза «On s’engage, et puis on voit», т.е. пока не ввяжешься, не увидишь. Кутузов же не бьется до конца, уходит от борьбы, дает один бой под Бородино, постоянно проигрывает, сдает Москву и… оказывается победителем. Не положив всю армию, не сдав страну.
Операционная эффективность предельна и повторима.
Стратегическая эффективность беспредельна и практически не повторима.
Бенчмаркинг догоняет всех.
Но, кстати, стратегической эффективностью может стать сложноповторимый набор тактических ходов.
Интересным примером стратегической эффективности является проект Homeme.ru
Вместо того, чтобы ввязываться в войну мебельных интернет-магазинов, компания сосредоточилась только на диванах, ограничив количество моделей. Это позволило держать низкие цены, уменьшить издержки, ускорить поставку.
К сожалению, у нас в России практически нет публичных компаний, и мы не видим отчетности проектов, но я подозреваю, что Homeme.ru были прибыльнее остального пласта мебельного рынка.
Увы, сегодня Homeme начали расширять ассортимент, и хотя их основным товаром остаются диваны, боюсь, что они лишатся стратегического преимущества перед конкурентами, т.к. потеряют и позиционирование, и стратегическую эффективность. Видимо, компания приняла решение о векторе на рост капитализации, но не смогла подобрать правильную бизнес-стратегию.
В первых строках своей статьи “Что такое стратегия” Майкл Портер говорит, что менеджеры путают стратегию с операционной эффективностью. Это статья 90-х годов про рынок США. С тех пор многое изменилось
В 1987 году богатейшим человеком мира был японец Ёсиаки Цуцуми. В 2007 году он перестал быть миллиардером, а целый ряд японских корпораций исчез с рынков. Почему? К моменту выхода японских корпораций на рынок США они были эффективнее американцев. Они производили все быстрее и дешевле. А еще они делали упор на качество продукции.
В 90-х годах М. Потер заявляет, что у японских корпораций нет стратегии. К концу 90-х американские корпорации догоняют по эффективности японские. Японские производители качественной бытовой техники начинают исчезать. Где сейчас «Sharp», «Toshiba», «Panasonic» и т.д.?
Вас это не удивляет? Тогда обратите внимание на следующие цифры, не смотря на развитие Азии и Японии в частности:
К чему этот блок? К тому, что наши предприниматели сегодня, к сожалению, обращают внимание на внешние тактические способы увеличения капитализации. Тем временем стратегическая эффективность, прошу извинить за тавтологию, более эффективна, чем тактическая. В разы.
В свое время понимание этого привело к трансформации нашего рекламного агентства. Мы увидели, что каналы рекламы насыщаются, они уже на пределе по эффективности, стоимость клика высока как никогда, а количество конкурентов все растет. Операционная эффективность интернет-маркетинга российских компаний сегодня уже на пределе.
Именно поэтому теперь, когда к нам в «ТемаКа» обращаются за рекламными возможностями, мы сначала отправляем клиентов в «Gai.Company» для разработки стратегических решений.
Потому что все, что может сделать хороший digital-специалист, — это увеличить эффективность интернет-маркетинга на 10-30%.
Тем временем грамотные стратегические решения, основанные на глубоком SWOT-анализе, увеличивают эффективность бизнеса в разы.
Закажите стратегическую сессию или разработку бизнес-стратегии у нас в «Gai.Company» прежде, чем вступать в рекламную борьбу. Тогда эффективность вашего бизнеса будет в разы выше, чем у ваших конкурентов.
И напоследок, еще немного философии борьбы от Брюса Ли, который, кстати, не стал вступать в конкурентную гонку с другими актерами Голливуда, а, оценив ресурсы и среду, уехал в Гонконг, где и стал звездой мировой величины.
Стратегии развития бизнеса. 10 самых эффективных тактик
Определение развития бизнеса
Развитие бизнеса – это процесс, который используется для определения, развития навыков и привлечения новых клиентов и бизнес-возможностей для стимулирования роста и прибыльности. Стратегия развития бизнеса – это документ, в котором описывается стратегия, которую вы будете использовать для достижения этой цели.
