Что такое стратегия ускорения по истории

УСКОРЕНИЕ

Политика ускорения экономического и научно-технического развития, проводившаяся в СССР в 1982-1988 гг.

Идея «ускорения научно-технического прогресса» и экономики в целом административными методами, авторитарной модернизации выдвинул Ю. Андропов. Вскоре после своего прихода к власти М. Горбачев 23.4.1985 г. собрал пленум ЦК, на котором объявил основы своей политики. Продолжая курс Андропова, Горбачев настаивал на ускорении развития СССР, и его политика получила название “ускорение”. Горбачев считал, что начатый Андроповым эксперимент принес положительные результаты. Учитывая ограниченность эксперимента, Горбачев собирался постепенно расширять товарно-денежные отношения и в конечном итоге полностью перевести большинство предприятий на самоокупаемость, доводя “хозрасчет” почти до ста процентов. Экономические реформы должны были сопровождаться внедрением новой техники, которая поможет улучшить качество продукции до уровня капиталистических стран. На технологическую модернизацию 1985-1988 гг. было потрачено около 120 миллиардов рублей. 16 мая 1985 г. была начата Антиалкогольная кампания, которая была призвана укрепить здоровье советского населения и трудовую дисциплину. Продолжалась борьба с теневым предпринимательством («нетрудовыми доходами»). Горбачев надеялся улучшить управление экономикой с помощью реформ отраслевого управления (создание Агропрома 22.11.1985 г.).

На этом этапе реформы проводились авторитарно. По-прежнему вся власть оставалась в руках партийно-государственной бюрократии, которой руководила узкая группа Политбюро. Горбачев вывел из руководства своих противников Г. Романова (1.7.1985 г.) и Н. Тихонова (27.9.1985 г.). Председателем Совета министров стал сторонник Горбачева Н. Рыжков. 21.7.1985 г. отдел пропаганды ЦК КПСС возглавил А. Яковлев. 24.12.1985 г. московский горком партии возглавил Б. Ельцин.

В 1985-1987 гг. продолжались широкие репрессии против коррупционеров. Несмотря на то, что арестовывались тысячи людей, криминальный капитал сохранялся. “Дела” по коррупции часто носили демонстрационный характер, доказательная база следствия была неудовлетворительной. Аресты реальных и мнимых взяточников вызывали энтузиазм среди населения и недовольство в среде чиновничества.

Вскоре «ускорение» показало свою ограниченность – работники не были заинтересованы во внедрении новой техники, производительность труда росла медленно. Потребовались более глубокие реформы «Перестройки», которые стали осуществляться уже с 1986 г. Но меры «ускорения» в основном продолжали действовать до 1988 г.

Исторические источники:

Воротников В.И. «А было это так…» М., 1995;

Источник

Ускорение (лозунг)

Из Википедии — свободной энциклопедии

Как отмечал Н. И. Рыжков, разработка экономической программы «ускорение» была начата уже в 1983 году, как и сам термин «ускорение», родился в связи с рассмотрением в ЦК предложений Госплана СССР о перспективах развития экономики СССР до 2000 года.

Термином «ускорение» обычно принято называть ранний этап горбачёвских реформ (1985—1987), когда принимаемые меры носили сугубо административный характер.

Целью проводимого курса было ускорение социального и экономического развития Советского Союза. По своей сути термин «ускорение» означал признание отставания СССР в развитии [1] от ведущих промышленных государств и стран мира и являлся новой версией старого лозунга «догнать и перегнать».

Сам термин впервые был использован Ю. В. Андроповым ещё 22 ноября 1982 года на пленуме ЦК КПСС:

Намечено ускорить темпы развития экономики, увеличить абсолютные размеры прироста национального дохода… Напряжённые задания должны быть выполнены при сравнительно меньшем увеличении материальных затрат и трудовых ресурсов. Ю. В. Андропов, «Стратегия ускорения»

Для всего этого требовалась модернизация экономики и политической системы:

Нужны революционные сдвиги — переход к принципиально новым технологическим системам, к технике последних поколений, дающих наивысшую эффективность

Это первый лозунг из пакета, в который также входили «перестройка», «гласность» и «демократизация».

Источник

Ускорение социального и экономического развития

Ускоре́ние — лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 20 апреля 1985 на апрельском пленуме ЦК КПСС. Курс был направлен на ускорение социального и экономического развития СССР. Впервые термин был использован Андроповым Ю. В. 22 ноября 1982 года на пленуме ЦК КПСС [1] :

Намечено ускорить темпы развития экономики, увеличить абсолютные размеры прироста национального дохода… Напряженные задания должны быть выполнены при сравнительно меньшем увеличении материальных затрат и трудовых ресурсов.

По своей сути ускорение означало модернизацию экономики.

Нужны революционные сдвиги — переход к принципиально новым технологическим системам, к технике последних поколений, дающих наивысшую эффективность

Это первый лозунг из пакета, включающего также «перестройка», «гласность» и «демократизация».

Содержание

Использование лозунга другими политическими деятелями

Примечания

Источники

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Ускорение социального и экономического развития» в других словарях:

Ускорение (лозунг) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ускорение (значения). Ускорение лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 20 апреля 1985 года на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых… … Википедия

Электромаш (Нижний Новгород) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Электромаш (значения) … Википедия

Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Колумбия — (Colombia) Государство Колумбия, география и история Колумбии, государственный строй Информация о государстве Колумбия, география и история Колумбии, государственный строй Содержание Содержание: Природа Рельеф местности Климат и растительный мир… … Энциклопедия инвестора

Государственный бюджет — (Government budget) Важнейшие части государственного бюджета, государственный бюджет РФ Расходы и доходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, Российский бюджет, коррупция в сфере управления государственными финансами Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

История Квебека — … Википедия

«демографический взрыв» — резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. XX в. обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости. «Демографический взрыв» обострил проблемы … Энциклопедический словарь

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ — «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ», резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50 60 х гг. 20 в. обусловлен снижением смертности (см. СМЕРТНОСТЬ), особенно детской, при сохранении высокой рождаемости… … Энциклопедический словарь

Источник

Ускорение (лозунг)

Ускоре́ние — лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 20 апреля 1985 года на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых направлений реформ («гласность — перестройка — ускорение»), проводившихся в СССР в 1985—1991 гг.

Содержание

Суть политики ускорения по замыслу

Курс был направлен на ускорение социального и экономического развития Советского Союза. По своей сути термин «ускорение» признавал-таки отставание СССР в развитии [1] от ведущих промышленных стран мира и являлся новой версией старого лозунга «догнать и перегнать».

Сам термин впервые был использован Ю. Андроповым ещё 22 ноября 1982 года на пленуме ЦК КПСС:

Что такое стратегия ускорения по истории. Смотреть фото Что такое стратегия ускорения по истории. Смотреть картинку Что такое стратегия ускорения по истории. Картинка про Что такое стратегия ускорения по истории. Фото Что такое стратегия ускорения по историиНамечено ускорить темпы развития экономики, увеличить абсолютные размеры прироста национального дохода… Напряженные задания должны быть выполнены при сравнительно меньшем увеличении материальных затрат и трудовых ресурсов.

Для всего этого требовалась модернизация экономики и политической системы:

Это первый лозунг из пакета, включающего также «перестройка», «гласность» и «демократизация».

Результаты реализации политики ускорения

Использование лозунга другими политическими деятелями

См. также

Примечания

Источники

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Ускорение (лозунг)» в других словарях:

Ускорение (значения) — В Викисловаре есть статья «Ускорение» Ускорение: Ускорение свободного падения физика Ускорение физика Акцелерация биология Ускорение (лозунг) политика, перестройка … Википедия

Ускорение социального и экономического развития — Ускорение лозунг и политический курс генерального секретаря КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 20 апреля 1985 на апрельском пленуме ЦК КПСС. Курс был направлен на ускорение социального и экономического развития СССР. Впервые термин был… … Википедия

Догнать и перегнать — У этого термина существуют и другие значения, см. Дип. «Догнать и перегнать» (развитые капиталистические страны, позже Америку) часто цитируемые слова из работы В. И. Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (сентябрь 1917),… … Википедия

