Что такое верхняя палата парламента
Верхняя палата
Верхняя палата — одна из двух палат в двухпалатном парламенте. Вторая палата называется нижней. Верхняя палата, как правило, более консервативна и занимает проправительственную сторону.
Верхняя палата, как правило (но не всегда), отличается от нижней палаты, по крайней мере одним из следующих аспектов:
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Верхняя палата» в других словарях:
Верхняя Палата — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN Upper House The body of a bicameral legislature comprising either representatives of member states in a federation or a select number of individuals from certain privileged… … Справочник технического переводчика
Верхняя палата — (англ. Upper House) в конституционном праве традиционно установившееся наименование одного из законодательных собраний в государствах, где народное представительство осуществляется через … Энциклопедия права
Верхняя палата — установившееся в науке государственного права наименование одного из законодательных собраний в государствах, где народное представительство организовано по двухпалатной системе. Верхняя палата существует в настоящее время в Англии, Франции,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Верхняя палата — см. в статьях Парламент, Двухпалатная система … Большая советская энциклопедия
Верхняя палата — (англ. Upper House) в конституционном праве традиционно установившееся наименование одного из законодательных собраний в государствах, где народное представительство осуществляется через двухпалатный парламент. В конституциях разных государств… … Большой юридический словарь
верхняя палата — (в парламенте) … Орфографический словарь русского языка
верхняя палата — В некоторых странах: название высшего законодательного органа … Словарь многих выражений
Сенат (верхняя палата) — верхняя палата в парламентах Франции, Италии, Испании, Бельгии, Румынии, Соед. Штатов, отдельных сев. амер. штатов, Канады, Мексики, Аргентины, Бразилии. Состав и роль ее см. Верхняя палата. В Гамбурге, Любеке и Бремене С., члены которого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПАЛАТА — (от лат. palatium дворец). 1) великолепное здание. 2) название некоторых присутственных мест в России. 3) во Франции и Англии: часть парламента. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАЛАТА 1)… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАЛАТА — палаты, жен. [латин. palatium]. 1. только мн. Дворец, великолепное здание, первонач., встарину, каменное (устар.). «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты.» Пушкин. Боярские палаты. «Великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах… … Толковый словарь Ушакова
Основы парламентского права России
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации: общая характеристика
Парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти, принятии государственного бюджета, а также контроле за его исполнением и исполнительной властью.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом РФ.
Представительный характер Федерального Собрания означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа Российской Федерации, всех субъектов Российской Федерации, учитывает волю и интересы проживающих в них социальных слоев и социальных групп российского общества.
Правовой статус российского парламента закреплен в главе 5 Конституции РФ, которая носит название не законодательной власти в целом, а только федерального органа законодательной власти — Федерального Собрания. Следует учитывать, что наряду с федеральным парламентом в России существуют законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.
Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Совета Федерации (так называемая «верхняя» палата) и Государственной Думы (так называемая «нижняя» палата).
Совет Федерации и Государственная Дума проводят свои заседания раздельно. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 100 Конституции РФ, палаты парламента могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц (ст. 103.1 Конституции РФ). Порядок осуществления парламентского контроля определяется Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ «О парламентском контроле», Федеральным законом от 27декабря 2005г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» и регламентами палат Федерального Собрания.
Статья 98 Конституции РФ наделяет сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, которая может быть снята по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.
Правовой статус сенаторов РФ и депутатов Государственной Думы конкретизируется и детализируется в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Совет Федерации — «верхняя» палата парламента: порядок формирования, структура, компетенция
Совет Федерации — это конституционный орган Российской Федерации, призванный отражать ее федеративное государственное устройство. Являясь инструментом и площадкой консолидации регионов и федерального центра, Совет Федерации обеспечивает баланс общегосударственных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.
Этому способствует и порядок формирования «верхней» палаты российского парламента.
Парламентарии, входящие в состав Совета Федерации, именуются сенаторами (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят:
а) по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;
б) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора РФ;
в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Сенатором может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Сенаторам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ (ч. 4 ст. 95 Конституции РФ).
Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности (ч. 5 ст. 95 Конституции РФ).
Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей, осуществляющих полномочия сенаторов пожизненно, назначаются сроком на шесть лет (ч. 5 ст. 95 Конститу ции РФ).
Структура Совета Федерации включает в себя Совет палаты, комитеты и комиссии.
Компетенция Совета Федерации:
Государственная Дума — «нижняя» палата парламента: порядок выборов, структура, компетенция
Государственная Дума — это так называемая «нижняя» палата парламента. В отличие от Совета Федерации, который представляет интересы субъектов РФ и федерального центра, она призвана представлять интересы всей российской нации, всего многонационального народа России.
Государственная Дума состоит из450-ти депутатов, избираемых путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании по так называемой смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе сроком на 5 лет. Половина депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат). Вторая половина — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, с заградительным пунктом в 5%.
Структура Государственной Думы включает в себя Совет
Государственной Думы, комитеты и комиссии, депутатские объединения (фракции и депутатские группы).
Компетенция Государственной Думы:
Основания и порядок роспуска Государственной Думы Президентом Российской Федерации
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ:
а) трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства РФ, представленных Президентом РФ. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);
б) трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, если более одной трети должностей членов Правительства РФ остаются вакантными. В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ч. 4 ст. 112 Конституции РФ);
в) повторное в течение 3-х месяцев выражение недоверия Правительству РФ Государственной Думой. В этом случае Президент может либо распустить Государственную Думу, либо отправить в отставку Правительство (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);
г) Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ, Президент РФ в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство РФ в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству РФ откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).
Согласно части 3 статьи 109 Конституции РФ, Государственная Дума не может быть распущена:
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109 Конституции РФ).
Федеральный законодательный процесс в Российской Федерации
Правовые основы федерального законодательного процесса в Российской Федерации составляют Конституция РФ (прежде всего, ст.ст. 104–108), Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а также регламенты палат Федерального Собрания.
Федеральный законодательный процесс в Российской Федерации включает в себя следующие стадии.
1. Законодательная инициатива — внесение уполномоченным субъектом законопроекта в Государственную Думу.
К субъектам права законодательной инициативы относятся Президент РФ; Совет Федерации; сенаторы; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ по вопросам их ведения.
Финансовые законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ. При этом характер такого заключения (положительный или отрицательный) не влияет на дальнейший ход законодательного процесса.
2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе осуществляется, как правило, в трех чтениях.
Первое чтение заключается в том, что на этом этапе оценивается концепция законопроекта, идея законопроекта, решается вопрос, нужен ли этот закон, имеются ли пробелы в законодательстве по предмету регулирования законопроекта. Затем он направляется в соответствующий комитет Государственной Думы для доработки.
Второе чтение — это центральный, главный этап обсуждения законопроекта Государственной Думой. Оно представляет собой детальное, постатейное его обсуждение. На этапе второго чтения депутаты вносят поправки, изменения и дополнения в текст законопроекта.
Третье чтение состоит в голосовании «за» или «против» принятия законопроекта в целом. Внесение каких-либо изменений в текст законопроекта на этапе третьего чтения не допускается.
Законопроект может быть отклонен на этапе любого из чтений.
3. Принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (226 голосов и более). Федеральные конституционные законы одобряются двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов и более).
После того, как федеральный закон принят Государственной Думой, он направляется в Совет Федерации в течение 5-ти дней. Таким образом, наступает четвертая стадия законодательного процесса.
4. Одобрение принятого Государственной Думой закона Советом Федерации. Если в течение 14-ти дней Совет Федерации не принял к рассмотрению федеральный закон, принятый Государственной Думой, то он считается одобренным этой палатой. Если Совет Федерации принял к рассмотрению закон, то он считается одобренным этой палатой, если за него проголосовало большинство сенаторов. В ст. 106 Конституции РФ закрепляется перечень вопросов, федеральные законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации и считается одобренным этой палатой, если за него проголосовало не менее трех четвертей от общего числа сенаторов.
Принятый парламентом федеральный закон в течение 5-ти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
5. Подписание и обнародование закона Президентом РФ.
Президент РФ в течение 14-ти дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7-ми дней и обнародованию.
Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом.
Если Конституционный Суд подтвердит конституционность федерального закона, Президент подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом соответствующего решения. Если Конституционный Суд не подтвердит конституционности федерального закона, Президент возвращает его в Государственную Думу без подписания.
На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые официально опубликованы.
Что такое российский парламент
В России действует Федеральное Собрание — законодательный и представительный орган власти. Оно состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Его деятельность регулируется Конституцией РФ, различными федеральными законами, а также Регламентом.
Смотрите также
Поздравление Вячеслава Володина с Днем российского парламентаризма
Какие полномочия есть у Совета Федерации
Сенаторы на заседаниях одобряют либо отклоняют законы, принятые ранее ГД. После их одобрения документы отправляются на подпись Президенту.
В соответствии с Основным законом к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России; назначение выборов Президента.
Также сенаторы по представлению Президента назначают на должность Председателя Конституционного Суда, его заместителей и судей КС, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС.
Дополнительно
Вячеслав Володин: у России свой ген демократии, вживлять чужой не нужно
Совет Федерации принимает участие в консультациях по предложенным Президентом кандидатурам на должность федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. Кроме того, в полномочиях СФ — проведение консультаций по предложенным главой государства кандидатурам на должность Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов Федерации.
Какие полномочия есть у Государственной Думы
К ведению ГД относится принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов, контроль деятельности Правительства Российской Федерации, утверждение кандидатуры Председателя Правительства по представлению Президента, утверждение по представлению Председателя Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (за исключением министров «силового блока»), назначение и освобождение от должности руководителя Центрального банка, заместителя Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, вопросы международного парламентского сотрудничества.
Кто может стать сенатором
Сенатором может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство другой страны.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом ГД.
В Совет Федерации входят также и представители Российской Федерации, назначаемые Президентом, число которых составляет не более 30 человек, а также Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Кто может быть избран в ГД
В соответствии с Конституцией РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В частности, у такого человека не должно быть иностранного гражданства или вида на жительство.
Депутаты работают на постоянной основе и не могут заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В голосовании на выборах в ГД имеют право принимать участие граждане РФ, достигшие 18 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным, и никто не вправе препятствовать волеизъявлению граждан.
Как заседает Федеральное Собрание
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.
Что может парламентарий
Формами деятельности парламентария являются:
Также парламентарий имеет право направить «обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан».
Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Государственная Дума в цифрах