Что такое вертушка для струн
Чтобы совершенствовать мастерство исполнения, не нужно заучивать все существующие аккорды и бои. Можно действовать иначе. Например, развивать скорость пальцев левой руки и чувство ритма. Но набивать руку на упражнениях скучно и непродуктивно, ведь они никогда не понадобятся в реальной музыке.
Вертушки на гитаре. Общая информация
Я предлагаю практиковаться на приемах, которые требуют серьезной подготовки. Их отличие от упражнений на развитие скорости в том, что подобные вещи встречаются в настоящих музыкальных композициях.
Поначалу они кажутся сложными, но с опытом вы сможете не только применять этот прием, но и играть увереннее в общем. Сегодняшняя тема – вертушки на гитаре.
Что такое гитарные вертушки
Это быстрый зацикленный пассаж, чаще всего электрогитарный. Такие фразы вставляют в кульминации сольных партий. Они драйвовые, выделяются на фоне остального звучания.
Их используют в разных жанрах:
Это эффектный прием, который создает впечатление виртуозной игры. Но это лишь аудио иллюзия. Для игры вертушек на гитаре нужно не так много усилий, как кажется слушателю. Этот прием стоит выучить, чтобы иметь возможность покрасоваться и разнообразить размеренную игру.
Принцип исполнения
Главный трюк игры вертушками на гитаре в зацикливании. Музыкант придумывает фразу (чаще всего на высоко звучащих ладах) так, чтобы она была простой. В ней не очень много нот. Обычно полтакта – такт, то есть 4-8.
Наступает время практики: нужно отточить технику так, чтобы исполнять на большой скорости.
Теперь такт повторяют несколько раз. Чтобы он не казался однообразным, в одном ключе создают больше одной последовательности нот и чередуют отрывки.
Мы получаем отрывок соло, который звучит «сложно», хотя не требует больших затрат. Этого достигают за счет маленькой длины отрывка и использования одной струны.
Это не значит, что усилия прилагать не нужно. Потребуется практика, чтобы нарастить скорость – самый впечатляющий элемент исполнения.
Как придумать гитарную вертушку
В прошлом абзаце вы встретили слово ключ. Оно могло быть непонятным.
Как и любая музыка, кроме намеренно диссонансной, вертушка для гитары создается в определенной гамме – мажорной или минорной. Кроме того, она строится вокруг определенной ноты – тоники. Все остальные должны с ней сочетаться. Легче всего искать соответствия по кварто-квинтовому кругу.
Смотрите по нему, какие звуки сочетаются и расставляйте их рядом.
Как применять вертушки
Чаще всего вертушки используются в соло-частях и в их кульминациях, чтобы сделать акцент. Их проигрывают несколько тактов, добиваются высшей точки напряжения, потом его снимают и переходят к более размеренному ритму.
Упражнения на отработку
Для развития мастерства подойдут любые упражнения с возвратом:
Несколько табулатур для тренировки:
Это адаптированный для гитары фрагмент из каприса Паганини. Попрактикуйтесь, обязательно под метроном.
А это второй фрагмент оттуда же.
Теперь сыграйте их поочередно. Менять позицию руки на гитаре после каждых 4 нот неудобно, поэтому лучше менять через каждые 2 такта (то есть 8 нот). Чтобы композиция стала совсем логичной, каждый фрагмент повторим по 4 раза. Постепенно увеличивайте количество ударов в минуту, и вот – ваша первая вертушка сыграна.
Примеры композиций с вертушками
Мы разобрали вертушки – драйвовый и эффектный прием. А какие ваши любимые фишки на гитаре, сложные ли они? Делитесь статьей с друзьями-гитаристами, надеюсь, она будет полезна! Сохраняйте текст в закладки, чтобы вернуться к нему во время обучения.
Вертушки на гитаре. Обучение приему игры с примерами и упражнениями
Вертушки на гитаре. Общая информация
Вертушки на гитаре – один из самых эффектных и красивых музыкальных приемов. Каждый гитарист в своей жизни если не играл, то точно слышал использование вертушек в той или иной композиции. В данной статье мы подробно разберем и расскажем, какие навыки нужны для их исполнения и сочинения.