Программа «500 дней» — 500 дней программа преодоления экономического кризиса в Советском Союзе в 1990 году, путем перехода на рыночную экономику.Программа была предложена Григорием Явлинским и доработана рабочей группой под руководством Станислава Шаталина… … Википедия

Программа «500 дней» — 500 дней программа преодоления экономического кризиса в Советском Союзе в 1990 году, путём перехода на рыночную экономику. Программа была предложена Григорием Явлинским и доработана рабочей группой под руководством Станислава Шаталина… … Википедия

Программа «500 дней» — 500 дней программа преодоления экономического кризиса в Советском Союзе в 1990 году, путём перехода на рыночную экономику. Программа была предложена Григорием Явлинским и доработана рабочей группой под руководством Станислава Шаталина… … Википедия

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

Коммунистическая партия Советского Союза — (КПСС) основанная В. И. Лениным на рубеже 19 20 вв. революционная партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно политического единства… … Большая советская энциклопедия

СССР. Эпоха социализма — Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция … Большая советская энциклопедия

Источник

Стратегия ускорения социально-экономического развития страны

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 11/1986, стр. 3-15

Стратегия ускорения социально-экономического развития страны*

кандидат экономических наук, доцент

* Статью рекомендуется использовать на занятиях по марксистско-ленинской подготовке (тема № 2). По теме № 1 см. статьи: «Руководящая сила советского общества» (1986, № 2); «Реалистическая, всесторонне взвешенная программа коммунистического созидания и упрочения мира» (1986, № 3).

КРУПНЕЙШИМ достижением современной марксистско-ленинской мысли является выдвинутая апрельским (1985 года) Пленумом ЦК КПСС, творчески развитая и обоснованная XXVII съездом партии стратегия ускорения социально-экономического развития страны.

Стратегический курс на ускорение объективно обусловлен, реалистичен и актуален. Он продиктован суровой необходимостью решающих перемен на переломном этапе в жизни страны, современного мира в целом. Предстоит быстрее двигаться вперед, в кратчайшие исторические сроки выйти на новые рубежи, подняться к новым высотам общественного прогресса. Это потребовало крутой перестройки, подлинно революционных преобразований во всех сферах общественной жизни страны; коренного обновления материально-технической базы; совершенствования общественных отношений, и в первую очередь экономических; глубоких перемен в содержании и характере труда, материальных и духовных условиях жизни людей; активизации всей системы политических, общественных и идеологических институтов.

Реализация курса на ускорение, перестройку, достижение качественно нового состояния советского общества, подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС, выступая на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук, немыслима без активизации идейно-теоретической деятельности, без надежного научного обеспечения практических мер по совершенствованию общественных отношений развивающегося социализма.

XXVII съезд КПСС, проанализировав с позиций марксизма-ленинизма все стороны жизни нашего общества, научно обосновал и материализовал в конкретных цифрах и заданиях стратегический курс партии на ускорение социально-экономического развития страны, который соединяет в себе величие целей коммунистического строительства и действенные методы их достижения, определяет темпы и характер нашего движения вперед. Линия на ускорение отныне стала законом жизни партии и государства, руководством к действию для каждого советского человека.

Необходимость ускорения, как подчеркнуто в материалах XXVII съезда КПСС, диктуется прежде всего внутренними потребностями страны, грандиозными задачами, выдвинутыми съездом. За текущие 15 лет необходимо сделать столько, сколько сделано почти за 70 лет Советской власти. Предстоит увеличить национальный доход почти в два раза, выпуск промышленной продукции не менее чем в два раза, создать производственный потенциал, равный по своим масштабам накопленному за все предшествующие годы, вывести народное хозяйство на самые передовые рубежи науки и техники.

Реализация этих беспрецедентных по своим масштабам задач невозможна без преодоления проявившихся в 70-е и начале 80-х годов трудностей и негативных процессов в социально-экономическом развитии страны. Народное хозяйство начало терять тот высокий динамизм, который был прежде и лежал в основе огромных достижений советского общества, свидетельствовал о бесспорных преимуществах социализма перед капитализмом. В это время заметно снизились темпы роста экономики, производительности труда, ухудшились некоторые другие показатели эффективности, замедлился научно-технический прогресс, усилились диспропорции в экономике, не выполнялись задания пятилетних планов, не в полном объеме осуществлялись и намечавшиеся социальные мероприятия.