Масштабы развития бизнеса могут быть самыми разными и сильно варьироваться от организации к организации. Давайте рассмотрим модель, с помощью которой компании с профессиональным сервисом получают новых клиентов.
Первые два этапа модели, “Привлечение потенциальных клиентов” и “Налаживание отношений”, являются традиционными маркетинговыми функциями. Заключительный этап “Превращение возможностей в клиентов” – это традиционная функция продаж. В традиционной роли развитие бизнеса будет искать новые каналы сбыта или партнеров по маркетингу.
Но роли меняются, и устоявшиеся модели начинают эволюционировать. В современном мире многие компании называют весь процесс маркетинга и продаж развитием бизнеса. Мы понимаем, что это может сбить с толку. Так что давайте немного разберемся.
Развитие бизнеса и Маркетинг
Маркетинг – это процесс определения того, какие продукты и услуги вы будете предлагать, какой целевой аудитории и по какой цене. Он также рассматривает, как вы будете позиционировать и продвигать свою компанию и ее предложения на конкурентном рынке. Результатом всей этой деятельности должно стать повышение осведомленности о вашей фирме среди вашей целевой аудитории, и увеличение потока потенциальных клиентов и возможностей.
Исторически развитие бизнеса было одной из функций маркетинга, работа которой была сосредоточена на приобретении новых маркетинговых или дистрибьюторских отношений и каналов сбыта. Хотя эта роль все еще существует во многих компаниях, название развития бизнеса стало взаимозаменяемым со многими функциями маркетинга и продаж.
Развитие бизнеса и Продажи
Продажи – это задача, которая состоит в преобразовании потенциальных клиентов в новых покупателей. Развитие бизнеса – это более широкий термин, охватывающий многие виды деятельности, помимо функции продаж. И хотя есть некоторые совпадения, большинство традиционных ролей развития бизнеса лишь слегка вовлечены в закрытие сделок.
Развитие бизнеса часто путают с продажами. Это не так уж удивительно, потому что многие люди, которые явно занимаются продажами, называют себя бизнес-девелоперами (Business Developer).
Нигде эта практика не является более распространенной, чем в профессиональных услугах. Бухгалтеры, юристы и консультанты по бизнес-стратегиям не хотят, чтобы их воспринимали как “напористых продавцов”. Поскольку многие клиенты хотят встретиться и познакомиться с профессионалами, с которыми они будут работать, роль продавца в этом контексте начала видоизменяться.
В качестве альтернативного подхода к использованию времени потенциальных клиентов, в некоторых компаниях существует один или несколько бизнес-девелоперов. В контексте профессиональных услуг эти люди часто участвуют в привлечении потенциальных клиентов и их обслуживании, а также в поддержке продавцов в их усилиях по закрытию сделок. В другом организационном контексте эту роль можно рассматривать как роль поддержки продаж.
Результатом этой запутанной картины является то, что многие организации, предоставляющие профессиональные услуги, называют продажи “развитием бизнеса” и делают это частью роли каждого старшего специалиста. Они также могут включать некоторые маркетинговые функции, такие как генерация лидов (Lead Generation) и воспитание лидов (Lead Nurturing).
Именно в этой расширенной роли развитие бизнеса охватывает весь спектр задач по привлечению потенциальных клиентов, налаживанию отношений и продажах, на которых мы сосредоточимся в этой статье.
Лучшие стратегии развития бизнеса
Решение о том, какие стратегии использовать для развития нового бизнеса, на самом деле является довольно сложным заданием. Хорошо реализованная удачная стратегия обеспечит вам высокий уровень роста и прибыльности. Неправильная стратегия может помешать росту и заставить вас усомниться в удачной реализации идеи.
Давайте посмотрим на некоторые из наиболее распространенных стратегий развития бизнеса и как они работают с сегодняшними покупателями.
Сеть, вероятно, является наиболее широко используемой стратегией развития бизнеса. Данная стратегия держится на теории, что решения о покупке профессиональных услуг основаны на отношениях, и лучший способ развития новых отношений – это общение лицом к лицу.
Конечно, многие отношения развиваются именно таким образом. И если вы общаетесь с целевой аудиторией, вы можете развивать новый бизнес. Но есть ограничения. Сегодняшние покупатели очень ограничены во времени, а на создание сети уходит много ресурсов. Это может быть очень накладно, если учесть постоянные разъезды и время вдали от офиса.
Новые методы работы с виртуальными сетями могут помочь, с точки зрения затрат и времени. Но даже социальные сети требуют затрат времени и внимания.
Рефералы
Рефералы часто рассматриваются как механизм, который превращает сеть и удовлетворенность клиентов в новый бизнес. Вы устанавливаете с каким-то человеком деловые отношения, а он, в свою очередь, передает вам новых клиентов. Довольные клиенты делают то же самое.
Очевидно, что такая стратегия имеет право на жизнь, и многие компании получают большую часть или весь свой бизнес от рефералов. Но они пассивны. Они могут выжидать для себя лучших перспектив, чтобы потом сослаться на вашу организацию в нужный для них момент.
Проблема в том, что рефералы часто не знают всего, как вы можете помочь клиенту. Какие-то рефералы вообще не соответствуют вашим запросам в привлечении клиентов. Еще недостатком такой стратегии является то, что многие потенциальные клиенты, которые могли бы стать постоянными клиентами, исключают вашу компанию, даже не общаясь с вами. Такое происходит в 50% случаев.
Важно отметить, что новые цифровые стратегии позволили ускорить работу рефералов. Здесь главным ключом является сделать ваши услуги более заметными для людей. Таким образом, вашим рефералам будет легче ссылаться на вас, что расширит вашу клиентскую базу.
Спонсорство и реклама
Можете ли вы развивать новый бизнес напрямую, спонсируя мероприятия и рекламируя себя? Это решило бы множество проблем, если бы это работало.
К сожалению, результаты на этом фронте не очень обнадеживают. Исследования показали, что традиционная реклама на самом деле связана с более медленным ростом. Только тогда, когда реклама сочетается с другими приемами, такими как выступление на мероприятии, эти приемы приносят свои плоды.
Наиболее перспективной рекламной стратегией считается целенаправленная цифровая реклама. Это позволяет компаниям отправлять свои предложения нужным людям по более низкой цене.
Телефонные звонки и почта
Компании, предоставляющие профессиональные услуги, в течении многих десятилетий используют телефонные звонки и почту, чтобы напрямую связываться с потенциальными клиентами.
Существует несколько ключевых проблем такой стратегии:
Чтобы такая стратегия работала, должно быть очень привлекательное предложение и список наиболее отзывчивых клиентов, которые с наибольшей вероятностью откликнуться на ваши условия.
Идейное лидерство и контент-маркетинг
Здесь стратегия состоит в том, чтобы сделать видимыми ваши услуги для потенциальных покупателей и реферальных источников. Это достигается путем написания, демонстрации или публикации контента, который показывает преимущества ваших услуг и то, как все это можно применять для решения проблем клиентов.
Книги, статьи и презентации давно стали основой стратегии развития бизнеса профессиональных услуг. Многие знаменитые профессионалы своего дела построили свою карьеру и бизнес на этой стратегии. Для реализации этого подхода часто требуются уже зарекомендованные проекты и популярность лидеров в своих кругах.
Но в последнее время, технологии изменили эту стратегию. С появлением цифровых коммуникаций теперь стало намного проще и быстрее рассказать о себе на целевом рынке. Поисковые системы выровняли игровое поле так, что относительно неизвестные люди и компании могут стать известными даже за пределами своего места нахождения.
Вебинары заменили публичные выступления, а блоги и веб-сайты предоставляют каждой организации круглосуточное присутствие. Добавьте видео и социальные сети, и начинающий эксперт сможет получить доступ к значительно расширенному рынку.
Комбинированные стратегии
В последнее время принято сочетать разные стратегии развития бизнеса. Например, сеть и рефералы часто используются вместе. И на каком-то из уровней развития бизнеса, комбинированная стратегия имеет право на жизнь. Сила одной стратегии может укрепить слабость другой.
