Что такое структура бытия

Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

О сущем бытия

Вопросы для самопроверки и повторения

1. Как кратко можно определить отношение философии к человеку и человека к философии?

2. Английский ученый и философ Б. Рассел писал: «Все точное знание…принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергавшаяся атакам с обеих сторон…» Объясните, что имел в виду Рассел?

3. Русский философ Л. Шестов считал: «Философия должна бросить попытки отыскания вечных истин. Ее задача – научить человека жить в неизвестности – того человека, который больше всего боится неизвестности и прячется от нее за разными догмами. Короче: задача философии не успокаивать, а смущать людей». О какой особенности философии пишет философ?

4. Почему современную философию не относят к науке? Прокомментируйте в связи с этим высказывание российского ученого М.К. Петрова: «научное знание научно постольку, поскольку в нем нет человека, его эмоций, стремлений, потребностей. Человек неустраним из предмета философии, и знание выглядит философским ровно настолько, насколько оно включает человека».

5. Немецкий философ М.Хайдеггер спрашивал: «Как обстоит дело в философии?» И отвечал: «Она шагает на месте, осмысливая всегда то же самое». Что имел в виду мыслитель? Попытайтесь ответить.

6. Что такое: «Путь духовного обновления». Стоит ли такая проблема перед современным поколением? Что может сделать здесь философия, чем помочь?

Раздел II. Онтология: учение о бытии,

Онтология – первая, важнейшая часть философского знания. Философия, собственно, начиналась с постановки онтологических вопросов: поиск первоначал бытия, системность бытия, способы существования бытия, место человека в бытии – изначальные вопросы, которые волновали уже первых мыслителей, так называемых натурфилософов. Античные натурфилософы, в основном «досократики» (Пифагор, Фалес, Анаксимен, Анаксагор, Анаксимандр, Гераклит Эфесский, Эмпедокл, Парменид и др.), опираясь на существующие к тому времени знания, старались заглянуть дальше, – не просто описать видимые стороны реальности, а помыслить: что же такое «бытие вообще», поэтому одной из первых проблем онтологии был вопрос об определении понятия «бытие», а также поиск организующих принципов и начал бытия.

Понятие «бытие» – одно из самых общих, наиболее емких, объемных и поэтому трудно определяемых философских понятий. Следует иметь в виду, что необходимо различать «бытие» как понятие и «бытие» как реальную структуру. Анализ бытия как наиболее общего философского понятия связывают с деятельностью античной школы элеатов (Парменид, Зенон, Мелисс). Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей предельно общие понятия: бытие, небытие, движение, целое, делимость, неделимость. В итоге они отождествили понятие бытия с самим бытием. Считая, что «все есть бытие, а небытия нет», они тем самым отвергли изменчивость, подвижность бытия в целом. Зенон в своих знаменитых апориях (парадоксах) пытался логически подтвердить и доказать, что движение и делимость только мнение, наша иллюзия. За данную концепцию элеаты подверглись критике со стороны Платона, Аристотеля, Секста Эмпирика др., но они первыми поставили вопрос о бытии как таковом, о его целостности, о совпадении мысли о бытии с ним самим.

В это же самое время (V в. до н.э.) существовали и прямо противоположные точки зрения на бытие: широко была известна позиция Гераклита Эфесского о всеобщей изменчивости, текучести и непостоянстве бытия. Следовательно, уже в самой изначальной онтологии не было единого взгляда на бытие и его понимания.

В самом первоначальном приближении под бытием понимается все существующие, все, что живет, что есть, что «бытует». В этом отношении понятие «бытие» совпадает с понятием «реальность». Реальное – значит существующие в наличии. Иногда понятие «бытие» заменяют понятиями «мир», «вселенная», «универсум», «сущее» и др., хотя полного совпадения между ними нет. Бытие – это, прежде всего, действительно философская категория, обозначающая все реально существующее, все сущее в действительности и в возможности, весь мир в его изменении и движении; все, что когда-либо, в каких-либо формах себя обозначало; то, что является объективностью, независимой от сознания, а также человек с его сознанием и духовностью. Экзистенция (существование) и эссенция (сущность) – латинские термины, характеристики, главные атрибуты любого бытия.

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

Бытие как реальность многогранно, чрезвычайно сложно по структуре. В зависимости от оснований выделяют различные сферы, уровни и градации бытия.

Например, можно рассматривать бытие как единство таких сфер:

Можно структурировать бытие по различию способов функционирования и форм отражения: неживая, живая природа и социум или литосфера, биосфера и ноосфера. По формам движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (классификация Ф.Энгельса). По системности взаимодействий: мегамир, макромир, микромир (вселенная, галактики, звездные системы, планеты, предметы, вещество, молекулы, атомы, ядра, элементарные частицы, поля и т.д.).

С философской точки зрения в структуре бытия можно выделить еще несколько градаций:

— » Бытие само по себе « (объективное бытие), безотносительное к нашему сознанию, базовое, а значит, первичное. «Бытие для нас» (субъективное бытие). Это то бытие, которое мы сами конструируем, картина мира, в которой мы существуем и с которой, собственно, и взаимодействуем. «Бытие само по себе» соотносится с понятием вечности, а «бытие для нас» – с понятием временности, конечности, ограниченности в пространстве и во времени.

— Бытие истинное (смысловое, сущностное) – «мир идей» у Платона, Бог в религиозной онтологии, Абсолютная Идея у Гегеля и пр. и бытие неистинное (кажущееся, видимое) – бытие по мнению, бытие, не имеющее смысла.

Но между ними есть свои различия:

а) В некоторых философских системах понятие «сущее» действительно употребляется для обозначения бытия в целом, служит синонимом бытия;

б) В других – под сущим понимают проявление некоторых отдельных форм бытия. Здесь сущее – обозначение части бытия;

в) Наконец, сущее выступает как основа бытия, как его абсолютное, неизменное начало, как субстанция, как его сущность.

Бытие и небытие. Интересными моментами являются некоторые точки зрения на соотношение бытия и небытия. Здесь небытие не отрицается как в учении элеатов. Наоборот, этой сфере придается основополагающая онтологическая роль и значение.

Небытие рассматривается:

— как отрицательное бытие: бытие как полное отсутствие чего-либо вообще, бытие как равное ничто;

— как позитивное превосходство небытия над бытием (как, например, постулирование абсолютной свободы в философии Н.Бердяева);

— небытие – как лишь другая форма бытия: что-то было, но потеряло свою определенность, перестало быть тем, чем было, но совсем не исчезло, а превратилось во что-то другое («стали мы и землей, и травой» – поется, например, в одной песне о войне). Вместе бытие и небытие и составляют вечность.

В данном понимании диалектика бытия и небытия может быть представлена в следующей интерпретации:

— небытие первично и абсолютно; небытие беспредельно во всех отношениях;

— небытие небытия есть бытие;

— бытие вторично и относительно, абсолютного бытия нет;

— выражением неустойчивости бытия является время, т.к. все существующее существует во времени, все возникает и погибает, переходит в небытие;

— возникновение и гибель не равномощны: все возникает на время, а погибает навечно;

— главной характеристикой бытия, его свидетельством (атрибутом) является его абсолютная гибельность.

— бытие первично, а осознание бытия – вторично. Основа осознания – память. Благодаря памяти сознание получает статус субстанции (видимость некоей постоянной).

— осознаная гибельность бытия является страданием.

Страдание заставляет сознание измысливать наличие Бога, наличие вечности, абсолюта. Так возникает религиозное в своей сущности сознание, которое и придает бытию вечность в форме Абсолюта, Бога. Но материалистическая философия утверждает, что Бога нет. Поэтому возникает сознание небытия. Оно усиливает страдания и перерастает в ужас перед бытием. Здесь и должна вступать в свои права философия. Этому ужасу сознания она призвана противопоставить «мужество небытия».

Последнее обозначает – мужество быть, существовать несмотря ни на что. Знать, что все проходит, и в то же время не впасть в ужас перед небытием – этому должна учить подлинная философия. Небытие окружает нас со всех сторон, оно знает, что мы – его добыча, и что нам от него никуда не уйти. Небытие невидимо, оно прячется за спину бытия, но оно крадется за нами попятам и убивает нас руками бытия. Каждое мгновение бытия немедленно становится прошлым, а значит небытием.

Бытие же стремится вперед, не разбирая пути (все более высокие скорости, все дальше прогресс). Стремительный бег бытия характеризует желаемое убегание от небытия. Но как бы бытие не стремилось к этой цели, конечная цель – все равно неизбежное небытие. При таком пессимистическом, но вполне реальном раскладе еще более актуальной становится задача: прожить жизнь содержательно, со смыслом, как можно более полно утвердить себя в бытии, сделать свою жизнь счастливой, приятной и радостной. Философия берет на себя смелость помочь человеку осознать самого себя, выбрать тот путь и ту жизнь, которую он считает правильной и возможной.

Источник

Структура бытия. Бытие и картина мира.

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

Современная философия, рассматривая проблему бытия, выделяет и исследует его виды и основные формы, которые не сводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны между собой.

Прежде всего, бытие включает два вида: материальное и идеальное (нематериальное) бытие. Как отмечалось, это не всегда «равноправные» и соотносимые элементы. В различных мировоззренческих решениях их координация и субординация рассматривается весьма вариативно.

Структуру материального бытия можно представить единством трех элементов: микромир, макромир и мегамир. Микромир – это «элементарные» частицы, атомы и молекулы. К макромиру относятся достаточно крупные материальные объекты. Земля, население Земли, элементы культуры общества – явления макромира. Мегамир характеризует объекты космоса.

Структуру материального бытия составляет также единство конкретных его форм (подвидов) существенно отличающихся друг от друга: бытие природы, бытие человека, бытие общества.

Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонятны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятельности природные условия и ресурсы. Природопользование приобретает все чаще хищнические, варварские формы, стимулируя возникновение и обострение экологических проблем.

Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого по соотношению с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Еще древние мыслители сформулировали положение: человек есть микрокосм, космос в миниатюре. Ему присущи все основные, типические для природы, признаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Перемещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в основных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т.п. Человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) природой, созданной самими людьми, их культурой.

Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. Благодаря сознанию и мировоззрению человек в обществе социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Он осуществляет общение, поведение и деятельность, участвует в воспроизводстве, распределении и потреблении материальных и духовных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, социальными качествами, человек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, активно-творчески проявляет себя, удовлетворяет потребности и интересы, осуществляет предвидение.

Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство материального и идеального (духовного), биологического и социального, физического и психического. Действительная жизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление его организма, высшей нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Человек осознает и переоценивает содержание своей жизни, ее цели и идеалы, принципы и нормы. Он чувствует и понимает смысл жизни, соотношение жизни и смерти, сознательно регулирует свою жизнедеятельность. Своими признаками и содержанием жизни человек уникален.

Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию – социальные институты, материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных (общественных) отношений. В обществе как обособившейся части природного бытия действуют не только всеобщие, но и общесоциологические законы, а также законы более конкретного характера. В обществе достаточно наглядно проявляется прогрессивное и регрессивное развитие.

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

Главным фактором поступательного продвижения общества вперед и способом жизни субъектов выступает человеческая деятельность. Деятельностный подход к познанию исторического процесса позволяет найти главные мотивы и движущиеся силы социального развития, определить роль и место различных субъектов в создании и использовании благ, в преобразовании самой жизни.

Бытие общества осуществляется также способом культуры, цивилизационным и формационным развитием. Оно осуществляется от прошлого через настоящее к будущему. Возникновение, развитие и смена периодов, стадий, эпох, событий и социальных процессов, культурных и иных состояний образуют действительную историю общества. Исторический подход к изучению общества является и сегодня ведущим, главным. Важным признаком социального бытия являются общественные отношения. Они действуют как отношения общения, отношения поведения и отношения деятельности. Общественные отношения чрезвычайно многообразны. Основные виды отношений в обществе – экологические, экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, художественно-эстетические, отношения свободы совести, информационные, научные, семейные и другие.

В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществляется на основе целеполагания, целесообразности, социальной активности, творчества, предвидения, хотя стихийные, самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.

Бытие сознания представляет субъективно-идеальную форму бытия. Сознание индивида как особый элемент его психики и свойство головного мозга (высшей нервной деятельности) идеально. Оно проявляется через опредмечивание и распредмечивание. Возникающие в сознании идеальные образы на основе отражения и познания материального мира составляют процесс распредмечивания сознания. Воплощение на практике идеальных образов означает объективацию или опредмечивание сознания. Благодаря сознанию, индивид может осуществлять осознаваемую, то есть чувственно воспроизводимую в сознании и понимаемую мыслительную и практическую деятельность, управлять собой, другими людьми, процессами, осуществлять иные действия. С помощью сознания осуществляется выбор вариантов поведения и общения, ценностных ориентаций и видов деятельности, ставятся цели и определяются задачи, намечаются планы, выбираются средства и способы их осуществления. Обладание сознанием наделяет человека способностью осуществлять созидательно-творческую деятельность, создавать «вторую природу» как главный элемент культуры.

Сознание социальных групп и общностей обобщенно обозначается терминами «общественное сознание» или «сознание общества». При всей условности данного обозначения, оно позволяет соотнести общественное сознание с индивидуальным сознанием, выявить общие признаки и отличия. Общественное сознание проявляется как совокупно-духовное свойство индивидов в социальных общностях. Оно не имеет материального носителя – общественного мозга. Сознание как свойство мозга человека всегда индивидуально. Но люди выявляют общие идеи, знания, идеалы, совместно разрабатывают различные планы, осуществляют на основе их конкретные типовые действия. Общее в сознании многих людей, выраженное с той или иной степенью полноты и глубины, и образует общественное сознание.

Бытие индивидуального и общественного сознания осуществляется также через функционирование его главного содержания – мировоззрения. Бытие мировоззрения связано с формированием и реализацией картины мира, а также позиций субъекта по отношению к себе, другим людям, к окружающей действительности.

Картина мира как информационная основа мировоззрения исторически изменялась и постоянно пополняется. Примитивно-обыденное восприятие бытия, существовавшее на заре человечества, дополнялось религиозно-мифологическим и абстрактно-логическим элементами. Постепенно доминантность приобретали теоретические, а в них – научные знания. Современная картина мира включает естественнонаучную, научно-техническую и социально-гуманитарную составляющие, а также соответствующие обыденные знания и верования. В ней сосуществуют религиозно-философский и светско-научный элементы. Она сопряжена с осмыслением глобальных, региональных и национально-государственных проблем.

Таким образом, бытие в философском понимании представляет все существующее, известное или неизвестное человеку. Сам человек – элемент бытия, обладающий важной особенностью – сознанием (душой). Структура бытия характеризуется соотношением материального и идеального бытия, бытия потенциального и актуального, бытия природы, человека и общества. Материальный мир может быть структурно представлен единством микро,- макро,- и мегамира. Проблема бытия – одна из важнейших мировоззренческих и методологических проблем теории всеобщего.

С помощью категории «бытие» интегрируются основные идеи, на базе которых выстраивается фундамент философской картины мира.

1. Бытие объективного и субъективного, материального и идеального есть беспредельная и непреходящая целостность.

2. Природное и общественное, индивидуальное и социальное бытие существуют равнозначно, хотя в различных формах и разными способами.

Исследование основных форм бытия, выявление специфики и характера их сотношения расширяют наши представления о сущности и содержании мира, месте человека в нем.

Источник

Бытие, его структура, формы и способы существования

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

В разговорном языке термин «бытие» име­ет три основных значения.

1.Бытие означает объективную, существующую независимо от нашего сознания, реальность.

2.Слово «бытие» используется для обобщения условий матери­альной жизни людей и общества.

В философии, некоторых других науках понятие бытия также многозначно и представ­ляет важную мировоззренческую проблему.

Категория бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество РАВНО су­ществуют, хотя и в разных формах;

3) их различное по форме существование — предпосылка единства мира;

4) мир развивается по своей объективной логике, он создаетреальность, которая существует прежде сознания, его людей.

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бы­тие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотво­ренных человеком;

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на инди­видуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества

Как исходная категория философии «бытие» является предпо­сылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий:

— обоснование его видов и свойств;

— проблемы единственности и единства бытия;

— соотношение вечности и неуничтожимости бытия в целом и конечности, уничтожимости его конкретных элементов;

— соотно­шение единства и целостности бытия с многообразием и относительной самостоятельностью элементов содержания;

— проблема независимости бытия от человека и объективная включенность человека в бытие и др.

К проблеме бытия обращаются многие науки, которые изучают разные стороны бытия, его признаки, структуру, форму.

Фундаментальная физика и химия выступают базовыми науками, на основе которых формируется естественно – научная картина мира.

Математика развивает и обосновывает свою модель бытия. Биология разрабатывает концепцию бытия всего живого. Философия решает проблему бытия в основном с мировоззренческих позиций, дополняя объяснения конкретных наук (естественных, технических и общественных).

Рассмотрение проблемы бытия дает возможность выделить элементы его содержания, взаимосвязи координации и субординации между ними. Бытие включает в себя два вида: материальное и идеальное (не­материальное) бытие.

Структуру материального бытия можно представить как единство трех элементов:

Формы (подвиды) материального бытия:

Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонят­ны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятель­ности природные условия и ресурсы. Иногда природопользование при­обретает хищнические, варварские формы, стимулируя возникновение и обострение экологических проблем.

Что такое структура бытия. Смотреть фото Что такое структура бытия. Смотреть картинку Что такое структура бытия. Картинка про Что такое структура бытия. Фото Что такое структура бытия

— бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого по соотно­шению с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Ему присущи все основные, типические для природы при­знаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Пере­мещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в ос­новных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т.п. В этом плане человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) приро­дой, созданной самими людьми, их культурой.

Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. В обществе человек социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Благодаря им, он осуществляет общение, поведение и деятельность, участвует в воспроизводстве, распределении и потреблении мате­риальных и духовных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, соци­альными качествами, человек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, ак­тивно-творчески проявляет себя, удовлетворяет потребности и интересы.

Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство биологи­ческого, психического и социального. Действительная жизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление его организма, нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Единством физического и психического, телесного и духовного, биологического и социального бытие человека неповторимо, оно не наблюдается ни в ка­ких иных предметах и явлениях бытия.

В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществля­ется на основе целеполагания, целесообразности, социальной активнос­ти, творчества, предвидения, хотя стихийные, самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.

Таким образом, рассмотренные выше проблемы и категории составляют содержа­ние онтологии — раздела философии, предметом которого явля­ется бытие как таковое, его фундаментальные принципы и свой­ства (греч. «онтос» — сущее, «логос» — учение, слово). Онтоло­гия — важная часть философии, ее проблемы, категории, прин­ципы являются основой постановки и решения проблем гносео­логии, социальной философии, философской антропологии и других разделов философского знания.

Одной из онтологических проблем является проблема единст­ва бытия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *