Что такое структура банка
Банковская энциклопедия
Организационная структура банка
Организационная структура банка
С помощью организационной структуры осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой банк.
В современном менеджменте существует несколько моделей организационных структур, которые используют кредитные организации.
Механистическая структура наиболее традиционная. Каждое отдельное подразделение специализируются на своем круге операций. Механистические структуры бывают двух видов:
2. Дивизионная структура, при которой деление организации ориентировано на потребителя, продукт или регион. В обязанности сотрудников соответствующих управлений входит полное обслуживание клиентов по всем видам оказываемых банком услуг. Они обязаны уметь объяснить правила предоставления услуг и дать свои рекомендации по возможным операциям.
Чаще всего структурно сотрудники поделены на два-три управления: по работе с физическими лицами, обслуживанию юридических лиц, иногда создается специальное подразделение для VIP-клиентов. При дивизионной структуре существует разделение на фронт-офис, отвечающий за работу с клиентами, проведение операций, и бэк-офис, на который возложена работа по оформлению документации и другое обслуживание работы фронт-офиса.
— проектная, действует для реализации отдельно взятого проекта;
— матричная, представляет собой совмещение традиционных механистических структур с проектным подходом к реализации целей.
Организационная структура кредитных организаций не регулируется законодательно. Каждый банк вправе выбирать собственную систему.
Организационная структура банка
Организационная структура банка – внутренняя организация работы кредитного учреждения, с помощью которой структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений.
С помощью организационной структуры осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой банк.
В современном менеджменте существует несколько моделей организационных структур, которые используют кредитные организации.
Механистическая структура наиболее традиционная. Каждое отдельное подразделение специализируются на своем круге операций. Механистические структуры бывают двух видов:
1. Функциональные (или линейно-функциональные) подразделения создаются для решения определенных задач. При такой структуре в крупных кредитных организациях создается вертикальная иерархия департаментов, которые делятся на управления, а те в свою очередь – на отделы, отделы – на сектора, сектора – на группы и т. д. Функциональное деление чаще всего используется небольшими и средними кредитными организациями. В его основе – пооперационное разделение структур. Например, создаются валютный, кредитный, операционный отделы и т. п.
2. Дивизионная структура, при которой деление организации ориентировано на потребителя, продукт или регион. В обязанности сотрудников соответствующих управлений входит полное обслуживание клиентов по всем видам оказываемых банком услуг. Они обязаны уметь объяснить правила предоставления услуг и дать свои рекомендации по возможным операциям.
Чаще всего структурно сотрудники поделены на два-три управления: по работе с физическими лицами, обслуживанию юридических лиц, иногда создается специальное подразделение для VIP-клиентов. При дивизионной структуре существует разделение на фронт-офис, отвечающий за работу с клиентами, проведение операций, и бэк-офис, на который возложена работа по оформлению документации и другое обслуживание работы фронт-офиса.
Органические структуры – альтернатива механистическим – ориентированы на быстрые изменения окружающей среды. К этой группе относятся такие структуры:
– проектная, действует для реализации отдельно взятого проекта;
– матричная, представляет собой совмещение традиционных механистических структур с проектным подходом к реализации целей.
Организационная структура кредитных организаций не регулируется законодательно. Каждый банк вправе выбирать собственную систему.
Основы организации и деятельности коммерческих банков
Структура управления банком
Организационная структура банка определяется двумя основными моментами — структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений и служб.
Главное назначение органов управления — обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций.
Определение структуры управления банком предусматривает выделение органов управления, утверждение их полномочий, ответственности и взаимосвязи при осуществлении основных банковских операций. Общие подходы к структуре управления банком определяются банковским законодательством. Вместе с тем многие вопросы структуры управления коммерческий банк вправе решать самостоятельно.
На структуру управления банком решающее влияние оказывают правовая форма мобилизации собственного капитала банка (акционерная, паевая и тд.) и организационное построение банка (степень развития его сети и его самостоятельность). Так, при акционерной форме образования собственного капитала для получения права полного контроля и управления банком необходимо иметь определенную сумму акций, достаточную для владения контрольным пакетом.
Независимо от формы организации собственного капитала банка право управления банком должны иметь его учредители. Такое право реализуется путем непосредственного участия в органах управления банка.
Основным (высшим) органом управления коммерческого банка является собрание акционеров (пайщиков) банка.
Основной орган управления банка решает стратегические задачи деятельности банка, а именно:
Высший орган управления коммерческого банка реализует свои функции и задачи непосредственно через исполнительные, а также контрольные органы, которые целиком подотчетны ему.
Исполнительные и контрольные органы банка должны быть укомплектованы высококвалифицированными банковскими работниками. Председатель правления банка в соответствии с уставом избирается высшим органом управления банка и является членом его исполнительного органа.
Права, обязанности и ответственность председателя правления банка утверждаются уставом банка. Председатель правления банка:
Контрольный орган банка должен контролировать деятельность банка через исполнительные органы, директора банка, кредитные и другие специальные службы и представлять самостоятельный отчет и свои предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности банка.
Исполнительные органы банка при выполнении своих функций (реализации всех решений органов управления непосредственно в текущей деятельности банка) опираются на конкретную организационную структуру банка.
Собрания акционеров (пайщиков) созываются ежегодно, не позднее чем через месяц после составления баланса банка за отчетный год. Чрезвычайные собрания акционеров могут созываться но решению совета банка, требованию ревизионной комиссии или акционеров, владеющих не менее чем 1/3 — 1/10 акционерного капитала.
Собрание акционеров (пайщиков):
Для общего руководства работой банка, а также наблюдения и контроля за работой правления и ревизионной комиссии банка собрание акционеров избирает совет банка (правление) обычно со сроком полномочий до 5 лет. Количество членов совета банка определяется общим собранием акционеров.
Члены совета из своего состава большинством голосов выбирают председателя совета банка и его заместителей. Члены совета банка не могут быть одновременно членами правления или членами ревизионной комиссии банка.
Совет банка решает стратегические, задачи управления и развития деятельности банка, его заседания проводятся не реже одного раза в год. В своей работе совет руководствуется действующим законодательством и нормативными актами.
Члены совета несут личную ответственность за нарушение законодательных актов, регулирующих деятельность банка; за убытки в результате принятия некомпетентных решений; за выполнение операций, не предусмотренных уставом банка.
При совете (правлении) банка обычно создаются два комитета: кредитный и ревизионный. В функции кредитного комитета входят:
Ревизионный комитет (комиссия) выбирается общим собранием акционеров (пайщиков).
В состав ревизионного комитета не могут быть избраны члены совета (правления) банка, а также другие лица, занимающие какие-либо штатные должности в банке.
Ревизионный комитет из своего состава избирает председателя и его заместителя. Члены ревизионного комитета несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в порядке, определяемом действующим законодательством.
Ревизионный комитет проверяет соблюдение банком законодательных и другах актов, регулирующих его деятельность; постановку банковского контроля; кредитные, расчетные, валютные и другие операции, проведенные банком в течение операционного года (сплошной проверкой или выборочно); состояние кассы и имущества. Ревизионный комитет представляет совету банка, собранию акционеров (пайщиков) и Центральному банку отчет о проведенных ревизиях, сопровождаемый рекомендациями по устранению недостатков.
Деятельность комитетов при совете банка дает возможность проводить более активную политику, позволяющую поддерживать ликвидность и повышать прибыльность его операций. Большая роль принадлежит комитетам в координации деятельности отдельных подразделений банка, организации контроля за выполнением принятых решений.
Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка — важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций.
Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы. Управления банка сформированы с учетом классификации, банковских операций по шх функциональному назначению. Так, операции банка по мобилизаций и концентрации средств (пассивные операции банка) выполняются управлением депозитных операций, учетно-ссудные операции — кредитным управлением и т.д. Большое внимание коммерческий банк должен уделять вопросам организации хозрасчета в банке» рентабельности и ликвидности. Для этого формируются структурные подразделения, которые занимаются вопросами текущей деятельности, банка, оказывают организующее воздействие, на работу банка в целом.
Управление прогнозирования деятельности банка призвано реализовать управленческие функции банка с целью обеспечения основных принципов его деятельности — ликвидности, рентабельности и надежности. Это управление включает три основных подразделения (отдела), которые отражают главные направления в деятельности данного управления.
Основные функции отдела разработки основ коммерческой деятельности банка и совершенствования управления состоят в следующем:
Отдел организации хозрасчетной деятельности банжа призван:
Отдел по управлению ликвидностью банка решает комплекс вопросов по определению текущей и перспективной ликвидности банка:
Центральным звеном в осуществлении активных операций банка выступает кредитное управление.
Банк может предоставлять кредиты предприятиям и организациям различных отраслей народного хозяйства и другим банкам, включая свои филиалы, финансовым компаниям и населению. Специфика источников формирования ссудного фонда, используемого для тех или иных кредитных операций, назначение и характер обеспечения выдаваемых кредитов, механизм предоставления и сроки кредитования, сфера использования и другие факторы обусловили создание в рамках кредитного управления шести отделов.
Отдел общей организации кредитных операций:
Отдел краткосрочного кредитования:
Отдел долгосрочного кредитования ж финансирования:
Отдел кредитования населения организует:
Отдел межбанковских операций призван организовывать и вести учет и анализ всех межбанковских операций, прежде всего с Центральным банком и с другими коммерческими банками, а также с банками своей системы (филиалами и отделениями).
Отдел нетрадиционны ж банковски ж операций, связанных с кредитованием, предназначен для организации таких операций банка, как, например, лизинг.
Важным звеном в коммерческом банке является валютное управление. Его функциями являются:
Специфика данного управления обусловливает создание четырех отделов: аналитического отдела; отдела ведения валютныж счетов и валютной позиции; отдела кассовых сделок; отдела срочных сделок.
Управление депозитных операций предназначено для учета и анализа привлеченных средств и собственного капитала.
Основные функции отдела депозитных операций:
Фондовый отдел предназначен для учета и анализа собственных средств банка. Он осуществляет:
Особое внимание в банке уделяется расчетно-кассовому обслуживанию. Для этих целей в банке создается управление расчетно-кассового обслуживания, в функции которого входят: открытие и ведение счетов, осуществление расчетов; проведение кассовых операций.
Управление филиалами банка — одна из важнейших сфер банковской деятельности. В зависимости от статуса учреждения банка (представительство, отделение, филиал) по-разному будут определяться его функции и формы управления. Не все банковские операции можно осуществлять на уровне филиалов (операции с банками-корреспондентами, международные операции, инвестиционные и ряд других).
В функции управления филиалами банка входят:
Управление (отдел) анализа и статистики выполняет работу по:
Административно-хозяйственный отдел, включая службы администрации, занимается строительством, планированием, приобретением, поддержанием и продажей банковских зданий, сооружений и оборудования. Совместно с отделом внедрения ЭВМ осуществляет разработку и внедрение электронных систем, оснащение банковских учреждений электронно-вычислительной и оргтехникой, ведет архив.
Ревизионный отдел осуществляет проверку работы банка и его филиалов в соответствии с действующими нормами учета, установленной советом банка политикой и инструкциями.
Отдел внедрения и эксплуатации ЭВМ:
Одно из важнейших направлений деятельности банка в условиях рыночной экономики — маркетинг банковских услуг.
Применение концепции маркетинга требует ориентации на потребителя услуг. В новых для банковской системы условиях обостренной конкуренции для получения дополнительных прибылей в соответствии с концепцией маркетинга руководство банка должно разработать долгосрочную стратегию развития данного кредитного учреждения и всех его филиалов. Составными частями такой стратегии являются:
Основным звеном является выделение приоритетных секторов
рынка, в которых будет действовать банк.
Стратегические цели формируются не только с качественной, но и с количественной точки зрения. В частности, устанавливаются такие целевые ориентиры будущей деятельности, как прибыль, объем, операций, качество обслуживания.
Важную роль в разработке долгосрочной стратегии развития банка играет оценка конкурентной позиции. Необходимо достоверно установить относительно сильные и слабые стороны деятельности банка с упором на такие показатели, как удельный вес операций банка в оказании тех или иных услуг или осуществлении тех или иных операций, качество предоставляемых услуг, уровень относительных издержек. Все это затем сопоставляется с положением основных конкурентов на региональном рынке.
На основе долгосрочной стратегам развития банка составляются планы действий в наиболее перспективных избранных секторах рынка, включая оценку ожидаемых финансовых результатов от проведения тех или иных мероприятий. Следует разрабатывать конкретные планы мероприятий по достижению стратегических целей для каждого организационного уровня управления банка и каждого его учреждения.
Продавцу банковских услуг очень важно знать факторы, под влиянием которых покупающая организация принимает решение о покупке услуг. Они подразделяются на две группы:
1. Внешние общая экономическая конъюнктура в стране, политическая обстановка, юридические моменты, экономическая конъюнктура на данном рынке банковских услуг, воздействие технологического развития.
Обязательным требованием маркетинга является «хорошее знание продавцом банковсжиж услуг клиентуры на обслуживаемой банком территории. Обычно осуществляется классификация имеющихся клиентов, а также потенциальных потребителей банковских услуг по их потребностям в тех или иных услугах и по финансовым возможностям. Затем составляется карта обслуживаемой территории с выявлением приоритетных точек продажи банковских услуг, определением среднегодового числа потенциальных посещений клиентов и числа посещений клиентов по выделенным на основании проведенной классификации группам.
Для повышения эффективности работы банка следует четко онг ределить оптимальный для данного учреждения рынок. Для этого нужно по возможности точно ответить на следующие вопросы:
Важным направлением определения стратегам роста банка является пристальное внимание к жачеству обслуживания и к тому, в какой степени оно удовлетворяет клиента. Особенностью банковских услуг является функциональное качество, т.е. все аспекты взаимоотношений, между банком и клиентом рассматриваются с точки зрения потребителя услуг. Уровень функционального качества тем выше, чем больше доверия испытывает клиент к представителям банка. Если потребитель услуг вступает во взаимоотношения с рядом структурных подразделений банка, то он должен чувствовать, что каждое из них оказывает ему дополнительные реальные услуги и поддержку.
Особую роль в определении функционального качества играет персонал банка. Личные контакты с любым сотрудником банка рассматриваются потребителем как элемент обслуживания. Если взаимоотношения с представителем банка повышают взаимное доверие, значит, выполнена существенная часть маркетинговой задачи. А это зависит от профессиональных знаний, деловитости и поведения сотрудников банка, ставит новые задачи перед управленческим аппаратом банка на всех уровнях.
Руководитель обязан оказывать помощь персоналу, вступающему в контакт с клиентами, путем обеспечения необходимой информацией, консультирования, корректировки линии поведения подчиненных. Маркетинговая деятельность банка как таковая не сможет оказать реального воздействия на положение банка, если персонал не заинтересован в повышении уровня функционального качества. Безразличное отношение к своим обязанностям, являющееся следствием незаинтересованности работников, серьезно подрывает функциональное качество и в конечном счете конкурентоспособность банка. Напротив, наличие высокого функционального качества услуг (быстрота обслуживания, уверенность клиента в своевременном осуществлении операций, высокая квалификация, умение сотрудников адаптировать то или иное решение к конкретным нуждам клиента) равнозначно экономии средств клиента и может рассматриваться как один из элементов сокращения его издержек. Поэтому высокое функциональное качество банковских услуг является защитой от ценового давления со стороны конкурентов.
Признание этих положений породило концепцию внутреннего маркетинга в банке. Внутренний маркетинг — новая философия управления персоналом банка. При этом персонал рассматривается как внутрибанковский рынок, и руководство должно завоевать его путем правильного, рационального и справедливого распределения функций и видов деятельности. В первую очередь внутренний маркетинг должен быть направлен на высшее звено управления банком. Только в случае, если идея ориентации на обслуживание потребителей, на функциональное качество будет принята на этом уровне управления, можно рассчитывать на то, что ее станут придерживаться руководители других звеньев и персонал. В этой связи очень важно, чтобы система поощрения и санкций соответствовала новой стратегии банка: поведение и действия, способствующие выполнению поставленных задач, должны поощряться, а негативное отношение должно наказываться. Традиционно в кредитной системе оплата труда в большей степени зависит от стажа работы и должности, чем от реального вклада в достижение поставленной задачи. Однако банки должны отходить от этой устаревшей системы. Кроме того, значительная часть оплаты труда должна быть представлена вознаграждениями.
При разработке системы оплаты труда следует учитывать, что одни и те же стандартные показатели не могут применяться в различных структурных подразделениях.
Для достижения результатов при практическом использовании концепции маркетинга необходимо, чтобы руководство банка сообщало персоналу об основных стратегических направлениях работы как учреждения в целом, так и отдельных структурных подразделений. Широкая информированность персонала (в рамках, допустимых в условиях коммерческой тайны) создает среди сотрудников обстановку единства цели и помогает преодолевать инерцию, столь характерную для многих банков.
Неотъемлемой составной частью концепции маркетинга является постулат о возрастающей роли рекламы. Объектом рекламы должны быть диапазон и качество предоставляемых услуг и осуществляемых операций. Однако она должна носить адресный, строго целевой характер и основываться на предварительном определении целевых групп потребностей и секторов рынка, наиболее перспективных с т,очки зрения расширения операций и получения прибыли. При этом затраты должны постоянно соотноситься с результатами.
Важной составной частью маркетинга является постоянное внедрение банком новых услуг клиентам и новых операций. Этот принцип основан на том, что если достигнут определенный качественный уровень работы банка, то многие новые операции могут быть введены при относительно небольших затратах. Одновременно внедрение некоторых новых видов обслуживания требует крупных дополнительных затрат на технику и оплату труда дополнительного персонала. Поэтому в современных условиях еще важнее, чем прежде, осуществлять строгий контроль за ростом операционных расходов, вызванных инновационной деятельностью. Это необходимо осуществлять не отказываясь от внедрения новых, необходимых клиентам услуг, вызывающих увеличение операционных расходов, а оптимизируя структуру доходов от более прибыльных и менее прибыльных операций.
Типы коммерческих банков
В нашей стране в зависимости от способа формирования уставного капитала выделяют две основные группы коммерческих банков: акционерные и паевые. Физические и юридические лица, являвшиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив «учредительские» паи или акции. Индивидуальные и институциональные инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров. Лица, участвующие своими средствами в формировании уставного капитала паевого банка, называются участниками (пайщиками).
Коммерческие банки могут быть также классифицированы исходя из степени их участия в кредитно-финансовом обслуживании различных категорий клиентов; их роли на рынках кредитно-финансовых услуг, и в первую очередь на рынке кредитных ресурсов; перспектив и возможных форм участия в деятельности государственных структур, в том числе в процессах разгосударствления экономики; размеров собственного капитала коммерческих банков и величины их активов.
Основа основ деятельности коммерческого банка —формирование его собственных средств как базы для привлечения депозитов и осуществления активных операций. В зависимости от размеров уставного фонда все коммерческие банки можно подразделить на три группы: мелкие — с уставным фондом до 30 млн.руб., средние — с уставным фондом от 30 до 100 млн.руб., крупные, уставный фонд которых превышает 100 млн.руб.
Аналогичную градацию можно провести по сумме актива (пассива) баланса банков, так как максимальный размер банковских обязательств увязывается с размерами собственных средств, т.е. с капиталом банка.
Большинство из действующих на сегодняшний день коммерческих банков относится к категории мелких или средних. Банки, принадлежащие к разряду крупных, — это в основном коммерческие банки, созданные на базе трансформированных отделений бывших государственных специализированных банков. Крупные банки, созданные предприятиями и организациями без участия государственных банковских служб, относительно немногочисленны.
Соответственно в основной своей массе вновь созданные коммерческие банки имеют оргструктуру бесфилиального банка с небольшим количеством функциональных подразделений: кредитный, коммерческий и административно-хозяйственный отделы, отдел кассовых операций (в банках, осуществляющих кассовое обслуживание клиентов), бухгалтерия. В банках, получивших лицензию на осуществление валютных операций, создаются соответствующие подразделения для осуществления операций в иностранной валюте.
Существуют коммерческие банки, созданные на базе упраздненных отделений специализированных банков СССР, и коммерческие банки, созданные, что называется, на «пустом месте», без участия государственных банковских структур.
При трансформации отделений спецбанков в коммерческие структуры к этим банкам автоматически переходит на расчетно-кассовое обслуживание практически вся клиентура данных трансформированных подразделений, включая крупные государственные, общественные и акционерные образования. Что касается ссудных операций, то бывают случаи, когда за ссудами эти клиенты обращаются не только в свой банк, но и в другие банковские учреждения, имея несколько ссудных счетов в различных банках.
Уделом же вновь созданных коммерческих банков становится
обслуживание вновь зарегистрированных хозяйственных структур в основном коммерческого характера, только образовавшихся и заинтересованных в услугах банка в первую очередь расчетного и де-позитнонссудного характера. Поскольку вновь созданным коммерческим банкам весьма сложно конкурировать с бывшими отделениями трансформированных специализированных банков, имеющими многолетние устоявшиеся связи с обслуживаемой ими клиентурой, то возникает их объективная ориентация на обслуживание вновь создаваемых хозяйственных структур. В итоге все трудности роста вновь созданные банки переживают вместе со своей клиентурой.
Подобная ориентация затрудняет организацию работы с клиентом, осложняет процессы оценки его кредитоспособности, повышает рискованность банковских операций. Поэтому в большинстве случаев банки вынуждены прибегать к услугам страховых организаций, страхуя риск непогашения кредита, что существенно удорожает стоимость кредита для ссудозаемщика.
Исходя из подобного сложившегося деления клиентуры определяется и основной круг активных операций различных категорий коммерческих банков. Вместе с тем доля активных операций вновь созданных коммерческих банков в сводном балансе банков страны все еще весьма невелика, причем наибольший удельный вес в активных операциях коммерческих банков в сводном балансе занимают кредитные вложения, составившие в 1991 г. 65—75 %. Характерной для коммерческих банков особенностью является преобладание краткосрочных ссуд, доля которых достигает 83 % всех кредитных вложений коммерческих банков.
Положительно характеризуют деятельность коммерческих банков незначительные размеры просроченной задолженности клиентов, доля которой не достигает 2 % их кредитных вложений. Вместе с тем намечается тенденция к некоторому увеличению удельного веса просроченной задолженности.
В целом на сегодняшний день коммерческие банки являются наиболее интенсивно развивающимся звеном банковской системы, они быстро наращивают темпы активных и пассивных операций, постоянно проводят политику кредитной экспансии, способствуют развитию прогрессивных структур в экономике. Немаловажную роль играют коммерческие банки и в обслуживании иностранных инвестиций, включая кредитно-финансовое обслуживание совместных предприятий.
Вместе с тем, хотя формально коммерческие банки в Российской Федерации являются банками универсального типа и им разрешены практически все виды банковских операций на рынке кредитных ресурсов, включая посредническую деятельность при первичном размещении акций и облигаций промышленных компаний, для большинства из них характерна достаточно узкая специализация. Одной из основных статей доходов для многих из них являются комиссионные, полученные за расчетно-кассовое обслуживание клиентов, для других — проценты за предоставленные краткосрочные ссуды.
На практике коммерческие банки пока играют активную и заметную роль только на рынке краткосрочных кредитных операций. Предоставление долгосрочных кредитов и обслуживание инвестиционной деятельности клиентов практически большинством банков либо не осуществляются, либо осуществляются в весьма незначительных масштабах. Данное обстоятельство объясняется неустойчивой социально-политической обстановкой в стране, а также чисто экономическими причинами, такими, например, как недостаточность собственных и привлеченных кредитных ресурсов, слабая долгосрочная ресурсная база. Немаловажную роль играют к причины организационно-технического порядка.
Принципы организации и направления деятельности коммерческого банка
Особое значение для нормальной работы коммерческою банка имеет формирование его пассивов, т.е. источников вложения средств, основными компонентами которых выступают собственные, привлеченные и заемные средства. Операции банков по привлечению средств называются пассивными банковскими операциями.
Собственные средства банка складываются в основном из уставного, резервного, страхового и других фондов, образуемых из прибыли. Положение о порядке образования и использования фондов утверждается советом банка. В уставе банка оговариваются сроки и порядок формирования уставного капитала, а если банк организовывается в форме акционерного общества, то виды и категории выпускаемых акций, механизм их оплаты.
Уставный фонд служит основным обеспечением обязательств банка и формируется из взносов предприятий, объединений и организаций, которые могут быть оплачены путем:
а) перечисления денежных средств (в советских рублях к иностранной валюте);
б) взноса в натуральной форме: зданий, сооружений, оборудования, других материально-технических ценностей, ценных бумаг, прав пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, вооружениями и оборудованием, а также п виде иных имущественных прав, включая право на интеллектуальную собственность.
В случае взноса в натуральной форме по требованию акционеров (пайщиков) или одного из них стоимость вносимого имущества может оцениваться независимой аудиторской организацией.
Отчет аудиторской организации по оценке стоимости взносов в натуральной форме предоставляется в распоряжение всех акционеров банка до проведения учредительной конференции или общего собрания акционеров (при принятии решения об увеличении размеров уставного фонда банка). Окончательное решение по стоимостной оценке взносов в натуральной форме принимается общим собранием. При отсутствии согласия всех акционеров (пайщиков) в отношении стоимостной оценки взносов в натуральной форме взнос (или увеличение уставного фонда), считается несостоявшимся.
Если имущество передается акционером в пользование байга, то размер его взноса и соответственно доля в уставном фонде определяются исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, рассчитанной за весь период нахождения имущества в пользовании банка.
Минимальный уставный фонд коммерческих банков в Российской Федерации был установлен:
В настоящее время минимальный уставный фонд вновь регистрируемых коммерческих банков установлен в размере 100 млн.руб.
Уставный фонд банка может быть увеличен путем привлечения новых пайщиков (акционеров); приобретения дополнительных (новых) паев или акций учредителями; переоценки стоимости имущества; реинвестирования дивидендов. Увеличение или уменьшение размеров уставного фонда производится решением общего собрания (совета) банка. Изменения уставного фонда регистрируются Центральным банком.
Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных расходов и убытков банка. Формируется резервный фонд путем ежегодных отчислений в размере, например, не менее 5 % чистой прибыли банка до тех пор, пока он не составит 25% величины уставного фонда. Обязательные отчисления возобновляются, если размеры резервного фонда окажутся меньше 25% величины уставного фонда банка. Расходуется он по решению правления банка.
Страховые и иные фонды специального назначения, формируемые из прибыли, создаются и используются в соответствии с решением общего собрания и утвержденным «Положением о порядке формирования и использования доходов».
В банке формируются также и иные фонды: материального поощрения, специального назначения, производственного и социального развития.
Наряду с фондами другим немаловажным компонентом собственных средств банка выступают доходы, формирующиеся при осуществлении банковских операций за счет следующих поступлений:
Балансовая нрибыль банка формируется за счет указанных поступлений за вычетом:
Неотъемлемым составным элементом собственных средств банка выступают также средства для финансирования капитальных вложений и средства в расчетах между учреждениями (филиалами, отделениями) одного банка. В совокупности собственные средства банка служат одним из источников его активных операций.
Другая важнейшая составляющая пассива банковского баланса — привлеченные и заемные средства. Последние включают в себя межбанковские ссуды, межбанковскую временную финансовую помощь и долговые обязательства банка. Привлеченные средства состоят из депозитов клиентов, привлеченных спецфондов, временно свободных средств по расчетным операциям и кредиторской задолженности клиентов. В совокупности привлеченные средства, полученные кредиты других банков и реализованные долговые ценные бумаги определяют размер балансовых обязательств банка.
Что касается организации пассивных операций банков, то наиболее значимую роль играют пассивные «клиентские» операции: мобилизация свободных денежных средств предприятий и организаций, их хранение на расчетных, текущих, депозитных или иных счетах; привлечение во вклады денежных средств граждан на определенный срок и до востребования. Они являются основным источником кредитных вложений.
Активные операции коммерческих банков представляют собой операции по размещению собственных, привлеченных и заемных средств. Это прежде всего кредитные операции.
Коммерческие банки осуществляют кредитование предприятий, объединений, организаций, учреждений и граждан на принципах срочности, возвратности и платности кредитов. Предоставляемые кредиты, как правило, обеспечиваются залогом имущества, принадлежащего заемщику; гарантиями; поручительствами и обязательствами в других формах, принятых в банковской практике. Достаточность этих гарантий, поручительств, обязательств определяется каждым банком самостоятельно.
Помимо привлечения вкладов и размещения их в виде кредитов, коммерческие банки:
Все указанные операции могут производиться как в рублях, так и в иностранной валюте при наличии соответствующей лицензии. Однако коммерческие банки не могут осуществлять операции по производству материальных ценностей и торговле ими, а также заниматься всеми видами страхования, за исключением страхования валютных и кредитных рисков. Формы участия банков в деятельности своих клиентов строго регламентируются, им разрешается:
Что касается межбанковских отношений, то на договорных началах коммерческие банки могут получать у других банков и предоставлять им средства в форме депозитов, кредитов и совершать другие взаимные операции, предусмотренные уставами и не противоречащие действующему законодательству.
Банки гарантируют тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. Все служащие банков, а также акционеры и другие лица, допущенные к служебной информации банка, обязаны хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов.
Регистрация банка
В качестве учредителей коммерческого банка могут выступать юридические лица, граждане и организации, за исключением Советов народных депутатов всех уровней и их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных фондов. Учредители заключают договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию банка и ответственность перед лицами, подписавшимися на акции, и третьими лицами. Решение о создании банка должно быть принято не менее чем, тремя учредителями, причем доля любого из учредителей в уставном фонде не может превышать 35 %.
По инициативе учредителей создается оргкомитет (группа), которому поручается проведение всех видов работ, связанных с регистрацией банка. Оргкомитет готовит проект учредительных документов для создания коммерческого банка, организует проведение учредительной конференции, подписку на паи, или акции и проводит другую необходимую работу по созданию банка.
Работа оргкомитета по созданию банка начинается с выбора его организационно-правовой формы. Как известно, наиболее распространенной в мировой банковской практике является акционерная форма мобилизации уставного капитала.
Во-первых, она является коллективной формой собственности. Распространение акций среди членов трудового коллектива банка обеспечивает дополнительный капан их участия е прибылях, стимулирует творческую активность и хозяйственную предприимчивость, повышает, как показывает опыт, производительность труда.
Во-вторых, посредством выпуска и реализации акций проявляется специфическая форма контроля за хозяйственной деятельностью банка со стороны акционеров (учредителей), расширяются функции каждого отдельного работника, появляется реальная возможность участия в принятии управленческих решений. В-третьих, акционерная форма организации позволяет осуществлять контроль за деятельностью банка при меньших затратах средств вследствие большей «распыленности» акций, т.е. большого числа мелких и средних акционеров. В, этом случае для практически полного контроля над банком учредителям достаточно будет меньшей доли в уставном фонде, чем при паевой форме организации.
В-четвертых, акционерное общество открытого типа, путем открытой подписки на акции обеспечивает массовое участие в процессах формирования, уставного капитала средних и.мелких инвесторов, тем самым расширяются возможности увеличения уставного капитала и собственных кредитных ресурсов, а соответственно и наращивания объема операций банков
На втором этапе своей деятельности оргкомитет определяет размер уставного фонда, изучает возможности привлечения клиентов в банк, осуществляет предварительный расчет баланса банка, величину его расходов и доходов, потенциальной прибыли, делает заключение о целесообразности создания банка.
Как правило, вопрос о целесообразности создания банка решается положительно, так как банковское предпринимательство является одним из наиболее высокорентабельных видов деятельности. Данное обстоятельство связано с относительно невысоким уровнем себестоимости «банковской продукции», незначительными: и относительно, постоянными банковскими расходами, возможностью малыми силами осуществлять весьма значительный объем работ. А по мере становления вновь созданных банков, расширения клиентуры и масштабов операций, совершенствования оргструктуры, автоматизации банковских операций происходит дальнейшее снижение банковских издержек.
После завершения предварительных технико-экономических расчетов оргкомитет оформляет документы, необходимые для регистрации, и представляет их в учреждение Центрального банка по месту своего нахождения, который принимает решение о регистрации банка. В отдельных случаях решение о регистрации банка принимается Центральным банком страны. При регистрации коммерческому банку присваивается регистрационный номер и выдается лицензия на осуществление банковских операций.
Специфика организации деятельности банка на начальных этапах его работы
На первых этапах деятельности банка особое внимание необходимо обратить на решение следующих проблем:
Для обеспечения успешной и бесперебойной работы коммерческого банка необходимо провести анализ финансового состояния предприятий и организаций района, с тем чтобы выявить, располагают ли они необходимыми ресурсами для эффективной деятельности; определить круг потенциальных клиентов. На основе экономического и демографического анализа обслуживаемой территории (или группы клиентов) выделяется основная маркетинговая зона, с тем чтобы в максимальной степени ориентировать деятельность созданного банка на сегодняшние и будущие потребности своих потенциальных клиентов.
Хотя коммерческие банки предоставляют универсальные услуги, тем не менее в борьбе за клиента и повышение качества обслуживания они вынуждены развивать специальные виды услуг, ориентированные на конкретные группы клиентов.
Весьма важной представляется правильная организация презентационной программы и рекламной кампании нового банка, с тем чтобы оповестить потенциальных клиентов о его возможностях и сервисных службах. Определенную помощь в этом плане может оказать создание специального консультационного органа в составе руководителей банка и лидеров профессиональных группировок клиентов, что также будет способствовать расширению контактов и привлечению клиентуры в банк. Кроме того, для руководства нового байка считаются обязательными участие в деятельности различных обществ, союзов и клубов, выступления на семинарах, конференциях и иных форумах в целях рекламы банка.
Еще один путь привлечения клиентов — открытая подписка на акции банка, продажа их как можно большему числу бизнесменов и предпринимателей различных отраслей и сфер деятельности, так как акционеры станут одновременно и клиентами банка и, что не менее существенно, пополнят ряды бесплатных «рекламных» агентов банка.
В дальнейшем постоянного внимания руководства банка потребуют следующие вопросы:
Создание головного учреждения коммерческого банка является начальным этапом формирования его банковской сети. Следующий этап организации деятельности банка — открытие представительств головного учреждения в районах наиболее интенсивной хозяйственной деятельности его клиентов, в ведущих финансовых центрах Российской Федерации и за рубежом.
Каждое представительство состоит из одного или нескольких служащих, защищающих интересы банка в данном регионе, городе, центре (либо отрасли). Они занимаются сбором и передачей необходимой информации, способствуют расширению и ускорению различных операций банка и его клиентов, налаживают и укрепляют отношения с местными органами, предприятиями, организациями и другими банками. Тем самым подготавливается экономическая база для открытия отделения (или филиала) головного учреждения (конторы) банка. Непосредственно банковских операций представительства не осуществляют, их открытие и функционирование не требуют существенных материальных затрат.
Третьим этапом является преобразование представительств в отделения коммерческого банка, а впоследствии, по мере необходимости — в филиалы. Преимуществом отделения с точки ‘«рения мировой банковской практики является его полная подконтрольность банку: отделение является по существу его обособившейся частью, находится на балансе головного банка. Филиалу свойственна большая автономность: он может обладать правами юридического лица, быть зарегистрирован в качестве самостоятельного учреждения. Филиал может быть образован на паевых началах и принадлежать нескольким предприятиям, организациям, ведомствам. Как правило, многие филиалы имеют специализацию в какой-нибудь конкретной области: потребительский, кредит, лизинг, факторинг, продажа в рассрочку и т.д.
Зарубежный опыт свидетельствует, что банку следует избегать незначительного долевого участия в филиалах, поскольку если он функционирует успешно, то каждый пайщик старается купить у другого его долю; если убыточно, то продать. И в том, и в другом случае возникает неблагоприятная ситуация, мешающая нормальной работе филиала, расширению масштабов операций и укреплению позиций банка. Кроме того, имея незначительную долю участия в филиале, банк не сможет влиять на проводимую им политику и отстаивать свои интересы и может оказаться вовлеченным в операции, не отвечающие его собственным потребностям. Поэтому преобладает тенденция полной или почти полной принадлежности филиалов головному банку.
По мере расширения масштабов деятельности банка и его отделений (филиалов) прорабатываются вопросы организации заграничных отделений и филиалов банка, в том числе и совместных с иностранными партнерами.
Однако в нашей стране существовала обратная схема разделения функций и управления филиалами и отделениями. Согласно отечественной практике филиал является зависимым образованием и не имеет, как правило, статуса юридического лица, обладая меньшей степенью автономии по сравнению с отделением. Наиболее распространенной формой организации банковской сети длительное время являлось отделение. Опираясь на экономический потенциал банка, отделение имело целый ряд серьезных преимуществ по сравнению с перечисленными выше формами организации банковского аппарата в условиях одноуровневой банковской системы.
В настоящее время уже достаточно многочисленны многофилиальные банки, представляющие собой банковскую группу с крупным головным учреждением банка и разветвленной сетью отделений, филиалов и представительств как на территории страны, так и за рубежом, создаваемых исходя из реальных потребностей хозяйственного оборота клиентов. При этом весьма важным моментом является открытие или ликвидация тех или иных банковских подразделений по мере необходимости, т.е. при наличии соответствующих условий и предпосылок.
Клиентура. Организация работы с клиентами
Усиление конкуренции между банками, в том числе специализированными и коммерческими, за привлечение клиентов требует от всех кредитных учреждений особого внимания к проблеме организации отношений с клиентами, расширения круга банковских услуг, повышения их качества, установления партнерских отношений между банком и его клиентами.
Специфика организации работы с клиентурой банка в каждом конкретном случае зависит прежде всего от категории клиента. Для банка наибольшее значение имеет деление на старых и новых клиентов. Особенности хозяйственной деятельности старых клиентов хорошо известны. Однако число новых клиентов банка постоянно растет. Нередко отношения к ним, а также условия предоставления им отдельных видов услуг отличаются от таковых для старых клиентов.
В свою очередь среди старых клиентов выделяются различные их группы, отношения банка с которыми также существенно различаются. Все это свидетельствует о необходимости правильной организации экономической работы банка с клиентурой и увеличения количества его клиентов.
Виды экономической работы с клиентурой
Экономическая работа банка с клиентом охватывает все стороны деятельности банка — от привлечения клиента в данный банк до проведения различных активных и пассивных операций по его счетам. Используются различные критерии классификации экономической работы банка.
В зависимости от этапа работы банка с клиентом и типа проводимых операций могут. быть выделены: предварительная; текущая; итоговая работа с клиентом.
К предварительной работе с клиентом относятся следующие виды деятельности банка:
1. Работа, связанная с привлечением клиента в банк:
2. Ведение переговоров.
3. Предварительная работа по кредитованию:
4. Подготовка различного рода договоров, их юридическая экспертиза.
К текущей работе с клиентом относятся следующие виды деятельности банка:
1. Текущая работа с депозитами:
2. Контрольная работа банка в процессе кредитования:
К итоговой работе с клиентурой относятся следующие виды деятельности банка:
В зависимости от целей проводимой экономической работы (видов банковских операций) выделяются:
1. Работа по привлечению средств:
2. Работа по размещению привлеченных средств:
Этапы организации работы с клиентурой
Возможность выбора клиентом обслуживающего банка и возможности банков по обслуживанию широкого круга клиентуры ставят перед банком задачу привлечения клиентов в банк. Эта работа
тесно связана с деятельностью банка по управлению его активами и пассивами, так как определяет формирование определенной структуры активов и пассивов банка с учетом стратегических целей кредитной политики данного банка, разработанной его руководством.
Банки, стремящиеся к наращиванию среднесрочных и долгосрочных кредитных вложений, как правило, планируют увеличение удельного веса депозитов соответствующих сроков и снижение доли вкладов до востребования и текущих счетов клиентов в пассиве банка. В связи с этим проводится работа по открытию депозитных счетов старым клиентам банка и привлечению депозитов новых клиентов. С этой целью может быть расширен перечень видов открываемых банком депозитных счетов, изменен на договорной основе режим ведения открытых ранее счетов клиентов, проведена работа по выпуску и размещению депозитных и сберегательных сертификатов, модифицирована процентная политика банка. Такая работа, как правило, проводится в соответствии со спросом старых клиентов банка на кредит определенной срочности и потребностью банка в увеличении прибыли (среднесрочные и долгосрочные ссуды предоставляются под более высокий процент, чем краткосрочные ссуды и ссуды до востребования).
Возможны и иные направления деятельности банка по привлечению клиентуры. При наличии у банка невостребованных кредитных ресурсов кредитные учреждения стремятся к привлечению предприятий и организаций, нуждающихся в заемных средствах. В связи с этим банк может провести рекламную кампанию, на правленную на привлечение заемщиков, или рассмотреть вопрос о предоставлении межбанковского кредита. В последнем случае в качестве клиента рассматривается другое кредитное учреждение.
При проведении такой работы необходимо учитывать требования к ликвидности баланса банка, поддерживать равновесие между задачей достижения желаемой прибыльности и ликвидностью банка.
Независимо от направлений указанной работы и ее задач могут быть выделены следующие этапы работы банка с клиентурой:
Функции и компетенция отдельных подразделений банка при работе с клиентурой
Работа с клиентурой охватывает все стороны деятельности кредитного учреждения. Поэтому практически все структурные подразделения коммерческого банка работают непосредственно с клиентурой, имея при этом разные задачи и определяя методы их решения. В универсальном кредитном учреждении функции при работе с клиентурой распределяются следующим образом.
1. Депозитный отдел. Его основной задачей является привлечение средств в банк, а в функции входят:
2. Операционно-жассовый отдел:
4. Отдел экономического анализа:
5. Траст-отдел ведет переговоры и заключает договоры на проведение доверительных и иных агентских операций.
6. Отдел по работе с населением:
Предварительная работа с клиентурой
Ведение переговоров. Виды договоров, заключаемых с клиентами банка. Вся работа с клиентами строится банком на основе заключения различных: видов договоров: договоров о расчетном или расчетно-кассовом обслуживании, совместной деятельности, кредитных, об открытии и ведении депозитных счетов и т.д.
Открытие текущих и расчетных счетов клиентов и проведение операций по ним производятся на основе договоров о расчетном или расчетно-кассовом обслуживании. В первом случае договор содержит условия открытия расчетного или текущего счета и проведения операций по нему. Указываются сумма и порядок взыскания комиссионных за проведение различных форм расчетов. Договор о расчетно-кассовом обслуживании, кроме вышеперечисленных моментов, содержит информацию о порядке и сроках представления кассовых планов в учреждения банка и порядке выдачи наличных денег со счетов клиентов.
При осуществлении совместной деятельности банка и клиента заключается договор о совместной деятельности, в котором оговариваются права и обязанности сторон и порядок распределения прибыли между ними.
Кредитный договор является документом, на основе которого производится кредитование клиента. Он содержит информацию о сроках и порядке предоставления заемных средств, форме, в которой они предоставляются; информацию о сроках и порядке погашения кредита и уплаты процентов по нему; об обеспечении выдаваемой ссуды.
Кредитный договор, как правило, содержит следующие пункты:
Преамбула содержит наименования, фамилию, имя, отчество доверенных лиц участников договора, описание целей, на которые предоставляется кредит.
Далее описываются порядок предоставления и погашения кредита и процентов по нему; заемщик характеризует свое финансовое положение и ручается за достоверность предоставленной банку информации. Если ссуда выдается под гарантию юридического лица, в данном пункте делается ссылка на приложение к кредитному договору (гарантийное письмо). В последующих пунктах указываются права и обязанности сторон, возникающие в связи с заключаемым договором. В частности, условия и сроки представления в банк необходимых документов для проверки целевого использования кредита, условия проверки обеспечения; санкции, применяемые в случае невыполнения сторонами своих обязательств по договору, порядок уведомления и применения санкций, а также другая необходимая информация и юридические адреса сторон, заключающих договор.
В некоторых банках используются две формы кредитных соглашений: кредитные договоры и кредитные протоколы. Кредитный договор заключается на ряд лет по поводу долгосрочного кредитования. В нем указываются вид предоставляемого кредита, сроки погашения задолженности банку по годам и кварталам, условия кредитования и порядок проверки их выполнения.
Кредитный протокол составляется на год и связан с кредитованием текущей производственной деятельности заемщика» Он состоит из нескольких разделов, в которых указываются общие и специфические критерии эффективности кредитов, конкретизируются сроки и порядок погашения задолженности, перечисляются особые условия предоставления отдельных видов ссуд, порядок анализа банком этих условий, санкции за несоблюдение условий кредитования.
Логовор об открытии, и ведении депозитных счетов содержит сведения о сроке, на который открывается данный депозит, порядке выплаты процентов по нему, порядке изъятия средств с данного депозитного счета (через определенный срок или с предварительным уведомлением об изъятии; во втором случае указываются порядок и сроки подобного уведомления).
Все указанные договоры заключаются в результате переговоров, ведущихся между сотрудниками соответствующих служб банка и клиентами. Целью данных переговоров является выяснение желательных для сторон условий заключения этих договоров и выявление возможных компромиссов. Необходимо отметить, что каждая экономическая ситуация уникальна в своем роде и требует от работников банка творческого подхода к ведению переговоров и заключению договоров.
Анализ кредитоспособности и финансового состояния заемщика. Работа банков с клиентурой, основанная на партнер-
ских отношениях, предполагает анализ не только объекта сделки, но и ее субъекта. В этой связи перед банком встает задача анализа кредитоспособности и финансового состояния клиента, выделения группы так называемых первоклассных клиентов банка, которым. могут быть предоставлены бланковые (необеспеченные) кредиты.
Анализ кредитоспособности включает расчет и анализ ряда оценочных показателей работы клиентов банка1. Эти показатели могут быть разделены на четыре основные группы: показатели ликвидности; показатели оборачиваемости; показатели привлечения средств; показатели прибыльности.
В группу показателей- ликвидности входит коэффициент ликвидности, отражающий способность заемщика рассчитываться по обязательствам. Коэффициент ликвидности — это отношение быстрореализуемых активов к текущим обязательствам. Надежным считается заемщик, у которого этот показатель превышает 1,5. В эту группу также входит коэффициент покрытия, который может быть рассчитан как отношение всех активов заемщика к его текущим обязательствам. Достаточный уровень этого показателя должен быть выше первого как минимум на 2 пункта.
Во вторую группу входят показатели, характеризующие скорость оборачиваемости активов и скорость оборачиваемости запасов, являющиеся синтетическими показателями. Первый рассчитывается как отношение выручки от реализации к общей сумме активов. В некоторых случаях в целях более детального анализа активных операций заемщика могут быть рассчитаны показатели, в числитель которых входят различные группы активов. Показатель оборачиваемости запасов характеризует соотношение себестоимости реализованной продукции и общей суммы запасов товарно-материальных ценностей клиента.
Показатель привлечения средств важен для банка, поскольку отражает удельный вес привлеченных средств в общем объеме активов заемщика. Он может быть рассчитан как отношение текущих обязательств к общей сумме активов или к различным их группам. Так же может быть рассчитан показатель, характеризующий отношение задолженности заемщика к общей сумме собственных средств. Кроме того, может быть проанализирована способность заемщика уплатить налоги и проценты по уже предоставленным кредитам. Этот показатель рассчитывается как отношение доходов до вычета налогов и других платежей к общей сумме этих платежей.
Важным является анализ структуры и динамики получаемой заемщиком прибыли. В этом, плане полезным может оказаться расчет трех основных показателей: нормы прибыли на активы (отношение чистой прибыли к общей сумме активов или различным их группам); операционной нормы доходов, рассчитываемой как отношение доходов за вычетом процентов по ссудам и налоговых платежей к сумме материальных активов, а также доли прибыли в доходах.
К категории первоклассных заемщиков могут быть отнесены давние клиенты банка, которые имеют устойчивую прибыль на протяжении длительного времени и прочное финансовое положение, продукция которых пользуется устойчивым спросом на рынке при стабильных или повышающихся ценах на нее.
Анализ экономической эффективности кредитуемых мероприятий. Преимущественно кредиты, должны предоставляться на эффективные с экономической точки зрения мероприятия, в результате которых будет произведена продукция или услуги, необходимые широкому кругу покупателей. В связи с этим важной частью экономической работы банка является анализ эффективности мероприятий, для осуществления которых выдается кредит. Для этого клиент должен представить в банк технико-экономическое обоснование (ТЭО) выдаваемого кредита, в котором (по срокам и суммам) клиент указывает планируемые затраты и доходы, за счет которых будет погашаться кредит.
Текущая работа с клиентурой
Текущая экономическая работа с депозитами является одним из важнейших направлений деятельности банка по управлению его пассивами. Она предполагает анализ движения средств по счетам клиентов банка и выявление возможностей трансформации более ликвидных групп депозитов в менее ликвидные. Так, предприятиям и организациям, имеющим постоянно крупные остатки на текущих счетах, может быть предложено изменить режим ведения данного счета или открыть депозитный счет. При этом должны быть сопоставлены издержки по уплате процентов по срочному депозиту и получаемые банком выгоды от полученных таким образом ресурсов для среднесрочного м долгосрочного кредитования. В этом, как правило, заинтересованы банки, желающие наращивать долгосрочные и среднесрочные кредитные вложения или вынужденные идти на это, чтобы удержать давних клиентов, имеющих потребность в заемных средствах на длительные сроки.
Кроме того, анализ движения средств по счетам клиентов поможет сотрудникам банка выявить недобросовестных плательщиков и нарушителей платежной дисциплины. Подобная информация может потребоваться банку при решении вопроса о предоставлении кредитов этим клиентам в случае выявления у них потребностей в заемных средствах.
Другим направлением текущей работы с депозитами является выявление потребностей клиентуры в новых видах банковских услуг и совершенствовании форм расчетов.
Контрольно-экономическая работа банка с клиентом в процессе кредитования включает:
Банк по договоренности с клиентом должен установить порядок и сроки представления в кредитный отдел баланса и некоторых других отчетных форм заемщика и на их основе анализировать финансовое состояние клиента и перспективы возвратности ссуды.
Банку должен быть обеспечен доступ на склады заемщика для проверки состояния хранения заложенного имущества в том случае, если нет возможностей для хранения залога в сейфах банка. Сотрудник банка сверяет количество товаров на складе с залоговым обязательством и проверяет условия его хранения. В случае нарушений условий договора кредит может быть взыскан с заемщика досрочно.
Условия хранения готовой продукции проверяются с целью контроля за ее реализацией, а следовательно, своевременного возврата кредита.
Выявлению на ранней стадии кредитов с высокой степенью риска в портфеле ссуд банка поможет изучение пяти групп факторов, которое практикуется в американских коммерческих банках:
1. Данные из истории заемщика:
факты недавней финансовой несостоятельности заемщика; расхождения и противоречия в информации о заемщике.
2. Данные, касающиеся руководства и управления деятельностью заемщика:
3. Информация, отражающая производственную деятельность заемщика:
4. Информация, относящаяся к организации кредитования:
5. Факты отклонения от установленных норм:
Итоговая работа с клиентурой
Сравнительный анализ ожидаемого и полученного эффекта от проведенных операций. Сравнительный анализ ожидаемого и полученного эффекта от проведенных операций необходим банку для выработки стратегии и тактики в дальнейшей деятельности банка; формирования оптимальной для данного банка структуры активов и пассивов; выявления необходимости расширения круга банковских услуг, предоставляемых клиентам банка; совершенствования форм расчетов. Может быть произведен сравнительный анализ ожидаемого и полученного эффекта от проведения различных групп активных и пассивных операций.
При анализе активных кредитных операций сравниваются ожидаемая и полученная прибыль от предоставления различных видов кредитов клиентам банка. В связи с этим анализируются случаи нарушения заемщиками кредитных договоров, выявляются причины этих нарушений. На основе проведения указанной работы проводится классификация заемщиков и составляется картотека. Выделяется группа «первоклассных» заемщиков, своевременно выполняющих свои обязательства перед банком, имеющих устойчивое финансовое положение и квалифицированное руководство, а
также группа «устойчивых» и «неустойчивых». Кроме того, анализируется правильность составления графика погашения кредитов и уплаты процентов. С учетом изменения конъюнктуры выявляется правильность установления уровня процентных ставок за кредит.
На основе проведенного анализа решается вопрос о желательной для банка структуре кредитных вложений как по субъектам кредитования (ссуды промышленным предприятиям, предприятиям транспорта, сельскохозяйственным предприятиям; государственным предприятиям и организациям, совместным предприятиям, малым предприятиям, арендаторам и т.д.), так и по срокам (краткосрочные ссуды и ссуды до востребования, среднесрочные ссуды, долгосрочные ссуды).
При анализе пассивных кредитных операций изучаются динамика и структура депозитов банка, количество открытых в анализируемый период депозитных счетов, а также случаи расторжения по инициативе клиентов договоров об открытии и ведении срочных депозитов. Расторжение договоров об открытии и ведении депозитных счетов влечет за собой потерю клиентом процентов по нему, а для банка — сокращение объема стабильных кредитных ресурсов соответствующих сроков. На основе анализа должны быть сделаны выводы о соблюдении банком требований к ликвидности баланса и выработаны, в случае необходимости, предложения об изменении объемов и структуры первичных и вторичных резервов банка.
Кроме того, проводится анализ эффективности выпуска банком депозитных и сберегательных сертификатов. В связи с этим необходимо выяснить, все ли эмитированные банком сертификаты были своевременно размещены, какая часть депозитных и сберегательных сертификатов была преждевременно предъявлена к оплате и по каким причинам. На основе этого делаются выводы о целесообразности последующей эмиссии депозитных и сберегательных сертификатов.
Данный анализ дает возможность банку выявить направления совершенствования структуры кредитов и депозитов банка на ближайшую перспективу и более длительные сроки.
Аналогично анализируются прочие пассивно-активные операции банка.
Порядок расторжения заключенных договоров. Все типы заключенных банком договоров с клиентами могут быть расторгнуты как по инициативе банка, так и по инициативе клиента. Порядок и условия расторжения заключенных договоров оговари лаются в этих договорах. Как правило, договоры расторгаются и случае невыполнения одной из сторон своих обязательств или в случае невозможности для инициатора расторжения договора выполнения своих обязательств.
Клиент может расторгнуть договор о расчетно-кассовом обслуживании при несвоевременном проведении банком расчетов, частых случаях ошибок при перечислении средсть на счет клиента или с этого счета, при неудовлетворительном для него качестве предоставляемых банком услуг. В этом случае клиент может принять решение о переходе на обслуживание в другое кредитное учреждение, а банк теряет клиента и, следовательно, часть кредитных ресурсов. Кроме того, клиент может расторгнуть договор об открытии срочного депозита в случае необходимости изъятия средств с этого счета. При этом он в соответствии с договором, как правило, теряет право на получение процентов по этому счету, а выплаченные ранее проценты могут быть полностью или частично взысканы с клиента (в соответствии с условиями договора).
По инициативе клиента могут быть изменены условия кредитного договора. Возможны два варианта указанных изменений: клиент готов досрочно погасить кредит, что приводит к потере банком части процентов, взыскание которых предусмотрено кредитным договором, или обращается с просьбой о пролонгации срока кредитования. В последнем случае банк изучает причины возникновения у клиента подобной потребности и решает вопрос о возможностях и условиях пролонгации срока кредитования.
Кредитные договоры могут расторгаться и по инициативе банка, что происходит, как правило, в случае невыполнения клиентом своих обязательств, вытекающих из данного договора. Обычно банк требует досрочного погашения ссуды или взыскивает ее в бесспорном порядке:
Риски в банковской практике
Риски в банковской практике — это опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий. Подобные риски могут быть как чисто банковскими, связанными с функционированием кредитного института, так и внешними, или общими. Важнейшими рисками первой группы являются кредитный, процентный и валютный риски, риск несбалансированной ликвидности и риск банковских злоупотреблений. Ко второй группе относятся: рыночный риск — опасность непредвиденных изменений экономической конъюнктуры конкретного рынка или в экономике в целом, страновой риск, риск стихийных бедствий и т.д. Последние, не являясь исключительно банковскими рисками, могут тем не менее решающим образом повлиять на финансовое положение банка.
Ни один из видов риска не может быть устранен полностью. Более того, банковская деятельность по своей природе предполагает шру на изменениях процентных ставок, валютных курсов и т.д. Чем большую степень риска берет на себя банковское учреждение, тем выше должна быть прибыль, на которую оно может рассчитывать. Задача банка при этом заключается в достижении оптимального сочетания рискованности и прибыльности своих операций, а страхование рисков (хеджирование) направлено на максимально возможное ограничение воздействия непредвиденных, непредсказуемых изменений, обеспечение минимального отклонения фактической прибыли банка от ожидаемой.
Наиболее общие способы страхования рисков в банковской практике сводятся к диверсификации рисков (т.е. их распределению, регулированию структуры и размеров), а также к постоянному контролю со стороны банка за соблюдением необходимых соотношений, нормативов (например, устанавливаемых центральным банком нормативов максимального размера риска на одного заемщика и максимального размера валютного и процентного риска банка) и осуществлению при необходимости корректирующих, действий. Существенную роль при этом играет наличие у банка соответствующей информационной базы и технологии, квалифицированного персонала, а также проведение постоянных работ по прогнозированию экономической конъюнктуры. Однако осуществление подобных работ требует крупных затрат и доступно обычно лишь достаточно крупным банкам. Для сопоставимости результатов оценка рисков должна производиться систематически, через равные интервалы времени и на базе одной и той же методики.
Кредитный риск представляет собой существующий для кредитора риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему. Управление данным риском (его минимизация) осуществляется следующими способами:
Диверсификация кредитного риска предполагает рассредоточение имеющихся у банка возможностей по кредитованию и инвестированию в ценные бумаги. Кредитный риск банка возрастает по мере увеличения общего объема кредитования и степени концентрации кредитов среди ограниченного числа заемщиков. Поэтому банки предпочитают при постоянном объеме кредитных вложений предоставлять кредиты на более мелкие суммы большему числу независимых друг от друга клиентов. Кроме того, производится распределение кредитов и ценных бумаг по срокам (регулирование доли кратко-, средне- и долгосрочных вложений в зависимости от ожидаемого изменения конъюнктуры); по назначению кредитов (сезонные, на строительство и т.д.); по виду обеспечения (под различные виды активов); по способу установления ставки за кредит (фиксированная или переменная); по отраслям, странам и т.д.
В целях диверсификации осуществляется рационирование кредита — банки устанавливают плавающие лимиты кредитования или кредитные потолки для заемщиков, сверх которых кредиты не предоставляются вне зависимости от уровня процентной ставки.
Анализ кредитоспособности предполагает расчет показателей, характеризующих рискованность финансового положения предполагаемого заемщика, и их анализ. К таким показателям относятся прежде всего показатели платежеспособности:
Кроме того, банку необходимо производить оценку будущих поступлений, чистой выручки, за счет которых будет погашаться кредит, на основании расчета коэффициента чистой выручзси (амортизация + чистая прибыль / выручка от реализации продукции).
Рассчитываются также показатели финансовой устойчивости предприятия:
Анализ кредитного риска может производиться и другими способами. В частности, например, на основании изучения следующих пяти факторов:
Источниками информации в данном случае выступают финансовая отчетность и собеседование с потенциальным заемщиком, собственная картотека банка на всех вкладчиков и заемщиков, данные инспекции на месте, а также внешние источники информации.
В ряде случаев (прежде всего при принятии решения о предоставлении потребительского кредита, когда потенциальный заемщик не может представить своего баланса для анализа) при оценке риска банк может использовать модели балльной оценки кредита. В этом случае потенциальному заемщику предлагается заполнить специальные стандартизированные анкеты. Баллы (очки) начисляются в зависимости от возраста, пола, семейного положения, месячного дохода, оседлости, занятости в конкретной отрасли и срока работы на конкретном месте, наличия сберегательного счета в банке, недвижимости, страхового полиса и т.д. Для принятия положительного решения необходимо, чтобы итоговая сумма баллов превысила определенный уровень.
В качестве примера можно привести следующую упрощенную модель балльной оценки заемщика потребительского кредита, основанную на девяти факторах:
Критической в данной модели является сумма баллов в 1,25, т.е. если итоговый балл клиента ниже указанного уровня, ему кредит предоставлен не будет.
На основании данных анализа кредитоспособности осуществляется классификация заемщиков, устанавливаются рейтинги кредитоспособности последних, определяются объемы кредитования, размер и способ фиксации процентных ставок, а также сроки (график) погашения кредитов, требования к их обеспечению и т.д. При этом банк руководствуется тем, что чем выше его риск, тем больше должна быть прибыль банка и тем более детализирован должен быть кредитный договор.
Ставки по кредитам должны компенсировать банку стоимость предоставляемых на срок средств, риск изменения стоимости обеспечения и риск неисполнения заемщиком обязательств. Последний считается равным 0 для «первоклассных» заемщиков (к данной категории относятся клиенты банка, имеющие высокую кредитоспособность, устойчивую прибыль на протяжении длительного периода времени и прочное финансовое положение) и увеличивается по мере снижения рейтинга кредитоспособности клиента. Если данный риск оценивается выше 2%, кредит обычно не предоставляется.
В процессе текущего контроля за предоставленной ссудой банком обычно оцениваются:
В зависимости от этих показателей и степени кредитного риска банка выявляются пять категорий ссуд:
На основании данных контроля за кредитом, свидетельствующих об ухудшении кредитоспособности заемщика, банк может потребовать изменения условий кредитного договора для защиты своих интересов (повышения ставки за кредит, уплаты штрафов и пени, пересмотра графика погашения кредита и т.д.) или досрочного погашения кредита.
Несмотря на использование банками стандартизированных и формализованных моделей при оценке риска, правильность оценок и принимаемых банком решений в первую очередь зависит от опыта и знаний его персонала.
Помимо собственно банковских методов страхования кредитного риска, подобные услуги предоставляются страховыми организациями, а также образовавшимися в последние годы независимыми страховыми компаниями. Объектами подобного страхования могут выступать коммерческий и банковский кредит, обязательства и поручительства по кредиту, долгосрочные инвестиции и т.д.; страхователями — как кредиторы, так и заемщики. В любом случае наличие страхового полиса (страховое свидетельство) не может рассматриваться банком в качестве полноценного залога или обеспечения кредита, поскольку при нарушении страхователем условий соответствующего договора (неперечислении оговоренных страховых платежей, сообщении недостоверных сведений о факторах страхового риска и т.д.) страховое возмещение по данному документу выплачиваться не будет. Кроме того, не подлежат страхованию кредиты, по которым на день заключения договора страхования имеется просроченная задолженность.
При страховании кредитной сделки для заключения договора страхования страхователь представляет: копию кредитного договора; документы, подтверждающие обеспеченность кредита; документы, необходимые для оценки страховщиком степени риска.
По договору страхования риска непогашения кредитов страховщик выплачивает страхователю возмещение в размере 50—90 % суммы непогашенного заемщиком кредита и процентов по нему. Конкретный предел ответственности страховщика и срок наступления его ответственности устанавливаются в договоре страхования. При наступлении страхового случая оговоренный процент ответственности страховщика умножается на всю сумму задолженности (включая проценты за пользование кредитом), подлежащей гюзврату по условиям кредитного договора. После выплаты страхователю страхового возмещения последний уступает страховщику яраво требовать возмещения причиненных должником убытков в пределах выплаченного возмещения.
Размер тарифной ставки при заключении договора страхования определяется путем умножения основной ставки, зависящей от срока предоставления кредита, на поправочный коэффициент, устанавливаемый в зависимости от кредитоспособности заемщика (например, от 0,2 до 5,0).
После заключения договора страхования страховщик может осуществить перестрахование, т.е. передать часть своей ответственности на согласованных условиях другим страховщикам. Цель подобной операции — диверсификация риска страховой организации, защита от крупных страховых случаев и обеспечение устойчивости страховых операций.
При предоставлении кредитов иностранным заемщикам, когда помимо кредитного возникают также страновой и валютный риски, страхование осуществляется специальными, в большинстве случаев государственными, организациями по страхованию экспортных и заграничных кредитов. Подобное страхование осуществляется в целях стимулирования экспорта, облегчения доступа национальных экспортеров к заграничным рынкам сбыта, регулирования объемов и географии экспортных операций. Организации по страхованию экспортных и заграничных кредитов, созданные практически во всех странах мира, принимают к страхованию 80—90% (иногда — до 100%) возможных потерь страхователя, покрывая коммерческие риски (кредитный, валютный и т.д.) в той или иной степени — политические риски страхователя (т.е. риски непогашения кредитов вследствие налагаемых правительством ограничений на вывоз капитала, переворотов, введения эмбарго и т.д.).
Главными критериями дифференциации страховых тарифов и пределов ответственности страховщика при страховании экспортных и заграничных кредитов являются:
В ряде стран, кроме того, банки могут в определенных пределах рефинансировать свои экспортные и заграничные кредиты в специализированных государственных банках и. фондах или получать государственные субсидии для снижения уровня процентов по предоставляемым кредитам данного вида.
Существующие в нашей стране страховые организации берут на себя в настоящее время только коммерческие риски, возникающие при предоставлении экспортных кредитов. Однако на повестке дня уже стоит вопрос о создании специальной организации по страхованию экспортных кредитов от политических рисков.
С кредитным тесно связан инфляционный риск — риск обесценения сумм, уплачиваемых заемщиком при погашении долга. Методом его страхования служит индексация, при которой в кредитном договоре оговаривается, что сумма платежа зависит от изменения определенного индекса, например индекса цен, а также заключение возобновляемых (револьверных) займов на короткий срок с правом их возобновления и пересмотра уровня ставки.
Процентный риск — возможность понести убытки вследствие непредвиденных, неблагоприятных для банка изменений процентных ставок и значительного уменьшения маржи, сведения ее к нулю или к отрицательному показателю. Процентный риск возникает в случаях, когда не совпадают сроки возврата предоставленных и привлеченных средств или когда ставки по активным и пассивным операциям устанавливаются различными способами (фиксированные ставки против переменных и наоборот). В последнем случае примером может служить ситуация, когда средства заимствуются на короткий срок по переменным ставкам, а кредиты выдаются на длительный срок по фиксированным ставкам в расчете на то, что переменные процентные ставки не превысят ожидаемый уровень.
Процентному риску наиболее подвержены те банки, которые регулярно практикуют игру на процентных ставках с целью извлечения спекулятивной прибыли, а также те, которые не уделяют достаточного внимания прогнозированию изменений ставок процента.
Способами управления процентным риском являются:
Согласование активов и пассивов по срокам их возврата возможно по всему балансу банка (макрохеджирование) или по конкретному активу и конкретному пассиву (микрохеджирование). Для максимального хеджирования процентного риска сроки возврата по активу и пассиву должны полностью совпадать, что, однако, значительным образом ограничивает маневренность в деятельности банка. Вследствие этого допускается разрыв (разница) между соотетствующими по срокам суммами актива и пассива. В целях управления данной разницей банки устанавливают обычно нормативы соответствия активов и пассивов по срокам для тех их видов, которые чувствительны к изменениям процентных ставок (т.е. активов и пассивов, по которым могут возникнуть значительные отклонения процентных ставок от прогнозируемых). Если ожидается, что ставки процента будут возрастать, то разница должна быть положительной. Это приведет к тому, что в категорию с более высокими ставками переместится больше активов, чем пассивов, и чистый процентный доход банка увеличится сверх ожидаемого. Напротив, при ожидаемом снижении процентных ставок разница должна быть отрицательной.
Операции «своп» с процентами — это особые финансовые сделки, по условиям которых две стороны обязуются уплатить проценты друг другу по определенным обязательствам в заранее обусловленные сроки, т.е. по существу стороны обмениваются теми процентными платежами, которые они должны произвести. Обычно происходит обмен процентных платежей по сделке с фиксированной ставкой против сделки с переменной ставкой. При этом сторона, обязующаяся произвести выплаты по фиксированным ставкам, рассчитывает на значительный рост за период сделки переменных ставок; противоположная сторона — на их снижение. В результате подобной сделки выигрывает та сторона, которая правильно прогнозировала динамику процентных ставок.
В соответствии с условиями финансовых фьючерсов продавец продает, а покупатель покупает финансовый документ по истечении определенного периода, в оговоренный момент времени в будущем по фиксированной, согласованной в настоящий момент цене. По условиям опционов одна из сторон имеет право после внесения определенной суммы купить или продать финансовый документ по заранее оговоренной цене в течение определенного периода. В последнем случае при благоприятном изменении цены это право реализовывается, при неблагоприятном — не используется и тем самым теряется сумма, уплаченная за покупку опциона.
Риск несбалансированной ликвидности — опасность потерь в случае неспособности банка покрыть свои обязательства по пассивам баланса требованиями по активам. Управление данным риском осуществляется путем соблюдения установленных Центральным банком для всех функционирующих в стране банков обязательных норм ликвидности, представляющих соотношение различных статей актива и пассива баланса банка, а также путем согласования сроков возврата размещенных активов и привлеченных банком пассивов.
Для поддержания необходимого уровня ликвидности банк должен прогнозировать возможность отлива вкладов до востребования, а также «ненадежных» срочных вкладов; увеличение спроса накредит со стороны клиентуры и т.д.; изменение экономической конъюнктуры и т.д.
Способами обеспечения необходимого уровня ликвидности являются:
Валютный риск — опасность валютных (курсовых) потерь, связанных с изменением курсов иностранных валют по отношению к национальной валюте. Валютный риск особенно высок у тех банков, которые стремятся получить спекулятивный доход, образующийся из-за несовпадения курсов одних и тех же валют на различных валютных рынках или различия курса валюты в разные моменты времени, т.е. у банков, осуществляющих арбитражные операции.
Управление валютным риском может состоять в следующем:
Крупные банки в целях минимизации валютного риска практикуют использование «тактики нулевого баланса», т.е. уравновешивают свои активы и пассивы, выраженные в слабой иностранной валюте. В результате проигрыш по активным операциям, связанный с обесценением слабой валюты, будет компенсироваться выигрышем на пассивах.
Страховой риск — опасность потерь банка вследствие того, что иностранное государство не захочет или не сможет выполнить свои обязательства перед иностранным кредитором и (или) инвестором по причинам, не относящимся к обычным банковским рискам, которые возникают в связи с кредитованием и инвестированием. Оценка странового риска представляет собой оценку прошлой, настоящей и будущей кредитоспособности страны-заемщика, т.е. ее возможности выполнить свои финансовые обязательства.
Страховой риск складывается из риска экономического (зависящего от состояния платежного баланса страны, системы хозяйствования, проводимой данным государством экономической политики, особенно ограничений на перевод капитала за границу) и политического (выражающегося в опасности переворотов, введения эмбарго, бойкотов, отказа властей от выплаты своей внешней задолженности, в особенностях национального законодательства и т.д.).
Оценка экономического риска обычно производится на основании данных национальной статистики, политического — экспертным путем.
При оценке экономической составляющей странового риска рассчитываются следующие показатели:
Дополнительно к указанным может быть рассчитано отношение совокупных расходов на обслуживание внешнего долга, объема внешнего долга, процентных платежей к валовому национальному продукту (ВНП) страны.