Что такое страждущий человек в православии
страждущий
Смотреть что такое «страждущий» в других словарях:
страждущий — См … Словарь синонимов
СТРАЖДУЩИЙ — СТРАЖДУЩИЙ, страждущая, страждущее (книжн. устар.). прич. действ. наст. вр. от страдать. Страждущее человечество. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
страждущий — I см. страждущий; его; м. II ая, ее.; книжн. см. тж. страждущий, страждущая Испытывающий страдание. С ее человечество … Словарь многих выражений
страждущий — страждущий, страждущая, страждущее, страждущие, страждущего, страждущей, страждущего, страждущих, страждущему, страждущей, страждущему, страждущим, страждущий, страждущую, страждущее, страждущие, страждущего, страждущую, страждущее, страждущих,… … Формы слов
страждущий — стр аждущий … Русский орфографический словарь
страждущий — Тв. стра/ждущим, Пр. о стра/ждущем … Орфографический словарь русского языка
страждущий — стражд/ущ/ий … Морфемно-орфографический словарь
Христос страждущий — (Χριστός πάσχων, Christus patiens) греческая трагедия, изображающая историю страданий Спасителя при помощи средств античной драмы, в 2640 стихах (по большей части ямбических триметрах). Прежде эта трагедия приписывалась св. Григорию Назианзину,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«ХРИСТОС СТРАЖДУЩИЙ» — «ХРИСТОС СТРАЖДУЩИЙ», памятник византийской и христианской литературы, стихотворная драма (написанная византийским 12 сложником 2602 стиха), в которой перелагается евангельский сюжет от восшествия Христа на Голгофу до его воскресения.… … Литературный энциклопедический словарь
Христос страждущий — греческая трагедия, изображающая историю страданий Спасителя, в 2640 стихах, по большей части ямбических триметрах. Прежде трагедию приписывали св. Григорию Назианзину, но в новейшее время с очевидностью доказано, что пьеса составлена в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Значение слова «страждущий»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СТРА’ЖДУЩИЙ, ая, ее (книжн. устар.). Прич. действ. наст. вр. от страдать. Страждущее человечество.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
стра́ждущий
1. книжн. устар. прич. наст. вр. от страждать ◆ Доселе уста его не испускали жалобнаго стона, но скорбь одолев сопротивлением, страждущий вскричал содрагающимися гласом. А. Н. Радищев, «Житие Федора Васильевича Ушакова, с приобщением некоторых его сочинений», 1789 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Здесь-то надобно собирать черты для картин страждущего человечества, прибирая тени к теням. Н. М. Карамзин, «Письма русского путешественника», 1793 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сия мысль служит бальзамом для моего страждущего сердца. И. А. Гончаров, «Обыкновенная история», 1847 г. ◆ Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867—1869 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова ордынский (прилагательное):
Зачем мы страдаем
Телесная, душевная и даже духовная боль появилась в жизни человека по попущению Божиему. Но приносит она не только страдания. Очень часто она положительно влияет на нашу жизнь, изменяя и наше поведение.
Конечно, философствовать и богословствовать о страдании легко. Несравненно тяжелее претерпевать его, правильно переносить боль, если приходится каждодневно испытывать ее. И человеку, самому не познавшему, что такое боль, говорить о боли очень дерзновенно. Но я думаю сейчас о наших братьях, во всех уголках земли страдающих телесно, душевно и духовно.
Обычно телесно страдают от различных болезней, голода и злоключений. Душевно же страдают от гонений и клеветы, от недостатка любви и когда на нашу любовь не отвечают те, кого мы любим, от не исполненных желаний, от болезней и смерти любимых нами, да и по множеству иных причин. Духовно страдают христиане, любящие Бога и человека, когда они с сожалением видят, как люди своими грехами «огорчают» Бога и уничижают Его образ и подобие – человека.
Почему же боль и страдание появились в жизни людей?
Конечно же, не по благоволению Божиему! Но по попущению Его, когда человек из-за своего эгоистического преслушания оказался вдали от Источника Жизни и своего Создателя. Потеряв радость и безболезненность существования в Царствии Божием, человек оказался в ином состоянии: истинная Жизнь сменилась жизнью, подверженной тлению, покрытой плотными облаками смерти, греха и страстей, не пропускающими света.
Но вот вопрос: а благотворно ли страдание?
Боль помогает нам обрести чувство нашей тленности, которое избавляет нас от любого вида самообожения
Боль телесная сообщает, что тело человека одолевает какая-то болезнь и нужно предпринять соответствующее лечение. Врачи знают, насколько действие боли – благо. К тому же боли различного происхождения помогают нам обрести чувство нашей тленности, дающее нам познание нашей ограниченности, которое избавляет нас от любого вида самообожения. Боль подталкивает к размышлениям о том, как идет наша жизнь, помогает направить ее к ее правильному центру – Богу-Троице. Боль очищает от «примесей» нашу любовь к Богу, помогает любить Его бескорыстно, любить не за какие-либо Его дары (например, здоровье, семейное счастье и т.д.), а именно Его Самого. Вспомните Иова: многострадальный, но обладавший терпением, крепким, как алмаз, он безропотно переносил болезни и другие тяжкие страдания – и доказал этим, что любит Бога как Личность, а не Его дары и благодеяния. Он любил Бога равно горячо и в благоденствии своем, и когда, покрытый язвами, оказался на гноище, и когда были убиты все десять детей его.
Нередко боль научает нас правильно относиться к нашим ближним, которых в благоденствии своем мы порой гнушаемся или же обижаем, заставляя их страдать от нашего эгоистичного поведения. Ведь часто только когда разражается катастрофа – следствие нашего бездумного погружения в греховные наслаждения, которое мучительно переживается нашими ближними, – мы наконец-то понимаем всю зловредность греха.
Очень часто люди, страдая от тяжкой болезни, очищаются ею, подобно золоту в горниле, обретают свое подлинное лицо, отбросив все ложные маски, славословят Бога за целительный дар боли, даже если их недуг неисцелим. Людям же духовно зрелым страдания помогают достичь высших духовных состояний, и, пребывая на этой высоте, они способны утешать и поддерживать множество страждущих душ. В пример я приведу вам блаженного старца Паисия, который с радостью принял тяжкую болезнь – рак, мысля, что миряне получают утешение, когда видят, как монахи болеют. И эта ужасная болезнь стала для старца благословением.
А что же такое болезнь с богословской точки зрения?
Мирского ответа на это “Почему?!” нет. Потому что ответ только таков: соучастие Бога в нашем страдании
Однако следует иметь в виду, что сопереживание святых всему созданию не похоже на буддийскую инертную симпатию – оно было деятельным участием в страдании брата. Так, авва Агафон желал найти какого-нибудь прокаженного, чтобы отдать ему свое здоровое тело, а самому облечься в его больную плоть.
Но всё же боль и страдание остаются для нас некоей тайной, «погруженной» в неизмеримую глубину человеческой свободы. В этой жизни нам только лишь «отчасти» приоткрывается эта тайна. Когда же наши очи очистятся, тогда уже все ясно «узрим». А пока давайте с уважением, вниманием, пониманием и братской любовью войдем в положение каждого страждущего брата и помолимся Распятому Господу нашему, чтобы Он ниспослал Свою благодать, силу и научение правильно и с достоинством переносить все скорби и болезни, которые попустит любовь Божия в этой временной жизни – на нашем пути на небо.
Православная Жизнь
О тайне страдания – Артем Перлик.
Святой Феодор Студит: «Всегда так бывает, что ныне малодушие, а завтра мужество; теперь печальное расположение, а вдруг воодушевление; сию минуту страстей восстание, а в следующую – Божия помощь их пресечет. Не таким, как вчера, явишься ты, возлюбленный. Но придет к тебе благодать Божия и поборет по тебе Господь. Речешь тогда: ‟Где был еси доселе, Господи?” – и Он скажет тебе на это: ‟Смотрел, как ты борешься, и знал”».
Cтарец Гавриил Стародуб: «Мы оскорбляем Господа мыслью о том, что Он нас не слышит».
Каждый человек может вслед за пророком Иеремией повторить: «Я человек, испытавший горе». Страдание – то, с чем сталкивается каждый человек, но не многие осмысляют его, хотя, наверное, все мудрейшие люди земли пытались понять, зачем оно нужно. Если посмотреть на окружающий нас мир, то сердце часто хочет согласиться с философией языческих мудрецов, что вся наша жизнь лишь страдание во тьме.
Христианам бывает проще, они знают многое, но только тот, кто опытно пережил смысл страданий и пришёл к благодати, может говорить о них так, чтобы его слова вели слушающих к свету. Подвижники многое говорили о страдании, однако каждый должен пережить тайну сам. Это тайна принятия страдания, тайна изменения отношения к нему.
У всех есть вопрос, ответ на который каждый должен пережить для себя: «Я знаю, что Бог любит, но почему же Он тогда попускает мне мучиться?». «Если Бог благ, а я верю, что это так, то почему мне сейчас так плохо? Как я хочу знать ответ».
Поэтому для нас особое значение имеют слова тех, кто говорит из опыта преображения. Когда старца Паисия Афонского спросили, почему сейчас в мире так много страданий, он ответил: «От любви Божией». Такой ответ может вызвать негодование человека, этих слов не понимающего. А понять их и тем более принять очень трудно, потому что всё естество противится такому принятию. И даже вера в то, что страдания из земного и страстного человека могут сделать духовного и небесного, не может утешить человека. Что же можно найти в страдании?
Приведём по этому поводу известное письмо сказочника Толкина. Джон Толкин к сыну в одном из писем 1944 г., когда тот был в действующей армии, пишет так: «Иногда мне становится страшно при мысли об общей сумме человеческого горя в эти дни: миллионы разлученных. не говоря уже о муках, боли, смерти, сиротстве, несправедливости. Если бы страдание обрело видимую форму, чуть ли не вся. планета покрылась бы плотным черным туманом, который скрыл бы ее от удивленного взора небес. Все итоги этой войны с исторической точки зрения будут негативными. Но исторический взгляд на мир – не единственный. Все вещи и деяния имеют собственную цену, независимо от их “причин” и “следствий”. Никто не может судить sub specie aeternitatis «С точки зрения вечности (лат.)» o том, что теперь происходит. Все, что мы знаем, причем большей частью из собственного опыта, – это что все труды зла, вся его огромная мощь и постоянный успех – пропадают впустую: они всегда только готовят почву для того, чтобы из нее неожиданно проросло добро. »
Исторический взгляд не только не единственный, но и не подлинный, или, точнее, не отражающий реальность такой, какова она есть на самом деле. Лишь с точки зрения вечности можно судить о страдании правильно. Это приносит облегчение, но страдает человек всё равно во времени, и это всегда усиливает его боль.
Поэтому старец Паисий Афонский, говоря о страданиях, делает акцент на отношении к ним Господа:
«Боль Бога за людей, которые мучаются от болезней, от бесов, от варваров и тому подобного, имеет в себе и радость за то небесное воздаяние, которое Он им уготовил. То есть Бог имеет в виду воздаяние, которое восприимет на Небе человек, испытывающий искушение, Он знает, что ждёт такого человека в жизни иной, и это дает Богу ‟силы терпеть” эту боль».
Рассмотрим теперь самый лёгкий вид страдания – страдание из-за того, что человек лишён чего-то материального или беден.
Вот как говорит об этом святой Варсонофий Оптинский:
«Жил тут один офицер, необычайно набожный. Часто ходил он в монастырь молиться Богу и жертвовал на обитель из своих скудных сбережений, сколько мог. То коврик принесет, то лампадочку, то кулич копеек за сорок в подарок кому-либо из братии. Все любили его, особенно радовался за него один из схимников монастыря. И вот начал этот схимник просить Господа послать офицеру богатство. Молитва была услышана. Понравился этот офицер дочери миллионера, и он на ней женился. А потом произошла в нем резкая перемена. Он вышел в отставку, начал вести роскошную, праздную жизнь и в монастырь уже больше не заглядывал, разве что проезжал мимо на своих рысаках вместе с супругой. Но по молитвам схимника Господь не допустил погибели раба Своего. Бывший офицер разорился и вернулся к своему прежнему образу жизни. Отсюда следует, что не должно желать себе богатства, а надо благодарить Господа за то, что Он посылает. Имеете все необходимое и будьте довольны. Господь никогда не оставит вас, детки мои, если вы будете стремиться по силе исполнять Его святые заповеди».
Происходящее в нашей жизни всегда не случайно. Господь отмеривает, сколько денег должно быть у нас в кошельке. Одна молодая пара долгое время хотела наладить своё материальное состояние. Со временем супруги заметили, что если у мужа появляется подработка, то в доме что-то ломается ровно на ту же суму. Тогда они поняли, что их благосостояние зависит от воли Божией. А поняв это, успокоились и обрели радость, приняв о себе ту Господню волю, которую Он изрёк через обстоятельства их жизни.
Но даже если человек понимает необходимость страданий, всё равно остаются многие вопросы. Один из главных: что делает Бог в тот момент, когда я страдаю?
«Пусть даже страдания идут на пользу моей душе, но что делает Бог в тот самый момент, когда я страдаю? Жалко ли Ему меня?»
Святые и праведники дают ответ на этот вопрос.
Старец Паисий Афонский: «Для Бога нет большей боли, чем видеть человека в мучении».
Святой Максим Исповедник: «Бог сострадает соразмерно скорби страждущего».
Митрополит Антоний Сурожский: «Бог не просто где-то наверху наблюдает, с должным ли расположением мы страдаем, но входит в самую глубину наших страданий».
Вот история о праведном старце Софронии Сахарове:
«Он в течение целой ночи молился об угнетённых и страдающих до тех пор, пока не пришла ему мысль: “Если я так, всею силою моего сердца, сострадаю человечеству, то как понять Бога, безучастно смотрящего на страдания многих миллионов Им же Самим созданных людей?”. Тогда он обратился к Богу с безумным вопросом: “Где Ты?” и тотчас услышал в сердце своём слова:
“Разве ты распялся за них?”».
Старца Гавриила Павловского (Стародуба) мучил помысел: «Жалко ли Богу нас так, как мы жалеем себя?». Ему явился Господь и сказал: «О человеки! Если бы вы знали, как Мне жаль вас. В десять раз больше, чем вам жаль себя».
Один из основных смыслов попускаемого нам Богом страдания в том, чтоб люди, находящиеся в страстном состоянии ветхого человека, преобразились в небесных людей. Ведь Бог видит, к чему может привести жизнь страстного человека, который не кается – жизнь его сама в себе содержит адское мучение добровольной боголишённости – и в таком состоянии человек переходит в вечность, где уже не может измениться. Бог видит, что такая жизнь – верёвка в руках сына самоубийцы, и Он, конечно, старается вырвать эту верёвку у нас из рук, отсечь страсти. Но страсти стали частью нас и нам больно становиться новыми людьми.
Страдание не идёт на пользу только тому, кто его не принимает. Это очень сложно, всё человеческое естество восстаёт против такого принятия, и потому тут надо в буквальном смысле отвергнуться себя, принять то, что с нами случается, как Его дар, который мы в данный момент не понимаем, но Он понимает. Это высшее доверие. Доверие мученика. Одна праведная христианка сложила об этом такую молитву: «Господи, дай нам быть счастливыми в тех обстоятельствах, которые Ты нам посылаешь».
Каждый человек, который оглядывается на свою жизнь и на страдания, говорит, что всё в жизни устроилось наилучшим образом, чтобы он пришёл к праведности.
Есть такая притча: «Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими благими делами. Другой брат был убийцей.
Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:
– Как получилось, что Вы стали преступником?
– У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?
В это время несколько журналистов обступили первого брата и один спросил:
– Вы известны своими достижениями. Как получилось, что Вы добились всего этого?
– У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?»
Святой Нектарий Эгинский говорит: «Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти, и можно было с ними бороться, и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией, посему предай себя с доверием в руки Божии и проси помощи Его, чтобы Он тебя укрепил в борьбе твоей. Надежда на Бога никогда не приведет к отчаянью».
Достоевский мучился вопросом страданий, пока не понял, что страдания в мире действительно от любви. Мы за всех всегда виноваты и за всех всё должны потерпеть.
Существует страдание по любви за другого. Например, старцы Виталий Сидоренко и Зиновий Мажуга. Когда кто-то из них заболевал, другой тотчас просил, чтоб вместо него болел он – так и происходило. Болезнь по несколько раз переходила от одного к другому.
Старец Паисий Афонский, узнав, что соседская девочка больна раком, просил Бога, чтоб болезнь девочки перешла к нему – и девочка исцелилась.
Есть ещё несколько причин для страдания: страдание для покаяния – чтоб человек покаялся; страдание ради венца – за такое страдание Бог даёт венец страдавшему; страдание для пресечения совершаемого человеком греха.
Бог ведёт страдальца к великой победе, к чувству, что ты живёшь как в сказке, потому что каждую секунду не оставлен и нужен.
Бывает и так, что меньшим страданием Господь бережёт от вреда, который мы могли бы причинить своей душе. В начале XX века в Питере умирал младенец, и мама его обратилась к святому Иоанну Кронштадтскому. Тот вымолил младенца, и болезнь ушла. А когда ребёнку исполнилось 18 лет, он несчастливо влюбился и застрелился. Мама потом говорила: «Никак не могу простить себе, что вымолила его через святого Иоанна Кронштадтского».
Развивая эту тему, современный святой приводит в пример жизнь Ефрема Сирина. «В молодости святой Ефрем Сирин много грешил, но ни за один грех не был осужден. Случилось, однако, что как-то у его соседа воры украли овцу. Сосед обвинил Ефрема. И Ефрем, непричастный к краже, оказался в тюрьме. Удрученный человеческой несправедливостью, он стал плакать и жаловаться Богу. Но, сидя в тюрьме с другими заключенными, он вступил в разговоры с ними. Каждого из них он спрашивал, как тот оказался в тюрьме. Один говорил одно, другой – другое. В их грехах Ефрем узнавал свои грехи, за которые его прежде не судили и не сажали. Дух его отрезвился, и он понял, что попал в тюрьму не за украденную овцу, но за множество своих прежних проступков. И Ефрем сокрушенно покаялся пред Богом в своих грехах. И слезно стал молиться Богу о прощении своих тайных согрешений, одновременно благодаря Его за то, что брошен в темницу, будучи невиновным в краже овцы. И вскоре был оправдан и освобожден. Но это переживание произвело переворот в душе Ефрема. Тюрьма приняла его грешником, а выпустила святым».
Святые радовались среди страданий. Радость страдания, когда Бог возвышает тебя над болью. Этого мы достигаем через смирение. Святой Силуан Афонский говорит, что если мы смиримся, то сами удивимся, почему раньше так скорбели.
Святой Иустин Сербский: «Радость спасения достигает вершины в радости Воскресения, но проходит и через радость страдания».
Страдания
Страда́ние — мучение; нравственная, душевная или телесная (душевно-телесная) боль (мука). Страдание – не всегда результат личного греха, но всегда результат греха.
Преподобный Иоанн Дамаскин: “Слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие”.
Плоды страдания зависят от выбора самого человека: два разбойника были распяты рядом со Христом, но для одного они оказались спасительными, а другой лишь ещё больше ожесточился.
Апостол Павел: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. ( Рим.8:18 ).
Вообще понять глубинный смысл событий, связанных с чьими-либо страданиями, может только человек верующий, признающий реальность потустороннего мира и его законов, прежде всего, законов вечности. Только в свете вечности — вечной жизни — обретают смысл некоторые труднообъяснимые события.
Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это.
Очистительная функция страдания часто подчеркивается святыми отцами вслед за апостолом Петром, который утверждает: страдающий плотию перестает грешить ( 1Пет.4:1 ). «Вменяются нам в оставление грехов… и болезнь, и немощь, и измождение плоти», – говорит свт. Иоанн Златоуст, видящий в них «печь, в которой мы очищаемся». Преп. Варсануфий пишет одному из своих духовных чад: «…сколько попустит тебе [Бог] поскорбеть в теле, столько подаст и облегчения в согрешениях твоих». Свт. Василий Великий со своей стороны отмечает, что часто «телесные страдания служат к обузданию греха». Преподобный Амвросий Оптинский приводит такое сравнение: змея для того, чтобы скинуть с себя старую кожу, проходит через узкое отверстие, так и рождение в жизнь вечную и избавление от грехов происходит не иначе, как через крест и страдания.
Обязан ли праведник страдать?
Страдание — неотъемлемая составляющая земной жизни людей. Рождаясь, человек оглашает мир плачем (святые отцы объясняли это обстоятельство проявлением первородного греха. Но значит ли оное, что в условиях нашего греховного мира страдание не только неизбежно, но и необходимо?
Как известно, человек был создан не ради страдальческой жизни, но ради счастья и вечного блаженства. Подлинное блаженство достижимо только в союзе с Богом — Неисчерпаемом Источником благ. Стремление к счастью, в той или иной степени, свойственно каждому человеку, хоть праведному, хоть неправедному. Но тогда как праведник, стремящийся к Богу, ищет подлинного счастья, для грешника, духовно отдаленного от Бога, характерно стремление к ложным, обманчивым радостям и удовольствиям. Их он ищет и находит в греховных мыслях и делах.
Встав на путь избавления от греха, праведник продолжает находиться под воздействием выработанных им греховных навыков, привычек, страстей и пороков, наконец, под влиянием внешнего греховного окружения.
В данной связи он постоянно сталкивается с греховными искушениями и соблазнами, и вынужден с ними бороться. Эта борьба бывает сопряжена с многими трудностями, лишениями, страданиями Так, искреннее сердечное покаяние, сопровождаемое угрызениями совести и стыдом, является формой душевного страдания; борьба с владычеством плотского начала, осуществляемая посредством бдений, постов, молитвенных стояний, физического труда, есть форма душевно-телесных страданий.
Такого рода духовное делание является одним из аспектов подвижнической жизни и вменяется христианину в обязанность. Страдания, возникающие в результате этого делания, сопутствуют и способствуют нравственному исправлению, духовному преображению, спасению грешника. Кроме того, перенося их с должным смирением, подвижник выражает свою веру и любовь к Богу (вспомним, что Образчиком богоугодного перенесения страданий является Господь Иисус Христос; следуя по Его стопам и перенося посланные или попущенные Богом страдания, христианин несёт свой спасительный крест и сораспинается Христу; делая это осознанно и свободно ( Мф.16:24 )).
Из всего сказанного, конечно, не следует, что христианин не вправе уклоняться от тех или иных форм страданий, например, от страданий, вызванных тяжелой болезнью. Закон Божий не воспрещает болящему пользоваться возможностями медицины (помощью медперсонала, лекарственными средствами, оздоровительными процедурами и т. п.). Сам Христос, а затем и апостолы исцеляли людей.
Особой оговорки требуют и действия по уклонению от страданий, связанных с бедственным положением. Если христианин живет в миру, ему не запрещается трудиться и получать за свой труд надлежащую заработную плату. Он вправе иметь пищу, одежду, кров, пользоваться иными благами (не противоречащими понятию о благочестии)
«Страдание, которое часто является предметом рассмотрения аскетических трудов святых отцов в связи с умерщвлением греха и страстей и практикой добродетели, не является любым каким ни на есть страданием. Оно означает скорби, которые, с одной стороны, связаны с отказом от порочных желаний, которые систематически проявляются в порочных страстях и порочных удовольствиях, с которыми они связаны, и, с другой стороны, с усилиями приобретения нового образа поведения, который состоит из добродетелей».
Жан-Клод Ларше
«Если человек из глубины горя спрашивает: «Где же Ты был, Господи?» – для христианина ответ очевиден: в бездне страдания Он был прежде тебя. Тебя еще не было, а Он уже был на Голгофском Кресте».
диакон Андрей
«Страдания с точки зрения христианства не всегда являются абсолютным злом, то есть, будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям.
С точки зрения христианского аскетического учения страдания в жизни человеческой имеют очистительное значение. Кроме того, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, духовное состояние людей.
Апостол Павел говорит в Рим.14:17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе», поэтому праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться тем Царством Божиим, которое внутри нас, предвкушая будущее блаженство.
И, наоборот, в Священном Писании можно найти немало мест, которые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив. Рим.2:9: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое».
иерей Олег Давыденков
«Стремление человека избавиться от страданий естественно. И оно заложено в саму природу человеческую. Отношение Церкви к страданиям такое: Церковь сострадает своим членам, но в то же время она не боится своих страданий, она знает, что через них мы получим радость, превосходящую эти страдания настолько, что мы еще будем жалеть, что мало пострадали».
протодиакон Иоанн Шевцов
«Если бы Бог по временам не укладывал нас на лопатки, нам некогда было бы посмотреть на небо».
Блез Паскаль
«Тот, кто не хочет внимать шепоту вечности, будет внимать ее громам».
Сергей Николаевич Трубецкой
О духовном смысле страдания
Почти всегда причину страданий можно найти в грехе, в нарушении закона жизни, законов природы. Это нарушение разъединяет человека между Богом и природой, Им созданной. Страдание оказывает на человека благотворное влияние, является школой, потому что оно учит правде, подтверждая наличие нравственного закона и смысла жизни. Практически все страдания учат, чтобы мы не делали другим того, чего не желаем себе. Страдания показывают, что в жизни действует не нравственный хаос, а удивительный стройный порядок, основанный на правде, которая рано или поздно проявится.
Страдание является источником огромных нравственных ценностей и положительных духовных приобретений. Оно приводит к вере, любви, духовной силе. Мы живём на земле, чтобы поработать над красотой своей души. Жизнь – это огромная мастерская, в которой души людей становятся чище и готовятся к переходу в иной, лучший мир.
Страдания учат быть снисходительным к другим людям, воспитывают чуткость к горю другого человека. Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию. Человек труднее переносит свой успех, славу, богатство, внешнюю красоту, чем неудачи, неприятности. Успех может человека испортить, сделать гордым, ленивым, беспечным и нечеловеколюбивым, поэтому слабым и ничтожным. Страдающий укрепляется.
Есть люди, которые понимают, что такое страдание, и видят в нём красоту, они проникают в тайну слов Апокалипсиса «кого люблю, того и наказую». То есть, указую, наставляю, руковожу. Есть люди, которые благодарят за страдания и говорят: «Благодарим Тебя, Боже, что Ты посылаешь нам не одни только солнечные лучи, иначе мы превратились бы в пустыню. Но даёшь дождь, чтобы мы могли приносить плоды».
Лучше страдания, чем самодовольная мещанская беспечность. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», – говорил Пушкин, при всём свойственном ему эллинском жизнелюбии. Пусть это страдание будит нас от сна равнодушия, окаменелого бесчувствия. Жизнь без страдания опасна, и Бог, который не наказывает нас, это Бог, который не занимается нами.
Грубое и легкомысленное бегство от страдания кто-то находит в стремлении к получению минутного наслаждения, заглушить горечь жизни, забыться безумием. А люди верующие знают, что, чем тяжелее испытания, тем ярче нечаянная радость, которая приходит не сразу. «Чем ночь темней, тем ярче звёзды».
Трудно бывает человеку, но и другому трудно. На страдания надо отвечать состраданием. Ведь слово счастье – от слова соучастие, то есть, каждый должен соучаствовать в жизни с другим человеком, сострадать ему, сотрудничать с ним, соучаствовать. И в этом находить счастье.
Люди нуждаются не только в объяснении своих страданий, но больше в соучастии, в сочувствии, которое может поднять изнемогающего и оживить его душу. Очень много говорится об этом в сочинениях Фёдора Михайловича Достоевского. В его романах страдание является главным героем. Именно страдание, сопровождающееся благою вестью о Христе. Оно приводит человека к новой жизни. Трагедия, рассказанная в «Бесах», освещается в финале благостными лучами, словами Нового Завета, которые читает русскому атеисту женщина-книгоноша.
Наша страна Россия проходит великую школу страдания на всём пути всей истории. Вся Россия – одно страдание. Судьба русского народа имеет не только национальный, но и всемирный смысл. Как образец, показатель: мы столько испытали, и мы не последние.
Любовь вводит человека в жизнь, которая полна смысла, в свете которого становится ясно и значение страдания. Испытания понимаются как условие движения вперёд, подвиг. Как орудие освобождения от зла и греха, которые составляют несчастье человечества. Почему у нас кризис? Потому что мы не любим друг друга, не стараемся пойти на помощь, не соучаствуем. В соучастии, сострадании есть единственный удовлетворительный взгляд на нашу жизнь. Все другие теории не могут объяснить страдание и осмыслить его.
Радио Петербург, 2009 год.
Когда свт. Николай Сербский был узником концлагеря Дахау, к нему, больному и измученному, подошёл один из надзирателей и говорит:
— Неужели после всего этого ты до сих пор веришь в Бога?
Святитель Hиколай сказал:
— Теперь не верю.
Надзиратель усмехнулся, а свт. Николай добавил:
— Теперь знаю.
Много позже, когда святитель уже был освобождён от уз, он вспоминал Дахау и говорил, что никогда Бог не был к нему так близок, как в концлагере. И вспоминал мгновения богообщения как самые счастливые в жизни.
Одни и те же страдания кого-то делают чище, а кого-то лишь озлобляют…