Что такое суффиксы 2 класс
Урок русского языка во 2 классе «Суффикс как часть слова»
Наталия Озерова
Урок русского языка во 2 классе «Суффикс как часть слова»
Урок усвоения новых знаний
Цель урока: ученик научится находить в словах суффикс;
Ученик получит возможность научиться: разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Задачи урока: узнать, что такое суффикс, понять значение суффиксов; создать алгоритм нахождения суффиксов.
Планируемые результаты обучения:
РУУД – самостоятельно определять цели своего обучения; целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи.
ПУУД- планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнению; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать.
КУУД – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
1) Выделять корень, окончание, суффикс.
2) Находить в словах суффикс, определять его значение.
3) Составить алгоритм нахождения суффикса.
1) Освоение личностного смысла учения, желание продолжать учёбу.
2) Развивать способность к самооценке успешности в овладении материалом
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, коллективное взаимодействие.
Ход урока:
1. Организационный этап. Мобилизация внимания.
Самоопределение к деятельности.
Где ваши ловкие шустрые пальчики?
1, 2, 1, 2 (хлопки и сжатие)
Ножками топаем, ручками хлопаем!
Ручками хлопаем, ножками топаем!
Тихо садимся, к знаньям стремимся!
— Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.
— Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
2. Работа в тетради.
Запишите в тетрадь число, классная работа.
Обозначьте ударение, опасные места.
3. Подведение к теме.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
Пишут они и считают,
Читают, творят и мечтают. (школа)
-А как называют детей, которые посещают учебные занятия в школе? (ученики, школьники)
Пишу на доске слова “школа” «ученики» и “школьники”.
— Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.
(существительные, отвечают на вопросы что? кто?.)
— Выделим известные нам части слов в однокоренных словах?
— Какие возникли затруднения?
Что это за часть слова? Где можно найти ответ на вопрос?
4. Формулировка темы и задач урока.
Откройте учебник, найдите урок 47 и прочитайте тему нашего урока.
Суффикс как часть слова.
К какому блоку относится этот урок? (Как устроен наш язык)
Какое новое слово узнали?
Запишите это слово в тетрадь – суффикс
Определите задачи урока:
узнать, что такое суффикс,
понять значение суффиксов;
создать алгоритм нахождения суффиксов.
-Прочитайте словосочетания.
Спишите словосочетания, в словах, которые называют детёнышей, выделите окончание и корень (у доски 2 ученика).
Выполняя упр., вы какие слова записывали? (однокоренные)
Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова.
-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?
Суффикс помогает образовать новые слова.
Где находится суффикс, какова его роль?
Прочитайте материал рубрики «Тайны языка»:
-Что такое суффикс?
Слово суффикс пришло к нам из латинского языка – suffixus: suf (между) + fixus (прикреплённый).
-Какова роль суффикса?
-Как обозначают суффикс?
Обозначьте суффикс в словах, обозначающих детёнышей.
С какой задачей урока вы справились сейчас?
(узнали, что такое суффикс)
6. Введение нового материала в систему знаний.
создание алгоритма нахождения суффикса.
— Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике.
Полистайте страницы урока и найдите.
С какой задачей урока справились?
Физминутка, снятие утомления с глаз и рук
7. Первичное закрепление. Работа в парах и коллективное взаимодействие.
Возьмите карточки на столах, прочитайте задание, образуйте слова.
Выполнение заданий на карточках
(читают, выполняют, наблюдают, делают вывод, объясняют)
Повернулись и в четвёрках сверили свои результаты.
— В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?
— Выделите в словах суффиксы.
-Какие суффиксы выделили, какое значение они придают словам?
Выберите, кто будет отвечать, вышли к доске представители от каждой группы (каждая пара объясняет свои наблюдения)
С какой ещё задачей урока справились?
(понять значение суффиксов)
Физминутка (по необходимости)
“Вновь у нас физкультминутка”
7. Самостоятельная работа (индивидуальная работа):
Проверим, научились ли вы применять алгоритм при выделении суффикса.
На карточке слова, выделить суффикс:
Голосок, стебельки, стульчики, Васенька, скрипка, машинка, снежинка, избушка, зёрнышко.
8. Рекомендации по выполнению домашнего задания
— Рассмотрите в учебнике упр. 4 и 5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы в некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?
— Ребята, выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д. з.
9. Рефлексия деятельности. Итог урока (оценка деятельности).
Прикреплённые файлы:
Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. Тема 6 — «Урок вежливости». Часть 1 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.
Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен существительных по числам» Урок русского языка Класс: 3 «Д» Учитель: Тюрюкова Е. М. Учебник: Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель: Создать условия.
Как мы говорим (о нормах современного русского языка) Мы учимся языку всю жизнь. Даже в самом раннем детстве мы усваиваем нормы литературного языка, воспринимая от окружающих звучащую речь и.
Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.
Конспект урока русского языка в третьем классе по теме «Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива» К этому времени обучающиеся уже знают, чтобы проверить орфограмму слабой позиции в личном окончании глагола, нужно знать к какому спряжению.
Урок постановки учебной задачи. Урок русского языка во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова Мастер класс на краевом семинаре Тип урока: Урок постановки учебной задачи Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые.
Слова родного языка. Консультация для родителей Не для кого сегодня не секрет, что родным языком ребенок начинает овладевать еще с первых месяцев жизни. Эталоном речи для малыша, в первую.
Технологическая карта урока. Тема урока «Электричество. Невидимая сила» ФИО учителя Кузнецова Елена Александровна ОУ МКОУ «Лебединская СОШ» Тема урока: Невидимая сила. Электричество Тип урока: Урок «открытия».
Урок русского языка в 3 классе «Части речи. Закрепление» Тема: Части речи. Закрепление Особенности урока: • Наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих.
Что такое суффикс в русском языке?
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.
Чтобы понять, что такое суффикс в русском языке, начнем с того, что слово состоит из основы и окончания. В основу входят все морфемы, кроме окончания, которое является словоизменительной частью слова, и формообразующих суффиксов.
В морфемном составе слова суффикс располагается непосредственно за корнем:
Эта морфема служит для образования новых слов и некоторых грамматических форм.
Словообразовательные суффиксы
В русском языке новые слова образуются с помощью суффиксов:
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
Значения суффиксов
Обратим внимание, что слову «домик» суффикс -ик- придает уменьшительно-ласкательное значение. Значит, суффиксы не только образуют новое слово, но и могут придавать ему дополнительное значение ласкательности, уменьшительности или увеличительности, пренебрежения. С помощью таких суффиксов говорящий высказывает свое отношение к предметам и явлениям. Например, выделим оценочные суффиксы в составе слов:
Обратим внимание на чередование корневых согласных перед суффиксами: г//ж, к//ч.
Один или два суффикса?
В морфемном составе многих слов можно указать не один, а два и даже три суффикса, которые нанизываются друг за другом, как бусинки, на производящую основу. Чтобы правильно определить, сколько суффиксов в слове, составляем словообразовательную цепочку и находим промежуточные слова с определенным суффиксом:
Рассмотрим морфемный состав слов «шапочка», «весточка», «заварочка». Выясним, можно ли в их составе указать общий суффикс -очк-.
Понаблюдаем:
Только в отглагольном существительном «заварочка» выделим два суффикса. В составе слов «шапочка» и «весточка» при всей их похожести разные суффиксы: -к- и -очк-.
Суффиксы частей речи
В морфемном составе слов каждой части речи существуют свои характерные суффиксы.
У имён прилагательных укажем свой набор суффиксов:
Формообразующие суффиксы
Суффиксы образуют не только новые слова, но и их грамматические формы. Такие суффиксы мы назовем формообразующими. Они не входят в основу слова.
Причастие образуют формообразующие суффиксы:
У особой глагольной формы деепричастия можем вычленить формообразующие суффиксы:
Формы сравнительных степеней прилагательных и наречий образуем с помощью суффиксов:
Как найти суффикс в слове?
Чтобы найти суффикс действуем так.
Сначала выделим в слове окончание, затем — корень. Часть слова между корнем и окончанием и будет суффиксом.
Образец рассуждений
Изменив существительное по падежам, выясним, что в слове «котёнок» нулевое окончание.
Подобрав родственные слова, определим, что в слове «котёнок» корень — кот —
Суффикс в слове «котёнок» — — ёнок — (стоит между корнем — кот — и нулевым окончанием).
Видеоурок
Класс: 2
Презентация к уроку
Цель: учить распознавать суффиксы в словах, образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Этапы урока
Форма организации урока
Учитель
Учащиеся
Формирование УУД
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»
Вижу, класс наш – хоть куда,
Мы начнём урок тогда.
– И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.
самоопределение,
Регулятивные:
целеполагание,
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Чч Аа Сс Тт Ии
Ии(5) Чч (1) Сс(3) Тт(4) Аа (2)
Слайды 3
Рассмотрите чистописание в паре. Что интересного заметили? (слово части) Об этом мы будем говорить на уроке. А как вы думаете, о чем мы можем говорить? Что значит части? (воинская, речи, слова, чего-либо). О какой именно части пойдет речь вы узнаете сами
Слайд № 4 (подсказка)
Работа на минутке красивого письма.
Дети находят слово в чистописании, предполагают о чем пойдет речь на уроке.
– Воинская часть вряд ли, хотя можем составить предложения, части речи – рано, еще нем изучаем. А вот части слова можем изучать.
планирование учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
Познавательные:
логические – анализ
объектов с целью
выделения главного
– Что такое корень? Приставка?
Слайд 5
Подсказка: мы будем говорить о частях слова. (К)
– Попробуйте вот с этой частичкой и со словами (лапа, шляпа, голубь, книга) проделать работу и о чем-то сделать сообщение
– Выделите в этих словах корень.
– Какие цели и задачи вы перед собой поставите?
– Что получилось?
Слайд 6
– Сделайте вывод: Куда вы поставили частичку слова? Кто знает, как она называется и для чего она служит?
– С помощью чего образовались новые слова?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– Это новая тема для вас?
Слайд 7
– Какую цель перед собой ставим?
– А откуда мы можем получить новую информацию?
– С помощью какого суффикса образовали новые слова?
– Какой оттенок смысла он придает новым словам?
Слайд 8
– Что вы добавите к выводу Ивана Ивановича
Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.
– Главная часть слова. В ней заключён основной смысл слова. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
– С помощью суффикса образовались новые слова?
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю суффиксом.
целеполагание;
коммуникативные:
постановка вопросов;
познавательные:
общеучебные –
самостоятельное
выделение –
формулирование познавательной цели; логические –
формулирование
проблемы
Коммуникативные: работа в группах.
– для развития умения делать выводы;
– для актуализации полученных знаний.
Фронтально
Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение
–
– Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Слайды 9, 10
Образование слов с помощью суффиксов
Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: —тель—, —ник—, —ист—
строи _____ плот ______ арт _______
учи ______ двор ______ машин ____
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
Проверка по слайду (Слайд 12)
– Данные суффиксы указывают на род занятий или профессию человека.
Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: —очк—, —ечк—, —оньк—, —еньк—.
Женя – Женечка Миша – Мишенька
Аня – … Алёша – …
Света – … Федя – …
Дима – … Люба – …
Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.
– С какими новыми суффиксами познакомились, выполняя эти задания.
Проверка по слайду (Слайд 13)
– Имена звучат ласково.
—ик-, —ишк-
– Увеличивает предметы
лосёнок бельчонок
тигрёнок волчонок
гусёнок мышонок
львёнок скворчонок
(Слайды 17-20)
Название детенышей. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме ч. Суффикс онок пишется после твердых согласных и после ч.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка
Проверка по слайду 21, 22, 23
Используя вывод, напиши правильно
Платоч…к стол…к
листоч…к билет…к
песоч…к зуб…к.
Урок русского языка по теме Суффикс 2 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: русский язык
Цель: дать понятие о суффиксе, как значимой части слова;
Задачи: учить выделять суффикс в словах и отличать от других частей слова;
совершенствование навыков каллиграфического и грамотного письма,
умения определять цель урока, обогащение словарного запаса
учащихся, расширение кругозора;
развитие познавательной активности, мышления, памяти, внимания,
речи, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные
признаки, высказывать своё мнение;
способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности;
привитие интереса к изучению русского языка.
Прозвенел и смолк звонок
Друг на друга посмотрите,
Руку другу вы пожмите
И тихонечко садитесь.
Дети представьте себе, что вы- маленькое семечко.(Дети приседают и закрывают головы руками) Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним (поглаживания по голове). С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти. Появляются первые листочки (поднимают руки, тянутся вверх). Стебелёк растёт. И вот наступает радостный момент: появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет. Он тянется к свету, к солнцу.
-Знаете, ребята, как цветы тянутся к солнцу, так и человек тянется к знаниям.
-Как вы понимаете смысл пословицы? (когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни, это помогает преодолевать ему трудности)
— А вы любите преодолевать трудности?
— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.
-Всяческие препятствия всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями, если верит в свои силы. Я верю, что у вас всё получится!
Сегодня на уроке мы продолжим изучение состава слова. Повторим изученные части слова и познакомимся с новой частью слова.
— Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы.
— Запишите данный ряд букв в предложенной последовательности.
ИЩ ОК ИК НИК ОНОК ЁНОК ОНЬК ЕНЬК ЕЦ
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей.
— Какие части слов мы уже изучили?
Задание по карточкам:
Окончание стоит в начале слова.
Корень – это изменяемая часть слова
Однокоренными называются слова, которые произошли от одного корня.
Приставка стоит после корня.
С помощью приставки образуются новые слова
Образуй от слов однокоренные слова. Выдели корень в словах
Образуй от слов однокоренные слова с приставками. Выдели приставки.
Итак, по графическому изображению назовите часть слова, дайте определение
( приведите примеры- как найти в слове окончание,
какие приставки знаете, приведите примеры слов.)
Словарная работа (на доске записаны слова с пропуском букв) – 5 мин
— Прочитайте слова. Что их объединяет?
• орфограмма «безударная гласная, непроверяемая ударением»;
Выполните словарную работу, подчеркните орфограммы, поставьте ударение
Проверьте написание (слайд)
— Ещё раз посмотрите на данные слова. Здесь спряталось название темы нашего урока. (Суффикс)
Какие цели поставим перед собой при изучении темы «Суффикс»?
Узнать ……. (Что такое суффикс?
Какие бывают суффиксы?
Научиться ….. находить в словах суффиксы
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Васю — хворостинкой! (Лес)
— Как мы назовём небольшой лес? (лесок)
— Как называется человек, который охраняет лес? (лесник)
Что можете сказать об этих словах? Выделите корень.
Назовите части слов, которые находятся после корня. Эта часть называется суффиксом.
Слово «суффикс» в переводе с латинского «приколоченный», «подставленный к корню
Суффикс обозначается значком. На что похож этот значок? Выделим суффиксы в этих
Посмотрите небольшую сказку и скажите, что образуется с помощью суффиксов?
Итак, что такое суффикс? Попробуем сформулировать правило. (слайд)
Суффикс- это … Часть слова
Стоит …. После корня
С помощью суффикса образуются …… новые слова
Проверим по учебнику.- с. 107 правило.
Суффиксов, как и приставок, в русском языке много. Каждый суффикс вносит свое значение в слова.
Давайте познакомимся с некоторыми суффиксами и попробуем выяснить, какие значения они придают словам.
До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот становится волшебником, надевает волшебную шляпу и начинает превращать слова.
Попробуй превратить эти слова ( учитель даёт карточку со словами ребёнку) в другие с помощью этих суффиксов.
Записываем в тетради, выделяем суффиксы. Посмотрите, что стало со словами? Какими стали предметы, которые они называли? (маленькими)
Значит, какое значение придают словам эти суффиксы? (уменьшительно- ласкательное)
Посмотрите на картинки. Какой суффикс помог образовать новые слова? -ИЩ-
Что стало со словами? Какое значение придаёт этот суффикс? (увеличительное)
Образуйте с помощью этого суффикса слова
Какую работу выполняют эти суффиксы?( образовывают слова-названия профессий
Названия детёнышей животных
Казахстан, Караганда (принадлежность к территории, на которой проживаешь)
Ну как, понравилось превращать слова?
Давайте подведём итог. Какую работу выполняют суффиксы? (нужны для образования новых слов и придают им разные значения.)
Мы познакомились только с некоторыми из них.
Физминутка для глаз
Итак, мы ответили на 2 вопроса.
Что такое суффикс? Какие бывают суффиксы?
У нас осталась ещё одна задача, которую мы должны решить. Кто помнит её?
Научиться находить в словах суффиксы.
Находить в словах части, из которых они состоят – это значит выполнять разбор слов по составу.
Разгадайте слово. Выполните разбор слова по составу
Выполнение заданий по карточкам. У каждого на столах лежат карточки разного цвета (дифференцированные)
1 группа- задание (сильные учащиеся)
Разобрать слова по составу.
ПОДБОРОДОК, ЯГОДКА, ГРАДУСНИК
«Суффикс – волшебник» (уч- ся со средними учебными возможностями)
3 группа – задание «Рассыпанные слова» (уч- ся с низкими учебными возможностями)
Итак, с какой частью слова сегодня познакомились? Что узнали о суффиксе?
Выберите слова, которые характеризуют суффикс.( На доске карточки со словами)
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
Наш урок подходит к концу. Я прошу вас высказать своё отношение к уроку.
Сегодня на уроке я узнал…
Своей работой на уроке я …
Мне было интересно, потому что …
Мне бы хотелось отметить работу на уроке ….
У каждого на парте есть смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению и приклейте на полях в тетради.
Мне бы хотелось поблагодарить за работу на уроке следующих учеников.
- Что такое стандарт титров
- Что такое нравственный облик