Главной причиной отставания партия считает то, что своевременно не была дана политическая оценка изменению экономической ситуации, не осознавалась вся острота и неотложность перевода экономики на интенсивные методы развития, не проявлялись настойчивость и последовательность в решении назревших вопросов перестройки экономической политики, хозяйственного механизма, самой психологии хозяйственной деятельности.

Было бы роковым шагом пройти мимо исторического шанса для кардинального решения проблем войны и мира. Нужно сделать все для того, чтобы этот шанс использовать. Это отвечает коренным интересам народов СССР и США, интересам всего человечества.

На заседаний Политбюро ЦК КПСС были рассмотрены и одобрены конкретные внешнеполитические мероприятия, направленные на проведение этой принципиальной линии в связи с итогами встречи в Рейкьявике.

Концепция ускорения базируется на тщательно выверенных возможностях советского общества. Для успешного ее решения страна располагает необходимыми условиями и предпосылками: огромным производственным потенциалом, передовой наукой, высококвалифицированными кадрами рабочих, колхозников, инженерно-технического состава, богатыми природными ресурсами.

Стратегия ускорения выдвигает новые задачи перед наукой. Важно обеспечить, записано в Программе КПСС, опережающее развитие поисковых фундаментальных исследований, добиваться быстрейшей материализации научных идей в народном хозяйстве и других областях человеческой деятельности.

В речи на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук товарищ Горбачев М. С. подчеркнул, что до того, как мы достигнем качественно нового состояния нашего общества, мы должны добиться крупных интеллектуальных побед, существенно продвинуться в сфере теории, в творческом осмысливании новых явлений и процессов жизни.

Теория необходима не только для перспективной социальной и политической ориентации. Она нужна буквально для каждого нашего шага вперед. Ни один сколько-нибудь крупный практический вопрос не может быть решен, не будучи осмыслен и обоснован теоретически. Сама теоретическая деятельность становится одной из важнейших движущих сил социалистического и коммунистического строительства, наиважнейшим инструментом перестройки. Словом, активизацию теоретического фронта ЦК КПСС рассматривает как важнейшую задачу. Это неотъемлемая составляющая нашей стратегии, неотложная и объективная социальная потребность.

Главными средствами осуществления стратегической линии партии являются научно-технический прогресс, коренное преобразование производительных сил общества. К. Маркс неоднократно подчеркивал, что общественное производство может быть динамичным и интенсивным, «если применяются более эффективные средства производства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 353, 420-424; т. 24, с. 360-361, 399). Развивая эту мысль, В. И. Ленин отмечал, что быстрое развитие социализма немыслимо без «техники, построенной по последнему слову новейшей науки. » (Поли. собр. соч., т. 36, с. 300).

Решение задач инвестиционной политики невозможно без коренного улучшения капитального строительства. На XXVII съезде КПСС подчеркивалось, что необходимо как минимум в два раза сократить инвестиционный цикл как при реконструкции предприятий, так и при сооружении новых объектов. Осуществление намеченных на двенадцатую пятилетку мероприятий по внедрению новой техники и технологии обеспечит более двух третей прироста производительности общественного труда и снижение себестоимости в промышленности на 28 миллиардов рублей.

Ускорение научно-технического прогресса, инвестиционной и структурной перестройки требует в свою очередь значительной активизации финансовой политики. КПСС руководствуется ленинским указанием о том, что «всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике» (Полн. собр. соч., т. 36, с. 351). Проблем здесь немало. Большие масштабы, в частности, приобрела вредная практика перераспределения доходов, при которой убытки отстающих предприятий, министерств, регионов покрываются за счет работающих прибыльно. Потерял свое подлинное назначение кредит.

Для существенного повышения гибкости и действенности финансовой политики необходимо нацелить все ее рычаги и звенья на техническое перевооружение производства, рост его эффективности, улучшение качества хозяйственной деятельности. Финансово-кредитный механизм призван максимально содействовать переводу предприятий и объединений на полный хозяйственный расчет, укреплению материальной заинтересованности и ответственности трудовых коллективов.

