Что такое стресс обж
7.2. Стресс и его влияние на человека
Жизнь человека многообразна и насыщена всевозможными событиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы.
События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определённое воздействие.
Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное они или отрицательное, называются стрессовыми факторами. Стрессовый фактор, или стрессор, — это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напряжения — стресс.
Таким образом, стресс — это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс — это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров — это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.
Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907 — 1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие каких-либо стрессовых факторов.
Стресс может случиться с каждым. Нужно научиться правильно из него выходить
Установлено, что действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса. Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, потливость, углубление и ускорение дыхания, увеличение уровня сахара в крови и др.). Эти изменения Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром — это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.
Различают три стадии стресса: мобилизацию, сопротивление и истощение.
Стадия мобилизации. В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.
Стадия сопротивления. Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.
Стадия истощения. Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, бессонницей, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.
Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.
Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.
У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.
Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска инфекционных заболеваний.
Необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.
В вашем возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.
Основная цель борьбы со стрессом — научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принципы борьбы со стрессом.
На практике борьба со стрессом заключается прежде всего в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пытаться адекватно реагировать на события.
Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.
Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, на те события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, — это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.
Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.
Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.
Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.
Запомните
- Физические упражнения и закаливающие процедуры помогают выйти из состояния сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.
Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.
Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.
Проверьте себя
После уроков
Практикум
Вспомните, испытывали ли вы состояние стресса. Проанализируйте, как вы себя вели.
Что такое стресс обж
Государственное бюджетное
учреждение здравоохранения
Краевая
больница №3
министерства здравоохранения Краснодарского края
8 861 268-79-47
горячая линия учреждения
350007, Краснодар,
ул. Захарова, 59
Новости
18.06.2021
С днем медицинского работника!
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
От всей души поздравляю Вас с профессиональным праздником – Днем медицинского работника! читать далее
19.05.2021
19.05.2021
«ДорогиДляЖизни», «Снижаем скорость-сохраняем жизнь»
C 17 по 23 мая 2021 г. по инициативе Организации Объединенных Наций читать далее
Стресс: причины, симптомы, профилактика
Стресс – неспецифическое (аномальное) состояние или реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Небольшие стрессовые ситуации необходимы человеку, т.к. они играют важную роль в дальнейших благоприятных изменениях в жизни самого человека. Это связано с выбросом во время стрессовой ситуации в кровь человека адреналина, а также другими биохимическими реакциями, которые способствуют человека решать ту или иную задачу. Помимо положительного эффекта, стресс может способствовать и негативным последствиям. Когда человек постоянно подвержен стрессовым ситуациям, его организм усиленно растрачивает свои силы (энергию), что приводит к его быстрому истощению. Поскольку все органы находятся в напряженном состоянии, они более подвержены к вторичным неблагоприятным факторам, например – болезням. Таким образом, ученые установили два основных вида стресса – эустресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс).
Причины стресса
Причин стресса великое множество, т.к. у каждого человека свой индивидуальный организм, психика, образ жизни, поэтому, один и тот же фактор на одного человека может не повлиять вовсе, или произвести незначительное воздействие, в то время как другая личность буквально заболевает, например – конфликт с другим человеком. Наиболее популярные причины и/или факторы стресса:
Симптомы стресса
Среди наиболее популярных реакций организма на стресс, выделяют:
Фазы стресса
Развитие стресса происходит в три фазы:
Принципы лечение стресса
Лечение стресса включает в себя следующие пункты: удаление стрессора (фактора стресса); физиологические процедуры; принятие успокаивающих (седативных) препаратов; психологическую коррекцию.
Профилактика стресса
Чтобы минимизировать развитие стресса, следует обратить внимание на следующие рекомендации:
Важно помнить: если появилось чувство, что невозможно преодолевать стрессовые ситуации, следует обратиться за консультацией к специалисту –психологу, либо к неврологу или психотерапевту.
Стресс и его влияние на человека
Урок 30. ОБЖ 7 ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Стресс и его влияние на человека»
Наша жизнь насыщена разного рода событиями. Она постоянно открывает перед нами новые возможности и ставит новые проблемы. Конечно же, всё это оказывает определённое влияние на наше состояние.
Все события, оказывающие на человека сильное влияние, независимо от того, положительные они или отрицательные, называются стрессовыми факторами. Стрессовый фактор, или стрессор, — это любое воздействие на психику человека, вызывающее у него состояние напряжения, — стресс.
Таким образом, стресс — это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий.
Наличие различных стрессоров — это неизбежное явление в жизни каждого из нас. При этом каждый человек по-разному реагирует на различные стрессоры, что обусловлено его духовными и физическими качествами, а также зависит от натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.
Впервые термин «стресс» ввёл американский психофизиолог Уолтер Кеннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать». А концепция стресса была впервые сформулирована канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году. Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие разного рода стрессовых факторов. Селье также установил, что действия стрессоров суммируются и накапливаются. Проще говоря, чем больше стрессоров в данный момент жизни, тем больше будет уровень стресса.
Стресс, как ответ организма на стрессовый фактор, включает в себя большое количество различных физиологических изменений в организме, которые можно измерить. Например, это может быть повышение кровяного давления, увеличение частоты пульса, потливость, повышение уровня сахара в крови и так далее. Такие изменения Ганс Селье назвал общим адаптационным синдромом. Проще говоря, общий адаптационный синдром — это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.
Также Селье выделил три стадии общего адаптационного синдрома (стадии стресса):
· реакция тревоги (или стадия мобилизации адаптационных возможностей);
· и стадия истощения.
Рассмотрим их поподробнее. Итак, в стадии мобилизации у человека возникает тревога на действие стрессора, которая активизирует организм, готовя его к защите или бегству. В создании данной стадии принимают участие гормоны адреналина и норадреналина, а также иммунная и пищеварительная системы. У человека учащается сердцебиение, повышается давление, кровь приливает к мышцам. Следствием таких изменений является непродолжительное улучшение возможностей организма — человек готов защищать свою жизнь и здоровье.
В случае скорого разрешения ситуации или возможности естественной реакции на стрессор (например, бегство или драка) физиологические изменения в организме проходят бесследно.
Однако в случае длительности стрессовой ситуации, без возможности адекватно отреагировать на неё наступает ослабление резервов организма. А в случае с чрезвычайно сильными стрессорами, особенно физиологического характера (переохлаждение или перегрев, ожоги, травмы), возможен и летальный исход.
Когда непосредственная опасность для человека минует, происходит переход организма в стадию сопротивления. Основные проявления стресса снижаются до более низкого уровня или вовсе исчезают. На этой стадии работа организма практически неотличима от нормального состояния. Но в этот период мобилизуются все системы организма, а физиологические и психологические процессы переводятся на более высокий уровень — человек обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.
Однако возможности человеческого организма к адаптации не бесконечны, и в случае продолжительного воздействия стрессоров наступает следующая стадия стресса — стадия истощения. Она в некоторой степени схожа со стадией тревоги. Однако здесь уже невозможна мобилизация резервов. Сильный стресс даёт о себе знать нервозностью, быстрой утомляемостью, раздражительностью, головной болью, бессонницей, потерей аппетита и так далее. Иначе говоря, симптомы этой стадии — фактически крик организма о помощи, так как формируются такие физиологические условия, при которых его способность сопротивляться стрессорам падает.
При преобладании психологических причин стресса у человека может возникнуть тяжёлая депрессия или нервный срыв. Динамика стресса на этой стадии необратима, что может привести к попытке суицида.
В случае депрессии, угнетённого состояния, возникновения мыслей о самоубийстве следует:
· попробовать поговорить, пообщаться с человеком, которому вы доверяете;
· постараться заняться физическими упражнениями — буквально за два, три месяца ваша фигура может заметно измениться, что заставит окружающих взглянуть на вас по-новому;
· сменить имидж, сходить на концерт, отвлечься и постараться получить положительные эмоции;
· при возможности съездить к родственникам или знакомым;
· если ситуация не улучшается и стрессовое состояние становится длительным, обращайтесь за помощью к психологу или телефонную службу психологической помощи (адреса и номера телефонов этих служб в вашем регионе вам подскажет учитель).
Если вы видите, что ваш знакомый находится в состоянии депрессии или сильного стресса, выберите время для разговора с ним. Получив информацию о том, что знакомый оказался в реально опасной ситуации — ушёл из дома, задолжал большие деньги, начал принимать наркотики или собрался «уйти навсегда» — немедленно сообщите об этом взрослым (тренеру, классному руководителю, психологу школы). Поверьте, этой информацией они воспользуются профессионально, тактично помогут решить проблему, а вы, возможно, спасёте товарищу здоровье или жизнь.
Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.
Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только малый промежуток времени (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и так далее), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать.
Но помните, что если вы не научитесь управлять своей психикой и долгое время будете жить в состоянии сильного стресса, то у вас велика вероятность возникновения разного рода заболеваний. Например, из-за роста кровяного давления и частоты пульса возможно развитие разного рода болезней сердца. Также сильный и продолжительный стресс способен нарушить работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска возникновения инфекционных заболеваний.
Необходимо отметить и то, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса, и когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать организм и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.
В вашем возрасте, когда происходит интенсивное формирование чувства собственного достоинства, уверенности в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.
Основная цель борьбы со стрессом — научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, то есть когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого нужно регулярно развивать свои духовные и физические качества. Однако есть и общие для всех правила борьбы со стрессом.
Рассмотрим их. Итак, во-первых, необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях, управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальные решения в разного рода экстремальных ситуациях, жить в согласии с собой, быть оптимистом. Никогда не забывайте о том, что источником стресса являются не события сами по себе, а ваше восприятие этих событий. Если вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, на те события, с которыми у вас связаны хорошие воспоминания, — это снизит стресс и поможет видеть жизнь не в чёрных тонах.
Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи. Помните, что совершенство — это, в принципе, недостижимая вещь. Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать небольшие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.
Урок по основам безопасности жизнедеятельности на тему «Стресс и здоровье»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
для учащихся 7-го класса
Тема. Стресс и здоровье.
Ликсунова Светлана Васильевна,
учитель высшей категории,
основ безопасности жизнедеятельности
План-конспект урока по основам здоровья на тему «стресс и здоровье» способствует созданию у учащихся 7 класса общего воображения о стрессовых ситуациях, которые приводят к психическим травмам, невротическим расстройствам, истерической реакции и другим соматическим заболеваниям нервной и сердечно-сосудистой системы у человека. Рассматриваются понятия о психопрофилактику, и как быть готовым к негативным стрессовым ситуациям и умение приспосабливаться к любым изменениям
Тема. Стресс и здоровье.
Цель: сформировать у школьников понятие о стрессе и его влиянии на здоровье;рассмотреть влияние стресса на человека и его здоровье;
сформулировать общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья;
вырабатывать у учащихся сознательное и ответственное отношение к своему здоровью; воспитывать адекватное поведение на различные ситуации в жизни и желание вести здоровый образ жизни
Оборудование и материалы: проектор, слайды, видеофильмы, конспекты урока для учащихся.
Базовые понятия и термины : стресс, виды стресса, фазы стресса, влияние стресса на здоровье.
Тип урока: изучение нового материала
1. Организационный (1-3 мин).
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности (10мин).
3. Изучение нового материала (15мин).
— Стресс. Виды стресса. Фазы стресса.
— Факторы, которые вызывают стресс.
— В чем польза умеренного стресса.
— Методы формирования устойчивости к стрессу.
— Как стресс влияет на здоровье.
4. Самостоятельная работа учащихся (10мин).
5. Домашнее задание (1-2мин).
6. Подведение итогов урока (5мин).
1. Организационный этап.
Добрый день. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую тему, которая называется: «Стресс и здоровье», мы изучим, что такое стресс и его влияние на здоровье человека.
Сегодняшний урок будет не стандартным, будем работать с конспектом урока, конспекты потом будут проверяться. В начале урока прошу Вас указать с каким настроем вы пришли на урок, пожалуйста заполните кружочек в вашем конспекте.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
1). Обсуждение проблемной ситуации
— Представьте, что родители оберегают своего ребенка от всех возможных стрессов. К каким результатам это может привести?
— Что вы почувствовали просмотрев это видео. Сначала от первого фильма, а потом от второго. (ответ учеников)
3. Изучение нового материала.
Слово «стресс» взято из технической терминологии и означает силу, под действием которой изменяется другой объект. Изменение, которое произошло в объекте под влиянием этой силы, называется напряжением
Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее как реакция организма на изменение внутренней или внешней среды.
В переводе с английского языка слово «stress» означает напряжение, давление, напор. Теорию стресса разработал в 1930 г. канадский ученый Ганс Селье. Именно он впервые доказал, что стресс-это универсальная реакция организма на опасность.
— необходимость запомнить перед экзаменом большое количество различной информации может вызвать интеллектуальный стресс ;
— пребывание на жаре – температурный стресс ;
— при повреждениях организма может возникнуть болевой стресс .
Стресс может быть вызван различными действиями и явлениями.
Следует также отметить, что люди по разному реагируют на ситуацию, в которой может возникнуть стресс. Для одного человека – знакомство с новым человеком является стрессом, а другая знакомится спокойно, не испытывая при этом стресса, одним людям нравится купание в очень холодной воде, а другие наоборот, купаться не любят вообще, для них это является стрессом.
Существуют два вида стресса:
— Эустресс – это положительная реакция на стрессор. Стресс, который базируется на положительных эмоциях (смех, радость, победа в соревнованиях, удачный экзамен, выигрыш в лотерею). Положительный стресс всегда полезен для здоровья людей.
— Дистресс – это негативная реакция на стрессор. Стресс, который базируется на негативных эмоциях ( злость, агрессия, гнев, раздражительность, ярость, плохое настроение, полученная плохая оценка, неожиданный вызов к доске, ссора с другом, болезнь). Реакция на дистресс является такой сильной, что мешает адекватно действовать, или истощает резервы организма и создает перенапряжение.
(Факторы, которые вызывают стресс учащиеся записывают в конспекте)
(Ученики работают с учебником)
1. Ускорение пульса (сердце «выпрыгивает» из груди.
2. Ускорение дыхания.
3. Повышение давления крови.
5. Вспотевшие ладони.
6. Невозможность сконцентрироваться.
7. Подкашивание ног.
9. Дрожь голоса, рук, ног.
(затем ученики зачитывают то, что выписали в конспект)
Все это происходит из-за резкого роста количества гормонов: катехоламины, адреналин, норадреналин. Эти изменения происходят независимо от вас.
В чем польза умеренного стресса?
Человек не может прожить без стрессов. Ее организму необходимы и умеренное напряжение, и способность к приспособлению. Без стресса приспособления не сформируются.
Например, ситуация экзамена всегда стресс. Но если вы уже не впервые сдаете экзамен и если это стало для вас чем-то знакомым, то умеренный стресс будет для вас полезен. Почему? Да потому что вы знаете, приведет к тому, что вы потратите достаточно времени, чтобы хорошо подготовиться.
Методы формирования устойчивости к стрессу
Для того чтобы у вас формировалась стрессоустойчивость, необходимо выполнять следующие правила:
4. Самостоятельная работа учащихся
— Закаляй свой организм
— Соблюдай режим дня
— Правильно распределяй нагрузку на свой организм
— Выясните, какие дела для тебя главные, а какие второстепенные, сначала делай главные (тогда ты все успеешь)
— Не бойся ситуаций умеренного стресса, учись их преодолевать
Как стресс влияет на здоровье?
Сильные стрессы могут спровоцировать следующие болезни:
— нарушение иммунной системы
Поэтому нужно стараться избегать сильных дистрессов.
В процессе жизни человек может формировать свою стрессоустойчивость, благодаря тренировке.
Вывод: человек всегда должен быть готов к стрессам и находить пути к преодолению стрессовых ситуаций, чтобы не нанести вред своему здоровью.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание. Написать 10 предложений. Отразить своё отношение к происходящим событиям в жизни и как вы стараетесь перебороть страх или волнение (назовите способы какими вы пользуетесь).