Что такое субъект образования
Субъект образования
Первоначально под субъектом учебной деятельности понимался только обучающий, который передавал свои знания и опыт обучаемому – объекту учения. Затем было отмечено, что обучающийся также является субъектом обучения.
«Человек объективно выступает в системе бесконечно многообразных противоречивых качеств. Важнейшее из них быть субъектом, т.е. вершителем своего жизненного пути: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности. Субъект это человек на высшем уровне активности»
Взаимодействие субъектов образовательного процесса
См. Педагогическое взаимодействие Взаимодействие это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Активность, по утверждению И.А. Зимней, есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. У человека, представляющего собой высшую форму развития живой материи, активность проявляется на всех уровнях его организации. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации человека. Его дополнительный эффект межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.
Коллективные субъекты образования
Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов показали, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступают не только люди – воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения. Сегодня накопленный в педагогике массив знаний о коллективе, учебной группе и педагогическом коллективе позволяет утверждать, что все они являются и объектами, и субъектами учебной деятельности.
Статья 13. Субъекты системы образования
Статья 13. Субъекты системы образования
1. К субъектам системы образования в области относятся:
а) учреждения и организации, осуществляющие образовательную деятельность;
б) органы управления образованием;
в) предприятия и организации, образующие инфраструктуру системы образования;
г) физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;
д) родители (законные представители);
е) лица, обучающиеся в учреждениях образования.
2. В системе образования в области действуют:
а) государственные образовательные учреждения;
б) муниципальные образовательные учреждения всех типов и видов;
в) негосударственные образовательные учреждения.
3. Тип образовательного учреждения определяется уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ.
4. Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации.
В области действуют образовательные учреждения, соответствующие перечню типов и видов образовательных учреждений, определенных действующим федеральным законодательством.
5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научная электронная библиотека
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ – ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ
В исследованиях личность рассматривается в нескольких аспектах:
Анализ диссертационных исследований наших аспирантов и соискателей позволяет выделить и ряд других исследовательских аспектов понятия личности. Но при всем их многообразии общим является то, что понятие «личность» является центральным понятием личностно-ориентированного, деятельностного, системного, технологического, ценностно-ориентированного и практически всех других подходов. Однако мы сталкиваемся с тем, что при этом отсутствует единый подход к выделению признаков данного понятия.
В психологии и педагогике существует большое разнообразие определений понятия личности.
Отечественная теория понимания личности представлена фундаментальными исследованиями Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова и др.
Этого же подхода придерживается и Б.Г. Ананьев, который определяет личность как субъект деятельности [9, с. 141].
Б.Ф. Ломов понятие личности рассматривает с учетом ее направленности. Он выделяет направленность, связанную с мотивационной сферой человека [200, с. 311].
Столь же распространенным как деятельностный подход является социальный аспект определения понятия личности.
«Понятие личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно» [371, с. 60]. Но тогда другие качества и свойства не являются личностными?
Приведем еще несколько определений, рекомендуемых в базовых источниках.
Личность — а) социальная сторона, социальная характеристика человека как феномена общественного развития;б) конкретный человек, представитель определенной социальной общности (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности [307].
Приведем несколько затянутую трактовку понятия личности, исключительно важную для нашего исследования проблем образования.
Личность есть целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.
Механистическая концепция социализации личности предполагает, что личность есть зеркальное отражение, «слепок» социальных воздействий, оказанных на нее в разное время в процессе онтогенеза.
. При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Личность — социальная система, содержание нашего Я, которое представляет собой субстанцию нашего Я; это суть не только наше тело и его потребности, но и мир постоянно расширяющихся в ходе жизни социальных отношений. Личность есть система социального поведения и деятельности, ориентированная на существующий в данном обществе набор материальных и духовных ценностей [71, с.426].
Мы бы дополнили список определений В.Е. Кемерова следующими определениями понятия личности в философии.
«Личность в философии рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей» [358, с.537].
Анализ существующих определений понятия личность дает нам возможность все определения объединить в две группы.
Для всех определений характерно понимание того, что личность неотделима от человека.
В таком случае, проблемы образования решаются при целостном понимании человека и личности.
На наш взгляд, определения второй группы шире первого подхода и на первый план выводят человека с учетом его разнообразных качеств (сторон, компетенций, свойств и т.п.).
Так же как и в определении понятия личности, в выделении качеств, характеризующих человека как личность, единого подхода нет ни в философии, ни в социологии, ни в психологии, ни в педагогике.
Важным нам представляется подход, одобренный ЮНЕСКО, согласно которому личностью является человек с высоким уровнем сформированности пяти основных компетенций:
Это европейский стандарт личности. Мы его уже рассматривали выше.
Свойства личности включают в себя и общее, и особенное, и единичное. Особенное в личности обозначается понятием индивидуальность.
По мнению С.Л. Рубинштейна:
Рис. 6. Внешние и внутренние воздействия на личность,
определяющие ее развитие
Общим подходом является выделение групп факторов развития личности (рис. 7).
Ведущим фактором является образование, как специально организованный процесс, имеющий цель, осуществляемый подготовленными людьми, и опирающийся на теорию (рис. 8).
Рис. 7. Группы факторов развития личности
Рис. 8. Образование как фактор развития личности
Характер влияния, роль отмеченных факторов в развитии личности в значительной степени определяется возрастом человека, носителя личностных качеств.
Основным, на наш взгляд, возрастным признаком, подлежащим учету в образовательном процессе и организации деятельности личности является признак сензитивности, то есть наличия периодов развития, когда наиболее интенсивно развивается то, или иное качество личности.
Развитие личности проходит ряд периодов. Подходов к возрастной периодизации существует достаточно много как в историческом плане (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и др.), так в современной науке. Из всего многообразия подходов наиболее соответствующим проблеме нашего исследования показался подход Д.Б. Эльконина. Он выделяет и рассматривает следующие периоды и ведущие виды деятельности:
Мы в своем исследовании можем ориентироваться еще и на выделение этапов развития подростков и старших школьников:
В каждом периоде развития личности учащегося, согласно определению понятия личности, важным является вопрос о его социальной и познавательной направленности. Ответ на этот вопрос мы можем дать, только рассмотрев проблему деятельности учащихся.
Субъекты и объекты образовательной системы
От уровня образования зависит эффективность функционирования социальных и хозяйственных процессов в обществе. Образование является необходимым элементом обеспечения прогрессивного развития страны.
Образовательный процесс реализуется посредством системы образования представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, служащих для обеспечения образовательного процесса в обществе.
Важную роль среди компонентов системы образования играют образовательные организации, которые реализуют исполнение образовательных программ. Интерес общества к сфере образования обуславливается его значением для собственного будущего каждым гражданином.
Как и любая система, образование имеет субъект и объект, которые выполняют конкретную роль в образовательном процессе и тесно взаимодействуют друг с другом.
Современный подход к определению субъектов и объектов образовательного процесса
Субъект образовательного процесса – это носитель инициативности т.е. это индивид или группа лиц, обладающий (-ие) определенными знаниями и занимающийся (-еся) их донесением до объекта образовательного процесса. Субъект является активным участником образовательного процесса.
Если ранее, в образовательной сфере применялся подход, согласно которому, субъектом был преподаватель, который владел знаниями и передавал их, то сейчас применяется новый подход, который отрицает положение о том, что учащиеся, не являются активными участниками образовательного процесса. Напротив, им отводится роль субъектов. Ученики и преподаватели ставятся на одну ступень в образовательной системе с тем лишь различием, что преподаватель выступает как субъект, организующий учебный процесс, а учащийся – как субъект учебной деятельности.
Рисунок 1. Субъекты образовательного процесса
Современные реалии показывают, что второй подход не может быть реализован на практике в полной мере. Учащиеся не всегда способны выполнять субъективную роль в образовательной системе. Для этого программы школьного образования должны быть переориентированы на новый лад. Образовательный процесс построен таким образом, что упор делается только на получение знаний. Учеников не готовят к тому, чтобы они могли полноценно воздействовать на образовательный процесс.
Субъект образовательного процесса должен:
В своей деятельности, субъект образовательной системы должен быть ориентирован на следующие задачи:
Таким образом, субъектами системы образования выступают преподаватели и обучающиеся. Каждый играет свою функциональную роль.
Объектами образования выступают различные ресурсы, которые применяются субъектами для достижения образовательных целей. К объектам образовательного процесса относятся программы обучения, материальная база, приемы и способы обучения, стандарты обучения, инструменты, используемые для организации процесса, способы взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Преподаватель как субъект образовательной системы
Выбор профессии преподавателя должен быть четким и осознанным. Каждый педагог должен иметь четкую общественную и профессиональную позицию. Он должен обладать совокупностью волевых, мыслительных и чувственных отношений к миру и к выбранной профессии. Мировоззрение и идеалы преподавателя должны отражать образовательные задачи и цели.
В своей деятельности, преподаватель должен занимать активную позицию.
Общественные взгляды преподавателя довольно часто отождествляют его профессиональную позицию. Преподаватель должен быть:
Любая роль преподавателя может привести как к положительному, так и к отрицательному исходу. Это зависит от личности преподавателя и его профессиональной позиции.
Обучающийся как субъект образовательной системы
Чтобы обучающийся смог стать активным субъектом учебного процесса, он должен уметь организовывать свою работу, строить планы, конкретизировать учебные действия, выбирать и реализовывать те действия, которые будут продуктивными в учебном процессе. Обучающийся должен умело составить программу реализации выбранных учебных действий на определенном обучающем материале и организовать примеры по их формированию.
Основным признаком обучающего как субъекта образовательной системы, является его способность следовать всем формам обучения и выполнять все его виды. Формирование обучающегося как субъекта учебного процесса не происходит одномоментно, а представляет собой длительный процесс тесного сотрудничества преподавателя и обучающегося, носящий адресный характер.
Становление ученика субъектом образовательной системы проходит в несколько этапов:
Что такое субъект образования
Категория «субъект образования» в логике социокультурного процесса
В логике социальной философии показана методологическая и мировоззренческая роль категории «субъект образования» как формы осознания смысла пространства образования для общества, а также ее содержание, функции, современные проекции и потенциал для конкретных исследований развития отечественного образования.
Ключевые слова: образование; общество; субъект; социум; культура.
В концептуальном поле современной социальной философии все больше актуализируется изучение феномена образования не только как одного из важнейших социальных институтов, но и как источника и условия развития общества, способа обновления его содержания. Это значит, что образование формирует свой статус действующей социально-культурной причины, определяя пути воздействия на сознание и поведение людей объективно, т.е. как системное свойство, на основе которого формируется отношение содержания общественной системы к ее целям. Эта объективность проявляется в том, что образование «реагирует» не только на потребности людей и планируемые пути решения возникающих проблем и противоречий, но и на саморегулирование общественной системы в целом, на ее стремление к устойчивости.
Если по этой логике рассматривать особенности субъекта образования, то получается, что субъект отрицает содержание (систему) образования с инновационных позиций. Формируя отношение к образованию, его субъект (как иное в данном образовании) позволяет видеть и понимать, в каких направлениях и методах содержание образования оказывается устаревшим. Именно эти рамки существующей системы образования переходит субъект, формируя уже на своей основе – определение/отрицание данного содержания как «снятого». Это значит, что субъект образования – это особый инновационно-целевой аспект содержания образования, в котором формируется самосознание образовательной деятельности и отношений, восстанавливается нормативность образования именно как социокультурной и научной инновации, открывается особая дистанция в самом образовании – между действительным и возможным, настоящим и будущим, традиционным и новым.
Субъект образования формируется и существует в самом образовательном пространстве как форма его самодвижения, как его процессуальность и внутреннее время. Но субъект также отделяется от этой процессуальности содержания, выступая как источник и причина изменений. Эта его функция присуща любому субъекту, который возникает в любых сферах существования общества. Как отмечал В.П.Иванов: «Субъект стоит в центре многих предметно-специфических деятельностей… оставаясь предметным среди предметного мира, он должен каким-то образом одержать победу над этой предметностью. Иначе говоря, в круговороте его жизнедеятельности должна возникнуть форма, в которой быть в отношении к предмету означало бы то же самое, что быть самим собой. Эта формула по самому существу своему требует, чтобы предметность стала внутренним делом субъекта, перешла в его способность, стала силой его субъективности» [3: с. 134].
Итак, субъект образования — это человечески-смысловая форма организации образовательного пространства, способ воздействия на эту среду в направлении определенных целей, которые вырабатываются обществом, культурой, а также и самим образованием. Естественно, что такой субъект образования не сводится к образу учителя, или государству как субъекту образовательной политики. Речь идет о специфике субъектного образовательного отношения, которое, извлекая содержание из этой среды, направлено на ее изменение, преобразование на основе активности субъектной формы. Вместе с тем, такое отношение раскрывает и активизацию самого образовательного субъекта по отношению к образованию.
Другой подход связывает развитие образования с изменением социальных, культурных и других коммуникаций. Эти изменения формируют ориентиры общественного сознания, в контексте которых возникает и субъектное образовательное отношение. Для формирования образовательной подсистемы, выступающей как новое мировоззрение, смыслы, новые коммуникации, ценности, важным является то, что «управляющим компонентом коммуникаций является информация, которая актуализирует структурные процессы в системе: она изменяет состояние социокультурной системы. Формой воздействия информации на коммуникацию является сообщение, благодаря которому «вся коммуникация ритмически разворачивается во времени». [7: с. 94].
Здесь «посредником», который начинает трансформировать или переустанавливать соответствие между образованием и изменяющимся содержанием социальных коммуникаций является язык. Именно он «определяет область структурных соответствий именно между сознанием и коммуникацией» [7: с. 89].
Если рассматривать эти коммуникации как проявление социального универсума, то его основой становится язык, структурирующий сферы общения, который «благодаря своей способности выходить за пределы «здесь-и-теперь»… соединяет различные зоны реальности, повседневной жизни и интегрирует их в единое смысловое целое… Язык формирует лингвистически обозначенные смысловые поля и смысловые зоны. Словарь, грамматика, синтаксис способствуют организации этих смысловых полей». [6: с. 68, 71].
В современном обществе субъект образования должен определять последнее как сферу инновационной деятельности. Именно поэтому его роль в системе образования значительно усиливается: ведь именно субъект создает отношение к образовательной среде, ориентированное на будущее.
В этом аспекте В.И. Игнатьев и С.А. Кузин правы, когда отмечают: «Длительное время университет, как и вообще формирующийся институт образования, усиливал свою функционально-активную характеристику: адаптировать, сохранять, передавать последующим поколениям знания. Люди были актерами на сцене спектакля, создаваемого не ими. В индустриальной цивилизации индивиды стали «винтиками» гигантской фабрики социума». [4: с. 61]. И одним из важнейших «цехов» этой фабрики, по мысли авторов, была и пока остается система института высшего образования. Но постиндустриальный мир диктует свои новые требования как к индивидам, так и к институтам. А потому «в современном обществе институт высшего образования во все большей степени должен превращаться из систем практик, обслуживающих «наличное социальное бытие» (социальную действительность), в систему, конструирующую социальную действительность (выделено мной – В.Иванеев), наполняющую социальное пространство новыми социальными формами. Эта конструктивистская, а не функциональная направленность института высшего образования определяется также функцией (заданием общества), но иной природы. Существование социума становится возможным лишь на основе расширенного проектирования, конструирования и обработки форм как образцов социального порядка в противовес нарастающему хаосу и неопределенности… Университеты сами должны стать активными конструктами и производителями социальной действительности… быть настроены на смену «программ» социума, разрабатывая эти программы как новые «пакеты» практик, видов деятельности, профессии и даже отрасли». [4: с.61-62].
Фундаментом жизни университета, таким образом, становится субъект образования. Он воплощается в самосознании и системе творческих установок сотрудников университета, студентов, в инновационно – образовательной политике руководства, а также в контексте отношений к собственной деятельности с позиций целей и идеалов.
Если с этой точки зрения посмотреть на российские образовательные реформы, то в каждой из них можно открыть формирование новых направлений деятельности субъекта образования. Так, в развитии отечественного образования XIX века отчетливо сохраняется тенденция его демократизации, которая возникла еще в XVIII веке, хотя и распространялась тогда на узкие рамки господствующих в России сословий. Но уже в XIX веке повышение статуса образования как субъекта – носителя демократических ценностей и перспектив, требует своей опоры на весь состав населения России того времени, преодоления сословных ограничений. А.В.Калачев отмечает, что «освобождение крестьян поставил государство перед проблемой обучения многомиллионной народной массы. Поэтому одновременно с подготовкой крестьянской реформы начали разрабатываться положения о реформе образовательной системы. Подготовка к реформе начального народного образования была довольно длительной: с 1856-го по 1864 гг. В 1856 г. Министерство народного просвещения поручило своему Ученому комитету начать разработку нового школьного устава», [5: с.104], который бы в большей мере соответствовал современным взглядам на обучение и воспитание и больше отвечал потребностям в обучении.
Особой формой, в которой проявилась направленность субъекта образования в истории российского образования, является образовательный идеал. В.Б.Новичков, который исследовал этот идеал в контексте развития культуры и образования в дореволюционной России, синтезировал его понимание: «Образовательный идеал – это сложноструктурированное образование (С.И.Гессен), зарождающееся в национальном педагогическом самосознании конкретного народа (П.Ф.Каптерев), несущее на себе черты этнокультурной (политкультурной) принадлежности, социально-экономических и политических условий общественной жизни (С.И.Гессен, П.Ф.Каптерев), обращенное к культуре и общецивилизационному развитию (С.И.Гессен), интегрирующее в себе и направляющее социально-педагогические цели образования, его дидактические средства, предполагаемый результат образовательной деятельности в виде идеального образа личности, социума, общественно государственного устройства (В.О.Ключевский, П.Ф.Каптерев)… Образовательный идеал несет в себе культурологическое, цивилизационное, национальное и аксиологическое содержание».[8: с. 56].
В современных социально-философских и педагогических исследованиях образовательный идеал раскрывается в контексте идей дальнейшего развития и модернизации российского образования. Он имеет свои особенности в антропологическом, аксиологическом, культурологическом, компетентностном и других направлениях и подходах к осмыслению проблем и перспектив образования в России.
Итак, субъект образования представляет собой особую категорию, отражающую общую форму осознания смысла и целей конкретного этапа развития образования. Поэтому именно такой субъект есть средство развития необходимых связей образования с обществом, выявления в системе образования устаревающих методов и формированния для данного общества необходимых его гражданам качеств личности и профессиональных компетенций.
Именно поэтому в системе современного образования необходимо выделение и формирование субъектно (а не только предметно) ориентированного обучения и воспитания. Решение этой задачи позволяет, во-первых, критически осмыслить современное состояние российского общества и «перешагивать» через его настоящее, определяя встроенные в современность, но не выявленные возможности будущего. Это обеспечивает инновационную направленность образования, которое тем самым становится важным ресурсом развития российского общества. Формирование социальной субъектности личности и общества дает всестороннее обоснование развитию того проектно-конструктивного подхода к реальности, который укрепляется в современном обществе, в мире.
Во-вторых, формирование субъектно ориентированного сознания в системе образования позволяет более четко определить и оценить с позиций гуманистической культуры объектные, овеществленные стороны общественной системы, дистанцироваться от них и выстроить границы их воздействия на человека и общество. Именно так может быть создано культурно-образовательное пространство, ограничивающее современную техносферу и выявляющее ограниченность инструменталистского подхода к реальности.
В-третьих, раскрытие субъектной компоненты образования позволяет преодолеть те искажения в понимании реальности, которые связаны с медиа средой и манипуляциями сознания массовой аудитории, что является одним из направлений воздействия СМИ. Действительно, социально-коммуникативная среда, в которой живет значительный социальный слой наших современников, оказывается пронизанной социальными мифами, виртуальными образами рекламы, медийными текстами в пространстве СМИ, закрывая от людей реальное бытие с его объективностью. Эта масса людей верит в то, что мир такой, каким данный человек хочет его видеть. Эта иллюзорность психологически и морально становится для многих людей основным способом адаптации к реальности. Они подчинены внешней необходимости, стихийности общественной жизни, не зная альтернатив, например – социально субъектного контроля за изменением среды, ее планомерного преобразования. Мифотворчество – одно из проявлений социального отчуждения личности. Общество оказывается не подлинной средой существования людей, но всеобщим источником появления различных способов использования человека.
Наконец, выявление и формирование субъектной образовательной парадигмы позволяет точно определить и обосновать направленность и целевые показатели системы образования в современной информационной среде. Современный компетентностный подход, при его общей перспективности, все же направлен в первую очередь на оснащение индивидов необходимыми навыками и качествами современного члена общества. Однако важным условием инновационной деятельности является среда, выраженная коллективным сознанием и коллективными интересами – это климат любой конкретной организации. Поэтому, обучая личность на основе выделенных компетенций, данный подход не формирует коллективистское сознание и потребности специалистов.
Образование, которое преломляется через смысл и статус его субъекта, является инновационным и формирует интерес специалистов и личностей именно к перспективным методам и эффективным результатам. Такой интерес оказывается важнейшей мотивацией при освоении индивидами коллективистских норм и требований, в которых, как правило, инновационная направленность является устойчивой нормой служебного поведения и трудовых отношений. Поэтому образование в этом контексте должно быть не только системой формирования у новых поколений профессиональных знаний и умений, но основой раскрытия для современников подлинности (т.е. объективности) бытия общества и связанного с таким бытием социального и культурного образа жизни человека; оно должно выражать и обеспечивать его вовлеченность в общественные отношения. На основе образования человек должен реализовывать себя как личность именно в контексте своей включенности в социум и его культуру.
Таким образом, субъект образования существует не только как источник изменений в самом образовании, но и как условие формирования конкретного образовательного идеала социокультурной системы. Поэтому образование не может быть завершенным для конкретных индивидов, если они получают только организационно-предметную, а не дополнительно – субъектно-мировоззренческую подготовку. В каких направлениях она может быть обеспечена сегодня? Эти направления существуют как функции субъекта образования, которые обеспечивают его связи с обществом. Среди них можно выделить:
-функцию интеграции общества как условие развития его национального и гражданского самосознания;
— функцию формирования общественного идеала;
— функцию формирования социально востребованных качеств личности;
— формирование в общественном сознании установки на инновационность, социальную ответственность;
— функцию социализации и культурации личности, связанную с формированием социально-коллективистских представлений.
Наконец, субъектная основа, или общая форма образования позволяет выполнять его основную задачу в современном обществе: не только обучать людей новым знаниям и компетенциям, но и создавать новые виды практики, в которых будет формироваться обновляемый социум.
Таким образом, категория «субъект образования» может иметь социально-философский статус и рассматриваться как культурно-мировоззренческая, регулятивная и методологическая основа конкретных исследований всех направлений и тенденций в образовательном пространстве.
Литература
Literatura
С.В. Иванеев, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»
S.V. Ivaneev
The subject of education in the process of socio-cultural logic
Category of «subject of education» in the logic of the sociocultural process
In the logic of social philosophy the author shows methodological and ideological role of the category «subject of education» as a form of awareness of the meaning of space education for the community, as well as its content, function, modern projection and the potential for the development of case studies of national education.
Keywords: education; society; subject; society; culture.