Что такое гитарные вертушки?
По своей сути, вертушки на гитаре – это небольшая музыкальная фраза, сыгранная в среднем или высоком темпе несколько раз по ходу исполнения соло. Она может двигаться по грифу, но ее гармоническая структура никак не изменяется, и после своего окончания она выходит в следующую часть партии. Гитарные вертушки можно часто услышать в хард-роке, метале и других смежных жанрах. Основная фишка этого приема – в его звучании и то, как все выглядит со стороны. Вертушки очень эффектно выглядят для зрителя, и создают ощущение сложной и быстрой партии. С их помощью можно акцентировать внимание на части композиции, добавить напряжения и украсить инструментальную часть песни.
Принцип исполнения
Как придумать гитарную вертушку?
В первую очередь – вам надо придумать полноценную сольную партию в интересующую вас композицию. Важно не только понимать, какие ноты играете вы, но и как движется гармония внутри композиции.
После этого выберите один из сегментов сольной партии и придумайте для него небольшую зацикленную музыкальную фразу, которая хорошо звучит в высоком темпе. Если вы не можете сыграть ее быстро – то потренируйтесь. Кроме этого, наверняка вы сможете найти места, где ноты можно извлекать при помощи приема легато. Вы можете обратить внимание на то, какие аккорды играются в текстуре композиции, и попробовать обыграть их.
Один из самых действенных способов придумать вертушку – взять небольшой кусочек известной вам музыкальной композиции, выкинуть из него несколько нот и зациклить. Это очень распространенный прием у метал-музыкантов, особенно играющих в жанре Fusion, где часто можно услышать знакомые кусочки классических произведений. Звучание вертушек ограничено только вашей фантазией и музыкальным арсеналом мелодических и технических приемов.
Как применять вертушки
Чаще всего вертушки используются как средство выражения и акцентирования внимания на какой-то части музыкальной композиции. За счет того, что мелодика этого приема повторяется в цикле, создается ощущение напряженности, стояния на месте. Особенно эффектно это будет звучать, если вертушка постоянно оканчивается на неполной ноте, или субдоминанте – тогда слушатель будет хотеть, чтобы мелодия, наконец, разрешилась, однако этого не будет происходить, что и создаст ощущение незаконченности, напряжения, подготовки.
Кроме этого, со стороны вертушка выглядит очень эффектно и сложно, особенно если слушатель сам не играет на гитаре. Ваши руки двигаются очень быстро, за счет динамики, кажется, что вы играете очень много нот – несмотря на то, что все это время вы, по факту, находитесь внутри одной позиции. Таким образом, можно создать для публики «шоу», впечатлить ее и подарить больше эмоций от вашей музыки.
Упражнения на отработку
Упражнение 1
Здесь мы играем небольшой паттерн на одной струне. Помните про аппликатуру – каждый палец должен находиться на своем ладу. Постепенно увеличивайте темп, в котором играете, и вы получите классическую вертушку, движущуюся по гармонии.
Упражнение 2
То же самое – но теперь на двух струнах.
Упражнение 3
Теперь отработаем прием легато, сыграв небольшой быстрый паттерн на одной струне.
Упражнение 4
Усложним задачу – теперь нам надо играть паттерн сразу на трех струнах, используя при этом прием легато. Обратите внимание на гармонию – в ней используется гармонический минор, за счет чего она звучит по-восточному. Вам потребуется также постепенно наращивать темп и играть эту мелодию быстро.
Упражнение 5
Теперь – закрепление всего, что мы выучили. Здесь вам потребуются как навыки обычной сольной игры, так и легато. Кроме того, обратите внимание на музыкальный размер паттерна – он необычный, 5/4, поэтому внимательно следите за тем, как он играется. Это упражнение не только даст вам еще один паттерн в свой арсенал, но и позволит понять, как вообще звучат нечетные музыкальные размеры.
Примеры композиций с вертушками
Ниже приведены примеры различных рок-композиций с использованием вертушек.
Подарки гитаристу 2016
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Всем привет! Тут, вроде как, у нас Новый Год на носу, поэтому уже во всю нужно озаботиться подарками. Ну, а так, как мы люди гитарнутые, то и подарки для нас должны быть соответствующие.
Я, кстати, уже писал пару статей по этому поводу. Но тогда в 2012 году вечнозеленый стоил еще около 30, а не 70+, как сейчас, так что сегодня у нас будет, можно сказать, антикризисный список подарков. «чистасимвалически», так сказать.
1. Средства по уходу за гитарой
Ну, например, Guitar Polish от Ernie Ball или Dunlop. Вещь в хозяйстве полезная, да и стоит около 600 руб.
Ну, если вы парень состоятельный, то можно раскошелиться и на Gibson G-CAREKIT1, который обойдется вам около 3х килорублей.
2. Вертушка для струн
Если честно, не знаю, как правильно называется эта штука. Но, знаю, что каждый раз при замене струн я всегда жалел, что у меня такой нет. Жалел, правда, то того момента, когда все струны были поставлены. Тут уже точка зрения менялась, и эта хрень мне казалась абсолютно бесполезной. Точнее так, покупать бы я её не стал, а вот получить в подарок? Почему нет?
Например, Dunlop Deluxe String Winder.
Стоит около 300 руб.
Ну а состоятельным парням можно посоветовать электрифицированную версию данного девайса — Ernie Ball Powered String Winder
Не знаю, сколько стоит у нас, но на Амазоне продают за 15 баксов. Так что, думаю, что у нас будет стоить чуть больше 1 тыс. руб.
3. Слайд
Ну да. Почему нет? Вот у меня, например, так и нет слайда. Как не тянуло… А вот, если бы был… Например такой — Dunlop Moonshine Slide
4. Коннекторы для педалей
Да-да, для больных GAS, думаю, будет актуально. Я вот про такие.
Если честно, не знаю, как у них с качеством, но на Алиэкспресс подобный наборчик продают за примерно 700 руб.
5. Тюнер прищепка
В Музторге сейчас такой стоит 1200 руб. А в прошлом году я его покупал за 700…
Ладно, я, пожалуй, на этом закончу. Но с удовольствием послушаю ваши предложения в камментах.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Что такое вертушка для струн
Аппликатурная модель. Что это такое, и как она поможет Вам сочинять, исполнять и варьировать Ваши вертушки.
В предыдущей серии мы узнали — как вертушки помогают удерживать внимание слушателя, а попутно:
— пополнили запас знаний по теории,
— выяснили какой из пальцев левой руки играет роль якоря, и для чего это нужно,
— а также разобрали вертушку Стива Вая из фильма «Перекресток».
А в этом занятии мы усвоим очень важную концепцию аппликатурной модели.
Почему важную – потому что она поможет нам легче понимать, как строить наши вертушки, и плодить их на основе моделей в промышленных масштабах…
Самый простой способ понять эту концепцию – сыграть вертушку и посмотреть, какие точки на грифе при этом у нас задействованы. Когда они у нас «высветятся», то мы и увидим эту самую модель.
При этом мы сразу определим, в какой гамме она играется, в каком боксе или боксах этой гаммы, сколько струн у нас задействованы и сколько таких точек у нас приходится на каждую струну. Вот последнее – сколько точек приходится на каждую струну и есть основа аппликатурной модели вертушки.
Как правило, эти точки располагаются в пределах досягаемости пальцев левой руки без смены позиции. То есть для гарантированного исполнения в быстром темпе вертушки будет лучше, если указательный палец продолжит оставаться якорным.
Конечно, есть вертушки и в модели четыре и даже пять нот на одной струне – и я позже такую вертушку покажу – но основные модели – это по две ноты и по три ноты на одной струне.
А также есть комбинированные, такие как «1 + 2», «1 + 3», «2+ 3». Сейчас будет понятно, о чем тут речь.
Вот две ноты на струне, через лад. Такая аппликатура чаще встречается в пентатонике, но бывает и гаммах натуральных ладов.
Возьмем аппликатуру пентатоники, и…
…Выделим в ней подобные участки.
Давайте для наглядности разделим на несколько групп. Первая группа.
И так… Вторая группа.
…и вот так — третья группа.
Я могу на одной струне, на этих двух точках сыграть например вот такую вертушку.:
Сам цикл вертушки состоит из трех нот, но одна из них повторяется дважды. Это и есть аппликатурная модель «по две ноты на струне».
А вот модель » по три ноты на струне» Выделяем из аппликатуры гаммы модель на одной струне — например, на первой.
Будет так:
И вот самая простая вертушка в такой модели:
А теперь смотрите, мы оставляем ту же модель, но меняем как бы «порядок чередования нот».
Будет еще одна вертушка в той же модели:
И еще раз поменяем — еще одна вертушка. Модель остается, вертушки — меняются:
А сейчас будут несколько важных принципиальных моментов, из которых будет понятно, зачем вообще нужна аппликатурная модель, и что с ней можно делать.
Первый.
Недавно – для того чтобы понять, что такое аппликатурная модель, мы с вами представляли готовую вертушку и отмечали точки на грифе по которым она играется.
А теперь сделаем обратный процесс: возьмем гамму на грифе и «вырежем» из нее кусочек, отвечающий той или иной модели, допустим «по три ноты на струне».
Помните, что это должны быть три ноты, досягаемые в пределах одной позиции, так как указательный палец у нас стоит на месте, работая «якорем».
На этих точках у нас получается вертушка.
А теперь представим расположение ступеней гаммы на одной струне.
И передвинем эту модель, допустим на один шаг вверх. Заметьте, не на один лад, и не на один тон, а именно на одну ступень вверх, конечно сменив, при этом позицию. И получим снова модель «три ноты на струне».
Сыграем ту же вертушку здесь в новой версии модели. И далее так же…. И вот что получается из модели по три ноты на струне:
Итак. Любую модель можно смещать по ступеням гаммы – в восходящем или нисходящем движении и получить протяженный пассаж, состоящий как бы из отдельных вертушек, каждая из которых обладает всеми преимуществами вертушки.
Как то: нам легко ее играть, мы понимаем где мы находимся, и можем остановить цикл в любой момент и выйти на устойчивую ноту.
Принципиальный момент №2. Мы может применить принцип переноса модели не только на одной струне вдоль грифа, но и так сказать «поперек грифа». Давайте возьмем ту же модель «по две ноты на струне» и распространим ее на две струны.
Мы перенесли модель по две ноты на струне еще на одну струну и зациклили ее. Получилась очень популярная вертушка.
Момент №3. Сейчас мы получившуюся вертушку с той же моделью можем смещать и вдоль грифа, используя, допустим, гамму пентатоники.
Момент №4. Наверное, Вы уже догадались, что вертушку можно двигать поперек грифа и на больший диапазон, чем две струны. Вот трехструнная вертушка:
А это ее аппликатурная модель »1 + 2 + 1″
Но и это еще не все.
Аппликатурную модель можно распространить поперек грифа на сколько угодно струн – хоть на все 6.
Помните вот эту вертушку в модели «по 2 ноты на струне» на двух струнах?
Смещаем модель — конечно пользуясь аппликатурой пентатоники — на струну ниже, и еще на струну ниже, и в итоге получаем это:
Точно так же можно перемещать и двухструнную вертушку и даже трехструнную.
Будет больше повторов, мы получим более длительный и даже громоздкий скоростной пассаж.
Но при этом –
Принципиальный момент №5 –
Для нас он будет состоять из отдельных вертушек, каждую из которых можно повторить, или наоборот завершить, и главное, мы можем в любой момент поменять направление, начиная играть снова вверх или вниз, причем как поперек грифа, так и вдоль него. И при этом мы можем использовать ту же самую аппликатурную модель, а значит, не будем особо перегружать наши мозги и напрягаться. У вас теперь полный гриф вертушек. Вселенная. Але-ап! 🙂
Подписывайтесь на мой канал Youtube:
И в мою группу в социальной сети ВКонтакте где также много полезной и интересной информации.
Особенно рекомендую подписаться на сообщения от группы. Это поможет Вам не упустить ничего важного.