Что такое светское искусство
Искусство религиозное и светское
Граница, разделяющая территории государств, строго определена и столь же строго охраняется, но её необходимость – есть, на самом деле, следствие полной невозможности найти объективные отличия земель соседних государств. Не будь границы, ни один путник не смог бы заметить, когда именно он оказался в другом государстве. Земля каждого государства имеет свои особенности, свою природу, но в чём основное отличие: что отличает землю Русскую от Украинской, Польской, Немецкой? Ответ напрашивается сам собой: каждая нация считает землю, на которой она проживает, своей. Земля различается отношением к ней человека.
Искусство религиозное и искусство светское различаются тем же. Религиозный человек творит религиозное искусство, светский человек – светское. Есть масса примеров использования светскими художниками религиозных сюжетов, и наоборот. Но если в первом случае, при отсутствии подлинного религиозного опыта, работа может получиться неубедительной и лишь формально религиозной, то во втором случае – религиозный опыт делает произведение значительно глубже по содержанию, наполняет его религиозной глубиной. Религиозные художники, обратившись к простым жизненным сюжетам, превратили их в религиозные через своё восприятие этих сюжетов.
Отличие религиозного и светского искусства лежит не на поверхности, а в духовной глубине. Святые отцы учили: различайте дух, от кого он. Взгляд может скользить по поверхности вещей: не проникая «внутрь», для постижения глубины необходима работа другого органа восприятия – сердца. Точность и правильность восприятия неразрывно связана с чистотой сердца, которая достигается удалением от всяческих страстей. «Чистые сердцем» видят и ценят – подлинно высокое. Светское искусство, несомненно, обладает человеческой глубиной и мудростью, но только тогда, когда оно выходит за пределы человеческого естества навстречу Богу, оно становится религиозным искусством. Только тогда, когда сам художник преодолевает свою самость и выходит за пределы самого себя на встречу с Богом, свершается тот перелом, который можно было бы определить как границу светского и религиозного искусства.
Кризис религиозного мировоззрения породил светскую картину, кризис атеистического мировоззрения сделал картину религиозной. Искусство и культ всегда рядом. Сейчас в моде слова гибриды, например: «культовое искусство», как отражения этой связи. «Культовое искусство» претендует стать религией: новой религией какой-то отделившейся от всех остальных части людей. Православное искусство является объединяющим духовным началом русского народа, но и не только его: многие нации, исповедующие православие, приобретают много общего, общую метафизику при национальных различиях. Современная Россия утратила былое духовное единство, но обращение к традициям способно восстановить прервавшуюся связь и открыть духовное зрение.
Несомненно, что в творческом человеке эти изменения происходят гораздо быстрее, чем в человеке с дремлющим сознанием. Открытие духовного зрения у такого человека часто сопровождается шоком, требует пересмотра всех ценностей. Путь, ведущий к постижению невидимого, неповторим у каждого человека. Мы не видим чувств, но когда чувствуем, знаем, что именно чувствуем, потому что эти чувства описаны и названы нашими предшественниками. Область духовного видения так же описана в духовной литературе, и если быть к себе честным и внимательным, то можно открыть много соответствий на пути познания. Видимо, одним из главных открытий, которые делает художник, обратившись к Богу, становится то, что он начинает видеть мир глубже и полней. Религиозный художник постепенно становится причастником Божественного домостроительства, перестаёт противопоставлять себя Богу и восстанавливает в себе любовь к прекрасному.
Философский словарь
— искусство, освобожденное от влияния и вмешательства церкви в определении форм, направлений, характера и тематики произведений искусства.
Смотреть значение Светское Искусство в других словарях
Искусство — искусства, ср. 1. только ед. Творческая художественная деятельность. Заниматься искусством. Новые течения в искусстве. 2. Отрасль творческой художественной деятельности.
Толковый словарь Ушакова
Искусство — Творческая художественная деятельность.
Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее.
Словарь эпитетов
Искусство Ср. — 1. Творческая художественная деятельность. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. 3. Система приемов и методов в какой-л. отрасли практической деятельности;.
Толковый словарь Ефремовой
Искусство И Культура (arts And Culture) — Многие люди с большей легкостью дадут определение слову «искусство», нежели слову «культура». Термин «искусство» включает в себя следующие виды художественной деятельности.
Экономический словарь
Искусство Коммерческое — совокупность знаний, приемов и методов, позволяющих предпринимателю эффективно вести дела.
Экономический словарь
Искусство На Рабочем Месте (arts-work) — Данный термин применяется для обозначения различных ситуаций, в которых художественный опыт приобретается в рабочей обстановке, «без отрыва от производства». Это понятие.
Экономический словарь
Античное Искусство — название древнегреческого и древнеримского искусства,возникшее в эпоху Возрождения. Зародилось в южной части Балканского п-ва,на о-вах Эгейского арх. и западном побережье.
Большой энциклопедический словарь
Беспредметное Искусство — см. Абстрактное искусство.
Большой энциклопедический словарь
Декоративно-прикладное Искусство — область декоративного искусства:создание художественных изделий, имеющих практическое назначение вобщественном и частном быту, и художественная обработка утилитарныхпредметов.
Большой энциклопедический словарь
Декоративное Искусство — род пластических искусств, произведения которогонаряду с архитектурой художественно формируют окружающую человекаматериальную среду и вносят в нее эстетическое.
Большой энциклопедический словарь
Древнерусское Искусство — искусство древнерусских государственныхобразований 9-13 вв. Вобрав в себя традиции восточно-славянской культуры ипередовой опыт искусства Византии и балканских стран.
Большой энциклопедический словарь
Изобразительное Искусство — издательство, Москва. Основано в 1930.Художественно-изобразительная продукция (репродукции, альбомы, открытки ипр.), книги по искусству.
Большой энциклопедический словарь
Искусство светское
Отличительные особенности церковного искусства и мирского (светского, секулярного).
Итак, искусство есть специфическая форма отражения, освоения действительности или способ выражения в художественной форме идей, принципов и духовных устремлений человека. Из этого следует, что в зависимости от того какие идеи, принципы и нормы положены в основание мировоззрения человека, который в художественной форме отражает, выражает или осваивает эту действительность, таковым будет и характер искусства.
Если мировоззрение человека, устремления его души имеют вектор мирской, то и результаты его творческой деятельности будут иметь светский или секулярный характер. В том случаи, если мастер смотрит на мир не плотскими («плотяными») глазами, а «глазами умными» и имеет «умное видение» мира, как говорили Отцы, то и результат его творческих устремлений будет обращен ко Творцу и пронизан Благодатью. Потому-то церковно-христианское искусство в своей сущности несет отражение молитвенного опыта человека и в зависимости от того, насколько этот опыт глубок, насколько человек погружен в молитву, настолько духовно выразительно и благодатно будет его творчество.
Проанализируем существенные особенности и характер искусства светского и церковно-христианского.
Таким образом, светский мастер или светский аналитик искусства, не отрицая наличие духовности и духовного вектора в искусстве, видят её в самопроизвольном, непрерывном развитии жизни как таковой, которая сама себя направляет, питает, вдохновляет. Следовательно, только изучив законы и тенденции развития этой жизни, с точки зрения светской мысли, можно ее понять, отразить, выразить. Чем более глубоко художник и мыслитель сможет проникнуть в тайны мирозданья, жизни как таковой, тем более ярко он сможет ее и выразить, отразить. Отсюда подчеркивается важность овладения методами и приёмами изобразительности, а также развития личностных качеств и собственных усилий творца. Жизнь многогранна и богата и каждый видит ее сквозь призму собственного вкуса, настроения. От того-то уже с эпохи Возрождения (Ренессанса) столь значимо и важно было сформировать авторскую манеру, неповторимый почерк, который бы указывал на уникальность мастера и его творения. Так становится нормой подписывать свое произведение мастером или указывать с помощью символов, кто есть его автор. Таким образом, в светском искусстве внешняя выразительная форма подчинена тому откровению, которое открылось мастеру, и было явлено миру сквозь призму его чувств и переживаний. Однако закономерным следствием такого настроения ума становится следующая, хорошо нам известная тенденция в современном искусстве: сколько взглядов и настроений, столько и стилей, подходов, форм выражения. Следовательно, искусство светское предлагает многообразие форм, стилей и не мыслит себя вне этого разнообразия. Суета сует.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Культовое, религиозное и светское в изобразительном искусстве. Часть 1
Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания) Человека, занимающегося изобразительным искусством, на Руси звали шаровчием, иконописцем, иконником, образником, образописцем, зографом и изографом (с некоторыми вариантами огласовки), писцом (в Киево-Печерском патерике: «писцы иконные»), шаротописателем, мастером, хитрецом (т.е. искусником), животописцем, ремесленником (тоже в разной огласовке), богомазом (уничижительно), живописцем, художником, мастером кисти, творцом. Названия зависели от времени и области их применения. Некоторые из них были – и остаются по сей день – синонимами. И если начало списка свидетельствует о церковном применении перечисленных именований, то конец списка – о мирском.
Ил. 3. В.М. Васнецов. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг. Из полемических соображений Н.К. Гаврюшин, кажется, умышленно заостряет проблему. В одном из своих писем к нам он уточнил свою позицию: в предисловии «Вехи русской религиозной эстетики» имелось в виду не только то религиозное изобразительное искусство, что за последние несколько столетий успело проникнуть в русские храмы, но и вообще вся религиозная живопись как таковая. Потому что «сегодня она не проникает в храм, а завтра проникает – это вопрос времени; духовная прелесть же “вневременна”». «Когда писал, – признается автор, – думал о картинах Поленова, которые были бы прекрасными жанровыми и пейзажными работами – без “толстовского Христа”… В то же время “Видение отроку Варфоломею” встречается в храмах – и протеста не вызывает. Конечно, я формулирую не “закон”, а некую реальную антиномию, которую может разрешать только сама Церковь, т.е. конкретная община, принимающая или не принимающая данную картину как икону. В храме, конечно, имела место и “декоративная живопись” – портрет Аристотеля и т.п. После Висковатого мы никуда не продвинулись… Короче, мне кажется, что объем понятия “иконопочитания” не был в свое время раскрыт так, как, к примеру, в Типиконе представлена литургическая жизнь. Но границы Церкви – живые, если Церковь есть жизнь, а не музей».
Ил. 4. М.В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890 гг. ГТГ Как видим, позиция Н.К. Гаврюшина отнюдь не ригористичная, а, скорее, напротив, вполне терпимая в отношении и религиозной живописи. Ибо картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (ил. 4) у него «протеста не вызывает», даже если полотно находится в храме. Поэтому мы далеки от стремления полемизировать с многоуважаемым профессором, нам просто хотелось бы поразмышлять на заданную им тему.
Не стоит воспринимать нашу позицию как апологетику религиозной живописи, и тем более как агитацию за ее проникновение в храм. Да не будет! Мы пытаемся лишь определить место религиозного изобразительного искусства в нынешней культуре, поскольку сегодня в данном отношении Деяния Собора часто понимаются, на наш взгляд, или однолинейно, или фривольно. И чем мы, действительно, не занимаемся, так это тем, чтобы всячески отказать религиозному искусству в праве на существование. Будем помнить: такое право, в конце концов, дано религиозной живописи святыми отцами. И у нее есть своя функция (о ней ниже), совершенно не претендующая на роль иконы.
Мы согласны с Н.К. Гаврюшиным: при всем внимании на Востоке к иконе, «объем понятия “иконопочитания” не был в свое время раскрыт так, как, к примеру, в Типиконе представлена литургическая жизнь». Поэтому и возникают сегодня многие недоразумения. Ибо если допустить, что религиозные картины Александра Иванова или Михаила Нестерова представляют собой чуждый христианству опыт, то тогда не логично ли запретить и некоторым светским писателям касаться религиозной темы? Тогда надо решить, где кончаются границы религиозной литературы и начинаются владения светской. А как это сделать? Ведь большинство русских классиков обладало в той или иной степени религиозным мировоззрением, которое не могло не отражаться в их творчестве.
Ил. 5. Н.К. Рерих. Ангел последний. Открытое письмо. 1912 г. Каждый художник призван быть творцом, в том его богоподобие. Но как реализовать этот божественный дар? Замкнуться в церковной ограде или позволительно, пребывая в Боге, оставаться творцом в миру? Если ограничиться жесткими рамками церковной ограды, то в чьи руки попадет светское искусство? Свято место пусто не бывает. Так ли уж станковая живопись В. Васнецова или М. Нестерова представляет «прелестность»? С этим не может согласиться, как уже упоминалось, и Н.К. Гаврюшин. Но мы вместе с профессором не уверены в истинности православного опыта Василия Поленова. Значит, в известной степени можно, наверное, говорить о проблеме зрительской доверительности к религиозному творчеству того или иного художника. Картины восточного цикла, принадлежащие кисти Николая Рериха, находят, например, крайне мало почитателей в православной среде. И это понятно: вместо христианства подобное искусство насаждает обыкновенный оккультизм (ил. 5, 6).
Поэтому вопрос о духовности религиозного творчества предстает во всей своей сложности. Здесь-то и следует различать, какого духа оно. Противопоставление картины и иконы тут мало что даст. Дело ведь не в эстетических особенностях стиля, не в жанрах или видах искусств, а в расположенности духа художника, на что он ориентирован и кому служит. Для нас всегда, наверное, останется критерием христианская аксиология мастера, будь он просто светским или религиозным художником. Тот же Рерих, изображая гималайские скалы, исповедовал далеко не те духовные ценности, что Нестеров, передававший невинную хрупкость тонких русских берез. Красочная пейзажная фантасмагория Уильяма Тернера принадлежит заметно другой шкале ценностей, нежели поэтическая непосредственность пейзажистов венециановской школы, творивших примерно в одну историческую эпоху со знаменитым английским романтиком.
[1] Иулиания (Соколова), монахиня. Техника иконописи. М., 1992. С. 28–29.
[2] Дьяченко Г., протоиерей. Полный церковнославянский словарь. Репринт: М., 2004. С. 184.
[3] Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1982. С. 287.
[4] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. С. 59. Примеч. 15.
[5] Деяния Вселенских Соборов. Т. 7: Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. Казань, 1891. С. 223.
[6] В классическом древнегреческом языке данное слово произносится как «характер», а в современном греческом и в койне – как «характир». Но тут не столько важна малая разница в произношении этих слов, сколько далеко не полное совпадение их значений.
[7] Иоанн Дамаскин, преподобный. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. СПб., 1893. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. С. 26.
[8] Полевой В. М. Искусство Греции. Средние века. М., 1973. С. 131.
[9] Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. С. 285.
[11] Гаврюшин Н.К. Вехи русской религиозной эстетики // Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв. М., 1993. С. 32.
[12] Флоренский Павел, священник. Иконостас // Флоренский Павел, священник. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 111, 113–114. В данном вопросе позиция отца Павла полностью находится в согласии с мнением отцов VII Вселенского Собора: «Всячески следует принимать честные иконы Господа нашего Иисуса Христа, если они пишутся исторически верно… а не “как кому вздумается”» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. С. 296, 198).
[13] Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. С. 223.
[14] Там же. С. 136. Относительно самого слова «поклонение» епископ Анастасий высказался следующим образом: «Мы кланяемся и людям, и святым ангелам, но не служим им, как богам; ибо Моисей говорит: “Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши” (Втор. 6: 5; Мф. 4: 10). Смотри: при слове “послужиши” прибавлено ”единому”, а к слову “поклонишися” не прибавлено. Значит, поклоняться можно (и не Богу) – потому что поклонение есть обнаружение почтения; а служить нельзя никому, кроме Бога».
[15] Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. С. 116–118. Обратим внимание: на Соборе, в качестве весомого аргумента, использовалась именно религиозная живопись, чего не заметили (или не захотели заметить?) некоторые иконоведы, построившие свою критику против теории иконописного стиля Л.А. Успенского и вообще канона иконы (см., напр.: Бусева-Давыдова И.Л. К проблеме канона в православной иконописи. Доклад на XIII Рождественских чтениях. Москва, январь 2005 года // http://www.prokimen.ru/article_909.html). Приведенную цитату Астерия о картине с мученицей Евфимией И.Л. Бусева-Давыдова прокомментировала так: «Отцы Собора сделали из этого драматического описания весьма натуралистической и совершенно не иконописной сцены следующий вывод: “Значит, искусство живописца есть занятие священное: хороший живописец, при помощи искусства, всегда представляет факты так, как и написавший икону мученицы Евфимии” (Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. СПб., 1996. С. 424.)». Нам известно другое издание Деяний Вселенских Соборов, но на сей раз специально обращаемся к тому, на которое ссылается исследовательница. И что же мы читаем в нем? После указанной цитаты следуют слова: «Славнейшие сановники сказали: “Значит, искусство живописца есть занятие священное и совсем не таково, чтобы осмеивать его, как некоторые безумно поступают. Этот отец представляет живописца человеком, совершающим благочестивое дело”» (Там же. С. 424). Как видим, авторство слов принадлежит не отцам Собора. Но гораздо важнее другое: во-первых, в высказывании сановников сделан совершенно иной акцент, во-вторых, выясняется, что цитата Бусевой-Давыдовой представляет собой монтаж, без всякого на то указания. После сановников выступали епископ Констанции Кипрской Константин, епископ Мирский Феодор, епископ Амарейский Феодор, затем последовала реакция Собора на слова последнего и лишь потом епископ Диррахийский Никифор произнес: «Хороший живописец, при помощи искусства, всегда представляет факты так, как и написавший икону мученицы Евфимии». Оставим в стороне «самобытные» особенности цитирования текстов Собора и вернемся к сути. Что конкретно имел в виду епископ Никифор? Достоверность изложения фактов. А достоверность имеет прямое отношение к канону, даже если речь и не шла о стиле и способах изображения. То, что И.Л. Бусевой-Давыдовой кажется «натуралистической сценой», для епископа Никифора есть факт победы мученицы Евфимии, а значит и веры Христовой. Дискурс уважаемой исследовательницы направлен явно в сторону эстетики, у епископа Никифора, несомненно, в сторону этики. Причем нас не должно запутывать употребление этим святителем слова «икона» применительно к картине. Общеизвестно, что слово «икона» (греч. eikon) означает «образ», и не обязательно моленный, но обязательно связанный с первообразом, а не с вымышленным лицом. Это еще раз подчеркивает важность мысли епископа Никифора о достоверности.
[16] Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. С. 119.
[17] Цит. по: Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3 (328).
[18] Предназначение иконы – средствами искусства обнаруживать в человеке образ Божий; отсюда – сама икона призвана преодолевать время; образно говоря, она несет в себе свет вечности, поэтому иконопись на протяжении истории подвержена наименьшим стилистическим и совсем минимальным языковым изменениям, но живопись, даже религиозная, в этом отношении, разумеется, изменчива намного больше, ибо ее предназначение – быть в своем времени, приводить человека к иконе, в храм. Икона откровенно рассказывает о вечном, картина – об экзистенциальном, хотя вечное в ней присутствует прикровенно, без вечного такое произведение (причем, даже светское) забудется уже следующим поколением. Если же икона подвержена слишком сильному влиянию экзистенции, то она рискует стать религиозной живописью. Картина пишется на языке социума, икона говорит на сакральном. Но у иконописца и у художника, если они хотят оставаться православными, должны быть одни и те же духовные ценности. Вершиной христианской аксиологии является Слово и Премудрость Божия – Иисус Христос, всегда приводящий разум к истине, а чувства к благоговению. Только на данной основе иконопись, обретая национальные краски и в незначительной мере – отблески той или иной эпохи, не теряет своего языка, созданного для богообщения, а мирская живопись, приближаясь к иконе своим целомудрием, никогда не станет на ней эстетически спекулировать. Лишь на условии действенности фактора духовных ценностей, «“Видение отроку Варфоломею” встречается в храмах – и протеста не вызывает», а религиозная живопись В. Поленова и Н. Рериха там невозможна даже гипотетически. Так или иначе, иконы М. Нестерова и В. Васнецова находятся в православных храмах, однако талашкинским иконам Н. Рериха в освящении отказано категорически.
Искусство светское.
Таким образом, светский мастер или светский аналитик искусства, не отрицая наличие духовности и духовного вектора в искусстве, видят её в самопроизвольном, непрерывном развитии жизни как таковой, которая сама себя направляет, питает, вдохновляет. Следовательно, только изучив законы и тенденции развития этой жизни, с точки зрения светской мысли, можно ее понять, отразить, выразить. Чем более глубоко художник и мыслитель сможет проникнуть в тайны мирозданья, жизни как таковой, тем более ярко он сможет ее и выразить, отразить. Отсюда подчеркивается важность овладения методами и приёмами изобразительности, а также развития личностных качеств и собственных усилий творца. Жизнь многогранна и богата и каждый видит ее сквозь призму собственного вкуса, настроения. От того-то уже с эпохи Возрождения (Ренессанса) столь значимо и важно было сформировать авторскую манеру, неповторимый почерк, который бы указывал на уникальность мастера и его творения. Так становится нормой подписывать свое произведение мастером или указывать с помощью символов, кто есть его автор. Таким образом, в светском искусстве внешняя выразительная форма подчинена тому откровению, которое открылось мастеру, и было явлено миру сквозь призму его чувств и переживаний. Однако закономерным следствием такого настроения ума становится следующая, хорошо нам известная тенденция в современном искусстве: сколько взглядов и настроений, столько и стилей, подходов, форм выражения. Следовательно, искусство светское предлагает многообразие форм, стилей и не мыслит себя вне этого разнообразия. Суета сует.
Дата добавления: 2014-12-24 ; просмотров: 1068 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