Чтобы стратегия достигла своей цели, она должна быть полностью реализована. Существует угроза, что, пытаясь выполнить слишком много разных стратегий, вы никогда не сможете полностью реализовать ни одну из них.
Благие намерения, какими бы амбициозными они ни были, не имеют реальной ценности для развития бизнеса. Недостаточное инвестирование, отсутствие контроля и непоследовательные действия – угроза для эффективного развития бизнеса. Гораздо эффективнее полностью реализовать простую стратегию, чем баловаться сложной. Меньше элементов, которые грамотно реализованы, дают лучшие результаты.
Далее, мы обратим наше внимание на тактики, используемые для реализации качественной стратегии. Но сначала нам следует разобраться в некоторых определениях, чтобы понять разницу.
Стратегия развития бизнеса и тактика
Граница между стратегией и тактикой не всегда ясна. Например, вы можете рассматривать сеть как общую стратегию развития бизнеса или как тактику усиления воздействия стратегии лидерства.
С нашей точки зрения, различие заключается в расстановке акцентов и цели. Если создание сети является вашей стратегией развития бизнеса, все ваше внимание должно быть направлено на то, чтобы сделать сеть более активной и эффективной. Вы выберете тактику, направленную на то, чтобы сделать сеть более мощной или, наоборот, более простой. Вы можете попробовать другой метод маркетинга и отказаться от него, если он не поможет вам реализовать вашу стратегию развития сети.
С другой стороны, если создание сети – это просто одна из ваших тактик, тогда решение использовать ее будет зависеть от того, поддерживает ли она вашу основную стратегию. Тактика и техника могут быть проверены и легко изменены. Стратегия, с другой стороны, является обдуманным выбором и не меняется изо дня в день.
10 самых эффективных тактик развития бизнеса
Какая тактика развития бизнеса наиболее эффективна? Сайт hingemarketing.com недавно провел исследование, в котором приняли участие более 1000 организаций, предоставляющих профессиональные услуги. Они отобрали ежегодно растущие компании и на основе их деятельности определили десять наиболее эффективных тактик.
10 самых эффективных тактик развития бизнеса:
Из вышеперечисленных тактик роста можно сделать некоторые выводы:
Заключение
Успех вашей компании всегда будет зависеть от правильно выбранной стратегии развития бизнеса. Еще раз пройдитесь по рассмотренным нами стратегиям и выберите ту, которая наиболее подходит отрасли, в которой вы ведете бизнес. Не забывайте о тактике. Выберите несколько тактик с наилучшим сочетанием, чтобы ваша стратегия развития бизнеса была более эффективной.
Маркетинговая стратегия vs тактика: почему важно различать
Чем стратегия отличается от тактики? Это один из самых распространенных вопросов, звучащих на семинарах по маркетингу. Это и неудивительно, поскольку разница между понятиями не столь очевидна, но вопрос правильный и важный. Многочисленные исследования показывают, что без четкой стратегии маркетинговые тактики реализуются неверно, а бизнес развивается не в том направлении, в каком вам хотелось бы. Давайте поймем, как использовать и стратегию, и тактику для эффективного маркетинга.
Содержание статьи
Что такое стратегия и тактика?
Стратегия определяет маркетинговую деятельность, необходимую для достижения ваших бизнес-целей, тогда как тактика представляет из себя детали стратегии и отвечает за то, как именно это будет происходить.
Стратегии помогают определить ваши долгосрочные цели и способы их достижения. А тактики — это конкретные действия, предпринимаемые командами для реализации инициатив, изложенных в стратегии.
Если привести аналогию с шахматами, стратегия заключается в будущем размещении ваших фигур на определенных позициях, чтобы добиться нужного вам результата. Тактика проявляется в действиях по перемещению указанных фигур на эти позиции.
Более подробная связь между между целями, стратегией и тактикой показана на инфографике ниже.
9 ключевых отличий маркетинговой стратегии от тактики
Термины «стратегия» и «тактика» возникли в военной сфере. Эти понятия были заимствованы из трактата китайского стратега и философа Сунь-Цзы «Искусство войны». С тех пор их адаптировали к различным ситуациям, включая бизнес.
Ниже мы перечислим основные характеристики маркетинговой стратегии, которые отличают ее от тактики.
1. Стратегия определяет конкурентное преимущество
Сунь-Цзы писал: «Все люди могут видеть тактику, с помощью которой я побеждаю, но что никто не может видеть — так это стратегия, благодаря которой достигается победа». Философ показывает, что, хотя тактика более конкретна и ее легче увидеть, общая стратегия не менее важна. Она показывает, как именно вы можете соревноваться с конкурентами, то есть определяет ваше конкурентное преимущество.
2. Стратегия определяет распределение ресурсов
Ресурсы любого бизнеса ограничены. Таким образом, важной частью стратегии является использование этих ресурсов для получения максимальной отдачи.
Стратегия определяет, на что вы НЕ будете тратить время и средства, а также то, куда вы БУДЕТЕ инвестировать свои ресурсы.
3. Стратегия определяет долгосрочные перспективы
Бизнесу нужны конкретные цели, к которым он будет стремиться и при достижении которых будет оценивать полученные результаты. Когда у вас нет целей, нет и стратегии.
Понимание будущего бренда важно как для вашей команды, так и для ваших бизнес-партнеров. Выбранная стратегия будет определять пирамиду распределения ресурсов вашей компании, в которой видение находится на самой верхушке.
4. Стратегия помогает определить долгосрочные цели
Ваши тактики должны поддерживать общий вектор развития бизнеса. Они должны способствовать достижению главной цели. Лучший способ убедиться в эффективности вашей тактики — это соотнести ее с целями и стратегией. Рекомендуется также строить прогнозы на основе моделей конверсии, чтобы гарантировать, что стратегические инвестиции принесут вам необходимую прибыль.
5. Маркетинговая стратегия определяет приоритетные рынки, аудиторию и продукты
Здесь на первый план выходит такая маркетинговая модель, как сегментация, таргетинг и позиционирование. Тактика — когда вы определяете, как наилучшим образом использовать эту модель, но при этом стратегический анализ (какая аудитория наиболее подходит для вашего продукта и соответствует ли он ее ожиданиям) вы не проводите.
В рамках этой модели вы также определяете ключевую аудиторию и персону покупателя, и эти данные влияют на вашу тактику — на то, как именно вы можете достучаться до этих людей.
6. Стратегия определяет позиционирование бренда
После того, как вы определили характеристики, предпочтения и поведение вашей целевой аудитории и составили персону покупателя, в рамках стратегии вы должн определить, как вы хотите, чтобы ваш бренд воспринимался по сравнению с конкурентами.
7. Стратегия определяет, как привлечь аудиторию с помощью брендинга
Брендинг можно рассматривать на тактическом уровне, например для того, чтобы определить какие фирменные стили и цветовые решения использовать. Но брендинг также следует продумать и на стратегическом уровне, чтобы учесть, как ваш бизнес может привлечь аудиторию посредством ключевого сообщения, включая основную мысль (message architecture) и голос бренда (tone-of-voice), что опять же является частью позиционирования бренда.
8. Стратегия помогает выстроить долгосрочный план для инвестиций в технологии и для других крупных инвестиций
В современном маркетинге необходимо использовать данные и технологии, чтобы получить максимальную отдачу от выбранной тактики. Следует использовать такие методы, как AB-тестирование, чтобы получить наилучшие результаты от используемых тактик.
В эту эпоху цифровой трансформации многие компании применяют различные технологии для оптимизации бизнес-процессов и сбора информации о клиентах. Инвестиции в цифровые технологии, автоматизацию маркетинга и в будущем в искусственный интеллект и электронное обучение будут значительными.
Зачастую реализовать все необходимое за один год невозможно из-за стоимости технологий или сложности инвестиций. Поэтому нужно создавать долгосрочные маркетинговые планы, включающие применение технологий.
9. Стратегия помогает управлять деятельностью компании
Наконец, маркетинговая стратегия должна быть сквозной, чтобы у бизнеса был контроль над всеми тактиками. Во время стратегического планирования нам нужно убедиться, что тактика согласована со стратегией, чтобы не сбиться с намеченного пути.
Какие факторы определяют эффективность стратегии?
Решения на основе данных
Хорошая стратегия тщательно продумана, спланирована и очень хорошо изучена. Если вы хотите создать сильную, долгосрочную стратегию, важно собрать информацию и данные из прошлого опыта, чтобы улучшить ваш будущий процесс принятия решений.
Например, в некоторых отраслях бизнеса наблюдается сезонность. Знание того, как использовать эту сезонность в ваших интересах, является примером хорошего стратегического мышления и использования данных в ваших интересах.
Четко определенные цели
Лучшие стратегии строятся вокруг четко определенных целей. Гораздо проще построить хорошую стратегию, если вы точно знаете, чего вам нужно достичь. Четко определенные цели — ключевая часть общего процесса планирования долгосрочной стратегии. Некоторые люди одновременно планируют свою стратегию и бизнес-цели, что может упростить процесс. Но, если конечной цели нет, пытаться создать свою стратегию — все равно что пытаться участвовать в гонке, не зная маршрута.
Планы действий в чрезвычайных ситуациях
Успех вашей стратегии зависит от ожидаемого результата, но что произойдет, если все пойдет не по плану? Здесь на помощь приходит план действий в непредвиденных обстоятельствах. Если вы включите такой план в свою стратегию, вы сможете планировать работу при форс-мажорах. Ваша команда будет знать, как преодолеть возникшие препятствия, чтобы проект не сорвался.
Какие факторы определяют эффективность тактики?
Тактика краткосрочна
Если стратегия представляет собой долгосрочный план, тактика — это краткосрочные шаги, которые помогут вам достичь промежуточных целей. Тактическое планирование — это разбивка вашего стратегического плана на краткосрочные действия.
Тактика явно привязана к стратегии
Если вы изо всех сил пытаетесь понять, как конкретная тактика влияет на вашу стратегию, возможно, это не лучшая тактика для вашей стратегии. Работа, которую вы делаете, должна активно способствовать достижению ваших целей.
Метод постановки целей OKR (Objectives and Key Results, Цели и ключевые результаты) — хороший пример того, как краткосрочные тактики связаны с долгосрочным видением. Есть одна главная цель, и есть ключевые результаты, которые вы ставите для достижения этой главной цели. Тактика, над которой люди работают регулярно, способствует достижению ключевого результата.
Тактика ограничена по времени
Тактику лучше всего реализовывать в ограниченный период времени. Подобно большинству стратегий постановки целей, создание ограниченных по времени крайних сроков гарантирует, что тактика действительно будет завершена в установленные сроки. Если вы не знаете, как создать действенную и ограниченную по времени тактику, попробуйте использовать методологию целей SMART.
Примеры стратегий и тактик в бизнесе
Вот несколько примеров того, как компании могут использовать эффективные стратегии и тактики для достижения своих бизнес-целей.
Отдел HR
Стратегия: увеличить на 20% число приглашенных на интервью кандидатов, принадлежащих к расовым и этническим меньшинствам, в сфере технологий.
Отдел цифрового маркетинга
Стратегия: увеличить количество подписчиков на пробную версию на 30%.
Отдел веб-разработчиков
Стратегия: уменьшить скорость загрузки страницы на 1 секунду.
Заключение
Думайте о тактике и стратегии как о двух разных сторонах одной медали — оба плана действий необходимы для достижения ваших целей.
Если кто-то пытается выполнить свои бизнес-задачи исключительно с помощью стратегии, он ничего не добьется, поскольку именно тактика, то есть конкретные действия, приведут вас туда, куда вам нужно. Когда компания использует только стратегию, единственное, что она делает, — это планирует действия для достижения целей вместо того, чтобы выполнять конкретную работу.
С другой стороны, вы не сможете достичь своих бизнес-целей только с помощью тактики. Тактика без стратегии быстро превращается в бессмысленную работу. В этом случае компания просто совершает случайные действия без стратегической цели. В краткосрочной перспективе это может казаться активной работой. В долгосрочной — может привести к разочарованию, выгоранию и недовольству.