Что такое судебный акт

Что такое судебный акт

АПК РФ Статья 15. Судебные акты арбитражного суда, Верховного Суда Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 47-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Арбитражный суд принимает судебные акты в форме судебного приказа, решения, постановления, определения.

2. Судебный акт, вынесенный арбитражным судом первой инстанции в порядке приказного производства, именуется судебным приказом.

Судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением.

Все иные судебные акты арбитражных судов, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства, именуются определениями.

4. Принимаемые арбитражным судом судебные приказы, решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

5. Судебный акт, за исключением акта, содержащего сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, может быть выполнен в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если судебный акт принят судом коллегиально, он подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью.

При выполнении судебного акта в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного судебного акта на бумажном носителе.

(часть 5 введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 220-ФЗ)

Источник

Статья 15. Судебные акты арбитражного суда, Верховного Суда Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 47-ФЗ статья 15 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 АПК РФ

1. Арбитражный суд принимает судебные акты в форме судебного приказа, решения, постановления, определения.

2. Судебный акт, вынесенный арбитражным судом первой инстанции в порядке приказного производства, именуется судебным приказом.

Судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением.

Все иные судебные акты арбитражных судов, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства, именуются определениями.

4. Принимаемые арбитражным судом судебные приказы, решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ статья 15 настоящего Кодекса дополнена частью 5, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ) применяются при наличии технической возможности в суде

5. Судебный акт, за исключением акта, содержащего сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, может быть выполнен в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если судебный акт принят судом коллегиально, он подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью.

При выполнении судебного акта в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного судебного акта на бумажном носителе.

Источник

Что такое судебный акт

29. В случае направления стороной жалобы о пересмотре судебного акта в кассационном порядке в Верховном Суде Российской Федерации последним судебным актом для целей применения ст. 112 АПК РФ является определение об отказе в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации либо определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 3 декабря 2014 г. обществу отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с компании неосновательного обогащения.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 1 апреля 2015 г., оставленным в силе постановлением арбитражного суда округа от 6 июня 2015 г., названное решение суда отменено, иск удовлетворен частично.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. отказано в передаче кассационной жалобы общества на названные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Общество 2 марта 2016 г. обратилось в суд первой инстанции с заявлением о взыскании судебных расходов.

Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявление общества оставлено без удовлетворения. Суды пришли к выводу о пропуске обществом шестимесячного срока на подачу этого заявления, исчисленного с 6 июня 2015 г., то есть с даты вынесения постановления арбитражного суда округа как последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу. Суды констатировали, что с учетом выходных и праздничных дней срок для подачи заявления о взыскании судебных расходов истек 11 января 2016 г. Ходатайство о восстановлении срока общество не заявляло.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Разъяснения о том, какой судебный акт считать последним, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, для целей исчисления шестимесячного срока, установленного ст. 112 АПК РФ, содержатся в п. 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». Из абзацев первого и четвертого этого пункта следует, что по общему правилу последним судебным актом является решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции, если соответствующий судебный акт не был предметом рассмотрения суда вышестоящей инстанции, либо постановление суда кассационной инстанции, принятое по результатам рассмотрения жалобы на такие судебные акты. Однако в случае направления стороной заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора последним судебным актом по ранее действовавшему процессуальному законодательству являлось определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Таким образом, лицу, требующему возмещения судебных расходов, процессуальным законом гарантировалось такое право по результатам последовательного рассмотрения дела в судебных инстанциях.

Оснований полагать, что эти гарантии снизились с изменением процессуального законодательства и включением в АПК РФ норм, предусматривающих возможность пересмотра судебных актов арбитражных судов Верховным Судом Российской Федерации в порядке кассационного производства, не имеется.

Напротив, из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что высшая судебная инстанция указала на судебный акт кассационной инстанции как один из возможных актов, завершающих производство по делу (п. 1), и подтвердила право участвующего в деле лица обратиться в суд с заявлением по вопросу о судебных издержках, понесенных в связи с рассмотрением дела, о возмещении которых не было заявлено при его рассмотрении, после принятия итогового судебного акта по делу (п. 28).

В связи с тем, что определение Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии вынесено 14 сентября 2015 г., а заявление о возмещении судебных расходов подано обществом 2 марта 2016 г., у судов не было оснований для вывода о пропуске шестимесячного срока на его подачу.

Источник

Что такое судебный приказ. Общие требования, заявляемые в порядке приказного производства

Что такое судебный акт. Смотреть фото Что такое судебный акт. Смотреть картинку Что такое судебный акт. Картинка про Что такое судебный акт. Фото Что такое судебный акт

Губин Виталий

Приказное производство регламентируется соответствующими статьями Гражданско-процессуального кодекса РФ. Однако, более детально практическое применение этих норм отражено в специальном Постановлении Пленума ВС РФ №62 от 27 декабря 2016 года. Оно направлено на единообразие работы судов при рассмотрении заявлений о выдаче судебных приказов.

Что такое судебный приказ?

Прежде всего, что такое приказ? Приказ – это вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

Пленум указывает, что судебный приказ о взыскании – это специальный судебный акт, вынесенный по итогам рассмотрения дела, отнесенного к категории приказного судопроизводства. Он может быть вынесен по заявлению заинтересованного лица по требованиям, связанным с взысканием денежных средств, либо истребованию иного имущества. Данные требования должны носить бесспорный характер, т.е. они должны признаваться должником, к примеру, расписка с признанием задолженности, или быть основаны на письменных доказательствах, которые не ставят под сомнение их подлинность, например, кредитный договор. При оценке бесспорности суды определяют, что доказывающие требования документы не содержат указания на факт несогласия должника с требованиями. К такому факту также может быть отнесено поступившее от должника возражение о размере задолженности или действительности сделки.

В постановлении особо подчеркивается, что требования, отнесенные к категории приказного судопроизводства, не могут быть рассмотрены в рамках искового, а такие иски подлежат возвращению заявителю. Если по бесспорному долгу должен быть вынесен судебный приказ, например, задолженность по кредиту, то взыскатель не может подать иск, а должен прибегнуть к упрощенному судопроизводству.

Историческая справка
Институт судебного приказа имел прототип в дореволюционном законодательстве. После революции был закреплен в ГПК РСФСР 1923 года, но в последующем взыскание в бесспорном порядке было передано в компетенцию нотариата. В совеменной России нормы о судебном приказе были включены в ГПК только в 1996 году

Денежные суммы, по которым может быть выдан судебный приказ

Приказной порядок судопроизводства распространяется на требования, которые ограничены лимитом в пятьсот тысяч рублей. В эту сумму входит как основной долг, так и связанные с ним штрафные санкции, например, неустойка. Важно, что взыскание задолженности в таком порядке не предусматривает возможности дальнейшего пересмотра, например, начисление процентов до момента исполнения судебного решения. Также не допускается требовать задолженности без конкретной суммы, например, процент от суммы долга на дату выдачи судебного приказа.

Размер долга, взыскиваемого судебным приказом, не может превышать указанных пределов и в случае, если требование предъявляется двум и более должникам. Аналогичное правило распространяется и на заявления о выдаче судебных приказов с несколькими требованиями.

Применительно к арбитражному процессу Пленум указывает, что при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа заявителю не требуется соблюдать претензионный порядок. По аналогии с этой нормой такой же порядок действует и при взыскании в рамках гражданского судопроизводства.

Кто рассматривает заявления о выдаче судебного приказа

Заявление о выдаче судебного приказа может быть выдано мировым судьей или арбитражным судом. Так, если должник – физическое лицо, то заявление должно быть подано на участок мирового судьи по месту проживания данного человека. Если же должник юридическое лицо, то заявление о выдаче судебного приказа рассматривает арбитражный суд региона, где это юрлицо зарегистрировано.

В Постановлении отмечается, что мировые судьи и арбитражные суды в пределах своей компетенции приказного судопроизводства могут рассмотреть заявление о взыскании задолженности:

При этом, наличие задолженности может быть подтверждено не только договором, но иным документом, например, в отношении коммунальных услуг это часто бывает выписка по лицевому счету, в ТСН – карточка учета взносов членов и т.д.

Когда выдача судебного приказа невозможна

Законодательство не предусматривает возможность приказного судопроизводства в отношении требований вытекающих из договорных отношений, которые на первый взгляд также носят бесспорный характер. Судебный приказ не может быть выдан на требования расторгнуть договор или признать его недействительным, о взыскании морального вреда или убытков в результате недобросовестного поведения противоположной стороны договора.

Кроме того, нельзя подать заявление о взыскании долга с должника, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве. В этом случае все требования заявляются в порядке, предусмотренном специальным законом «О несостоятельности».

Что такое судебный акт. Смотреть фото Что такое судебный акт. Смотреть картинку Что такое судебный акт. Картинка про Что такое судебный акт. Фото Что такое судебный акт

Заявление об отмене судебного приказа

Упрощенный порядок судопроизводства, к которому относится взыскание задолженности посредством выдачи судебного приказа, на практике используется достаточно часто. Тем более, что зачастую для кредитора нет иного варианта начать процесс судебного взыскания долга, кроме как подать соответствующее заявление.

Отмена судебного приказа

Если в отношении Вас вынесен судебный приказ, но хотите оспорить решение, уложившись в отпущенный законодательством срок? Вас волнует вопрос, как безошибочно, быстро и дешево оформить заявление об отмене (возражение относительно исполнения судебного приказа согласно ГПК РФ)? С появлением нового онлайн-сервиса сделать это стало очень просто: заполняйте бланк в удаленном режиме.

Подготовленный с помощью сервиса документ позволит Вам отменить судебный приказ и остановить взыскание. Безошибочность при заполнении заявления исключает возможность отказа суда в отмене судебного приказа.

Источник

Арбитражные суды Российской Федерации

О системе Арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.

Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации

Что такое судебный акт. Смотреть фото Что такое судебный акт. Смотреть картинку Что такое судебный акт. Картинка про Что такое судебный акт. Фото Что такое судебный акт

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 «Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.», из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 «О Государственном арбитраже в СССР», была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *