Что такое суккот праздник кущей

Как празднуется Суккот, Праздник Кущей?

Что такое суккот праздник кущей. Смотреть фото Что такое суккот праздник кущей. Смотреть картинку Что такое суккот праздник кущей. Картинка про Что такое суккот праздник кущей. Фото Что такое суккот праздник кущей

П родолжается самое праздничное время года в Израиле! Мы приближаемся к Суккоту, также известному как Праздник Кущей, который длится целую неделю. Подготовка к этому большому празднику уже идёт полным ходом!

В Израиле евреи обычно начинают строить шалаши уже в районе Рош аШана. Суккот является празднованием земного урожая (Второзаконие 6:13-15), и это время поблагодарить Бога за Его благословения. Но что более важно, Суккот знаменует освобождение Израиля из Египта, как описано в Левит 23:34-44.

Семь дней в шалаше

Бог вёл Свой народ через пустыню, защищал, обеспечивал и исцелял их. Блуждая в пустыне, евреи разбивали лагерь в пути, вот почему Бог повелел Израилю строить «временные жилища» и жить в них в течение недели в это время года. Шалаши или палатки также являются символом того, что мы странники на земле.

Бог сказал Моисею передать народу следующую заповедь:

«И празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Левит 23:41-43).

Во время Праздника Кущей израильтяне часто дарят подарки и корзинки с продуктами своим друзьям и родственникам, подобно западных праздникам урожая, включая День Благодарения.

Букет из четырёх видов

Во время Суккота евреи готовят особый букет из четырёх растений, чтобы размахивать их перед Господом. Он называется лулав, и каждый его элемент имеет очень символическое значение. В правой руке нужно держать пальмовую ветвь, две ветви ивы и три ветви мирта. А в левой руке мы держим этрог (фрукт семейства цитрусовых).

«В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней» (Левит 23:40).

Что такое суккот праздник кущей. Смотреть фото Что такое суккот праздник кущей. Смотреть картинку Что такое суккот праздник кущей. Картинка про Что такое суккот праздник кущей. Фото Что такое суккот праздник кущей

Sukkot event at the CMR 2016. Photo — U.S. Embassy Jerusalem, Flickr. CC BY 2.0

Израильские мудрецы увидели в этом букете символ единства нации. Кроме того, христианские учителя видят в этих четырёх растениях параллели с притчей Иисуса про сеятеля и четыре типа почвы (Матфея 13:3-9).

Благородный цитрусовый фрукт, обладающий сильным ароматом и отличительным вкусом, представляет собой израильтян, которые несут приятный аромат Торы и исполняют её, что значит, что они слушают Слово и живут в соответствии с ним.

У пальмой ветви нет запаха, но пальма даёт сладкие плоды — финики. Она представляет собой тех, кто не знает Тору, но стремится жить правильно, таким образом чтя Писания, хотя и не зная их. Мирт, с другой стороны, имеет очень приятный запах, но не даёт съедобных плодов. Это похоже на тех, кто знает Слово Божье, но не живёт по нему.

И наконец ива, которая не имеет ни приятного запаха, ни плодов, символизирует тех, кто не знает Тору и не прилагает никаких усилий для того, чтобы жить достойно и правильно.

Единство на Празднике Кущей

Размахивая этим букетом, еврейский народ молил Бога: «Господи, прими нас всех, какими мы есть», и в то же время провозглашал единство всего Израиля, по вере. Благодаря Божьему Слову мы знаем, что Он действительно принимает нас такими, какими мы есть, но Он не намерен позволять нам оставаться такими же. Он верен в том, чтобы учить нас, преобразовывать нас и помогать нам возрастать.

Послание Праздника Кущей также касается будущего — второго пришествия Мессии, которое будет радостным днём для тех, кто знает Его. Когда Мессия придёт, Он соберёт урожай для Царства Отца.

В синагогах часто читают отрывки из книги Захарии, особенно 14-ю главу, которая предсказывает возвращение Мессии и Его святых. В ней говорится о правлении Мессии, Божьем возвышении Иерусалима, победе над врагами Израиля, и о том, что все народы будут совершать паломничество в святой Божий город на Суккот.

Что такое суккот праздник кущей. Смотреть фото Что такое суккот праздник кущей. Смотреть картинку Что такое суккот праздник кущей. Картинка про Что такое суккот праздник кущей. Фото Что такое суккот праздник кущей

«Taiwan Loves Israel». Sukkot March, 2011. Annual march in Jerusalem. Photo — Avital Pinnick, Flickr. CC BY-NC-ND 2.0

Израиль и народы

Во время Праздника Кущей еврейский народ также молится за другие народы, приглашая их прийти в Иерусалим для совместного празднования, поскольку Бог повелел Моисею и евреям включить иностранцев в свои праздники (Второзаконие 16:14).

Праздник Кущей — это также время дать оценку нашему прошлому и перенаправить свой разум на правильный путь. Бог желает, чтобы каждое поколение помнило свой путь после выхода из Египта:

«И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он даёт тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим» (Второзаконие 8:17-18)

Праздник Кущей — это время духовного очищения для мужчин и женщин, время примирения с Богом. Это сезон переполняющей радости. Обильный урожай — это напоминание о Божьей благости. Израиль радуется чудесной защите от Бога, Который сопровождал их в пустыне. Это также демонстрация полной зависимости от Бога.

Когда заканчивается Суккот?

Часто возникает путаница в отношении того, когда же заканчивается Праздник Кущей. Библейский праздник Суккот длится целую неделю. Но где-то вы, возможно, слышали о праздниках с иностранными, на первый взгляд, названиями — Ошана Раба, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Что все они означают, и когда мы их празднуем?

Не волнуйтесь, об этом спрашиваете не только вы. Поскольку некоторые пересекаются по датам с Суккотом или друг с другом, порой даже израильтянам необходимо некоторое время, чтобы упорядочить их в своей голове! Итак, давайте начнём с их верного порядка!

Ошана Раба, что значит «Великое Спасение», — это седьмой, последний день Суккота, и Бог назвал его великим.

Хотя седьмой день технически является последним днём, празднование продолжается. Всё потому, что Бог заповедал Израильтянам проводить церемонию закрытия праздника в восьмой день. Это день, который мы называем Шмини Ацерет.

Симхат Тора — это праздник, который больше всего вызывает путаницу. Он выпадает в разные дни в зависимости от того, где вы находитесь. Если вы оказались на земле Израиля, Симхат Тора празднуется в тот же день, что и Шмини Ацерет. Однако, если вы находитесь в любой другой точке мира, празднование происходит на следующий день.

Теперь давайте ближе рассмотрим каждый из этих праздников, то, как они отмечаются, и что о них говорит Библия.

Что такое суккот праздник кущей. Смотреть фото Что такое суккот праздник кущей. Смотреть картинку Что такое суккот праздник кущей. Картинка про Что такое суккот праздник кущей. Фото Что такое суккот праздник кущей

Ошана Раба и церемония излияния воды

Церемония чего? Если вы впервые слышите это название, может быть, всё потому, что оно не упоминается в Библии. Почему же его упоминаем мы? Потому что этот ритуал начался, судя по всему, в дни Ветхого Завета. Он упоминается только в Талмуде (Устном Законе, чтимом еврейским народом). Тем не менее, эта традиция широко практиковалась в период земной жизни Иисуса.

Церемония излияния воды (или черпания воды) проводилась в последний день праздника Суккот. Священники поливали жертвенник водой, которая перед этим набиралась из Купальни Силоам. Упомянутое выше название Ошана Раба (Великое Спасение) было взято из слов пророка Исаии. Он писал: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Исаия 12:3). Потому люди черпали и изливали воду, молясь о спасении.

Апостол Павел называет это день великим днём Праздника Кущей. Неслучайно именно в этот день Иешуа (Иисус) пришёл на Храмовую гору, чтобы рассказать Своим братьям и сёстрам, что Он может дать им живую воду:

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоанна 7:37-38).

Шмини Ацерет — остаться ещё на один день

Как упоминалось ранее, день после Суккота также является праздником. Бог дал Израильтянам конкретные предписания о том, чтобы отделить этот день: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте» (Числа 29:35).

Слово шмини происходит от еврейского слова «восьмой», а ацерет значит «удержаться» или «остаться». Такое название было выбрано намеренно. После завершения всех семи дней праздника Суккот Бог попросил народ остаться и побыть с Ним ещё один день. Восьмой день становится новым началом, и это привилегия — остаться в Божьем присутствии ещё на один день.

Шмини Ацерет также ассоциируется с первыми дождями в этом сезоне. После жаркого и сухого лета в Израиле весь народ молился о дожде — как в древние времена, так и сегодня! Знак Божьего благословения, ранние дожди, являются неотъемлемой частью осенних праздников.

Не спрашивайте меня, каковы шансы этого, но в последние годы первые дожди в Израиле действительно приходят с окончанием Суккота! Это ещё более удивительно, если учесть, что праздники могут выпасть или на сентябрь, или на октябрь. Пойдут ли дожди в этом году на Шмини Ацерет? Скоро узнаем, но тем не менее, Израиль будет молиться об этом.

Что такое суккот праздник кущей. Смотреть фото Что такое суккот праздник кущей. Смотреть картинку Что такое суккот праздник кущей. Картинка про Что такое суккот праздник кущей. Фото Что такое суккот праздник кущей

От Праздника Кущей до Симхат Тора

Последний из оставшихся осенних праздников, который одновременно открывает новый сезон, — это Симхат Тора (что буквально значит «Радость Торы»). В этот радостный день начинается и заканчивается годичный цикл чтения Писания для еврейского народа. После чтения последнего отрывка из Торы свиток перематывают в начало, чтобы прочитать первые стихи книги Бытие.

Возможно, вы помните, что весной еврейский народ празднует Праздник Седмиц, широко известный под еврейским названием Шавуот. Это праздник дарования Торы на горе Синай. Фокус праздника Шавуот — на получении заповедей, которые подтвердили Божий завет с Израилем. В то же время Симхат Тора является празднованием того, что мы живём по Слову Божьему и наша жизнь изменяется благодаря ему.

Со времён Судей и Пророков народ Израиля следует законам и исполняет заповеди, которые устанавливают очень высокий стандарт для их жизни. Фактически, в минувшие столетия они не могли исполнять весь Закон. Потому что всё Писание исполняется только в Мессии. Он является воплощением Торы.

Углубляясь в Писание, мы открываем для себя Божью мудрость и Его милость. Мы радуемся Его верности и благодарим за Его Спасение. Слово Божье — наш маяк в любых трудностях, и наша надежда в любых бедах. И хотя Библия не заповедует нам праздновать Симхат Тора, мы знаем, что радость пред Господом есть подкрепление наше (Неемия 8:10). Потому мы радуемся Божьему Слову и прославляем Его имя.

Автор — Эстера Вьеха / firmisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Последнее: 13.11. Спасибо!

Источник

Это Б-г мой 22. Суккот, или праздник Кущей: осенний праздник

Концентрические круги года

Течение времени на земле можно изобразить в виде концентрических кругов: круг в центре— день, следующий, более широкий круг — неделя, еще один круг — время года, затем — год, и на каждом из этих концентрических кругов иудаизм оставил свою печать.

Есть три праздника, которые знаменуют переход к новому времени года: Песах весной, Шавуот летом и Суккот осенью. В течение первого тысячелетия еврейской истории основным занятием народа было земледелие. Потому-то эти три священных дня отмечались символическими обрядами, связанными с земледелием. Века изгнания, когда евреи жили, главным образом, в городах Европы, не стерли этих символов сельской жизни, и евреи не забыли молитв, в которых народ Святой Земли просил Б-га ниспослать ему благоприятную для выращивания злаков и плодов погоду.

Эти три праздника — прославление изобилия природы. И подобно шабату, каждый из них — это еще и день, в который евреи отмечают определенное событие своей истории. Песах — годовщина Исхода из Египта, Шавуот — годовщина Откровения на горе Синай, когда евреям был дан Закон, в Суккот отмечается память о сорокалетнем блуждании в пустыне (название происходит от слова сукка — шатер, палатка).

Литургия всех трех праздников почти одинакова. Различие — в незначительных вариациях текста и в добавлении более поздней, средневековой поэзии. Но церемонии очень различны, и они-то придают каждому из этих праздников свое очарование и свой особый колорит.

Святые Дни, древние, как сам еврейский народ, — часть Моисеева закона. В эти дни, как и в субботу, прекращается работа. Ограничения и запреты в эти дни такие же, как и в шабат, но допускаются все же некоторые послабления, связанные, главным образом, с приготовлением трапез.

Еврейский календарь

В Танахе говорится, что евреи вышли из Египта в полночь при свете полной луны, в день весеннего полнолуния, на четырнадцатую ночь месяца Нисана, около 3200 лет тому назад. В эту ночь празднуется Песах, то есть Пасха.

Прежде всего возникает трудность исчисления времени: когда же все-таки следует праздновать Песах? Еврейский год, как и год мусульманский, состоит из двенадцати месяцев, по двадцать девять или по тридцать дней каждый. Солнечный год примерно на одиннадцать дней дольше лунного. Лунный календарь каждые три года отстает примерно на месяц от Григорианского календаря. Мусульмане празднуют свой Рамадан то зимой, то весной, то летом, то осенью. Но Моисеев закон указывает, что Пасха — это весенний праздник. День освобождения следует отмечать тогда, когда расцветает природа. В древности евреи разрешали эту проблему, вставляя в календарь через каждые несколько лет один дополнительный месяц. Позднее был создан постоянный календарь, в основу которого был положен девятнадцатилетний цикл с семью високосными годами. Этот календарь заслужил уважение современных астрономов. В течение почти двух тысяч лет Пасха всегда приходилась на весну и, по подсчетам, будет приходиться на весну в обозримом будущем.

В древности наступление каждого нового месяца возвещалось Верховным судом в Иерусалиме, когда на небе появлялся молодой месяц. Разумеется, сомнение вызывал тут только один вопрос:

появится ли месяц через двадцать девять или через тридцать дней после последней новой луны? Как только объявлялось о наступлении нового месяца, во все концы Ближнего Востока отправлялись скороходы, дабы сообщить еврейским общинам даты Святых Дней. Однако были общины, которые жили в добром месяце пути от Иерусалима: у этих общин не было возможности вовремя узнать, в какой же именно день им следует праздновать Пасху. Чтобы не ошибиться, они на всякий случай праздновали ее дважды, в оба возможных дня. Кончилось это тем, что за пределами Израиля появился обычай праздновать один и тот же праздник два раза, два смежных дня. Сейчас, когда у евреев уже много веков есть постоянный календарь, когда в Иерусалим можно позвонить по телефону из Нью-Йорка или Токио, когда единственное сомнение относительно луны заключается только в том, кто первым на ней высадится — американцы или русские, евреи за пределами Израиля все еще празднуют свои праздники два раза. В таких вопросах мы, пожалуй, немного консервативны.

Суккот, или праздник Кущей: осенний праздник

Вот мы снова под полной луной, луной осеннего равноденствия, в пятнадцатый день месяца Тишрей. Все, что подарила людям земля, уже хранится на складах. Плоды, злаки, вино, масло — все переливается желтым, зеленым, красным, оранжевым, золотистым цветом. Земледельцы древнего Израиля, подобно земледельцам всех эпох и народов, собираются на свой осенний праздник, чтобы поблагодарить природу за ее щедрость.

Полная луна озаряет своим светом всех мужчин, женщин и детей Палестины. Никто не остается дома. Закон Моисея гласит, что семь дней и семь ночей все евреи должны жить в шалашах, лишь частично прикрытых сверху зелеными ветвями, пальмовыми листьями или охапками травы. В этих непрочных жилищах семьи справляют праздник, поют, принимают гостей, едят, пьют и спят. Теплый климат Палестины позволяет им в эти дни жить так, как жили когда-то предки в пустыне в течение первых сорока лет своей независимости, до того как они завоевали Ханаан.

Суккот — это прежде всего праздник веселья и радости (в Талмуде он называется просто Праздником без всяких особых эпитетов). Для человека, живущего в богатом земледельческом краю и каждый год думающего о будущем урожае, обычай на неделю переселяться в шалаши — это сознательный отказ от привычного комфорта, не дающий еврею забыть, что изобилие и сытость — это еще не все в жизни. В сукка (шалаше) под ночным небом ветер и дождь в любой момент могут доставить много неприятностей. Луна, свет которой пробивается сквозь ветви, предупреждает об изменчивости судьбы. Звезды (а согласно Закону, они должны быть видны сквозь листву) напоминают о том, что даже рассвет человеческой жизни — это всего лишь искра в таинственном мраке. Моисей сказал, что израильтянам должно раз в год переселяться в шалаши, дабы они не забывали о том, как жили в пустыне их предки.

Когда евреи рассеялись по странам с холодным климатом, обычаи, касающиеся сукка, изменились. Есть набожные евреи, которые невзирая ни на что спят в шалашах, если только позволяет погода, но большинство в них только молится и ест.

В американской еврейской жизни, особенно с ростом общин в пригородах, сукка нередко возрождается во всем своем старинном очаровании. Во время праздника урожая жизнь в шалаше (или, если употреблять архаичное слово, в скинии) — это веселое и к тому же поучительное приключение для детей. Те, кто горюют, что у евреев нет, например, такого красивого символа, как рождественская елка, никогда, видимо, не задумывались, что такое шалаши Суккот, а вернее всего, часто даже и не слыхали о них.

Наступает ночь. Семья ужинает в шалаше при свете луны, на столе стоят свечи, в воздухе — аромат плодов. Старые праздничные песни и гимны звучат так необычно на свежем воздухе. Если холодно, то все тепло одеты. Но, во всяком случае, это идиллический обед под открытым небом, в полумраке шалаша. Иногда вдруг зарядит дождь, и тогда в шалаше начинается веселая суматоха. Очарование нарушенного однообразия налаженного быта, превращение знакомых и привычных занятий и дел в веселое приключение делает Суккот неделей сплошного пикника, одновременно исполненного высокой символики и доставляющего огромное удовольствие.

В большом городе доставить себе это удовольствие довольно трудно. Трапезы всей общиной в шалаше на крыше или во дворе синагоги — это, пожалуй, единственное, что многие горожане могут себе позволить. Но даже такое скромное торжество может дать яркое представление о том, каким приятным праздником может быть Суккот.

Пальмовая ветвь

Закон о Суккот гласит: «И возьмешь ты плод приятного дерева, и пальмовые ветви, и толстые

сучья, покрытые листвой, и прутья ивы, растущей над ручьем, и возрадуешься перед Г-сподом, Б-гом твоим».

Это не указание, как следует украшать комнату, это один из самых значительных символов иудаизма — обряд пальмовой ветви.

Этрог — это пахучий желтый плод, растущий в Палестине, похожий на лимон, но крупнее, с необычной коричневой шишечкой — остатком высохшей почти, которая никогда не отпадает полностью. Молящиеся берут в одну руку зеленую пальмовую ветвь, переплетенную в своем основании со свежей ивой и миртом, а в другую — желтый этрог и идут в праздничной синагогальной процессии, размахивая этим старинным палестинским символом урожая и распевая благодарственные псалмы. Прутья ивы и мирта нетрудно достать почти во всех странах; но пальма не растет в Копенгагене, а этрог —в Квебеке, и поэтому задолго до праздника Суккот их начинают транспортировать во все концы света. Когда наступает праздник, любой еврей, который хочет совершить обряд пальмовой ветви, обычно имеет возможность это сделать.

Как ни далеки мы в пространстве и времени от Палестины Давида и Соломона, вид пальмовых ветвей, которыми евреи размахивают под звук псалмов в американской синагоге, вызывает эхо далекого прошлого. Это эхо вызывает также процессия осанны, возглавляемая кантором, который несет Свиток Закона и за которым следуют евреи, несущие ветви и плоды. В древности иметь этрог и лулав (пальмовую ветвь) мог себе позволить только богатый человек. Конгрегация из своей казны покупала ветви и плоды, и евреи по очереди размахивали ими, читая молитвы. В наши дни в Соединенных Штатах и особенно в Израиле толпы людей, которые молятся в синагоге и размахивают пальмовыми ветвями, и запах этрога, распространяющийся в воздухе, делают обряд пальмовой ветви одним из самых красивых иудейских обрядов. Он производит огромное впечатление на детей.

Подобно Песах, Суккот продолжается целую неделю, но только в первый и последний день запрещена работа.

Шмини Ацерет: день восьмой

После Суккот наступает день восьмой, который в Танахе называется Ацерет. Это особый праздник, у него нет никаких символов вроде шалаша, пальмовых ветвей или плодов.

Этот день стал одним из самых веселых еврейских праздников. Чтение Торы завершается последней главой Второзакония и начинается снова с Бытия. Отсюда идет другое название этого праздника — Праздник Закона, или Симхат Тора. За пределами Израиля этот праздник отмечается в дополнительный девятый день.

Тому, кто бывал в этот праздник в синагоге, не надо рассказывать, как это выглядит. Тому, кто не бывал, никакие описания ничего не скажут. Церемонии бывают самые разные — от экстаза хасидов до обрядовых танцев и песен в элегантных синагогах Манхеттена. Но суть везде одна и та же: возбуждение, музыка, шутки, радость, веселье в пределах, установленных религией. Поющая процессия со всеми Священными Свитками семь раз обходит вокруг синагоги. В хвосте процессии — веселые, возбужденные дети размахивают флагами. Традиционные шутки, повторяемые из года в год, неизменно вызывают смех. Наиболее отличившимся евреям—тем, кто проявил себя в науках, благотворительности или делах на благо своей конгрегации, — воздаются праздничные почести и вручаются награды. После того как прочтены последние стихи Торы, так называемый Жених Закона произносит благословение, а затем сразу же вступает Жених Бытия, благословляющий первые строки Танаха: «В начале…», которые тут же подхватывает кантор. Словно порыв радости охватывает всю синагогу. Наконец, и сам раввин присоединяется к общему веселью и танцует со Священным Свитком в руке. Мой отец всегда был сдержанным, хмурым и торжественным, как патриарх; однако в этот день он совершенно преображался и пускался в пляс; даже когда ему было девяносто лет, он, имитируя танец, делал несколько неуверенных, заплетающихся шагов, сжимая в своих руках Тору, и на лице его было написано несказанное удовольствие.

Заключение: цикл праздников природы

Праздники природы сейчас даже в Израиле — это всего лишь традиция, воспоминание, обряд, символы того, чем они были когда-то. Многолюдные процессии, текшие по широким улицам Иерусалима, шумный город, нарядно украшенный и заполненный веселой толпой, великий Храм Б-га, жрецы Храма в белых одеждах, серебряные трубы, золотые ворота, огромные хоры, внушающая благоговение торжественность — обо всем этом мы знаем только из старых книг.

Но Моисеева Тора, указавшая нам, как праздновать наши праздники, каковы должны быть наши процессии, духовенство, обряды, предсказала, что слава наша пройдет, что народ в своем довольстве перестанет строго держаться своего Закона и своей Земли и рассеется в изгнании. Однако нам было предписано соблюдать праздники во все времена, во всех землях. Так мы и поступаем. За тысячи лет мы не утратили веры в то, что, когда Б-гу будет угодно. Он соберет наш народ на нашей Земле. И тогда возродятся наши древние праздники во всей их красоте и великолепии.

Тем не менее (как долго было это «тем не менее»!) Святые Дни, пусть отмечаемые и не столь торжественно, оставались оплотом еврейства в изгнании. В Израиле даже для неверующих они стали главными национальными праздниками. Пренебрегать ими значило бы пренебрегать теми плотинами, о которые разбился прилив забвения,

и лишить себя удовольствия и поучительного опыта. Никакие описания не передадут, например, яркости такого зрелища, как процессия людей, размахивающих пальмовыми ветвями, или очищение дома от квасного. Можно прослушать сто лекций и прочесть сто книг об иудаизме и узнать и понять меньше, чем вы узнаете и поймете, решившись хотя бы год выполнять все обряды и испытать всю радость наших праздников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *