Что такое субсидия на выполнение государственного задания
Особенности начисления субсидий на государственное задание
Деятельность ряда учреждений финансируется за счет средств из бюджета. Однако их не всегда достаточно. Учреждению может даваться госзадание. В этом случае потребуется дополнительное финансирование. Оно предоставляется в форме специальных субсидий.
Вопрос: Прочитав еще раз ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, пришли к выводу, что бюджетные учреждения не вправе осуществлять закупку, финансируемую одновременно за счет субсидии на выполнение госзадания и внебюджетных средств. «Бюджетные» средства учреждение должно расходовать строго по Закону N 44-ФЗ, «внебюджетные» — по Закону N 223-ФЗ. Так ли это?
Посмотреть ответ
Что собой представляет субсидия
Органы власти могут дать учреждению задание. Если средств субъекта на выполнение задачи не хватает, выдается субсидия. Деньги начисляются на р/с учреждения. Они нужны для качественного и своевременного выполнения задачи. Расчет размера субсидии выполняется уполномоченным властным органом.
После того как задание выполнено и средства истрачены, оформляется акт об использовании денег. Целевое использование предполагает трату средств на исполнение поставленного задания. Если деньги будут истрачены нецелевым образом, организуется служебное расследование.
Какие учреждения могут претендовать на субсидию
Субсидия может быть предоставлена этим субъектам:
Субсидия на исполнение госзадания может выдаваться только тем субъектам, которые уполномочены работать над этим заданием.
Законодательное обоснование
Выдача субсидии на разработку и реализацию государственного задания регламентируется этими нормативными актами:
Данные нормативные акты регламентируют перевод денег, их трату, составление отчетности.
Особенности расходования субсидии
Самая главная особенность траты денег в рамках субсидии – необходимость в строгой отчетности. Даже самая малая часть денег не может быть истрачена непонятно на что. Все направления расходования должны быть зафиксированы документально. Рассмотрим приблизительный порядок расходования денег:
Часть средств, выделенных в рамках субсидий, может остаться.
К СВЕДЕНИЮ! Задачи для субъектов создаются на базе формы, установленной Правительственным Постановлением №671 от 2 сентября 2010 года.
ВАЖНО! Госзадания и отчеты об их исполнении могут публиковаться на сайтах, если в них отсутствует государственная тайна. Публикация сведений нужна для обеспечения прозрачности финансирования.
Что делать, если средства остались
Остаток средств субсидии может быть направлен на финансирование деятельности бюджетного учреждения. Соответствующее положение приведено в части 17 статьи 30 ФЗ №83 от 8 мая 2010 года. Деньги могут направляться только на цели, для выполнения которых создано учреждение. Если же этих целей нет, средства взыскиваются.
Экономия денег, выданных в рамках субсидии, достигается обычно при наличии этих обстоятельств:
Размер субсидии определяется на базе нормативных трат на предоставление услуг в рамках госзадания, на содержание имущества. Если одна из статей расходования оптимизируется, то и часть субсидии экономится.
Разновидности субсидий
Субсидии на исполнение заданий подразделяются на эти виды:
Вид предоставляемой субсидии зависит от конкретного задания.
Что входит в предоставляемую субсидию
Важно правильно рассчитать субсидию на выполнение задания. При определении финансирования учитываются эти направления трат:
Деньги предоставляются на основании соглашения о порядке передачи субсидии.
Бухучет субсидий
Проводки в бюджетном и автономном субъекте будут разными. Рассмотрим проводки в бюджетном субъекте:
В автономном учреждении будут следующие проводки:
Это стандартные проводки, использующиеся при выполнении задания.
Бухучет возврата
Субсидия будет возвращена в бюджет при таких обстоятельствах:
Если объем задания уменьшен в текущем году, выполняются эти проводки:
Если возвращаются субсидии прошлых лет, выполняются эти проводки:
Последние проводки актуальны для тех случаев, когда не полностью реализовано поставленное задание.
Определение налога на прибыль
В статье 251 НК РФ содержатся статьи расходов, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль. В подпункте 14 пункта 1 статьи сказано, что учитываться не будут доходы в форме имущества, выданного в рамках целевого финансирования. То есть субсидии, предоставляемые бюджетным организациям, не будут учитываться при определении налога на прибыль.
Что такое субсидия на выполнение государственного задания
БК РФ Статья 78.4. Предоставление субсидий в целях финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере
(введена Федеральным законом от 13.07.2020 N 192-ФЗ)
1) на финансовое обеспечение выполнения бюджетными и автономными учреждениями государственного (муниципального) задания, предусмотренного статьей 69.2 настоящего Кодекса;
2) на оплату соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, заключенного по результатам конкурса;
3) на оплату соглашения о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
2. Предоставление субсидий, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на основании соглашений, заключенных по результатам отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Соглашения, предусмотренные настоящей статьей, заключаются на срок оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, указанный в государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, который может превышать срок действия доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи.
4. Не использованные в отчетном финансовом году остатки субсидий, предоставляемых в соответствии с соглашениями, предусмотренными подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, остаются в распоряжении исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере при условии соблюдения ими условий, установленных такими соглашениями.
Энциклопедия решений. Субсидия на выполнение задания
Субсидия на выполнение госзадания
В каждом публично-правовом образовании устанавливается:
1) порядок предоставления субсидии (абзац третий п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
2) правила и сроки определения объема финобеспечения задания (п.п. 4, 5 ст. 69.2 БК РФ), включающие:
— сроки и объемы перечисления субсидии;
— требования по возврату субсидии в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания (согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ);
— расчет нормативных затрат на оказание услуг на основе базовых нормативов и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ.
В соответствии с абзацем вторым п. 4 ст. 69.2 БК РФ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти утверждают общие требования к порядку определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг для соответствующих сфер деятельности, руководствуясь Методическими рекомендациями Минфина России (приложение к письму Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180). На основании этих общих требований органы власти и местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителей, определяют нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг (выполнение работ).
Расчет нормативных затрат может осуществляться с учетом затрат (см, в частности, п. 11 Положения N 640):
— на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет выделенных учредителем средств, в т.ч. земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование);
— на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания определяются соответствующим Соглашением *(1). Неотъемлемой частью этого Соглашения, как правило, является График перечисления денежных средств. График составляются с учетом ограничений, установленных в публично-правовом образовании. Например, на федеральном уровне согласно п. 45 Положения N 640 субсидия перечисляется учреждениям не реже 1-го раза в квартал в сумме, не превышающей:
— 25 % годового размера субсидии в течение I квартала;
— 75 % годового размера субсидии в течение 9 месяцев.
При этом, перечисление завершающего платежа субсидии в IV квартале будет осуществляться только после предоставления учреждением предварительного отчета о выполнении госзадания в части показателей объема оказания государственных услуг за соответствующий финансовый год (п. 46 Положения N 640). Срок предоставления предварительного отчета устанавливается непосредственно в госзадании.
Важным обстоятельством является то, что в случае если показатели объема оказания государственных услуг, указанные в предварительном отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то госзадание подлежит уточнению в соответствии с указанными в предварительном отчете показателями. Соответственно, перечисление завершающего платежа должно осуществляться с учетом уменьшения госзадания, то есть в меньшем размере, или не перечисляться вовсе (в зависимости от показателей предварительного отчета). Таким образом, уже в конце года после уменьшения задания учреждению может быть уменьшен итоговый объем полагающейся субсидии.
В случае, если на основании представленного учреждением по итогам финансового года отчета о выполнении госзадания, показатели объема, указанные в отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии в объеме соответствующем показателям неисполнения госзадания подлежат перечислению в федеральный бюджет (п. 46 Положения N 640).
Если учреждение недовыполнило задание в пределах допустимого отклонения, установленного в госзадании по итогам года, у него не возникает обязательство по возврату суммы субсидии в доход бюджета.
Требования по объему ежеквартального перечисления субсидии и уменьшению субсидии в конце года на основании предварительного отчета не распространяются на учреждения, в случаях (п. 46.1 Положения N 640):
— оказания услуг (выполнения работ) зависящих от сезонных условий (если учредителем не установлено иное);
— если в отношении учреждения проводятся реорганизационные или ликвидационные мероприятия;
— осуществления выплат в рамках Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761 и от 28.12.2012 N 1688.
Внимание
Соглашением о предоставлении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания или порядком предоставления субсидии, установленным уполномоченным органом в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 78.1 БК РФ, в качестве условия предоставления субсидии может быть определено выполнение задания. В этом случае при невыполнении задания к бюджетным и автономным учреждениям может применяться ответственность, предусмотренная КоАП РФ за нарушение условий предоставления субсидий на финобеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (см. ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, письмо Минфина России от 24.04.2015 N 02-10-09/23856, п. 8 письма Минфина России от 04.08.2015 N 02-10-09/45065, постановление 15 ААС от 14.12.2015 N 15АП-19999/15).
Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, принятый в публично-правовом образовании, может предусматривать возможность перечисления субсидии только при условии наличия на официальном сайте (www.bus.gov.ru) соответствующего государственного (муниципального) задания (см., например, пп. 17 п. 6 Порядка, утв. приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н)*(2). Информация о заданиях может включаться в специальный реестр (см., в частности, Порядок, утв. приказом Минфина России от 16.11.2015 N 177н).
Действующее законодательство не предусматривает требования об учете средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на отдельном лицевом счете (счете). Иными словами, средства таких субсидий числятся у бюджетных (автономных) учреждений на том же лицевом счете (счете), что и средства от приносящей доход деятельности. Какого-либо специального порядка санкционирования оплаты денежных обязательств за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в настоящее время не существует.
Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых созданы учреждения (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ; ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Этот порядок расходования средств применяется только в том случае, если задание выполнено в полном объеме. Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ эти суммы не учитываются при налогообложении прибыли бюджетных и автономных учреждений (см. также письмо Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040). Если задание выполнено учреждением полностью, уменьшение субсидии в объеме неиспользованных остатков на начало очередного финансового года противоречит законодательству Российской Федерации (письмо Минфина России от 11.01.2013 N 02-13-10/28).
Возможна иная ситуация: задание учреждением не выполнено, но требование о возврате в бюджет остатка субсидии в публично-правовом образовании не предусмотрено. До корректировки положений ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ в такой ситуации остаток субсидии на выполнение задания можно было потратить на любые цели, ради которых создано учреждение, в т.ч. в рамках приносящей доход деятельности. Теперь же при расходовании этого остатка необходимо строго соблюдать те требования по целевому использованию, которые были установлены при предоставлении субсидии.
Задолженность прошлых лет по предоставлению учреждению субсидии на государственное (муниципальное) задание, выполненное в прошлые годы, может быть компенсирована в текущем году путем предоставления этому учреждению субсидии на иные цели (см. Раздел 7 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013.)
*(1) Для федеральных бюджетных и автономных учреждений типовая форма соглашения о предоставлении субсидии на выполнение госзадания утверждена приказом Минфина России от 31.10.2016 N 198н. В соответствии с законом (решением) о бюджете информация о подобных соглашениях может отражаться в специальном реестре. Так, например, Порядок ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий из федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 31.12.2015 N 224н.
*(2) Аналогичная норма ранее была предусмотрена пп. 12 п. 11 Порядка, утвержденным приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н и применявшимся до 04.02.2017.
Как связаны субсидии на госзадание и госзакупки
Субсидии на выполнение государственного задания — это бюджетные средства, предназначенные для финансирования подведомственных учреждений с целью реализации ими плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности. За счет полученного финансирования бюджетники проводят госзакупки.
Скачать бланк государственного задания бюджетного учреждения |
Скачать образец госзадания для бюджетных учреждений |
Скачать примерное положение о закупках для автономного учреждения |
Для чего необходимы субсидии на государственное задание
Бюджетным, автономным и некоммерческим учреждениям необходима государственная поддержка. Расходы таких организаций частично или полностью покрывают средства бюджета — субсидии. Государственное и муниципальное финансирование учреждения на основе государственного задания позволяет проводить госзакупки.
Закупки, не связанные с реализацией муниципальной программы, осуществляются за счет средств местного бюджета. Заказы по 223-ФЗ осуществляются из других источников — поступлений за оказанные услуги или иные виды предпринимательской деятельности. В законодательстве указано, чем регламентируются закупки за субсидии на выполнение государственного задания — только Федеральной контрактной системой, то есть 44-ФЗ.
Как это работает? После утверждения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) учреждения разрабатывают государственное или муниципальное задание (ГЗ и МЗ) на очередной финансовый год с учетом всех показателей, связанных с выполнением госзадания. Лимиты бюджетных обязательств — основа расчета субсидии: показатели необходимо рассчитать и утвердить в течение 15 дней после утверждения главным распорядителем лимитов. В БК РФ разъясняется, могут ли быть источником оплаты по договору средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, — да, субсидия распределяется по направлениям расходов, среди которых и закупки для нужд госучреждения.
После этого готовится план финансово-хозяйственной деятельности и план-график закупок. Все три документа должны совпадать в части субсидирования госзадания. Показатели ПФХД по выполнению ГЗ уточняются перед составлением плановых закупочных документов. На основании этих цифр ведется расчет планируемых закупок. Вот каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации — учреждение определяет потребности по КОСГУ 225 (работы, услуги по содержанию имущества) и рассчитывает статью затрат на очередной год и плановый период с учетом субсидирования и лимитов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как сформировать госзадание в учреждении без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Отказаться от выполнения госзадания нельзя (п. 6 ст. 9.2 7-ФЗ). Форму и порядок заполнения документа ищите в постановлении Правительства РФ № 640 от 26.06.2015. Регулируется субсидирование для госзадания и статьей 69.2 БК РФ. Этот норматив описывает действия подведомственных учреждений в части планирования и реализации ГЗ и МЗ.
Госзадание, госуслуги и госзакупки связаны напрямую: муниципальный заказ финансируется за счет средств субсидии. В ГЗ или МЗ прописываются абсолютно все параметры предоставления государственных услуг: состав, качественные характеристики, порядок осуществления, результативность, объем и их стоимость. Формула расчета включает все эти показатели, в результате чего определяется размер субсидирования (п. 12 ПП РФ № 640 от 26.06.2015). Выделенные средства расходуются только на цели, непосредственно связанные с выполнением ГЗ или МЗ.
В БК РФ и постановлении № 640 строго закреплено, могут ли образовательные организации направлять средства, полученные на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания учредителя, на иные цели, — нет, субсидию тратят только на то, для чего ее выделили. Расходовать целевые средства в другом направлении запрещено.
Как осуществляется субсидирование
Финансирование организаций бюджетной сферы регламентируется статьями 69.2 и 78.1 БК РФ. Учреждения планируют расходы, формируют документы-основания и передают их распорядителям или главным распорядителям бюджетных средств. РБС утверждают лимиты и доводят их до подведомственных организаций. По новым правилам получатели средств обязаны утвердить госзадание в течение 15 рабочих дней после утверждения (а не доведения) ЛБО.
При разработке госзадания пользуйтесь новыми формами из приложений к ПП РФ № 640. И не забывайте, на каком документальном основании предоставляют субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания учредители или ГРБС:
Основной документ — это соглашение о предоставлении субсидии. К нему в обязательном порядке готовится график, в котором указано, с какой периодичностью учредитель перечисляет учреждению субсидию на выполнение госзадания: все средства направляются в соответствии с этим документом. ГРБС заключает соглашение (со всеми приложениями) в течение 15 рабочих дней. Весь процесс подготовки к субсидированию занимает 30 рабочих дней.
После доведения ЛБО бюджетники готовят ПФХД и планируют закупки. На подготовку плана-графика по 44-ФЗ отводится 10 рабочих дней после согласования плана финансово-хозяйственной деятельности. Для заказов по 223-ФЗ готовится и публикуется в ЕИС план закупок. После согласования субсидии на выполнение государственных заданий в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности получает средства на ведение закупочной деятельности.
При формировании плановых документов не забываем и о шифре показателей бюджета. По правилам код субсидии на выполнение госзадания зависит от направления расходования средств. Государство финансирует нормативные затраты на оказание услуг, издержки, связанные с выполнением госуслуг и содержанием недвижимости и особо ценного имущества. Для определения итогового размера госсубсидии суммируются все нормативные затраты. В расчет не включаются расходы на содержание имущества, которое не используется при оказании госуслуг.
Особые правила действуют в отношении неизрасходованных средств. Если по итогам финансового года у вас образовался остаток неиспользованной субсидии, то его надлежит вернуть в бюджет (ст. 69.2 БК РФ). Такие операции производятся в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием.
Суть в том, что государство выделяет деньги на реализацию госзадания под конкретные показатели. Если услуга оказана не в полном объеме, то подведомственное учреждение обязано отчитаться обо всех произведенных операциях и вернуть неизрасходованные средства. Вот когда производится возврат остатков:
Как связаны субсидии и закупки
Закупки за счет субсидиарных средств осуществляются только в рамках федеральной контрактной системы — закона № 44-ФЗ. Вот на что разрешено тратить субсидию:
В БК РФ определено, могут ли бюджетные (автономные) учреждения выплатить матпомощь за счет субсидии на госзадание — да, зарплатные выплаты сотрудникам, в том числе и материальная помощь, налоговые отчисления по таким выплатам бюджетные и автономные учреждения платят в том числе и из субсидии. Если организация оказывает платные услуги, то она вправе платить зарплату, премии, материальную помощь из внебюджетных средств.
Заказчик вправе использовать субсидирование только на те заказы, которые напрямую связаны с оказанием госуслуг по ГЗ, МЗ.
Подведомственное учреждение обязано заранее спланировать затраты на реализацию госзадания и включить их в расчет для ГРБС, а затем в ПФХД и план-график по 44-ФЗ. Закупки за счет субсидирования проводятся в течение года в соответствии с плановыми документами. Субсидиарные средства тратятся только на заказы, обеспечивающие целевые нужды организации, нецелевое использование субсидирования невозможно. Если контролирующие органы зафиксируют нарушения, то учреждению и должностным лицам грозят штрафы, административная, а в определенных ситуациях и уголовная ответственность.
Закупки осуществляют только под фактически выделенные средства. Если учредитель выделил субсидию на госзадание не в полном объеме, то проводить заказ нельзя. Тендеры планируются и проводятся под действующие лимиты бюджетных обязательств.
Для автономных учреждений действуют иные правила. Закупки по 44-ФЗ АУ проводят, только если субсидирование выделяется на капитальные вложения (письмо Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014). Остальные заказы (в том числе и за счет субсидиарных средств) проводятся по 223-ФЗ (письмо Минфина № 02-02-09/12591 от 21.03.2014).
Если автономная организация нарушит основное правило законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц и не разместит в срок план закупок, то ей придется вести закупочную деятельность по нормам 44-ФЗ (ч. 4 ст. 8 223-ФЗ). Это касается абсолютно всех заказов по всем источникам доходов организации.