Что такое сводная репетиция

Сводные репетиции

Индивидуальные репетиции

Индивидуальные Сводные Генеральная

Репетиции

Что такое сводная репетиция. Смотреть фото Что такое сводная репетиция. Смотреть картинку Что такое сводная репетиция. Картинка про Что такое сводная репетиция. Фото Что такое сводная репетиция

Что такое сводная репетиция. Смотреть фото Что такое сводная репетиция. Смотреть картинку Что такое сводная репетиция. Картинка про Что такое сводная репетиция. Фото Что такое сводная репетицияРепетиции

Что такое сводная репетиция. Смотреть фото Что такое сводная репетиция. Смотреть картинку Что такое сводная репетиция. Картинка про Что такое сводная репетиция. Фото Что такое сводная репетиция Что такое сводная репетиция. Смотреть фото Что такое сводная репетиция. Смотреть картинку Что такое сводная репетиция. Картинка про Что такое сводная репетиция. Фото Что такое сводная репетиция

Индивидуальные репетиции приводились 1-2 раза в неделю в течение 5 месяцев с каждым исполнителем главной роли. Во время репетиций разучивались и отрабатывались вокальные партии, проводилась работа над речью, ритмопластикой и актерской игрой.

Параллельно индивидуальным репетициям проводились сводные репетиции. Они заняли основную часть времени. Изначально проводились репетиции отдельных фрагментов сцен спектакля, где особое внимание уделялось положению героев на сцене, их взаимодействию между собой, общению: отработка диалогов, вокальных и хоровых номеров.

Репетиции проходили с музыкальным сопровождением, уточнялся темпоритм спектакля, за каждым актёром были закреплены свои обязанности: вынос переносных декораций, атрибутов, хоровое исполнение в кулисах. Также отрабатывались жесты, дикция, мимика актёров.

После каждой репетиции работа актеров анализировалась, делались замечания, намечались перспективы дальнейшей работы. В этот период обговаривались и покупались детали костюмов, изготавливались декорации, атрибуты, аксессуары, пробовался грим.

Таким образом, сводная репетиция – это первая попытка собрать весь спектакль воедино. На этом этапе отрабатывались связки между отдельными картинами и сценами, работали с реквизитом и выносными декорациями.

Генеральная репетиция

Таких репетиций было две.

Первыми зрителями стали наши педагоги и студенты колледжа.

На генеральной репетиции актеры были в сценических костюмах и гриме, сцена оформлена декорациями. На генеральной репетиции спектакль идет непрерывно, не останавливаясь для доработки каких-либо неудавшихся моментов.

Генеральная репетиция была заснята на видеокамеру, затем проанализирована. Анализ дает возможность акцентировать внимание актёров на «слабых» сценах, уточнить темпоритм спектакля.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что такое сводная репетиция

Репетициями руководит режиссер-постановщик спектакля при участии ассистентов. В процессе репетиций режиссер-постановщик и исполнители добиваются раскрытия идейного содержания драматургического произведения и яркого воплощения образов, стремятся найти выразительные средства для создания целостного по своему идейному и художественному решению спектакля.

Помощник режиссера в ходе репетиций фиксирует в режиссерском экземпляре пьесы порядок будущего спектакля: выходы актеров, перестановки декораций, включение звуковой фонограммы, изменения света, хронометраж спектакля, переодевания актеров, необходимый реквизит. Режиссерский экземпляр пьесы используется затем для организационной подготовки спектакля, координации и контроля за работой театральных цехов.

Важной задачей является координация репетиционного процесса: актеры должны не просто приходить на репетиции в срок, но и в соответствии с графиком вовремя осваивать текст, танцы, пластические элементы и пр. –подготовка спектакля должна проходить поступательно, без срывов и остановок. Вовремя должны изготавливаться элементы художественного оформления: если на начальном этапе репетиций готовый костюм или декорации не имеют особого значения, то на более поздних стадиях отсутствие материальной части делают репетиции бессмысленными. График репетиций координируется режиссером-постановщиком и осуществляется большой группой участников спектакля. Заведующий труппой планирует явку актеров, статистов, массовки, оркестрантов, балета и т.д. Сценограф и художник по костюмам работают в тесном контакте с заведующим художественно-постановочной частью, организующим изготовление и монтаж декораций, бутафории, реквизита, пошив костюмов, постановку световых и шумовых эффектов и т.д. Заведующий музыкальной частью отвечает за организацию записи музыкальной партитуры спектакля в тесном контакте с композитором, заведующим труппой, планирующим участие актеров в работе над музыкальными фрагментами. Включение партитуры в ткань спектакля происходит в контакте с заведующим постановочной частью, т.е. непосредственным руководителем радиоцеха, отвечающим за воспроизведение записи во время спектакля.

О работе различных цехов над производством спектакля речь пойдет в следующей главе.

Различают застольные репетиции, репетиции в «выгородке», монтировочные, прогонные и генеральные репетиции на сцене. В музыкальных театрах дополнительно практикуются оркестровые репетиции, концертмейстерские (сольные и ансамблевые), хоровые, хореографические и т. д.

1. Застольные репетиции. Репетиционный период обычно начинается с застольных репетиций. Они включают первую читку пьесы по ролям; уточнение реплик, включая изменения, сокращения или перестановки текста – создание сценического варианта пьесы; беседы режиссера-постановщика с актерами и другими представителями творческой группы с о замысле спектакля; действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п.

2. Репетиции в «выгородке». Затем организуются репетиции в выгородке. На профессиональном театральном языке «выгородка» – от «выгораживать, размечать пространство». Они проходят, как правило, в репетиционном зале, когда места действия, география сцены и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами – стульями и другой мебелью, кубами и другими конструкциями. В этот период намечаются и разрабатываются мизансцены, пластика персонажей, идет сложный процесс поиска характеров и взаимоотношений персонажей.

В этот же период некоторые режиссеры-постановщики практикуют репетиции этюдным методом – импровизации на темы пьесы или её отдельных сцен. Такие этюды позволяют актерам точнее понять существо характеров и взаимоотношений своих персонажей.

Во время репетиций в выгородке актеры осваивают и постепенно заучивают тексты своих ролей с тем, чтобы при переходе к сценическим репетициям получить полную «свободу от текста». Эти репетиции проходят еще без костюмов, однако, актерам можно предоставить некоторые вспомогательные детали, помогающие в пластической разработке образов (длинные юбки, шарфы, головные уборы и т.п.).

При необходимости параллельно репетициям в выгородке назначаются танцевальные, вокальные или пластические репетиции, на которых балетмейстеры, музыкальные руководители и специалисты по сценическому движению ставят танцевальные и вокальные номера, входящие в спектакль, сценические бои, пантомимические номера и т. п.

4. Прогоны. В этот период репетиционный процесс вступает в заключительную стадию – сборки всех компонентов спектакля и прогонных репетиций, когда отдельные сцены собираются в единое целое. Во время прогона спектакль идет в декорациях, при соответствующем освещении, актеры играют в костюмах и гриме. В этот период режиссер-постановщик редко прерывает течение отдельных сцен с целью ее уточнения или повтора. Здесь важным становится уже цельное впечатление от спектакля, поэтому все замечания актерам высказываются по окончанию прогона.

5. Генеральные репетиции. Премьере предшествуют генеральные репетиции – в полном гриме, костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением. На генеральные репетиции часто приглашают зрителей, таки образом, спектакль проходит первую проверку реакцией публики.

Источник

За кулисами оркестра. Сводная репетиция, прогон и концерт.

Нам осталось две репетиции до позора;

Вы так фамильярно это играете, как будто лично с Прокофьевым пили;

Шостакович не был боксером, но за такую игру он воскрес бы, чтобы набить вам физиономию;

Если вы так еще раз сыграете первую цифру, я убью вас всех по очереди, похороню, отсижу и наберу новый оркестр;

Я обещаю вам трудоустройство в подземном переходе, и лично договорюсь с ментами и бандитами, чтобы вас не трогали. Но за прохожих не ручаюсь.

Не надо так терзать арфу и путать ее с пьяным мужем;

Ваше счастье, что в консерваторию ходят интеллигентные люди. А вот пролетарии встали бы со своих мест и побили бы вас.

Но все это, конечно, беззлобно. На самом деле дирижеры всегда любят своих оркестрантов и в равной степени делят с ними и успехи, и неудачи.

Но в этом скрыта и определенная опасность для дирижеров, особенно молодых. Иногда концертмейстерам не нравятся выбранные дирижером темпы или они по другому представляют себе трактовку какого-либо сочинения. Случается тогда, что такой концертмейстер старается подмять под себя дирижера, навязать оркестру свое видение. Известен, например факт, когда молодой Евгений Мравинский пришел в прославленный Ленинградский филармонический оркестр. В этом, одном из лучших в мире коллективов, естественно, и концертмейстер был настоящим зубром. Первое время, как вспоминают, он постоянно вставлял палки в колеса молодому дирижеру и смычком показывал оркестру собственные темпы. Так продолжалось, пока Мравинский не проявил характер. На одной из репетиций, когда его, что называется, достало, Евгений Александрович подошел к концертмейстеру, выхватил у него смычок, переломил его через колено и попросил виновного удалиться с репетиции. Говорят, что тот извинился перед дирижером и больше своих выходок не повторял.

Нередко дирижер на таких репетициях призывает к соблюдению дисциплины. Главное – не разговаривать и не играть во время словесных объяснений – это, скажу по моему опыту, очень мешает сосредоточиться, вносит в репетицию сумятицу – ведь музыкантов несколько десятков. Конечно, симфонические музыканты – люди серьезные и ответственные. Если они в паузах что-то говорят, то ясно, не обсуждают цены в магазинах или здоровье близких. Но все равно, дирижер просит, если что-то непонятно, обращаться непосредственно к нему, а не переспрашивать у соседа.

Иногда дирижеру немного не хватает времени, чтобы сделать все, что наметил и чего уже не сделаешь на генеральной репетиции. Тогда он просит оркестр остаться после репетиции на 15-20 минут. У нас с этим проблем не бывает. Но вот мне доволилось работать с немецкими оркестрами, и однажды я обратился к директору оркестра с аналогичной просьбой. Он ответил, что лично не возражает, но должен проконсультироваться с представителем профсоюза, потому что тот заботится о соблюдении прав музыкантов. В данном случае инцидент был улажен, но могло быть и по-другому. Вообще-то я думаю, что такое происходит только в Германии, где очень любят закон и порядок. А уж бюрократия там – наша отдыхает. Мне однажды именно немцы рассказали про себя такой анекдот:

Американцы прилетели на Луну. Видят – стоит избушка и на ней вывеска «Mondamt» (Управление Луны). Говорят: «Ребята, оказывается немцы уже здесь были».

Но, справедливости ради, бюрократические дела там улаживаются быстро и крайне любезно.

Однако вернемся к оркестру. Следующий этап – генеральная репетиция или, как чаще говорят музыканты (а также театральные актеры) – прогон. Это репетиция, максимально приближенная к концертным условиям. Концертная программа здесь проигрывается целиком, без остановок. Последнее – если не случается что-либо экстраординарного, требующего немедленного вмешательства.

Если играется концерт для какого-либо сольного инструмента с оркестром и солист может присутствовать только на генеральной репетиции, то возможны остановки и проигрывание каких-то фрагментов. Но в любом случае, дирижер до этого уже встретился с солистом, обговорив и попробовав наиболее важные моменты исполнения, продирижировав под его игру. Между прочим, в этом случае вся инициатива на стороне солиста – ведь дирижер с оркестром ему только аккомпанируют.

Если программа исполняется не на «базе», а в другом зале, дирижер или его ассистент садятся время от времени на слушательские места и вносят коррективы с точки зрения акустики.

Итак, все готово к концерту.

Перед концертом с оркестром происходит то же, что и перед репетицией. Музыканты приходят заранее, собираются в специальном помещении, разыгрываются и предварительно настраивают инструменты. Сейчас для этой цели существует специальный электронный камертон. Он обычно стационарно установлен в том же помещении и включается минут на 5. Более точная настройка будет произведена уже на сцене.

В это время дирижер находится в своем кабинете, в который вход запрещен всем, кроме директора, инспектора и солистов, если таковые присутствуют в программе. Дирижер снова просматривает партитуры, что-то пробует – словом, готовится к концерту. Обычно волнуется.

После третьего звонка оркестр выходит на сцену. Лучше всего – с двух сторон, так красивее и быстрее. Но иногда такой возможности нет, а порой даже нет и присценного помещения – в этом случае приходится проходить через зал или боковые двери возле сцены.

Оркестр рассаживается. Оркестранты одеты в концертные костюмы, что создает очень красивую, торжественную картинку. Происходит настройка – по гобою, как на репетиции. Эти звуки для меня неизменно волнующие. Обратите внимание: на этом видео концертмейстер, как принято в некоторых оркестрах, перед концертом выходит последним, перед дирижером., и кланяется.

Если исполняется циклическое произведение, состоящее из нескольких частей, то не принято в перерывах между частями аплодировать, а если такое случается, то раскланиваться. Также нежелательно между частями и настраиваться – делается это лишь в крайнем случае. И тому есть объяснение – ведь паузы между частями бывают точно выверенными и тоже играют роль в архитектонике и цельности всего произведения. Кланяется дирижер только по завершении всего произведения. Но до этого он пожимает руки первому и второму концертмейстеру, благодаря таким образом оркестрантов, и жестом поднимает оркестр. Если в произведении имеются удачно сыгранные соло, дирижер указывает жестом на солиста, тем самым предлагая ему поклониться публике. Иногда, в случае чрезвычайно понравившегося публике соло, дирижер даже выводит солиста вперед.

В антракте оркестранты могут покурить, попить водички, поговорить на разные темы. Ну и, конечно, попробовать какие-то сложные места из того, что будет исполняться.

После антракта процедура выхода оркестра и дирижера повторяется. Если исполняется концерт для какого-либо инструмента с оркестром, в антракте рабочие сцены уже совершили небольшое перестроение. Если солировать будет рояль – он выкатывается на передний план, если это какой-то другой инструмент – то для солиста будет приготовлен подиум. Дирижерский пульт устанавливают за солистом, немного вполоборота, чтобы дирижер мог хорошо видеть и солиста, и оркестр. Настройка в таком случае происходит под сольный инструмент. Если это фортепиано, то концертмейстер подходит к роялю и берет на нем все то же «ля» первой октавы. Причем, никогда не видел, чтобы концертмейстеры брали этот звук иначе, чем оттопыренным указательным пальцем сжатой в кулак руки, а не так, как это делают пианисты. Ритуал у них такой, что ли?

После исполнения концерта солист благодарит дирижера за поддержку, пожимая ему руку. Благодарит он таким же образом и концертмейстера и через него – весь оркестр. Дирижер кланяется вместе с солистом, а оркестр поднимает только по его просьбе, которая, впрочем, следует всегда.

Обычно по завершении концертной программы оркестр исполняет несколько небольших эффектных пьес на бис. Если силы оркестра исчерпаны, а аплодисменты не смолкают, дирижер часто, раскланявшись, уводит оркестр со сцены за собой, показывая, что концерт совершенно окончен.

Теперь наступает волнующее время цветов, поздравлений, а нередко и дружеского банкета. Ведь, как сказал один мудрец, ничто так не сплачивает коллектив, как совместная выпивка и хоровое пение.

Источник

СВОДНАЯ, ПРОГОННАЯ, ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИИ

Что такое сводная репетиция. Смотреть фото Что такое сводная репетиция. Смотреть картинку Что такое сводная репетиция. Картинка про Что такое сводная репетиция. Фото Что такое сводная репетиция Что такое сводная репетиция. Смотреть фото Что такое сводная репетиция. Смотреть картинку Что такое сводная репетиция. Картинка про Что такое сводная репетиция. Фото Что такое сводная репетиция Что такое сводная репетиция. Смотреть фото Что такое сводная репетиция. Смотреть картинку Что такое сводная репетиция. Картинка про Что такое сводная репетиция. Фото Что такое сводная репетиция Что такое сводная репетиция. Смотреть фото Что такое сводная репетиция. Смотреть картинку Что такое сводная репетиция. Картинка про Что такое сводная репетиция. Фото Что такое сводная репетиция

Что такое сводная репетиция. Смотреть фото Что такое сводная репетиция. Смотреть картинку Что такое сводная репетиция. Картинка про Что такое сводная репетиция. Фото Что такое сводная репетиция

Что такое сводная репетиция. Смотреть фото Что такое сводная репетиция. Смотреть картинку Что такое сводная репетиция. Картинка про Что такое сводная репетиция. Фото Что такое сводная репетиция

После того как режиссер вчерне закончил работу над номерами программы (окончательное завершение они получают на прогонных репетициях), продумал и опреде­лил порядок номеров, заранее подсчитал хронометраж каждого номера, он приступает к сбору разрозненных номеров, эпизодов в одно целое — представление.

Поначалу репетиции идут по частям (эпизодам). Ре­жиссер определяет и устанавливает порядок выходов исполнителей, кто, где находится, кто за кем и куда вы­ходит, репетирует связки номеров и эпизодов. Проводит отдельные репетиции тех номеров и эпизодов, которые связаны со светом, звуком, сценической техникой. За­тем назначает первую сводную репетицию, на которой впервые проходит все эпизоды представления подряд.

Репетиция эта долгая. С постоянными остановками, правками, уточнением. Поэтому обычно представление сводится не на одной, а на двух репетициях. В первый день — первая половина (первое отделение) представле­ния, во второй — вторая (второе отделение). Именно на этих репетициях проверяются связки между номерами, правильность их чередования, развитие сквозного дейст­вия представления, выверяются костюмы, окончательно уточняются световая и звуковая партитуры и все мон­тажные (монтировочные) переходы.

Бывает так, что именно на этих репетициях обнару­живается, что один номер идет слабее, чём другие. Хотя режиссер работал над всеми номерами одинаково добро­совестно. Причин тому может быть несколько.

Одна — заключается в исполнителях, другая — в драматургии номера, третья — в режиссерской работе. И если убрать этот номер из программы по той или другой причине нель­зя, то режиссеру необходимо позаботиться, чтобы слабая сторона такого номера не бросалась в глаза зрителям. То есть он должен найти такой прием «подачи» номера, который в какой-то степени скроет его слабые сто­роны.

Скажем, дело в исполнителях. Например, в программе есть хор девушек, который исполняет очень нужную для представления лирическую песню. Но их вокальные воз­можности, мягко говоря, далеки от совершенства. Если решать этот номер традиционно, то, естественно, через минуту-другую после выхода хора все внимание зрителей будет обращено на вокально-исполнительскую сторону номера. А сами по себе девушки хороши, лукавы, задор­ны. И тогда режиссер придумывает хору такое сценичес­кое действие, где главным становится не столько пение, сколько поведение девушек на сцене, при котором смогут ярко проявиться их обаяние, задор, лукавство. Скажем, дав участницам простейшую актерскую задачу, можно выход хора и исполнение им песни превратить в сценку «На вечерке». На сцене — вечер. Садится солнце. Разда­ется вступление к песне. Слева, из-за кулис, с пением по­является одна группа девушек, с другой стороны, спра­ва, выходит другая группа, из глубины сцены выходит еще одна и т. д. Кто-то из девушек присаживается, кто-то останавливается, кто-то проходит вперед. Так на сце­не образуется живописная мизансцена, которая логически возникает из придуманного режиссером сценического действия. Это же действие создает на сцене соответствую­щее настроение, атмосферу, которая, с одной стороны, помогает девушкам, а с другой — вызывает у зрителя доброжелательное отношение к ним. Значит, и к номеру. Если девушки в своем поведении будут точны и искренни, то зритель, слушатель простит им некоторое вокальное несовершенство, так как будет с интересом следить за их действием

Но вернемся к разговору о репетициях.

На прогонных репетициях, которые режиссер ведет «под карандаш», записывая замечания с тем, чтобы сде­лать их после прогона, режиссер проверяет, нет ли в представлении ненужных пауз, затяжек, действенных и ритмических «дыр»; приводит ритм номеров в соответ­ствие с ритмом всего представления; устанавливает темп его. Ведь действие эстрадного представления, как мы уже говорили, должно развиваться стремительно, как бы на одном дыхании.

Что такое сводная репетиция. Смотреть фото Что такое сводная репетиция. Смотреть картинку Что такое сводная репетиция. Картинка про Что такое сводная репетиция. Фото Что такое сводная репетиция

Во время прогонных репетиций режиссер следит за тем, чтобы сценическое действие исполнителей не огра­ничивалось только моментами пребывания актера на сцене. Ведь в эстрадных представлениях, как пра­вило, если не все, то несколько персонажей (например, ведущие) проходят через все выступление. Жизнь та­ких персонажей начинается и продолжается за сценой. Вот почему, отыграв эпизод или номер представления, нельзя исполнителю уходить за кулисы «не в образе», бросая сценическое действие, как это делают обычно эстрадные актеры в концерте.

На прогонных репетициях устанавливается нужная атмосфера всего представления. Именно тогда возника­ет тот особый наступательный, празднично-озорной дух эстрадного выступления, который окончательно установится при встрече со зрителем.

Число прогонных репетиций зависит от сложности программы, от того, насколько слаженно начинает идти представление. Обычно режиссер проводит две-три про­гонных репетиции. Но это не означает, что их не может быть и больше. Важно только, чтобы они не набили ос­комину у исполнителей.

Зафиксировав все на прогонных репетициях, проведя все нужные корректуры, режиссер назначает генераль­ную репетицию и день сдачи представления.

Собственно, генеральная репетиция — это спектакль, который идет без зрителей, или при их ограниченном числе, после которой режиссер, выслушав замечания принимающей комиссии, художественного совета, с уче­том своих собственных замечаний, возникших по ходу генеральной репетиции, вносит окончательные поправ­ки в представление,

Но на этом работа режиссера над представлением не заканчивается. Какие-то уточнения и дополнения в представлении режиссеру придется сделать после пер­вой встречи исполнителей со зрителем, после первого выступления (Кстати, режиссеру агитбригады во время выступления лучше всего находиться за кулисами, особенно во время первого представ­ления, тик как при любой неожиданности он сможет сразу прийти своим исполнителям на помощь.).

Создание эстрадного номера, кон­церта, эстрадного представления — это сложный творческий процесс. Ивсе в этом процессе: замысел, воплощение, работа с актером, художником, автором, музыкантом, постановочной частью — служит единой цели: наиболее полно и ярко раскрыть идею и тему представления.

Труд режиссера, ставящего в на эст­раде программу, представление, — труд нелегкий. Если режиссура отдельного номера требует от режиссера уз­кой жанровой специализации, то постановка эстрадной программы, представления в идеале тре­бует от режиссера универсального знания творчества, эстрады. Без боязни ошибиться,

можно сказать, что одной из главных, если не самой главной, особенностью режиссера эстрады явля­ется синтетичность его труда, его профессии.

РЕПЕТИЦИЯ (лат. Repetitio – повторение) – 1) быстрое повторение одного и того же звука на клавишных и некоторых др. инструментах. 2) основная форма подготовки (под руководством режиссера) театральных, эстрадных, цирковых представлений, концертных программ, отдельного номера, сцены путем многократных повторений (целиком или частями).

Виды репетиций:

1) Р. индивидуальная – это по существу, разговор с актером по душам. Такая Р. помогает исполнителю пройти тщательно и свободно «узкие» места в работе над ролью. Легче добиться единомыслия исполнителя и режиссера. Есть индивидуальные репетиции технического рода (разобраться в тексте, логике ударений и т.п.). Индивидуальная Р. преследует большую проникновенность в интимные механизмы исполнителя. Форма, приемы, тема Р. зависят от одаренности режиссера, его авторитета и фантазии. Такие репетиции могут быть запланированы заранее, но могут возникать и спонтанно.

2) Р. корректурные – связаны с шлифовкой роли, номера. Они могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными, как техническими, так и смысловыми. К корректурным репетициям можно отнести такие, когда коллективы прогоняют свои номера на новых для них площадках, проверяют, как звучит фонограмма на новой аппаратуре и т.п.

3) Р. монтажная – ее задачи: выстроить общую композицию, проверить «сцепления» эпизодов (т.н. «мостики» и «буфера»), проверить все партитуры и монтажный лист, внести изменения, найти дополнительные средства для обеспечения представления в заданном темпо-ритме, отрепетировать слабые места, добиваясь точности и синхронности исполнения. (Ср., Р. прогонные.)

4) Р. прогонная – исполнение и отработка представления в его временной последовательности, шлифовка представления. Ими заканчивается работа режиссера над представлением. Становятся ясны, наглядны все достоинства и недостатки: обнаруживаются ненужные паузы, затяжки действия, ритмические «дыры». Здесь определяется, что необходимо уточнить, что поправить и даже переделать; выверяется композиция представления; ритм эпизодов приводится в соответствие с ритмом всего представления, устанавливается его темп; проверяется действие исполнителей во время их выхода и ухода со сцены. Как правило, такие Р. идут без остановок, «под карандаш», чтобы исполнители почувствовали целостность сценического действия, его атмосферу, темпо-ритм. Проверяется драматургия представления, проводится хронометраж. После прогонных репетиций иногда возникает надобность в дополнительном репетиционном времени для ликвидации просчетов и недоработок. Поэтому в репетиционном плане после первого прогона предусматривается время для репетиций «по назначению»

5) Р. монтировочная – сборка и отработка взаимодействия сценического оформления, художественных и технических средств театрализованного зрелища. В назначенный по плану-графику срок, к к-рому должны быть подготовлены все элементы оформления (станки, задники, и т.д.), режиссер вместе с художником и всеми техническими службами проводит репетицию, на к-рой окончательно определяется декорационное и световое решение представления. На сцене в соответствии с эскизами или макетом художника устанавливаются все элементы оформления, разрабатываются способы и средства для быстрой его смены, уточняется размещение отдельных элементов оформления, проверяется техническая часть, предназначенная для получения сценических эффектов и т.д. На этой репетиции также отрабатываются перемены, связанные с переставновкой по ходу представления деталей оформления.

6) Р. световая – ее цель – установка света, проверка костюмов и грима при установленном свете. Первая световая Р. проводится после Р. монтировочной, она по сути дела прикидочная, предварительная. Окончательно свет устанавливают во время сводных Р. в присутствии на сцене исполнителей.

7) Р.сводная – на ней режиссер впервые собирает все номера и эпизоды представления подряд, вводя в них музыку, свет, кино и т.п. Именно на ней проверяются все связки между номерами и эпизодами, правильность их чередования, развитие сквозного действия, словом, все

8) содержание и все компоненты концерта. Поэтому сводную Р. рекомендуют проводить после отдельных Р. с кино, диапозитивами, слайдами, фонограммой, радиоаппаратурой, сложным светом и другой техникой, чтобы потом на сводной Р. как можно меньше времени тратить на технику, а главное внимание уделять исполнителям.

10) Р. генеральная – представление, идущее без зрителей или при ограниченном их количестве. Генеральная – это тот же прогон, но с особой целью и на особом этапе. Чаще всего она одновременно является и сдачей режиссером и постановочной группой представления заказчику, поэтому Р. идет как спектакль. Профессиональные режиссеры проводят генеральную Р. за день-два до показа представления, чтобы можно было внести необходимые, обнаруживающиеся по ходу Р. изменения. (График репетиций. Прикрытие.)

Методы репетиционной работы. Любое режиссерское указание может быть дано как в форме словесного объяснения (рассказа) так и в форме показа. Словесное объяснение (рассказ) считается основной формой режиссерских указаний.

Показ – это демонстрация мизансцены, характера, поведения героя на сцене, жестов и т.д. Различают режиссерский показ и актерский показ. Актерский показ – это подмена актера режиссером, демонстрация, как надо сыграть, режиссерский показ – это указание, что надо в данном куске делать, чтобы раскрыть какую-н существенную сторону образа. Режиссерский показ, как правило, конкретен и представляет собой лаконичное средство передачи актеру режиссерского задания.

Рассказ с демонстрацией – это есть подлинный режиссерский показ. Только при помощи демонстрации с пояснением режиссер может выразить мысль синтетически, т.е. демонстрируя одновременно движение, слово, интонацию в их взаимодействии. При этом реж-ру нет необходимости проговаривать точный текст. Кроме того, режиссерский показ связан с возможностью творческого мобилизационного заражения актера режиссером, реж-р только намекает актеру, только подталкивает его, подсказывает ему направление, в к-ром следует искать.

Подбрасывая нужные ассоциативные примеры, за­ставляя актера искать выразительные детали в поведе­нии и действии, режиссер обращается, прежде всего, к его творческому воображению, будит его фантазию.

Именно на репетиции исполнитель обретает важное для эстрадного творчества умение бы­стро включаться в образ. Сочетая репетиции с уроками актерского мастерства, режиссер постепенно воспиты­вает в исполнителе умение, двумя-тремя штрихами, интонацией, жестом, походкой раскрыть характер играемо­го персонажа.

Неустанная и непрерывная актерская тренировка и требовательность режиссера к тому, что делает на ре­петициях актер, объяснение его ошибок и снова повтор, пусть даже самого незначительного места роли, номеравот путь, который может привести к успеху. Каж­дая найденная на репетиции деталь, актерское приспо­собление должны быть доведены до совершенства.

Только в долгой, упорной, трудной работе находится самое нужное и точное. И когда потом исполнитель вы­ходит на сцену, мы часто не замечаем, что за умением двумя-тремя штрихами создать яркий, броский, сцени­ческий образ скрывается титанический труд режиссера, и исполнителя.

Репетиция — творческий процесс не только для ак­тера, но и для режиссера. Следя за действием актера, беспрерывно работают его (режиссера) воображение и фантазия, беспрестанно ведется поиск приспособлений для исполнителя. Именно это творческое «разогретое» режиссерское состояние и создает ту благоприятную почву, на которой во время репетиции иногда рождают­ся неожиданные режиссерские решения эпизода, куска роли, номера более яркие, чем они были задуманы рань­ше. Толчком к новому решению может послужить случайное движение актера, жест, взгляд, неожиданно воз­никшая мизансцена, брошенная кем-то реплика, звук и т. д. Режиссерское решение куска роли, эпизода, номе­ра— не догма. Оно проверяется и находит свое заверше­ние в репетициях.

Однажды на репетиции сцены, в которой молодой актер, играя роль купчика, рассказывал о том, как он будет хоронить умершего накануне отца, он, неожидан­но для себя и режиссера, размазывая по лицу слезы, передернул плечами так, как это обычно делают, тан­цуя «Барыню». Помня, что молодому купчику нисколько не жаль умершего отца — ведь он, молодой купчик, становился владельцем торгового дома и плакал только для приличия, режиссер тут же, «зацепившись» за слу­чайный жест исполнителя, предложил ему сыграть эту сцену по-другому: рассказывая о предстоящих похоро­нах, так увлечься представившейся исполнителю гранди­озной картиной похорон «на всю Москву», что забыть о «горе» и незаметно для себя закончить монолог раз­удалой пляской. Нечего и говорить, что такое решение было более ярким и выразительным, более соответство­вало характеру персонажа. Так случайное движение актера вызвало в воображении режиссера новое, отлич­ное от первоначального, решение монолога. И это не единственный случай. Повторяю, именно на репетициях проверяется и находится режиссером и исполнителем окончательное решение роли и номера.

Каждая репетиция — это поиск. А поиск немыслим без ошибок. Но, ведя репетицию, режиссер не должен после каждой неверно произнесенной фразы или невер­ного движения останавливать ее. Обговорив перед на­чалом репетиции с исполнителем все, что ему необхо­димо знать для верного действия, актеру надо дать сво­боду поиска, дать возможность нащупать главное в эпизоде, куске. И лишь потом, остановив, обратить вни­мание на ошибки в частностях. Беспрестанно останавли­вающий репетицию режиссер напоминает плохого фут­больного судью, который беспрерывными свистками пор­тит игру. Нет ничего хуже «задерганного» режиссером актера. К каждой репетиции режиссер готовится. Он должен знать, что сегодня со­бирается делать, чего будет добиваться от исполнителей. Успех репетиции зависит еще и от того, в какой об­становке, атмосфере она протекает. Каждая репетиция должна быть желанной для ее участников и проходить в настоящей творческой атмосфере, которая во многом зависит от режиссера, от того, в каком настроении он приходит на репетицию.

Конечно, режиссеру на репетиции не следует изобра­жать «весельчака», как и не надо создавать офици­альную, казенную обстановку—она тоже не способст­вует возникновению верной атмосферы. Репетиция и для участников и для режиссера всегда должна быть празд­ником, хотя бы уже потому, что все пришли заниматься любимым и интересным делом.

Режиссеру на репетиции надо быть активным, всег­да азартным, не бояться шутки, создавая приподнятую, непринужденную и в то же время деловую атмосферу. Подлинно творческая, полная взаимного уважения об­становка освобождает актеров от зажима, позволяет им свободно фантазировать, пробовать, придумывать, делиться своими мыслями. В такой атмосфере дружелюбия актер обретает веру в себя. Менторский, поуча­ющий тон режиссера, так же как и неосторожно бро­шенное слово, бьющее по самолюбию актера, мешают репетиции, психологически зажимают его. Ведь на ре­петиции (особенно в самодеятельности) актеру прихо­дится, поборов свое стеснение, раскрывать перед всеми присутствующими свою душу. А он еще не вооружен ни актерскими приспособлениями, ни действием,— они еще не найдены. Словом, ему не за что спрятаться. Он чув­ствует себя нагим или, в лучшем случае, стоящим у доски школьником, который не может ответить на вопрос.

Основы постановочной работы режиссёра (документы).

План подготовки и проведения мероприятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *