Что такое строительно монтажные работы для собственного потребления
СМР для собственного потребления: справочник по НДС
Сегодня многие фирмы строят объекты недвижимости для собственного потребления. Это вполне объяснимо, так как развитие бизнеса рано или поздно требует от собственников фирм реконструкции или модернизации старых производственных мощностей либо возведения новых.
Российские хозяйствующие субъекты в большинстве своем являются налогоплательщиками НДС, а выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, как известно, представляет собой объект налогообложения по данному налогу.
Объектам налогообложения по НДС посвящена статья 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), подпунктом 3 пункта 1 которой определено, что объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются строительно-монтажные работы для собственного потребления. Сложность при определении данного объекта налогообложения для налогоплательщика состоит в том, что налоговое право не раскрывает того, что понимается под строительно-монтажными работами для собственного потребления. В тех случаях, когда НК РФ не содержит самостоятельного определения, налогоплательщик вправе обратиться к иным отраслям законодательства, раскрывающим такие понятия, что позволяет сделать пункт 1 статьи 11 НК РФ.
В частности, строительно-монтажным работам для собственного потребления, то есть выполненным хозяйственным способом, посвящен пункт 19 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации, утвержденных приказом Росстата от 22.11.2017 № 772.
Согласно указанной норме, к строительно-монтажным работам (далее — СМР) (включая монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации зданий, например установку и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения и тому подобное), выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации. Включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства. А также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках договоров подряда, а, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительстве собственной производственной базы и тому подобное). Аналогичное определение содержит и пункт 18 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 30.01.2018 № 39.
Кто не платит НДС при СМР для себя
Если налогоплательщик строит объект с целью его дальнейшей продажи, то строительные работы не рассматриваются как СМР для собственного потребления. В данном случае налогооблагаемая операция у налогоплательщика имеет место лишь при реализации построенного объекта. Такие разъяснения приведены в письме ФНС от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@ «О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам».
Кроме того, не считаются СМР для собственного потребления работы по ремонту собственных или арендованных зданий, сооружений, оборудования, выполненные собственными силами организации, затраты по которым в бухгалтерском учете учитываются на счетах затрат на производство.
Таким образом, для возникновения такого объекта налогообложения по НДС, как выполнение СМР для собственного потребления, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
Как платить НДС при СМР для себя
Заметим, что строительство «своих» объектов нередко осуществляется силами подрядчика, но из материалов заказчика. Если строительством «своего» объекта занят подрядчик, использующий материалы заказчика, то стоимость давальческих материалов, приобретенных заказчиком для строительства в собственных интересах, не включается в налоговую базу налогоплательщика по СМР. Кроме того, у «хозяина» объекта строительства не возникает объекта налогообложения и при передаче давальческих материалов. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина от 17.03.2011 № 03-07-10/05. Согласны с данным подходом и арбитры, на что указывают постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 № 4445/08 по делу № А67-6103/06, постановление ФАС Московского округа от 13.12.2010 № КА-А40/14232-10-2 по делу № А40-138021/09-13-1067 и другие.
Для правильного определения налоговой базы налогоплательщику-организации следует грамотно вести бухгалтерский учет затрат на строительство объекта. К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся федеральные и отраслевые стандарты, нормативные акты Банка России, предусмотренные пунктом 6 статьи 21 Закона № 402-ФЗ, рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта.
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018–2020 годы утверждена приказом Минфина от 18.04.2018 № 83н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018–2020 годы и о признании утратившим силу приказа Минфина от 7 июня 2017 года № 85н „Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета на 2017–2019 годы“ и о признании утратившим силу приказа Минфина от 23 мая 2016 г. № 70н „Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016–2018 годы“».
В отсутствие федеральных стандартов, на основании пункта 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ организации пользуются правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденными Минфином и Банком России до вступления в силу Закона № 402-ФЗ, то есть до 01.01.2013.
Причем с 19.07.2017 действующие Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны для целей Закона № 402-ФЗ Федеральными стандартами бухгалтерского учета (далее — ФСБУ). На это указывает пункт 1.1. статьи 30 Закона № 402-ФЗ. Таким образом, пока вместо ФСБУ организации коммерческой сферы применяют действующие ПБУ.
Чтобы облегчить расчеты по определению налоговой базы по СМР, компании следует организовать ведение субсчетов второго порядка, например 08-3-1 «Затраты на СМР для собственного потребления, учитываемые при определении налоговой базы» и 08-3-2 «Затраты на СМР для собственного потребления, не включаемые в налогооблагаемую базу».
Пример
Для выполнения СМР организация «А» приобрела в январе 2019 года металлические конструкции на сумму 2 млн 400 тыс. руб. (в том числе НДС 20% — 400 тыс. руб.) и смонтировала их. Заработная плата рабочих, выполнявших монтажные работы, составила 150 тыс. руб., сумма начисленных страховых взносов — 45 тыс. руб., а амортизация ОС, участвующих в строительстве склада, — 12 тыс. руб.
Работы по монтажу плит перекрытия и стеновых панелей выполнила подрядная организация в феврале 2019 года. Стоимость работ подрядчика — 216 тыс. руб., в том числе НДС 20% — 36 тыс. руб. Стоимость приобретенных организацией «А» железобетонных конструкций — 3 млн 600 тыс. руб., в том числе НДС 20% — 600 тыс. руб.
Рабочим планом счетов организации «А» предусмотрено, что учет затрат на строительство склада ведется на следующих субсчетах второго порядка, открытых к субсчету 08-3 «Строительство объектов основных средств»:
08-3-1 «Затраты на СМР для собственного потребления, выполненные своими силами»;
08-3-2 «Затраты на СМР для собственного потребления, выполненные подрядными организациями».
В бухгалтерском учете организация «А» отразит следующее.
В январе 2019 года:
Дебет 08-3-1 «Затраты на СМР для собственного потребления, выполненные своими силами» Кредит 10 «Материалы» — 2 млн руб. — списана стоимость металлоконструкций, отпущенных на строительство.
Дебет 08-3-1 «Затраты на СМР для собственного потребления, выполненные своими силами» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 150 тыс. руб. — начислена заработная плата рабочим.
Дебет 08-3-1 «Затраты на СМР для собственного потребления, выполненные своими силами» Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — 45 тыс. руб. — начислены страховые выплаты на обязательные виды социального страхования.
Дебет 08-3-1 «Затраты на СМР для собственного потребления, выполненные своими силами» Кредит 02 «Амортизация основных средств» — 12 тыс. руб. — отражена сумма амортизационных отчислений по ОС, участвующим в строительстве склада.
В феврале 2019 года:
Дебет 08-3-2 «Затраты на СМР для собственного потребления, выполненные подрядными организациями» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 180 тыс. руб. — учтена стоимость работ подрядчика в стоимости объекта строительства.
Дебет 08-3-2 «Затраты на СМР для собственного потребления, выполненные подрядными организациями» Кредит 10 «Материалы» — 3 млн руб. — списана стоимость железобетонных конструкций.
Исходя из условий примера, объект налогообложения по СМР для собственного потребления у «А» имеет место только в I квартале 2019 года, налоговая база по которому составит:
2 млн руб. 150 тыс. руб. 45 тыс. руб. 12 тыс. руб. = 2 млн 207 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 10 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по СМР является последнее число каждого налогового периода. Следовательно, начислять НДС по СМР для собственного потребления налогоплательщик должен ежеквартально исходя из объема выполненных в течение квартала работ. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина от 16.01.2006 № 03-04-15/01. Налогообложение СМР для собственного потребления производится по ставке 20% (статья 164 НК РФ).
С 01.01.2019 в отношении товаров (работ, услуг), указанных в пункте 3 статьи 164 НК РФ, налоговая ставка по НДС увеличена с 18% до 20%. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон № 303-ФЗ). При этом Законом № 303-ФЗ не предусмотрен какой-либо переходный период (письмо Минфина от 06.08.2018 № 03-07-05/55290). Тем не менее ознакомиться с порядком применения налоговой ставки по НДС в данном периоде можно в письме ФНС от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период».
Особенности счета-фактуры при СМР для себя
На сегодняшний день обязанность выставления счетов-фактур отсутствует:
Особенность выставления счета-фактуры по этому основанию состоит в том, что при заполнении строк 2, 2а, 2б, 6, 6а и 6б налогоплательщик должен указать реквизиты своей компании. Так как данный счет-фактура не передается, то выписать такой документ можно в одном экземпляре, зарегистрировав его в книге продаж, на что указывают нормы пункта 21 раздела II Приложения № 5 к Правилам № 1137.
С 01.04.2019 вступят в силу изменения в форму книги продаж и в форму дополнительного листа книги продаж, внесенные Постановлением Правительства РФ от 19.01.2019 № 15 «О внесении изменений в приложения № 3 и 5 к Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137».
Согласно изменениям, в графах 14 и 17 книги продаж будут указываться стоимость продаж без налога и сумма НДС по ставке 20%, а в дополнительно введенных графах 14а и 17а — по ставке 18% соответственно. Аналогичные изменения внесены и в форму дополнительного листа книги продаж, применяемой при расчетах по НДС.
Налоговый вычет при СМР для себя
Особенностью такого объекта налогообложения, как выполнение СМР для собственного потребления, помимо всего прочего, является еще и то, что в данном случае налогоплательщик имеет право не только на вычет сумм налога, исчисленных им самостоятельно с объемов СМР, но и по суммам «входного» налога:
Причем эти два вида вычетов применяются налогоплательщиками в общем порядке, на что указано в абзаце 1 пункта 5 статьи 172 НК РФ, то есть после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Аналогичная точка зрения по поводу применения вычетов по суммам налога, предъявленного налогоплательщику НДС к оплате подрядчиками, содержится в письме Минфина от 21.09.2007 № 03-07-10/20.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Что такое «CMP для собственного потребления»?
В сегодняшних условиях хозяйствования зачастую руководители предприятий принимают решение о строительстве основных фондов для своих нужд своими же силами без привлечения сторонних организаций. А это, как правило, организации на основной системе налогообложения с налогом на добавленную стоимость. В таких ситуациях в учете появляются строительно-монтажные работы для собственного потребления как объект налогообложения НДС. Что делать бухгалтеру?
Прежде всего необходимо расшифровать термин. Пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ говорит нам о необходимости обложения НДС рассматриваемых операций, но при этом не раскрывает понятие этих самых работ. Здесь можно применить п. 1 ст. 11 НК РФ, где налогоплательщику дано право самостоятельно определить термин, используя правовую базу других отраслей.
Так, если заглянуть в Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденные приказами Росстата № 711 от 27.11.19г. (п. 20), № 2 от 13.01.20г. (п. 18), то к рассматриваемым CMP относятся работы:
Не включаются в состав рассматриваемых CMP работы, выполненные подрядчиками (в бухгалтерском учете корреспонденция «Дебет 08-3 Кредит 60»), а также работы по текущему ремонту зданий, сооружений, оборудования, которые будут отнесены к затратам периода (в бухгалтерском учете вместо Дебета счета 08-3 будет использован Дебет счетов 20, 25, 26 и т.д.).
В рассматриваемых указаниях есть оговорка, что данное определение CMP используется только для целей заполнения статистических форм (П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м), 1-предприятие), но еще в 2004 г. в письме Минфина № 03-1-08/819/16 от 24.03.04г. налогоплательщику было рекомендовано по данному вопросу обратиться к этим нормативным актам, регламентирующим составление статистической отчетности, поэтому считаем целесообразным использование их в данном контексте.
Таким образом, ключевые моменты, которым должны отвечать выполненные работы, чтобы их можно было квалифицировать, как строительно-монтажные для собственного потребления:
При возникновении вопросов относительно квалификации характера проводимых работ можно опираться также на:
Далее подробно рассмотрим порядок начисления НДС на CMP для собственного потребления и нюансы, которые необходимо учесть бухгалтеру.
Выполнение СМР для собственных нужд
Многие промышленные организации выполняют строительно-монтажные работы (СМР) для собственных нужд. В этом случае особое внимание нужно уделить особенностям исчисления НДС. Ведь согласно пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение СМР для собственного потребления является самостоятельным объектом налогообложения.
Что скрывается под аббревиатурой СМР?
Хотя выражение «строительно-монтажные работы» и встречается в налоговом законодательстве, конкретно это понятие, как и понятие «выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления», Налоговым кодексом не определено. Это порождает проблемы и разночтения.
Из указанного определения можно выделить главные признаки СМР, выполняемых для собственных нужд:
Впрочем, к расходам на СМР могут относиться и затраты, связанные не непосредственно со строительными работами, а с подготовительными работами. Например, в Письме Минфина РФ от 22.03.2011 № 03-07-10/07 указано, что к СМР, выполняемым для собственного потребления, относится разработка силами штатных работников организации проектно-сметной документации, необходимой для осуществления строительства.
По сей день остаются актуальными разъяснения, которые были даны Минфином почти девять лет назад в Письме от 05.11.2003 № 04-03-11/91. Чиновники пояснили, что СМР для целей исчисления НДС следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых:
А вот работы некапитального характера по текущему ремонту производственного помещения к СМР для целей исчисления НДС не относятся и, соответственно, объектом налогообложения не признаются.
Разъяснения арбитражных судов
Проблема заключается в том, что и «статистическое» определение СМР, и разъяснения чиновников по данному вопросу являются достаточно лаконичными и, конечно же, не позволяют четко определить конкретный круг расходов, подлежащих отнесению к данной категории и, как следствие, подпадающих под обложение НДС. Поэтому нередко налоговые органы усматривают занижение налоговой базы и отстаивать свою позицию налогоплательщикам приходится в судах. А потому многие интересные аргументы и точки зрения на различные частные ситуации, которые можно взять на заметку всем, кто осуществляет СМР для собственных нужд, содержатся именно в арбитражной практике.
Важен бухгалтерский счет
Конечно, встречаются ситуации, когда судьи соглашаются с налоговиками и фактически цитируют рассмотренные выше определения и разъяснения чиновников. Однако и в таком случае можно найти интересные дополнительные комментарии. К примеру, ФАС СКО в Постановлении от 28.10.2011 по делу № А53-23525/2010 с опорой на положения пп. 3 п. 1 ст. 146 и п. 2 ст. 159 НК РФ и указанием в тексте заключения финансистов из упомянутого выше письма 2003 года отметил следующее.
Во-первых, в пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ речь идет только о работах, выполняемых налогоплательщиком собственными силами (хозяйственным способом). Если же такие работы проводит для налогоплательщика (заказчика) подрядная организация, цель строительства никакого значения не имеет. То есть несмотря на то, что объект, на котором осуществляются работы, заказан для нужд налогоплательщика (заказчика), объект обложения НДС возникает не у налогоплательщика (заказчика), а у подрядной организации. А вот при осуществлении СМР хозяйственным способом налогоплательщик является одновременно и заказчиком, и исполнителем работ, поэтому у него возникает объект налогообложения в виде операций по выполнению СМР для собственного потребления.
Во-вторых, поскольку СМР следует рассматривать как работы капитального характера, в результате которых создаются новые объекты основных средств или изменяется их первоначальная стоимость, на практике нужно обращать внимание, на каком бухгалтерском счете отражены соответствующие расходы. По действующим правилам обобщение информации о строительстве объектов основных средств производится на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
В рассматриваемом деле спор возник в отношении выполненных собственными силами работ по изготовлению и монтажу оборудования по оригинальным чертежам, созданным сотрудниками общества, которое было отражено на счете 08 как строящиеся объекты основных средств. Стоимость выполненных собственными силами работ по созданию новых объектов основных средств, предназначенных для собственного потребления, была признана объектом обложения НДС на основании пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Работы должны быть выполнены для собственных нужд
Фундаментальным критерием является цель строительства, то есть в чьих интересах (для кого) были выполнены СМР. В пункте 8 Письма от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@ в рамках обзора арбитражной практики налоговики обратили внимание на выводы, сформулированные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 № 3309/10. Если объекты строятся с целью их последующей продажи, строительные работы не могут быть квалифицированы как выполняемые для собственного потребления, а объект обложения НДС возникает при реализации построенных объектов. Если такая цель строительства доказана, то не имеет правового значения, осуществлялось ли в период строительства финансирование объектов третьими лицами и были ли заключены соответствующие договоры, предполагающие отчуждение построенных объектов. Значит, если налоговая инспекция не сможет доказать наличие причин для применения пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ и квалификации работ по строительству (к примеру, жилого дома) как выполненных обществом для собственного потребления, суд должен отказать в удовлетворении требований о доначислении НДС.
Арбитражные суды по сей день опираются на данную позицию Президиума ВАС. К примеру, она упоминается в Постановлении ФАС МО от 03.04.2012 по делу № А40-23728/08‑108‑75 наряду с двумя другими решениями, в которых были сделаны аналогичные выводы (Определение ВАС РФ от 15.12.2010 № ВАС-16759/10 и Постановление ФАС УО от 23.11.2010 № Ф09-9023/10-С2).
В Постановлении ФАС УО от 31.10.2011 № Ф09-6641/11 [3] также подчеркнуто, что квалификации в качестве СМР, выполняемых для собственного потребления, подлежат только те работы, в результате которых организация создает объекты, подлежащие использованию в ее собственной деятельности. А при строительстве объектов с целью их последующей продажи строительные работы не могут быть признаны выполняемыми для собственного потребления. В таком случае объект обложения НДС возникает при реализации построенного объекта.
Интересный частный случай (осуществление совместной деятельности по реконструкции здания) был рассмотрен в Постановлении ФАС ЦО от 23.03.2012 по делу № А35-1973/2011. В соответствии с договором о совместной деятельности, заключенным между организацией и администрацией города, стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для реконструкции здания, результатом которой должен был стать объект, состоящий из трех отдельных частей, которые должны иметь отдельные адреса:
При этом вкладом организации были денежные средства в виде фактических затрат, связанных с расчетами за оказанные услуги, выполненные работы, в том числе по договорам подряда, и других расчетов, связанных с реконструкцией здания и его содержанием в период действия договора. А вкладом администрации города было недостроенное здание и затраты по оплате работ, связанных с оценкой стоимости объекта. После окончания реконструкции объекта и сдачи его в эксплуатацию он стал общей долевой собственностью участников, то есть в общей площади объекта были выделены доля администрации города и доля организации.
Суд указал, что строительные работы по реконструкции данного объекта не являются СМР, выполняемыми для собственного потребления, поскольку потребителем работ в данном случае является не только данная организация – налогоплательщик, но и администрация города. Иными словами, в этом случае работы выполнялись не для собственного потребления, поскольку объектом реконструкции было здание, правообладателем которого организация вообще не являлась и которое после завершения всех работ подлежало разделу между участниками договора.
Кроме того, поскольку отношения были оформлены договором о совместной деятельности (договором простого товарищества), следовало также учитывать, что передача имущества, носящая инвестиционный характер, не признается реализацией и, следовательно, объектом обложения НДС. А режим общей долевой собственности, если не предусмотрено иное, распространяется как на внесенное имущество, так и на результаты деятельности.
СМР должны быть выполнены работниками налогоплательщика
В Постановлении ФАС ЦО от 25.05.2011 по делу № А54-3447/2010-С2 отмечено сразу два интересных момента. Первая (пожалуй, основополагающая) мысль заключается в следующем. Для определения облагаемой базы по НДС в стоимость СМР, выполняемых для собственного потребления, включаются именно затраты на выполнение работ (осуществление деятельности) персоналом налогоплательщика, а не все затраты, направленные на достижение результата работ (строительство объекта) (в частности, материалы, оборудование, работы и услуги третьих лиц). Это связано с тем, что перечень фактических расходов налогоплательщика, включаемых в облагаемую базу по НДС, в законодательстве о налогах и сборах, как и в иных нормативно-правовых актах, которые подлежат применению в силу ст. 11 НК РФ, не определен. При этом в п. 2 ст. 159 НК РФ в качестве налоговой базы для СМР, выполненных собственными силами, приводится именно стоимость выполненных работ, а не стоимость построенного объекта (результата работ). Поэтому, по сути, налоговая инспекция должна доказать, что СМР были выполнены именно работниками самой организации – налогоплательщика.
Второй момент, на который было обращено внимание в данном судебном решении, заключается в том, что налоговые инспекции, указывая на факт занижения налоговой базы по НДС, нередко не учитывают то существенное обстоятельство, что в соответствии с порядком исчисления НДС (в частности, со ст. 166 и 171 НК РФ) занижение налоговой базы не влечет автоматически занижения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, поскольку исчисленная с налоговой базы сумма налога подлежит уменьшению на налоговые вычеты. А потому в большинстве случаев сумма налога к уплате оказывается равной нулю.
Подробнее о тонкостях применения налоговых вычетов по СМР мы поговорим чуть позднее.
Монтаж оборудования включается в СМР только на стадии строительства
Еще один важный нюанс связан с тем, что при определении объекта налогообложения законодатель использовал словосочетание «строительно-монтажные работы», предполагающее, что монтаж должен производиться неразрывно от строительства, в противном случае начислять НДС не нужно. Эта мысль пояснена в Постановлении ФАС МО от 28.03.2012 по делу № А40-10464/11-129-46.
Судьи обратили внимание, что Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции, услуг ОК 004-93 [4] установлено, что работы по монтажу оборудования не относятся к СМР, так как эти работы имеют разные коды:
Однако из содержания п. 13 ст. 1 ГрК РФ следует, что к СМР относятся, в частности, монтажные работы, проводимые при создании зданий, сооружений, строений. Значит, основным признаком, позволяющим признать работы строительно-монтажными, является выполнение строительства, частью которого являются работы по монтажу строительных конструкций. А потому в каждом конкретном случае нужно учитывать характер проведенных налогоплательщиком работ. Если имел место именно монтаж, а не СМР, работы, выполненные заявителем для собственного потребления, не могут быть квалифицированы как СМР, поскольку отсутствует признак строительства.
Использование собственных основных средств в ходе строительства
Еще одна трудность может возникнуть в ситуации, когда СМР выполняют подрядчики, но при этом используются (задействуются) основные средства, принадлежащие заказчику (налогоплательщику). Одна из таких ситуаций рассмотрена в Постановлении ФАС СЗО от 14.03.2011 по делу № А05-4762/2010.
Организация осуществляла строительство горно-обогатительного комбината и объектов опытно-промышленного участка. В ходе этого строительства она использовала собственный автопроезд «г. Архангельск – Поморье». Этот автопроезд использовался не только самой организацией в целях перевозки оборудования, материалов и т. п. для строительства комбината, но и сторонними компаниями за установленную данной организацией плату. Организация начисляла амортизацию по автопроезду, а также несла расходы на его текущий ремонт. Оба вида затрат в соответствии с учетной политикой были отнесены бухгалтером на счет 23 «Вспомогательные производства».
Однако налоговые инспекторы посчитали, что расходы на содержание автопроезда в виде затрат, направленных на создание собственных объектов строительства (горно-обогатительного комбината и объектов опытно-промышленного участка), то есть часть сумм амортизации и расходов на ремонт автопроезда, следовало отнести к СМР для собственного потребления и обложить НДС.
Судьи не согласились с таким подходом по ряду причин. Во-первых, работы по ремонту автопроезда выполнялись подрядчиками (в деле имелись договоры подряда, сметные расчеты стоимости ремонта автопроезда). А потому СМР для собственного потребления в данной ситуации организация не осуществляла. Во-вторых, амортизационные отчисления в силу своей правовой природы не могут представлять собой самостоятельный объект обложения НДС применительно к положениям пп. 3 п. 1 ст. 146 и п. 2 ст. 159 НК РФ. Следовательно, у налоговой инспекции не имелось законных оснований для включения данных затрат в стоимость СМР, выполняемых для собственного потребления, в качестве объекта обложения НДС и доначисления налога по этому эпизоду.
Помимо этого, арбитры обратили внимание на бухгалтерские счета, которые были задействованы для отражения данных расходов, и подчеркнули: затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость подлежащего монтажу оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, независимо от того, каким способом осуществляется это строительство (подрядным или хозяйственным), отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств». В рассмотренном случае налоговый орган не доказал, что учетной политикой организации и сметно-финансовыми расчетами по строящемуся горно-обогатительному комбинату предусмотрено, что в стоимость данного объекта включаются расходы на содержание автопроезда. Значит, организация правомерно относила эти расходы на счет 23, а не на счет 08.
Будущий спецрежим не влияет на нынешний НДС
Наконец, еще одно интересное судебное решение – Постановление ФАС ЦО от 28.11.2011 по делу № А54-963/2011. Налоговая инспекция отказала организации в возмещении НДС по СМР, связанным со строительством автомобильной мойки, аргументировав это тем, что эксплуатация автомойки исключает обложение НДС, поскольку влечет применение спецрежима в виде ЕНВД.
Однако судьи категорически не согласились с таким подходом. На основании п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщики имеют полное право уменьшать общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей вычеты. Поэтому, если автомобильная мойка (другой объект основных средств, который в дальнейшем будет использоваться для осуществления деятельности, подпадающей под обложение ЕНВД) еще не построена и не введена в эксплуатацию, то есть фактически организацией-налогоплательщиком еще не было произведено операций, облагаемых ЕНВД по правилам ст. 346.26 НК РФ, вплоть до окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию организация, будучи налогоплательщиком по общеустановленной системе налогообложения, вправе руководствоваться именно нормами пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, в соответствии с которым выполнение СМР для собственного потребления признается объектом обложения НДС.
Конечно, нужно иметь в виду, что в дальнейшем, когда объект будет построен и фактически начнет использоваться для осуществления деятельности в рамках специального налогового режима, нужно будет произвести восстановление сумм НДС, принятых к вычету. По правилам ст. 170 НК РФ восстановить налог нужно в том налоговом периоде (квартале), который предшествует переходу на спецрежим.
Общие требования законодательства в части исчисления НДС по СМР, выполняемым для собственных нужд
Напомним, как именно нужно определять налоговую базу, рассчитывать сумму налога и применять налоговые вычеты при выполнении СМР для собственного потребления.
Налоговая база
Как уже отмечалось выше, в соответствии с п. 2 ст. 159 НК РФ при выполнении СМР для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их проведение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации. То есть нужно сложить все фактические расходы, которые были понесены при выполнении СМР собственными силами (хозяйственным способом). Как подчеркнуто в Письме Минфина РФ от 17.03.2011 № 03-07-10/05, в налоговую базу нужно включить и стоимость товаров, работ, услуг, приобретенных для выполнения данных работ.
В том же письме уточнено: если капитальное строительство производится подрядным способом, но организация-заказчик передает подрядчику материалы на давальческих условиях, такую передачу не нужно считать объектом налогообложения на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Итак, проще всего, когда СМР для собственных нужд выполняют подрядчики. Тогда начислять НДС со стоимости работ не нужно, а налог, который предъявят подрядчики, можно принять к вычету в общем порядке.
Не так сложна и вторая ситуация, при которой СМР для собственных нужд выполняются исключительно своими силами без привлечения подрядчиков. В таком случае для расчета налоговой базы нужно просто сложить все фактически понесенные расходы, в том числе стоимость использованных материалов, и зарплату работников, включая страховые взносы с нее.
Самым сложным является смешанный способ, при котором часть работ организация выполняет самостоятельно, а часть перепоручает подрядчикам. В таком случае нужно начислять НДС по правилам пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ только на ту часть работ, которая выполнена самостоятельно. А стоимость работ, которые были исполнены подрядчиками, несмотря на то, что она также относится в бухгалтерском учете в дебет счета 08, в расчет налоговой базы не принимается. Об этом говорилось, в частности, еще в Решении ВАС РФ от 06.03.2007 № 15182/06.
Когда надо начислять НДС по СМР?
Согласно п. 10 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы при выполнении СМР для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода. Это означает, что начислять налог нужно по итогам каждого квартала. Для этого суммируются все принимаемые в расчет затраты по СМР, понесенные в течение отчетного квартала.
Вычет – в тот же момент, но не для всех!
Тогда же организация имеет право заявить вычет по НДС, причем в той же сумме, в которой был начислен налог со стоимости СМР. Это прописано в абз. 2 п. 5 ст. 172 НК РФ. Кроме того, на общих основаниях ставятся к вычету суммы «входного» НДС, предъявленного поставщиками материалов, работ и услуг, использованных для выполнения СМР, а также продавцом объекта незавершенного капитального строительства, который был достроен хозяйственным способом. Поэтому во многих случаях фактически уплачивать налог по СМР, выполняемым для собственных нужд, вообще не приходится.
Конечно, может возникнуть вопрос о том, зачем вообще придуман такой запутанный механизм, вызывающий столько споров и проблем. Для чего было выделять СМР в качестве отдельного объекта обложения НДС, если фактически платить налог не приходится?
Безусловно, смысл есть. Он заключается в том, что начислять налог должны все организации, признаваемые плательщиками НДС, а вот предъявить начисленную сумму к вычету смогут не все.
В пункте 6 ст. 171 НК РФ прописаны обязательные условия, соблюдение которых позволяет применить вычеты:
Именно поэтому, в частности, у налоговых органов возникает желание отказать в праве на вычеты по СМР, связанным с созданием объектов, используемых в рамках деятельности, подпадающей под обложение ЕНВД. Ведь применение данного спецрежима автоматически «выводит» отдельные виды деятельности из-под обложения НДС, а связанные с этой деятельностью расходы не признаются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Однако, как уже отмечалось, судьи считают: пока объект еще строится (до тех пор, пока фактически не началось осуществление деятельности, облагаемой ЕНВД), фирма вправе предъявить НДС к вычету. Но потом, если имущество все-таки будет использоваться в рамках данного спецрежима, придется восстановить налог.
А вот, к примеру, организации, которые находятся на общем режиме, но осуществляют только операции, не облагаемые НДС (например, подпадающие под «льготы», перечисленные в ст. 149 НК РФ), начислять налог с СМР, выполняемых для собственных нужд хозяйственным способом, обязаны, а предъявить начисленную сумму к вычету не смогут. Значит, им придется уплатить начисленный налог по полной программе. Собственно, ради этого и задуман весь рассматриваемый механизм.
Если строящийся объект планируется использовать одновременно в нескольких видах деятельности, часть которых облагается НДС, а часть – нет, нужно:
На практике возможна и другая ситуация, при которой строящийся объект предназначался для совершения операций, облагаемых НДС, поэтому суммы налога со стоимости СМР предъявлялись к вычету, однако уже после ввода объекта в эксплуатацию (или в момент ввода в эксплуатацию) было принято решение использовать его только в деятельности, не облагаемой НДС. Это, пожалуй, самый спорный момент.
Налоговики еще в Письме от 23.03.2009 № ШС-22-3/216@ заявили, что в такой ситуации нужно восстановить налог единовременно (в том квартале, когда объект фактически начинают использовать для осуществления не облагаемых налогом операций) по правилам, установленным в п. 3 ст. 170 НК РФ. Сумму, подлежащую восстановлению, надо рассчитывать пропорционально остаточной (балансовой) стоимости соответствующего объекта основных средств (без учета переоценки).
Однако с таким подходом можно и не согласиться. Ведь в абз. 4, 5 п. 6 ст. 171 НК РФ нет никаких исключений, то есть отсутствует оговорка о том, что приведенная схема равномерного восстановления НДС в течение 10 лет не должна применяться в ситуации, когда объект используется только в не облагаемой налогом деятельности. То есть, к сожалению, вновь имеет место ситуация, когда чиновники «сужают» нормы налогового законодательства и устанавливают более жесткие рамки и правила там, где законодатель их не предусмотрел.
Счет-фактура самим себе
Для того, чтобы применить вычет, необходимо составить счет-фактуру на выполненные СМР. Сделать это нужно в последний день квартала (в момент определения налоговой базы). При этом, поскольку контрагент в данном случае отсутствует (передавать один из экземпляров счета-фактуры покупателю или заказчику не нужно), достаточно составить один экземпляр. Организации нужно указать свои реквизиты во всех строках, так как она является и продавцом, и грузополучателем, и грузоотправителем, и покупателем.
Счет-фактуру на СМР нужно зарегистрировать одновременно:
СМР, выполняемыми для собственного потребления, признаются работы по строительству или реконструкции (модернизации) здания (сооружения), которые проводятся предприятиями промышленности собственными силами (когда задействуются свои работники, а не подрядные организации) и для своих нужд и затраты по которым в бухгалтерском учете накапливаются на счете 08. Просто монтаж оборудования (не связанный со строительством), а также проведение ремонта некапитального характера, в том числе в производственном помещении, не относятся к СМР. Начисленный в результате проведения СМР для собственных нужд НДС (момент определения налоговой базы – последнее число налогового периода) можно поставить к вычету при условии, что имущество будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС, и его стоимость подлежит включению в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
[1] Утверждены Приказом Росстата от 23.12.2009 № 314.
[2] Аналогичные пояснения даны в п. 19 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации», утв. Приказом Росстата от 24.10.2011 № 435.
[3] Определением ВАС РФ от 22.02.2012 № ВАС-816/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
[4] Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17.[5] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.