Важное место в стратегии ускорения принадлежит современной аграрной политике. В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС предстоит завершить перевод сельского хозяйства на индустриальную базу, повсеместно внедрить научные системы земледелия и животноводства, интенсивные технологии, повысить эффективность агропромышленного комплекса (АПК), добиться полного удовлетворения потребностей страны в его продукции. Намечается увеличить в текущие пять лет среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства на 14-16 проц. по сравнению с 6 проц. в одиннадцатой пятилетке. С этой целью в агропромышленный комплекс направляется треть всех капитальных вложений. Однако, как подчеркивалось на июньском (1986 года) Пленуме ЦК КПСС, направленные в эту сферу огромные ресурсы пока не дают должной отдачи. Наметившиеся позитивные сдвиги происходят не во всех отраслях АПК и далеко не во всех областях, краях и республиках. Остро стоит задача обеспечения устойчивости производства продукции растениеводства, и прежде всего зерновых и кормовых культур. Только через широкое применение прогрессивных технологий, передовых методов ведения хозяйства, концентрацию ресурсов на решающих направлениях, умелое использование преимуществ, заложенных в новом хозяйственном механизме и структуре управления, можно успешно решить задачи, поставленные Продовольственной программой СССР.

Создание качественно нового научно-технического базиса производства потребует определенного времени. А ускорение социально-экономического развития не терпит промедления. Поэтому XXVII съезд КПСС поставил задачу привести в действие огромные резервы, которые могут быть использованы немедленно. Сравнительно быструю отдачу можно получить, если задействовать организационно-экономические и социальные резервы, и в первую очередь активизировать человеческий фактор, добиться, чтобы каждый на своем месте работал добросовестно и с полной отдачей.

Большое значение в этой связи приобретают улучшение организации труда, ликвидация различного рода простоев, повышение трудовой дисциплины. Эти мероприятия дают значительный экономический результат, не требуя дополнительных материальных издержек. Так, при обследовании по заданию ЦК КПСС 16 предприятий машиностроения, легкой и пищевой промышленности, расположенных в разных республиках и областях страны, выяснилось, что производительность труда у многих в эти дни была выше на 10- 20 проц.. Важными являются и вопросы своевременной и качественной поставки сырья, топлива, комплектующих изделий, подачи вагонов и т. д. Партия требует неуклонно повышать ответственность руководителей за выполнение договорных обязательств без каких-либо скидок на объективные условия. Однако сейчас уже недостаточно простой исполнительности, хотя и ее порой не хватает. Все больше возрастает значение таких деловых качеств, как компетентность, чувство нового, инициатива, смелость и готовность брать ответственность на себя; умение поставить задачу и довести до конца ее решение; способность не терять из виду политический смысл хозяйствования.

Существенными факторами повышения производительности труда являются рост культуры производства и квалификации работников, широкое применение прогрессивных форм организации и оплаты труда, совершенствование нормирования, системы материального и морального стимулирования, улучшение социальных условий трудовой деятельности, развертывание социалистического соревнования.

Необходимыми условиями ускорения социально-экономического развития являются совершенствование производственных отношений, поддержание их устойчивого соответствия постоянно развивающимся производительным силам, своевременное выявление и разрешение возникающих между ними неантагонистических противоречий. В этих целях осуществляются поиски наиболее эффективных форм и методов реализации возможностей общенародной и колхозно-кооперативной форм собственности, получают развитие межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция.

Большое значение партия придает совершенствованию распределительных отношений с целью усилить заинтересованность коллективов, каждого работника в достижении лучших народнохозяйственных результатов. Широкое развитие получают новые формы организации и оплаты труда в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, строительстве и сфере услуг, открывающие простор для проявления инициативы и повышающие заинтересованность и ответственность за высокие конечные результаты (хозяйственный подряд, аккордные системы и др.).

Для ускорения развития производства признано необходимым полнее использовать товарно-денежные и хозрасчетные отношения. Производственные отношения должны не только открывать простор для развития производительных сил, но и активно способствовать этому.

В решениях XXVII съезда КПСС отмечается, что выполнение задач ускорения социально-экономического развития невозможно без глубокой перестройки хозяйственного механизма, создания эффективной системы управления. В настоящее время взят курс на упрощение ее организационной структуры, сокращение управленческого аппарата, упразднение лишних звеньев, придание управлению современной организационной структуры (создание комплекса взаимосвязанных отраслей типа агропрома, научно-технических межотраслевых центров, разнообразных форм хозяйственных объединений и др.). Ставится задача повысить действенность централизованного руководства экономикой и в то же время решительно раздвинуть рамки самостоятельности хозяйственных звеньев.

Разработана система мер по широкому использованию экономических рычагов и стимулов (хозрасчет, цена, самоокупаемость, прибыль, кредит, нормативы и др.), призванная обеспечить повышение эффективности и динамичности общественного производства, качества работы, правильное сочетание интересов работника, коллектива и общества.

Поднимается на новую ступень научность, оперативность, гибкость планирования как важного инструмента реализации экономической стратегии партии. Повышается роль трудовых коллективов в управленческой деятельности. Вся система управления нацеливается на увеличение вклада каждого звена в достижение стратегических целей.

Совершенствование управления настоятельно требует перестройки мышления, ясного понимания партийным активом, хозяйственными кадрами, трудящимися новых задач, отказа от сложившихся стереотипов.

Ускорение немыслимо без дальнейшего совершенствования политической системы общества. Оно должно быть нацелено на развитие самоуправленческих принципов. Ведущей силой и главным гарантом развития социалистического самоуправления выступает Коммунистическая партия, которая, выполняя руководящую роль в обществе, является и высшей формой общественно-политической самоуправляющейся организации. Сегодня партия решительно берет курс на усиление самостоятельности и активности местных органов власти, повышение четкости и оперативности в их деятельности, решительное искоренение проявлений ведомственности и местничества, безответственности и бюрократизма, казенно-равнодушного отношения к людям. Большое внимание придается также активизации народного контроля, усилению гласности, обеспечению регулярности и действенности системы отчетов исполкомов, судей, министров и руководителей других органов управления перед трудовыми коллективами и собраниями населения.

Неотъемлемой частью системы самоуправления народа выступает деятельность общественных организаций. Предусматривается дальнейшее расширение их функций и прав. В частности, намечается расширить круг вопросов, которые государственные органы могут решать только при участии или с предварительного согласия соответствующих профсоюзных, комсомольских и других организаций, предоставить им право в ряде случаев приостанавливать осуществление управленческих решений.

Цели и задачи своей экономической политики партия рассматривает в органическом единстве с социальным развитием советского общества. Особого внимания к социальной сфере требуют прежде всего уроки прошлого. Известный перекос в сторону технократических подходов ослабил внимание к социальной стороне производства, быту, досугу людей, что не могло не привести к снижению заинтересованности трудящихся в результатах труда, ослаблению дисциплины и другим отрицательным явлениям.

В двенадцатой пятилетке на базе ускорения развития экономики намечено повысить реальные доходы населения, улучшить снабжение продовольствием, товарами народного потребления, расширить сферу услуг, продолжить работу по совершенствованию здравоохранения и образования. Предусмотрено более чем в два раза увеличить средства на развитие сети и укрепление материальной базы учреждений культуры. Особое внимание уделяется решению жилищной проблемы. Предстоит построить 595 миллионов квадратных метров жилья. На повышение благосостояния народа намечено направить примерно четыре пятых национального дохода.

Стратегический курс на ускорение предполагает крутую перестройку во всех сферах общественной жизни. Она охватывает не только экономику, но и социальные отношения, политическую систему, духовно-идеологическую сферу, стиль и методы работы партии, всех кадров. Первое полугодие двенадцатой пятилетки показало, что глубоких качественных изменений, которые закрепили бы тенденцию ускорения роста, пока не произошло. Страна находится в самом начале перестройки, подчеркивалось на июньском (1986 года) Пленуме ЦК КПСС.

Предусмотренные на двенадцатую пятилетку я на период до 2000 года сдвиги в размещении производительных сил за счет более быстрого промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, комплексного развития хозяйства союзных республик, ограничения роста крупных городов и преимущественного развития малых и средних городов, развитие территориально-производственных комплексов существенно повысят живучесть и устойчивость нашей экономики в военное время.

Как уже отмечалось, главным рычагом ускорения социально-экономического развития является научно-технический прогресс. Вместе с тем он служит одним из основных факторов оборонного могущества нашей Родины, боевого потенциала Вооруженных Сил.

Следуя ленинским заветам, КПСС, последовательно проводя миролюбивую внешнюю политику, прилагает все усилия к тому, чтобы Вооруженные Силы СССР находились на уровне, исключающем стратегическое превосходство сил империализма, чтобы всесторонне совершенствовалась обороноспособность Советского государства, укреплялось боевое содружество армий братских социалистических стран. Решение этой задачи требует от оборонных научно-исследовательских учреждений своевременно и правильно оценивать последние достижения научной и технической мысли с точки зрения возможностей применения их в военном деле. Важнейшее значение имеют фундаментальные исследования, раскрывающие новые свойства материи, новые законы природы, которые могут быть использованы для укрепления обороны страны.

Ускорение на базе научно-технического прогресса открывает широкие возможности для внедрения средств комплексной механизации и автоматизации, создания автоматизированных заводов в нашей оборонной промышленности и отдельных отраслях. При этом высвобождается значительная часть людей, что облегчает проблему трудовых и мобилизационных ресурсов в условиях войны. Так, гибкие автоматизированные участки, оборудованные отечественными обрабатывающими центрами и вычислительной техникой, дают шестикратное повышение производительности труда. Применение системы автоматизированного проектирования в конструкторских бюро авиационной промышленности позволило повысить производительность труда в три раза и сократить срок проектирования изделий на два с половиной года.

Во-первых, от успехов проведения в жизнь концепции ускорения зависят качество вооружения и размеры средств, которые государство может направить на оснащение Вооруженных Сил, а также создание необходимых материально-технических заделов для решения перспективных’ проблем развития и производства средств вооруженной борьбы и оснащения ими всех видов Вооруженных Сил и родов войск в необходимом количестве и в заданные сроки.

В ходе решения задач ускорения социально-экономического развития формируются такие необходимые для защитников Родины качества, как высокая ответственность за порученное дело, добросовестность, дисциплинированность, инициативность, умение подчинять свои действия интересам коллектива и общества.

В-третьих, ускорение социально-экономического развития укрепляет и развивает у воинов армии и флота социальный оптимизм, который порождает у них творческую энергию, высокое чувство долга, стремление неустанно повышать свое мастерство, самоотверженно выполнять конституционные обязанности по защите социалистического Отечества, умножает морально-боевые качества.

В-четвертых, ускорение социально-экономического развития будет способствовать совершенствованию материальной базы управления войсками на основе широкого использования во всех звеньях войскового организма новых систем сбора и обработки информации для принятия решений и руководства войсками и силами флота.

Массовое внедрение компьютеров и другой техники, совершенной аппаратуры, их умелое использование повысят эффективность управления современными средствами вооруженной борьбы, позволят сократить время и затраты труда командиров и штабов на техническую работу, улучшат качество и надежность управления. Открывается перспектива перевода на качественно новую основу всей системы управления и планирования, более полного разрешения противоречия между возрастающими требованиями к командирам и штабам и их возможностями выполнять в короткие сроки сложные задачи.

Таким образом, ускорение социально-экономического развития нашего общества создает качественно новые, более благоприятные предпосылки и условия для решения важнейших задач совершенствования социализма и укрепления обороноспособности страны.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 227.

Правда, 1986, 15 октября.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 21.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 141.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 237.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 278.

Горбачев М. С. Избранные речи и статьи, с. 168.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 229.

Правда, 1985, 27 ноября.

Там же, 1986, 9 апреля.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 281.

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 16 июня 1986 г., с. 13.

Партийная жизнь, 1986, № 16, с. 5-6.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 228, 274.

Военная Мысль, 1986, № 6, с. 49.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 227- 228. г.

Правда, 1986, 9 сентября.

Правда, 1986, 9 сентября.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 161.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *