Что такое стяг в слове о полку игореве
Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»
Стягъ
1093: И се половци идяху противу, и стрѣлци противу предъ ними; нашимь же ставшимъ межи валома, поставиша стяги свои. Пов. врем. лет, 144 (1377 г. ← нач. XII в.). 1149: Приближающим же ся имъ к городу и видящим стягы отца своего, и пѣшиѣ вышедше из города и стрѣляющимся с ними. Ростиславу же и Борисови и Мстиславу не вѣдущим мысли брата своего Андрѣа, яко хощеть ткнути на пѣшиѣ, заня и стягъ его видяхуть не възволоченъ. Лавр. лет., 324 (1377 г.). 1172: И бысть сѣча зла, и потяша и стяговника нашего, и челъку стяговую сторгоша стяга, и смятошася обои бьющеся. Володиславъ же замысли взяти стягъ Михалковъ. Ипат. лет., 558 (XV в.). От того пророка заиму прещенья на жиды глаголемая, глуси да будутъ гонящии вы, единѣмь гласомь побѣгнеть тысяща, и пяти ради гласъ побѣгнуть мнози, дондеже останетеся на горѣ, яко знаменье на холмѣ, знаменье глаголеть стягъ, им же знаменаютъ воеводы побѣду. Гр. Бог., 122 (XIV в.).
Бишася день, бишася другыи; третьяго дни къ полуднію падоша стязи Игоревы. 18.
Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. 34.
1146: И приѣхавъ же Улѣбъ въ свои полокъ (так!), тако же Иванъ, поверга стягы и поскочи къ Жидовьскымъ воротомъ. Ипат. лет., 326 (XV в.). 1177: Мьстиславичи же не доѣхавше, повергоша стягъ и побѣгоша, гоними гнѣвомъ божиимъ и святѣи Богородици. Там же, 601. 1310: Бысть сѣча зла. Брянци же выдали князя Святослава, коромолници суще, стяги свои повергоша, а сами побѣгоша. Сим. лет., 87 (XVI в.).
а) В боевом порядке.
1097: И пусти на воропъ Алтунапу въ 50 чади, а Давыда постави подъ стягомъ, а самъ раздѣлися на 2 части, по 50 на сторонѣ. Пов. врем. лет, 179 (1377 г. ← нач. XII в.).
б) В чьем-либо войске.
А коли ты будеть всѣсти со мною на конѣ, а кто будеть твоихъ бояръ и слугъ, гдѣ кто ни живетъ, тѣмъ быти под твоимъ стягом. Грам. доконч. кн. Дм. Ив. князю Серпуховскому ок. 1367 г. ДДГ, 21.
2. Войско, отряд, полк:
Стяговъ же, коими ношашеся кивот, иже мало должѣе бѣху, главы являхуся пред молебником. Библ. Генн. II Парал., V, 9 (1499 г.).
1175: И вземше тѣло его привезоша Володимѣрю со честью съ плачемь великымъ, и бысть по малѣ времени, и поча выступати стягъ от Боголюбого, и людье не могоша ся ни мало удержати, но вси вопьяхуть. Ипат. лет., 593 (XV в.).
Отсюда нетрудно понять и выражение «Слова» «стязи глаголют»: «стязи свидетельствуют» о том, что половцы двигаются в боевом порядке (под стягами) на русских. Это значение поддерживается всем контекстом, в котором употреблено это выражение «стязи глаголют».
Итак, «говорить» о наступлении половцев могли только стяги половцев, а не русских. Автор «Слова» последовательно описывает наступление половцев. Нет, следовательно, нужды видеть в выражении «стязи глаголютъ» какого-то одушевления этих стягов, якобы предсказывающих нападение половцев.
стягъ
[Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ — стоять стязи въ Путивлѣ. 7]. Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе — храброму Святъславличю. 11. Стязи глаголютъ: Половци идуть отъ Дона, и отъ моря, и отъ всѣхъ странъ, Рускыя плъкы оступиша. 12—13. Того стараго Владиміра нельзѣ бѣ пригвоздити къ горамъ Кіевьскымъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы; нъ розно ся имъ хоботы пашутъ. 37.
1093: И се половци идяху противу, и стрѣлци противу предъ ними; нашимь же ставшимъ межи валома, поставиша стяги свои. Пов. врем. лет, 144 (1377 г. ← нач. XII в.). 1149: Приближающим же ся имъ к городу и видящим стягы отца своего, и пѣшиѣ вышедше из города и стрѣляющимся с ними. Ростиславу же и Борисови и Мстиславу не вѣдущим мысли брата своего Андрѣа, яко хощеть ткнути на пѣшиѣ, заня и стягъ его видяхуть не възволоченъ. Лавр. лет., 324 (1377 г.). 1172: И бысть сѣча зла, и потяша и стяговника нашего, и челъку стяговую сторгоша стяга, и смятошася обои бьющеся. Володиславъ же замысли взяти стягъ Михалковъ. Ипат. лет., 558 (XV в.). От того пророка заиму прещенья на жиды глаголемая, глуси да будутъ гонящии вы, единѣмь гласомь побѣгнеть тысяща, и пяти ради гласъ побѣгнуть мнози, дондеже останетеся на горѣ, яко знаменье на холмѣ, знаменье глаголеть стягъ, им же знаменаютъ воеводы побѣду. Гр. Бог., 122 (XIV в.).
Бишася день, бишася другыи; третьяго дни къ полуднію падоша стязи Игоревы. 18.
Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. 34.
1146: И приѣхавъ же Улѣбъ въ свои полокъ (так!), тако же Иванъ, поверга стягы и поскочи къ Жидовьскымъ воротомъ. Ипат. лет., 326 (XV в.). 1177: Мьстиславичи же не доѣхавше, повергоша стягъ и побѣгоша, гоними гнѣвомъ божиимъ и святѣи Богородици. Там же, 601. 1310: Бысть сѣча зла. Брянци же выдали князя Святослава, коромолници суще, стяги свои повергоша, а сами побѣгоша. Сим. лет., 87 (XVI в.).
1097: И пусти на воропъ Алтунапу въ 50 чади, а Давыда постави подъ стягомъ, а самъ раздѣлися на 2 части, по 50 на сторонѣ. Пов. врем. лет, 179 (1377 г. ← нач. XII в.).
А коли ты будеть всѣсти со мною на конѣ, а кто будеть твоихъ бояръ и слугъ, гдѣ кто ни живетъ, тѣмъ быти под твоимъ стягом. Грам. доконч. кн. Дм. Ив. князю Серпуховскому ок. 1367 г. ДДГ, 21.
[Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ — стоять стязи въ Путивлѣ. 7].
Стяговъ же, коими ношашеся кивот, иже мало должѣе бѣху, главы являхуся пред молебником. Библ. Генн. II Парал., V, 9 (1499 г.).
1175: И вземше тѣло его привезоша Володимѣрю со честью съ плачемь великымъ, и бысть по малѣ времени, и поча выступати стягъ от Боголюбого, и людье не могоша ся ни мало удержати, но вси вопьяхуть. Ипат. лет., 593 (XV в.).
СТЯГЪ
[Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ — стоять стязи въ Путивлѣ. 7]. Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе — храброму Святъславличю. 11. Стязи глаголютъ: Половци идуть отъ Дона, и отъ моря, и отъ всѣхъ странъ, Рускыя плъкы оступиша. 12—13. Того стараго Владиміра нельзѣ бѣ пригвоздити къ горамъ Кіевьскымъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы; нъ розно ся имъ хоботы пашутъ. 37.
1093: И се половци идяху противу, и стрѣлци противу предъ ними; нашимь же ставшимъ межи валома, поставиша стяги свои. Пов. врем. лет, 144 (1377 г. ← нач. XII в.). 1149: Приближающим же ся имъ к городу и видящим стягы отца своего, и пѣшиѣ вышедше из города и стрѣляющимся с ними. Ростиславу же и Борисови и Мстиславу не вѣдущим мысли брата своего Андрѣа, яко хощеть ткнути на пѣшиѣ, заня и стягъ его видяхуть не възволоченъ. Лавр. лет., 324 (1377 г.). 1172: И бысть сѣча зла, и потяша и стяговника нашего, и челъку стяговую сторгоша стяга, и смятошася обои бьющеся. Володиславъ же замысли взяти стягъ Михалковъ. Ипат. лет., 558 (XV в.). От того пророка заиму прещенья на жиды глаголемая, глуси да будутъ гонящии вы, единѣмь гласомь побѣгнеть тысяща, и пяти ради гласъ побѣгнуть мнози, дондеже останетеся на горѣ, яко знаменье на холмѣ, знаменье глаголеть стягъ, им же знаменаютъ воеводы побѣду.Гр. Бог., 122 (XIV в.).
Бишася день, бишася другыи; третьяго дни къ полуднію падоша стязи Игоревы. 18.
Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. 34.
1146: И приѣхавъ же Улѣбъ въ свои полокъ (так!), тако же Иванъ, поверга стягы и поскочи къ Жидовьскымъ воротомъ. Ипат. лет., 326 (XV в.). 1177: Мьстиславичи же не доѣхавше, повергоша стягъ и побѣгоша, гоними гнѣвомъ божиимъ и святѣи Богородици. Там же, 601. 1310: Бысть сѣча зла. Брянци же выдали князя Святослава, коромолници суще, стяги свои повергоша, а сами побѣгоша. Сим. лет., 87 (XVI в.).
1097: И пусти на воропъ Алтунапу въ 50 чади, а Давыда постави подъ стягомъ, а самъ раздѣлися на 2 части, по 50 на сторонѣ. Пов. врем. лет, 179 (1377 г. ← нач. XII в.).
А коли ты будеть всѣсти со мною на конѣ, а кто будеть твоихъ бояръ и слугъ, гдѣ кто ни живетъ, тѣмъ быти под твоимъ стягом. Грам. доконч. кн. Дм. Ив. князю Серпуховскому ок. 1367 г. ДДГ, 21.
[Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ — стоять стязи въ Путивлѣ. 7].
Стяговъ же, коими ношашеся кивот, иже мало должѣе бѣху, главы являхуся пред молебником. Библ. Генн. II Парал., V, 9 (1499 г.).
1175: И вземше тѣло его привезоша Володимѣрю со честью съ плачемь великымъ, и бысть по малѣ времени, и поча выступати стягъ от Боголюбого, и людье не могоша ся ни мало удержати, но вси вопьяхуть. Ипат. лет., 593 (XV в.).
13 непонятных слов и выражений из «Слова о полку Игореве»
Грамотность на «Меле»
«Слово о полку Игореве» — поэма, в которой рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев — была написана, предположительно, в XII веке и изучается в 7-м классе на уроках литературы. Несмотря на то что современный перевод был сделан в XX веке, в тексте поэмы встречается множество слов и выражений, которые, скорее всего, не знакомы семиклассникам и их родителям.
Все пути им ведомы,
С «яругой» все просто: в переводе с польского языка это «овраг». В Древней Руси слово употреблялось в том же смысле.
Уж лиса на щит червлёный брешет,
Стон и скрежет в сумраке ночном…
«Червлёный» — это слово, которое используется в геральдике (историческая дисциплина, изучающая гербы) и означает любой оттенок красного цвета.
Захватили золота без счёта,
Груду аксамитов и шелков,
Вымостили топкие болота
Япанчами красными врагов.
Слово «аксамит» происходит от греческих «шесть» и «нить». Так в Древней Руси называли плотную ворсистую, напоминающую бархат ткань из шёлка и золотой или серебряной нити. Чтобы выдержать тяжесть золота и серебра, ткань формировали из шести обычных нитей — двух основных и четырёх уточных (поперечных).
«Япанча», или «епанча», в переводе с тюркского языка означает «плащ» или «накидку». Это древнерусская одежда, представляющая собой длинный широкий плащ без рукавов. Епанчи считались одеждой зажиточных людей.
Берега Немиги той проклятой
Почернели от кровавых трав —
Не добром засеял их оратай,
А костями русскими — Всеслав.
«Оратай» — это устаревшее название пахаря, человека, который пашет землю. Слово также встречается в одном из стихотворений Афанасия Фета:
Оглянись: сошла вода,
Зимний дождь не хлещет боле;
На горах опять стада,
И оратай вышел в поле.
А в степи, с ордой своею дикой
Серым волком рыская чуть свет,
Старый Гзак на Дон бежит великий,
И Кончак спешит ему вослед.
Гзак — это имя половецкого хана, который руководил половцами, жившими в XII веке на берегах Дона. Кончак — тоже половецкий хан примерно из тех же краев, с Дона и Придонья. Кончак известен набегами на Киев и Переяславль и вмешательством в междоусобные распри русских князей, привлекавших военную силу половцев.
Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
Стрибог —это языческий бог древних славян, который традиционно считается богом ветра или воздуха. Соответственно, «стрибожьи внуки» — это ветра.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
«Шелом» — это русский средневековый шлем, отличительной чертой которого была высокая сфероконическая форма. До того как стать фирменным знаком русских богатырей, такие шлемы, отлитые или выкованные из бронзы, использовали воины Ассирии в третьем тысячелетии до нашей эры.
«Шишак» — это шлем круглой формы с высоким навершием (что-то вроде антенны на макушке). Наибольшее распространение в русском войске шишаки получили в XVI веке, а в XVII форма этих шлемов изменилась на металлические наголовья западноевропейского образца.
Прозван Гориславичем в народе,
Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,
Внук Даждь-бога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
Слово «крамола» может означать как бунт, мятеж или восстание, так и все, что противозаконно, запрещено или предосудительно. Здесь имеются в виду частые войны, из-за которых умирало много людей.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Слово «харалуг» в переводе с персидского языка означает «булат» или «сталь». Соответственно, речь идет о копьях со стальными наконечниками.
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина,
Славный пир дружины завершили —
Напоили сватов допьяна
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна.
«Стяг» — это воинское знамя в Древней Руси, которое представляло собой шест с укрепленным на нем пучком конских волос, клином яркой ткани и фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека.
8 устаревших слов из «Недоросля», которые нам приходится гуглить
Что такое стяг в слове о полку игореве
1093: И се половци идяху противу, и стр ѣ лци противу предъ ними; нашимь же ставшимъ межи валома, поставиша стяги свои. Пов. врем. лет, 144 (1377 г.
Падоша стязи — о военном поражении: Бишася день, бишася другыи; третьяго дни къ полуднію падоша стязи Игоревы. 18.
Понизити (повергнути) стязи — потерпеть поражение, сдаться неприятелю: Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. 34.
1146: И при ѣ хавъ же Ул ѣ бъ въ свои полокъ (так!), тако же Иванъ, поверга стягы и поскочи къ Жидовьскымъ воротомъ. Ипат. лет., 326 (XV в.). 1177: Мьстиславичи же не до ѣ хавше, повергоша стягъ и поб ѣ гоша, гоними гн ѣ вомъ божиимъ и свят ѣ и Богородици. Там же, 601. 1310: Бысть с ѣ ча зла. Брянци же выдали князя Святослава, коромолници суще, стяги свои повергоша, а сами поб ѣ гоша. Сим. лет., 87 (XVI в.).
а) В боевом порядке.
б) В чьем-либо войске.
1501: Того же месяца въ 22 поехалъ первои стягъ съ воеводами . а иныи стяги на 2 день . воевать Немецкои земле. Псков. 1 лет., 274 (XVI в.).
Стяговъ же, коими ношашеся кивот, иже мало долж ѣ е б ѣ ху, главы являхуся пред молебником. Библ. Генн. II Парал., V, 9 (1499 г.).
1175: И вземше т ѣ ло его привезоша Володим ѣ рю со честью съ плачемь великымъ, и бысть по мал ѣ времени, и поча выступати стягъ от Боголюбого, и людье не могоша ся ни мало удержати, но вси вопьяхуть. Ипат. лет., 593 (XV в.).
противник сосредоточивал около стяга все средства обороны. Падение стяга, подсеченного неприятелем, почти всегда сопровождалось замешательством в войске и нередко влекло за собою полное расстройство его, потеря же стяга, взятого неприятелем, почти всегда решала участь сражения. Значение стяга в старинных ратях было так велико, что летописи наши нередко, под именем стяга, разумеют целую часть войска. . В течение времени между XII и XV веками, когда Россия была разделена на уделы, каждый удельный князь имел свою рать, и свой стяг. Стяги того времени были уже не так громадны, как в старину; во время сражения следовали за движением полков и возились за князьями или за воеводами, начальствовавшими полками; сверх того, сохраняя свое прежнее устройство и свой прежний вид, стяги строились так, что стяг одного князя, или стяг одного полка, можно было всегда, даже издали, распознать между стягами других князей, или других полков“. Д. С. Лихачев (Устные истоки художественной системы „Сл. о п. Иг.“. — В кн.: „Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, с. 71—73): „Стягами и хоругвями в древней Руси подавали сигналы войску. В битве с их помощью управляли движением войск. «Возволоченный» стяг служил символом победы, поверженный стяг — символом поражения, отступления, бегства.
Все эти значения слова «стяг», вернее реальную действенность самих стягов в древнерусском военном обиходе, следует учитывать и при толковании соответствующих мест «Слова о полку Игореве». В самом деле, что означает обращение автора «Слова» к потомству Ярослава и Всеслава: «Уже понизите стязи свои»? Понизить, повергнуть или бросить стяг имело лишь одно значение — признание поражения. И значение этого призыва «понизите стязи свои», т. е. признайте себя побежденными, — поддерживается и дальнейшими словами автора: «вонзите свои мечи вережени. Уже бо выскочисте изъ д ѣ дней слав ѣ ». Автор этим своим обращением к ярославичам и всеславичам хочет указать им на бессмысленность и пагубность для обеих сторон междоусобных войн; в них нет победителей: «обе стороны признайте себя побежденными, вложите в ножны поврежденные в междоусобных битвах мечи; в этих битвах вы покрыли себя позором».
То же значение — поражения — имеет и выражение «третьяго дни къ полуднию падоша стязи Игоревы». Это даже не образ — здесь это военный термин, но термин, употребленный в поэтическом контексте и здесь, в этом поэтическом контексте, обновивший лежащий в его основе образ. Стяги Игоря падают — это реальный знак поражения: падают реальные стяги. Но указание на этот факт знаменательно — оно лаконично и образно указывает на поражение Игорева войска.
Отсюда нетрудно понять и выражение «Слова» «стязи глаголют»: «стязи свидетельствуют» о том, что половцы двигаются в боевом порядке (под стягами) на русских. Это значение поддерживается всем контекстом, в котором употреблено это выражение «стязи глаголют».
Итак, «говорить» о наступлении половцев могли только стяги половцев, а не русских. Автор «Слова» последовательно описывает наступление половцев. Нет, следовательно, нужды видеть в выражении «стязи глаголютъ» какого-то одушевления этих стягов, якобы предсказывающих нападение половцев.
◊ Стягъ — им. пад. ед. ч.; стязи — им. пад. мн. ч.; стязи — вин. пад. мн. ч.