Что такое ступою едет в былине

Что такое ступою едет в былине

Что такое ступою едет в былине. Смотреть фото Что такое ступою едет в былине. Смотреть картинку Что такое ступою едет в былине. Картинка про Что такое ступою едет в былине. Фото Что такое ступою едет в былине

Что такое ступою едет в былине. Смотреть фото Что такое ступою едет в былине. Смотреть картинку Что такое ступою едет в былине. Картинка про Что такое ступою едет в былине. Фото Что такое ступою едет в былине

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?

Святогор, воплощающий бесполезную силу, не может соперничать с тружеником Микулой Селяниновичем.

Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца.

На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей?

Главная мысль первой части былины «Святогор и тяга земная» говорит о родной земле, русский богатырь хотел бы уехать в другие страны да не может, и чувство долга не пускает и любовь к родной земле держит.

Во второй части былины главная мысль заключается в описании судьбы. Каждому человеку на земле суждено прожить свою жизнь, можно пробовать и бороться, но от судьбы не уйдешь и принять ее надо не склонив понуро головушку, а с достоинством.

В чём глубокий иносказательный смысл былины?

Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда.

Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.

Найдите в тексте былины примеры гиперболы. Что с помощью этого приёма подчёркивается в произведении?

Мысль про сумочку Микулы Селяниновича, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко. Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.

Былина «Святогор и тяга земная» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется её тесная связь со славянской мифологией?

В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии, явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса.

Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений.

Выпишите непонятные слова и попробуйте самостоятельно объяснить их значение. Проверьте себя, обратившись к словарям.

Источник

Что такое ступою едет в былине

Что такое ступою едет в былине. Смотреть фото Что такое ступою едет в былине. Смотреть картинку Что такое ступою едет в былине. Картинка про Что такое ступою едет в былине. Фото Что такое ступою едет в былине

1. Прочитайте былину «Святогор и тяга земная» (текст вы найдете в электронных материалах к учебнику).

Приехал он к царству Поморскому,
Ко тому ко городу ко престольному,
Приезжал к домишечку убогому,
Входит в избу: никого нет дома,
Одна только девка лежит во гноище;
Тело у ней точно еловая кора.
Вынул Святогор-богатырь пятьсот рублей
И положил на стол, и взял свой вострый меч,
И бил её мечом по белой груди,
А за тым и уехал из царства Поморскаго.
Проснулась девка, смотрит: пятьсот рублей;
И стала она красавицей:
Такой на свете не видано, на белом не слыхано.
На тыя деньги почала она торговать
И наживала безсчотну золоту казну,
Строила кораблики червлёные,
Накладала товары драгоценные.
Слух про ея красоту пошёл по всему городу
И по всему царству.

2. Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?

Святогор, воплощающий бесполезную силу, не может соперничать с тружеником Микулой Селяниновичем.

3. На какие две части можно разделить былину? Какая мысль выражена в каждой из частей?

1 часть заканчивается сюжетом якобы убийства суженой. Она несет смысл поиска судьбы и ее изменения. 2-я часть с момента, когда девушка очнулась ото сна, а в конце стала женой Святогора. Смысл этой части в том, что от судьбы не уйдешь.

4. В чем глубокий иносказательный смысл былины?

Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда. Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.

5. Найдите в тексте былины примеры гиперболы. Что с помощью этого приема подчеркивается в произведении?

Захватил сумочку рукою,
Не мог и пошевелить;
Стал здымать обема рукамы,
Только дух под сумочку мог подпустить,
А сам по колена в землю увяз.

Стал его добрый конь поскакивать,
Реки, моря перескакивать,
Широкие раздолья промеж ног пущать.

Какая мысль, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко?

Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.

6. Былина «Святогор и тяга земная» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется ее тесная связь со славянской мифологией?

7. Выпишите непонятные слова и попробуйте сами объяснить их значение.

8. Почему богатырь не может поднять сумочки Микулы Селяниновича?

Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.

9. Напишите сообщение о Микуле Селяниновиче.

Сообщение о Микуле Селяниновиче.
Митрополит Иоанн разделял былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.
Микула Селянинович — пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.
Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».
Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.
Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тяга (тягость) земная».
У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.

10. Напишите сообщение о Святогоре.

Сообщение о Святогоре.
Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца. Забытый всеми могучий властелин гор гибнет как сила, противостоящая плодородию матери сырой земли.
В глубокой древности люди одушевляли явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса. Эти представления нашли отражение в фольклоре. Древние верования, древние божества и герои постепенно отходили прошлое. На смену прежним богатырям приходили новые. Вот почему во всех былинах Святогор обязательно погибает, исчезает, уходит в небытие.

Источник

Урок в 7 классе «Святогор и Микула Селянинович»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема. Былина «Святогор и Микула Селянинович».

выявить иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»;

развивать навыки составления тезисного плана статьи учебника, выразительного чтения, коммуникативных умений;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

— С какими произведениями устного народного творчества вы познакомились в 5-6 классах?

2.Обращение к домашнему заданию.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя. Беседа.

— Прочитайте определение эпоса в учебнике. Расскажите, как вы понимаете, что такое эпос.

В рукописной литературной традиции XVII — начала XIX в. произведения типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями». Критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде». Настоящее знакомство с былинами началось в середине XIX в., когда выяснилось, что эти «гистории» и «древние стихотворения» в народном бытовании называются «старИнами» или «старинками», поются в своеобразной манере и составляют органическую часть фольклорного эпоса.

Сам термин «былина» был внедрен в литературный обиход в 40-е гг. XIX в.

— Какие былины вы прочитали самостоятельно? Какие подвиги совершали былинные богатыри? Расскажите о них.

3.Обращение к выставке разных изданий былин, комментарии-рассказы.

4.Обращение к статье учебника «Для вас, любознательные!».

— Какой термин использовали в середине XIX в. на севере России для обозначения эпических песен?

— Какие географические названия часто встречаются в былинах? Назовите имена былинных героев.

— Какой облик принимают в былинах обычные слова?

5. Индивидуальное задание. Сообщение учащегося о Т.Г. Рябинине.

Рябинин Трофим Григорьевич (1791—1885), народный сказитель. Родился в деревне Гарницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. Как сказитель следовал традициям героической трактовки образов и сюжетов. П. Н. Рыбников записал от Рябинина в 1860 — 23 былины, А. Ф. Гильфердинг в 1871 — 18 былин. И среди них подлинные народные эпические поэмы, ставшие былинной классикой, вошедшие во все хрестоматии, — «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Вольга и Микула».

Большое значение в истории русской культуры имел приезд сказителя в Петербург в нояб.—дек. 1871 и его публичные выступления перед фольклористами, историками, писателями, музыкантами. Среди последних был Н. А. Римский-Корсаков, сделавший нотные записи двух былин: «Вольга и Микула» и «Добрыня и Василий Казимирович». Тогда же онежского сказителя слышал М. П. Мусоргский, использовавший рябининские речитативы в опере «Садко».

В 1894 голос И. Т. Рябинина (сына Трофима Ивановича) был записан на фонограф. Эта запись сохранилась. А в 1985 вышла уникальная пластинка «Былины Русского Севера. Сказители Рябинины», в которой представлены записи трех поколений династии сказителей Рябининых.

В 1902 Иван Трофимович Рябинин совершил 3-месячную зарубежную гастрольную поездку в Болгарию, Сербию, Австро-Венгрию, Чехию, Польшу. Его выступления в славянских странах имели общегосударственное значение. Они начались 24 мая 1902 в Мраморном зале Зимнего дворца в присутствии императорской фамилии. Сказитель был награжден императором Николаем II Золотой медалью.

6.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».

Поедет во всю рысь. Ступою едет. Стал здыматъ. Только дух под сумочку мог подпустить. Изотчество.

7. Анализ былины «Святогор и Микула Селянинович».

— Кто из героев былины вызывает вашу симпатию и почему?

7.2.Сообщение учащегося о Микуле Селяниновиче.

Митрополит Иоанн разделял былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Микуле Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы.

Микула Селянинович — пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.

Он олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».

Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».

У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.

— Какие качества русского народа нашли отражение в былинах?

7.4. Обращение к иллюстрации учебника «Микула Селянинович». Художник Е.А.Кибрик.

— Каким изобразил художник Микулу Селяниновича?

7.5.Сообщение учащихся об образе Микулы Селяниновича в живописи. Слайдовая презентация. Картины русских художников, посвященные Святогору и Микуле Селяниновичу. (А.Рябушкин «Микула Селянинович», Н.Рерих «Микула Селянинович», «Святогор», Врубель «Микула Селянинович», В.М.Васнецов «Микула Селянинович», А.Синякин «Святогор», К.Васильев «Дар Святогора Илье Муромцу»).

4.6.Сообщение учащегося о Святогоре.

Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца. Забытый всеми могучий властелин гор гибнет как сила, противостоящая плодородию матери сырой земли.

В глубокой древности люди одушевляли явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса. Эти представления нашли отражение в фольклоре. Древние верования, древние божества и герои постепенно отходили прошлое. На смену прежним богатырям приходили новые. Вот почему во всех былинах Святогор обязательно погибает, исчезает, уходит в небытие.

4.7. Индивидуальное задание. Продолжение слайдовой презентации.

— Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?

Святогор, воплощающий бесполезную силу, не может соперничать с тружеником Микулой Селяниновичем.

4.9. Обращение к статье учебника «Поговорим о прочитанном».

— Какая мысль, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко?

Святогор не смог поднять сумочку Микулы Селяниновича. Значение сумочки загадочно: согласно былине, она заключает в себе «тягу земную», «весь земной груз», «всю тяготу»; тем самым наряду с прямым значение сумочки как фантастически тяжелого предмета появляется возможное истолкования ее в обобщенно-символическом плане: как воплощение всей силы земли, как особой земной силы, овладеть которой можно лишь посредством сознательной человеческой деятельности.

Для былин характерны определенные «формулы», т. е. устойчивые, повторяющиеся из текста в текст выражения, сочетания слов, обозначающих какой-либо предмет, какую-то ситуацию, какое-то событие (копьё острое, конь добрый).

— Найдите в тексте такие формулы.

Путем-дорогою широкою, на добром коне, на сыру землю.

— Былина «Святогор и Микула Селянинович» принадлежит к числу наиболее ранних произведений былинного эпоса. Как вы думаете, в чём проявляется ее тесная связь со славянской мифологией?

В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии, явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса.

Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений.

4.10.Выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает.

СВЯТОГОР И ТЯГА ЗЕМНАЯ

Снарядился Святогор во в чисто поле гуляти,

Заседлает своего добра коня

И едет по чисту полю.

Не с кем Святогору силой помериться,

А сила-то по жилочкам

Так живчиком и переливается.

Грузно от силушки, как от тяжелого беремени.

Вот и говорит Святогор:

«Как бы я тяги нашел,

Так я бы всю землю поднял».

Наезжает Святогор в степи

На маленькую сумочку переметную;

«Много годов я по свету езживал,

А эдакого чуда не наезживал,

Такого дива не видывал:

Маленькая сумочка переметная

Не скрянется, не сворохнется, не подымется».

Слезает Святогор с добра коня,

Ухватил он сумочку обема рукама,

И по колена Святогор в землю угряз,

А по белу лицу не слезы, а кровь течет.

Где Святогор увяз, тут и встать не мог,

Тут ему было и кончение.

IV. Подведение итогов урока.

— В чём глубокий иносказательный смысл былины «Святогор и Микула Селянинович»?

Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда.

Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.

1. Выразительное чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

2. Прочитать статью учебника «В поэтическом мире былины».

3.Составить цитатный план былины на основе плана структурных частей былины (задание 4, стр.25).

— подготовить сообщение «историка» о времени, нашедшем отражение в былине;

— подготовить сообщение о географических названиях и указаниях на место действия (река Смородинка, берёза Покляпая, Леванидов крест, Грязь Чёрная);

— подготовить сообщение об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

Источник

Русский героический эпос.Циклизация былин, их идейная направленность и художественные особенности.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

2.Русский героический эпос.Циклизация былин, их идейная направленность и худ.особенности.

Описываются подвиги, конфликт м/у Киевом и Полоцком,женитьба имеет гос.значение.

Различия м/у истор.песней и былиной: Б.смотрит на истор. факт с точки зрения поэтики.В Б. сконцентрирован поэтич. И филосовски осмысленный богатый историч. опыт народа. Рус. Былины большие по объему народные песни, повеств.эпич.х-ра.Содержание их возвышено и исполнено особого историч, полит. и нравств..значения.

Худ. Особенности: 1. Б. как и др. жанры не имеют авторского времени. Их время –это время действия и исполнения. Действие их отнесено к прошлому.Это условная эпоха р.прошлого.Для большей части Б. –это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского(этот князь княжит вечно, вечно живут богатыри), для других – эпоха новгородской вольности. В какое бы время Б. не слагалась, она переносит свое действие в эпическое время. Б. воспроизводит мир социальных отношенийи историч. обстановку именно этого эпич. Времени. Время в Б. условно, но воспроизводилось оно как реальное, а не фантастическое(отл. от сказки)2.Все имена исторические и традиционные 3Все конфликты развиваются однонаправленно и однолинейно(на это указ время: “3 года Добрыня стольничал…9 лет плотничал…на 10-ый год погулять захотел. )Последовательность действия подчеркивается традиционной формой “втопоры”(в то время, в ту пору) Время течет то замедляясь(если есть действие), то ускоряясь(если ничего не происходит). Это происходит из-за принципа относительноси.4.Победа богатыря мгновенна. 5 Время в эпизодах, где действие быстро- прош; где действие долго –настоящее ( не “вывел”, а “выводил”, не “сказал”, а “говорил”) 6.Мотив оборотничества – сокральный мотив. Богатырь Вольга постоянно превращается в зверей, птиц, рыб-это высокая мудрость. Для Б.х-но отждествление мудрости и силы.7Эстетизация силы- сила –это дар природы. Она приобретается при контакте с землей или путем испития жидкости, символизирующе животворны силы. Богатырь- мифологич. воплощенная часть этих сил..

Однако даже богатырю трудно носить в себе эти силы. Эстетизация сил преобретает впоследствии нравственно-патриотическую ориентацию.Сила получает моральное оправдание

Добрыни среди других богатырей рус/ эпоса свидетельствует о том, что он был главным.Став героем эпическим, Добрыня живет по законам устного эпоса: он усваивает черты более древних богатырей, входит в произведения, ранее существовавшие и героем эпических песен, циклизовавшихся вокруг киевского князя. Былины:Первая поездка Ильи Муромца в Киев.Как из славнова города из Мурома, Из тово села Корочаева Как была-де поездка богатырская, Нарежался Илья Муромец Иванович Ко стольному городу ко Киеву Он тою дорогою прамоезжую, Котора залегла равно тридцать лет, Через те леса брынския, Через черны грязи смоленский, И залег ее, дорогу, Соловей-разбойник…(дальше знаете)))))

Источник

СТУПАТЬ

Полезное

Смотреть что такое «СТУПАТЬ» в других словарях:

ступать — См … Словарь синонимов

СТУПАТЬ — СТУПАТЬ, ступаю, ступаешь, несовер. 1. несовер. к ступить в 1 знач. «Во тьме ночной ступает легкою ногой.» Пушкин. «Ее движенья непроворны, она ступает тяжело.» Брюсов. 2. повел. ступай(те) употр. также как предложение удалиться откуда нибудь,… … Толковый словарь Ушакова

СТУПАТЬ — СТУПАТЬ, аю, аешь; несовер. 1. см. ступить. 2. ступай(те)! Требование или просьба уйти, идти. Ступай(те) отсюда! Ступай вон. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ступать — аю, ступить, плю, укр. ступати, ступити, др. русск. ступити, ст. слав. стѫпити πατεῖν (Супр.), болг. стъпям, сербохорв. ступати, сту̑па̑м, ступити, сту̑пи̑м, словен. stȯpati, stȯpam, stȯpiti, stọ̑pim, чеш. stoupati, stoupiti, слвц. stuраt᾽,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Ступать — несов. неперех. 1. Ставить ногу куда либо. отт. Опираться всей тяжестью тела на ногу. 2. Шагать, идти. 3. Входить, попадать куда либо, оказываться где либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ступать — ступать, ступаю, ступаем, ступаешь, ступаете, ступает, ступают, ступая, ступал, ступала, ступало, ступали, ступай, ступайте, ступающий, ступающая, ступающее, ступающие, ступающего, ступающей, ступающего, ступающих, ступающему, ступающей,… … Формы слов

ступать — Общеслав. Родственно греч. stembō «топчу ногами», др. исл. stappa «толочь, толкать» и т. д … Этимологический словарь русского языка

ступать — Родственно греческому stembo – топчу ногами … Этимологический словарь русского языка Крылова

ступать — ступ ать, аю, ает … Русский орфографический словарь

ступать — (I), ступа/ю, па/ешь, па/ют … Орфографический словарь русского языка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *