Что такое вальс для детей
Тематический классный час «Вальс о вальсе»
Форма проведения мероприятия – лекция-концерт.
Ход мероприятия
Ведущий:
Этот танец вечно юный, один из самых древних и массовых.. Разумеется, вечных танцев нет. Они тоже рождаются и умирают. Но из всех танцев ни один не выдержал такого долгого испытания временем как вальс.
В 70-х годах XVI века вальсом называли народный танец, возникший в некоторых областях южной Германии и Австрии. Это простой народный танец, который хорошо себя чувствовал в звучании нескольких инструментов, на которых играли 2-3 музыканта из народа, в широкополых шляпах, и грубых деревянных башмаках. Музыке характерно вальсовое сопровождение, размеренный трехдольный шаг.
Многочисленные разновидности народных деревенских танцев, бытовавших в южной Германии и Австрии к началу XVIII века, объединились в одну группу, получившую название лендлера или немецкого танца. Большую популярность танец приобрёл во II половине XVIII века в творчестве композиторов Моцарта и Шуберта.
Благодаря своей необычайной увлекательности он проник в аристократический салон, где великолепно почувствовал себя в звучании хрупкого клавесина, на котором играли профессиональные музыканты в шелковых камзолах и напудренных париках.
Этот естественный как сама жизнь танец стал популярен на балах в великосветских салонах.
Хранители морали, ревнители этикета не могли сдержать негодования. То, что кавалер во время танца держал даму за талию, казалось им неслыханной вольностью. Вальс пытались запретить, но он снова возвращался в великосветские салоны.
Привезённый из Германии в начале XIX века он долго ютился по задним комнатам, прежде чем ворвался в передовые салоны.
При французском дворе вальс оставался запрещённым ещё в 1820 году. Матери предпочитали вывозить дочерей на балы, где не признают “судорожных объятий ” вальса.
В изданных в 1800 годах книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит “вальсовая зараза” и вальс сравнивался с холерой и проказой. Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран.
Не сразу появился танец и в России, так как Павел I высочайшими повелениями старался помешать его распространению, и офицеров, виновных “в танцевании пляски, вальсеном именуемой” сразу с балла препровождали на гауптвахту.
Во времена июльской монархии (1830 – 1848гг.) вальс всё ещё страдал от дурной репутации, тем более, что с недавних пор его стали танцевать быстрее на два счёта, медицина, спеша на помощь морали, сделала выводы: круговые движения вальса вызывают приток крови к основным внутренним органам, сердцу, лёгким, мозгу и нередко приводят случай в салоне баронессы Т., где во время вальса молодой человек неожиданно заметил, что с каждым вращением мадемуазель всё тяжелее повисала на его руке. Вот такой трудный путь у вальса, но вместе с тем он стал популярным танцем во всех слоях европейского общества, особенно в Вене.
Расцвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов Ланнера, Штрауса – отца, а позднее его сыновей Иозефа и Иоганна, прозванного “королём вальса”.
Свой талант, своё мастерство он посвятил танцевальной музыке, прежде всего – вальсу и оперетте. Его музыка отличается яркостью мелодии, темпераментом, изящностью.
Искрятся, сверкают вальсы Штрауса, заражая слушателя неподдельным весельем и жизнерадостностью.
К.Н. 1 Вальс И. Штрауса “Сказки венского леса”
Ведущий:
Великий польский композитор Ф.Шопен написал всего 14 вальсов, у Штрауса их 500. Но 14 вальсов Шопена бесценные жемчужины. Под музыку этих вальсов уже никто не танцевал, они созданы только для концертного исполнения. Уже позже, под музыку шопеновских вальсов стали танцевать на сценах балетных театров.
К.Н. 2 Ф. Шопен “ Вальс №7 до минор”
Ведущий:
Большой популярность пользовались романсы – вальсы. Особое место вальс приобрёл в русской музыке. Вы знаете много русских старинных романсов – вальсов, песен – вальсов.
Ведущий:
Вы не поверите ребята, но еще каких – нибудь пол века назад телевизоры, магнитофоны и радиоприемники имели единицы, а о компьютерах, видеомагнитофонах, интернэте, плеерах и сотовых телефонах даже слыхом не слыхивали. Что же было? Как тогда жили, как отдыхали? А хорошо жили и отдыхали хорошо. Были проигрыватели и патефоны, радиоточки, библиотеки, кинозалы. Танцы в школах, клубах и подумайте, нередко танцевали под гармошку, баян, аккордеон – еще пол века назад. Да и сейчас бывает танцуют.
К.Н. 4 “Фигурный вальс”
Уже в советское время вальс шагнул из светских гостиных в массы.
Летним довоенным вечером из парков культуры и отдыха, танцевальных площадок слышались звуки духовых оркестров, исполнявшие вальсы Дунаевского, братьев Покрасс, и прекрасные старинные вальсы.
Вот он вращается, вот он возник,
Чёрной воды чуть блистающий диск,
Кружиться, кружиться вальс над водой,
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Это над стаей притихших ветров
Встал он Илья Алексеич Шатров
Полузабытый людьми офицер
Вальс сочинивший, на старый манер.
Будет звучать оркестровая медь,
Тенор в саду городском будет петь.
И не сдержавшись у всех на виду
Мальчик заплачет, вдруг в третьем ряду.
К.Н. 5 И. Шатрова “На сопках Манчжурии”
Ведущий:
Война она прошла через жизнь многих людей. Но и в это тяжелое время композиторы писали свои лирические песни, давая таким образом возможность солдату пообщаться с близкими людьми, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где – то далеко, за тридевять земель, в далёком тылу.
К.Н. 6 Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова
Ведущий:
Существуют вальсы написанные для оркестра, фортепиано, скрипки, есть романсы и арии из опер написанные в ритме вальса. Вальсовые традиции получили развитие в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и написаны они не в традиционной форме вальса.
Ведущий:
Джаз одно из направлений в музыке.
Джазовое влияние коснулось практически всех ведущих жанров музыки. Особенностью джаза является конфликт ритмов, ставшей в последствии основой специфики джаза. В “эпоху джаза” джазированию подверглись некоторые танцы, вовсе не имеющие непосредственного отношения к джазу. Особенно это коснулось танго, вальса, вальса – бостона. И танго и вальс прочно вошли в репертуар джазовых коллективов.
Ведущий:
Дойдя до наших дней, вальс приобрел такие черты: широту и динамичность, необычайную плавность и легкость.
Евгений Дога замечательный композитор написал много музыки к кинофильмам. Один из лучших и самый любимый вальс к кинофильму “Мой ласковый и нежный зверь”.
Ведущий:
Легкий, красочный, блестящий вальс звучит в кинофильме “Метель” по одноименной повести Пушкина, музыку к которому написал один из лучших советских композиторов Георгий Свиридов.
Ведущий:
И завершит нашу концертную программу вальс современного композитора Е.Доги, в исполнении дуэта аккордеонистов. Аккордеон очень популярен во Франции, его “разливистое” звучание наполнено своеобразным шармом. И сейчас мы с вами совершим прогулку по Парижским бульварам.
К.Н. 10 Е.Дога “Парижский каскад”
Ведущий:
Библиография.
2. Булычевский, Ю.С, Краткий музыкальный словарь для учащихся
4. Фрумкин, В.А. Поговорим о музыке: Занимательный словарь школьника [Текст] / В.А.Фрумкин. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, 1968. – 224с.
5. О бальном танце : Немного истории [Текст] //Молодежная эстрада, 2004.- №3-4. – с.3-7.//
6. Ах, этот вальс!. [Текст] : вальс, вальс – бостон, медленный вальс, фигурный вальс. //Молодежная эстрада с.26 – 110.//
«Путешествие в страну Вальса». Тематическое музыкально-ритмическое занятие в старшей группе
Лариса Ещенко
«Путешествие в страну Вальса». Тематическое музыкально-ритмическое занятие в старшей группе
Тематическое музыкально – ритмическое занятие в старшей группе.
Поволоцкая Л. А. Муз. руководитель
1. Учить детей различать жанры музыки (песня, танец, марш).
2. Уточнять представление детей о вальсе как о танце.
3. Развивать умение передавать смену характера музыки в движениях.
4. Расширять запас слов, обозначающих движения, которые используются в вальсе.
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, музыкальность во время слушания и исполнения вальса.
Оборудование: фланелеграф, портрет композитора П. И. Чайковского.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Звучит музыка. Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас необычное музыкальное занятие. Мы с вами отправимся в музыкальное путешествие. Хотите? (дети отвечают.) Музыка – удивительная страна, где много красивых мелодий.
Муз.Руководитель: А сейчас отгадайте, к какому жанру относится эта музыка. (Исполняется «Вальс» С. Майкопара.)
Дети: Это звучала танцевальная музыка, вальс.
Муз.Руководитель: Правильно, и это значит, что мы отправимся в Страну Вальса, где звучит только вальс, поют только вальсы, танцуют тоже вальсы. Итак, мы отправляемся в путешествие!
Вальс – один из красивейших бальных танцев. На балах под волшебную музыку вальса кружатся нарядные пары.
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихрь шумный,
Чета мелькает за четой.
Муз.руководитель: Ребята, я слышу чьи-то шаги…
Под музыку входит Фея Вальса, танцует.
Фея: Здравствуйте, дети! Я – Фея Вальса. Услышала звуки прекрасной мелодии и пришла к вам. Я очень рада, что вы посетили мою волшебную Страну Вальса. Мне очень интересно, что вы знаете о вальсе?
Слушайте внимательно, отвечайте правильно!
1. Что такое «Вальс»? (танец).
2. Что означает слово «Вальс»? (кружение.)
3. Какие бывают вальсы по характеру? (плавные, задумчивые, грациозные, медленные, спокойные).
4. Где можно услышать мелодию вальса? (В театре, на концертах, по телевидению, по радио).
5. А теперь угадайте и назовите движения, которые я вам покажу под мелодию вальса («лодочка», «кружение», «пружинка с приставным шагом», лёгкий бег).
Фея: Молодцы, ребята! А сейчас я расскажу вам волшебную историю, которая произошла в моём Королевстве Вальса.
Игра «Заколдованное королевство».
(При касании волшебной палочкой Феи, дети выполняют знакомые танцевальные движения вальса. С окончанием музыки, дети останавливаются в танцевальной позе.)
Фея: Без танцев скучно, дети, жить.
Вальс будет каждого кружить.
Вальс станет с вами танцевать
И на балу всех развлекать!
Фея: Мальчики приглашают девочек на танец. Давайте исполним «Вальс дружбы».
Дети исполняют «Вальс дружбы» муз. М. Вескона.
(затем дети рассаживаются на места).
Муз.Руководитель: Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Не спугнуть бы нам его!
(звучит музыка «Вальс» П. И. Чайковского).
Муз.руководитель: Сколько частей в этом произведении?
(дети выкладывают ответы на фланелеграфе).
Муз:руководитель: Давайте ещё раз послушаем и покажем части муз. Произведения. Я думаю, что вы сразу узнали пьесу и вспомнили имя композитора её написавшего.
(дети называют произведение и имя композитора).
Муз.Руководитель: Музыку вальса можно исполнить на музыкальном инструменте, под неё можно танцевать. А можно пропеть мелодию вальса, как вы думаете? Давайте попробуем! В Стране Вальса много разных песен и вот одна из них.
(Исполняется фрагмент песни «Первый вальс» муз. С. Захарова.)
Муз.Руководитель: Как называется эта песня? Из каких частей она состоит?
(Вступление, запев, припев, заключение).
Дети исполняют песню «Первый вальс» муз С. Захарова.
Фея: Ребята, я слышу, как под чудесную музыку вальса с деревьев отрываются и летят осенние листочки. Они кружатся и танцуют!
(Дети исполняют танец «Осенний вальс»).
Фея: Молодцы, ребята! На этом наше путешествие подошло к концу.
Муз.Руководитель: Давайте Фее Вальса скажем: «Спасибо!»
Муз.Руководитель: Вот и закончилось наше удивительное путешествие в Страну Вальса, а следующее мы совершим в Страну Марша.
Комплексно-тематическое планирование области «Музыка», в соответствии с ФГТ. Комплексно- тематическое планирование в области «Музыка» в младшей группе Содержание музыкальной непосредственно – образовательной деятельности.
Конспект беседы о музыке «Его величество вальс» для детей разновозрастной группы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект беседы о музыке «Его величество вальс» для детей разновозрастной группы
Цель: формирование умения различать музыку разного характера и соотносить музыкальные произведения с соответствующим пейзажем.
Образовательная: Учить различать средства музыкальной выразительности.
Развивающая: Развивать творческие способности, умение передавать характер.
музыки в движениях, развивать внимание, музыкальную память детей.
Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к музыке, вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Оборудование: портреты композиторов Ф. Шопена и И. Штрауса, магнитофон.
Здравствуйте, ребята. Я снова приветствую вас в волшебной стране музыки. Вы знаете, в волшебной стране музыки некоторые жанры занимают совершенно особое, королевское положение. Вы хотите узнать, кто же является королем среди танцев?
Как вы сами думаете, что это за музыка? Таким королем среди танцев по праву считается вальс. Его танцевали давным-давно и танцуют сейчас люди во всех странах мира. Вальс звучит на концертной эстраде, в оперном и балетном театрах, в кино и по телевизору. Вальс живет уже триста лет и совсем не постарел. Мы уже знаем, что каждый музыкальный жанр имеет свою историю. Хотите узнать историю вальса?
Здороваются с педагогом.
Дети отвечают на вопрос.
Высказывают свои предположения.
Эмоционально реагируют на предложение воспитателя.
Дети слушают педагога.
Внимательно слушают музыку.
Рассказывают о своих чувствах.
Слушают музыку. Говорят, какая звучала музыка. Делятся своими образами, впечатлениями.
Беседа Что такое вальс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект беседы о музыкальном произведении
с детьми старшей группы на тему «Что такое вальс?»
Цель: сформировать у детей представления о выражении языка в музыке, об основных средствах выразительности.
Задачи: познакомить детей с вальсом, научить детей различать средства музыкальной выразительности; вызвать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения; развивать у детей творческие способности, а также умение передавать характер всей музыки в движениях.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. сегодня мы снова совершим путешествие в волшебную страну «Музыка».
Если вы помните, то в этой стране многие жанры занимают своё особенное, т.е. королевское положение. Сегодня мы с вами узнаем, кто же в стране является главным королём танцев. А как вы сами думаете, что за музыка является королем? (ответы детей)
Так вот я вам расскажу. Королем в нашей волшебной стране среди всех танцев является вальс. Его танцевали еще давным-давно и даже танцуют сейчас люди во всех странах мира. Этот танец звучит на любой концертной эстраде. Но также присутствует и в оперном и балетном театрах. Вальс можно встретить и в кино и по телевизору. Возраст вальса достаточно большой: вальс живет уже триста лет и совсем даже не постарел.
На прошлых занятиях мы уже с вами учили историю каждого жанра. Хотите узнать историю вальса? (ответы детей)
Уже позже вальсы стали писали очень многие композиторы, стали подбирать под них музыку, но сегодня мы с вами познакомимся только с двумя композиторами, которые создали удивительные по красоте музыкальные вальсы.
Первый композитор – это Фредерик Шопен. Он написал не много вальсов, но каждый из них был так прекрасен, что хочется его слушать снова и снова, кружится в нем и повторять движения бес конца. Сегодня мы с вами послушаем один из его вальсов Шопена. Он так и называется «Вальс». При прослушивании предлагаю закрыть вам глаза и представить, как пары людей кружатся под его музыку, плавно и легко, просто и не принужденно.
(Прослушивание «Вальса» до-диез минор)
Что вы почувствовали, прослушав данное произведение? Какие чувства у вас вызывает вальс? Что вы представляли себе при прослушивании? (ответы детей)
Воспитатель. А сейчас мы послушаем вальс второго композитора, которого назвали уже «Королем вальса». Имя этого композитора – Иоганн Штраус. Интересно, что было два Иоганна Штрауса – это отец и сын, и оба они были композиторами и писали прекрасные и легкие вальсы. Но «королем вальса» стал именно Иоганн Штраус – сын. Музыка его вальсов была необычной – сверкающая, блестящая, полетная, очень лёгкая. Сейчас мы с вами послушаем один из его вальсов, который называется «На прекрасном голубом Дунае». Вы также можете закрыть глаза и представить себе картину вальса. (Прослушивание вальса).
Какое настроение у этого вальса? Какие образы вам представляются? (ответы детей)
Правильно ребята, вальс торжественный, «бальный». Кода его слушаешь, легко представить, как на балу кружатся пары, мелькают счастливые лица, праздничные наряды.
3. Заключительная часть.
Воспитатель. Сейчас я еще раз дам вам послушать каждый из вальсов, а вы покружитесь под музыку, почувствуйте ее на себе: её легкость и простоту, изящность и нежность.
На этом наше путешествие в страну «Музыку» на сегодня закончено. На следующем занятии мы снова отправимся туда уже за новой историей.
Музыкально-тематическое занятие для старшей группы «Вальс»
Людмила Ляпина
Музыкально-тематическое занятие для старшей группы «Вальс»
Программное содержание: Развивать у детей способность эмоционально отзываться на музыку. Побуждать детей легко, грациозно исполнять танец с султанчиками. Привлекать внимание детей к слушанию мелодии в ритме вальса. Закреплять умение детей исполнять песню в ритме вальса, делать акцент на сильную долю, соблюдать динамические оттенки, смягчая концы фраз.
Предложить детям самостоятельно импровизировать мелодию на заданное четверостишие и танцевальные движения в ритме вальса.
Совершенствовать музыкальный слух, развивать чувство ритма.
Ход занятия.
Дети свободно входят в зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Наше сегодняшнее занятие посвящено вальсу. Мы слушали с вами разные вальсы, пели песни в ритме вальса и танцевали. Что такое вальс?
Дети: «Вальс» это танец.
Музыкальный руководитель: Правильно. А вы знаете, что означает слово «вальс«? В переводе с французского языка оно означает «кружиться». Это плавный танец.
А сейчас музыкальная разминка: повторим упражнения, которые мы с вами делали на прошлом занятии. Рассыпались, как горошинки, по всему залу.
Музыкальный руководитель. А сейчас мы с вами станцуем танец с султанчиками.
Дети танцуют танец с султанчиками.
Музыкальный руководитель: А сейчас музыкальная загадка (играю вступление)Дети угадывают: «Вальс«. Кто написал? (композитор Тиличеева) Послушайте этот вальс и ответьте на мои вопросы. (Играю) Какие чувства, какое настроение передаёт эта музыка?
Дети: Это нежная, плавная, немного грустная музыка.
Музыкальный руководитель: Правильно. Ласковая, спокойная, задумчивая, мягкая. Давайте прислушаемся к мелодии. Она Она опускается и опускается всё ниже, звучит более настойчиво, взволнованно и снова поднимается, становится мягкой, спокойной (сравнить с волной).Самое напряжённое, беспокойное яркое звучание в музыке называется кульминацией. Мелодия достигает самых высоких звуков. Послушайте ещё раз. Поднимите руку, когда услышите кульминацию.
Дети поют «Вальс» Тиличеевой.
Музыкальный руководитель: А сейчас вспомните песни в ритме вальса, которые мы с вами разучивали. («Цветная песенка» Иорданского, «Песня о маме» Тиличеевой).
Споём «Цветную песенку» по рядам и определим, чей ряд поёт лучше, почему (голоса сливались со звучанием фортепиано, отчётливо были слышны слова)ю Ещё раз споём песню стоя, прислушиваясь друг к другу и будем стараться, чтобы голоса звенели «как колокольчики». (Дети поют).
Музыкальный руководитель: Теперь вспомним песенку о маме. Мелодия этой песенки тоже написана в ритме вальса. (Поют). А сейчас поём по цепочке, я хочу услышать голос каждого. (Дети поют песню о маме).
Музыкальный руководитель:А сейчас вспомним домашнее задание: сочинить каждому свою песенку в ритме вальса на слова: «Мы танцуем вальс, плавный танец вальс» (Дети поют свои песенки).
Музыкальный руководитель: А сейчас танцуем. У каждого свои движения, свой вальс.
Танцевальное творчество: импровизация вальса.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Я думаю, когда вы услышите музыку вальса, вам обязательно захочется потанцевать.
«Поиграем с Весной». Музыкально-тематическое занятие в средней группе Цель: Обогащать эмоциональные впечатления детей новыми видами эстетических переживаний. Различать жанровые особенности музыкальных произведений.
Тематическое занятие для старшей группы «Широкая Масленица» с участием родителей «Широкая Масленица» Тематическое занятие для старшей группы Матрешка: Здравствуйте, люди разные! Дельные и праздные! Я зову к себе ребятишек,.
«Весенний вальс». Утренник к 8 Марта для старшей группы детского сада Цель: • Создание праздничной атмосферы. Задачи: • Формировать дифференцированные представления о профессиях, домашних обязанностях женщины.
Музыкально-игровое занятие с элементами логоритмики для детей старшей группы «Карлсон в гостях у детей» Цель: Познакомить детей в игровой форме с помещениями детского сада. Расширять кругозор, развивать внимание, память, моторику, чувство темпа.
«Наша Родина-Россия». Тематическое занятие для старшей группы детского сада Наша Родина – Россия. Тематическое занятие для старшей группы детского сада. Цель: Развивать у детей интерес к истории и традициям своей.
Сердце матери лучше солнца греет (тематическое занятие для детей старшей группы) Сердце матери лучше солнца греет (тематическое занятие для детей старшей группы) Программное содержание: Познакомить с особенностями распределения.
«Зимняя мозаика». Музыкально-тематическое занятие по ритму с использованием музыкальных инструментов «Зимняя мозаика» Музыкально-тематическое занятие по ритму, с использованием музыкальных инструментов Оборудование: синтезатор, магнитофон,.